Бюджетные субсидии

Формами оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики на текущее их функционирование являются, помимо прочего, субсидии. Субсидии юридическим лицам (за исключением государственным (муниципальным) учреждениям), предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров (работ, услуг) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с их производством (реализацией). Такие субсидии предоставляются:

  1. из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ – в случаях и порядке, предусмотренных законом о федеральном бюджете, законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актамиПравительства РФ;
  2. из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете, законами о бюджетах территориальных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами высшего исполнительного органа субъекта РФ;
  3. из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными актами местной администрации.

Акты, регулирующие предоставление субсидий названным получателям, должны определять:

  1. категории и критерии отбора получателей;
  2. цели, условия и порядок предоставления субсидий;
  3. порядок возврата субсидий в случае нарушения установленных условий.

В бюджетах могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг. Порядок определения объема и предоставления таких субсидий из федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией. В законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями. Порядок определения их объема и предоставления из федерального бюджета устанавливается Правительством РФ.

Бюджетная субсидия определение

В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины:

бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории;

государственный внебюджетный фонд — форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления;

дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами;

профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами;

дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе;

субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением;

бюджетная роспись — документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации;

бюджетные ассигнования — бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств;

бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

целевой иностранный кредит (заимствование) — форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций;

связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране кредитора;

нефинансовые кредиты международных финансовых организаций — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций;

государственный или муниципальный заем (заимствование) — передача в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа;

государственный или муниципальный долг — обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц;

внешний долг — обязательства, возникающие в иностранной валюте;

внутренний долг — обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.

расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда);

бюджетные обязательства — расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год;

межбюджетные отношения — взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса;

Читайте так же:  Договор с аренды бани

межбюджетные трансферты — средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

бюджетные полномочия органов государственной власти (органов местного самоуправления) — установленные законодательством Российской Федерации права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;

смета доходов и расходов населенного пункта, другой территории, не являющейся муниципальным образованием, — утвержденный органом местного самоуправления поселения план доходов и расходов распорядителя (главного распорядителя) средств местного бюджета, уполномоченного местной администрацией поселения осуществлять в данном населенном пункте (другой территории), входящем (входящей) в состав территории поселения, отдельные функции местной администрации;

кассовое обслуживание исполнения бюджета — проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Бюджетная субсидия: учет у плательщиков ЕСХН

Коммерческие организации — плательщики ЕСХН бюджетные субсидии включают в состав доходов. При этом для субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ), предусмотрен специальный порядок их учета в составе доходов. Поскольку в вопросе не указано, какая именно субсидия получена компанией, рассмотрим два варианта: общий порядок учета субсидии и учет субсидии, полученной в соответствии с Законом № 209-ФЗ.

Общий порядок учета субсидий

Предоставление бюджетных субсидий регламентируется положениями ст. 78 БК РФ. Согласно этой норме субсидии даются производителям товаров (работ, услуг) в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров. Таким образом, субсидия или компенсирует неполученную выручку (если она предоставлена в целях возмещения неполученных доходов), или освобождает компанию от расходования собственных средств (если она получена в целях возмещения понесенных затрат). Следовательно, в любом случае у компании возникает экономическая выгода, которая в целях налогообложения признается доходом (ст. 41 НК РФ).

Получение субсидии

Пунктом 1 ст. 346.5 НК РФ установлено, что плательщики ЕСХН определяют доходы в порядке, предусмотренном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ. К ним относятся доходы от реализации, представляющие собой выручку от продажи товаров (работ, услуг) и имущественных прав (подп. 1 п. 1 ст. 248, ст. 249 НК РФ), и внереализационные доходы (подп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ). В состав доходов также включаются безвозмездно полученные имущество (работы, услуги) и имущественные права (п. 2 ст. 248 НК РФ).

Доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ, при применении ЕСХН не учитываются (п. 1 ст. 346.5 НК РФ). Среди них, в частности, названы доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), и целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Однако бюджетные субсидии производителям товаров (работ, услуг) ни к средствам целевого финансирования, ни к целевым поступлениям не относятся. В подпункте 14 п. 1 ст. 251 НК РФ определено, что средством целевого финансирования является имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами. Но в случае бюджетной субсидии ее источником является не организация (физическое лицо), а соответствующий бюджет (федеральный, региональный, местный). Кроме того, в перечне видов целевого финансирования, приведенном в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, значатся лишь субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям. А целевыми являются только поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Таким образом, бюджетные субсидии сельхозпроизводителям под действие подп. 14 п. 1 ст. 251 и п. 2 ст. 251 НК РФ не подпадают и должны учитываться при определении налоговой базы по ЕСХН. Минфин России это подтверждает. В письмах от 15.03.2016 № 03-11-11/14239, от 24.02.2015 № 03-11-11/9002 он указал, что субсидии, полученные сельхозпроизводителями в целях возмещения затрат на производство молока, на приобретение сельскохозяйственной техники, на оказание несвязанной поддержки сельхозпроизводителям в области растениеводства, должны учитываться при определении налоговой базы по ЕСХН в порядке, предусмотренном главой 26.1 НК РФ.

На ЕСХН датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (подп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ). Поэтому вся сумма субсидии включается в состав доходов на момент ее поступления на расчетный счет компании.

Возврат неиспользованного остатка субсидии

Чиновники рассматривают возврат в соответствующий бюджет суммы остатка не израсходованных организацией субсидий как новое обстоятельство, влияющее на размер действительных налоговых обязательств (письма Минфина России от 16.05.2014 № 03-03-10/23121, ФНС России от 30.06.2014 № ГД-4-3/[email protected]). В связи с этим они указывают, что на общем режиме налогообложения сумма перечисленного в доход бюджета остатка неиспользованных субсидий должна быть учтена в составе внереализационных расходов отчетного (налогового) периода, в котором произведено указанное перечисление.

Но на ЕСХН такой возможности у компаний нет, поскольку перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по ЕСХН (п. 2 ст. 346.5 НК РФ), является закрытым. И в нем суммы остатка неиспользованных субсидий, возвращенных в бюджет, не названы. На наш взгляд, при возврате неиспользованного остатка субсидии плательщик ЕСХН должен скорректировать налоговую базу, сформированную в периоде получения субсидии. Ведь та ее неиспользованная часть, которая возвращается, не принесла компании никакой экономической выгоды, а значит, не является ее доходом.

Учет субсидий, полученных в соответствии с Законом № 209-ФЗ

Статьей 17 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов, в том числе путем предоставления субсидий. Таким образом, субсидии в соответствии с Законом № 209-ФЗ могут быть получены только из регионального или местного бюджета компаниями, которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с условиями, указанными в п. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ.

Для таких субсидий предусмотрен специальный порядок учета. Согласно подп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ субсидии признаются в доходах пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет субсидии, но не более двух налоговых периодов с даты ее получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. В письме от 21.06.2011 № ЕД-4-3/[email protected] ФНС России пояснила, что вышеуказанные субсидии признаются в доходах на дату признания расходов, произведенных за счет средств субсидии. Таким образом, в отличие от общего порядка, субсидия, полученная в соответствии с Законом № 209-ФЗ, включается в доходы не сразу в момент ее поступления на счет, а постепенно, вместе с расходами, произведенными за счет нее. И поскольку суммы одновременно признаваемых дохода и расхода одинаковы, никакой налоговой нагрузки на получателя субсидии не оказывается.

Читайте так же:  До какого срока можно подать документы на налоговый вычет

При возврате неиспользованного остатка субсидии, полученной в соответствии с Законом № 209-ФЗ, никаких налоговых последствий не возникает. Ведь неиспользованная часть субсидии не была учтена в доходах.

Бюджетная субсидия определение

Mom.life. The app for Modern Moms

Решением №15011500031218 назначено «Бюджетная субсидия». Добрый день девочки! Не подскажите что это значит?

You will be able to see all photos, comment and read other posts in the Mom.life app

Open this post
in the Mom.life app

Download Mom.life app to meet new friends, chat about your kids and pregnancy, share advice and more!

— @aselinakim, да работала.

— Моё предположение может декретные пособия@karla15

— Я просто домохозяйка и мне просто пришло сообщение о пособии

— @aselinakim, Решением №SVUR1501070501791775 назначено «Пособие по уходу за ребенком до года» сперва это пришло

— @aselinakim, Решением №15010600029918 назначено «Пособие на рождение ребенка» второе это

— @aselinakim, Решением №15011500031218 назначено «Бюджетная субсидия» и третье

— @aselinakim, я вроде декретные получила

— 1411 колл центр гцвп

— от государства на рождение ребенка выделяется 62000

— Это государство отчисляет за вас пенсионные

— Так как вы родили,будьете ухаживать за ребенком мин 1 год. Течение 1 года Государство будет вам начислят определенную сумму на пенсионный фонд.

Субсидия – это денежные выплаты, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств.

Иными словами, субсидия – это материальная помощь, выраженная в денежной величине, со стороны государства, местных органов самоуправления или социального фонда. Получателями помощи могут быть как физические лица, так и организации.

Субсидия и Бюджетный кодекс РФ

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:

субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета;

субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам.

Основные свойства субсидии

Основные свойства субсидии:

безвозмездная передача средств (возможен возврат средств);

софинансирование (на условиях долевого финансирования).

Таким образом, субсидию отличает то, что:

субсидии выделяются на строго определенные цели;

средства предоставляются безвозмездно. Возврат требуется только в том случае, если деньги были потрачены не на выделяемые нужды;

выплаты могут производиться не только из государственного бюджета, но и из бюджета регионов.

Государственные субсидии можно классифицировать следующим образом:

1. По виду предоставления:

В денежной форме. Выплата предоставляется физическим и юридическим лицам из бюджетных и внебюджетных фондов. Например, субсидия на оплату жилья.

В качестве внебюджетного трансферта. Оказание помощи нижестоящему бюджету. Например, финансирование местного бюджета региональным бюджетом.

2. По типу реализации:

Прямое субсидирование представляет собой оказание материальной помощи в разных сферах. Финансирование осуществляется открыто. Например, предоставление субсидии военным на приобретение жилья или финансирование научной лаборатории.

Косвенная субсидия представлена виде налоговых и кредитных льгот. Например, ипотечная программа «Молодая семья», налоговый вычет определенным категориям граждан, сниженная налоговая ставка для некоторых юридических лиц.

Перекрестная субсидия — это покрытие убытков одной сферы экономики за счет прибыли в другой с помощью методов государственного регулирования. Например, покрытие убытков транспортировки одного вида товаров за счет других.

Цели предоставления субсидий

Государственное субсидирование идет по нескольким направлениям.

Финансирование осуществляется из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов.

Основными целями предоставления субсидий являются:

Материальная поддержка нуждающихся физических лиц. Например, предоставление налогового вычета инвалидам.

Помощь юридическим лицам. Например, налоговые льготы малому бизнесу.

Финансовая помощь бюджетам нижестоящих уровней. Например, софинансирование в определенной отрасли или сфере.

Основные виды действующей государственной помощи в виде субсидий

В законодательстве РФ о соцобеспечении рассматривается три вида субсидирования:

на покупку или строительство жилья;

на оплату услуг ЖКХ и жилого помещения;

субсидия безработным, создающим свой бизнес.

Также можно различать подтипы субсидирования:

помощь лицам с группой инвалидности;

малообеспеченным слоям населения;

компенсации затрат на медикаменты и дорогостоящее лечение, и т.д.

Кто может претендовать на получение субсидии

В РФ на государственную поддержку могут рассчитывать:

граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;

граждане, которые пострадали от стихийных бедствий;

официально безработные, стоящие в очереди на бирже труда или занимающиеся предпринимательской деятельностью (начинающие бизнесмены);

граждане, у которых имеется знак отличия или он относится к участникам льготной программы.

Порядок действий при оформлении субсидии

Порядок действий при оформлении субсидии будет следующим:

предварительно, отдельно сформированной комиссией будет расцениваться степень нуждаемости заявителя и его семьи;

заявителю нужно будет принести необходимые документы для оформления субсидии;

заявление будет рассмотрено, дан анализ и оценка комиссией предоставленных документов;

заявитель получает уведомление об одобрении или об отказе.

Основания для прекращения выплаты субсидии

Субсидию могут прекратить выплачивать при следующих основаниях:

у заявителя или его семьи в целом увеличился средний доход, в связи с чем они вполне могут себя полноценно обеспечивать;

поскольку субсидия привязывается к месту прописки заявителя, то при переезде, смене места проживания она автоматически аннулируется;

заявитель предоставил ложную информацию;

если заявитель допустил значительную задолженность, например, за коммунальные услуги.

Субсидирование – это предоставление денежных средств на целевые программы бюджету нижестоящего уровня, физическому или юридическому лицу в качестве софинансирования (помощь оказывается на безвозмездной основе).

Это означает, что лицо освобождается только от части платежей. Например, дают субсидию на оплату коммунальных услуг в определенном размере с оплатой части из личного бюджета.

Иными словами, субсидирование – это порядок предоставления бюджетных средств на целевые программы с частичным покрытием расходов.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Бюджетная субсидия по рождению ребенка в Казахстане

Для мамы, находящейся в декретном отпуске, одна из главных задач – правильно распланировать финансовую сторону и обеспечить малышу все необходимое для здорового и гармоничного развития. На какую помощь от государства может рассчитывать молодая мама? Помимо оформления декретных и выплаты пособий, с января 2014 года в Казахстане внедрена система субсидирования обязательных пенсионных взносов женщин, находящихся в отпусках по уходу за ребенком. О том, что такое бюджетная субсидия при рождении ребенка, по какой системе осуществляется выплата, и как правильно рассчитать субсидии по уходу за ребенком, читайте в нашей статье.

Что такое Бюджетная субсидия по рождению ребенка

Для начала давайте разберемся, что такое бюджетная субсидия по рождению ребенка в Казахстане. Термин субсидия подразумевает денежную помощь, оказываемую государством, то есть можно сказать, что бюджетная субсидия на ребенка – это материальная помощь, на которую может рассчитывать мать ребенка после родов.

Какие пособия в Казахстане предусмотрены по рождению ребенка?

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных пособиях семьям, имеющим детей», предусматриваются перечисленные выплаты:

  • Государственное единовременное пособие в связи с рождением ребенка (как для работающих, так и для неработающих женщин) – фиксированное пособие.
  • Ежемесячное социальное пособие по уходу за ребенком по достижении им одного года (для неработающих женщин)
  • Ежемесячная социальная выплата по уходу за ребенком по достижении им одного года (для работающих женщин).
  • Единовременная социальная выплата по беременности и родам в связи с потерей дохода (для работающих женщин).
Читайте так же:  Доверенность в казначейство на получение документов

О том, как оформить вышеперечисленные виды пособий, вы можете прочитать здесь.

Также, чтобы поддержать мам, находящихся в декретном отпуске, с 2014 года государство субсидирует обязательные пенсионные взносы работающих женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком.

Как рассчитать размер ежемесячной бюджетной субсидии?

Выплата обязательных пенсионных взносов будет осуществляется таким образом: из 10 процентов обязательных пенсионных взносов от среднемесячного размера дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений: 4% будут обеспечиваться за счет социальных выплат из Фонда, а 6% — из бюджетных средств.

Рассмотрим пример: до родов молодая мама была счастливой обладательницей зарплаты в 100 тысяч тенге. Каждый месяц на ее пенсионный счет «капало» 10 процентов от этой суммы, то есть 10 000 тенге. Когда женщина ушла в декрет, то размер ее ежемесячного пособия по уходу за ребенком до года составил 40 000 тенге (40 процентов от заработной платы). Ежемесячно в ГНПФ с этой суммы отчисляется 4000 тенге. Чтобы в первый год после рождения ребенка пенсионный счет женщины, как и прежде, каждый месяц пополнялся на 10 000, государство будет добавлять еще 6000 тенге. Итого за год пенсионный счет молодой мамы за счет субсидий из бюджета пополнится на 72 000 тенге (6000 тенге, помноженные на 12 месяцев).

А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. Государственные и муниципальные финансы

Бюджетный кредит, субсидии, субвенции, инвестиции

Наряду с безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями из бюджета выделяются средства на возвратной и платной основе в форме бюджетного кредита юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями.

Бюджетный кредит предоставляется на основании заключенного договора при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита.

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита служат: банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, других ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления и бюджетные учреждения представляют соответственно Российскую Федерацию, субъект РФ, муниципальное образование в договоре о предоставлении бюджетного кредита.

Обязательное условие предоставления бюджетного кредита — проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита. Они проводят также проверку целевого использования бюджетного кредита.

Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Операции и платежи за счет средств бюджетного кредита осуществляются заемщиком самостоятельно в соответствии с целями его получения.

В законе о бюджете на очередной финансовый год указываются цели, условия, порядок предоставления, лимиты бюджетного кредита. К отчету об исполнении бюджета прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов. Возврат предоставленных бюджетных средств, плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.

Бюджетный кредит предоставляется юридическим лицам, не имеющим просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных соответствующими бюджетами.

Получатели бюджетного кредита в соответствии с договором берут на себя обязательства по его возврату и уплате процентов в установленные сроки. Они предоставляют информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных или представительных органов. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов по их получателям.

Бюджетная ссуда — это представляемые бюджету другого уровня бюджетные средства на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Бюджетные ссуды расширяют возможности перераспределения средств в рамках бюджетной системы. За счет этих ссуд покрывается временная потребность в денежных средствах, вызванная временным шагом между поступлением доходов и финансированием расходов. Это так называемый кассовый разрыв.

Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов в рамках бюджетной системы физическим и юридическим лицам.

Субвенции — это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах на финансирование целевых расходов в рамках бюджетной системы или юридическим лицам.

Субсидии и субвенции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям предоставляются из:

1) федерального бюджета в соответствии с федеральными целевыми программами и законами, на условиях и в порядке, которые определены федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) бюджетов субъектов РФ в соответствии с федеральными целевыми программами и законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ, на условиях и в порядке, которые определены законами субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год;

3) местных бюджетов в соответствии с федеральными целевыми программами и законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления, на условиях и в порядке, которые определены правовыми актами органов местного самоуправления.

При нецелевом использовании в сроки, устанавливаемые органами исполнительной власти, а также в случаях неиспользования в установленные сроки субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Особое значение в бюджетных расходах имеют расходы на финансирование бюджетных инвестиций. Они предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную или региональную целевую программу либо в соответствии с решением Федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы более 200000 минимальных размеров оплаты труда, рассматриваются и утверждаются в составе федеральных целевых программ.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, означает возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных капиталах таких юридических лиц.

Бюджетные инвестиции включаются в проект бюджета при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, проекта договора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления и юридическим лицом об участии Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.