Большой договор о дружбе и сотрудничестве с россией

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной

от 31 мая 1997 года

Российская Федерация и Украина, далее именуемые «Высокие Договаривающиеся Стороны»,

опираясь на исторически сложившиеся тесные связи, отношения дружбы и сотрудничества между народами России и Украины,

отмечая, что Договор между РСФСР и Украинской ССР от 19 ноября 1990 года способствовал развитию добрососедских отношений между обоими государствами,

подтверждая свои обязательства, вытекающие из положений Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о дальнейшем развитии межгосударственных отношений, подписанного в Дагомысе 23 июня 1992 года,

считая, что укрепление дружественных отношений, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам их народов, служит делу мира и международной безопасности,

стремясь придать новое качество этим отношениям и укрепить их правовую основу,

преисполненные решимости обеспечить необратимость и поступательность демократических процессов в обоих государствах,

учитывая договоренности в рамках Содружества Независимых Государств,

подтверждая свою приверженность нормам международного права, прежде всего целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, и следуя обязательствам, взятым в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе,

договорились о нижеследующем:

Высокие Договаривающиеся Стороны как дружественные, равноправные и суверенные государства основывают свои отношения на взаимном уважении и доверии, стратегическом партнерстве и сотрудничестве.

Высокие Договаривающиеся Стороны в соответствии с положениями Устава ООН и обязательствами по Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ.

Высокие Договаривающиеся Стороны строят отношения друг с другом на основе принципов взаимного уважения, суверенного равенства, территориальной целостности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, права народов свободно распоряжаться своей судьбой, невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека и основных свобод, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения взятых международных обязательств, а также других общепризнанных норм международного права.

Высокие Договаривающиеся Стороны исходят из того, что добрососедство и сотрудничество между ними являются важными факторами повышения стабильности и безопасности в Европе и во всем мире. Они осуществляют тесное сотрудничество в целях укрепления международного мира и безопасности. Они предпринимают необходимые меры с тем, чтобы способствовать процессу всеобщего разоружения, созданию и укреплению системы коллективной безопасности в Европе, а также укреплению миротворческой роли ООН и повышению эффективности региональных механизмов безопасности.

Стороны прилагают усилия к тому, чтобы урегулирование всех спорных проблем осуществлялось исключительно мирными средствами, и сотрудничают в предотвращении и урегулировании конфликтов и ситуаций, затрагивающих их интересы.

Высокие Договаривающиеся Стороны проводят регулярные консультации с целью обеспечения дальнейшего углубления двусторонних отношений и обмена мнениями по многосторонним проблемам, представляющим взаимный интерес. Они в необходимых случаях координируют свои позиции для осуществления согласованных действий.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Украина направила России ноту о расторжении договора о дружбе

КИЕВ, 21 сентября. /ТАСС/. Украина направила Российской Федерации ноту о непродлении Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве от 1997 года.

Об этом в пятницу на брифинге сообщил глава МИД Украины Павел Климкин.

«Сегодня мы передали, как и говорили ранее, соответствующую ноту России. Это очень важный момент, так как в этой ноте очень детально аргументируются все нарушения России, я прочеркиваю именно всех существенных положений этого договора. Этот договор фундаментально нарушен Россией, поэтому не может быть продолжен», — сказал он.

Климкин утверждает, что речь идет о таких нарушениях, как вооруженная агрессия против Украины, гибридная война, экономическое давление и нарушение прав граждан Украины. Он также пояснил, что документ о непролонгации договора о дружбе с РФ должна рассмотреть Верховная рада, и сделать это до срока его истечения в октябре этого года. «Я не вижу в этом никакой проблемы», — сказал он.

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ был подписан в мае 1997 года и вступил в действие в апреле 1999 года сроком на 10 лет с автоматическим продлением на следующие десятилетние периоды при отсутствии возражений сторон. В октябре 2018 года истекает срок, когда стороны должны заявить о намерении продлить или расторгнуть действие договора на очередной период.

Пределы сотрудничества: будет ли продлён Договор о дружбе между Россией и Украиной

«Более выгоден Украине»

14 января 1998 года Верховная рада Украины ратифицировала Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве с Россией. Документ, получивший неофициальное название Большой договор, был подписан 31 мая 1997 года в Киеве президентами России и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кучмой. Первыми его ратифицировали именно на Украине. Государственная дума России сделала это лишь почти год спустя — 25 декабря 1998-го. С апреля 1999 года соглашение вступило в силу.

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве гарантировал гражданам каждой из стран соблюдение всех прав и свобод на территории обоих государств, подтверждал существовавшие на тот момент между ними границы и утверждал, что ни Россия, ни Украина не могут входить в коалиции, направленные друг против друга.

Главным препятствием для заключения рамочного соглашения о сотрудничестве между двумя соседними государствами все 90-е годы оставался неурегулированный вопрос о статусе Черноморского флота. Соглашение о разделе флота было подписано за три дня до заключения Большого договора — 28 мая 1997 года, что открыло возможность подписания соглашения.

Однако и в Госдуме, и в правительстве России документ встретил серьёзное сопротивление. Против него выступили тогда вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин и глава комитета по делам СНГ Георгий Тихонов. Не одобрили соглашение и министр по делам СНГ Аман Тулеев, и мэр Москвы Юрий Лужков. Противники Большого договора утверждали, что таким образом Россия признает Крым и Севастополь украинскими, хотя, по их мнению, статус этих территорий был как минимум спорным.

«Именно этим договором Россия признала Крым и Севастополь составной частью Украины, — подчеркнул в интервью RT директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов. — Изначально этот договор был более выгоден Украине, чем России».

Вступил в силу Большой договор 1 апреля 1999 года. Согласно статье 40 документа, действие соглашения, заключённого на 10 лет, будет автоматически продлеваться на каждое следующее десятилетие, если ни одна из сторон не заявит о желании выйти из него за шесть месяцев до завершения очередной десятилетки.

Читайте так же:  Оформить гостиницу

Таким образом, если ни Россия, ни Украина до октября 2018 года не заявят о денонсации соглашения, оно продолжит своё действие до 2029 года.

Крючок для России

Несмотря на то что договор изначально был выгоден Киеву, после воссоединения Крыма с Россией в 2014 году всё больше голосов в Незалежной стали утверждать, что нужно разорвать соглашение, формально устанавливавшее отношения «стратегического партнёрства» между двумя странами.

«Когда страна в состоянии фактической войны с другой, говорить о дружбе и стратегическом партнёрстве невозможно. Соглашение или надо менять, или денонсировать», — заявил в июне 2017 года в интервью ВВС Украина экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко.

«Разрывать договор нужно, потому что наличие такого документа постоянно вынуждает нас воздерживаться от введения военного положения, от радикальных экономических санкций, от привлечения к ответственности украинских олигархов-предателей и так далее», — утверждает, в свою очередь, на сайте «Украинской правды» украинский политолог Сергей Дацюк.

«При сохранении нынешней власти, при сохранении нынешней конъюнктуры пропустить продление договора без каких-то кардинальных потрясений будет очень сложно, если вообще возможно, — заявил в интервью RT доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш. — Существует достаточно сильное лобби, которое требует объявления войны России. Правительственная риторика такова, что все украинские проблемы вытекают из того, что агрессию против Украины совершила Россия. Понятно, что на фоне этой риторики продлить просто так договор, наверное, вряд ли будет возможно, а желающих его сорвать будет огромное количество».

Однако действующая украинская власть пока не решается пойти на денонсацию соглашения. Как отметил агентству «Укринформ» замминистра иностранных дел Украины Вадим Пристайко, Киев намерен использовать договор для подачи иска в международный суд о том, что Россия якобы его нарушила, присоединив Крым. «Если бы мы позволили себе разорвать этот договор, россияне нам бы сказали: «Подождите, мы ничего не нарушили, потому что не брали на себя никаких обязательств». Поэтому мы не можем позволить России соскочить с такого крючка», — заявил украинский чиновник.

Никто не хотел разрывать

В России в 2016 году группа депутатов Госдумы направила запрос на имя министра иностранных дел Сергея Лаврова, заявив о необходимости денонсации Большого договора с Украиной в ответ на провокации Киева на границе с Крымом. Однако российский МИД выступил против такого решения.

«Как видится, наш потенциальный выход из Большого договора вряд ли будет способствовать решению тех проблем, которые благодаря усилиям Киева накопились к настоящему времени в российско-украинских отношениях», — отметил в официальном ответе депутатам глава российской дипломатии.

«Что с одной, что с другой стороны при всём возможном потенциальном желании убрать данный договор с повестки дня не выйдет, — заявил RT директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов. — Если мы вчитаемся в его текст, то там есть целый ряд позиций, которые как в интересах Украины, так и Российской Федерации». Для Киева, по словам эксперта, важно то, что в документе подчёркивается украинский статус Крыма и Севастополя. «Если соглашения нет, то и возможности предъявлять права на Крым у Киева всё меньше и меньше», — считает Денисов.

Россия, как полагает эксперт, «не получит никаких зримых выгод от денонсации». «С политической точки зрения было бы неправильно разрывать формально дружеские отношения с Украиной, — утверждает Владимир Корнилов. — Зачем России это делать, если Россия не признавала эту войну и не считает Украину официальным врагом?»

Как считают Денис Давыдов и Владимир Корнилов, наиболее велика вероятность того, что в 2018 году ни Москва, ни Киев на официальном уровне не поднимут вопрос о выходе из этого соглашения.

Мёртвый груз

При этом политологи уверены, что сейчас Большой договор фактически не работает. Вопреки его положениям, Киев заявляет о партнёрстве с НАТО и называет Россию агрессором, нарушает права российских граждан, вводя многочисленные меры контроля на границе, и ущемляет права этнических русских на Украине.

«Этот договор — сам по себе документ выхолощенный, который в основном является декларативным, — говорит Владимир Корнилов. — В нём, например, утверждается, что мы должны паритетно соблюдать языковые права украинцев в России и русских на Украине. Мало того что они сейчас не соблюдаются, так они нарушались на Украине с самого начала».

«Для России будет совершенно безболезненным, если этот договор, никому уже не нужный, будет остановлен и прерван», — считает эксперт.

Однако, по его словам, Москва не намерена идти первой на формальный разрыв. Также, с точки зрения политолога, существует гипотетическая вероятность, что Россия может выйти из части положений договора, что вполне осуществимо с юридической точки зрения. В первую очередь из тех, где оговаривается статус Севастополя, Крыма и Черноморского флота.

«С этим не согласится Украина. Начнутся споры. Но если обе стороны ни о чём не договорятся, это будет означать автоматическую пролонгацию существующего договора», — считает эксперт.

«Придётся договариваться»

В заявлении МИД России по случаю 20-летия подписания Большого договора подчёркивалось, что «само существование этого документа служит залогом наличия фундамента для возрождения двусторонних отношений». Однако эксперты полагают, что для этого понадобится совершенно иное соглашение.

«Рано или поздно России и Украине — или тому, что от Украины останется — придётся договариваться об основах мирного сосуществования. Мы всё равно обречены на это», — считает Владимир Корнилов.

По его мнению, в любом рамочном соглашении с Киевом для Москвы всегда принципиально важным будет получение согласия Украины на воссоединение России с Крымом и Севастополем. «В ближайшем обозримом будущем это не представляется возможным, но рано или поздно придётся об этом договариваться», — полагает эксперт.

«По факту Большой договор свою роль уже отыграл, — считает Денис Денисов. — Но за счёт того, что он не наносит вреда ни одной, ни другой стороне, он до сих пор является действующим». По его словам, «точно не этот договор» сможет восстановить отношения между Россией и Украиной. «Если что-то будет, то значительно изменённое соглашение по форме и по содержанию», — уверен политолог.

Дружбе конец. Чем грозит разрыв Большого договора между РФ и Украиной

«Сегодня мы подошли достаточно подготовленными и юридически защищенными к следующему шагу — прекращению действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, который по вине Москвы уже давно стал анахронизмом», — сказал Пётр Порошенко. Он добавил, что уже в ближайшее время ожидает от министерства иностранных дел необходимый пакет документов для начала реализации этого процесса.

Глава МИД Украины Павел Климкин сказал во вторник, 28 августа, агентству «Украинские новости», что Украина официально уведомит Россию о своём желании расторгнуть Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве до конца сентября.

Война или дружба?

О разрыве Большого договора на Украине после победы «евромайдана» в 2014 году в Киеве говорили не раз. Национал-радикалы требовали его немедленной денонсации, представители власти вяло отбивались, поясняя: разрыв принесёт Украине больше вреда, чем пользы, ведь Россия в этом документе гарантирует границы Украины. Если разорвать договор — какие тогда гарантии?

Читайте так же:  Требования к офису врача общей практики

Выглядит всё это действительно достаточно фантасмагорично: официальный Киев пятый год твердит о «войне» со страной, с которой юридически находится в состоянии дружбы и партнёрства. Это вызывает неудобные для украинской власти вопросы.

Еще не так давно (в январе этого года) первый вице-спикер Рады Ирина Геращенко заявляла, что Украина не намерена разрывать договор с Россией, напротив, украинские власти, «намерены требовать от российской стороны выполнения всех положений соглашения». Климкин и Порошенко отказываются от территориальной целостности

Возможно, это была сознательный дезинформационный «вброс». По всей видимости, мы наблюдаем проявления поэтапной реализации некоего плана, написанного, скорее всего, не в Киеве.

Еще в марте этого года украинский МИД подготовил для президента страны Петра Порошенко предложение по выходу Украины из структур СНГ и денонсации Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией.

«МИД подготовил ряд предложений и анализ относительно возможного приостановления самого договора, либо частично, либо полностью. Это разрешается международным правом и самим договором. То есть можно приостановить полностью или частично, или его денонсация. То есть несколько вариантов», — сообщила тогда (в марте 2018 года) официальный представитель украинского внешнеполитического ведомства Марьяна Беца агентству УНИАН. Она уточнила, что окончательное решение — за президентом.

Порошенко, выступая на Киевском форуме безопасности в апреле, сообщил, что предложит парламенту в одностороннем порядке прекратить действие отдельных положений договора.

«Внесу в Верховную Раду проект закона об одностороннем прекращении действия отдельных положений Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ в части, в которой действие настоящего договора не совместимо с национальными интересами государства и реализацией нашего права на самооборону», — пообещал президент.

Отметим, что договор продлевается автоматически каждые 10 лет, если ни одна из сторон не сообщает о желании прекратить его действие в письменном виде за полгода до истечения десятилетнего периода. Соответственно, заявить о намерении денонсировать документ одна из сторон должна не позднее октября 2018 года.

Кстати, предложения денонсировать отдельные положения договора звучали и в Москве. Так, первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин в январе этого года предлагал денонсировать Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной в той части, где страны признают территориальные границы друг друга. По мнению депутата, договор «односторонне выгоден Украине».

«Наша трактовка договора состоит в том, что, конечно, наше признание, сделанное в этом договоре, границ взаимосвязано с темой договора — дружба, сотрудничество и партнерство. То есть, нет дружбы, сотрудничества и партнерства, по идее, возникает повод к тому, чтобы сказать: «Значит, надо все вопросы решать заново, в том числе и вопросы по границам». Поэтому лично я буду предлагать и предлагаю уже (…), что нам нужно, по крайней мере, в части этого договора, его денонсировать — в части, касающейся статьи второй, а именно признание границ», — сказал Затулин РИА Новости.

Инициатива партнеров Украины

В украинском экспертном сообществе выражали тогда сомнения в том, что можно денонсировать часть договора, а часть оставить действующей.
Что касается самого намерения Киева разорвать договор, то политолог, директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский предположил наличие влияния западных партнёров Киева.

«Партнеры и опекуны Украины, видимо, обращают внимание на то, что та обвиняет Россию в том, что РФ — «агрессор», «оккупант», но договор о дружбе не разрывает. Власти спрашивают: «Как же мы его можем денонсировать, если там есть пункт о признании границ». На это им отвечают: «Это никакого значения не имеет. Есть на Западе мнение, что Россия нарушила международное право, аннексировала Крым и поддерживает в Донбассе ополченцев и, денонсировав договор, вы будете последовательны, а не смешны». Думаю, такая аргументация вынуждает их внести этот вопрос на обсуждение», — сказал эксперт в интервью изданию Украина.ру.

По словам Погребинского, на самом деле, на ситуацию влияет статус переговорного процесса между Россией и Западом, а заявления Порошенко или Рады в Москве всерьёз никто не воспринимает: «Это внутренние игры украинской власти с их врагами и сподвижниками в украинском парламенте и вне его».

Сенатор от Крыма Сергей Цеков также отмечал тогда, что денонсацию договора о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Россией могли инициировать США, поскольку — «там хозяева нынешней украинской власти». По мнению сенатора, от разрыва договора прежде всего пострадает сама Украина, ведь в документе много пунктов посвящены соблюдению украинских интересов.

«Частичная дружба»

Комментируя в марте в эфире радиостанции «Голос столицы» инициативы Порошенко по денонсации Большого договора и денонсации договоров в рамках СНГ, политолог, руководитель аналитического Центра «Третий сектор» Андрей Золотарев высказал мнение, что Украине «нельзя отказываться от тех положений договора, которые относятся к суверенитету и взаимному признанию государственных границ».
«Поэтому вот такой частичный выход из договора — юристы пожимают плечами», — отметил политолог. Договор между РФ и Украиной не дороже денег: Против кого дружим, мальчики?

Но «пожимают плечами» не все. Украинский юрист-международник, советник юридической фирмы «еПраво» Виталий Власюк считает, что денонсация отдельных положений договора возможна.

«Обстоятельства коренным образом изменились, и мы абсолютно в праве в одностороннем порядке отказаться от выполнения отдельных пунктов договора», — сказал он в эфире Голоса Столицы.

Курс на войну?

В целом можно предположить, что на денонсацию договора о дружбе и сотрудничестве Киев «подбивают» геополитические игроки, для которых потери Украины не являются существенным аргументом. Декларируемое Порошенко стремление разорвать договор о дружбе и сотрудничестве с РФ можно интерпретировать и в рамках уже начавшейся на Украине избирательной кампании: ныне действующий президент, по всей видимости, решил ориентироваться на электорат «партии войны». А это значить, помимо прочего, что ожидать замирения на востоке Украины в ближайшее время не приходится.

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной подписан в 1997 году. Договор закреплял принцип стратегического партнерства, признание нерушимости существующих границ, уважения территориальной целостности и взаимного обязательства не использовать свою территорию в ущерб безопасности друг друга.

В чем суть договора о дружбе с Украиной

Президент Украины Петр Порошенко поручил МИДу страны подготовить документы для разрыва Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией. История и суть этого документа — в материале “Ъ”.

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной подписан в Киеве 31 мая 1997 года президентами Борисом Ельциным и Леонидом Кучмой. Верховная рада ратифицировала его 14 января 1998 года, а ратификация в российском парламенте затянулась еще на год.

150 депутатов Госдумы (в основном от ЛДПР и левых фракций) обратились в Конституционный суд и требовали проверить договор на предмет соответствия российской Конституции (КС в итоге заявил об отказе от рассмотрения). Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в день голосования призвал сенаторов отложить ратификацию до тех пор, пока не будут сняты «все вопросы, неясности и уязвимые места, чтобы в будущем договор не стал предметом разных толкований».

Читайте так же:  Передача ребенка органам опеки

Одним из главных противников договора был мэр Москвы и лидер «Отечества» Юрий Лужков, который добился переноса голосования. Его соратники выступали с критикой по всем подведомственным Москве телеканалам, «Отечество» даже организовало митинг у памятника маршалу Жукову.

МИД РФ отвечал на сомнения депутатов, что договор — это рамочный документ, он определяет правовые рамки для решения конкретных проблем, а «остаются правовые основания для возвращения Севастополя России».

В результате Госдума ратифицировала документ только 25 декабря 1998 года, а Совет федерации — 17 февраля 1999 года. 1 апреля 1999 года договор вступил в силу сроком на десять лет с последующей автоматической пролонгацией.

1 октября 2008 года истек срок, когда Россия или Украина могли заявить о выходе из Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Ни одна из сторон не заявила о своем намерении этот документ дезавуировать. В результате его действие было продлено еще на 10 лет. Одним из главных критиков договора при этом оставался мэр Москвы Юрий Лужков, который заявлял что украинские власти «выдавливают русский язык из своей страны».

Всего в документе 41 статья. Он, в частности, гласит, что стороны:

уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ;

обеспечивают защиту этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории;

— прилагают усилия к тому, чтобы урегулирование всех спорных проблем осуществлялось исключительно мирными средствами;

— не позволят использовать свою территорию в ущерб безопасности другой стороны;

развивают свои отношения в сфере военного, военно-технического сотрудничества, транспорта, таможни, культуры, СМИ, туризма, спорта и других сферах;

— сотрудничают в области образования, науки и техники, поощряют обмен специалистами;

защищают права своих граждан, проживающих на территории другой страны;

— сотрудничают в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.

«Украина никогда не соблюдала договор о дружбе и сотрудничестве с Россией»

Президент Украины Пётр Порошенко посчитал документ «анахронизмом»

Москва, 18 сентября 2018, 22:35 — REGNUM Разрыв договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Россией и Украиной никакого влияния на отношения двух стране не окажет — в действительности данный договор уже давно на практике не имел никакой силы. Об этом 18 сентября заявил заместитель руководителя Института стран СНГ Игорь Шишкин в эфире передачи «Право голоса» на ТВЦ.

«Я полагаю, что это действие не будет иметь последний ни для Украины, ни для России. Давайте отдавать себе отчёт, что было там записано: нельзя проводить политику, угрожающую безопасности России. Но кто-нибудь это соблюдал? Когда они подавали заявление на план действий по членству в НАТО, что они ответили? Это не противоречит договору, НАТО же друг России, и вы сами сотрудничаете с ними! А с Евросоюзом соглашение — прямая угроза экономической безопасности России. Помешал этот договор? Нет» , — заявил Шишкин.

«Этот договор был выгоден Украине в первый момент, когда Россия признала административную границу государственной. Дальше этот договор не соблюдался» , — подчеркнул он.

Президент Украины Пётр Порошенко разорвал договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Россией и Украиной, который был заключен 31 мая 1997 года. По его мнению, документ является анахронизмом. В Москве выразили сожаление в связи с действиями Киева и отметили, что Украина руководствуется в своих действиях «антироссийским угаром», нанося колоссальный вред отношениям двух стран.

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной является системообразующим документом двусторонних отношений. Он был призван заложить основы широкомасштабного взаимодействия Российской Федерации и Украины, рассчитанного на долгосрочную перспективу.

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной был подписан 31 мая 1997 года в Киеве. Документ был принят Государственной Думой РФ 25 декабря 1998 года, одобрен Советом Федерации РФ 17 февраля 1999 года. Ратифицирован Федеральным законом РФ от 2 марта 1999 года. На Украине был ратифицирован законом от 14 января 1998 года.

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной предполагает стратегическое партнерство двух стран «на основе принципов взаимного уважения, суверенного равенства, территориальной целостности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления».

Стороны обязались воздерживаться не заключать с третьими странами договоров, направленных против друг друга, и не допускать использования своей территории «в ущерб безопасности другой стороны».

Договор также предполагает экономическую интеграцию и формирование общего экономического пространства. Кроме того, стороны обязались развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество в экономике, воздерживаться от действий, которые могут нанести экономический ущерб друг другу.

Особое внимание сторон уделено развитию сотрудничества в обеспечении функционирования национальных топливно-энергетических комплексов, транспортных систем, связи, информатики. Для этого предполагалось обеспечить благоприятные экономические, финансовые и правовые условия для предпринимательской и другой хозяйственной деятельности предприятий и организаций, включая стимулирование и взаимную защиту инвестиций.

Предполагалось расширение сотрудничества в области науки, техники, образования и культуры, искусства, здравоохранения.

Украина и Россия, согласно документу, должны обеспечить защиту этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории и создать условия для поощрения этой самобытности.

В договоре отмечалось, что Россия и Украина будут содействовать созданию равных возможностей и условий для изучения русского языка в Украине и украинского языка в Российской Федерации, подготовки педагогических кадров для преподавания на этих языках в образовательных учреждениях, оказывать в этих целях равноценную государственную поддержку.

Договор был заключен сроком на десять лет и вступил в силу 1 апреля 1999 года.

Документ автоматически продлевается каждые десять лет, если одна из сторон не уведомит заблаговременно о его расторжении.

В октябре 2008 года договор автоматически был продлен еще на десять лет.

2 декабря 2014 года ряд внефракционных депутатов Верховной рады Украины внесли на рассмотрение парламента законопроект о расторжении Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной.

3 февраля 2016 года законопроект был возвращен на доработку инициатору внесения.

В августе 2016 года, после попыток диверсий в Крыму, группа депутатов от Коммунистической партии РФ во главе с Сергеем Обуховым обратилась к президенту России с призывом денонсировать договор. Глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что Россия не будет этого делать.

14 марта 2018 года стало известно, что МИД Украины подготовил для президента страны Петра Порошенко ряд предложений по Договору о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией и анализ относительно возможного приостановления самого договора, либо частично, либо полностью.

12 апреля 2018 года президент Украины Петр Порошенко заявил, что внесет в Верховную раду проект закона о немедленном одностороннем прекращении отдельных положений договора о дружбе с Россией в части, в которой действие настоящего договора не совместимо с национальными интересами государства и реализацией права Украины на самооборону.

28 августа 2018 года украинский президент Петр Порошенко объявил о начале процесса разрыва соглашения о дружбе с Россией. Он заявил, что ждет необходимый пакет документов от МИД.