Государственная пошлина

  • Налоги и налоговая система
  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Налоговые органы
  • Налоговые проверки
  • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
  • Налоговое администрирование и налоговый контроль
  • Упрощенная система налогообложения
  • Принципы налогообложения
  • Функции налогов

Государственная пошлина

Государственная пошлина — денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями (суд, нотариальные конторы, милиция, загсы, органы финансовой системы и т. п.) за совершение действий в интересах организаций и отдельных физических лиц и выдачу документов, имеющих юридическое значение (рассмотрение исковых заявлений, жалоб, удостоверение договоров, завещаний и доверенностей, регистрация актов гражданского состояния, государственная регистрация юридического лица, проспекта эмиссии ценных бумаг и т.д.).

А современных условиях взимание государственной пошлины регулируется главой 25.3 Налогового кодекса России и определяется как сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям, а выдача копий документов не признается таковыми.

Государственная пошлина включена в российскую налоговую систему, поэтому ее можно считать разновидностью налоговых платежей. Сходство с налогами заключается в обязательности уплаты в бюджет, в распространении на нее общих условий установления, предполагающих определение плательщика и всех шести элементов налогообложения, перечисленных в ст. 17 Налогового кодекса. Отличие же госпошлины от налогов состоит в целевом ее характере и возмездное™.

Являясь федеральным сбором, государственная пошлина обязательна к уплате на всей территории России. Суммы пошлины, согласно статьям 50, 56, 61,611 и612 Бюджетного кодекса, зачисляются по нормативу 100% в доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Плательщики государственной пошлины

Плательщиками государственной пошлины признаются организации, в том числе иностранные, и физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства) в случае, если они:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса;
  • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

В случае обращения за совершением юридически значимого действия одновременно нескольких плательщиков, не имеющих права на льготы, госпошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если же среди лиц, одновременно обратившихся за совершением юридически значимого действия, есть лица, освобожденные от уплаты госпошлины, размер последней уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от ее уплаты.

Объектом госпошлины являются услуги государственных органов, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных лиц. Налоговым кодексом установлен закрытый перечень объектов взимания пошлины, состоящий из 230 видов юридически значимых действий, которые можно объединить в четыре группы (табл. 20).

Характеристика государственных пошлин. Таблица 20

Запросы, ходатайства и жалобы, подаваемые в Конституционный суд (5 видов, ст. 33323)

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в арбитражные суды (13 видов, ст. 33321)

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции и мировым судьям (14 видов, ст. 33319)

Государственная регистрация актов гражданского состояния (7 видов, ст. 33326)

Государственная регистрация программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы (7 видов, ст. 33330)

Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и прочая государственная регистрация (126 видов, ст. 33333)

Выдача документов, связанных с приобретением (выходом из) гражданства, въездом (выездом) из России (26 видов, ст. 33328)

Осуществление федерального пробирного надзора (6 видов, ст. 33331)

С 29 декабря 2010 г. пошлина не взимается в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных органом или должностным лицом, выдавшим документ, при совершении им юридически значимого действия.

Налоговой базой государственной пошлины является либо сама услуга по совершению юридически значимого действия, либо цена предъявляемого иска.

Налоговый период, определяемый ст. 55 Налогового кодекса, применительно к госпошлине, как правило, отсутствует, что объясняется установленными Кодексом сроками ее уплаты.

Сроки уплаты пошлины предполагают, как правило, ее уплату в предварительном порядке, т. е. до совершения юридически значимого действия. Однако есть два исключения из этого правила, когда пошлина взимается в последующем порядке и когда можно говорить о налоговом периоде, а именно:

  1. в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда, если организации и физические лица выступают ответчиками в судах и решение суда принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты госпошлины;
  2. не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в Российском международном реестре судов или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение, в случае обращения за ежегодным подтверждением регистрации судна. Налоговым кодексом установлены индивидуальные размеры (ставки) государственной пошлины в зависимости от органов, совершающих юридически значимые действия, а также характера сделок или выдаваемых документов. Установлены как специфические (твердые), так и адвалорные, а также смешанные ставки налогообложения. Преобладают специфические (твердые) ставки, установленные в рублях. В числе адвалорных, составляющих смешанные ставки, имеют место как пропорциональные, так и прогрессивные ставки.

Пропорциональная пошлина по документам имущественного характера может быть дифференцирована в зависимости от степени родства. В прогрессивной государственной пошлине ставка растет по мере увеличения базы обложения (суммы в исковых заявлениях имущественного характера, образуя сложную прогрессию).

Размеры пропорциональной (прогрессивной) государственной пошлины могут быть дополнительно ограничены минимальным и максимальным пределами. Иногда размер госпошлины дополнительно учитывает единицу объема (постраничное удостоверение документов). Так как объектом госпошлины являются 230 видов юридически значимых действий, приведем лишь некоторые примеры ставок государственной пошлины.

Налоговые льготы при уплате государственной пошлины

По уплате в бюджет государственной пошлины главой 25.3 Налогового кодекса установлено около 90 льгот, которые изложены в статьях 333.35 — 333.39 и которые классифицируются как в разрезе совершаемых юридически значимых действий, так и в зависимости от категории плательщиков и форм совершаемых действий. При этом органам власти субъектов Федерации и муниципалитетами не представлено право устанавливать дополнительные льготы.

Льготы могут быть: условные (проживание совместно с наследодателем на день смерти) и безусловные; частичные (50% для инвалидов 1-й и 2-й групп по нотариальным действиям) и полные.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы и организации, полностью финансируемые из бюджета, учреждения культуры. От уплаты всех видов государственной пошлины освобождены следующие категории физических лиц: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы; участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Льготы установлены также в зависимости от форм совершаемых действий. В частности, от уплаты пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков; истцы — инвалиды I и II группы.

Полное изложение всех льгот в силу их многочисленности не представляется возможным в рамках учебного пособия, поэтому при необходимости следует обращаться к упомянутым выше статьям 333.35 — 333.39 Налогового кодекса.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Безналичная форма уплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении. Наличная форма уплаты госпошлины подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Статьей 333.40 Налогового кодекса предусмотрены основания и порядок возврата или зачета уплаченной государственной пошлины. В частности, уплаченная пошлина должна быть возвращена плательщику частично или полностью в случае:

  • уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса;
  • возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма за- считывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
  • прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
Читайте так же:  Фарминг симулятор 2018 лицензия ключ

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Налоговым кодексом предусмотрены также отдельные случаи, когда уплаченная государственная пошлина не возвращается плательщику. В частности, не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.

Не подлежит возврату и государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации. В случае же прекращения государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины. Возврат излишне уплаченной или взысканной суммы госпошлины производится по заявлению плательщика, которое подается в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, к заявлению прилагаются подлинные платежные документы, если же она подлежит возврату частично, — копии платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Плательщик государственной пошлины имеет также право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса.

Согласно Налоговому кодексу, плательщику государственной пошлины предоставлено право получать отсрочку или рассрочку уплаты по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 Кодекса. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении пла- телыциков действия, за осуществление которых взимается государственная пошлина. При этом все эти органы и организации обязаны в порядке, установленном Министерством финансов РФ, представлять в налоговые органы информацию о совершенных ими юридически значимых действиях.

Есть ли срок действия у квитанции по оплате госпошлины?

Вопрос: Год назад оплатила госпошлину за государственную регистрацию перехода права на квартиру, но сделка на регистрацию сдана не была. Квитанция осталась. Можно ли использовать эту квитанцию при регистрации сделки в этом году?

Росреестр отвечает на вопрос:

Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрен срок действия документа об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, поэтому квитанция может быть использована при регистрации.

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.

Также на основании заявления плательщика или его представителя, действующего по доверенности, уплаченная государственная пошлина может быть возвращена в случае уплаты в большем размере, чем это предусмотрено, а также в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган, совершающий данное юридически значимое действие.

ПОРЯДОК УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ

Порядок уплаты госпошлины (ст. 333.18 Налогового кодекса РФ)

Государственная пошлина уплачивается в следующие сроки:

1) заявителем, истцом при обращении к мировым судьям – до подачи заявления, искового заявления;

2) ответчиком в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения мирового судьи в случае, если решение принято не в пользу ответчика и истец освобожден от уплаты государственной пошлины;

3) заявителем при обращении за выдачей документов (их дубликатов) – до выдачи документов (их дубликатов);

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины в наличной форме подтверждается квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком.

Порядок доплаты, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины (ст. 90 ГПК РФ, 333.20, 333.41 НК РФ)

При затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судьей при разрешении дела, в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

При увеличении размера исковых требований рассмотрение дела продолжается после предоставления истцом доказательств уплаты государственной пошлины или разрешения судом вопроса об отсрочке, о рассрочке уплаты государственной пошлины или об уменьшении ее размера.

При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, не превышающего один год,

На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Порядок возврата или зачета государственной пошлины (ст. 333.40 НК РФ)

Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой;

2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии мировым судьей. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

3) прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения мировым судьей.

Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при утверждении мировым судьей мирового соглашения;

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения мирового судьи, которым рассматривалось дело.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

В какие сроки платить госпошлину

Госпошлину в бюджет перечисляйте в следующие сроки:

  • при обращении в суды – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (если сбор платит ответчик – в 10-дневный срок со дня вступления в силу решения суда);
  • при обращении к нотариусу (должностному лицу, выполняющему нотариальные действия) – до совершения нотариальных действий;
  • при обращении за выдачей документов (их дубликатов) – до выдачи соответствующих документов (их дубликатов);
  • при обращении за проставлением апостиля – до проставления апостиля;
  • при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов – не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение;
  • при обращении за совершением других действий, требующих уплаты госпошлины, – до подачи документов на их совершение.
Читайте так же:  Пособие по подготовки к егэ по математике

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, в большинстве случаев госпошлину платят до совершения действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса РФ. Однако при рассмотрении дел в суде может возникнуть ситуация, когда госпошлину нужно заплатить после того, как судебное решение вынесено. Например, если:

  • госпошлину платит ответчик (в 10-дневный срок со дня вступления в силу решения суда, если не предоставлена отсрочка (рассрочка));
  • истцу необходимо доплатить госпошлину (в процессе рассмотрения дела в суде сумма иска была увеличена);
  • истцу (заявителю) была предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате госпошлины.

Если при рассмотрении дела истец увеличит сумму иска (и проиграет его), то недостающую сумму госпошлины ему нужно доплатить. Сделать это нужно в течение 10 дней с того момента, как решение суда вступило в законную силу. Это следует из подпункта 10 пункта 1 статьи 333.20, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 и подпункта 2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ.

Сроки вступления в силу решений арбитражных судов указаны в статье 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ. По общему правилу этот срок равен месяцу с момента принятия решения. Решения судов общей юрисдикции (мировых судей) вступают в силу в сроки, указанные в статье 209 Гражданского процессуального кодекса РФ.

О тветственность за неуплату госпошлины

Ответственность за неуплату госпошлины предусмотрена статьей 122 Налогового кодекса РФ.

Если не заплатить госпошлину в установленные сроки , то налоговая служба, как администратор поступлений в бюджет, имеет право взыскать неуплаченную сумму сбора (ст. 20 Бюджетного кодекса РФ). Для этого суд направит в налоговую инспекцию по местожительст ву человека исполнительный лист на взыскание госпошлины (ст. 428 ГПК РФ, п. 3 ст. 319 АПК РФ).

Ответственность за неуплату налогов и сборов предусмотрена статьей 122 Налогового кодекса РФ. А госпошлина по своему определению – это сбор (п. 2 ст. 8 и ст. 333.16 НК РФ). Следовательно, если человек не уплатил этот сбор либо не полностью уплатил его, налоговая инспекция может его оштрафовать.

Уменьшение размера госпошлины и отсрочка

При уплате госпошлины можно:

  • уменьшить размер платежа;
  • получить рассрочку (отсрочку) платежа.

Ситуация: может ли суд полностью освободить истца от уплаты госпошлины?

Да, может, если уменьшение размера госпошлины или отсрочка (рассрочка) не дадут истцу возможности обратиться в суд из-за бедственного материального положения. Такой вывод содержится в определении Конституционного суда РФ от 13 июня 2006 г. № 272-О.

Решения Конституционного суда РФ действуют непосредственно и не требуют подтверждений или ведомственных указаний (ст. 79 Закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ). Одним из видов решения Конституционного суда является определение (ст. 71 Закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ). Поэтому суды обязаны исполнять определение Конституционного суда РФ от 13 июня 2006 г. № 272-О без каких-либо дополнительных разъяснений.

Решение об уменьшении размера госпошлины может принять суд исходя из имущественного (материального) положения плательщика (п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22 НК РФ).

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) принимает ведомство, совершающее юридическое действие, за которое уплачивается госпошлина (подп. 4 п. 1 ст. 63 НК РФ, письмо Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-05-04-03/29).

Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) установлен статьями 64 и 333.41 Налогового кодекса РФ. Кроме того, он разъяснен в постановлениях Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. № 46 и от 20 марта 1997 г. № 6. Несмотря на то что более раннее постановление принято до вступления в силу главы 25.3 Налогового кодекса РФ, оно не противоречит действующему законодательству в отношении предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате госпошлины.

Продолжительность отсрочки

Продолжительность отсрочки (рассрочки) платежа не может превышать одного года (п. 1 ст. 64 НК РФ). В течение отсрочки (рассрочки) проценты на сумму госпошлины не начисляются (п. 2 ст. 333.41 НК РФ).

Ходатайство об отсрочке

Чтобы получить отсрочку (рассрочку) по уплате госпошлины, подайте в соответствующее ведомство, например в суд:

Просьбу об отсрочке (рассрочке) можно отразить как в исковом, так и в отдельном заявлении (ходатайстве) (п. 2 ст. 125, п. 2 ст. 126 АПК РФ, п. 2 ст. 131 ГПК РФ).

Ситуация: какими документами можно подтвердить имущественное положение, чтобы получить отсрочку (рассрочку) по уплате госпошлины?

Законодательно перечень документов не определен. На практике в качестве документов, подтверждающих неблагополучное (тяжелое) имущественное положение заявителя, суды принимают:

  • справки по форме 2-НДФЛ, подтверждающие размер доходов заявителя и членов его семьи;
  • справки о размере пенсии;
  • справки о задолженности по зарплате;
  • документы, подтверждающие статус безработного;
  • справки о количестве иждивенцев;
  • другие документы, подтверждающие неблагополучное (тяжелое) имущественное положение заявителя.

Решение о предоставлении отсрочки

Если судья принял решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате госпошлины, то в течение пяти дней со дня поступления иска он выносит определение о принятии дела к производству (ст. 127 АПК РФ, ст. 133 ГПК РФ). Копию определения арбитражный суд направляет истцу и ответчику не позднее следующего дня после его вынесения (п. 5 ст. 127 АПК РФ). Суды общей юрисдикции направляют извещение о принятии искового заявления и дате судебного разбирательства (ст. 113 ГПК РФ).

Решение об отказе в отсрочке

Если арбитражный суд принял решение отказать в изменении срока уплаты госпошлины, судья выносит определение о возврате искового заявления (п. 1 ст. 129 АПК РФ). Определение должны направить истцу и ответчику не позднее следующего дня после его вынесения (п. 3 ст. 129 АПК РФ). Решение, принятое судом, можно обжаловать (п. 4 ст. 129, ст. 188 АПК РФ).

Суд общей юрисдикции, отказывая в отсрочке или рассрочке по уплате госпошлины, выносит определение об оставлении искового заявления без движения. Об этом истец извещается письменно (п. 1 ст. 136 ГПК РФ). В определении судья устанавливает срок уплаты госпошлины по иску. Если человек не заплатит госпошлину в этот срок, исковое заявление считается не поданным и возвращается истцу обратно. Определение об оставлении заявления без движения можно обжаловать.

Такой порядок предусмотрен статьей 136 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Ситуация: прерывается ли срок, на который предоставлена отсрочка по уплате госпошлины, если суд приостановил производство по делу?

Нет, не прерывается.

Предоставление отсрочки по уплате госпошлины гарантирует доступность судебной защиты для граждан, которые находятся в сложном имущественном положении. Однако, после того как суд приступил к рассмотрению искового заявления, гарантия доступа к правосудию признается реализованной. Дальнейший ход судебного разбирательства (в т. ч. и приостановление производства по делу) не связан с уплатой госпошлины. Поэтому оснований для пересмотра продолжительности отсрочки не возникает. Аналогичная точка зрения отражена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13 марта 2007 г. № 117.

Ситуация: как заплатить госпошлину, если срок ее уплаты еще не наступил, а решение по иску уже принято? Человек обратился с иском в арбитражный суд (истец) и получил отсрочку по уплате госпошлины.

В рассматриваемой ситуации порядок уплаты госпошлины зависит от того, удовлетворил суд иск или нет.

Если решение принято в пользу истца, то госпошлину обязан заплатить ответчик. Сделать это он должен в 10-дневный срок с момента, когда решение суда вступит в силу.

Если же суд не удовлетворил иск, госпошлину должен заплатить истец после того, как закончится срок предоставленной ему отсрочки.

В тех случаях, когда иск удовлетворен частично, истец платит госпошлину пропорционально размеру удовлетворенных требований. Остальную сумму госпошлины должен внести ответчик. Сделать это они должны в сроки, установленные для каждого из них. Такой вывод следует из взаимосвязанного толкования положений статей 333.17 и 333.18 Налогового кодекса РФ, статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ и статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в пункте 6 постановления Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. № 6.

Куда перечислить госпошлину

Госпошлину нужно перечислить в бюджет по местонахождению органа (лица), который совершает те или иные действия (п. 3 ст. 333.18 НК РФ). Например, если человек приобрел недвижимость, госпошлину за регистрацию прав на недвижимое имущество нужно заплатить по месту регистрации приобретенного объекта (п. 4 ст. 2 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ).

Реквизиты, по которым нужно перечислить госпошлину в бюджет, размещаются на стендах в территориальных подразделениях Росреестра, в налоговых инспекциях, управлениях миграционной службы, подразделениях ГИБДД и т. д. (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 26 мая 2005 г. № 12-07/38288).

Перечислить госпошлину нужно от своего имени. Это следует из положений пункта 1, пункта 8 статьи 45, а также статьи 333.17 Налогового кодекса РФ.

Читайте так же:  Приказ минфина о формах бухгалтерской отчетности малых предприятий

Ситуация: можно ли заплатить госпошлину через представителя (например, адвоката или адвокатскую контору)?

Да, можно, но если в платежных документах будут указаны фамилия, имя, отчество и подпись только того человека, которого представляет адвокат.

Перечислить госпошлину нужно от своего имени. Это следует из положений пункта 1, пункта 8 статьи 45, а также статьи 333.17 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения высказана в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. № 46.

Вместе с тем, глава 4 Налогового кодекса РФ разрешает налогоплательщику (плательщику сборов) участвовать в налоговых правоотношениях через законного или уполномоченного представителя (п. 1, 4 ст. 26 НК РФ). Из этого можно сделать вывод, что перечислить госпошлину в бюджет может и представитель плательщика. При этом доказательством того, что госпошлину заплатил налогоплательщик, будут приложенные к платежным документам бумаги, подтверждающие статус представителя (например, доверенность).

В определении от 22 января 2004 г. № 41-О Конституционный суд РФ указал, что представительство в налоговых правоотношениях означает, что представитель действует от имени и за счет собственных средств представляемого лица. Поэтому платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика (плательщика сбора) и быть подписаны им самим. Перечислять суммы налога (сбора) нужно за счет средств налогоплательщика (плательщика сбора). При этом важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что налог (сбор) уплачен именно этим налогоплательщиком (плательщиком) и именно за счет его собственных денежных средств.

Таким образом, перечислить госпошлину в бюджет может представитель человека (например, адвокат). Однако в платежных документах должны стоять фамилия, имя, отчество и подпись того человека, которого он представляет (доверителя). Причем вписать в квитанцию плательщиком одновременно и адвоката, и доверителя нельзя. Поскольку из платежных документов должно четко следовать, что госпошлина уплачена именно этим человеком и именно за счет его собственных денежных средств.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 24 сентября 2013 г. № 03-02-08/39610, от 20 июля 2010 г. № 03-05-04-03/79.

Совет: есть факты, указывающие на то, что при обращении в арбитражный суд представитель может перечислить госпошлину за счет собственных средств (например, со своего банковского счета).

На практике госпошлину платят чаще всего через отделения Сбербанка России, операционистам которого не важно, кто вносит деньги: человек, указанный в квитанции, или кто-то другой.

В то же время Президиум ВАС РФ в информационном письме от 29 мая 2007 г. № 118 сделал вывод, что при обращении в арбитражный суд представитель может перечислить госпошлину за счет собственных средств (например, со своего банковского счета). Главное, чтобы в платежных документах было указано, что он в данном случае действует от имени представляемого им человека (например, в них могут быть указаны реквизиты доверенности). Аналогичная точка зрения отражена в письме ФСФР России от 10 апреля 2008 г. № 08-ВМ-03/6834. Такой же позиции придерживаются и некоторые арбитражные суды (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 24 июля 2008 г. № Ф09-5175/08-С4).

Способы уплаты госпошлины

Перечислить госпошлину можно:

  • через банк;
  • через отделения почтовой связи;
  • через кассу местной администрации;
  • через небанковскую кредитную организацию, у которой есть лицензия Банка России на проведение соответствующих операций.

Это следует из положений статьи 11, пункта 4 статьи 58 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-02-08/81.

Ситуация: в каких случаях можно перечислять госпошлину через кассу местной администрации или по почте?

Исходя из буквального толкования положений абзаца 2 пункта 4 статьи 58 Налогового кодекса РФ перечислять госпошлину через кассу местной администрации или по почте можно только в том случае, когда в населенном пункте нет отделения банка. Однако, по мнению Минфина России, почтовые отделения могут принимать от граждан деньги в счет уплаты налогов и сборов независимо от того, есть ли вблизи отделение банка или нет (письмо от 26 декабря 2007 г. № 03-02-07/1-510). Такую точку зрения финансовое ведомство аргументирует тем, что законодательство должно обеспечивать максимально удобные условия для исполнения обязанностей по уплате налогов или сборов.

Платежные документы

При перечислении госпошлины через банк (Сбербанк России и некоторые другие банки) заполните платежный документ по любой из форм:

Формы и порядок их заполнения приведены в письме от 10 сентября 2001 г. МНС России № ФС-8-10/1199 и Сбербанка России № 04-5198.

В подтверждение оплаты госпошлины операционист банка выдаст квитанцию (нижнюю часть форм № ПД (налог) или № ПД-4сб (налог) ) или копию заявления на перевод денег (выданную по просьбе плательщика) с отметкой банка об уплате. При наличии технической возможности в подтверждение оплаты госпошлины операционист банка может выдать чек-ордер. В этом случае отметка банка на платежных документах не проставляется. После приема платежа чек-ордер вместе с платежным документом возвращается плательщику. Такие правила установлены в письме от 10 сентября 2001 г. МНС России № ФС-8-10/1199 и Сбербанка России № 04-5198.

Перечислять госпошлину через почтовое отделение нужно с использованием тех же форм платежных документов, что и через банк (письмо Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-02-07/1-173).

Если человек перечисляет госпошлину через кассу местной администрации, то подтверждением уплаты будет квитанция, форма которой утверждена приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-10/777. Ее обязаны выдать плательщику в кассе местной администрации. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 7 августа 2007 г. № 02-14-10а/1960.

Факт уплаты госпошлины помимо оригиналов указанных платежных документов подтверждает и информация об уплате госпошлины, содержащаяся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. При ее наличии дополнительного подтверждения уплаты госпошлины не требуется. Это следует из пункта 3 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ.

А что делать человеку, если он допустил ошибку в платежных документах, но при этом госпошлина к нужному получателю все-таки ушла (например, была ошибка в фамилии плательщика)? В этом случае подайте в администрирующий орган заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить платеж. К заявлению приложите платежный документ. И в течение пяти рабочих дней вас уведомят о принятом решении.

Такие правила установлены пунктами 7 и 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ и разъяснены в письме Минфина России от 2 сентября 2014 г. № 03-05-06-03/43937.

Ситуация: можно ли подтвердить уплату госпошлины копией платежного документа. Человек подает исковое заявление в арбитражный суд ?

Факт уплаты госпошлины подтверждает:

  • квитанция банка (нижняя часть форм № ПД (налог), № ПД-4сб (налог)) или копия заявления на перевод денежных средств (выданная по просьбе плательщика) с отметками об оплате;
  • чек-ордер, выданный плательщику сбора взамен проставления отметки об уплате на платежных документах (при наличии соответствующих технических возможностей);
  • квитанция, выдаваемая местной администрацией (утверждена приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-10/777);
  • информация об уплате госпошлины, содержащаяся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

Это следует из пункта 3 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ и положений письма от 10 сентября 2001 г. МНС России № ФС-8−10/1199 и Сбербанка России № 04−5198, а также писем Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-02-07/1-173 и от 7 августа 2007 г. № 02-14-10а/1960.

Таким образом, в суд необходимо представить оригинал платежного документа. Косвенно это подтверждается постановлением Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. № 46. Вместе с тем, если суду доступна информация об уплате госпошлины, которая содержится в ГИС ГМП, оригинал платежного документа можно не представлять (п. 3 ст. 333.18 НК РФ).

Ситуация: вправе ли банк (почтовое отделение, местная администрация) взимать комиссию за перечисление госпошлины в бюджет ?

При оплате госпошлины человек дает банку поручение перечислить деньги в бюджет. Банк обязан выполнить такое поручение бесплатно. Плата за обслуживание операций по перечислению налогов и сборов в бюджет не взимается.

Такой порядок установлен в пунктах 4 и 7 статьи 58 и пункте 2 статьи 60 Налогового кодекса РФ и разъяснен письмами Минфина России от 20 июля 2007 г. № 03-02-07/1-339 и от 16 января 2007 г. № 03-05-07-02/01, ФНС России от 20 января 2006 г. № 04-3-05/13.

Ситуация: может ли налоговая инспекция проверить правильность уплаты госпошлины ?

В большинстве случаев госпошлину нужно платить до совершения действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса РФ. Это значит, что человек, не заплативший госпошлину (заплативший ее в меньшем размере), не получит того, за чем обращается. Интересы бюджета при этом не нарушаются.

Полномочия налоговых инспекций по контролю за уплатой госпошлины сводятся к проверкам тех, кто совершает те или иные действия, требующие ее перечисления в бюджет. То есть структур, которые получают госпошлину (территориальные отделения Росреестра, ЗАГСы, лицензирующие органы и т. п.) (ст. 333.42 НК РФ).

Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 3 марта 2005 г. № 03-02-07/2-24.