Оглавление:

Требования к получению льгот для бизнеса в Крыму ужесточатся

Эксперты считают, что это положительно скажется на экономике и сделает оставшиеся проекты более эффективными.

Правительство внесло в Госдуму законопроект, ужесточающий контроль над деятельностью участников свободной экономической зоны (СЭЗ) в Крыму и Севастополе. Законопроект не предусматривает обратной силы, то есть новые требования будут распространяться только на новых участников СЭЗ после вступления закона в силу.

Таким образом, компаниям, которые претендуют на льготы по налогам, теперь придется осуществлять инвестиции быстрее, чем раньше, а также детальнее отчитываться о планах по созданию рабочих мест. Пока же предприятиям, желающим стать участниками СЭЗ, нужно соблюдать лишь «формальные критерии», указывают власти.

Перед заключением контракта с заявителем власти предлагают проводить предварительную оценку деклараций инвестиционных проектов. В случае если органы управления СЭЗ признают инвестпроект неэффективным, в заключении договора может быть отказано, сообщает РБК .

Также, необходимо будет предоставить график по созданию рабочих мест в первые три года реализации инвестиционного проекта.

Новой редакцией законопроекта предлагается обязать участников СЭЗ вкладывать не менее 30% инвестиций уже в первый год реализации проекта. Этот объем вложений должен быть обязательно зафиксирован в графике. Хотя те компании, которым для реализации проекта необходимо получить документацию на строительство и эксплуатацию объекта, могут не выполнять данное условие.

Участнику СЭЗ также может быть предоставлен в аренду земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без каких-либо торгов на срок, необходимый для реализации инвестиционного проекта.

По мнению экспертов, дополнительные фильтры приведут к сокращению числа инвестиционных проектов, но сделают их более масштабными и понятными.

Как пояснили в Минэкономразвития, законопроект направлен на «обеспечение баланса интересов государства и предпринимательского сообщества (инвесторов)». Он будет способствовать формированию группы инвесторов, заинтересованных осуществлять деятельность в свободной экономической зоне и нести ответственность за результаты взамен полученных льгот.

Предпринимательство в Крыму

Похожие публикации

15 июня состоялось совещание Правительства РФ по поддержке малого и среднего предпринимательства в Крыму. Премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил о том, что федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя на период до 2020 года» в этом году скорректирована, и сейчас объем финансирования программы увеличен почти на 30 млрд руб. – до 708 млрд руб. Деньги пойдут на строительство дорог, на больницы, на школы, на модернизацию инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры региона и, конечно, на развитие туризма, с которым в значительной степени связан малый бизнес Крымского федерального округа.

Проблемы предпринимателей Крыма

Пока проблем у предпринимателей Крыма очень много. В первую очередь, — это доступность финансовых ресурсов. Крупные банки не работают в Крыму, что существенно уменьшает возможности крымских предпринимателей в получении доступных кредитов.

Кроме того, крымским предпринимателям сложно интегрироваться в российскую правовую среду. Иное налогообложение, иное законодательство о страховых взносах, проблемы с получением разрешительных документов, регистрацией, гораздо более строгие правила лицензирования в алкогольной отрасли, и ко всему – малая информированность делает работу предпринимателей Крыма еще более сложной. Предприниматель Олег Зубков ]]> в своем блоге ]]> в феврале 2015 года писал: «Значительно увеличился фискальный гнет на предприятия и предпринимателей. Уже работы полиции и прокуратуры оказалось не достаточно, появились новые, непонятные, структуры следственных управлений, комитетов с названиями «одно страшнее другого». Штрафные санкции выросли по отношению к украинским в тысячи и десятки тысяч раз».

Дополнительной проблемой стала фактическая изоляция Крыма: «Крым оказался под санкциями Евросоюза и США, которые сильно ударили по экономике Крыма и его гражданам (парализована работа международных морских портов, аэропорт Симферополь из международного превратился в местный, прекращены все экспортно-импортные операции, пострадала банковская сфера, свернуты продажи международных брендов и др.». Из-за падения количества отдыхающих упали и доходы предпринимателей, которые вынуждены закрывать свой бизнес. В целом предприниматели Крыма отмечают, что существенно усложнена транспортная логистика, так как Керченская переправа не справляется, плохо работает банковская система, растут цены поставщиков, как из-за роста доллара, так и из-за проблем с доставкой товара в Крым.

На совещании Дмитрий Медведев отметил, что есть и специфические проблемы, включая, например, лицензирование морских и внутренних водных перевозок. В Крымском округе большинство маломерных судов вообще не лицензировано в соответствии с законодательством России. Проблему нужно решать, в то же время не парализуя транспортное сообщение и туристический бизнес.

При этом, по словам министра экономического развития Улюкаева, процесс интеграции в 2014 году затянулся.

Действительно по данным прошлого года количество индивидуальных предпринимателей в Крыму упало в 5 раз по сравнению с периодом 2013 года. Это вполне естественный процесс – не все прошли перерегистрацию в соответствии с российским законодательством, многие, в связи с потерей деловых связей, решили прекратить деятельность, кто-то из-за ухода украинских банков потерял значительные суммы на своих расчетных счетах, что заставило свернуть бизнес. Однако уже в этом году процесс активизировался. По данным Минэкономразвития за первые четыре месяца года количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и юрлиц МСП увеличилось на 70%. На май 2015 года зарегистрировано 86 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, среди которых 56 тыс. – индивидуальные предприниматели Крыма и Севастополя.

Возникли проблемы и с регистрацией в качестве резидентов СЭЗ Крыма. Сейчас там зарегистрировано всего 15 участников СЭЗ. По словам Олега Савельева, министра по делам Крыма, главной проблемой стала усложненная инвестиционная декларация, которая является частью соглашения. В апреле ее упростили, что по идее, должно повысить интерес предпринимателей к регистрации в СЭЗ. Однако сложности с регистрацией остаются. На совещании Дмитрий Медведев призвал упростить механизм регистрации участника СЭЗ радикальным образом, чтобы повысить к ней интерес предпринимателей.

Что предлагается в качестве господдержки предпринимателей в Крыму

В прошлом году Правительство РФ оказало государственную поддержку малому и среднему предпринимательству в Крымском округе на сумму приблизительно 200 млн руб. Для компаний, которые зарегистрированы в первые три года работы свободной зоны, предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (они уменьшены с 30% до 7,6%). Кроме того, в Крыму введен режим свободной таможенной зоны.

По словам Алексея Улюкаева, в Крыму сейчас работает 25 коммерческих банков, по ряду из них есть программа поддержки МСП. Но объем кредитного портфеля, который был предоставлен малому и среднему бизнесу, очень небольшой и меньше, чем был прежде, – примерно 1 млрд 700 млн по Республике Крым, 850 млн – по городу Севастополю. Этому есть причины: малое количество кредитных организаций, меньшая ресурсная база, недостаточность залогов, потому что и предприятия не перерегистрированы, и сами активы (предмет залога) в большом количестве случаев. Компенсировать это предлагается через систему государственной финансовой поддержки.

В прошлом году в Республике Крым и в Севастополе были созданы государственные фонды поддержки предпринимательства, фонд микрофинансирования предпринимательства и гарантийный фонд поддержки предпринимательства.

Из федерального бюджета на систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства определена сумма 170 млн, это на 30% примерно больше, чем в прошлом году.

При этом центр поддержки предпринимательства получит19 млн руб., гарантийный фонд –50 млн руб., фонд микрофинансовых организаций – 61 млн руб., поддержка начинающим субъектам МСП через гранты – 25 млн руб. и субсидирование процентной ставки по кредитам – 15 млн руб.
Отдельно будут выделены средства Севастополю на программу поддержки малого и среднего бизнеса – 122,6 млн руб., которые также будут распределены по направлениям поддержки.

Как получить кредит и господдержку предпринимателю в Крыму

Все вышеназванные фонды действительно в Крыму есть, соответствующие нормативные акты приняты, и деньги выделяются. Но крайне мало. По словам министра экономического развития РК Ирины Лычагиной, в прошлом году было выделено всего 10 грантов предпринимателям. Этому есть ряд причин. Первая – не все работают в правовом поле: получить поддержку могут только официально зарегистрированные предприниматели Крыма, не имеющие долгов по налогам и не имеющие задолженности по кредитам. Кроме того, существуют проблемы и с залогами – далеко не все могут его предоставить. Высоки требования к оформлению документов. Еще одна проблема – многие элементарно не знают, могут ли они на что-то рассчитывать и как получить субсидию, грант, кредит на развитие бизнеса в Крыму. Но помощь получить можно.

На сегодня есть несколько вариантов пополнения оборотных средств на развитие бизнеса в Крыму:

1. Получить микрокредит до 1 млн руб. в фонде микрофинансирования предпринимательства Крыма. Займы выдаются на срок до 36 месяцев на пополнение оборотных средств и малые инвестиции (покупку техники, например) и выдаются субъектам малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и сельхозпотребкооперативы. При сумме микрозайма более 150 тыс. руб. потребуется залог, в качестве которого могут быть автомобили или сельхозтехника. Кредиты выдаются под 8-10% годовых.

Сайт Фонда микрофинансирования предпринимательства Республики Крым – ]]> http://www.mikrofinrk.ru ]]> .

Читайте так же:  Госпошлина за выдачу свидетельства о праве собственности

2. Получить грант начинающему предпринимателю Крыма.

Гранты или субсидии выдаются в сумме до 500 тыс. руб. (в прошлом году предельная сумма составляла 300 тыс. руб.) на безвозмездной основе начинающим предпринимателям (как юридическим лицам, так и ИП). То есть возвращать эти деньги не потребуется. Но отчитаться за них, конечно, придется.

Гранты предоставляются на конкурсной основе. Претендовать на грант могут начинающие предприниматели, зарегистрированные в Крыму и работающие менее года с момента государственной регистрации, прошедшие курсы обучения основам предпринимательской деятельности (за исключением тех, кто имеет высшее юридическое или экономическое образование), имеющие бизнес-план с подтвержденными расходами на начало деятельности, выплачивающие зарплату работникам не ниже прожиточного минимума и осуществляющие приоритетные для Крыма виды деятельности. Приоритетными являются инновации, промышленное производство, сельское хозяйство, санаторно-курортная и туристическая деятельность.
В первую очередь на получение субсидий могут рассчитывать зарегистрированные безработные, военнослужащие, уволенные в запас, субъекты молодежного предпринимательства, те, кто работает в социальной сфере.

Информацию по получению грантов можно получить в Крымском государственном фонде поддержки предпринимательства – http://csfes.ru. Этот же фонд занимается информационной поддержкой предпринимателей Крыма.

3. Получить кредит в банке под гарантию Крымского гарантийного фонда поддержки предпринимательства. Фонд дает поручительство по кредитным договорам на срок от года до пяти лет, и на сумму от 1 млн руб. до 35 млн руб. Условиями опять же являются отсутствие просроченных задолженностей по налогам и сборам, и кредитным обязательствам. Поручительство может составить до 70% от суммы обязательств заемщика.

Льготы в Крыму привлеки более 36 млрд рублей инвестиций

Общий объем инвестиций участников Свободной экономической зоны (СЭЗ) в Крыму и Севастополе в 2017 году составил 36,4 млрд рублей. По сравнению с 2016 годом показатель увеличился на 92%. Об этом говорится в докладе Минэкономразвития о работе крымской СЭЗ, внесенном в правительство (есть у «Известий»). Всего на полуострове более 1600 резидентов, которые реализуют 1,7 тыс. инвестпроектов. Основная доля из них приходится на отрасли строительства, промышленности, услуг и торговли.

Резиденты СЭЗ в Крыму и Севастополе в прошлом году заплатили 15,6 млрд рублей налогов в бюджеты всех уровней. Это на 40% превышает показатель 2016 года, отмечается в докладе Минэкономразвития, с которым ознакомились «Известия». А Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования от предпринимателей, работающих в крымской СЭЗ, получили дополнительные 4,5 млрд рублей страховых взносов. В общей сложности бизнес заплатил даже больше, чем получил льгот (10 млрд рублей), отмечается в докладе.

За прошлый год инвестиции резидентов экономической зоны составили 36,4 млрд рублей. Это практически в два раза больше, чем в 2016 году. А за всё время своего существования с 2015 года СЭЗ Крыма привлекла порядка 60 млрд рублей инвестиций. На полуострове инвесторы больше всего вкладываются в строительство, промышленность, торговлю, услуги и сельское хозяйство. Туризм только на шестом месте по объему вложений.

В Севастополе резиденты СЭЗ в первую очередь инвестируют в услуги, промышленность, строительство, торговлю и сельское хозяйство. Туризм занимает седьмую строчку после вложений в транспортную отрасль. Всего в СЭЗ зарегистрировано 1655 предпринимателей, 94% из которых являются представителями малого и среднего бизнеса. Резиденты в общей сложности реализуют 1,7 тыс. проектов.

В целом Минэкономразвития оценивает работу экономической зоны полуострова на 4,4 балла из 5, говорится в документе. В министерстве отмечают, что резидентами создано на 35% меньше рабочих мест, чем планировалось изначально, — 15,2 тыс. Это повлияло на снижение общей оценки работы СЭЗ.

Свободная экономическая зона в Крыму и Севастополе была создана в 2015 году для привлечения в регион инвесторов и развития предпринимательской деятельности. Особый режим позволяет бизнесу беспошлинно ввозить на территорию полуострова товары и комплектующие, необходимые для работы.

Разница между СЭЗ в Крыму и другими особыми экономическими зонами (ОЭЗ) России в том, что ОЭЗ делятся по типам (например, промышленные или туристические), а зона на полуострове ни к какому конкретному типу не относится. В ее рамках могут работать предприятия разных отраслей: сельского хозяйства, туризма, перерабатывающей промышленности, логистики и судостроения. И для всех них действуют одинаковые условия. Однако ее резиденты не имеют права участвовать в добыче полезных ископаемых, а также в разработке месторождений континентального шельфа.

В России высокие страховые взносы за работников, а в СЭЗ действует льгота на них — именно это больше всего и привлекает бизнес регистрироваться в крымской зоне, уверен доцент кафедры менеджмента и предпринимательства РАНХиГС Евгений Ицаков. По его словам, помочь развитию полуострова может не только льготный налоговый режим для бизнеса, но и улучшение работы системы госуправления. Эксперт пояснил, что Крым вернулся в состав нашей страны совсем недавно и еще не успел освоить российские стандарты работы.

Работать в Крыму хотят намного больше компаний, чем есть сейчас, отметил директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. Приход предпринимателей на полуостров сдерживают только санкции. Если бы их не было, то в Крым с радостью бы пришли и крупные европейские компании, считает эксперт.

СЭЗ на полуострове создана сроком на 25 лет с возможностью пролонгации льгот. Помимо налоговых послаблений, она также предполагает и упрощенный визовый режим для иностранных инвесторов.

Льготная система налогообложения в Крыму и Севастополе на 25 лет

На целую четверть века Крым и Севастополь превратятся в налоговый рай для бизнеса, в данной статье мы попробуем рассказать, какие экономические выгоды получат бизнесмены и инвесторы в Крыму и Севастополе в ближайшие 25 лет за счет льготной системы налогообложения и статуса специальной экономической зоны.

В данной публикации будут подробно раскрыты такие вопросы: какая льготная система налогообложения предусмотрена в свободной экономической зоне в Севастополе и Крыму, какие льготы предоставлены ее членам, что необходимо сделать, чтобы стать ее участником. Функционирование специальной экономической зоны в Крыму (СЭЗ) продлится до 2040 года, и законодатели сделали все возможное, чтобы обеспечить максимально комфортную среду для инвестиций и бизнеса, и в частности, для местных предпринимателей.

«Низкие пороги входа для инвесторов вызваны желанием помочь местному бизнесу. Необходимо создать новые возможности для существующего в Крыму бизнеса, помогающие переориентироваться на российские законы. В определенной мере это станет некой компенсацией рисков политического характера, связанных с введенными США и членами ЕС в отношении Крыма экономическими санкциями. Но сегодня стало понятно, что санкционная ситуация послужила катализатором для развития в Крыму зарубежного и российского бизнеса». Заявляет Андрей Соколов, занимающий должность замминистра по делам Крыма.

СЭЗ в Крыму — непосредственные выгоды для инвесторов

Свободная экономическая зона в Крыму привлекательна для инвесторов огромным количеством преференций и льгот, среди которых хочется отметить следующие:

  • Налоговая ставка на десятилетний период на имущество организаций отсутствует;
  • В первое трехлетие деятельности максимальная ставка налога на прибыль составляет всего 2%;
  • В срок с 2015 по 2016 год будет действовать упрощенная система налогообложения, и налоговая ставка равняется 0%. В следующее пятилетия она возрастет до 4%;
  • Предоставляется ряд льгот и в сфере страховых отчислений. На протяжении 10 лет страховые взносы с заработной платы будут отчисляться по ставке 7,6%.

Список бонусов в СЭЗ Крыма довольно внушительный, условия входа в райский налоговый сад максимально лояльный, поэтому «зайти» на рынок захотят как российские, так и зарубежные компании. Но сами законодатели отмечают тот факт, что механизмы работы в крымской СЭЗ еще «сырые» и «не обкатаны» и не исключено, что в период развития с учетом приобретенного опыта, будут вноситься необходимые изменения. Вдобавок, будут приниматься нормативно-правовые акты к уже существующим законам с целью оптимального приспособления к нынешним реалиям.

Как начать работать в специальной экономической зоне в Крыму?

Сегодня работает ряд законов, целью которых является регулирование работы Свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе. Основной документ – Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального назначения Севастополя». Если бизнесмен принимает решение получить статус участника СЭЗ, нужно иметь свидетельство зарегистрированного индивидуального предпринимателя или юрлица, состоящего на учете в налоговом органе на территории Республики Крым. Дополнительно надо иметь соответствующую инвестиционную декларацию, подтверждающую намерение по реализации инвестиционного проекта в СЭЗ Крыма. Учитывая требования законодательства, в отношении организационно-правовой формы ИП и юрлиц, пожелавших присоединиться к участникам свободной экономической зоны, никаких ограничений не предусмотрено.

Данную ситуацию прокомментировал замминистра по делам Крыма Андрей Соколов: «По факту мы имеем всего два требования для вхождения в СЭЗ – это регистрация юрлица или ИП в Севастополе или на территории Крыма и инвестиционный проект с условием, что сумма капитальных сложений составит в период первого трехлетия не меньше 3 000 000 рублей. Есть исключение – представительства и филиалы не смогут войти в СЭЗ, так как они не являются самостоятельными юрлицами».

Что необходимо сделать для получения статуса резидента крымской Свободной экономической зоны:

  1. В любом населенном пункте республики Крым или в Севастополе пройти процедуру регистрации индивидуального предпринимателя или предприятия.
  2. В налоговом органе встать на учет.
  3. В письменной форме подать заявление в Совет Министров Республики Крым (высший исполнительный орган государственной власти) о том, что был заключен договор об условиях деятельности в СЭЗ. Если деятельность осуществляется в городе федерального назначения Севастополе, то заявление подается в соответствующий высший исполнительный орган государственной власти – им является Законодательное собрание г. Севастополя.
  4. К заявлению прилагается следующий пакет документов:
    4.1 Если вы являетесь юридическим лицом, то необходимы копии учредительных документов.
    4.2 Ксерокопия свидетельства о том, что в налоговом органе вы стоите не учете.
    4.3 Ксерокопия свидетельства госрегистрации ИП или юридического лица.
    4.4 Прилагается заполненная по специальной форме инвестиционная декларация. Форма утверждена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
  5. Необходимо правильно заполнить ИД. Как заполнить инвестиционную декларацию можно узнать здесь: (Это образец правильного заполнения http://minek.rk.gov.ru/file/File/2015/docs/sez/dekl.pdf )
    содержание данного документа четко прописано в нормах ФЗ-377. В ней отражается такая информация:
    — виды деятельности;
    — основные цели инвестиционного проекта в СЭЗ;
    — подробное технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта. В нем отображается, сколько рабочих мест планируется создать, какой предположительно будет средний размер заработной платы сотрудников;
    — какой объем капитальных вложений планируется в рамках инвестиционного проекта. Следует отобразить данный показатель в период первых 3-х лет с даты заключения договора об условиях деятельности в крымской СЭЗ;
    — необходимо приложить график осуществления капитальных вложений, планируемый на год. Это необходимо сделать на первый трехгодичный срок реализации инвестиционного проекта;
    — план, как будет реализовываться проект на территории Севастополя или республики Крым.
  6. На данном этапе работает период ожидания вынесения заключения органами государственной власти. От суммы капитальных вложений определяется порядок рассмотрения заявок и устанавливается срок. Здесь есть соответствующие правила:
    — если заявитель указал сумму менее 100 миллионов, то заявки подобного рода будут рассматриваться высшим исполнительным органом г. Севастополя или Республики Крым. Это будет зависеть от того, где юридическое лицо или ИП планирует осуществлять предпринимательскую деятельность. Для рассмотрения заявки выделяется семидневный срок, который определяется с даты подачи пакета документов, перечисленного выше;
    — в случае, когда заявитель указал сумму капитальных сложений, которая превышает 100 миллионов рублей и приложил проект договора об условиях деятельности в СЭЗ и все необходимые документы, его заявка отправляется на рассмотрение специальному экспертному совету, занимающемуся вопросами СЭЗ – на рассмотрение выделяется семидневный срок. Данную функцию передачи заявок исполняют органы государственной власти Республики Крым или соответствующие инстанции города федерального назначения Севастополя. Экспертный совет в течение 15-ти дней обязан проанализировать заявку и на основании полученной информации может обязать заявителя внести в декларацию необходимые изменения.
  7. Далее необходимо заключить договор об условиях деятельности в СЭЗ. Он будет внесен с реестр участников СЭЗ.
  8. После того, как договор будет включен в единый реестр, юридическое лицо или ИП должен получить свидетельство о том, что он является участником СЭЗ. Данный момент подтверждает соответствующий статус участника СЭЗ. С этого момента участник СЭЗ имеет право в условиях особого режима осуществлять предпринимательскую и иную деятельность. Но действовать он сможет, не выходя за рамки заключенного договора, и за этим будут строго следить контролирующие органы.
Читайте так же:  Приказ минобразования 1601 от 221214

Законодательство Российской Федерации предусматривает, что если лицо выполнило все указанные требования, то отказать ему не имеют право.

По данному вопросу дал комментарии Владимир Халаимов – председатель крымской Коллегии адвокатов Юридическая компания «Юркорпус». Он уточнил, что все вопросы, связанные с приобретением и утратой статуса участника свободной экономической зоны, прописаны в Федеральном законе №377-ФЗ от 29 ноября 2014 года и регламентируются в статье 13. Если вдаваться в конкретику, то в данной статье указан список необходимых документов для подачи с целью заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, а также перечень условий, необходимых для получения статуса участника. Указанные перечни представляют исключительный характер и расширенно толковать их невозможно. Когда лицо, соответствующее указанным условиям, подало необходимый пакет документов, то оказать ему в заключении договора не могут. Перечень документов определен в статье 13, части 2 Федерального закона №377-ФЗ от 29.11.2014 года.

Какие льготы и ставки предусмотрены в налогообложении СЭЗ Крыма?

Для участников СЭЗ закон определил два типа налоговых льгот:

  1. Общие льготы для ИП и всех организаций, которые ведут предпринимательскую деятельность в Крыму или Севастополе (СЭЗ).
  2. Льготы для резидентов свободной экономической зоны.

Для резидентов СЭЗ в Крыму и Севастополе установлены такие льготы:

  • По налогу на прибыль предприятий. Важнейший момент – пониженные ставки по налогу на прибыль. При этом участники СЭЗ получили возможность в отношении основных средств применять повышенный амортизационный коэффициент.
  • По налогу на имущество организаций. На протяжении десятилетнего периода налог будет равняться нулю.
  • По Налогу на Добавленную Стоимость. В случае, когда группы товаров проходят таможенную процедуру в рамках Свободной таможенной зоны, для резидентов СЭЗ предусматривается льготное налогообложение.
  • По земельному налогу. На протяжении трехлетнего периода участники СЭЗ не платят соответствующий налог.
  • По страховым взносам наблюдается существенное снижение. На протяжении десятилетнего периода суммарный размер страховых взносов составит всего 7, 6%.

В отношении возмещения и уплаты НДС закон о СЭЗ зафиксировал комплекс специальных требований. Помимо налоговых льгот закон регламентирует особенности постановки на учет в качестве плательщиков ряда налогов. В отношении акцизных сборов также будут применяться налоговые вычеты.

Налог на прибыль в Крыму и Севастополе

Для всех участников СЭЗ настоящим «льготным подарком» становятся пониженные ставки по налогу на прибыли организаций – это существенная и весьма ощутимая льгота. После того, как участники зоны получат свой первый доход, они не будут платить в федеральный бюджет налогов на протяжении десятилетнего срока. При расчете налогов, отчисляемых в региональный бюджет, установлена пониженная налоговая ставка. Конкретный размер налоговой ставки будет устанавливаться высшим исполнительным органом города Севастополя и Республики Крым – это право закреплено за ними. Вдобавок регламентирован максимальный размер налоговой ставки, и сделать ее выше не является возможным. В цифрах это выглядит следующим образом: первые три года резиденты будут уплачивать налог на прибыль в региональный бюджет по ставке 2%. В период с четвертого по восьмой год работы этот показатель составит 6%. С девятого года – 13,5%.

Имущественный налог в Крыму и Севастополе

На балансе у организаций участников СЭЗ находится имущество, в отношении которого налоговая ставка будет равняться нулю. Но здесь необходимо соблюдение одного условия в отношении назначения имущества. Чтобы данная льгота «работала», имущество организации должно быть куплено или создано только лишь для осуществления деятельности на территории СЭЗ. Также оно должно быть здесь расположено. На протяжении десяти лет резиденты не будут платить данный налог, а срок будет исчисляться с месяца, который идет следом за месяцем принятия указанного имущества организации на учет.

Исполнительный директор «Мосрегистратор. Филиал Крым» Инесса Бабаян прокомментировала данный момент, и по ее словам льгота в отношении имущественного налога распространяется на находящееся в собственности организации имущество, а также на имущество, которое было передано на баланс организации органами местного самоуправления. Эти две категории имущества попадают под действие данной льготы, и резидент освобождается от налогообложения в данном поле. Предусмотренная льгота особо актуальна в сферах, где стоимость основных средств организации составляет круглую сумму (десятки миллионов рублей). Также она ощутима для организаций, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Налог на землю в Крыму и Севастополе

В области земельного налога закон также предусматривает ощутимые льготы, но и здесь должен учитываться важный критерий касательно месторасположения земельного участка. Он должен быть расположен в Крыму или Севастополе, и целевое назначение соответствовать договорным обязательствам об осуществлении на территории СЭЗ предпринимательской деятельности. С момента, когда за резидентом закрепляются права собственности на каждый участок, начинает распространяться и данная льгота. Срок ее действия равен трем годам, начиная с месяца возникновения прав собственности. Итак, подведем итог – льгота по земельному налогу «работает» лишь в отношении земельных участков, которые были приобретены в собственность членами СЭЗ. В этом существенное отличие от налога на имущество.

Страховые взносы в Крыму и Севастополе

Для участников СЭЗ предоставлены и другие льготные условия, в частности, относительно сферы страхования. Размер страховых взносов был снижен и данный показатель составляет 7,6%, он будет неизменным на протяжении 10 лет. Но здесь есть одно условие: льготой могут воспользоваться лишь те участники СЭЗ, которые заключили договор не позднее чем в трехлетний период со дня, когда была создана крымская свободная экономическая зона.

Как будет контролироваться деятельность участников в СЭЗ Крыма

Непрерывный контроль будет осуществляться постоянно, поэтому всем участникам придется придерживаться установленных «правил игры». Существенная часть проверок будет проводиться с целью выявления нарушений инвестиционной декларации и соглашения об условиях деятельности в СЭЗ. Андрей Соколов подчеркнул, что Федеральная налоговая служба будет осуществлять проверки в отношении всего налогового сегмента в СЭЗ. Кроме того, без согласования с Министерством по делам Крыма на законодательном уровне ограничены возможности осуществления любых незапланированных проверок. К ним относятся и налоговые проверки. А.Соколов добавил: « В сложившейся благоприятной ситуации для инвесторов в Крымской СЭЗ, нам бы не хотелось, чтобы российские компании использовали его для ухода от налогов. Поэтому правомерность использования созданного специально для Крыма лояльного налогового инструмента будет подвергаться регулярным проверкам со стороны администрации СЭЗ. Со всеми нарушениями будет вестись решительная борьба».

Свободная таможенная зона и свободные порты Крыма

Для участников СЭЗ на Крымском полуострове создается еще и СТЗ – свободная таможенная зона, в рамках которой размещение и использование товаров в пределах свободной экономической зоны осуществляется без уплаты налогов и таможенных пошлин. Вдобавок, в отношении отдельных товарных групп не будут действовать ограничения, установленные на территории Таможенного союза. Также не будут применяться меры нетарифного регулирования. При импорте зарубежных товаров резиденты свободной экономической зоны имеют право пользоваться ими, не уплачивая установленных таможенных пошлин. НДС так же взиматься не будет. Для того чтобы воспользоваться установленными льготами, участникам СЭЗ необходимо представить свидетельство о том, что они включены в реестр участников СЭЗ – их права будут соблюдены, и таможенная ставка будет равняться нулю.

Как вывозятся товары из свободной экономической зоны Крыма и Севастополя?

Евгений Чиж, руководитель юридической фирмы «Мосрегистратор. Филиал Крым» прокомментировал ситуацию следующим образом: « Компаниям, являющимся резидентами СЭЗ, будет предоставлена возможность сэкономить внушительные суммы. Но указанные товары должны быть использованы лишь на территории СЭЗ. В случае если организация предпримет попытку вывоза товаров, которые были приобретены в рамках Свободной таможенной зоны, то на них распространяется уплата всех установленных законом таможенных пошлин и сборов. Причем организации придется заплатить и ввозной НДС, от уплаты которого ее освободили ранее. Данная позиция сохраняется и на продукцию, которая была произведена в рамках СЭЗ с использованием товаров с территории крымской СЭЗ. Но и здесь есть свои исключения: если товары приобретались с целью ведения капитального строительства на территории СЭЗ, то спустя пятилетие их использования, минуя все таможенные процедуры и пошлины, их позволено, беспрепятственно вывезти в любые российские регионы».

Но и в данной ситуации у резидентов СЭЗ будет выбор. Можно заплатить НДС и таможенную пошлину или за комплектующие детали, или за товар, который был произведен с их помощью. Если в процессе вывоза-ввоза товара принимали участие несколько субъектов-участников СЭЗ, то все таможенные льготы будут сохранены. Андрей Соколов прояснил ситуацию и отметил, что если, например, один участник СЭЗ занимался ввозом товара, а на долю второго выпала переработка и вывоз продукции, то по факту оба предпринимателя освобождаются от уплаты дополнительных налогов.

Читайте так же:  Госпошлина на лишение родительских прав 2018

Субсидии для бизнеса в Крыму

Бюджетное законодательство РФ определило схему получения субсидий участниками СЭЗ, и Федеральный Закон-377 регламентирует порядок их предоставления. К ним относятся субсидии на возмещение затрат резидентами СЭЗ, среди которых можно выделить:

  1. Сборы и налоги, касающиеся товаров, которые ввозятся для использования в строительных работах. Исключение составляют товары подакцизной группы.
  2. Затраты, связанные с уплатой пошлин при прохождении таможни оборудования и технического оснащения объектов, необходимых для реализации инвестиционного проекта резидентами СЭЗ.

Следует заострить внимание, что на законодательном уровне еще не приняты по данному вопросу нормативно-правовые акты, которые будут регулировать вышеупомянутые процессы.

Свободные порты Крыма

Вышеупомянутым законом в отношении морских портов, расположенных в Севастополе и Крыму закрепляется особый статус. По закону они теперь становятся свободными портами. Законодательством Таможенного союза установлена таможенная процедура свободной таможенной зоны, которая будет применяться на указанной территории. Кроме перечисленных моментов, устанавливается на территории свободного порта определенный порядок, по которому будут осуществляться таможенный, пограничный и прочий контроль в отношении грузов, товаров, пассажиров, животных, транспортных средств. Особый порядок должен быть установлен по решению Правительства РФ, но на сегодняшний день оно еще не принято.

Евгений Чиж прокомментировал данную ситуацию так: « Все особенности, связанные с деятельностью свободного порта, а также вопросы пограничного и таможенного контроля станут известны после того, как Правительство РФ примет соответствующее решение, и сегодня такой проект находится в разработке. Основными целями данного документа является упрощение процедур административного характера в процессе всех видов контроля. Также специалисты будут заниматься исключением дублирующих функций и сокращением до минимума времени на контролирующие процедуры. Уже совсем скоро соответствующие нормативные акты будут приняты, хотя, не исключается, что проект постановления будет видоизменен под нынешние условия».

Строительство объектов на территории СЭЗ Крыма — вопросы землепользования

Уже с 1 января 2017 года, набирают силу особые порядки осуществления деятельности в сфере градостроения и землепользования на территории СЭЗ. Они закреплены в статье 17 ФЗ-377 и распространяются в отношении объектов, которые размещаются в Крыму и Севастополе для реализации в жизнь инвестиционных проектов ее членами.

Земельные торги на крымском полуострове

В отношении соответствующих торгов ситуация тоже сложилась благоприятным образом. Земельные территории, которые находятся в собственности муниципалитета или государства, требующиеся для осуществления инвестиционного проекта членом СЭЗ на крымской земле, будут предоставляться предпринимателю на условиях аренды без торгов. Данное положение будет действовать на весь срок, заявленный в договоре об условиях деятельности в СЭЗ, который требуется для реализации проекта. В случае если заявленный резидентом срок будет меньше, то предоставление земли без торгов будет действовать на указанный период.

Планировка территории в специальной экономической зоне Крыма

Все решения, связанные с подготовкой необходимой документации в отношении планировки земельной территории будут ложиться на плечи Правительства Севастополя или Совета Министров Республики Крым, но все вопросы, связанные с планировкой для размещения объектов будут за собственные средства решать сами резиденты СЭЗ. Размещение объектов будет регламентировать документацией по планировке территории, либо решением о предварительном согласовании мест упомянутых объектов. В отношении документации по планировке территорий для размещения объектов следует знать, что утверждение всех документов будет проводиться без проведения публичных слушаний Правительством Севастополя или Республики Крым с федеральным органом исполнительной власти. При этом регламенты в области градостроения на предназначенные для размещения объектов земельные территории, распространяться не будут. И на основании правительственных решений и указанных ранее документов, будет определяться вид использования земли, который разрешен.

Инесса Бабаян дала комментарий относительно данного вопроса: С того момента, когда проектная документация для проведения ее экспертизы будет предоставлена, участник может начинать выполнение подготовительных работ еще до выдачи соответствующих разрешений на строительство. Уполномоченными органами будет составлен перечень видов подготовительных работ. Правительство Севастополя и Совет Министров Республики Крым будут заниматься выдачей разрешений как на строительство объектов инфраструктуры в СЭЗ, так и на строительство любых объектов, требующихся участникам СЭЗ для реализации намеченных инвестиционных проектов. Также вышеупомянутые правительственные организации будут выдавать необходимые разрешения на ввод в эксплуатацию объектов.

Бизнес процессы резидентов за пределами СЭЗ

Все льготы, предусмотренные для резидентов свободной экономической зоны, будут применяться только в отношении операций, связанных с деятельностью в рамках договора об условиях деятельности в СЭЗ. Все операции компании по СЭЗ будут регламентироваться данным договором. Если на территории СЭЗ предприниматель будет осуществлять прочие виды деятельности, то на них распространяется на общих основаниях положения Налогового кодекса РФ. Об этом указано в п. 22 ст. 13 закона № 377-ФЗ.

Правила раздельности ведения учета внутри и вне СЭЗ

Только при условии раздельного ведения учета с особой тщательностью становится возможным использование льгот. Инесса Бабаян добавила, что лишь участники СЭЗ могут применять упомянутые налоговые льготы, но необходимо выполнять ряд условий. Ведение раздельного учета доходных и расходных операций, которые будут получаться в ходе предпринимательской деятельности по договорным обязательствам участника СЭЗ. Также требуется вести раздельный учет доходов-расходов в ходе иных видов деятельности. Но на сегодняшний день пока еще нет конкретных документов, регламентирующих правила ведения раздельного учета, но работа в данном ключе уже ведется. Специфика предпринимательской деятельности такова, что есть ряд случаев, когда разделение бизнеса на тот, который осуществляется на общих основаниях и тот, который ведется в рамках договора об участии в СЭЗ, существенно затрудняется. Рассмотрим конкретный пример: владелец бизнеса занимается консалтингом и осуществляет консультации не только в Крыму, но и в Москве или Архангельске. Но сложившаяся благоприятная ситуация для участников СЭЗ позволяет предпринимателю оптимизировать бизнес, который уже работает. Схема будет примерно такая: в СЭЗ регистрируется предприятие и в Крыму или Севастополе открывается центральный офис, а филиалы размещаются в российских регионах. Закон №377-ФЗ от 29.11.2014 не регламентирует каких-либо ограничений, связанных с тем, что участники СЭЗ будут осуществлять иную деятельность за пределами Крыма. Поэтому закон запрещает вести бизнес как в Крыму, так на территории России.

Транспортные вопросы крымской СЭЗ

С транспортом связан важнейший момент, способствующий проявлению интереса материкового бизнеса. Если предприниматель решит использовать транспортные средства за пределами СЭЗ, то никаких ограничений на пути ему не встретится. Если резидент СЭЗ приобретает транспортные средства для осуществления хозяйственной деятельности, он беспрепятственно может использовать их для международных перевозок или поездок на территории России и Республики Крым. Техника может использоваться для перевозки грузов, багажа, товаров, пассажиров. Евгений Чиж дал разъяснения по данному вопросу, и заявил, что в данном случае разговор ведется о ТС, целевое назначение которых – перевозка пассажиров и грузов. К ним относятся тракторы, тягачи, автобусы, прицепы, ЖД составы, водный транспорт и воздушные судна. Но здесь следует обратить внимание на выполнение ряда обязательных условий. Во-первых, если резидент приобретает транспорт именно в рамках СЭЗ, то от уплаты таможенных сборов и пошлин он будет освобожден по закону, то отсюда вытекает второе условие – невозможность использования указанных транспортных средств в личных целях. Чтобы получить льготные условия, в обязательном порядке он должен использовать импортируемый товар только лишь в рамках, оговоренных договором об участии в СЭЗ. Вышеупомянутым ТС на сегодняшний день не предоставлен конкретный срок, который они на законном основании могут находиться в России. Но через время срок их пребывания, возможно, постановлением Правительства РФ может быть ограничен.

Процесс исключения из СЭЗ Крыма и Севастополя — аннулирование договора

Резиденты СЭЗ могут перестать быть участниками по ряду причин:

  • Срок действия договора, на который он был заключен, подошел к концу.
  • По обоюдному согласию сторон договор был расторгнут.
  • По причине прекращения предпринимательской деятельности. К данному пункту относится исключение физлица из единого госреестра ИП, реорганизация юрлица или его полная ликвидация.

Лишение статуса участника СЭЗ в судебном порядке

Договор об условиях деятельности в СЭЗ, в процессе проверок может прекратить свое существование, и если выявляется ряд нарушений, то он расторгается. Но лишить статуса участника СЭЗ принудительно на основании выявленных нарушений может лишь суд, поэтому в Крыму законодательные органы власти вправе потребовать расторжение договора в суде в том случае, если контролирующий орган, анализируя выполнение резидентом договорных обязательств, зафиксировал такие случаи:

  1. В ходе проверок был выявлено несоответствие объема фактических капитальных вложений с теми, которые были прописаны в условиях договора об участии в СЭЗ. Также если были зафиксированы случаи нарушения графика (изменение), согласно которому должны осуществляться годовые капитальные вложения. Это касается первых трех лет реализации намеченных инвестиционных проектов.
  2. В случаях, когда резидент занимается на территории СЭЗ видами деятельности, которые не были прописаны в соответствующем договоре.
  3. Выявлены нарушения других условий в отношении реализации инвестиционной декларации, регламентированных договором об участии в СЭЗ.
  4. В ходе проверки было установлено, что предприниматель поменял цели инвестиционного проекта.

Как оспариваются решения о лишении статуса участника СЭЗ Крыма и Севастополя

Гендиректор компании «Правовые технологии» Дмитриченко А. пояснила вопросы, связанные с судебными разбирательствами: « Если договор об условиях деятельности в СЭЗ расторгается на основании судебного решения, то резидент будет исключен из единого реестра.

Если участник не согласен с его решением, то он имеет право оспаривать решение в Арбитражном суде г. Севастополя или соответствующих инстанциях Республики Крым. На основании ст. 41 части 1 Арбитражного процессуального кодекса РФ, резидент СЭЗ наделен правом представлять доказательства, приводить собственные обоснования по всем вопросам, которые вынесены на повестку. Он также имеет право обжаловать акты судебных заседаний, и отстаивать собственные интересы посредством допустимых процессуальной процедурой способов».

Это важно знать: следует заострить внимание, что предпринимательская деятельность в крымской СЭЗ имеет ряд ограничений, и не может осуществляться с целью разведки и добычи полезных ископаемых, не должна быть связана с пользованием недрами земли, разработками континентального шлейфа РФ. Подготовлено по материалам информационного агентства КрымБизнесКонсалтинг