Комментарий к Федеральному закону «О рекламе» (постатейный)

Успешным бизнесменом дан краткий, но профессиональный комментарий Федерального закона «О рекламе». На живых примерах проиллюстрирована практика его применения, постатейно разъяснено содержание нормативного акта. Рассмотрены различные виды рекламы, ограничения, установленные законом, а также требования к производству и распространению рекламных роликов.

Подробно освещаются понятия агрессивной, неэтичной, недобросовестной информации. Комментарий проясняет множество вопросов, возникающих у изготовителей и потребителей рекламы. В частности, станет понятно, почему рекламный слоган «»Отморозки в поисках ледяной свежести» будет непременно забракован, несмотря на хороший отклик в молодежной среде.

  • Толкачев Андрей Николаевич
  • Издательство: РИОР, Инфра-М, 2010 г.
  • Мягкая обложка, 96 стр.
  • ISBN 978-5-369-00602-3, 978-5-16-003836-0
  • Тираж: 1500 экз.
  • Формат: 60×88/16

На кого рассчитана

  • Юристы
  • Сотрудники и руководители рекламных агенств и СМИ
  • Заказчики и потребители рекламы

Издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону «О рекламе».

  • Список сокращений
  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 4. Законодательство Российской Федерации о рекламе
    • Статья 5. Общие требования к рекламе
    • Статья 6. Защита несовершеннолетних в рекламе
    • Статья 7. Товары, реклама которых не допускается
    • Статья 8. Реклама товаров при дистанционном способе их продажи
    • Статья 9. Реклама о проведении стимулирующих мероприятий
    • Статья 10. Социальная реклама
    • Статья 11. Срок действия рекламы, признаваемой офертой
    • Статья 12. Сроки хранения рекламных материалов
    • Статья 13. Предоставление информации рекламодателем
  • Глава 2. Особенности отдельных способов распространения рекламы
    • Статья 14. Реклама в телепрограммах и телепередачах
    • Статья 15. Реклама в радиопрограммах и радиопередачах
    • Статья 16. Реклама в периодических печатных изданиях
    • Статья 17. Реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживании
    • Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи
    • Статья 19. Наружная реклама и установка рекламных конструкций
    • Статья 20. Реклама на транспортных средствах и с их использованием
  • Глава 3. Особенности рекламы отдельных видов товаров
    • Статья 21. Реклама алкогольной продукции
    • Статья 22. Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе
    • Статья 23. Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей
    • Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения
    • Статья 25. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания
    • Статья 26. Реклама продукции военного назначения и оружия
    • Статья 27. Реклама основанных на риске игр, пари
    • Статья 28. Реклама финансовых услуг
    • Статья 29. Реклама ценных бумаг
    • Статья 30. Реклама услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением
  • Глава 4. Саморегулирование в сфере рекламы
    • Статья 31. Саморегулируемые организации в сфере рекламы
    • Статья 32. Права саморегулируемой организации в сфере рекламы
  • Глава 5. Государственный контроль в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе
    • Статья 33. Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного контроля в сфере рекламы
    • Статья 34. Представление информации в антимонопольный орган
    • Статья 35. Обязанности антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны
    • Статья 36. Решения и предписания антимонопольного органа по результатам рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
    • Статья 37. Оспаривание решений и предписаний антимонопольного органа
    • Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе
  • Глава 6. Заключительные положения
    • Статья 39. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 40. Регулирование отношений в сфере рекламы со дня вступления в силу настоящего Федерального закона

Постатейный комментарий к Федеральному закону «О рекламе»

В книге прокомментированы положения закона «О рекламе». Разъяснения помогут лучше понять содержание правового акта, которым были установлены правила производства, размещения и распространения рекламы в РФ.

Основу авторского коллектива составляют ведущие эксперты антимонопольной службы. В комментарии проанализирована правоприменительная и судебная практика в области рекламы, накопленная за последние годы.

  • Бадалов Д.С.
  • Василенкова И.И.
  • Карташов Н.Н.
  • Котов С.Ф.
  • Никитина Т.Е.
  • Издательство: Статут, 2012 г.
  • Твердый переплет, 464 стр.
  • ISBN 978-5-8354-0808-5
  • Тираж: 1000 экз.
  • Формат: 60×84/16

На кого рассчитана

  • Юристы
  • Руководители и сотрудники организаций, связанных с рекламной деятельностью
  • Судьи
  • Чиновники
  • Студенты и преподаватели юридических ВУЗов

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» подготовлен на основе анализа применения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольными органами и судами. В комментарии приводятся пояснения положений и норм закона, рассматриваются примеры из практики их правоприменения государственным надзорным органом в сфере рекламы. Цель комментария — помочь в понимании требований Закона «О рекламе» участникам правоотношений, возникающих при производстве, размещении и распространении рекламы.

Комментарий предназначен для руководителей и сотрудников организаций, связанных с рекламной деятельностью, представителей государственных органов, осуществляющих надзор и контроль соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, юристов и судей, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, а также для всех лиц, интересующихся вопросами правового регулирования рекламной деятельности.

  • Предисловие
  • Предисловие
  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 4. Законодательство Российской Федерации о рекламе
    • Статья 5. Общие требования к рекламе
    • Статья 6. Защита несовершеннолетних в рекламе
    • Статья 7. Товары, реклама которых не допускается
    • Статья 8. Реклама товаров при дистанционном способе их продажи
    • Статья 9. Реклама о проведении стимулирующих мероприятий
    • Статья 10. Социальная реклама
    • Статья 11. Срок действия рекламы, признаваемой офертой
    • Статья 12. Сроки хранения рекламных материалов
    • Статья 13. Предоставление информации рекламодателем
  • Глава 2. Особенности отдельных способов распространения рекламы
    • Статья 14. Реклама в телепрограммах и телепередачах
    • Статья 15. Реклама в радиопрограммах и радиопередачах
    • Статья 16. Реклама в периодических печатных изданиях
    • Статья 17. Реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживании
    • Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи
    • Статья 19. Наружная реклама и установка рекламных конструкций
    • Статья 20. Реклама на транспортных средствах и с их использованием
  • Глава 3. Особенности рекламы отдельных видов товаров
    • Статья 21. Реклама алкогольной продукции
    • Статья 22. Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе
    • Статья 23. Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей
    • Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения
    • Статья 25. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания
    • Статья 26. Реклама продукции военного назначения и оружия
    • Статья 27. Реклама основанных на риске игр, пари
    • Статья 28. Реклама финансовых услуг
    • Статья 29. Реклама ценных бумаг
    • Статья 30. Реклама услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением
    • Статья 30.1. Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации
  • Глава 4. Саморегулирование в сфере рекламы
    • Статья 31. Саморегулируемые организации в сфере рекламы
    • Статья 32. Права саморегулируемой организации в сфере рекламы
  • Глава 5. Государственный надзор в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе
    • Статья 33. Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы
    • Статья 34. Представление информации в антимонопольный орган
    • Статья 35. Обязанности антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны
    • Статья 35.1. Организация и проведение проверок в сфере рекламы
    • Статья 36. Решения и предписания антимонопольного органа по результатам рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
    • Статья 37. Оспаривание решений и предписаний антимонопольного органа
    • Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе
  • Глава 6. Заключительные положения
    • Статья 39. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 40. Регулирование отношений в сфере рекламы со дня вступления в силу настоящего Федерального закона
  • Приложение 1. Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»
  • Приложение 2. Федеральный закон от 21 июля 2011 года N 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Приложение 3. Федеральный закон от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Читайте так же:  Приказ о доплатах за ученую степень

ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О РЕКЛАМЕ»

СОДЕРЖАНИЕ

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о рекламе

Статья 5. Общие требования к рекламе

Статья 6. Защита несовершеннолетних в рекламе

Статья 7. Товары, реклама которых не допускается

Статья 8. Реклама товаров при дистанционном способе их продажи

Статья 9. Реклама о проведении стимулирующих мероприятий

Статья 10. Социальная реклама

Статья 11. Срок действия рекламы, признаваемой офертой

Статья 12. Сроки хранения рекламных материалов

Статья 13. Предоставление информации рекламодателем

Статья 14. Реклама в телепрограммах и телепередачах

Статья 15. Реклама в радиопрограммах и радиопередачах

Статья 16. Реклама в периодических печатных изданиях

Статья 17. Реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживании

Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи

Статья 19. Наружная реклама и установка рекламных конструкций

Статья 20. Реклама на транспортных средствах и с их использованием

Глава 3. Особенности рекламы отдельных видов товаров

Статья 21. Реклама алкогольной продукции

Статья 22. Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе

Статья 23. Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей

Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения

Статья 25. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания

Статья 26. Реклама продукции военного назначения и оружия

Статья 27. Реклама основанных на риске игр, пари

Статья 28. Реклама финансовых услуг

Статья 29. Реклама ценных бумаг

Статья 30. Реклама услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением

Статья 30.1. Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации

Глава 4. Саморегулирование в сфере рекламы

Статья 31. Саморегулируемые организации в сфере рекламы

Статья 32. Права саморегулируемой организации в сфере рекламы

Статья 33. Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного контроля в сфере рекламы

Статья 34. Представление информации в антимонопольный орган

Статья 35. Обязанности антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны

Статья 35.1. Организация и проведение проверок в сфере рекламы

Статья 36. Решения и предписания антимонопольного органа по результатам рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

Статья 37. Оспаривание решений и предписаний антимонопольного органа

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

Статья 39. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 40. Регулирование отношений в сфере рекламы со дня вступления в силу настоящего Федерального закона

Постатейный комментарий к федеральному закону «о рекламе» д.С. Бадалов, и.И. Василенкова, н.Н. Карташов, с.Ф. Котов, т.Е. Никитина

Бадалов Д.С. — часть 6 статьи 5, статьи 6, 9, 10, 21 — 23, 31 и 32, Приложения 1 и 2.

Василенкова И.И. — части 1 — 5 и 7 — 11 статьи 5, 7, 28, 29, 36 — 38.

Карташов Н.Н. — статьи 1 — 4, 24, 25, 33.

Котов С.Ф. — статьи 8, 16, 17, 26, 27, 30, 35.

Никитина Т.Е. — статьи 11 — 15, 18 — 20, 30.1, 34, 35.1, Приложение 3.

Социально-экономическое развитие современной России трудно представить без рекламы и иных форм маркетинговых коммуникаций, которые пронизывают все сферы экономики и связывают ее с обществом и потребителями товаров и услуг. Не менее значима роль рекламы в формировании единого экономического пространства страны, в развитии добросовестной конкуренции на товарных рынках. Опосредуя конкурентные отношения, маркетинговые коммуникации и реклама во многом определяют положение хозяйствующих субъектов на рынке.

В развитие положений Конституции РФ, гарантирующих единство экономического пространства, свободу экономической деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции, в 1995 году был принят Федеральный закон от 18 июля 1995 года N 108-ФЗ «О рекламе». Этот Закон стал логичным дополнением системы российского конкурентного законодательства, ввел комплексное регулирование отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы в Российской Федерации.

Закон «О рекламе» определил положение хозяйствующих субъектов в рекламной деятельности и маркетинговых коммуникациях, ввел понятийный аппарат и общие требования к рекламе, определил специальные требования к рекламе отдельных товаров и услуг, а также к различным способам распространения рекламы, запретил ненадлежащую рекламу, установил государственный контроль в лице антимонопольного органа за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и ответственность за его нарушение.

Вместе с тем по истечении более чем десятилетней практики применения Закона «О рекламе» ряд его положений перестал в полной мере соответствовать социально-экономическим реалиям и динамике развития рекламной деятельности в России. В 2006 году Государственной Думой РФ была принята новая редакция Закона «О рекламе» (от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ).

Учитывая определенную преемственность законодательства Российской Федерации о рекламе, а также ряд существенных изменений и дополнений в редакции Закона 2006 года по сравнению с первой редакцией 1995 года, значительный срок (около пяти лет) практики применения норм Закона антимонопольными органами и судами, есть все основания полагать, что издание настоящего Комментария к Закону «О рекламе» в редакции 2006 года является актуальным. Оно будет востребовано участниками рынка российской рекламы, регулирующими органами, судами и практикующими юристами.

Толкование положений Федерального закона «О рекламе» проводится в Комментарии на основе комплексного анализа положений нормативных правовых актов Российской Федерации, а также административной и судебной практики применения законодательства о рекламе, поэтому его использование позволит сократить число неоднозначных мнений по поводу содержания (толкования) отдельных положений Закона «О рекламе» и облегчит практическое применение законодательства Российской Федерации о рекламе.

заместитель руководителя ФАС России

Принятая в 2006 году Государственной Думой РФ новая редакция Закона «О рекламе» (от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ) явилась логическим продолжением многолетних совместных действий законодателей, регуляторов и отраслевых экспертов. Важность данного Закона для рекламного рынка, а также и для всего рынка потребительских товаров и услуг трудно переоценить. Принцип, согласно которому регулирование рекламной сферы отнесено к одному законодательному акту, стал основой для одной из наиболее эффективных регуляторных практик в современной России. Закон органично охватывает все сферы рекламного рынка, устанавливая понятные правила деятельности для всех его участников. Это тем более важно, что сама по себе реклама является крайне сложным многокомпонентным и творческим продуктом, чьи рамки определить четко бывает довольно трудно.

Вместе с тем законодательство в сфере рекламы не стоит на месте, в частности за последние годы в Закон «О рекламе» внесены различные правки, соответствующие быстро меняющимся рыночным условиям. В этой связи естественно, что эти новации, равно как и базовые положения Закона, нуждаются в осмыслении и комментариях экспертов и регуляторов, которые рассматривали бы положения Закона с учетом постоянно накапливаемой практики.

Предлагаемый Комментарий к Федеральному закону «О рекламе» является именно таким документом, который поможет заинтересованным сторонам лучше ориентироваться в правовом поле рекламы и будет способствовать единому пониманию норм Закона всеми его участниками. В основу Комментария положен анализ правоприменительной и судебной практики в области рекламы, накопленный за последние годы.

Читайте так же:  Как повысить фпс в раст лицензия

От имени Ассоциации рекламодателей я хотел бы выразить глубокую благодарность за проделанную работу авторскому коллективу Комментария, в который вошли ведущие эксперты Федеральной антимонопольной службы России Н. Карташов, Т. Никитина, И. Василенкова, С. Котов, а также руководитель консалтинговой компании «ФЕНЕК 1» Д. Бадалов.

Екатерина Спектор: Комментарий к Федеральному Закону «О рекламе» (постатейный)

Аннотация к книге «Комментарий к Федеральному Закону «О рекламе» (постатейный)»

Предлагаемый читателю постатейный научно-практический Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», вступивший в силу с 1 июля 2006 г., подготовлен на основе федерального законодательства, определяющего основы правового режима рекламы, требования, предъявляемые к добросовестной и достоверной рекламе, особенности отдельных способов ее распространения. В Комментарии анализируются введенные и применяемые Законом «О рекламе» новые понятия и новые нормы, многие из которых являются неоднозначными, допускающими существенные разночтения и разное их толкование, ввиду того, что Закон достаточно часто оперирует оценочными категориями. Закон вступил в силу с 1 июля 2006 г., поэтому судебная и правоприменительная практика еще не сформировались. Автором исследуются и выявляются просчеты, коллизии и пробелы, допущенные законодателем, и предлагаются допустимые варианты их разрешения с применением различных способов их толкования. Комментарий может быть использован в.

Предлагаемый читателю постатейный научно-практический Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», вступивший в силу с 1 июля 2006 г., подготовлен на основе федерального законодательства, определяющего основы правового режима рекламы, требования, предъявляемые к добросовестной и достоверной рекламе, особенности отдельных способов ее распространения. В Комментарии анализируются введенные и применяемые Законом «О рекламе» новые понятия и новые нормы, многие из которых являются неоднозначными, допускающими существенные разночтения и разное их толкование, ввиду того, что Закон достаточно часто оперирует оценочными категориями. Закон вступил в силу с 1 июля 2006 г., поэтому судебная и правоприменительная практика еще не сформировались. Автором исследуются и выявляются просчеты, коллизии и пробелы, допущенные законодателем, и предлагаются допустимые варианты их разрешения с применением различных способов их толкования. Комментарий может быть использован в деятельности как предпринимателей, так и работников государственных органов, должностных лиц, а также студентами, преподавателями, аспирантами юридических вузов и всеми лицами, интересующимися вопросами правового регулирования рекламы.

«Комментарий к Федеральному закону «О рекламе» (постатейный) (Спектор Е.И.) («Юстицинформ», 2007)

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «О РЕКЛАМЕ»
ОТ 13 МАРТА 2006 Г. N 38-ФЗ
(Постатейный)
Е.И. СПЕКТОР
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Спектор Екатерина Ильинична, старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП). Кандидат юридических наук. Специалист в области административного права.
Автор многочисленных публикаций в юридических изданиях.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» подготовлен на основе федерального законодательства, определяющего основы правового режима рекламы, требования, предъявляемые к добросовестной и достоверной рекламе, особенности отдельных способов ее распространения.
В Комментарии анализируются введенные и применяемые Законом «О рекламе» новые понятия и новые нормы, многие из которых являются неоднозначными, допускающими существенные разночтения и разное их толкование, ввиду того что Закон достаточно часто оперирует оценочными категориями.
Новый Закон «О рекламе» серьезно ужесточает требования к рекламной деятельности в разных сегментах рекламного рынка, что в процессе его применения создаст не только огромные трудности, но и приведет к существенному дисбалансу на рекламном рынке.
Существенным недостатком Закона является то, что он вступил в силу в середине года (1 июля 2006 г.), в связи с чем рекламодатели, оплатившие рекламу товаров/работ/услуг по прежним расценкам, будут вынуждены произвести существенный перерасчет рекламным агентствам ввиду установленных новых законодательных ограничений, в частности, связанных с сокращением объема рекламного эфира с 20% от вещания в сутки от суточного эфира до 15%, из-за сокращения которого стоимость рекламы на телевидении будет увеличена пропорционально сокращенному времени.
Относительно сглаживающим данный негативный момент для рекламодателей является предусмотренный законодателем переходный период с 1 июля 2006 г. по 1 января 2008 г., когда общая продолжительность распространенной в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы не может превышать 20% времени вещания в течение часа и 15% времени вещания в течение суток.
Требования к распространению наружной рекламы, рекламы основанных на риске игр также законодательно изменились кардинальным образом.
Ввиду того, что Закон вступил в силу с 1 июля 2006 г. и судебная и правоприменительная практика еще не сформировалась, автором исследуются и выявляются просчеты, коллизии и пробелы, допущенные законодателем, и, применяя различные способы их толкования, предлагаются допустимые варианты их разрешения.
Целью Комментария является не только разъяснение воли законодателя, заложенной в нормах Закона для эффективной его реализации предпринимателями в сфере рекламного законодательства, деятельность которых связана как с производством, размещением, так и распространением рекламы, но и содействие в целом эффективному формированию правоприменительной практики и совершенствованию действующего законодательства о рекламе.
Комментарий может быть использован в деятельности как предпринимателей, так и государственных органов, должностных лиц, а также всеми лицами, интересующимися вопросами правового регулирования рекламы, учеными, аспирантами, преподавателями и студентами юридических вузов.
На настоящий момент ни один вид предпринимательской деятельности не обходится без рекламы. Реклама является составной частью маркетинга, обеспечивающей продвижение товара/работ/услуг на рынке. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» был принят вместо прежнего Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе».
Закон «О рекламе» представляет собой новый законодательный подход к правовому регулированию рекламы, понятием которой теперь охватывается почти любая информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижению на рынке.
Новый Закон «О рекламе» уточняет ряд прежних понятий в сфере рекламы, определяет общие требования к ней, к способам ее распространения, особенности отдельных способов рекламирования товаров/работ/услуг (например, детское питание, биологически активные и пищевые добавки, лотереи, основанные на риске игры, пари и т.п.).
Новым Законом «О рекламе» значительно расширена глава о наружной рекламе, ужесточаются требования к рекламе алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, лекарственных средств, в рекламных роликах которых, в частности, не допускается использование «людей в белых халатах».
Ограничена реклама табака и табачных изделий, запрещается реклама зонтичных брендов (например, реклама водки под видом минеральной воды или конфет), ужесточаются требования к рекламе игорных заведений и игорного бизнеса и т.п.
На телевидении продолжительность рекламы теперь не должна превышать 15% времени в течение каждого часа. При этом программы нельзя прерывать рекламой более чем на 4 минуты, а для детских и коротких программ установлены дополнительные ограничения. В связи с особой спецификой восприятия детьми телепрограмм Закон «О рекламе» вводит запрет на прерывание детских программ в середине и предусматривает положение, разрешающее размещать рекламные ролики только перед началом детской передачи или в самом ее конце.
Новый Закон «О рекламе» также запрещает совмещать рекламу с дорожными знаками — как в попутном, так и в обратном движению автотранспорта направлениях, распространение рекламы посредством транспорта, используемого исключительно в качестве передвижных рекламных конструкций (мобильные билборды).
Законом также регламентирована и реклама финансовых услуг, которая должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги, при этом в рекламе не должно содержаться ни гарантий, ни обещаний будущей эффективности или доходности вложений, в том числе основанных на реальных показателях в прошлом. Законом «О рекламе» предусмотрены также и иные ограничения и запреты.
Законом «О рекламе» достаточно конкретно определена юридическая ответственность за нарушение законодательства о рекламе всеми субъектами рекламных правоотношений — рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей. Существенно усиливается защита прав несовершеннолетних при распространении рекламной информации.
Новый Закон «О рекламе» вступает в силу с 1 июля 2006 г. Подтверждение течения общего срока вступления Закона в силу отражено в ст. 39 Закона. При этом ч. 1 — 4 ст. 39 предусмотрены и иные сроки его вступления в силу. Так, с 1 января 2007 г. устанавливается запрет на использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций (ч. 2 ст. 20 Закона) и рекламу табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их (п. 4 ч. 2 ст. 23); с 1 января 2008 г. устанавливается общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не более 15% времени вещания в течение часа.
13 марта 2006 года N 38-ФЗ

Читайте так же:  Заявление о принятии обеспечительных мер по земельному участку

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РЕКЛАМЕ
Принят
Государственной Думой
22 февраля 2006 года
Одобрен
Советом Федерации
3 марта 2006 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
Согласно ст. 8 Конституции Российской Федерации в России провозглашен принцип единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции, что гарантирует стабильные условия хозяйствования, выводимые из ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Одновременно ч. 2 ст. 34 Конституции России не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Реализация конституционных положений обеспечивается, в частности, нормами Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ), Федерального закона от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (в ред. от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ), Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ), Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ), Указа Президента РФ от 29 января 1992 г. N 65 «О свободе торговли» (в ред. от 16 мая 1997 г. N 491) и др. 26 июля 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон «О защите конкуренции» N 135-ФЗ, вступающий в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования (Российская газета. N 162. 2006).
Сфера действия указанных нормативных правовых актов направлена на создание условий для эффективного функционирования предпринимателей на товарных рынках и рынке финансовых услуг, государственную поддержку и развитие малого предпринимательства, а также защиты прав потребителей на приобретение товаров/работ/услуг надлежащего качества и безопасных для их жизни, здоровья, имущества и окружающей среды, получение достоверной информации о товарах/работах/услугах и т.п.
Закон о рекламе является логическим продолжением как нормативных правовых актов о конкуренции в части пресечения недобросовестной конкуренции в процессе осуществления предпринимателями производства, размещения и распространения рекламы, так и законодательства о защите прав потребителей.
Посредством рекламы, доведения информации до сведения неопределенного круга лиц обеспечивается продвижение товара/работы/услуги на рынке. При этом не всякая информация носит рекламный характер (см. комментарий к ст. 2). Средствами доведения рекламы товаров/работ/услуг до неопределенного круга лиц являются телевидение, кино, радио, наружная, почтовая реклама; отдельные издания (каталоги, проспекты, плакаты, открытки, листовки), периодическая печать (статьи, газеты, журналы), средства электросвязи и т.д.
Таким образом, настоящий Закон преследует достижение нескольких целей — развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции и обеспечение защиты прав потребителей, предпринимателей (конкурентов) на получение добросовестной и достоверной рекламы и пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 2
Частью 1 комментируемой статьи определено, что сфера действия настоящего Закона распространяется на любые отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. Кроме того, положения комментируемого Закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также и на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги (ч. 3 ст. 2 Закона).
Сфера применения нового Закона о рекламе претерпела существенные изменения. Так, в ст. 1 прежнего Закона «О рекламе» было определено, что Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг (далее — товары) Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.
Вместе с тем в рамках нового Закона о рекламе законодательно определены изъятия, на которые не распространяются нормы Закона. Перечень случаев, когда информация не признается рекламой, является существенным нововведением.
Так, под сферу действия Закона не подпадает и, соответственно, не относится к рекламе политическая реклама, в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума (п. 1 ч. 2 ст. 2 Закона).
Легальное определение понятия «политическая реклама» действующее законодательство не содержит. Вместе с тем согласно анализу норм настоящего Закона становится очевидным, что политическая реклама является составляющей частью агитационной деятельности. Соответственно, размещение политической рекламы, равно как и агитация, регулируется общими требованиями избирательного законодательства Российской Федерации, установленными для предвыборной агитации, а не Законом о рекламе.
Легальное определение понятия «предвыборная агитация» сформулировано в Федеральном законе от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в действующ. ред.) (ч. 2 ст. 8), Федеральном законе от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в действующ. ред.) (ст. 10) , Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (в действующ. ред.) (ч. 2 ст. 8) .
———————————
СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 4982. Утрачивает силу со дня прекращения полномочий Государственной Думы созыва, действующего на день вступления в силу Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919. Вступает в силу с 7 декабря 2006 г., за исключением ч. 6 ст. 94 данного документа, которая вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171.
Обобщая содержание указанных легальных понятий, следует заключить, что к «предвыборной агитации» относится деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, круглых столов, пресс-конференций,

Федеральный закон о рекламе комментарий

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Закон о рекламе № 38-ФЗ

Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» вступил в силу с 1 июля 2006 года, за исключением отдельных его положений, вступающих в силу, согласно статье 39 закона, в иные сроки.

Ниже представлен текст документа:

Закон «О рекламе» в последней редакции с последними изменениями (внесенными Федеральным законом от 03.08.2018 N 325-ФЗ), вступающими в силу 03.08.2018 года (ред. 53).

13 марта 2006 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Принят
Государственной Думой
22 февраля 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
3 марта 2006 года

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Особенности отдельных способов распространения рекламы

Глава 3. Особенности рекламы отдельных видов товаров

Глава 4. Саморегулирование в сфере рекламы

Глава 5. Государственный надзор в сфере рекламы
и ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации о рекламе

Глава 6. Заключительные положения

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
13 марта 2006 года
N 38-ФЗ