Оглавление:

Особенности выкупа земельного участка из аренды в собственность в 2018 году

Часто у граждан или предпринимателей, которые арендуют земельные участки, возникает необходимость оформления такого надела в собственность. Однако не все люди знают, как правильно и грамотно провести данную процедуру.

Рассмотрим специфику и особенности выкупа земельного участка из аренды в собственность в 2018 году, какие необходимы для этого документы и в какие инстанции можно обращаться.

Основные моменты

Большинство граждан и юридических лиц не имеют возможности сразу приобрести участок земли для пользования или предпринимательской деятельности.

Но со временем, когда появляется финансовая возможность, граждане предпочитают оформить земельный надел, который пребывает в аренде, в частную собственность.

Рассмотрим, как действовать в таком случае, какие моменты и условия должны быть соблюдены, а также правила составления сделки выкупа земли.

Что нужно знать

Выкуп земельного участка из аренды в собственность у администрации представляет собой выполнение определенных юридических процедур, которые приводят к передаче прав собственности от нынешнего хозяина к гражданину, который оформляет выкуп участка.

Выкуп земли из аренды предполагает некоторые особенности процедуры, которые мы рассмотрим ниже.

Изменения в законодательстве, принятые с 2018 года, включили множество аспектов, которые предполагают требования к оформлению и регистрации перехода права собственности на участок.

Основные изменения коснулись дальнейшего выкупа земли у муниципального органа или государства.

Цена выкупа земли в собственность в 2018 году рассчитывается как процент не от рыночной цены, а от кадастровой стоимости, которая немного ниже рыночной цены.

Данное изменение касается земель для сельскохозяйственного производства, которые переданы в аренду, при соответствии некоторым условиям:

В некоторых регионах, после 10-15 лет аренды, стоимость, которую необходимо заплатить за выкуп земли в собственность, значительно снижается или вовсе земля передается бесплатно.

У кого есть право

Право физических и юридических лиц на выкуп арендованного участка регулируются Гражданским и Земельным кодексом РФ, а также федеральными законодательными актами. Своим правом выкупа может воспользоваться каждый гражданин или предприниматель.

Данный процесс подразумевает переход участка в частное владение за указанную плату, размер которого устанавливается законодательными актами.

В определенных ситуациях рассматривается оплата в рассрочку, которая растягивается на несколько лет.

Арендатор может приобрести арендованную землю в собственность при соблюдении следующих условий:

  • если в договоре аренды разрешена данная процедура выкупа;
  • на земле возведено строение арендатора.

Прежде чем выкупить землю, необходимо провести оформление недвижимости в собственность:

  • обратиться в БТИ и получить техпаспорт строения;
  • сформировать план постройки на основании техпаспорта;
  • зарегистрировать строение в госкадастре;
  • провести государственную регистрацию права собственности.

После официальной регистрации строения необходимо обратиться в местную администрацию для оформления выкупа расположенного под ним участка.

Нормативное регулирование

С 1 января 2018 года вступил в действие новый Федеральный закон РФ №251-ФЗ, которым указана необходимость проведения государственной регистрации участка в ЕГРП.

Если граждане не успеют своевременно занести участок в реестр, такие земли могут перейти в категорию муниципальных и их могут реализовать.

В соответствии с данным законом, если с даты занесения надела в кадастр прошло пять лет и его владелец не внес его в ЕГРП, тогда он снимается с учета в государственном кадастре.

После этого земля переходит в собственность муниципального органа власти. Выкуп земельного участка из аренды в собственность осуществляется на основании Земельного и Гражданского Кодекса.

Минимальная цена выкупа у государства земли составит 2,5% от ее кадастровой стоимости

Правительство РФ утвердило правила определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов. По общему правилу их цена будет устанавливаться в размере кадастровой стоимости, но в некоторых случаях приобрести их можно будет на льготных условиях.

Постановление Правительства РФ от 26.03.2015 № 279 «Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов» вступает в силу 7 апреля 2015 г.

Случаи продажи земельных участков без проведения торгов установлены п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. В частности, без торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, их собственникам или земельных участков образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации и т.д.

Постановлением Правительства РФ от 26.03.2015 № 279 установлено общее правило, что цена земельного участка при выкупе его из федеральной собственности определяется в размере его кадастровой стоимости. Однако некоторые земельные участки, находя­щиеся в федеральной собственности, можно будет выкупить у государства дешевле.

Цена земельного участка составит 60% от кадастровой стоимости при его продаже, если этот участок был предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, гражданину, являющемуся собственником здания или сооружения, возведенных в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и расположенных на нем.

Юридические лица также имеют право выкупить земельный участок у государства за 60% от его кадастровой стоимости в случае, если в их собственности есть здание или сооружение, которое расположено на этом участке и является объектом федерального или регионального значения.

Самая минимальная цена выкупа земли из федеральной собственности составляет 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка. И определяется она для участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой организации (подп. 4 ст. 39.3 ЗК РФ). Эта же цена устанавливается и для земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства и относящегося к имуществу общего пользования, указанного юридического лица (подп. 5 ст. 39.3 ЗК РФ).

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Как выкупить земельный участок

Перед вами возникла необходимость выкупить земельный участок, и к такому шагу необходимо грамотно подготовиться, ведь все, что связано с покупкой и продажей земли – не так просто. Есть несколько моментов, которые необходимо знать каждому будущему обладателю участка.

Куда обратиться?

Обращаться необходимо в уполномоченный на распоряжение участком орган государственной власти или орган местного самоуправления. В отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации таким органом является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) или его территориальные органы. В Москве это Департамент земельных ресурсов города Москвы.

Какие нужны документы?

При подаче документов вам нужно написать заявление о приобретении прав на земельный участок по установленной форме. К заявлению прилагаются следующие документы:

  • копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
  • выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
  • выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
  • копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
  • кадастровый паспорт земельного участка;
  • копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Дополнительных документов, за исключением предусмотренных указанным перечнем случаем, требовать от вас не вправе. Если же вы желаете приобрести участок, например, вместе с другими собственниками помещений в здании, расположенном на этом участке, то необходимо сделать совместное обращение с соответствующим заявлением к уполномоченному органу.

Как произвести кадастровый учет – получить кадастровый паспорт?

Для совершения выкупа необходимо, чтобы участок был сформирован как объект и зарегистрирован в государственном кадастре недвижимости. Если с этим проблемы – участок не внесен в государственный кадастровый учет или же в кадастре о нем нет сведений, в таком случае местные власти за месяц должны утвердить и выдать схему расположения участка на кадастровом плане или кадастровой карте. Это производится либо после вашего заявления, либо после обращения исполнительного органа государственной власти. Выполнение кадастровых и геодезических работ производится за счет заявителя. Их стоимость зависит от размеров участка.

Сколько ждать ответа?

Принять решение относительно вашего заявления должны в течении месяца. Еще месяц с даты принятия решения уполномоченный на распоряжение земельным участком орган власти осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его вам с предложением о заключении договора. При этом, бывает, что сроки выкупа земельных участков растягиваются, это связано обычно с тем, что участки были сформированы с неточностями, здесь уже надо разбираться с геодезическими документами. Право собственности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является договор купли-продажи недвижимого имущества, а также передаточный акт или акт приема-передачи имущества. Надо также помнить, что оформление сделок купли-продажи государственного и муниципального имущества регулируется положениями статьи 32 Земельного кодекса РФ.

Читайте так же:  Матвеенко дмитрий адвокат

Есть ли льготы по выкупу земельного участка?

Есть. До 1 января 2012 года для некоторых граждан и юридических лиц предусмотрены особые цены выкупа участков. Они распространяются на :

  • коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
  • коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
  • граждан и некоммерческих организаций, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

Все вышеперечисленные лица и организации могут выкупить участок по цене в пределах 20% кадастровой стоимости участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек и 2,5% кадастровой стоимости участка, расположенного в иной местности. Однако, с 1 января 2012 года выкуп земельных участков собственниками находящейся на них недвижимости, а также переоформление в собственность права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком будет осуществляться по 100% кадастровой стоимости

Как устанавливается кадастровая стоимость участка?

Для того, чтобы установить кадастровую стоимость земельного участка, проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). При определении рыночной стоимости участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Сколько стоит выкуп без льгот?

Если вы не попадаете в льготные категории, то придется приобретать участок по цене, устанавливаемой тем или иным – зависит от места — субъектом Российской Федерации. В населенных пунктах с численностью населения свыше 3 миллионов человек — в размере от пяти до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (в Москве и Санкт-Петербурге – за 45% кадастровой стоимости участка). Чем меньше численность населения, тем больше снижается стоимость.

В каком случае выкупить участок нельзя?

Существуют некоторые законодательные ограничения в отношении выкупа земельных участков. Земельным кодексом предусмотрены случаи запрета передачи земли в частную собственность. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного Кодекса Российской Федерации не предоставляются в частную собственность земли, ограниченные в обороте и земли, чье отчуждение запрещено. Также невозможно приобрести в собственность земельный участок, если недвижимость находится в водоохранной зоне. Также ограничивает права на землю при приватизации беститульное владение земельными участками. Многие собственники недвижимости не имеют прав на расположенные под ними земельные участки, при так называемом фактическом пользовании земельным участком. В этом случае закон предусматривает возможность покупки или аренды собственниками зданий расположенных под ними земельных участков.

Что такое сервитут?

Сервитут – это ограничение права собственника, приобретающего в собственность земельный участок, находящийся в государственной собственности, право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут сохраняется в случае перехода права собственности на имущество к другому лицу.

Увеличен срок выкупа земельных участков на льготных условиях

Компания «Пепеляев Групп» сообщает, что согласно Федеральному закону № 427-ФЗ от 12 декабря 2011 г. «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», был продлен срок выкупа на льготных условиях из государственной и муниципальной собственности земельных участков, собственниками расположенных на них объектов недвижимости, продлен срок предоставления лесных участков без проведения кадастрового учета и пр.

1. Увеличен срок выкупа земельных участков на льготных условиях

Увеличен срок действия специальных (льготных) условий выкупа земельных участков из государственной и муниципальной собственности на шесть месяцев с 1 января 2012 года до 1 июля 2012 года.

2. Собственники объектов незавершенного строительства могут получить земельные участки в аренду без проведения торгов

Собственник объекта незавершенного строительства, права которого зарегистрированы до 1 января 2012 года, вправе приобрести без проведения торгов право аренды на земельный участок, расположенный под таким объектом и находящийся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий, сооружений.

3. Срок предоставления лесных участков без проведения кадастрового учета увеличен на три года

Предусматривается увеличение срока предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета с 1 января 2012 г. до 1 января 2015 г.

План лесного участка в составе земель лесного фонда будет признаваться юридически действительным, если он выдан до 1 января 2015 года. Ранее такие планы признавались юридически действительными, если были выданы до 1 января 2012 г.

Возможности и риски

Компании, по каким-либо причинам до сих пор не выкупившие земельные участки под принадлежащими им зданиями на льготных условиях, могут осуществить такой выкуп до 1 июля 2012 года.

Помощь консультанта

Специалисты компании Пепеляев Групп помогут провести оценку правовых рисков возможности выкупа земельных участков по льготным ценам из государственной и муниципальной собственности, окажут необходимое содействие по оформлению и подготовке документов для выкупа земель. А также проконсультируют по любым вопросам, касающимся аренды/купли-продажи земли и недвижимости, строительства объектов коммерческой направленности, разрешительной документации и др. вопросам.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

в Москве – к Алексею Коневскому, Руководителю практики земельного права, недвижимости и строительства, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail

В Санкт-Петербурге – к Юрию Халимовскому, Старшему юристу практики земельного права, недвижимости и строительства (СПб), по тел.: (812) 640-60-10 либо по e-mail

Цена выкупа земельных участков в Москве и Московской области

Цена выкупа земельного участка либо цена аренды является регулируемой и определяется нормативным актом субъекта Федерации либо органа местного самоуправления.

Ниже рассмотрен порядок определения выкупной цены земельного участка для Москвы и Московской области.

По общему правилу, в городе Москве земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, а также участки, предоставляемые в собственность в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования , предоставляются в собственность за сто процентов от кадастровой стоимости участка.

Выкуп земельных участков

Федеральное законодательство устанавливает следующие льготные режимы определения выкупной цены.

В случае если собственником объекта капитального строительства в период с 29.10.2001г. и до 01.07.2012г. был заключен договор аренды земельного участка в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования, ранее существовавшего в отношении данного участка, то он вправе выкупить этот участок по льготной цене.

Кроме того, в случае если перечисленные выше условия были соблюдены, но впоследствии из арендованного земельного участка были образованы новые участки (в результате раздела, перераспределения, выдела и др.), то собственники объектов капитального строительства, расположенных на образованных земельных участках, также сохраняют право на выкуп данных участков по льготной цене.

Размер льготной выкупной цены варьируется в зависимости от отнесения собственника объекта недвижимости к одной из двух льготных категорий лиц.

1) К первой категории относятся:

  • коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
  • коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
  • граждане и некоммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу ЗК РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

Указанные выше лица вправе выкупить земельный участок по цене, равной 20 % его кадастровой стоимости для Москвы и Санкт-Петербурга и не превышающей 2,5 % его кадастровой стоимости для иной местности.

При этом, в г. Москве и г. Санкт-Петербурге одновременно с выкупом земельного участка данной категорией землепользователей, имеющей право на выкуп участка по льготной цене, уполномоченным органом, осуществляющим отчуждение участка, устанавливается запрет на строительство , реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке.

Указанный запрет означает, что лица, приобретшие в г. Москве и г. Санкт-Петербурге земельные участки по льготным ценам, не смогут осуществлять строительство новых и реконструкцию уже возведенных зданий до тех пор, пока уполномоченным органом власти не будет принято решение о снятии запрета.

По общему правилу, из которого существуют исключения, запрет на строительство реконструкцию подлежит снятию за плату в размере 80 % кадастровой стоимости земельного участка, определяемой исходя из разрешенного использования необходимого под строительство.

2) Ко второй льготной категории относятся: собственники прочих зданий, строений и сооружений, которые вправе выкупить земельные участки по следующим ценам:

  • в Москве и Санкт-Петербурге – за 45 % кадастровой стоимости участка;
  • в населенных пунктах с численностью населения от 500 000 человек – по цене от 5 до 17-ти кратной ставки земельного налога, что соответствует 7,5 и 25,5 % кадастровой стоимости участка (предположим, что цена выкупа, которая подлежит определению уполномоченным органом власти субъекта Федерации, будет установлена по максимальной ценовой планке);
  • в населенных пунктах с населением до 500 000 человек, а также вне пределов населенных пунктов от 3-х до 10-ти кратной ставки земельного налога, что соответствует 4,5 и 15 % кадастровой стоимости земельного участка.

При этом запрет на строительство и реконструкцию, о котором шла речь выше, не распространяется на земельные участки, расположенные в Москве и Санкт-Петербурге, выкупаемые за 45 процентов их кадастровой стоимости, а также на все земельные участки, расположенные в иной местности.

Московская область

Законодательством Московской области установлена следующая выкупная цена земельных участков:

1) три процента от кадастровой стоимости земельного участка:

  • для земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства;
  • для земель вне зависимости от их категории, с разрешенным использованием для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (индивидуального гаражного строительства).

2) пятнадцать процентов от кадастровой стоимости земельного участка:

  • для всех земельных участков, которые не перечислены выше.

Указанные выше правила не распространяются на специальные случаи сохранения права на льготный выкуп земельных участков, описанные выше применительно к Москве.

Читайте так же:  Патент ип аренда недвижимости

Федеральные земли

Если земельный участок расположен в Москве или Московской области, но принадлежит на праве собственности Российской Федерации, его продажа без проведения торгов собственникам расположенных на участке объектов недвижимости осуществляется по цене 100 процентов от кадастровой стоимости за исключением следующих случаев, когда применяется ставка выкупа, равная 60 процентам от кадастровой стоимости:

а) продажа земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, гражданину, являющемуся собственником здания или сооружения, возведенных в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и расположенных на приобретаемом земельном участке;

б) продажа земельного участка, предоставленного юридическому лицу — собственнику здания или сооружения, являющихся объектами федерального или регионального значения и расположенных на приобретаемом земельном участке.

К федеральным землям также применяются общие льготные ставки, описанные выше применительно к Москве.

Правовой центр «Два М» оказывает юридические услуги по вопросам предоставления земельных участков в аренду либо в собственность, в том числе:

  • проводит правовую экспертизу наличия оснований для предоставления участков без проведения торгов;
  • обеспечивает юридическое сопровождение процедуры оформления прав на земельные участки со стадии формирования земельного участка до его предоставления в собственность (аренду);
  • осуществляет правовое сопровождение участия заказчиков в проведении земельных аукционов и оспаривания их результатов;
  • оказывает услуги по представлению интересов в судах по спорам, вытекающих из оформления прав на земельные участки без проведения торгов.

Льготы по выкупу земель

Сохраненный поиск

Удалить объявление

Удалить объявление

Земельный участок является выгодным активом. Чтобы свободно распоряжаться купленной землей, собственник должен оформить все бумаги и приватизировать земельный участок.

Интересной особенностью данного актива является то, что есть возможность вернуть часть затраченных денег от государства уже после покупки. Данной статьей мы рассмотрим, что нужно сделать собственнику, чтобы получить льготный вычет и вернуть в семейный бюджет несколько сотен тысяч рублей.

Можно ли сэкономить при приватизации земли?

Приватизация земли велась довольно активно вплоть до 2012 года. Сегодня, активность собственников заметно упала, это связано с тем, что цены на приобретение земли в собственность стали менее лояльными.

Государство принимает меры по стимулированию. На данный момент, для приватизации и приобретения отдельных земельных участков, действуют льготы в виде налогового вычета. Изменения в законодательстве регламентированы Налоговым кодексом и ведомственными нормативно-правовыми актами.

Чтобы приватизировать земельный участок, который находится в муниципальной или государственной собственности, необходимо подать соответствующее заявление в местную администрацию.

Чтобы оформить право собственности на землю, выделенный участок должен иметь назначение под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). На нем уже может находиться построенный дом, коттедж или дача. Приватизация земли проводится в том случае, если собран полный пакет необходимых документов и получено одобрение.

Выкуп участка. Какие льготы можно получить?

Сумма налогового вычета, который может получить собственник:

  • 2 млн. руб, если собственник покупает участок и строит на нем дом;
  • 3 млн. руб, при возврате средств, в счет уплату процентов по ипотечному кредиту.

Данные цифры, увы, не означают сколько вам вернут денег, а являются лишь базой для расчета, которая затем умножается на ставку подоходного налога (13%). Скажем, если участок стоил 1,5 млн. руб, то государство вам вернет:

1.500.000 * 13% = 195.000 руб

Если земля стоила по договору больше 2 млн. руб, скажем 3 миллиона, то денежная компенсация будет ограничена исходя из максимальной базы:

2.000.000 * 13% = 260.000 руб

То есть, фактически, данная льгота является возвратом выплаченных ранее государству средств в виде налогов с вашей зарплаты.

Кто может получить налоговые льготы?

Данную компенсацию на покупку участка могут получить физические лица, которые регулярно оплачивают подоходный налог и официально трудоустроены. Следовательно, безработные, индивидуальные предприниматели (ИП) и юридические лица не могут воспользоваться данным преимуществом.

Следует отметить, что физическое лицо может лишь один раз воспользоваться предоставляемыми льготами.

Чтобы получить льготы при покупке и получении в собственность земельного участка, необходимо удостовериться в том, что:

  1. построенный на участке дом является жилым и на него оформлено право собственности;
  2. земельный участок под домом имеет соответствующее назначение;
  3. собственник имеет право на компенсацию за строительство жилого дома.

Можно компенсировать от государства расходы на проценты по кредиту, если земля приобреталась в ипотеку. В данном случае, выплаты проходят ежемесячно, по мере его погашения. А максимальная сумма компенсации возрастает до 5 млн. руб.

Какие есть ограничения?

  • Правом на вычет не могут воспользоваться лица, которые приобретают земельный участок за чужие средства или в чужих интересах;
  • В выплатах будет также отказано, в случае использования материнского капитала и сделках между родственниками;
  • В этот список попадают лица, которые пользуются жилищными сертификатами, военнослужащие и выпускники детских домов;
  • В случае если участок покупает одно из лиц, состоящих в браке, супруг уже не имеет права на вычет в будущем. Хотя, теоретически, компенсации могут получить и оба супруга, если их брак гражданский, и официально не зарегистрирован.

При проверке документов, все эти факты проверяются налоговой инспекцией.

Льготы на приобретение земли для пенсионеров

Пенсионеры также получают налоговые льготы, при приобретении земельного участка в собственность. Если на нем расположен жилой дом, то лицо получает право распоряжаться частью участка, на которой расположено строение. В этом случае, покупателю полностью переходят права предыдущего владельца.

В отдельных случаях, возможно перевести арендуемую у муниципалитета землю в собственность. Порядок перехода прав на участки в каждом случае определяется индивидуально.

После приватизации дома и земельного участка, у собственника появляется право продавать, дарить или передавать имущество по наследству. 15 статьей Земельного кодекса определен перечень объектов, которые не могут передаваться в частную собственность.

Льготы для отдельных категорий граждан

В Российской Федерации, налоговый вычет при приобретении в собственность земельного участка, могут получить такие категории граждан, как ветераны труда и Великой Отечественной войны. К этому списку также можно отнести почетных граждан, кавалеров орденов и государственных наград.

Какие документы понадобятся?

Заявление на получение налогового вычета подается по месту прописки. Получить возврат средств можно в налоговый период, следующий за приобретением участка в собственность, непосредственно после получения документов, удостоверяющих это право.

В перечень обязательных к предоставлению бумаг относят:

  1. справка 2-НДФЛ, которую нужно взять по месту работы;
  2. форма 3-НДФЛ (налоговая декларация);
  3. копии документов, удостоверяющих личность;
  4. правоустанавливающие документы на земельный участок;
  5. документы, подтверждающие право собственности на жилое строение;
  6. копия свидетельства о браке;
  7. копия свидетельства о рождении ребенка (если в семье есть дети)
  8. написанное от руки заявление, с просьбой предоставить вычет.

В заявлении обязательно указывается полный адрес объекта и список предоставленных на рассмотрение документов.

Актуальные требования законодательства

В соответствии с последними изменениями в законодательстве о получении налоговых льгот при покупке земельного участка, получить возврат могут лица, которые облагаются подоходным налогом по ставке в 13%. При ставке в 15, 30 или 35% налоговая инспекция даст отказ.

Льготы также предоставляются неработающим пенсионерам, которые получают страховую пенсию или пенсионные выплаты по инвалидности.

Стоит отметить, что в случае невозможности получения полной компенсации на протяжении текущего налогового периода, часть выплат может переноситься на следующий год.

В случае, если на приобретение земельного участка привлекался кредит в виде рассрочки, то такая рассрочка должна выдаваться сроком не более, чем на год.

Что нужно для получения быстрой компенсации от государства?

Гарантией более быстрого рассмотрения вашего заявления будет предоставление полного пакета документов, в которых все оформлено правильно. Особое внимание следует обратить на правоустанавливающие документы. Сроки предоставления льгот зависят также от того, насколько быстро вы сможете приватизировать землю.

Во время строительства дома, на выделенном земельном участке под застройку, необходимо собирать все документы и платежки. Вы сможете возместить некоторые затраты в виде налогового вычета.

Конечно, в каждом случае процедура компенсации может отличаться. Если вас интересует вопрос, можете ли вы обратиться за предоставлением льгот, проконсультируйтесь с сотрудником налоговой инспекции.

Подводные камни при оформлении документов

  1. Старайтесь на затягивать с подачей заявления и не откладывать это под конец года. Учитывайте, что помимо основного пакета документов, сотрудники налоговой, для проверки, могут затребовать дополнительные сведения;
  2. Во время приватизации, некоторое время уйдет на проверку объекта и законности проведения операции;
  3. Старайтесь заблаговременно выявить возможные несоответствия и недостачу в документах, и устранить их до обнаружения налоговой, чтобы не получить отказ.

К примеру, для приватизации земельного участка под индивидуальное строительство, требуется определение границ и проведение процедуры межевания. Для этого нужно пригласить на участок кадастрового инженера, который вынесет соответствующее заключение.

Право собственности на земельный участок также можно зарегистрировать на основании имеющихся на руках документов, предоставляющих право бессрочного пользования земельным участком от муниципальных органов.

Если до 2001 года вам на руки было выдано свидетельство о бессрочном пользовании на загородный участок, вы можете обратиться в органы местного самоуправления для получения документов на право собственности.

Чтобы эффективно действовать в вопросах предоставления налоговых и прочих льгот от государства, обратитесь к профильному юристу, который ознакомит вас с самыми актуальными нововведениями в законодательстве по вашему вопросу. Оформляя документы, заручившись поддержкой профессионала, вы избавите себя от головной боли и получите выплату намного быстрее.

Вам понравилась статья?

Вступайте в наше сообщество ВК, где мы рассказываем о всех нюансах загородной жизни и недвижимости.

Земля на семи справках

Прошло уже более чем полтора месяца, как вступил в силу 30 октября 2007 года закон, устанавливающий порядок выкупа земли под приватизированными предприятиями. Напомним, что решающую роль в принятии этого закона сыграл президент России Владимир Путин. Именно он поставил точку в вопросе, по какой цене и в какие сроки предприниматели должны выкупить или взять в аренду земельные участки под фабриками и заводами.

Данный вопрос стоял на повестке дня с 2001 года, когда был принят новый Земельный кодекс. Согласно кодексу, все предприятия, владеющие землей на правах «бессрочного пользования», должны были до 1 января 2004 года выкупить ее или взять в аренду. Однако цена выкупа оказалась для многих предприятий, владеющих значительной площадью земли, слишком высока. Чтобы выкупить все земли под предприятиями, по различным оценкам, промышленникам пришлось бы заплатить 60-100 миллиардов долларов. Бизнес оказался к этому не готов. Начались активные споры, по какой цене выкупать землю. В результате срок прекращения бессрочного пользования землей был перенесен вначале до 1 января 2006 года, а затем до 2008 года.

Чиновники описали несколько вариантов снижения цены на землю, которые не устраивали то московское правительство, то предпринимателей, то самих чиновников. Минэкономразвития предлагало 5 процентов от ее кадастровой стоимости, кроме Москвы и Санкт-Петербурга — 20 процентов, а ставка аренды — на уровне 3 процентов в год, бизнес просил 1-2 процента. Не известно, сколько бы это продолжалось, не вмешайся в дело президент, который неожиданно поддержал крупный бизнес и попросил правительство пойти навстречу предпринимателям. После чего было найдено компромиссное решение в 2,5 процента.

Читайте так же:  Приказ о бесплодии

Но похоже, что «президентский» закон для местных властей вышел дышлом. В редакцию начали поступать письма предпринимателей, больше похожие на крики отчаяния, в которых говорится, что при обращении в муниципалитеты с просьбой оформить земельные участки в собственность или аренду местная власть отказывает в льготных условиях. Предлагая оформить предпринимателям землю по 100-процентной кадастровой стоимости. С арендой еще «веселей»: многие уже получили уведомления, что с Нового года она будет повышена на 30 процентов. При этом местная администрация не стесняется в качестве мотивации своего отказа говорить, что федеральный закон для нас не указ. Вот областная Дума даст нам распоряжения, тогда мы посмотрим, по какой цене вам землю и аренду оформлять. Интересно, с каких это пор у нас областная Дума стоит выше президента?

Бизнес очень обеспокоен данной ситуацией. Ведь закон дает возможность переоформить землю за 2,5 процента или аренду — 2 процента только до 2010 года. А как известно, сегодня в среднем на оформление небольшого дачного участка земли у граждан уходит от 3 до 6 месяцев. Так граждане оформляют землю по упрощенной процедуре. У бизнеса же такой процедуры нет, да и количество земли обычно измеряется не сотками, а гектарами.

Уже пошли разговоры, что закон номинальный и действует только на бумаге. Чтобы прояснить ситуацию с нормами закона, а также получить ответ, что же делать предпринимателям в случае отказа в оформлении земли или аренды, мы обратились к непосредственному разработчику данного закона — минэкономразвития.

Нашим консультантом стал заместитель директора департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования Минэкономразвития РФ Андрей ИВАКИН.

— Андрей Иванович, что делать предпринимателям, если им отказывают в оформлении земли или аренды?

— Прежде всего требовать, чтобы отказ был в письменном виде. Это право предпринимателям дает закон. Органы власти не могут промолчать или сказать устно, что мы не собираемся оформлять вам землю в собственность или аренду, на это должны быть веские основания, перечень которых установлен законом.

Далее если на местах не исполняется закон, то единственный и, наверное, самый действенный метод — это массовое обращение в суды. Бизнес должен активно себя защищать и использовать судебную систему. К сожалению, сегодня мы не имеем практики применения закона, потому что он только вступил в силу. А это значит, что пока не известно, есть ли неточности в законе, которыми пользуются чиновники, или это прямое его нарушение.

— Но ведь судебный процесс — это дело долгое. Некоторые дела у нас могут рассматриваться несколько лет. А льготная цена выкупа будет действовать всего два года. Что же делать?

— Да, судебный процесс — это длительное время, но если суд признает, что отказ был необоснованным или были какие-то нарушения закона и произойдет это, допустим, в 2011 году, это не страшно. Суд все равно обяжет осуществить сделку по старой цене, которая была на момент подачи обращения в суд. Поэтому сроки судебного рассмотрения не являются основной проблемой.

— А что, по вашему мнению, сегодня является проблемой при оформлении земли под приватизированными предприятиями?

— Трудно говорить о проблемах, пока у нас нет сведений, какие отказы и на каком основании сегодня существуют. Есть отдельные примеры. В некоторых случаях органы власти не знают, как правильно трактовать нормы закона. В частности, к нам в министерство пришло письмо одной из региональных администраций, в котором авторы уверяют нас, что льготная цена в 2,5 процента существует исключительно для тех, кто непосредственно приватизировал у государства недвижимость. Если же она переходила из рук в руки, то конечный покупатель недвижимости такую льготу не получает.

Хочу отметить, что это неправильное понимание данной нормы. В свое время мы специально убирали все связки с конечным приобретателем недвижимости и приватизацией. В законе четко прописано, что если недвижимость когда-то находилась в государственной или муниципальной собственности, а затем была приватизирована, ее вправе выкупить организация, которая является собственником недвижимости на сегодняшний день. Не важно, сколько было сделок с этой недвижимостью после приватизации. Мы, в свою очередь, готовы направлять письменные разъяснения. Надеемся, что они помогут предпринимателям при оформлении земли.

— Ну хорошо, сказали предприниматели: выкупить землю мы не можем, тогда пересчитайте нам аренду по 2 процента, как положено по закону. Но и здесь был получен отказ.

— Что касается аренды, да, действительно, в настоящий момент здесь есть проблема. Дело все в том, что закон обратной силы не имеет. Он не распространяется на ранее возникшие правоотношения. Поэтому требовать перерасчета арендной платы по ранее заключенным договорам нельзя.

Закон обязывает при переоформлении заключать договор аренды на 49 лет, если иной срок не потребует заявитель, а аренда ограничивается 2 процентами. Все эти нормы касаются случаев, когда заявитель переоформляет свое право после вступления в силу соответствующих ограничительных норм, то есть с 1 ноября 2007 года.

— А те, кто переоформлял землю раньше, на них распространяются эти два правила?

— Получается, что нет. Нормы про 49 лет и 2 процента их не касаются. Я считаю, что это неправильно. Получается парадоксальная ситуация. Те законопослушные предприятия, которые переоформили свое право пользования на право аренды в установленные законом сроки, оказываются в гораздо худшем положении, чем те, которые делают это сегодня. Думаю, что две эти нормы про 49 лет и 2 процента должны касаться любой аренды государственной или муниципальной земли, если на ней есть частная приватизированная недвижимость. Конечно, в этом вопросе могут возникнуть сложности. Ведь если государство уже заключило договор на 49 лет, а там ставка не два процента, а, например, 10 процентов или там указана рыночная стоимость, то получается, что по закону мы заставляем изменить условия аренды, тем самым нарушая положения арендодателя в лице муниципалитета, субъекта или Российской Федерации. Это тоже может вызвать негативную реакцию. Закон не должен ухудшать положение участников правоотношений, которые возникли раньше, до принятия закона.

— Бизнес по новому закону получил ограничения на льготный выкуп своей земли или аренды до 2010 года. Кроме того, после установленного срока за нарушение установленных законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного бессрочного пользования земельными участками предусматриваются наказания в виде штрафных санкций.

А какая ответственность есть у чиновников, которые саботируют закон?

— Сроки рассмотрения заявки тоже регламентированы и прописаны законом. Если чиновник их нарушает и нарушает закон, надо, как я уже говорил, обращаться в суд.

— Сегодня при подаче заявления о приобретении прав на земельный участок чиновники требуют разнообразные справки. Мы знаем, что минэкономразвития своим приказом утвердило перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. Этого перечня будет достаточно для чиновников и смогут ли они требовать другие документы?

— Здесь есть один очень сложный вопрос. Дело все в том, что закон говорит о том, что критерием, по которому принимается решение о выкупе по той или иной цене, является факт приватизации недвижимости государственной или муниципальной собственности. И написать закрытый перечень, который подтверждает факт приватизации, на сегодняшний день нельзя.

Подтвердить собственность на недвижимое имущество очень просто — достаточно принести свидетельство о регистрации права, а вот закрытого перечня документов, который подтверждает факт приватизации, не существует. Это может быть и договор о продаже имущества между государством и каким-то лицом, может быть план приватизации. Возможна ситуация, когда покупатель через 10 или 20 лет после приватизации не имеет этих документов.

— Что же делать и где искать таким собственникам документы?

— Собственник должен идти в муниципалитет, а если это была федеральная приватизация, то в Росимущество, и искать в архивах эти документы. Вообще, мне кажется, что такие документы должна предоставлять Росрегистрация, потому что она, регистрируя каждый раз переход права, фиксирует бывшего собственника. Если в какой-то момент бывшим собственником было государство, Росрегистрация обязана выдать документы, конечно, если они у нее есть.

Встречаются планы приватизации, в которых нет пообъектного перечня. Встречаются и случаи, когда при приватизации больших имущественных комплексов в план приватизации забыли включить тот или иной объект недвижимости. Тоже возникает проблема, как доказать, что на данном участке находилась приватизированная недвижимость. Сам по себе критерий достаточно сложный для правоприменительной практики.

Это одна проблема. Вторая проблема не касается перечня и данного закона, а касается случаев, когда у собственника здания отсутствует описание местоположения границ земельного участка. Другими словами, у него может быть некий правоустанавливающий документ, где ясно не указаны ни площадь земельного участка, ни его местоположение. Сразу возникает вопрос: «А на приватизацию, собственно говоря, какого участка у него возникает право»?

Нам известна практика в некоторых регионах, когда власти предлагают выкупить по льготной цене участок под подошвой здания, а остальное купить по рыночной.

— Что делать, если границы не определены?

— Если границы не определены, значит, их надо сформировать. Формируют участки органы власти. И здесь, конечно, не все так просто.

В частности, возникает вопрос, а сколько метров должно быть от здания до границы участка, каков размер прилегающей территории и так далее. Есть так называемые строительные СНИПы, но они не дают строго формализованных правил. Пока, к сожалению, при проектировании границ участка можно встретить достаточно субъективный подход. Более-менее прозрачная схема прописана в Градостроительном кодексе, в соответствии с которой должна быть утверждена документация по планировке территории, проект межевания, градостроительные регламенты.

— Куда должны обращаться с заявлением предприниматели?

— Сбор документов предполагает обращение в разные органы власти. Подробно вся процедура прописана в 36-й статье закона. Сложность в данном вопросе может возникнуть лишь в определении собственника, с которым необходимо заключить договор. А возможных собственников у нас три — РФ, субъект Федерации и муниципалитет. Если участок находится в неразграниченной собственности, то договор заключает муниципалитет.

Сведения о правах собственности содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Если же данных в реестре об участке нет, то, как правило, собственность на него не разграничена.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, опубликован в «Российской газете» 15 декабря 2007 г.