Договор автомобильной перевозки

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом является доминирующим договором в системе транспортного документооборота, ведь именно он способствует выполнению обязательств по доставке материальных ценностей получателю.

Договор грузоперевозки определяется как соглашение между перевозчиком и грузоотправителем, по которому первый обязуется транспортировать вверенную ему продукцию до пункта назначения и выдать её имеющему право получения лицу. Грузоотправитель согласно договору на транспортные перевозки обязуется своевременно оплатить предоставленные услуги.

Письменная форма договора транспортных услуг предопределена обязанностью компании-перевозчика составить и выдать отправителю материальных ценностей соответствующий документ об их принятии к доставке. Таким документом является транспортная накладная. Сдача груза перевозчику, который в свою очередь выдаёт документ, подтверждающий принятие товара к транспортировке, даёт основания для отнесения договора доставки груза к числу реальных гражданско-правовых договоров.

Договор перевозки на автомобильном транспорте является срочным, поскольку период его действия определен сроком исполнения обязательств перевозчиком. Такой срок может быть установлен как по соглашению сторон, так и в нормативном порядке.

Договор на предоставление транспортных услуг является возмездным, так как каждая из вступивших в него сторон подразумевает удовлетворение имущественного интереса.

При заключении договора перевозки грузов сторонами являются транспортное предприятие (перевозчик, исполнитель) и грузоотправитель (заказчик) – законный владелец перевозимых материальных ценностей, экспедитор или иное уполномоченное собственником товара лицо. В число обязанностей перевозчика входит не только принятие и доставка груза, но и выдача его грузополучателю.

Получается, что условиям договора перевозки груза участникам отношений являются три лица: отправитель, транспортная компания и получатель. При этом очевидно, что договор автоперевозки по своему правовому статусу – это двусторонний документ. Такая нестандартная ситуация в договорном праве стала причиной оживлённых и продолжительных дискуссий в юридической литературе, где объектом споров выступало правовое положение грузополучателя.

Типовой договор грузоперевозки по своему содержанию относится к известному договорному типу – договор в пользу третьего лица, когда получатель груза, фактически не являющийся стороной договора, имеет конкретные права и несёт соответствующие им обязанности.

Не принимая участия в заключении договора на организацию автомобильных перевозок, получатель груза тем не менее приобретает право требования к перевозчику о выдаче продукции в пункте назначения. В случае неисполнения транспортной компанией обязанности по доставке груза по месту назначения получатель вправе предъявить ей требования по поводу утраты материальных ценностей. При ненадлежащем выполнении транспортных услуг – требования по поводу повреждения или недостачи груза, а также по поводу срыва сроков доставки.

Согласно условиям договора оказания услуг грузоперевозки определяется транспортное время (продолжительность транспортировки), то есть время, в течение которого автотранспорт выполняет всю совокупность грузовых, технических, коммерческих операций в пункте погрузки, по маршруту следования и в пункте назначения. Фактор времени – это не только экономическая категория, но и юридическая, поскольку все основные перемещения продукции регламентированы по срокам исполнения транспортного обязательства в законе либо договоре автомобильной перевозке грузов.

Ваши заявки на заключение договора грузоперевозки принимаем по электронным почтам или телефонам диспетчерской службы компании. Надежность, пунктуальность, ответственность в выполнении транспортных услуг гарантированы!

Пн — Пт: с 08:30 до 17:30
Обед с 13:30 до 14:30
Выходные: суббота, воскресенье
Принимаем заявки на перевозки от 1 тонны!

Договор на перевозку грузов автомобильным транспортом (образец)

Договор перевозки груза автомобильным транспортом: общие положения

Услуга по доставке грузов автотранспортом должна осуществляться в том числе с учетом требований Устава автотранспорта и городского наземного электрического транспорта № 259-ФЗ от 08.11.2007 (далее — Устав) и Правил перевозок грузов автотранспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 272 от 15.04.2011 (далее — Правила).

Сторонами по договору выступают:

  • перевозчик, обязующийся перевезти вверенный ему груз в указанный пункт назначения и вручить его получателю (подробно о данной стороне договора перевозки – в статье Обязанности перевозчика по договору перевозки груза);
  • грузоотправитель, обязанностью которого является оплата оказанной услуги по перевозке груза (п. 1 ст. 785 ч. 2 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

Договор является реальным, т. к. его заключение происходит посредством принятия перевозчиком заказа к исполнению (либо заявки от отправителя груза при наличии договора об организации грузоперевозок) (п. 5 ст. 8 Устава).

Договор перевозки груза составляется в простой письменной форме, заключение удостоверяется транспортной накладной, составленной отправителем (п. 1 ст. 8 Устава, абз. 2 п. 6 Правил).

Указанное соглашение носит возмездный характер (п. 1 ст. 785 ГК РФ, п. 8 Правил).

Перевозка грузов транспортными средствами общего пользования признается публичным договором (ст. 426 ГК РФ), т. е. организация или ИП, осуществляющие такие грузоперевозки, обязаны предоставить эту услугу при обращении любого гражданина или юрлица.

Договор на перевозку грузов автомобильным транспортом: существенные условия

На основании общих положений гражданского законодательства и сложившейся судебной практики к существенным условиям договора перевозки груза автотранспортом можно отнести следующие:

  • Предмет договора (ст. 432 закона ГК РФ) — транспортные услуги, надлежащим образом оказанные перевозчиком и оплаченные отправителем в соответствии с соглашением. Следует различать предмет (услуги по перевозке) и объект договора (груз). Договор может быть сочтен судом незаключенным, если не указаны количественные или качественные характеристики груза, см., постановление АС ПО от 14.10.2014 по делу № А06-4158/2013.
  • Сроки предоставления транспорта (ст. 9 Устава) и предъявления грузов (п. 4 ст. 10 Устава) для перевозки. При неуказании срока доставки груза получателю необходимо руководствоваться п. 63 Правил.
  • Провозная плата, хотя судебная практика неоднозначна. Возможно признание договора без указания стоимости провозной платы как заключенным (постановление 13-го АС по делу № А56-24768/2008 от 08.07.2009), так и незаключенным (решение АС Кемеровской области от 04.12.2009 по делу № А27-16638/2009).
  • Пункт отправления и пункт назначения (постановление ФАС ВВО от 22.04.2009 по делу № А11-4929/2008-К2-22/259). В данном вопросе у судей также нет однозначного мнения, например, постановление 17-го ААС 22.10.2007 по делу № 17АП-7047/2007-ГК от содержит выводы об отнесении к существенным условиям лишь указание пункта назначения.

Подробнее о том, какие условия ГК РФ называет существенными можно узнать из статьи Какие условия договора называются существенными по ГК РФ?

Иные условия договора на перевозку грузов автотранспортом

  • Оформление товарной накладной — реальное заключение договора доставки груза подтверждается посредством оформления отправителем товарной накладной (абз. 2 п. 6 Правил). Неправильное оформление или утрата данного документа не является основанием для признания договора недействительным или незаключенным. Наличие договорных отношений может быть подтверждено другими доказательствами (п. 20 постановления пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26).
  • Условия об ответственности сторон — этот пункт не всегда включается в текст договора о перевозке груза автотранспортом, т. к. указанный вопрос подробно регламентирован гражданским законодательством и соответствующими Правилами и Уставом. Недействительными будут признаны любые соглашения между сторонами договора перевозки, целью которых является ограничение или устранение установленной законом ответственности, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 37 Устава).
  • Порядок и условия расчетов — на практике имеются случаи признания данного блока одним из существенных условий договора. Включать его в текст договора рекомендуется, т. к. в противном случае договор может быть признан незаключенным на основании п. 1 ст. 432 ГК РФ. Положений, регламентирующих порядок расчета, не содержится ни в Уставе, ни в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом.

Правильно составить договор перевозки грузов автотранспортом поможет пример, который можно скачать по ссылке:

Таким образом, договор перевозки грузов автотранспортом должен включать обязательное условие о предмете договора — конкретной транспортной услуге, а также об обязанности второй стороны произвести оплату.

Вопрос о включении таких условий, как срок предоставления транспорта и предъявления грузов к отправке, указание размера провозной платы и наименований пунктов отправки и назначения, считается открытым в связи с неоднозначностью практики по этому вопросу. При этом рекомендуется прописывать в договоре все условия, по которым могут в дальнейшем возникнуть разногласия, даже если на их существенность нет прямого указания в законодательстве.

Читайте так же:  Пенсия психиатр

Также важную роль при фиксации факта исполнения договора и его условий играет составление товарной накладной.

Договор перевозки груза — существенные условия, образец

Договор на перевозку груза (образец)

Транспортировка груза должна быть произведена на основании договора перевозки груза (п. 1 ст. 784 ч. 2 Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее закон № 14-ФЗ)). В зависимости от типа выбранного для осуществления перевозки транспорта (автомобильный, авиационный, железнодорожный, морской и т. д.) общие условия предоставления такой услуги, а также особенности содержания и оформления договора регламентируются специальными транспортными уставами и кодексами, законами и правилами (п. 2 с. 784 закона № 14-ФЗ).

Субъектами договора перевозки груза выступают:

  • перевозчик – несет обязательство доставить вверенные ему вещи или материальные ценности в назначенное место и передать их управомоченному лицу;
  • отправитель – обязуется своевременно оплатить заказанное перемещение груза (п. 1 ст. 785 закона № 14-ФЗ).

Если груз перевозит коммерческая организация, обязанная на основании норм действующего законодательства производить транспортировку груза по обращению всякого гражданина или юрлица, то такое перемещение груза считается перевозкой транспортом общего пользования, который является публичным (п.п. 1, 2 ст. 789 закона № 14-ФЗ).

Договор перевозки грузов является возмездным, что следует из его определения, содержащегося в п. 1 ст. 785 закона № 14-ФЗ. Также уставы отдельных видов транспорта включают условия о необходимости со стороны перевозчика предоставить для ознакомления грузоотправителю по требованию последнего тарифы на осуществляемые услуги (например, п. 15 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок…», утв. приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82).

Образец рассматриваемого договора можно скачать по ссылке:

Чем подтверждается заключение договора перевозки груза

Договор перевозки груза признается реальным, т. к. фактически он может считаться заключенным в момент принятия к исполнению перевозчиком заказа или заявки от отправителя (например, п. 6 «Правил перевозок груза автотранспортом», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).

Факт заключения договора перевозки груза удостоверяется выдачей транспортной накладной или иной документации в соответствии с транспортным законодательством (п. 2 ст. 785 закона № 14-ФЗ).

Транспортными уставами или кодексами может быть регламентирована выдача таких документов:

  • для железнодорожных доставок грузов – транспортная железнодорожная накладная (ст. 2 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 № 18-ФЗ);
  • для автомобильных перевозок – транспортная накладная (п. 1 ст. 8 ФЗ «Устав автотранспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ);
  • для речной перевозки – транспортная накладная или коносамент (п. 2 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ);
  • для морской перевозки – чартер, коносамент или иные документы, установленные законодательством (п. 2 ст. 117 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ);
  • для воздушной перевозки – грузовая или почтовая накладная (ст. 105 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ).

Оформление и содержание указанных документов определено соответствующими транспортными уставами или кодексами.

Существенные условия договора перевозки

На основе анализа положений гражданского и транспортного законодательства, а также существующей судебной практики к существенным условиям договора перевозки груза можно отнести следующие:

  1. Предмет договора. Включение данного пункта в содержание любого соглашения регламентировано ст. 432 закона № 14-ФЗ. Предметом договора перевозкигруза является оказание транспортных услуг по доставке в указанный пункт вверенных одной стороне (перевозчику) грузов с последующей их передачей конкретному лицу, имеющему полномочия на получение таких грузов. Вторая сторона (грузоотправитель) обязуется произвести оплату такой услуги (п. 1 ст. 785 закона № 14-ФЗ). Предмет договора не будет считаться установленным, а сам договор перевозки груза – заключенным, без указания:
  • характеристик груза (наименование, количество, вес, размер, объем, параметры упаковки/тары и т. д.);
  • даты и времени отправления и доставки грузов;
  • пунктов отправления и назначения (например, решение АС Кемеровской обл. по делу от 04.12.2009 № А27-16638/ 2009).
  1. Срок перевозки.
  2. Сумма провозной платы.
  3. Порядок и условия произведения расчетов между сторонами (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2008 № Ф04-4550/2008 [8671-А70-9]) и т. д.

Судебная практика не имеет общего мнения относительно включения в договор в качестве существенных условий сведений, перечисленных в пп. 2–4 приведённого выше списка.

Например, часть судей считает, что неоговоренные соглашением параметры могут быть установлены с учетом положений законодательства (например, срок доставки грузов автотранспортом – в соответствии с п. 63 Правил перевозок грузов автотранспортом).

Договор об организации перевозок

В ситуациях необходимости реализации грузоперевозок в систематическом режиме перевозчик и грузовладелец могут заключать соглашения об организации перевозок. Такие договоры обычно носят долгосрочный характер.

По договору об организации перевозок:

  • перевозчик обязан принять в установленные сроки грузы определенного объема для перевозки;
  • грузовладелец – своевременно предоставлять такие грузы (абз. 2 ст. 798 закона № 14-ФЗ).

Договором об организации грузоперевозок должны быть оговорены следующие параметры:

  • объемы предоставляемых грузов;
  • сроки предъявления грузов к перевозке;
  • порядок проведения расчетов между сторонами соглашения;
  • иные условия предоставления транспорта и предъявления грузов (п. 2. ст. 798 закона № 14-ФЗ).

Договор об организации грузоперевозок обычно служит не только для установления постоянных деловых отношений между контрагентами, но и для оптимизации самого процесса грузоперевозок и сопутствующего документооборота.

Например, при наличии договора об организации перевозок договор перевозки груза может быть заключен посредством принятия перевозчиком заявки от грузоотправителя (п. 5 ст. 8 Устава автотранспорта).

Условия транспортировки грузов, принятые сторонами при подписании договора об организации грузоперевозок, принимаются по умолчанию для договора о перевозке грузов, заключенного на отдельный рейс, если иное не предусмотрено таким договором (п. 2 ст. 68 закона № 24-ФЗ).

Ответственность перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей

За ненадлежащее исполнение обязательств, а также за их неисполнении стороны договора перевозки несут ответственность в соответствии с гражданским и транспортным законодательством, а также правилами, установленными соглашением сторон (п. 1 ст. 793 закона № 14-ФЗ).

Согласование условий об уменьшении или полном исключении предусмотренной законодательством ответственности, произведенное перевозчиком и грузовладельцем, считается по общему правилу недействительным (п. 2 ст. 793 закона № 14-ФЗ, ст. 37 Устава автотранспорта).

Перевозчик грузов может быть привлечен к ответственности:

  • за непредоставление транспорта в соответствии с принятыми заявкой или заказом условиями договора (п. 1 ст. 794 закона № 14-ФЗ);
  • за порчу или утерю вверенного груза, случившуюся после принятия его для транспортировки и до передачи грузополучателю (п. 1 ст. 796 закона № 14-ФЗ). По данному основанию профессиональный перевозчик несет ответственность вне зависимости от наличия его вины (см. п. 1 Обзора судебной практики ВС РФ от 20.12.2017).

Грузоотправитель может быть привлечен к ответственности за непредъявление груза или неиспользование поданных перевозчиком средств транспорта (п. 1 ст. 794 закона № 14-ФЗ).

Отдельными транспортными уставами и кодексами, а также договором могут быть установлены и другие условия возникновения ответственности сторон соглашения – например, неуказание в транспортной накладной особых комментариев о мерах предосторожности, необходимых при транспортировке груза, и т. д. (п. 3 ст. 35 Устава автотранспорта).

Поэтому включение пункта об ответственности в типовой договор перевозки грузов необязательно.

Итак, договор перевозки груза заключается между перевозчиком и грузоотправителем, факт заключения такого соглашения подтверждается путем составления транспортной накладной или иного документа, предусмотренного законодательством.

Существенным условием договора о грузоперевозке является подробное описание предмета договора. Сюда же можно отнести характеристики груза, описание маршрута, указание пунктов отправления и назначения, даты и время погрузки и разгрузки, параметры нанимаемого транспорта и др. параметры, позволяющие максимально точно обозначить предмет соглашения.

Какой договор должен заключить ИП с ООО для оказания транспортных услуг, чтобы применять ЕНВД?

Добрый день, уважаемые форумчане! Поделитесь пожалуйста опытом. ИП (только ЕНВД) основной вид экономической деятельности 60.24 грузоперевозки (доп. 63.40 организация перевозок груза), имеет грузовые автомобили и водителей, оформленных по трудовым договорам. Какие договора лучше заключать с ООО(УСН 15%) и другими организациями, чтобы ИП остаться под ЕНВД. Предметом договора будет долгосрочное оказание транспортных услуг с водителем(перевозка леса и пр.материалов по деревообработке). Как я понимаю о договоре аренды транспортного средства с экипажем не может идти речи, так как доход полученный уже не будет поподать под ЕНВД? Однако вопрос спорный, согласно письму Минфина. Заранее благодарю за предложения.

Читайте так же:  Минимальная пенсия пермского края

Цитата: Письмо Минфина России от 03.06.2010 г. № 03-11-11/154 «О применении ЕНВД при передаче в аренду транспортного средства с экипажем (по договору фрахтования)»

Вопрос: В письме Минфина России от 25.02.2010 г. № 03-11-11/33 указано, что организации и индивидуальные предприниматели, владельцы автомобилей, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров, предоставляющие их юридическим лицам по договорам аренды (фрахтования на время) транспортных средств с предоставлением услуг по их управлению, заключенным в соответствии со статьей 632 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход.
Индивидуальный предприниматель просит разъяснить, действительно ли деятельность, связанная с передачей в аренду транспортного средства (транспортных средств) с экипажем, осуществляемая в рамках договора фрахтования на время, может быть отнесена к автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов и, соответственно, переведена на уплату единого налога на вмененный доход?

Ответ: Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 34626 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов и имеющие на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Определение понятия «автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов» в Кодексе отсутствует. При этом пунктом 1 статьи 11 Кодекса установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров регулируются главой 40 «Перевозка» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 784 ГК РФ установлено, что перевозка грузов и пассажиров осуществляется на основании договора перевозки.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Статья 787 ГК РФ регулирует отношения, связанные с оказанием услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа, в рамках договора фрахтования.
Согласно указанной статье ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.
Кроме того, параграфом 3 главы 34 «Аренда» ГК РФ установлен порядок предоставления в аренду транспортного средства, в том числе, с предоставлением услуг по его управлению и технической эксплуатации.
Так, статьей 632 ГК РФ указанной главы ГК РФ предусмотрено, что по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Статьей 635 ГК РФ установлены обязанности арендодателя по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, переданного в аренду в рамках договора фрахтования на время с экипажем.
На основании изложенного, предпринимательская деятельность по передаче в аренду транспортного средства с экипажем, осуществляемая в рамках договора фрахтования на время, может быть отнесена к автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов и переведена на уплату единого налога на вмененный доход, так как в данном случае услуги по перевозке пассажиров и (или) грузов (услуги по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации) оказываются непосредственно арендодателем.
Если же по договору фрахтования транспортное средство передается в аренду без экипажа, то есть, оказание арендодателем услуг по его управлению и по его технической эксплуатации не осуществляется, то в целях применения главы 263 Кодекса, такую предпринимательскую деятельность следует рассматривать, как оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование транспортного средства, но не в качестве предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по перевозке пассажиров и грузов. Соответственно в отношении такого вида предпринимательской деятельности единый налог на вмененный доход применяться не должен.
Одновременно следует отметить, что письмо Минфина России от 25.02.2010 г. № 03-11-11/33 о порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, о котором упоминается в запросе, носит разъяснительный характер и является ответом на конкретный запрос налогоплательщика.

Агентский договор ООО на ОСНО с ИП на ЕНВД (грузоперевозки)

В чем состоит Ваш вопрос? Возможен ли такой договор в принципе? Возможен. Если, конечно, я правильно понял, о чем Вы спрашиваете.

Надеюсь «искать продавца» не в том смысле, что тот прячется, и задача агента — найти местонахождения продавца?

Агентский договор может быть очень широким — и по обязанностям агента и по его задачам. И «давальческие» материалы (ГСМ, запчасти) тоже могут иметь место. Главное, чтобы правильно всё написать и сформулировать. Чтобы налоговики не переквалифицировали договор в какой-нибудь другой.

Ну вот, стало немного понятнее.

Прежде всего, агентским договором здесь и не пахнет. Можно, конечно, заключить агентский договор, но он будет «притянут за уши» и в любом случае не подпадет под ЕНВД. Как я уже и писал.

У Вас натуральный договор перевозки грузов.
И я считаю, что нужно действовать в рамках этого договора.

Вот, если бы это был договор подряда, то там мы бы сразу опирались на норму статьи 704 ГК РФ: «Если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами«. Или, продолжая мысль, если в договоре прописано, заказчик тоже может участвовать своими материалами, силами или средствами.
Отсюда родилось понятие «давальческие материалы» или «давальческое сырьё».
Т.е., заказчик передает подрядчику свои материалы или сырьё, а остальное делает подрядчик уже своими силами и материалами.

В договоре перевозки нет подобной нормы. Но нет и указания, что перевозчик должен оказать услугу только своим иждивением.
А поскольку, «то, что не запрещено — разрешено», можно считать, что и в договоре перевозки возможно оказание этой услуги как полным иждивением перевозчика, так и с частичным участием в этом «иждивении» и заказчика.

Поэтому, если в договоре перевозки вы запишите, что заказчик за свой счет обеспечивает перевозчика бензином (дизтопливом), и напишите четкий порядок передачи карточки, учета топлива, что с неизрасходованным остатком и т.п., то эти расходы будут расходами заказчика, которые он приплюсует к расходам на перевозку, т.е. к оплате за эту перевозку.
Естественно, что оплата должна быть значительно меньше, чем при перевозке на своем топливе .

Так что, выдумывать агентский договор ни к чему, поработайте с тем договором. который у вас есть.

Но сразу должен предупредить, что налоговики не любят подобных «хитростей» и будут прилагать большие усилия, чтобы доказать, что договор «липовый» или будут заставлять показывать реализацию этого топлива организацией перевозчику — зачетом по оплате перевозки. В этом случае никакого выигрыша по НДС не получится. Да еще и вопрос с правом продажи возникнет. Или с акцизом.

Договор перевозки грузов (5)

Главная > Курсовая работа >Государство и право

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Тема: «Договор перевозки грузов»

курсант 305 учебной группы

рядовой милиции Хайров Р. Р.

Проверил и допустил к защите:

старший преподаватель кафедры

кандидат юридических наук

Мородумов Ринат Негаматуллаевич

Глава 1. Понятие и элементы договора перевозки грузов 7

1.1. Понятие договора перевозки грузов 7

1.2. Элементы договора перевозки грузов 10

Глава 2. Виды договора перевозки грузов 17

2.1. Железнодорожная перевозка 17

2.2. Перевозка на внутреннем водном транспорте 19

2.3. Морская перевозка 20

Читайте так же:  814 приказ минобрнауки

2.4. Воздушная перевозка 22

2.5. Автомобильная перевозка 23

Глава 3. Ответственность по договору перевозки грузов 26

Список источников литературы 34

Список используемых сокращений: 37

№ 1 Договор перевозки грузов;

№ 2 Договор организации перевозок груза внутренним водным транспортом по товарно-транспортной накладной;

№ 3 Договор транспортной экспедиции на перевозку грузов

автомобильным транспортом по территории РФ.

Транспорт это независимая сфера экономической де­ятельности, существующая по особенным правилам. Роль транспорта содержится в оказании специфических услуг. Эти услуги направлены на перемещение товара и человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровожда­ется сотворением новых вещей. Ее цен­ность заключается в экономическом эффекте, создающемся в следствии перемещения груза, в указанное место. Именно поэтому отношения по перевозке появляются только при наличии необходимости в террито­риальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Как правило, в них принимают участие два субъекта: транспортная организация и лицо, заинтересованное в перевозке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения приобретают форму обязательственно-правовых.

Транспорт это одна из самых высокомонополизированных отраслей человеческой деятельности, а некоторые его виды обладают естественной монополией (железно­дорожный транспорт) 1 .

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров господствующее положение, являясь как бы основным договором, так как именно этот договор выполняет ключевые задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, содействует выполнению обязательств по доставке груза потребителю.

Совместно с тем, правовое регулирование в ГК РФ отношений перевозки грузов в большой мере отличается от регламентации других видов договорных обязательств. Необходимо сказать, что положениям, регулирующим настолько сложные обязательства, как перевозка, посвящено лишь 16 статей (для сравнения, гл. 30 ГК о купле-продаже насчитывает более 100 статей). Дело в том, что ключевой слой взаимоотношений грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно регулируется транспортными уставами и кодексами. Известно что особенность деятельности транспортных организаций в зависимости от вида транспорта значительно влияет на условия перевозки. Именно поэтому особенности правовой регламентации транспортных договоров на различных видах транспорта зафиксированы в специальном транспортном законодательстве. В наше время сохраняют силу и те кодифицированные акты транспортного законодательства, которые были приняты ранее послед­ней кодификации гражданского права. Они применяются в части, не противоречащей гл. 40 ГК. Будут действовать до момента введения в действие новых уставов и кодексов в качестве федеральных законов 2 .

К таким относится: Устав автомобильного транс­порта РСФСР, принятый 8 января 1969 г 3 .

Это транспортное законодательство тоже подверглось значительным изменениям, в связи, с чем не утрачивает актуальность изучения обновленного законодательства. Этим объясняется значение и актуальность исследуемой темы.

Целью работы является исследование теоретических и нормативных положений о договоре перевозки грузов, а также правовая характеристика его основных элементов, обосновать возможные нововведения в правовом регулировании в области договора перевозки грузов.

Исходя из цели в качестве задач необходимо поставить:

— изучить литературу и нормативно-правовые акты по данной теме;

— изучить понятие и элементы договора перевозки грузов;

— детально рассмотреть виды договора перевозки грузов

— рассмотреть ответственность за неисполнение обязательств.

В своей работе я попытался рассмотреть основные элементы договора перевозки грузов, а также их виды и правила заключения, ответственность за нарушения обязательств.

Объектом исследования являются отношения, возникающие при перевозке грузов.

Предметом исследования – договор перевозки грузов и его виды.

Методологической основой исследования являются:

— общенаучные методы исследования: анализа, синтеза, диалектический, исторический, системный,

— а так же иные методы научного познания.

Теоретическую основу работы составляет: действующее законодательство, подзаконные нормативные акты и выводы общей теории права, а также положения, изложенные в трудах ученых правоведов, таких как А. М. Гатин, А. В. Масляев, А. Н. Шемякин, О. Н. Садиков, А. Н. Сергеев, Е. А. Суханов.

Моя работа состоит из трех глав, первые две из которых разбиты на параграфы по отдельным направлениям исследования. Также работа содержит приложение, содержащее в себе образцы различных видов перевозки грузов.

Глава 1. Понятие и элементы договора перевозки грузов

1.1. Понятие договора перевозки грузов

По договору перевозки транспортная организация (пере­возчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получе­ние груза лицу (получателю), а отправитель обязуется упла­тить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК).

Договор перевозки груза это один из основных хозяйс­твенных договоров. Именно благодаря нему осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышлен­ностью и торговлей.

Сторонами в договоре перевозки грузов являются транс­портные организации, то есть перевозчик и грузоотправитель 4 . Дого­вор перевозки груза государственных либо общественных органи­заций заключается на основании плана, который является обязательным для обеих сторон. Таким образом, договор перевозки грузов плановый. Перевозчик и грузоотправитель имеют права и несут обязанности, значит, договор перевозки двусто­ронний. Договор перевозки грузов — реальный, так как он считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком.

Договор заключается между перевозчиком и грузоотправи­телем. Однако, в договоре перевозки грузов принимает участие третье лицо, которое в следствии него приобретает права и обязан­ности. Это лицо называется получателем. В договоре перевоз­ки третье лицо имеет как права, так и обязаннос­ти. Например, такие как: принять груз, требовать составления актов, своевременно вывезти груз, хотя к заключению договора перевозки третье лицо — грузополучатель — отношения не имеет. Его обязанности следуют из его взаимоотношений с грузоотправи­телем (как правило, поставщиком).

Виды договора перевозки зависят от вида транспорта, осуществляющего перевозки. Различают железнодорожные, морс­кие, речные, воздушные и автомобильные перевозки. В качестве перевозчиков выступают юридические лица: управления железных дорог, морские и речные пароходства, автотранс­портные предприятия и др. Каждый вид перевозки регулируется специальными нормативными актами.

Перевозка оформляется накладной. Она содержит все су­щественные условия договора и по существу является формой договора перевозки (на морском транспорте перевозка оформ­ляется коносаментом). Накладную заполняет отправитель в ус­тановленной форме и вручает перевозчику с грузом. В ней указываются наименование отправителя, получателя, место отправления и доставки груза, число мест, масса груза, род упаковки и характеристика перевозимого груза.

На перевозку груза автомобильным транспортом выписыва­ется товарно-транспортная накладная в четырех экземплярах. Так как она является не только перевозочным документом, а одновременно и документом учета товарных ценностей грузоот­правителя и грузополучателя.

Грузоотправитель несет ответственность за неправиль­ность и неполноту сведений в накладной.

В соответствии с договором перевозки перевозчик обязан доставить переданный ему груз в пункт назначения в целости и сохранности и выдать его управомоченному на его получение лицу.

Если груз перевозчиком был утрачен, испорчен либо пов­режден, то он обязан возместить грузоотправителю или грузо­получателю возникшие в результате этого убытки. За утрату или недостачу груза перевозчик выплачивает получателю стои­мость утраченного или недостающего груза.

Перевозчик обязан доставить груз в установленный срок. Срок доставки определяется в зависимости от вида транспорта и от расстояния между пунктом отправления и пунктом назначения. На железной дороге сроки доставки исчисляются также в зависимости от вида скорости (большая скорость, грузовая скорость).

За задержку доставки груза перевозчик уплачивает штраф. На железной дороге он определяется в зависимости от прос­рочки и размера провозной платы. Размер штрафа не может превышать 75 % размера провозной платы.

При приемке груза грузополучатель обязан проверить сох­ранность прибывшего груза, а именно: целостность пломб, исправность вагонов, соответствие груза дан­ным, указанным в накладной. Если грузополучатель обнаружит какое-то отклонение от уставных правил, он должен потребо­вать составления коммерческого акта. Требование о составле­нии коммерческого акта должно быть заявлено и в том случае, когда скоропортящийся груз пришел с просрочкой.

Коммерческий акт является основанием для возложения от­ветственности на перевозчика, отправителя и грузополучате­ля. Устав железных дорог предусматривает обстоя­тельства, которые должны быть удостоверены коммерческим ак­том: а) несоответствие между наименованием, массой или ко­личеством мест груза и данными, указанными в перевозочном документе; б) порча и повреждение груза и багажа и других случаях 5 .

Коммерческий акт составляется органом транспорта, как правило, по требованию грузополучателя на специальных блан­ках. Его подписывают на железной дороге начальник станции, заведующий грузовым двором (смотритель пакгауза, старший весовщик) и весовщик станции, а также грузополучатель, если он участвовал в проверке. Если в приемке участвовал экс­перт, должен быть составлен специальный акт с указанием этого в коммерческом акте.