Конвенция двойное гражданство

КОНВЕНЦИЯ
регулирующая некоторые вопросы,
связанные с коллизией законов о гражданстве

12 апреля 1930 года

Глава I. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Каждое государство само определяет в соответствии со своим законом, кто является его гражданином. Данный закон признается другими государствами, в случае его соответствия международным конвенциям, международному обычаю и общепризнанным принципам права, касающимся вопросов гражданства.

Любой вопрос о том, обладает ли лицо гражданством конкретного государства, определяется в соответствии с законодательством данного государства.

В соответствии с положениями настоящей Конвенции лицо, обладающее гражданством двух и более государств, может рассматриваться каждым из государств, гражданством которого оно обладает, в качестве своего гражданина.

Государство не может предоставлять дипломатическую защиту кому-либо из своих граждан от другого государства, гражданством которого такое лицо также обладает.

Будучи в третьем государстве, лицо, имеющее гражданство более чем оного государства, рассматривается как имеющее только одно гражданство. Без ущерба для применения своего закона по вопросам личного статуса и любых вступивших в силу Конвенций, третье государство из гражданств, которыми каждое такое лицо обладает, на своей территории признает исключительно либо гражданство страны, в которой это лицо обычно и преимущественно проживает, либо гражданство страны, с которой оно наиболее тесно связано, с учетом фактических обстоятельств, в которых оно находится.

Без ущерба свободе государства предоставлять более широкие права отказываться от своего гражданства, лицо, обладающее гражданствами двух государств, приобретенных без какого-либо добровольного действия с его стороны, может отказаться от одного из них с разрешения государства, от гражданства которого оно хочет отказаться.

В таком разрешении не может быть отказано лицам, обычно и преимущественно проживающим за рубежом, если это отвечает условиям, предусмотренным в законе государства, от гражданства которого он хочет отказаться.

Глава II. РАЗРЕШЕНИЯ НА ЭКСПАТРИАЦИЮ

Поскольку выдача разрешения на экспатриацию предусмотрена в законодательстве государства, такое разрешение влечет за собой утрату гражданства государства, выдавшего его, если только лицо, которому оно было выдано, обладает гражданством другого государства или только после того, как оно приобретет гражданство другого государства.

Разрешение на экспатриацию теряет силу, если его обладатель не приобретет новое гражданство в течение периода времени, установленного государством, выдавшим разрешение. Это положение не применяется в отношении лица, которое к моменту получения разрешения на экспатриацию уже обладает гражданством иного государства, нежели того, которое выдало ему это разрешение.

Государство, гражданство которого приобретено лицом, которому было выдано разрешение на экспатриацию, уведомляет об этом факте государство, выдавшее разрешение.

Глава III. ГРАЖДАНСТВО ЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ

Если в силу национального законодательства жена вынуждена утратить свое гражданство в связи с вступлением в брак с иностранцем, то применение этого положения обусловлено приобретением ею гражданства мужа.

Если в силу национального законодательства жена вынуждена утратить свое гражданство в связи с изменением гражданства ее мужа, имевшим место во время их брака, то применение этого положения обусловлено приобретением ею нового гражданства мужа.

Натурализация мужа во время состояния в браке не влечет за собой изменения гражданства жены, кроме случаев, когда не было дано ее согласие.

Жена, которая в соответствии с законодательством ее страны утратила свое гражданство в связи со вступлением в брак, восстанавливает его после расторжения брака лишь в случае подачи ею соответствующего ходатайства и в соответствии с законами той страны. В случае восстановления прежнего гражданства она утрачивает гражданство, приобретенное ею в связи со вступлением в брак.

Глава IV. ГРАЖДАНСТВО ДЕТЕЙ

Правовые нормы, предоставляющие гражданство по рождению на территории государства, не применяются автоматически к детям, родившимся от лиц, пользующихся дипломатическими иммунитетами в стране, где рождение ребенка имело место.

Законодательство каждого государства разрешает, чтобы дети кадровых консулов или должностных лиц иностранных государств, на которых их Правительствами возложена официальная миссия, лишались, путем отказа или каким-либо иным образом, гражданства государства, в котором они родились, во всех случаях, когда по рождению они приобрели двойное гражданство, при условии сохранения ими гражданства своих родителей.

Натурализация родителей предоставляет гражданство государства, где имела место натурализация, лишь их несовершеннолетним детям, в соответствии с его законодательством. В таком случае законодательство данного государства может точно определить условия, регламентирующие приобретение его гражданства несовершеннолетними детьми в результате натурализации родителей. В случаях, когда несовершеннолетние дети не приобретают гражданство их родителей в результате натурализации последних, они сохраняют имеющееся у них гражданство.

Ребенок, оба родителя которого не известны, получает гражданство страны, где он родился. Если родители ребенка установлены, его гражданство определяется в соответствии с нормами, применяемыми в случаях, когда родители известны.

Предполагается, что подкидыш, если обратное не доказано, родился на территории государства, где он был найден.

В случаях, когда гражданство государства не приобретается автоматически в связи с рождением на его территории, ребенок, родившийся на территории этого государства от родителей, которые не имеют гражданства какой-либо страны или гражданство которых не известно, может получить гражданство данного государства. Законодательство данного государства определяет условия, регламентирующие приобретение его гражданства в таких случаях.

Если законодательство государства, гражданством которого обладает незаконнорожденный ребенок, признает, что такое гражданство может быть утрачено вследствие изменения гражданского статуса ребенка (легитимация, признание), такая утрата обусловлена приобретением ребенком гражданства другого государства, в соответствии с законодательством этого государства, касающимся того, какое влияние на гражданство оказывает изменение гражданского статуса.

Глава V. УСЫНОВЛЕНИЕ

Если законодательство государства признает, что его гражданство может быть утрачено в результате усыновления, данная утрата обусловлена приобретением усыновленным лицом гражданства лица, которое его усыновило, в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является последний, касающимся того, какое влияние на гражданство оказывает усыновление.

Глава VI. ОБЩИЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Высокие Договаривающиеся Стороны договариваются применять принципы и нормы, содержащиеся в предыдущих статьях, в своих отношениях друг с другом со дня вступления в силу настоящей Конвенции.

Включение вышеуказанных принципов и норм в Конвенцию ни в коей мере не рассматривается как нанесение ущерба вопросу о том, являются ли они или нет частью международного права.

При этом понимается, что, поскольку все вопросы не регламентируются положениями предыдущих статей, соответствующие принципы и нормы международного права остаются в силе.

Ничто содержащееся в настоящей Конвенции не влияет на положения любого действующего договора, конвенции или соглашения между любыми Высокими Договаривающимися Сторонами, касающиеся гражданства или связанных с этим вопросов.

Любая Высокая Договаривающаяся Сторона может при подписании, ратификации или присоединении к настоящей Конвенции сделать ясно выраженную оговорку, исключающую применение какого-либо одного или более положений, содержащихся в Статьях 1-17 и 21.

Положения, таким образом исключенные, не могут быть применены в отношении Договаривающейся Стороны, сделавшей оговорку, либо использованы данной Стороной в отношении любой другой Договаривающейся Стороны.

Если между Высокими Договаривающимися Сторонами возник какой-либо спор относительно толкования или применения настоящей Конвенции и если этот спор не мог быть разрешен удовлетворительным образом дипломатическими средствами, от разрешается в соответствии с действующими между Сторонами соглашениями об урегулировании международных споров.

При отсутствии такого рода соглашений между Сторонами в споре они передают спор для разрешения путем арбитража или судебного разбирательства в соответствии с конституционной процедурой каждой из этих Сторон. При отсутствии согласия о выборе иного суда они передают спор в Постоянную палату международного правосудия, если все спорящие стороны являются Сторонами Протокола от 16 декабря 1920 года, касающегося Статута этой Палаты, а если какая-либо из спорящих сторон не является Стороной указанного Протокола, они передают спор в третейский суд, созданный в соответствии с Гаагской конвенцией от 18 октября 1907 года о мирном урегулировании международных конфликтов.

Настоящая Конвенция от 31 декабря 1930 года открыта для подписания от имени любого члена Лиги Наций или любого не являющегося членом Лиги Наций государства, которое было приглашено на первую конференцию, разработавшую настоящую Конвенцию или которому Совет Лиги Наций направил с этой целью копию настоящей Конвенции.

Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному Секретарю Лиги Наций.

Генеральный Секретарь извещает о сдаче их на хранение членов Лиги Наций и не являющиеся членами Лиги Наций государства, упомянутые в Статье 22, с указанием даты сдачи их на хранение.

После 1 января 1931 года любой член Лиги Наций и любое не являющееся членом Лиги Наций государство, упомянутое в Статье 22, от имени которых Конвенция не была подписана да указанной даты, может присоединиться к настоящей Конвенции.

Документ о присоединении сдается на хранение в Секретариат Лиги Наций. Генеральный Секретарь Лиги Наций извещает о каждом присоединении членов Лиги Наций и не являющиеся членами Лиги Наций государства, упомянутые в Статье 22, с указанием даты сдачи на хранение соответствующего документа.

Генеральный Секретарь Лиги Наций составляет протокол, как только ратификационные грамоты или документы о присоединении от имени десяти членов Лиги Наций или не являющихся членами Лиги Наций государств будут сданы на хранение.

Заверенная копия настоящего протокола направляется Генеральным Секретарем Лиги Наций каждому члену Лиги Наций и каждому не являющемуся членом Лиги Наций государству, упомянутому в Статье 22.

Настоящая Конвенция вступает в силу на 90-й день со дня составления протокола, упомянутого в Статье 25, в отношении всех членов Лиги Наций или не являющихся членами Лиги Наций государств, от имени которых ратификационные грамоты или документы о присоединении были сданы на хранение в день составления протокола.

В отношении любого другого члена Лиги Наций или не являющегося членом Лиги Наций государства, от имени которого ратификационная грамота или документ о присоединении будут сданы на хранение впоследствии, Конвенция вступает в силу на 90-й день со дня сдачи на хранение ратификационной грамоты или документа о присоединении от его имени.

После 1 января 1936 года любой член Лиги Наций или любое не являющееся членом Лиги Наций государство, в отношении которых настоящая Конвенция вступила в силу, может направить Генеральному Секретарю Лиги Наций просьбу о пересмотре какого-либо или всех положений данной Конвенции. Если такая просьба, после того, как о ней будут уведомлены другие члены Лиги Наций или не являющиеся членами Лиги Наций государства, в отношении которых Конвенция вступила в силу, поддержана в течение одного года, по крайней мере девять из них, Совет Лиги Наций постановляет, после консультаций с членами Лиги Наций и не являющимися членами Лиги Наций государствами, упомянутыми в Статье 22, следует ли специально для этой цели созывать конференцию, либо вопрос о таком пересмотре следует рассмотреть на следующей Конференции по кодификации международного права.

Читайте так же:  Ходатайство с места работы образец в суд на водителя

Высокие Договаривающиеся Стороны соглашаются с тем, что, в случае пересмотра настоящей Конвенции, пересмотренная Конвенция может предусматривать, что по ее вступлении в силу некоторые или все положения настоящей Конвенции аннулируются в отношении всех Сторон настоящей Конвенции.

Настоящая Конвенция может быть денонсирована.

Денонсация осуществляется путем уведомления в письменной форме на имя Генерального Секретаря Лиги Наций, который информирует об этом всех членов Лиги Наций и все не являющиеся членами Лиги Наций государства, упомянутые в Статье 22.

Каждая денонсация вступает в силу через год после получения Генеральным Секретарем уведомления об этом, но только в отношении члена Лиги Наций и не являющегося членом Лиги Наций государства, от имени которого уведомление было направлено.

1. Любая Высокая Договаривающаяся Сторона может при подписании, ратификации или присоединении заявить, что, признавая настоящую Конвенцию, она не берет на себя никаких обязательств в отношении всех или каких-либо из ее колоний, протекторатов, заморских территорий или территорий, находящихся под ее сюзеренитетом или мандатом, или в отношении определенных частей населения данных территорий; и настоящая Конвенция не применяется в отношении каких-либо территорий или частей населения территорий, указанных в этом заявлении.

2. Любая Высокая Договаривающаяся Сторона может в любое время впоследствии уведомить Генерального Секретаря Лиги Наций о своем желании, чтобы Конвенция применялась в отношении всех или каких-либо из ее территорий или частей населения этих территорий, которые являлись предметом заявления, упомянутого в предыдущем пункте, и чтобы Конвенция применялась в отношении всех территорий или частей населения этих территорий, указанных в данном уведомлении, через шесть месяцев после его получения Генеральным Секретарем Лиги Наций.

3. Любая Высокая Договаривающаяся Сторона может в любое время заявить о своем желании, чтобы настоящая Конвенция перестала применяться в отношении всех или каких-либо из ее колоний, протекторатов, заморских территорий или территорий, находящихся под ее сюзеренитетом или мандатом, или в отношении определенных частей населения данных территорий и чтобы Конвенция перестала применяться в отношении территорий или частей населения этих территорий, упомянутых в таком заявлении, через один год после его получения Генеральным Секретарем Лиги Наций.

4. Любая Высокая Договаривающаяся Сторона может сделать оговорки, предусмотренные в Статье 20, в отношении всех или каких-либо из ее колоний, протекторатов, заморских территорий или территорий, находящихся под ее сюзеренитетом или мандатом, или в отношении определенных частей населения этих территорий при подписании, ратификации или присоединении к Конвенции или при направлении уведомления в соответствии со вторым пунктом данной Статьи.

5. Генеральный Секретарь Лиги Наций сообщает всем членам Лиги Наций и не являющимся членами Лиги Наций государствам, упомянутым в Статье 22, о всех заявлениях и уведомлениях, полученных в соответствии с настоящей Статьей.

Настоящая Конвенция регистрируется Генеральным Секретарем Лиги Наций по ее вступлении в силу.

Французский и английский тексты настоящей Конвенции являются равно аутентичными.

Двойное гражданство в США , в Израиле и в остальном мире

Двойное гражданство в США , в Израиле и в остальном мире

Двойное гражданство в США

Соглашений о двойном гражданстве Соединенные Штаты не заключали ни с одним государством мира. Это значит, что гражданин США может стать гражданином какой угодно страны, но американские власти этого не признают, рассматривая его только как гражданина США. Вообще, американский закон двойное гражданство не приветствует, но и не запрещает. Некоторые получают его автоматически – если родились за рубежом от родителей, являющихся гражданами США, или от граждан другой страны, но на территории США. При этом граждане США могут сохранять полюбившиеся им гражданства, но на территории США пользоваться им не могут. Если человек обладает двойным гражданством, одно из которых американское, он пользуется всеми правами и обязанностями американского гражданина – имеет право участвовать в выборах, обязан платить налоги в американскую казну. Те, кто становится гражданином США, помимо прочих продолжительных и непростых процедур должны дать клятву верности Соединенным Штатам. Эта клятва означает, что принесший ее уже отказался хранить верность другому государству, даже если продолжает оставаться его гражданином, и налагает ряд запретов. В частности, закон требует от американских граждан использовать при поездках за границу только американский паспорт. Демонстрация другого паспорта может быть расценена как нарушение клятвы верности с соответствующими последствиями.

Израиль признает двойное гражданство еще с тех пор, когда ни в СССР, ни в России о таком статусе еще не задумывались. До 1991 года все выезжавшие из СССР на постоянное местожительство (ПМЖ) в другие государства автоматически теряли советское гражданство. В 1992 году Верховный совет РФ изменил закон и разрешил лицам, выезжавшим на ПМЖ в другие страны, российское гражданство сохранять. Однако в этом случае вопрос о двойном гражданстве даже не ставился. Так, например, лица, выехавшие в период 1992–2002 годов на ПМЖ в Израиль, в Израиле рассматривались только как израильтяне, а в России – только как россияне. Если, скажем, израильтянин призывного возраста приезжал погостить в Россию, его вполне могли «забрить» в армию. И наоборот. В случае же существования статуса двойного гражданства учитывались бы разные факторы и, прежде всего, предпочтение самого гражданина.

Не совсем ясно обстоит ситуация и с двойным налогообложением. 25 апреля 1994 года между правительствами России и Израиля была подписана конвенция с довольно длинным и неясным для простого смертного названием: «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы». Говоря юридическим языком, на уровне «физических лиц» эта конвенция просто не действует. С зарплаты израильских граждан, работающих в России, берут налоги как российские, так и израильские финансовые службы. Несомненно, международные конвенции должны иметь продолжение в смысле разработки и доведения их до уровня всех финансовых учреждений, имеющих дело как с иностранными гражданами, так и с гражданами, обладающими двумя гражданствами.

…и в остальном мире

В большинстве стран–членов Совета Европы установлен принцип одного гражданства. Даже в Европейском союзе (ЕС) нет четкого подхода к вопросу о двойном гражданстве. Одни европейские страны отвергают его, другие разрешают. Ирландия признает двойное гражданство, а Австрия – отвергает. В Германии необходимо выполнить особые условия. В Голландии, Италии власти на двойное гражданство закрывают глаза – закон не разрешает, но и не запрещает его. А вот в Турции и Греции двойное гражданство законом разрешено, в то время как в Норвегии, Швеции и Франции – нет. В Испании разрешается иметь «дополнительное» гражданство лишь некоторых стран. Швейцария ведет себя в этом вопросе так: швейцарский гражданин может приобрести паспорт другой страны, но при этом он раз и навсегда теряет свой собственный. Любой человек, получивший швейцарский паспорт, должен по закону отказаться от всех своих прежних паспортов.

В Южной Америке похожее положение. Боливия и Уругвай не признают двойного гражданства. В Аргентине разрешается иметь кроме аргентинского только испанский или итальянский паспорта. В Бразилии закон разрешает иметь другой, помимо бразильского, паспорт, но на практике наблюдается небольшое отступление от него. Ямайка и Доминиканская Республика разрешают двойное гражданство. Гондурас и Мексика – нет. Чили заключило соглашение о двойном гражданстве только с Испанией. ЮАР, Япония и Филиппины не признают двойного гражданства.

До недавних пор европейскими лидерами, по получению второго гражданства были англичане, но теперь в этом их обогнали французы, бельгийцы, граждане скандинавских стран и Испании, что объясняют желанием убежать от налогов. При этом в Евросоюзе отдают отчет в том, что подталкивает европейцев обзаводиться двойным гражданство. Поэтому двери в страны, которые называют «налоговым раем», – Монако, Гибралтар, Андорра, Доминиканская Республика и Гренада, Брюссель готовятся перекрыть законодательно.

Можно ли иметь двойное гражданство в России?

Многие россияне мечтают иммигрировать в развитые страны и впоследствии стать их подданными. Однако не все из них готовы отказываться от гражданства РФ. Наличие подданства нескольких государство удобно для бизнесменов, инвесторов и лиц, семьи которых живут за границей. Разрешено ли в России двойное гражданство? Каким правовым статусом обладают бипатриды?

Двойное гражданство и два гражданства: в чём разница?

Двойным гражданством принято считать наличие у одного лица гражданства двух и более стран при условии, что между ними были заключены международные соглашения о правовом статусе лиц с двумя гражданствами. Таким образом, он выполняет обязанности гражданина той страны, где проживает в текущий момент.

Конституция РФ гласит о том, что второе гражданство подразумевает наличие у россиянина подданства другого государства при условии отсутствия между их властями международных соглашений. Сколько гражданств можно иметь помимо российского? Сколько угодно, но нужно помнить, что ни одна страна не освобождает своего гражданина от его правовых обязанностей.

Разрешается ли в России иметь двойное гражданство

Термин «двойное гражданство» относится к случаям, когда власти двух государств заключили договор о решении споров, связанных со статусом лиц с двойным гражданством (ФЗ №62).

Соглашения РФ о двойном гражданстве

На практике встречается только два случая, когда двойное гражданство возможно.

В первом случае речь идёт о соглашении РФ с Таджикистаном, которое было заключено 7.09.1995 и существует на сегодняшний день. Оно гласит о том, что гражданин Таджикистана при получении российского паспорта сохраняет прежнее гражданство.

Второй случай касается соглашения РФ с Туркменистаном, заключённого 23.12.1993. Оно прекратило действовать 18.05.2015. Граждане Туркмении, получившие российские паспорта в течение периода действия этого договора, могут не отказываться от туркменского гражданства.

Вышеописанные случаи касаются и россиян с гражданством Таджикистана и Туркменистана. При этом они не теряют статуса граждан РФ. Подобные случаи встречаются на практике крайне редко. Но это не значит, что россиянам запрещается быть обладателями паспортов других стран.

В каких случаях не допускается множественное гражданство

Строго запрещено иметь второе гражданство:

  • лицам, поступающим на государственную службу, если это не предусмотрено международными договорами;
  • учредителям или участникам СМИ;
  • сотрудникам редакций СМИ;
  • учредителям и владельцам более 20% акций СМИ;
  • сотрудникам прочих организаций, осуществляющих вещание;
  • членам Общественной палаты РФ;
  • членам избирательных комиссий с решающим правом голоса.

Помимо этого, Государственной думой рассматривается законопроект о запрете наличия разрешения на проживание или прочего аналогичного документа у граждан РФ, занимающих посты государственной службы, и их детей и супругов.

Можно ли россиянину быть гражданином другой страны

На основании Конституции РФ россиянам не запрещается получать статус гражданина в других государствах.

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Читайте так же:  Приказ 535 от 11062018

Конституция Российской Федерации, статья 62

http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-62-krf

В каких странах россиянину допустимо приобрести второе гражданство

Как уже отмечено выше, договорённость в вопросах двойного гражданства у РФ имеется только с Таджикистаном и Туркменистаном. Помимо этого, россияне могут получать паспорта следующих государств, не отказываясь от своего гражданства:

  • Австралия,
  • Азербайджан,
  • Аргентина,
  • Армения,
  • Бразилия,
  • Великобритания,
  • Греция,
  • Грузия,
  • Доминикана,
  • Израиль,
  • Ирландия,
  • Италия,
  • Канада,
  • Киргизия,
  • Новая Зеландия
  • Сербия,
  • США,
  • Турция,
  • Узбекистан,
  • Финляндия,
  • Франция,
  • Чехия,
  • Чили,
  • Ямайка.

Нельзя получить второе гражданство в следующих странах:

Особенности законов Украины, Белоруссии, Германии и США

При оформлении украинского гражданства россиянину необходимо предварительно подать прошение об отказе от подданства РФ. При этом украинский паспорт выдаётся сразу после отправления запроса о выходе из гражданства на адрес российского посольства. Но это не всегда сопровождается утратой гражданства, поскольку заявление не всегда одобряется в посольстве. Поэтому на практике нередко бывает, что гражданин Украины является одновременно и гражданином РФ.

Власти Республики Беларусь не выдают «вторые» паспорта. Исключений для граждан России не предусмотрено.

Власти Германии наложили строгий запрет на наличие второго гражданства у своих граждан. Получить статус подданного этой страны разрешат лишь при отказе от прежнего подданства. Однако получить второй паспорт все же можно. Таким правом обладают дети, рождённые в браках граждан Германии с иностранцами, младше 21 года. По достижении этого возраста они вправе выбрать гражданство. Помимо этого, исключительными обстоятельствами, при которых допускается наличие паспорта другой страны, являются преклонный возраст, наличие серьёзных заболеваний, бедственное материальное положение (предполагается, что иностранец не может оплатить пошлину за отказ от гражданства).

Россияне могут получить паспорт США при условии, что они родились на территории этой страны, являются детьми американцев либо прожили здесь более 5 лет и имеют действующий ВНЖ. После оформления гражданства необходимо принести Клятву на верность США, а молодые люди 18–27 лет должны встать на воинский учёт. Однако если гражданин Соединённых Штатов не проживает постоянно на территории страны, он может лишиться гражданства.

Видео: закон Российской Федерации о двойном гражданстве

Правила уведомления и регистрации в ФМС

О наличии паспорта другой страны россияне должны уведомлять Главное управление по вопросам миграции МВД в 60-дневный период со дня его получения. Соответствующее письмо-уведомление можно подать непосредственно по месту постоянной регистрации или текущего пребывания и заказным отправлением по почте. Те, кто живут за пределами РФ, отправляют уведомление только по приезде в страну. Срок в 60 дней отсчитывается с момента пересечения границы.

Документы подаются самим гражданином либо его представителем при наличии нотариально заверенной доверенности. Если речь идёт о несовершеннолетних, то их интересы представляют родители или опекуны.

Форма уведомления утверждена ст.6 ч.8 ФЗ «О гражданстве РФ». Её можно скачать на сайте ГУ МВД по ссылке.

В перечень необходимых документов помимо заполненной формы уведомления входят копии:

  • общегражданского паспорта РФ либо свидетельства о рождении в случае несовершеннолетних;
  • паспорта иностранного государства;
  • документов о наличии гражданства в иностранном государстве;
  • документов из органов опеки и попечительства, если гражданин недееспособный либо ограниченно дееспособный.

Регистрация в ГУ МВД является обязательной. Эта мера предназначена для формирования базы граждан РФ с двойным гражданством.

Штрафы и иные наказания за неуведомление

Невыполнение требования грозит уголовной ответственностью (УК РФ, ст.330.2), а именно штрафом, максимальный размер которого может составлять до 200 тысяч рублей либо эквивалент размера зарплаты или дохода за 12 месяцев. Также нарушители могут быть направлены на выполнение общественных работ до 400 часов. От обязательного уведомления ГУ МВД освобождены лица с гражданством Туркменистана, Таджикистана и россияне, которые постоянно проживают за границей.

Видео: чем может грозить сокрытие второго гражданства

Бипатриды: их права, обязанности и ответственность

Бипатрид — это лицо, которое одновременно является гражданином двух государств. Также это понятие касается лиц с двумя и более гражданствами.

Правовой статус лиц с множественным гражданством был определён Гаагской конвенцией 1930 года. Во вступительной части Конвенции указано, что важно пресекать все ситуации, влекущие за собой получение двойного гражданства.

В документе говорится и о том, что ни одна страна не вправе производить дипломатическую защиту бипатридов против государств, гражданами которых они также являются. Если бипатрид находится на территории третьих стран, то он рассматривается как гражданин того государства, где он проживает, имеет более тесные связи, либо получает постоянный доход. В некоторых ситуациях применяют принцип «эффективного гражданства»: бипатрида считают подданным той страны, где он обычно использует свои права и свободы.

Однако ст. 62 Конституции РФ допускает наличие подданства других стран у своих граждан. В 6 ст. ФЗ №62 указано, что россияне, имеющие паспорта иных государств, рассматриваются только как граждане РФ. При этом приобретение статуса гражданина иностранного государства не является причиной для утраты гражданства РФ и не отменяет права и свободы, предусмотренные российским законодательством.

Возможные проблемы бипатридов

Права и обязанности бипатридов должны оговариваться в международных соглашениях между странами. Однако на практике этого встречается крайне редко. В частности, возникают проблемы с налогообложением, прохождением воинской службы, работой в государственных структурах. К примеру, живущие постоянно за границей граждане РФ освобождаются от службы в армии, тогда как условием сохранения гражданства Германии и Турции является прохождение военной службы на территории этих стран. А также проблемы возникают у бипатридов с гражданствами и РФ и мусульманских государств, признающих многоженство. Российское законодательство не признаёт многоженство, в связи с этим возникают проблемы со статусом жён, а также разделом имущества в случае смерти бипатрида.

Россиянам не запрещается иметь двойное гражданство. О факте получения паспорта иностранных государств граждане РФ должны сообщать в ГУ МВД в 60-дневный период. При сокрытии факта получения подданства другой страны предусматривается уголовная ответственность.

Двойное гражданство и водительские права

У меня двойное гражданство, Таджикистан и Российское. Российское был получен в 2012 году. Водительское удостоверение получил в Таджикистане (отвечает всем требованиям международной Венской конвенции). Вчера остановил меня ГАИ и оформил протокол, т.к. по его мнению я не имею право ездить с этими документами на территории РФ. Как быть?

Ответы юристов (5)

Добрый день. Считаю, что в данном случае инспектор не прав. В соответствии с

Венская конвенция о дорожном движении 08.11.1968 года

Глава IV. Водители автомобилей

Статья 41. Действительность водительских удостоверений

1. Договаривающиеся стороны будут признавать :

а) любое национальное водительское удостоверение, составленное на их национальном языке или на одном из их национальных языках, либо, если оно не составлено на таком языке, сопровождаемое заверенным переводом;

b) любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 6 к настоящей Конвенции, и

с) любое международное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 7 к настоящей Конвенции,

действительными на своей территории для управления автомобилем, соответствующим категории или категориям транспортных средств, на управление которыми выдано удостоверение, при условии, что указанное удостоверение является действительным и что оно выдано другой Договаривающейся стороной или одним из ее территориальных подразделений, либо объединением, уполномоченным на то этой Договаривающейся стороной или одним из ее территориальных подразделений.

Фз N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

пункт 12 лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи.

Пункт 13 не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Таким образом Вы не можете по ним работать, но управлять ТС имеете право. Ранее действовало

Постановление Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений

48. Иностранное национальное водительское удостоверение лица, переехавшего на постоянное жительство в Российскую Федерацию, на территории Российской Федерации считается недействительным по истечении 60 дней с даты получения в органах внутренних дел Российской Федерации разрешения на постоянное проживание в Российской Федерации или с даты въезда на территорию Российской Федерации, если разрешение на постоянное проживание было получено в дипломатическом представительстве либо консульском учреждении Российской Федерации в иностранном государстве. Замена такого удостоверения осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 40 настоящих Правил.

обязывающее заменить права в течении 60 дней с момента переезда на ПМЖ в РФ. Но в соответствии с

Постановление Правительства от 24 октября 2014 г. N 1097 »О допуске к управлению транспортными средствами» (пункт 2 документа и пункт 1 приложения).

2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 52, ст. 6396).

оно утратило силу. В настоящий момент действия инспектора, ограничевшего Ваше право на управление ТС незаконно. Его действия стоит обжаловать, а так же направить заявление о привлечении его к ответственности на основании

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018)

Статья 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию

Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, или нарушение установленного порядка применения предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей.

С уважением Евгений Беляев

Уточнение клиента

подскажите, а то что у меня с 2012 года гражданство РФ не может быть проблемой для меня в данной ситуации?

10 Апреля 2018, 04:43

Есть вопрос к юристу?

В случае привлечения Вас к административной ответственности( а такое может быть), нужно будет обжаловать постановление. Жалобу на инспектора о привлечении его по ст.12.35 КоАП подавайте в прокуратуру. С уважением Евгений Беляев

Нет, Вы же права получили в 2016? В них стоит июль 2016г. Поэтому все нормально. С уважением Евгений Беляев

Полагаю, что уместно обжаловать вынесенное постановление в судебном порядке.

В силу ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

12. Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений,а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи.
13. Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.

Читайте так же:  Дом под залог в банке

Как отмечено в Постановление Верховного Суда РФ от 06.12.2017 N 19-АД17-19

В соответствии с частью 12 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196 «О безопасности дорожного движения» лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 данной статьи.
Согласно части 13 статьи 25 указанного Федерального закона не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
В силу пункта 1 статьи 41 Конвенции о дорожном движении (Заключена в г. Вене 08 ноября 1968 года) договаривающиеся стороны будут признавать: любое национальное водительское удостоверение, составленное на их национальном языке или на одном из их национальных языков, либо, если оно не составлено на таком языке, сопровождаемое заверенным переводом; любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 6 к данной Конвенции, и любое международное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 7 к данной Конвенции, действительными на своей территории для управления автомобилем, соответствующим категории или категориям транспортных средств, на управление которыми выдано удостоверение, при условии, что указанное удостоверение является действительным и что оно выдано другой договаривающейся стороной или одним из ее территориальных подразделений, либо объединением, уполномоченным на то этой договаривающейся стороной или одним из ее территориальных подразделений. Положения настоящего пункта не применяются к водительскому удостоверению ученика — водителя.Совокупное толкование вышеназванных норм позволяет сделать вывод о том, что на территории Российской Федерации допускаются к управлению транспортными средствами лица на основании национальных или международных водительских удостоверений, за исключением тех случаев, когда управление транспортными средствами происходит на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности.
Как следует из материалов дела, при остановке 03 декабря 2016 года транспортного средства под управлением Матевосяна М.М. последний предъявил инспектору ГИБДД национальное водительское удостоверение N с разрешенными категориями «B, C», выданное в Республике Армения, с переводом на русский язык (л.д. 17, 22 — 23), копия которого приобщена к материалам дела и настоящей жалобе.
Таким образом, в рассматриваемом случае противоправное действие (бездействие), за которое вышеуказанной статьей предусмотрено административное наказание, отсутствовало.Отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

По вопросу о допустимости использования гражданами РФ иностранных водительских удостоверений при управлении транспортными средствами на территории России, ГИБДД сформировало следующую позицию:

МВД России от 13.04.2015

По вопросу о действительности иностранных национальных водительских удостоверений для управления транспортными средствами

В настоящее время все лица (как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства), постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, апри отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.
Исключением из этого правила являются вводимые с 1 июня 2015 года ограничения — с этой даты управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, допускаться не будет.При этом необходимо учитывать, что к иностранным национальным водительским удостоверениям, соответствующим требованиям международных договоров Российской Федерации, на основании которых граждане допускаются к управлению транспортными средствами, с учетом положений статей 41 и 43 Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, относятся: — иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком «SU» (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).
Важно отметить, что в соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации.
Если же государство не является договаривающейся стороной Венской конвенции, выданное им национальное водительское удостоверение также признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации. Такое водительское удостоверение должно предъявляться вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (перевод не требуется, если в водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита).
Исключением являются национальные водительские удостоверения, выданные государствами, в которых не признаются российские водительские удостоверения.

И еще один пример из практик такого обжалования

Постановление Ставропольского краевого суда от 21 марта 2017 г. по делу N 4А-246/2017

В соответствии с пунктом 12 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 данной статьи о недопущении управления транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Между тем, каких конкретно лиц (граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства) касаются положения пункта 12 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», законодателем не определено, а потому из буквального толкования указанной нормы следует, что данные положения касаются любого из вышеуказанных лиц, управляющего транспортным средством.

Как следует из положений статьи 32 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

Исходя из подпункта «а» и подпункта «b» пункта 2 статьи 41 Конвенции о дорожном движении от 08 ноября 1968 года с поправками от 28 сентября 2004 года (далее — Конвенция), к которой присоединились Российская Федерация и Армения, Договаривающиеся Стороны будут признавать любое национальное водительское удостоверение, составленное на их национальном языке или на одном из их национальных языков, либо, если оно не составлено на таком языке, сопровождаемое заверенным переводом; любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям Приложения 6 к настоящей Конвенции.

В соответствии с пунктом 15 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» национальное водительское удостоверение, выданное в иностранном государстве, не являющемся совместно с Российской Федерацией участником международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения, признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации на основе взаимности при условии, если оно предъявляется вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык, за исключением случаев, если в данном водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита.

С учетом изложенного, в том числе приведенных положений правовых норм, включая нормы международного права, отсутствие у С.М.Г. российского национального водительского удостоверения при наличии иностранного национального водительского удостоверения, выданного ему 26 июля 2008 года и действующего до 05 июля 2018 года, с учетом того, что все записи данного водительского удостоверения дублируются буквами русского и латинского алфавита, не может быть расценено как отсутствие у него права управления транспортным средством.

Жалобу С.М.Г. удовлетворить.

Постановление командира ОБДПС ГИБДД города Ставрополя ГУ МВД России по Ставропольскому краю З.П.М. N18810026142000197558 от 28 апреля 2016 года о признании С.М.Г. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Решение начальника УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю С.А.Н. N3/162600517613 от 17 июня 2016 года отменить.

Решение судьи Промышленного районного суда городаСтаврополя от 25 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении С.М.Г., отменить.

Решение судьи Ставропольского краевого суда от 21 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении С.М.Г., отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Тут нужно смотреть отвечает ли полученное Вами водительское удостоверение требованиям Конвенции о дорожном движении от 08 ноября 1968 года.

Если да, то оно дает Вам право управлять транспортным средством на территории РФ.

Исключением будут случаи, если Вы управляли транспортным средством при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

В соответствии с Международным договором от 05.09.1995 года, заключенным между Российской Федерацией и Таджикистаном «Об урегулировании вопросов двойного гражданства» если гражданин обоих государств переезжает для постоянного проживания на территорию другого государства, с момента приобретения соответствующего статуса он осуществляет права и обязанности, вытекающие из гражданства этого государства: обязан соблюдать конституцию и законы, уважать традиции и обычаи страны постоянного проживания.
Согласно п. 12 статьи 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ) лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в п. 13 ст. 25 Закона N 196-ФЗ.
В силу п. 13 ст. 25 Закона N 196-ФЗ не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
Таким образом, управление личным автотранспортом для иностранных граждан на территории РФ возможно как на основании российских национальных водительских удостоверений, так и на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений
Вы имели право управлять транспортным средством на основании иностранных водительских прав. Постановление о привлечении Вас к административной ответственности вы вправе обжаловать в судебном порядке.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.