Налог на имущество с 201

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Представить себе бюджетное учреждение, не имеющее на балансе основных средств, довольно трудно. А раз есть основные средства, то бюджетное учреждение в общем порядке признается плательщиком налога на имущество организаций.
Так как величина этого налога сказывается на размере субсидии, выделяемой бюджетному учреждению на выполнение государственного задания, то понятно, насколько важным представляется правильность расчета указанного налогового обязательства. С порядком исчисления и уплаты налога на имущество организаций в бюджетном учреждении Вы ознакомитесь, прочитав данную статью.

Правовое положение бюджетных учреждений регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Финансово-хозяйственная деятельность ведется бюджетным учреждением на основании Плана, составленного в соответствии с Требованиями к Плану финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными Приказом Минфина России от 28.07.2010 г. N 81н, на что указывает как статья 32 Закона N 7-ФЗ.

Как известно, имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (пункт 9 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ). Причем оно осуществляется с учетом расходов:
— на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет выделенных учредителем средств (Порядок отнесения имущества бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 г. N 538);
— расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Налог на имущество с 201

Минфин РФ в письме от 22 декабря 2017 года № 03-05-04-01/85757 рассказал, как надо платить налог на движимое имущество с 1 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ от налогообложения налогом на имущество организаций освобождаются организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учёт в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учёт в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, передачи имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.

Однако эту льготу не так просто применить. Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ в НК РФ была введена новая статья 381.1, в соответствии с которой с 1 января 2018 года освобождение от налога на имущество движимого имущества применяется на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия им соответствующего закона.

Кроме того, Федеральным законом от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ в статью 380 НК РФ был добавлен пункт 3.3. Согласно этому пункту налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении движимого имущества не могут превышать в 2018 году 1,1 процента. При этом, в случае если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ или закон субъекта РФ, устанавливающий льготу по налогообложению движимого имущества не принят, то налогообложение движимого имущества производится по налоговой ставке 1,1 процента.

В большинстве регионов РФ, в том числе и в Калужской области, законы, вводящие применение этой льготы, не приняты. Следовательно, с 1 января 2018 года налогоплательщики налога на имущество будут включать в налоговую базу, в том числе, стоимость движимого имущества и рассчитывать налог по ставке 1,1 процента.

Как произвести расчет налога на имущество организаций?

Каждая организация, не зависимо от вида деятельности и формы собственности, имеет на своём балансе различное имущество.

Содержание

При помощи основных средств осуществляются производственные процессы, хранится готовая продукция, ведётся торговая деятельность, выполняется рутинная офисная работа и т. д.

В соответствии с федеральным законодательством все предприятия, выбравшие общую систему налогообложения, обязаны начислять налог на своё имущество и перечислять его в государственный бюджет.

Определение налоговой базы

На территории России в 2003 году был введён новый региональный налоговый режим «Налог на имущество организаций».

Все руководители предприятий, которые осуществляют свою хозяйственную деятельность на общей системе налогообложения (кроме московских компаний), начиная с 01.01.2004 г. должны самостоятельно проводить начисление налоговых обязательств по данному налогу.

У организаций, которые осуществляют свою хозяйственную деятельность на территории Москвы, налоговые обязательства перед бюджетом стали возникать ещё с ноября 2003 года. Это зафиксировано в Законе г. Москвы №64 от 05.11.2003 года.

Расчет налога на имущество организаций по кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с нормами действующего закона «Налога на имущество организаций и субъектов РФ» (глава № 30).

В настоящее время в действующее федеральное законодательство России внесены определённые изменения, согласно которых компании, которые ранее были освобождены от обязанности уплачивать «Налог на имущество», начиная с 01.01.2015 года, должны будут его платить.

Те организации, которые осуществляют свою хозяйственную деятельность, совмещая упрощёнку с налогом на вменённый доход, должны будут уже с 3-го квартала 2018 года проводить расчёт своих обязательств перед бюджетом с учётом нововведений.

При этом при проведении расчётов будут исключаться объекты недвижимости, налоговая база которых соответствует их кадастровой стоимости.

Налоговым кодексом, действующим на территории Российской Федерации, определён круг плательщиков «Налога на имущество организаций»:

  1. Организации, зарегистрированные и осуществляющие свою хозяйственную деятельность на территории России.
  2. Зарубежные предприятия, имеющие собственные представительства и имущество на территории Российской Федерации.

Ставку налога на имущество организаций можно посмотреть здесь.

Для проведения начислений обязательств изначально необходимо определить базу налогообложения, к которой относится как движимое, так и недвижимое имущество.

Объектами налогообложения (при расчёте «Налога на имущество») являются все основные средства, числящиеся на балансе компании:

  • здания и сооружения;
  • складские и производственные помещения;
  • торговые павильоны;
  • объекты, на которых не закончено строительство и т. д.

Исключением являются:

  • земельные наделы;
  • природные ресурсы;
  • объекты недвижимости, находящиеся под управлением воинских подразделений;
  • объекты недвижимости, находящиеся под управлением федеральных органов;

При определении налоговой базы организации должны учитывать:

  1. Стоимость имущества, числящегося на балансе (среднегод.).
  2. Основные фонды компании (конечную стоимость).

Среднегодовая стоимость имущества

Действующим на территории России законодательством определён порядок расчёта стоимости имущества (среднегодовой).

Для проведения данных мероприятий используется следующая методика расчета:

Остаточная стоим. ОФ (которые признаны объектами недвижимости) на 01 число каждого месс. / 12 месяцев + 1 месяц.

Сколько платить? ↑

Для определения обязательств по «Налогу на имущество» организациям рекомендуется использовать готовый образец расчёта.

Алгоритм расчета налога на имущество организаций (формула)

Для определения налога на имущество необходимо использовать следующую формулу:

Рассчитывая за отчётный период стоимость имущества (подлежащего налогообложению) следует использовать формулу:

Средняя стоим. имущества = остаточная стоим. имущества (на начало отчётного периода) + остаточная стоим. имущества (на начало каждого мес. внутри отчётного периода) + остаточная стоим. имущества (на конец первого месяца, который следует за отчётным периодом) / количество месяцев в отчётном периоде + 1 месяц

Рассчитывая среднегодовую стоимость имущества (которое подлежит налогообложению) следует использовать формулу:

Среднегодовая стоим. имущества (за конкретный налоговый период) = остаточная стоим. имущества (на начало налогового периода) + остаточная стоим. имущества (на начало каждого мес. внутри налогового периода) + остаточная стоим. имущества (на конец налогового периода (31 декабря)) / количество месяцев в налоговом периоде + 1 месяц

Пример расчёта в 2018, 2018, 2018 годах ↑

Компания «ВВВ» имеет на своём балансе автотранспортное средство. Его остаточная стоимость на 01.01.201_ года составила 30 000 руб.

Так как данное основное средство введено в эксплуатацию, на него начисляется амортизация:

ежемесячно 1 000 руб. для расчёта налога на имущество в первую очередь необходимо определить среднегодовую остаточную стоимость данного основного средства.

1 Января 30 000
1 Февраля 29 000
1 Марта 28 000
1 Апреля 27 000
1 Мая 26 000
1 Июня 25 000
1 Июля 24 000
1 Августа 23 000
1 Сентября 22 000
1 Октября 21 000
1 Ноября 20 000
1 Декабря 19 000
31 декабря 18 000

282000 / 13 = 21692, 31

Расчёт налога на имущество в 2018 году (ставка 1%)

Используем формулу НИ = НБ х НС

21692,31 х 1% = 216,92 руб.

Для организаций Москвы (ставка 1,5%): 21692,31 х 1,5% = 325,38 руб.

Расчёт налога на имущество в 2018 году (ставка 1,5%)

Используем формулу НИ = НБ х НС

21692,31 х 1,5% = 325,38 руб.

Для организаций Москвы (ставка 1,7%): 21692,31 х 1,5% = 368,77 руб.

Читайте так же:  Требования для открытия автомойки

Расчёт налога на имущество в 2018 году (ставка 2%)

Используем формулу НИ = НБ х НС

21692,31 х 2% = 433,85 руб.

Для организаций Москвы (ставка 2%): 21692,31 х 1,5% = 433,85 руб.

Возникающие нюансы: ↑

Руководство организаций должно своевременно ознакамливаться со всеми новшествами и учитывать их при проведении расчётов по своим налоговым обязательствам.

Вызвано это тем, что действующее российское законодательство регулярно вносятся различные изменения, и относится к юридическим лицам, имеющим на своём балансе движимое и недвижимое имущество.

Новые ставки по налогу на имущество (2014, 2018, 2018)

Действующим на территории Российской Федерации законодательством установлены ставки «Налога на имущество» для всех субъектов Российской Федерации:

Для организаций, осуществляющих свою хозяйственную деятельность на территории Москвы, установлены отдельные ставки по «Налогу на имущество»:

Данные ставки начали применяться с 01.01.2014 года.

Расчёт налога на имущество, если организация работает меньше года

В том случае, когда организация осуществляет свою хозяйственную деятельность менее года, начисление «Налога на имущество» будет осуществляться по определённому правилу.

Руководители могут использовать в качестве образца готовый расчет налога на имущество организаций за полугодие.

Для определения средней стоимости основных фондов организации необходимо следовать следующему алгоритму:

остатки по каждому объекту недвижимости определённые на 01 число каждого отработанного месяца + остаточную стоимость объектов на начало первого месяца, который следует за отчётным периодом

Полученную цифру следует разделить на количество отработанных компанией месяцев (увеличив на один месяц).

Видео: О новом порядке расчета налога на имущество организации

Кадастровую стоимость имущества организаций можно оспорить

В некоторых случаях у руководства организаций могут возникнуть вопросы по проведённой кадастровой оценке их имущества.

Если директор будет не согласен с установленными комиссией результатами, он имеет законное право обратиться в арбитражный суд для их обжалования.

Для проведения данной процедуры ему потребуется помощь юриста, специализирующегося в этой области, который будет представлять интересы компании на судебном заседании. Опытный специалист поможет составить исковое заявление и передаст его в арбитраж.

В этом случае ответчиком будет выступать орган исполнительной власти, который уполномочен проводить кадастровую оценку имущества предприятий, осуществляющих свою хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации.

Но, прежде чем обращаться в арбитраж, необходимо подать заявление в комиссию, которая должна провести пересмотр кадастровой стоимости имущества компании.

Заявление бывает двух типов:

В противном случае иск, поданный в арбитражный суд, не будет иметь под собой никаких правовых оснований.

Также можно сделать запрос о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Для обращения в комиссию руководителю необходимо подготовить следующие документы:

  1. Кадастровый паспорт на каждый объект недвижимости.
  2. Документацию, подтверждающую право собственности на имущество.
  3. Документацию, которая свидетельствует о недостоверности сведений о каждом объекте недвижимости.
  4. Экспертное заключение о проведённой оценке имущества.
  5. Заявление, в котором указана просьба о пересмотре кадастровой стоимости на каждый объект недвижимости.

Все о налоге на имущество для пенсионеров читайте здесь.

Узнать о налоге на имущество при УСН в 2018 году для ИП можно здесь.

Руководитель организации может приложить к заявлению и другую документацию, которая по его мнению поможет доказать его правоту.

Каждый руководитель организации, осуществляющей хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, должен осуществлять контроль на начислением и уплатой «Налога на имущество».

Своевременно проведённый расчёт по налоговым обязательствам позволит избежать штрафных санкций и неприятных моментов, вызванных вынужденным объяснением с представителями контролирующих органов.

Ознакомившись с рекомендациями, данными в этой статье, представители российского бизнеса смогут в дальнейшем избежать многих ошибок, а воспользовавшись образцом расчёта налоговых обязательств, сократить время, которое обычно уходит на это мероприятие.

Коды налоговых льгот по налогу на имущество – 2010257

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Статья содержит разъяснения, актуальные до 01.01.2019. Код льготы 2010257 относится к движимому имуществу, а с 2019 года оно освобождено от налогообложения.

Льготы по налогу на имущество организаций: коды льгот

Организация обязана представлять декларацию по налогу на имущество, а если в регионе введены авансовые платежи по налогу, то и налоговые расчеты по этим платежам, в налоговые органы. Формы этих документов различны и заполняются по разным (хотя и похожим) правилам. Эти правила содержатся в том же документе, которым утверждены обе формы, — в приказе ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected] В течение 2017 года для промежуточной отчетности по налогу разрешалось применять и формы, содержащиеся в ранее действовавшем приказе этого ведомства от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895 (письмо ФНС России от 23.06.2017 № БС-4-21/12076). И в декларации, и в налоговом расчете в разделах 2 и 3 присутствуют строки для отражения кодов налоговых льгот:

  • по освобождению имущества от налога;
  • применению пониженной ставки;
  • уменьшению величины уже начисленного налога.

Нумерация этих строк в декларации и налоговом расчете различается, но структура строки (составление из 2 частей) везде однотипна и принцип заполнения строк остается одинаковым. В первой части указываются коды налоговых льгот по налогу на имущество, которые налогоплательщик выбирает из приложения 6 к Порядку заполнения соответствующего документа (декларации или налогового расчета). Большая часть кодов привязана к определенным статьям НК РФ, дающим право на льготу. Но есть и коды, отражающие региональные льготы. Для них задействуется 2-я часть строки кодов, в которой отражаются реквизиты нормы регионального закона, дающего право на льготу.

Однако не все льготы, представленные в НК РФ, имеют установленные коды. ФНС предлагает использовать в таких случаях код 2010257 по налогу на имущество, который применяется для основных средств — объектов движимого имущества, принятых на учет с 01.01.2013. Исключения для применения налоговой льготы 2010257 по налогу на имущество прописаны в п. 25 ст. 381 НК РФ (письмо ФНС РФ от 12.12.2014 № БС-4-11/25774).

Льготируемое имущество по налогу на имущество организаций

С 2015 года основные средства, входящие в первые 2 амортизационные группы (по Классификации основных средств), не относятся к объектам налогообложения налогом на имущество (п. 4 ст. 374 НК РФ).

Остальное движимое имущество с 01.01.2015 стало расцениваться как облагаемое этим налогом, но в силу п. 25 ст. 381 НК РФ основные средства, поставленные на учет после 01.01.2013, от налогообложения освобождаются. Исключение из этого правила составляет имущество, принятое на учет в результате:

  • реорганизации компании либо ликвидации юридического лица;
  • передачи, приобретения объектов имущества между взаимозависимыми лицами.

С 2017 года эти исключения недействительны для железнодорожного подвижного состава, произведенного после 01.01.2013.

С 2018 года возможность использования льготы по п. 25 ст. 381 НК РФ стала зависеть от решения о ее применении, принятого в регионе (ст. 381.1 НК РФ). Причем регионы получили также право самостоятельно определять, кто может воспользоваться такой льготой, в отношении какого имущества и какую ставку будут при этом применять. Одновременно для такого имущества на 2018 год введена своя особая ставка (1,1%), выше которой регион не может установить свою ставку и которая будет применяться, если регион не ввел льготу или, введя льготу, свою ставку не установил.

Подробнее об этих изменениях в НК РФ в части данной льготы читайте в статье «Налог на движимое имущество организаций с 2018 года».

С 2019 года налог на движимое имущество отменен.

Амортизационные группы основных средств 2017-2018: таблица

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ в зависимости от срока полезного использования основные средства в целях налогообложения делятся на амортизационные группы. Классификация основных средств утверждена правительственным постановлением от 01.01.2002 № 1. Амортизационные группы основных средств 2017-2018 — таблицу примеров основных средств, попадающих в них, мы приводим в нашей статье — увязаны с кодами ОКОФ и определенными сроками полезного использования.

В 2017 году вступила в силу новая редакция ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008). Применение новых кодов облегчает сопоставительная таблица, приведенная в приказе Росстандарта от 21.04.2016 № 458.

С 2017 года классификатор ОС по амортизационным группам обновлен постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640. Новшества затронули только то имущество, которое принимается на учет после 01.01.2017. В то же время классификация основных средств по амортизационным группам 2016 г. будет применяться в отношении того имущества, которое было введено в эксплуатацию до 01.01.2017.

Справочник амортизационных групп основных средств 2017-2018

Срок полезного использования ОС, лет включительно

Налог на имущество: расчет, уплата, бюджетный учет

Схема расчета и уплаты налога на имущество сравнительно прозрачна. Ее практическое применение, как правило, не вызывает проблем. Однако в преддверии подведения итогов налогового периода (по окончании календарного года) возникает необходимость уточнения правильности исчисления ранее произведенных авансовых платежей.

С этой целью следует провести анализ изменений налогового и бухгалтерского законодательства за истекший период. Одновременно – оценить необходимость корректировки процедур расчета и уплаты налога и схем документооборота в части, касающейся определения налоговой базы по налогу на имущество.

Налог на имущество организаций является одним из наиболее распространенных региональных налогов. Он устанавливается главой 30 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с федеральным и региональным налоговым законодательством. На уровне регионов законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать налоговые льготы (дополнительно к перечню льгот, определенному в статье 381 НК РФ).

Налог на имущество организаций уплачивается практически всеми хозяйствующими субъектами всех отраслей материального производства, сферы торговли и услуг. Не являются исключением и бюджетные учреждения. При этом особенности организации и ведения бюджетного учета, а также правового статуса имущества, используемого учреждениями для осуществления основной и приносящей доход деятельности, обуславливают наличие определенных особенностей администрирования данного налога. Данные особенности целесообразно рассмотреть применительно к структуре главы 30 НК РФ.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения налогом на имущество согласно статье 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Читайте так же:  Размер вреда в особо крупном размере

Следует обратить внимание на то, что земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы не облагаются налогом на имущество, хотя и учитываются в составе основных средств.
Кроме того, не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. При этом исключение такого имущества из состава объектов налогообложения возможно только при условии его использования для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Перечень органов, в которых предусмотрена военная служба, определен ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Также согласно ст. 8 указанного закона к воинской службе приравнена служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При практическом определении бюджетными учреждениями состава объектов налогообложения возникают вопросы, обусловленные не только правовым статусом используемого имущества, но особенностями его бюджетного учета.
В частности, вопрос о том, следует ли включать в налоговую базу стоимость объектов нематериальных активов, вытекает из того, что ранее (до 2000 г.) такие объекты учитывались в составе объектов основных средств. Кроме того, Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) содержит раздел, содержащий перечень нематериальных основных фондов (по существу объектов нематериальных активов). С переходом в 2005 г. на новый план счетов бюджетного учета вопрос можно считать окончательно урегулированным. Тем не менее, правомерность исключения стоимости подобных объектов из налоговой базы по налогу на имущество до сих пор ставится под сомнение. В связи с этим письмом Минфина России от 16.09.2009 № 03-05-05-01/56, в частности, дополнительно разъяснено, что объекты основных средств, к которым относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждений, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов, со сроком полезного использования более 12 месяцев, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010101000 – 010109000), а нематериальные активы, учитываемые на счете аналитического учета 01020100000 «Нематериальные активы», не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Аналогично следует рассматривать вопрос о правомерности исключения из состава объектов налогообложения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. По общему правилу (с учетом правового статуса подобных объектов) результаты НИОКР могут учитываться либо в составе объектов нематериальных активов (если используются в деятельности учреждения), либо в составе готовой продукции (если работы выполнялись в соответствии с заказом или результаты работ предназначены для перепродажи). В обоих случаях не имеется оснований для включения стоимости подобных объектов в налоговую базу по налогу на имущество.
Более сложным до 2009 г. представлялся вопрос о налогообложении объектов основных средств, относящихся к имуществу государственной или муниципальной казны.
Так, еще в прошлом году письмом Минфина России от 15.05.2008 № 03-05-05-01/33 было разъяснено, что налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении имущества государственной (муниципальной) казны (т. е. основных средств, не закрепленных на правах оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями) признается балансодержатель данного имущества, то есть государственный (муниципальный) орган (бюджетное учреждение), уполномоченный осуществлять бюджетный учет имущества государственной (муниципальной) казны.

В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, в План счетов бюджетного учета включены дополнительные счета (синтетический и аналитические) для обособленного учета имущества казны. С 1 января 2009 г. данное имущество учитывается в составе нефинансовых активов. При этом введен обособленный учет имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны» с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих счетах аналитического учета счета 010400000 «Амортизация» (010410410, 010411410, 010412420).
В связи с тем, что объекты государственного (муниципального) имущества, составляющего казну публично-правового образования, учитываются в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса, указанные объекты не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций с 1 января 2009 г.

Этот вывод содержится в нескольких письмах Минфина России, в частности: от 22.04.2009 № 03-05-04-01/17, № 03-05-04-01/26, №03-05-04-01/22, № 03-05-04-01/24, от 07.05.2009 № 03-05-04-01/32 и от 22.07.2009 № 03-05-05-01/35.
Вместе с тем, следует учитывать, что государственную казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 ГК РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.

Следовательно, имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и переданное учреждению в оперативное управление, в состав государственной казны не входит, а муниципальное имущество, переданное муниципальному учреждению, не являются имуществом муниципальной казны.
Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе бюджетного учреждения в составе объектов основных средств и иных активов. Таким образом, учреждение в отношении находящейся на балансе на праве оперативного управления федеральной или муниципальной собственности (основных средств) обязано уплачивать налог на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Налоговая база

Статьей 374 гл. 30 НК РФ установлено, что налоговая база для целей налогообложения налогом на имущество определяется по данным бухгалтерского учета. Так как методы начисления амортизации объектов основных средств и определения их остаточной стоимости в бухгалтерском и налоговом учете различаются весьма существенно, данное требование можно считать одним из наиболее специфических – в отношении других налогов имеются ссылки на соответствующие главы НК РФ (как правило, на гл. 25 НК РФ). Особенности налогового учета доходов и расходов бюджетных учреждений (для целей налогообложения налогом на прибыль) установлены нормами ст. 321.1 НК РФ. При этом правила учета амортизируемого имущества (в том числе объектов основных средств, стоимость которых включается в налоговую базу по налогу на имущество) существенно отличаются от правил бюджетного учета.

Пунктом 2 ст. 375 НК РФ специально оговорено, что в случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Данная норма обязывала бюджетные учреждения включать в налоговую базу также и стоимость объектов библиотечного фонда (начисление амортизации или износа по которым ранее не предусматривалось). С 2009 г. библиотечный фонд был включен в состав амортизируемого имущества, а суммы амортизации должны были быть доначислены по состоянию на 1 января 2009 г. В результате, в настоящее время в налоговую базу по налогу на имущество фактически может быть включена только стоимость подарочных, раритетных и иных дорогостоящих книжных изданий (стоимостью свыше 20 тыс. руб.). В случае если стоимость объектов библиотечного фонда ниже указанной суммы, она списывается в состав расходов или полностью амортизируется в момент выдачи (приемки) объектов в эксплуатацию.

Порядок расчета налоговой базы установлен непосредственно в тексте главы 30 НК РФ (статьи 375 и 376 НК РФ).
Общий принцип определения среднегодовой стоимости имущества состоит в том, что определяется средняя арифметическая величина (до 2004 г. рассчитывалась средняя хронологическая). Однако в расчет принимается не только остаточная стоимость объектов основных средств по состоянию на начало каждого месяца, но и на начало месяца, следующего за отчетным. В качестве делителя используется число, равное количеству месяцев, остатки на начало которых принимаются к расчету (соответственно – 4, 7, 10 и 13). Подчеркнем, что к расчету принимается сумма ежемесячных остатков, а не ежеквартальных.

Пример 1
Стоимость объекта основных средств по состоянию на 1 января 2009 г. составляет 200 тыс. руб. Норма амортизации – 12% (1% в месяц). При этом налоговая база в течение 2009 г. будет определяться следующим образом:

Налог на имущество с 201

Постановление Арбитражного суда Московского округа
№Ф05-8558/2016 по делу N А41-28204/2015 от 28.06.2016

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 года

Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2016 года

Арбитражный суд Московского округа

председательствующего-судьи Егоровой Т.А.,

судей Буяновой Н.В., Дербенева А.А.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) — нет представителя,

от ответчика (заинтересованного лица) — Меркулова Юлия Владимировна, доверенность от 10 марта 2016 года, удостоверение,

рассмотрев 23 июня 2016 года в судебном заседании кассационную

жалобу ЗАО «Торговые ряды»

на решение от 19 января 2016 года

Арбитражного суда Московской области

принятое судьей Валюшкиной В.В.,

на постановление от 08 апреля 2016 года

Десятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Боровиковой С.В., Бархатовым В.Ю., Коноваловым С.А.,

по иску ЗАО «Торговые ряды»

о признании частично недействительным решения от 31 декабря 2014 года N 1129

к Межрайонной ИФНС России N 11 по Московской области

Закрытое акционерное общество ЗАО «Торговые ряды» (далее — общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Московской области (далее — инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 1129 от 31.12.2014 в части начисления налога на имущество в сумме 2 579 999 руб., соответствующих сумм пени и штрафа по ст. 122 НК РФ, предложения уменьшить убыток по налогу на прибыль на сумму 5 248 468 руб.

Решением Арбитражного суда Московской области от 19.01.2016 в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2016 решение суда оставлено без изменения.

Читайте так же:  Ходатайство от рабочего коллектива

Общество, не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение.

Податель жалобы указывает, что на основании соответствующих документов объект введен в эксплуатацию в марте 2012 г. и получено свидетельство о государственной регистрации права. По состоянию на 17.12.2011 у заявителя отсутствовало условие перевода объекта на счет 01, поскольку объект не был готов к длительному использованию, также у общества отсутствовали документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Кроме того, судами не приняты во внимание представленные в материалы дела доказательства.

Представитель общества в судебное заседание не прибыл, с учетом уведомления и при отсутствии возражений от другой стороны, дело рассматривается при данной явке.

Представитель инспекции в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая, что судебные акты вынесены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Законность судебных актов проверена Арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за 2012-2013 годы, составлен акт N 77 от 25.11.2014, принято решение N 1129 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.12.2014.

Указанным решением обществу начислен налог на имущество организаций за 2012 год в сумме 2 579 999 руб., соответствующие пени — 434 832 руб., а также пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 1 045 руб., предложено уменьшить убыток, исчисленный в завышенной сумме, — 8 375 201 руб., налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату налога на имущество в виде штрафа в сумме 516 000 руб., к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, за неправомерное неудержание и неперечисление налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 1 017 руб., обществу предложено уплатить начисленные сумм налогов, пеней, штрафов, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, удержать и перечислить налог на доходы физических лиц в сумме 5 083 руб.

Решением УФНС России по Московской области N 07-12/15103 от 27.03.2015, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение инспекции отменено в части уменьшения убытка по налогу на прибыль в сумме 3 126 733 руб., удержания и перечисления налога на доходы физических лиц в сумме 5 083 руб., начисления соответствующей пени — 1 045 руб. и штрафа — 1 017 руб.; в остальной части решение налоговой инспекции оставлено без изменения, утверждено и вступило в силу.

Решение инспекции действует в части начислений по налогу на имущество организаций, уменьшения убытка по налогу на прибыль в сумме 5 248 468 руб.

Не согласившись с решением налоговой инспекции, общество обратилось в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, руководствуясь статьями 374, 375, 378, 378.1 НК РФ, исходили из законности вынесенного налоговым органом решения.

Изучив материалы дела, выслушав представителя налогового органа, проверив правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Согласно статье 373 НК РФ плательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьями 374, 375 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Судами установлено, что общество с 2005 осуществляло строительство торгово-развлекательного гостиничного комплекса на земельном участке, расположенном по адресу: Московская область г. Серпухов ул. Ворошилова.

В соответствии с полученным налогоплательщиком разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, выданным Администрацией города Серпухова от 14.03.2012 N RU50317000-20, объект строительства «Гостиничный торгово-развлекательный комплекс 1-я очередь строительства» включает в себя три выделенных объекта.

Первоначальная стоимость части ГТРК определена налогоплательщиком в сумме 527 370 331 руб. по состоянию на 16.03.2012, о чем свидетельствует карточка счета 01 «Основные средства». В состав основных средств объект отнесен на основании акта приемки-передачи здания в эксплуатацию по форме ОС-1а по состоянию на 16.03.2012, стоимость объекта сформирована на счете 08.03 «Строительство объектов основных средств».

Проверкой установлено, что здание ГТРК должно учитываться в качестве основного средства и признаваться объектом налогообложения, так как все необходимые строительные работы выполнены, общие площади здания готовы и оснащены всеми необходимыми для его эксплуатации инженерными сетями, а именно системой водоснабжения, газоснабжения, канализации, теплоснабжения, освещения, энергоснабжения, системой пожаротушения, сигнализации и др.

Проанализировав нормы налогового законодательства, положения по бухгалтерскому учету, суды пришли к выводу, согласившись с выводами налогового органа, что законодательство о бухгалтерском учете связывает постановку объекта на учет как основного средства с соблюдением условий, перечисленных в п. 4 ПБУ 6/01, и доведением объекта до состояния готовности и возможности эксплуатации, причем вне зависимости от основания возникновения у организации права на соответствующий объект — как в случае его приобретения, так и при создании. Аналогичным образом нормы налогового законодательства не связывают постановку объекта на учет как основного средства с государственной регистрацией вещного права на этот объект, вопрос о включении имущества в объект обложения налогом на имущество не может зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а должен определяться экономической сущностью этого имущества. Объекты капитального строительства принимаются организацией к бухгалтерскому учету, в том числе после формирования первоначальной стоимости, которую составляют все затраты, накопленные в процессе создания объектов.

Кроме того, суды учли, что инспекция, принимая во внимание собранные при проведении проверки доказательства, свидетельские показания, договоры, иные документы, установила, что помещения ГТРК «Корстон» используются организациями-арендаторами с декабря 2011 для получения дохода.

Таким образом, объект капитального строительства ГТРК с 01.01.2012 отвечал всем условиям принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве основного средства являясь законченным капитальным строительством объектом недвижимого имущества, что подтверждается фактической эксплуатацией (объект использовался по своему назначению для извлечения дохода), в связи с чем, имелись основания для постановки его на учет в качестве основного средства для целей обложения налогом на имущество с 01.01.2012.

Суды, исследовав представленные в дело доказательства, учитывая обстоятельства дела, признали выводы инспекции обоснованными.

Заявителем доказательств, опровергающих выводы инспекции, в материалы дела не представлено.

Выводы инспекции, касающиеся неверного определения заявителем амортизационных групп основных средств, также являются правильными.

Инспекцией установлено, что обществом неправомерно отнесены к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования от 3 до 5 лет включительно вместо десятой амортизационной группы (имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет) эскалаторы пассажирские.

Кроме того, заявителем неправомерно отнесены к четвертой амортизационной группе вместо шестой сети внутренние стилобат + гостиница/система газопровода, поскольку газопроводы относятся к шестой амортизационной группе имущества со сроком полезного использования от 10 до 15 лет включительно (позиция 12 4527384 сеть газовая распределительная).

При этом, инспекцией принята во внимание Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.

Судами дана оценка установленным инспекцией в ходе проверки обстоятельствам и выводы инспекции признаны обоснованными.

Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих отнесение спорных объектов основных средств, к тем амортизационным группам, которые указаны обществом.

Нормы налогового законодательства не допускают произвольного определения амортизационной группы основного средства, в связи с чем, в рассматриваемом случае обществом не учтены положения Классификации основных средств.

С учетом изложенного, судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных обществом требований.

Оснований для удовлетворения кассационной жалобы общества не имеется.

Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.

В кассационной жалобе общество ссылается на доводы, которые являлись предметом оценки суда первой и апелляционной инстанции и правомерно были отклонены ими как основанные на неверном толковании норм права и фактических обстоятельствах спора. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу прямого указания статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 284 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решение Арбитражного суда Московской области от 19 января 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2016 года по делу N А41-28204/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.

Налог на имущество организаций: когда принять объект к учету?

Компания построила торгово-развлекательный комплекс, но не приняла его к учету в качестве основного средства на момент, когда все необходимые строительные работы выполнены, общие площади здания готовы и оснащены всеми необходимыми для его эксплуатации инженерными сетями, объект использовали арендаторы. При этом Компания не платила налог на имущество.

Инспекция по итогам выездной проверки сочла, что объект отвечает всем .

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала «Нормативные акты для бухгалтера».