Оглавление:

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет

В 2018 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но только в течение первых полутора лет. Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей, никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).

Меню для навигации по странице

Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года). В 2018 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей (хотя до конца года Правительство все-таки планирует пересмотреть это пособие с учетом современных реалий). Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет:

  • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • женщинам-военнослужащим.

Примечательно, что в исходной редакции указа, подписанного первым Президентом РФ Борисом Ельциным в 1994 году, речь шла о компенсационных выплатах «в размере 50 процентов минимального размера оплаты труда». Однако в 2001 году в соответствии с указом Владимира Путина № 136 от 08.02.2001 г. величина компенсации была установлена в фиксированном размере — 50 рублей (что на тот момент как раз составляло 50% МРОТ, поскольку базовая сумма для исчисления пособий, компенсаций и иных социальных выплат согласно ст. 4 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2001 года была установлена в размере 100 руб.). После этого размер выплаты ни разу не индексировался (вот уже 17 лет).

Необходимо отметить, что в каждом отдельно взятом регионе до достижения ребенком 3 лет могут устанавливаться иные, дополнительные региональные детские выплаты, обращаться за которыми можно в органы социальной защиты населения (Собес) по месту жительства.

Особо востребованы среди родителей детей в возрасте от 1.5 до 3 лет компенсации за непредоставление места в детском саду, сопоставимые с суммой ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Однако подобные выплаты до сих пор устанавливаются исключительно по инициативе региональных властей с учетом возможностей местного бюджета. Федеральным законом подобное обязательство до сих пор не предусмотрено, хотя соответствующие законопроекты неоднократно вносились в Госдуму на рассмотрение.

Более того — с 2016 года ранее повсеместная компенсация родительской платы за посещение детского сада устанавливается во многих регионах страны исключительно на основании принципа адресности и критерия нуждаемости, что приведет к существенному сокращению числа ее получателей.

С 2015 года на высшем уровне также начал обсуждаться вариант продления срока выплаты обычного ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет на основании критерия нуждаемости малообеспеченным семьям. Для введения нового пособия, по оценкам Минтруда и соцзащиты, может потребоваться более 50 млрд. рублей из федерального бюджета, что сложно в условиях жесткой экономии.

Вопрос об отмене компенсационной выплаты находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет

Выше было сказано, что ежемесячное детское пособие, выплачиваемое в виде компенсации в размере 50 руб., назначается в России с 1994 года, причем за прошедшие два десятилетия указанная сумма ни разу не индексировалась. В настоящее время предоставляемой компенсации на период отпуска по уходу за ребенком с учетом ежегодной инфляции во многих регионах не хватает даже для оплаты проезда за оформлением пособия на общественном транспорте. С учетом требуемого для ее назначения пакета документов предоставляемая работодателем компенсация (600 руб. за год) часто становится и вовсе невостребованной.

Вопрос о продлении до 3 лет выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

В последние годы на фоне оживленного общественного обсуждения неоднократно поднимался вопрос о продлении на законодательном уровне срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Среди них — правовые инициативы действующих депутатов Государственной Думы.

Следует также отметить, что дополнительную остроту и актуальность вопрос о продлении срока ежемесячной выплаты в виде пособия по уходу за ребенком до 3 лет в России приобрел в 2014 году после присоединения Крыма и Севастополя, поскольку на территории Украины аналогичное пособие предоставляется до достижения ребенком не полутора, а именно трех лет.

Однако в конечном итоге было принято решение не изменять правила выплаты федерального ежемесячного пособия, а вместо этого с 1 января 2015 года компенсировать крымчанам и севастопольцам утрачиваемые детские начисления широким набором региональных пособий.

Законопроект № 1174985-6 от 15 сентября 2016 года

Накануне очередных выборов в Госдуму 18.09.2016 г. депутаты от ЛДПР внесли проект федерального закона № 1174985-6, предусматривающий:

  • продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет;
  • увеличение его минимального размера кратно величине минимального размера оплаты труда (МРОТ):
    • в размере одного МРОТ (9489 руб. с 1 января 2018 г.) — на первого ребенка;
    • двух МРОТ (15000 руб.) — на второго ребенка и последующих.

По мнению законодателей, только в этом случае будет обеспечен «минимально необходимый уровень ухода за ребенком» будут выполнены требования международной Конвенции от 20.11.1989 г. о правах ребенка.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не установлена, однако в связи с тем, что документом предполагается значительное увеличение расходов федерального бюджета, в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции для его внесения в Госдуму требуется одобрение Правительства РФ, которое авторами документа, вероятнее всего, получено не было. На этом основании уже было отклонено немало хороших предложений, внесенных в предыдущие годы.

Таким образом, это может рассматриваться как нарушение регламента работы Государственной Думы, и более того — такой закон не может сейчас вообще быть одобрен Правительством ввиду сложной экономической ситуации (вспомним знаменитое «денег нет» в исполнении премьер-министра Дмитрия Медведева). Поэтому пока рассматривать этот документ иначе как предвыборное обещание, к сожалению, не приходится.

10 октября этот закон был возвращен депутатам на доработку, а 8 ноября 2016 года он был повторно внесен в Госдуму и зарегистрирован под номером 22852-7. В этот раз авторы законопроекта постарались выполнить все формальности и получили заключение Правительства — к сожалению, отрицательное. Правительство не поддержало этот законопроект, поскольку в его финансово-экономическом обосновании не указывается источник на дополнительное финансирование выплаты пособия из федерального бюджета.

Законопроект № 648289-6 от 11 ноября 2014 года

Депутатами Государственной Думы от фракций КПРФ и Справедливая Россия 11 ноября 2014 года внесен очередной законопроект с инициативой продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Кроме того, документом, зарегистрированным под номером № 648289-6, также предусматривается установление минимального гарантированного размера данного вида государственной социальной помощи кратно величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в целом по Российской Федерации:

  • на первого ребенка — в размере одного прожиточного минимума;
  • на второго ребенка и последующих детей — в размере двух прожиточных минимумов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1291 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за III квартал 2016 года установлена в размере 10678 руб., что в 3.5 раза превышает действующий в 2018 году минимальный размер выплат на первого ребенка в виде ежемесячной суммы 3065,69 руб.

Минимальные ежемесячные пособия, эквивалентные на начало 2018 года суммам 10678 руб. (при осуществлении присмотра и ухода за первым ребенком) и 21356 руб. (за вторым и последующими) в соответствии с действующим законом предлагается устанавливать:

  • гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе безработным и студентам), а также матерям, уволенным во время беременности в связи с ликвидацией организации;
  • работающим гражданам во время пребывания в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет при условии низкой продолжительности страхового стажа или низкой официальной заработной платы.
Читайте так же:  Судебные приставы октябрьского района гСтаврополя

Кроме того, законопроектом предусматривается максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения (42712 руб. в суммах, эквивалентных на начало 2018 года) для отдельных категорий граждан:

  • лицам, проходящим военную службу по контракту или иную приравненную к ней службу;
  • лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, а также матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.

При этом в соответствии с действующим законом максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для данных категорий граждан в 2018 году составляет 12262,76 руб. (что в те же 3.5 раза меньше предлагаемого депутатами от КПРФ и Справедливой России).

Дата рассмотрения законопроекта № 648289-6 в первом чтении на настоящий момент не установлена. Справедливости ради необходимо отметить, что предлагаемые к выплате суммы слишком велики в сравнении с другими выплатами семьям с детьми, чтобы быть правдой.

Законопроект № 558761-5 от 28 июня 2011 года

Еще в июне 2011 года депутатами Госдумы от фракции Справедливая Россия Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) был внесен законопроект № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком».

С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

  • первый этап (21 субъект федерации с 2012 года) — в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Иркутской области, Калининградской области, Курганской области, Московской области, Омской области, Сахалинской области, Томской области, Ульяновской области, Ярославской области, Ненецком автономном округе, Ханты-мансийском автономном округе — Югра, Ямало-Ненецком автономном округе;
  • второй этап (24 субъекта федерации с 2013 года) — в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карачаево-Черкесская, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Костромской области, Курской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Псковской области, Самарской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области;
  • третий этап (38 субъектов федерации с 2014 года) — в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия — Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Чеченской Республике, Чувашской Республике — Чувашия, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Мурманской области, Новгородской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Москве, Санкт-Петербурге — городах федерального значения, Чукотском автономном округе.

В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников, на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами:
«Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода. Для этого было предложено:

  • выработать критерии «нуждаемости» семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
  • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, мать-одиночка в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или малообеспеченная семья с детьми);
  • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах», в том числе с привлечением возможностей работодателей.

В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

  • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день;
  • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график.

Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы, в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

Порядок оформления

Одно из самых важных дел для любой мамы — это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.

Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. Компенсация до 3 лет положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

  1. Первый этап. Сбор документов
    Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), находящимся в декретном отпуске, имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать заявление установленного образца в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
  2. Второй этап. Подача документов
    Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
  3. Третий этап. Ожидание выплаты
    В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком 2018

К числу государственных пособий гражданам, имеющим детей, наряду с пособием по беременности и родам, единовременным пособием при рождении ребенка и другими относится и ежемесячное пособие по уходу за ребенком (ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ ). О порядке его расчета в 2018 году расскажем в нашей консультации. Кроме того, рассмотрим особенности законопроекта, планируемого к применению с 2018 года, который предусматривает дополнительные выплаты семьям в связи с рождением или усыновлением первого или второго ребенка.

«Старое» пособие по уходу за ребенком: правила те же

Пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1,5 лет (ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ ). При этом размер такого пособия зависит от статуса лица, которому такое пособие выплачивается (ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ , ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ ):

Если в районах и местностях применяются районные коэффициенты к зарплате, то минимальный и максимальный размеры пособия определяются с учетом таких коэффициентов.

При этом необходимо учитывать, что если уход производится за 2 и более детьми до достижения ими возраста 1,5 лет, то исчисленные пособия суммируются. Но их общая величина, рассчитанная исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100% такого среднего заработка.

Новое пособие по уходу за ребенком 2018

На момент подготовки консультации на рассмотрении Госдумы находится законопроект № 333958-7 «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Данный законопроект предусматривает предоставление дополнительных мер господдержки в виде ежемесячной выплаты семьям за первого и второго ребенка.

Кому положено дополнительное пособие?

При этом существуют дополнительные условия, которые нужно соблюсти для обращения за ежемесячной выплатой:

  • претендующее на пособие лицо является гражданином РФ, который постоянно проживает на территории РФ;
  • ребенок рожден или усыновлен после 01.01.2018;
  • ребенок является гражданином РФ;
  • размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-крат ную величину прожиточного минимума трудоспособности населения, установленную в субъекте РФ, где проживает претендующее не пособие лицо.
Читайте так же:  Требования по оформлению презентации

Сколько составит «социальное» пособие по уходу за ребенком?

Планируется, что размер ежемесячной выплаты будет равен размеру прожиточного минимума для детей, который установлен в субъекте РФ за 2-ой квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Ежемесячная выплата будет производиться со дня рождения ребенка, если обращение за ней последовало не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях — со дня обращения за назначением выплаты (п. 2 ст. 2 Проекта Федерального закона № 333958-7 ).

Ежемесячная выплата будет перечисляться на счет заявителя, открытый в российском банке (п. 9 ст. 2 Проекта Федерального закона № 333958-7 ).

Кто будет выплачивать новые пособия?

Кто будет выплачивать семьям дополнительное пособие, зависит от того, какой ребенок по счету:

  • за ежемесячной выплатой при рождении (усыновлении) первого ребенка нужно будет обращаться в органы соцзащиты;
  • а за рождение (усыновление) второго ребенка выплачивать ежемесячное пособие будет ПФР.

Соответственно, в указанные органы и нужно будет обращаться с заявлением о выплате ежемесячного пособия. При этом предполагается, что заявление о назначении ежемесячной выплаты за второго ребенка может быть подано в территориальный орган ПФР одновременно с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (п. 7 ст. 2 Проекта Федерального закона № 333958-7 ).

Проект Федерального закона № 333958-7 уточняет также порядок определения среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты, порядок прекращения выплаты пособия при достижении ребенком возраста 1,5 лет, при изменении места жительства и при иных обстоятельствах, а также прочие вопросы.

Кому положены детские пособия

Российским законодательством установлено множество видов пособий. Они положены семьям с детьми в разные периоды жизни, при наступлении определенных условий и обстоятельств. Задача детских пособий — повысить уровень жизни и социальную защищенность ребенка, начиная с момента его внутриутробного развития и заканчивая совершеннолетием. Также предполагается, что денежная помощь семьям от государства способна улучшить демографическую ситуацию в стране.

Для каждой выплаты законодательно оговорен круг ее получателей и основания для оформления.

  • детские пособия подразделяются на единовременные и ежемесячные, федеральные и региональные;
  • есть классификация и по категориям получателей, ведь многие пособия оформить сможет далеко не любая семья.

В ряде регионов страны с этой целью используются современные технологии — пособия перечисляются на специальную детскую карту, которой можно расплатиться только в магазинах, специализирующихся на товарах для детей и продуктах питания.

Кто может получать детское пособие

Категории получателей детских выплат установлены законами, подзаконными актами и другими правовыми документами, действующими в РФ. Часть соцпособий может оформить только женщина — мать ребенка. Другую часть имеют право получить любые члены семьи, фактически ухаживающие за ребенком и опекающие его. Преимущество отдается отцу детей.

Ниже в таблице приведены размеры выплат и пособий, актуальные до 1 февраля 2017 г. На большинство из них распространяются районные повышающие коэффициенты.

Таблица детских пособий

не менее 7500 руб. за 1 месяц декрета (с 01.07.2017 г. — 7800 руб.)

6131,37 — на второго и следующих

Мать или отец, проходящие службу по контракту, в ОВД, противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотиков и исправительной системы, на таможне.

Жена военнослужащего, проходящего службу за границей.

Также неработающая жена служащего ОВД и противопожарной службы при проживании в местности, где она не может найти работу.

6 000 — от 1.5 до 3 лет

Федеральные детские пособия, основания для их получения и возможные категории получателей перечислены следующих документах:

  • Приказ Минздравсоцразвития России № 1012н от 23.12.2009 г.«Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».
  • Указы Президента РФ:
    • № 1110 от 30.05.1994 г.«О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан»;
    • № 606 от 07.05.2012 г.«О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».
  • Федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 г.«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Какие пособия положены семьям с детьми

Разным категориям получателей предназначаются разные соцпособия. При этом учитывается уровень доходов семьи (степень нуждаемости), количество детей, семейное положение родителей, их трудоустроенность и многие другие факторы. Особое внимание уделяется семьям с детьми-инвалидами, приемными и опекаемыми детьми. В большинстве регионов недостаточная помощь оказывается неполным семьям (малоимущим, матерям-одиночкам

  • Периодически в перечень адресатов той или иной выплаты вносятся изменения.
  • При начислении пособий в регионах широко учитываются критерии нуждаемости и адресности.
  • Для оформления каждого вида выплат нужно подать в органы Соцзащиты населения заявление и соответствующий пакет документов.

При рождении 1, 2 и 3 ребенка

Перечень детских пособий, положенных семье, напрямую зависит от количества в ней детей. После появления на свет первого и каждого следующего малыша родители могут рассчитывать на такие соцвыплаты.

Таблица пособий на каждого ребенка (первого и последующих)

  • 100% среднего заработка (денежного довольствия);
  • в размере стипендии

Примечание: сюда же относятся различные частные случаи — ежемесячные выплаты жене военнослужащего или новая чернобыльская компенсация на детей до 1.5 и до 3 лет.

При появлении в семье второго ребенка наряду с перечисленными выше пособиями семье положены такие дополнительные выплаты:

  • ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком до 1.5 лет в повышенном на 100% размере 6131,37 руб. (для проживающих в чернобыльской зоне — плюс ежемесячная компенсация 3000 руб.);
  • федеральный материнский капитал (если сертификат не будет оформлен в установленный срок, право на него у женщины сохраняется и после рождения 3-го ребенка).

На третьего ребенка положены такие дополнительные виды материальной поддержки:

  • Ежемесячная выплата (ЕДВ) до достижения 3 лет — только малообеспеченным семьям в 69 регионах страны в размере регионального прожиточного минимума на ребенка;
  • Региональный материнский капитал — в подавляющем большинстве регионов выдается именно на третьего ребенка.

При рождении ребенка неработающим женщинам

Из всех существующих детских выплат неработающая женщина, в зависимости от количества детей в семье, сможет претендовать на очень ограниченный круг денежной помощи:

  • единовременное пособие при рождении каждого ребенка (или при передаче его в семью);
  • ежемесячную выплату по уходу за малышом до 1.5 лет (через соцзащиту и в минимальном размере);
  • при проживании в чернобыльской зоне вместе с этим пособием она получит чернобыльское (+ 3 000 руб. на ребенка от 0 до 1.5 лет и + 6 000 руб. — до 3 лет);
  • ежемесячную денежную выплату на 3-го ребенка малообеспеченным — выдается в некоторых субъектах РФ независимо от того, трудоустроена женщина или нет;
  • региональное детское пособие малоимущим семьям;
  • федеральный маткапитал на второго или следующего малыша (возможность его оформить везде не зависит от наличия трудовых отношений у женщины).
  • Неработающие жены военнослужащих могут рассчитывать на единовременное пособие по при сроке беременности более 180 дней. При службе мужа за границей и невозможности жены работать, ей положено специальная ежемесячная компенсация на ребенка до 3-х лет.
  • Если к неработающим относить учащихся по очной форме (студентов, аспирантов), то они могут рассчитывать на такие же пособия, как и трудоустроенные женщины, только в минимальном фиксированном размере.

Многодетным семьям

На федеральном уровне поддержка российским многодетным семьям оказывается только в регионах с плохой демографической ситуаций, в которых показатель рождаемости ниже, чем в среднем по России. Ежегодно формируются списки таких регионов. В 2017 г. рождаемость ниже средней наблюдается в 42 субъектах РФ.

Нуждающимся семьям с 3 и более детьми, которые проживают в одном из таких российских регионов, предоставляется специальная выплата. Она выплачивается до 3-летия 3-го и каждого следующего ребенка.

Существование выплаты регулируется на федеральном уровне. Хотя фактически она является гибридной: частично выплата финансируется из федерального бюджета, а частично — из местного. Ее размеры устанавливаются исключительно региональными властями в привязке к величине прожиточного минимума.

Также указом Президента РФ № 431 от 05.05.1992 г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлены льготы многодетным, действующие во всех субъектах РФ:

  • скидка 30% и более за коммунальные услуги, отопление и топливо;
  • бесплатный проезд на городском транспорте;
  • первоочередной прием деток в садики;
  • бесплатное питание в учебном заведении;
  • выдача бесплатных лекарств детям до 6 лет;
  • выделение земельного надела для организации фермерского хозяйства, садово-огородного участка, дачного и жилого строительства.

Многими родителями ожидалось, что Госдума введет материнский капитал 1.5 млн рублей на третьего ребенка с 2017 года. Об инициативе много говорят и пишут, однако она была отклонена подавляющем числом депутатов еще весной 2015 года. Исходя из состояния федерального бюджета такого повышения в ближайшие годы ожидать точно не стоит.

Матерям-одиночкам

Мамой-одиночкой считается только женщина, родившая ребенка вне брака при условии, что в ЗАГС не подавалось совместное заявление о признании отцовства. После развода называть женщину матерью-одиночкой нельзя.

На региональном уровне часто устанавливается специальная выплата именно на мать-одиночку — чаще всего это обычное региональное пособие на ребенка до 16 (18) лет в повышенном размере (как правило, в 1,5-2 раза больше базового, однако в большинстве случаев сумма все равно не превышает 300-600 рублей).

В остальном перечень выплат, которые сможет оформить мать-одиночка на ребенка, не отличается от положенного любой другой семье и зависит от количества детей, наличия у нее работы и уровня дохода:

  • трудоустроенная мама получит выплаты, положенные застрахованным на случай нетрудоспособности;
  • мать второго ребенка сможет претендовать на маткапитал, третьего — на выплату на ребенка до 3-х лет малообеспеченным (последнее — в некоторых регионах).
Читайте так же:  Перевозка бытовых отходов лицензия

Малоимущим семьям

Семьи, в которых среднедушевой доход на каждого члена меньше прожиточного минимума, установленного в регионе проживания, считаются малоимущими (нуждающимися). Для них федеральным законодательством предусмотрено два специальных пособия:

  • На ребенка до 16 лет (до 18 лет, если он учится по очной форме). Размер пособия устанавливается региональными законодательными актами.
  • На третьего ребенка до 3-х лет. Действует в субъектах РФ с плохой демографией. Чаще всего размер равен актуальной сумме местного детского ПМ.

Чтобы получать эти пособия, родители должны официально оформить статус малообеспеченной семьи и периодически его продлевать.

После введения в социальной политике государства принципов адресности и нуждаемости предполагается, что малоимущим семьям будут уделять больше внимания. Дополнительные пособия для них существуют в большинстве регионов, но это не решает проблему малообеспеченности в целом.

В середине 2015 г. правительством рассматривался вопрос о введении дополнительного пособия по уходу за детьми 1.5-3 лет для малоимущих семей, однако все застопорилось из-за нехватки бюджетных денег. К началу 2017 года вопрос так и остается открытым, дополнительное пособие не введено.

Каким детям положены дополнительные пособия

Некоторым семьям с точки зрения социальной защиты уделяется немного больше внимания, чем остальным. К ним относятся родители, решившие взять на себя чрезвычайно полезную функцию воспитания чужих детей, а также те, кто растит деток с проблемами со здоровьем.

Рассмотрим дополнительные пособия, которые выплачиваются не всем, а только особым категориям семей. Эти деньги призваны помочь самым незащищенным.

На усыновленных, приемных и опекаемых детей

В России предусмотрено несколько форм передачи ребенка в семью: усыновление, установление опеки или попечительства, приемное родительство и патронат. От варианта, выбранного будущими родителями или попечителями, зависит размер и перечень положенных социальных пособий.

При усыновлении ребенок получает те же права, что и родные дети усыновителя. В этом случае семье положены такие соцпособия:

  • единовременная выплата при передаче ребенка в семью на воспитание;
  • повышенное пособие при усыновлении ребенка-инвалида, ребенка старше 7 лет или нескольких братьев и сестер (двух и более) в размере 124929,83 руб.;
  • декретное пособие со дня усыновления новорожденного малыша до момента, когда ему исполнится 70 дней (для двойни — 110 дней);
  • пособие по уходу за ребенком (при оформлении отпуска по уходу за ребенком до 1.5 лет);
  • при усыновлении второго ребенка (вслед за родным или другим усыновленным) в период с 01.01.2007 г. по 31.12.2018 г. можно оформить материнский капитал;
  • другие виды выплат, предусмотренные для случая воспитания собственного родного ребенка.

При установлении опеки, попечительства, создании приемной семьи выплачиваются:

  • единовременное пособие при передаче в семью;
  • выплаты по уходу за ребенком до 1.5 лет (при оформлении отпуска);
  • дополнительные региональные выплаты на содержание ребенка и вознаграждение опекунов и приемных родителей (которые не полагаются усыновителям).

Выплаты и льготы детям-инвалидам

По федеральному законодательству, на ребенка-инвалида можно оформить государственную социальную пенсию. Ее размер с 01.04.2016 г. составляет 11 903,51 руб. Пенсия оформляется в местном отделении пенсионного фонда (ПФ).

Помимо этого вида помощи, для детей-инвалидов существуют и другие. Сред них:

  • Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) к пенсии по инвалидности — ее размер в 2017 г. составляет 2 527,06 руб. вместе с набором социальных услуг (НСУ), получаемых в денежной форме.
  • Выплаты родителям, усыновителям или опекунам, ухаживающим за ребенком-инвалидом, в размере 5 500 руб.
    • назначаются в заявительном порядке (в заявлении указывается место жительства и дата начала ухода);
    • деньги выплачиваются вместе с детской социальной пенсией.

Одно из нововведений 2016-го года — возможность использовать средства из федерального материнского капитала (полностью или частично) на интеграцию и социальную адаптацию детей с инвалидностью. Предполагается, что из средств маткапитала будут компенсироваться затраты на уже оплаченные товары и услуги для абилитации ребенка. Перечень того, на что можно получить компенсацию, приводится в Распоряжении Правительства РФ № 831-р от 30.04.2016 г.

На детей в чернобыльской зоне

Предполагается, что родители и их дети, проживающие на территориях, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, потенциально получают вред для своего здоровья. Государство старается поддержать такие семьи дополнительными выплатами и преференциями.

Самое большое отличие в плане социальной помощи семьям, проживающим в «чернобыльской зоне», заключается в выплате особого пособия по уходу за ребенком до 3-х лет. Оно состоит из двух частей:

  • на малыша от рождения до 1.5 лет. Размер равен обычному пособию по уходу за ребенком (40% от зарплаты) + компенсация 3 000 руб.;
  • на ребенка от 1.5 до 3-х лет — ежемесячная компенсация в повышенном размере 6 000 руб. (семьям, проживающим за пределами чернобыльской зоны, аналог этого пособия от 1.5 до 3 лет пособия вообще не выплачивается).

Помимо этого, на детей, родившихся в чернобыльской зоне, или у матери, работающей на загрязненной территории, положены такие виды помощи:

  • удлиненная на 20 дней дородовая часть декретного отпуска маме (не 70 дней, как обычно, а 90). Эти дни даются для того, чтобы женщина могла уехать за пределы чернобыльской зоны на оздоровление, но денег на отдых государство ей не выделяет;
  • дополнительное пособие при постановке на учет в женской консультации на ранних сроках беременности (около 150 руб.);
  • ежемесячные компенсации на питание с молочной кухни на деток до 3-х лет (около 500 руб.)

Основной документ, регулирующий детские чернобыльские пособия — Закон РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», вместе с изменениями, внесенными законом о принципах адресности № 388-ФЗ от 29.12.2015 г.

Государственная политика в сфере пособий семьям с детьми большое значение придает критерию нуждаемости. С одной стороны, это значит, что в ближайшие годы может быть расширен перечень выплат малообеспеченным. С другой — наоборот, могут урезать список пособий тем, чьи доходы выше среднего.

Тем не менее, выплаты родителям с детьми призваны улучшить материальное благосостояние семей, помочь преодолеть нуждаемость и поддержать в важные периоды жизни. Не стоит пренебрегать этой помощью.

Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году

При уходе за детьми до полутора лет можно рассчитывать на ежемесячное пособие. Читайте о минимальной и максимальной суммах пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году, как оно рассчитывается, от чего зависит и как его получить.

Максимальная продолжительность отпуска по уходу за ребенком составляет 3 года. Но пособие, выплата которого предусмотрена на время такого отпуска, можно получить только за 18 месяцев, то есть на ребенка до 1.5 лет.

Кто вправе получать пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году

Ухаживать за ребенком могут мать, отец, другие родственники ребенка (бабушка, дедушка и другие), опекуны и т.д. Полный перечень таких лиц утвержден Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ.

Право на пособие имеют:

  • матери, отцы, опекуны (в т. ч. студенты очной формы обучения);
  • родственники ребенка, подлежащие обязательному социальному страхованию;
  • матери-военнослужащие по контракту;
  • уволенные в связи с ликвидацией организации: матери — в период беременности либо отпуска по беременности и родам, другие родственники — в период отпуска по уходу за ребенком;
  • родственники, не подлежащие обязательному социальному страхованию (в случае смерти матери и (или) отца, лишения их родительских прав и т.п.).

Получить выплату может только одно лицо, которое непосредственно ухаживает за малышом, — по выбору родственников. Главное — сам факт ухода за ребенком и, как следствие, отсутствие возможности получения дохода в виде заработной платы или иного дохода.

Право на пособие сохраняется при работе во время отпуска на условиях неполного рабочего времени или удаленной работы на дому. А при совпадении отпусков по уходу и по беременности и родам женщина вправе выбрать одно из пособий.

Размеры пособий по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году

По общему правилу размер пособия по уходу за ребенком зависит от среднего месячного заработка (не более 40 % такого заработка). Но пособие не может быть выше максимума и ниже минимума (см. таблицу ниже).

До 2016 года размеры пособий ежегодно индексировали на уровень роста инфляции. Коэффициент индексации определялся законом о бюджете на очередной год. Для расчета надо было размер выплаты за предыдущий год умножить на коэффициент индексации текущего года. Теперь порядок расчета другой.

До 1 января 2017 года действие положений части 1 статьи 4.2 Закона № 81-ФЗ о ежегодной индексации было приостановлено. Статьей 4 Закона № 68-ФЗ предусмотрено, что пособия индексируются не законом о бюджете с 1 января, а постановлением Правительства РФ ежегодно с 1 февраля.

Так, с 1 февраля 2018 года правительство проиндексировало размеры выплат на коэффициент 1,025 (в соответствии с текущим уровнем инфляции 2,5 %). Минимум в январе 2018 года на первого ребенка составлял 3065,69 руб., на второго и последующих детей — 6131,37 руб.