Расчеты налога на добавленную стоимость (2)

Главная > Дипломная работа >Бухгалтерский учет и аудит

Глава 1. Понятие и характеристика налога на добавленную стоимость

1.1 Значение налога в налоговой системе РФ

1.2 Налогоплательщики, объект налогообложения

1.3 Налоговая база, налоговый период, налоговые ставки

1.4 Счет-фактура. Отнесение сумм НДС на затраты по производству и реализации товаров

1.5 Порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога20

Глава 2. Исчисление налога на добавленную стоимость в ООО «гофротара»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Анализ учетной политики для целей налогообложения

2.3 Организация учета расчетов по НДС в ООО «Гофротара»

2.4 Методы оптимизации налога на добавленную стоимость

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

К числу центральных, наиболее употребимых и значимых налогов относится налог на добавленную стоимость. Как и любой другой налог, НДС выполняет, прежде всего, фискальную функцию, но его значение как источника бюджетного дохода по мере развития российской экономики постепенно изменялось. Помимо сугубо фискальных задач, НДС выполняет важнейшую задачу налогового регулятора экономики. Манипулирование такими инструментами налогового механизма, как налоговые ставки и льготы, позволяет стимулировать, а в определенных условиях — ограничивать развитие тех или иных видов деятельности. На основании вышеизложенного, можно судить об актуальности выбранной темы курсовой работы.

В ныне действующей в России налоговой системе налог на добавленную стоимость занимает важное место. Взимание НДС в Российской Федерации, определение объекта налогообложения, ставок налога, а также порядка уплаты НДС регламентируются главой 21 «Налог на добавленную стоимость», частью II Налогового кодекса Российской Федерации.

Для понимания принципов построения налога на добавленную стоимость в курсовой работе требуется, прежде всего, изучить законодательную базу — закон, инструкцию, различные изменения и дополнения к этим документам — относящуюся к данному вопросу и выяснить ряд основных проблем. Для раскрытия структуры налога требуется выяснить такие вопросы, как субъекты и объекты обложения налогом на добавленную стоимость, принципы определения налогооблагаемой базы, ставки и сроки уплаты налога, порядок его исчисления, особенности исчисления налога на добавленную стоимость для организаций различных видов деятельности, порядок ведения бухгалтерского учета по данному налогу и некоторые другие.

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение практических аспектов исчисления и учета налога на добавленную стоимость, анализ действующей российской системы налогообложения НДС и методов его оптимизации.

Для достижения поставленной в курсовой работе цели необходимо решить следующие задачи:

— определить значение налога в налоговой системе РФ;

— рассмотреть основные элементы налога, порядок исчисления и сроки уплаты;

— представить организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;

— изучить порядок исчисления и уплаты налога на предприятии;

— предложить пути оптимизации налога на добавленную стоимость.

Объект исследования в курсовой работе является Общество с ограниченной ответственностью «Гофротара», осуществляющее производство гофрированного картона и бумажной тары.

Предметом исследования в курсовой работе является методика исчисления налога на добавленную стоимость в соответствии с действующим законодательством.

При подготовке материала для данной курсовой работы в основном был сделан упор на литературу таких ведущих экономистов, как Юткиной Т.Ф., Окучено Л.П., Русаковой И.Г., Мельника А.А., Воронина А.Г., Лапина В.А., Широкова А.Н., Горского И.В., Палковой И.Ю., Тишкова И.О., Лаврова А.Д., Мельника А.А., Емельянова Н.А. и других авторов.

Глава 1. Понятие и характеристика налога на добавленную стоимость

1.1 Значение налога в налоговой системе РФ

Прообраз налога на добавленную стоимость (НДС) появился в 20-х гг. XX в. в рамках налоговой реформы, проводимой в этот период в Германии, был предложен «улучшенный налог с оборота», напоминающий возникший позже НДС. В современном виде НДС был разработан в 1954 г. во Франции. Его автор — французский экономист М.Лоре.

В Российской Федерации НДС появился в начале 90-х. годов двадцатого века. Причиной его включения в налоговую систему страны стала не только необходимость существенно увеличить доходы бюджета, но и желание вступить в ЕЭС. НДС был введен Законом РСФСР от 06.12.1991 №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» и начал взиматься с 01.01.1992. Закон утратил силу с 01.01.2001 в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации о налогах».

Несмотря на колебания уровня НДС в доходах бюджетов, этот налог является главным источником пополнения казны государства. Это основной косвенный налог. Он был введен со ставкой 28%. В последующие годы ставка НДС снижалась, но продолжает оставаться высокой по сравнению с другими странами. НДС заменил действовавшие до него налог с оборота и налог с продаж. Развитие этого налога шло в России по линии унификации методики его исчисления разными налогоплательщиками. К 2000 г. были устранены практически все особенности исчисления суммы НДС, вносимой в бюджет промышленными, торговыми, строительными и другими предприятиями.

История российской правоприменительной практики в отношении исчисления и уплаты НДС дает два основных свидетельства. Во-первых, с точки зрения корпоративных финансовых интересов этот налог отвлекает существенные ресурсы из оборота предприятий и все последние годы подвергался жесткой критике, вплоть до требований его отмены. Во-вторых, с позиции публичных финансовых интересов НДС необходим как основной и наиболее стабильный доходный источник российского бюджета [8, с. 85].

Оценка места и роли НДС неоднозначна: практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют этот налог за излишнюю фискальность, неотработанность налоговой базы и чрезмерно высокие ставки. НДС, считают они, не адаптирован к отечественной экономике на этапе ее перехода к рынку, что объясняет существование недостатков в формировании налогооблагаемой базы и в технике исчисления НДС. Органично вписывается НДС в модели западных экономических систем и выполняет там важную роль и регулировании товарного спроса. Этот налог является составным элементом налоговых систем более чем 60 стран мира. [15, с.283]

Западная практика использования НДС подтверждает, что этот налог обеспечивает устойчивую и широкую базу формирования бюджета благодаря своей универсальности. НДС выполняет важную роль нивелира стоимостных колебаний в экономике при условии равновесия между денежным спросом и товарным предложением, сложившегося естественным рыночным способом, а также при насыщенности товарных рынков и относительно стабильной межотраслевой норме прибыли, свободном переливе капиталов.

В настоящее время этот налог определен как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства, обращения и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения.

В части второй НК РФ порядку исчисления и уплаты НДС отведена глава 21, принятая в первом чтении 12 июля 2000 г. Нормативные положения этих документов к настоящему времени откорректированы 15 Законами и несколькими ведомственными положениями МНС РФ, издаваемыми во исполнение указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Более того, в орбиту налогообложения вовлечены суммы, не имеющие отношения к добавленной стоимости: финансовая помощь, суммы предоплаты, авансовые взносы, суммы штрафов, акцизные надбавки и т.д. Тем самым новая редакция инструктивных рекомендаций по исчислению и уплате НДС в бюджет сохранила ориентацию ранее действующих положений на повсеместный и всеобъемлющий охват результатов товарообменных операций.

Косвенные налоги по своей экономической природе, назначению и способам взимания на практике приобрели несколько сущностных характеристик. Эти налоги являются налогами на потребление, они крайне перелагаемы, а потому несправедливы, антисоциальны. Вместе с тем эти налоги наиболее стабильные доходные источники бюджета всех уровней, они препятствуют налоговому уклонизму по причине очевидности в бухгалтерском учете величины облагаемой базы. Такие налоги служат основной экономической опорой развития государств с переходной (трансформационной) экономикой. В России на косвенные налоги приходится наибольший удельный вес как по отношению к совокупным бюджетным доходам, так и по отношению к валовому внутреннему продукту [13, с. 115]. В ныне действующей в России налоговой системе НДС занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, Если рассматривать структуру доходов бюджета Российской Федерации, то будет видно, что доля НДС составляет основную часть консолидированного бюджета РФ. Показатели удельного веса НДС в общей сумме доходов бюджета РФ и соотношение НДС и косвенных налогов (налог на прибыль и акцизов) в доходах федерального бюджета представлены в таблице 1.

Таблица 1 Удельный вес налогов в доходах федерального бюджета РФ, %

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ООО «СЕРВИС-АВТО»

Налоговая система России представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других видов платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — физических и юридических лиц на территории Российской Федерации.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — важнейший источник формирования доходов бюджетов страны.

Налог на добавленную стоимость — по законодательству РФ это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость. В облагаемый оборот включаются также суммы денежных средств, получаемые предприятиями от своих покупателей (заказчиков) за реализуемые им товары(работы, услуги) в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направляемые в счет увеличения прибыли.

Основная функция НДС – фискальная. НДС является одним из основных источ­ников доходов федерального бюджета РФ, так как поступления от НДС составляют более 36 % всех доходов федерального бюд­жета РФ.

Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства посредством обложения доходов, идущих на потребление, поскольку он имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС — в размере 0%.

Правовой основой взимания НДС являются Налоговый кодекс.

Глава 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» в ст. 167 определяет необходимость разработки учетной политики по НДС, без детализации ее элементов. Для отражения уплаченного и полученного НДС ст.169 НК РФ определены регистры налогового учета, итоговые данные которых за налоговый период являются основанием для заполнения соответствующих разделов налоговой декларации по НДС.

К числу таких регистров в соответствии со ст. 169 НК РФ относятся:

счет-фактура — документ, служащий основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ;

Читайте так же:  Список документов для подачи заявления в арбитражный суд

журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур;

книги покупок и книги продаж.

Ведение указанных регистров налогового учета является обязанностью налогоплательщика.

Компания ООО «Сервис-Авто» находится на общей системе налогообложения.

В компании ООО «Сервис-Авто» объектом налогообложения признается реализация автомобилей HYUNDAI гарантийным и после гарантийным обслуживанием автомобилей на территории Российской Федерации.

Налоговый период по налогу на добавленную стоимость — квартал.

Операции по реализации товаров, работ, услуг, которые предоставляет организация, облагаются НДС по ставке 18%.

На данном предприятии ведутся регистры в соответствии со ст. 169 НК РФ, такие как:

1) Книга покупок:

Покупатель: ООО «Сервис-Авто»

Продавец: ООО «Лифан Моторс Рус»

Расчет производен на дату 27.08.2013г по формуле:

При ставке налогообложения 18%: 2963405-00*18%/118%=452044-84

Продавец: ООО «Сервис-Авто»

Покупатель: ИП Беккер Георгий Андреевич

Расчет произведен на дату 05.07.2013г при ставке налогообложения 18%:

3) Счет-фактура № АЛ28783

Продавец: ООО «Лифан Моторс Рус»

Покупатель: ООО «Сервис-Авто»

Расчет произведен на дату 27 августа 2013г при ставке налогообложения 18%: 531900,00*18%/118%=81137,29

4) Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость

Отражает расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 НК РФ.

Реализация (передача для собственных нужд) товаров (работ, услуг), передача имущественных прав по соответствующим ставкам налога, всего = Налоговая база *18%.

Суммы полученной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказание услуг), передачи имущественных прав = Налоговая база *18%/118%.

Общая сумма НДС, подлежащая к вычету составляет 1081162 руб., исходя из этого сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет = 58194 руб.

Следовательно основные регистры учетной политики на предприятии ООО «Сервис-Авто» рассчитаны верно, данные расчеты документально подтверждены.

Одним из самых сложных для оптимизации налогов является налог на добавленную стоимость. В принципе, российское налоговое законодательство предусматривает достаточно много законных схем и способов, как этот налог можно вообще не платить, либо платить в уменьшенном размере. Однако, большинство предприятий и организаций воспользоваться такими налоговыми льготами не могут, не хотят или не умеют.

По данным организации ООО «Авто-Сервис» можно сделать вывод, что необходимо уделять внимание экономическому развитию своей компании, рассмотреть контакты с компаниями — посредниками, компаниями — исполнителями, сторонними организациями, а именно экономический эффект от экономии позволяет сформировать в отчетном периоде существенную прибыль для привлечения новых кредитов, выбрать наиболее выгодные условия работы, направлять средства в продвижение своих работ, проводить активные рекламные мероприятия, увеличить штат сотрудников, а также скоординировать функции сотрудников с целью уменьшения затрат.

Список использованной литературы

Налоговый кодекс РФ

Беликова Т. Все об НДС. Издательство: «Питер». — 2006. — 120 с.

Захарьин В.Р. НДС: Новое в законодательстве. Издательство: «Омега-Л». 2006. – 124 с.

Миляков Н.В.Налог на добавленную стоимость: Уч.-практ. пос. Издательство: «КНОРУС». 2006. – 208 с.

Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учеб. для вузов. — М : МЦФЭР, 2006. — 448с.

Налоговая ставка НДС — сколько процентов и как рассчитать?

Для юридических и физических лиц, которые занимаются предпринимательством, важно знать все основные нюансы налогообложения, и ставка НДС здесь не исключение. Именно правильный расчет этой суммы позволяет функционировать объекту предпринимательской деятельности правильно, в рамках закона и без возникновения проблем с ФНС.

Разновидности налоговых ставок НДС

Налог НДС является наиболее сложным в налоговом законодательстве. Нормы, регулирующие эту сферу налогообложения, имеют некоторые неоднозначности и недосказанности, которые делают работу бухгалтеров сложнее и запутаннее.

Размер НДС зависит от вида реализованных товаров или предоставляемых услуг и регулируется государственными органами для каждого отдельного случая.

При расчетах используется два вида ставок НДС:

  • Основные налоговые ставки (0%, 10%, 18%).
  • Расчетные налоговые ставки(18/118, 10/110).

Основные ставки добавляются к стоимости предоставляемых товаров и услуг. Расчетные же помогают узнать, сколько НДС нужно заплатить в бюджет из суммы, которая уже включила в себя налог.

Основная ставка 0%

Если операция проходит при начислении Ставки НДС в 0%, то в документах она обозначается примечанием «без НДС». Такое налогообложение не является льготным и предоставляется налогоплательщику при выполнении необходимых условий и требует подтверждения определенными документами, а это:

  1. Копия установленного контракта с иностранной фирмой-контрагентом.
  2. Копия декларации, которая утверждена таможенными органами РФ и подтверждает экспортирование товаров.
  3. Ксерокопии документов, сопровождающих экспортируемый товар.
  4. Иные виды документов, детализированный перечень которых указан в статье 165 НК РФ.

Ставка НДС, процент которой равен нулю, является допустимой к применению в операциях, представленных в статье 164 НК РФ, к которым относятся:

  • Экспортная продажа товаров за границу территории РФ.
  • Реализация товаров и услуг посольствам и другим дипломатическим организациям.
  • Хранение на речных складах и в портах экспортной продукции.
  • Транзит электроэнергии в другие страны.
  • Произведение международного уровня перевозок.
  • Вывоз нефти и продуктов нефтепереработки.
  • Реализация драгоценных изделий предприятиями, которые добывают драгоценные металлы из отходов или лома.
  • Реализация товаров для космической отрасли.

Основная ставка 10%

Ставка НДС 10% называется пониженной и относится к строго обозначенному перечню видов коммерческой деятельности, которые представлены пунктом 2 статьи 164 НК РФ. Эти товары являются предметами первой необходимости. К ним относятся:

  • Широко используемые продукты продовольствия (мясо, рыба, молочные продукты, яйца и др.)
  • Лекарства и лекарственные вещества (лекарства, которые изготавливаются в аптеках, которые принимают участие в исследованиях).
  • Детская продукция (трикотаж, детская обувь, детское питание, подгузники и др.)
  • Газеты и журналы, а также книги образовательного и культурного смысла.
  • Реализация племенных пород животных: лошадей, коров, свиней, овец, коз и др.
  • Транспортировка пассажиров и грузов внутри страны с помощью самолетов.

Стоит обратить внимание на Постановления Правительства РФ, которые конкретизируют и уточняют эти списки, так как по отдельным параметрам товар может не войти ни в один из них, и НДС будет начисляться больше.

Например, периодическое печатное издание, которое содержит 40% рекламных публикаций, считается уже рекламным изданием и облагается НДС, размер которого равен 18%.

Медицинские товары импортного и отечественного производства, чтобы получить НДС, процент которого равен 10, должны иметь регистрационное удостоверение в конкретных случаях. Если такового не имеется, или закончился его срок действия, то налогообложение будет выше.

Основная ставка 18%

Процент НДС размером 10% и 0% предоставляются ограниченному списку продукции. Если реализуемый вами товар или оказываемые услуги не входят в перечень наименований соответственного постановления, то НДС для вас 18%. Такому налогообложению подлежит подавляющее большинство товаров и услуг на всех уровнях их реализации. Эта ставка также касается и экспортных операций, которые в одном или нескольких пунктах не подходят под «гребенку» без НДС-ных. Такому же обложению налогом на добавленную стоимость подлежат операции при нехватке документов или документа, чтобы пройти в другой разряд.

Также обзор налоговых ставок смотрите в этом видео:

Практическое применение налоговых ставок

Формула вычисления суммы НДС такова:

НДС=налоговая база*налоговая ставка

Пример 1. Если вы занялись производством деревянных разделочных досок и продали их оптом ресторану на сумму 50 000 рублей, то к оплате вы предъявите счет 59 000, из которых 9 000 заплатите государству.

  • 50 000*18%=9 000
  • 50 000+9 000=59 000

Пример 2. Если ваше предприятие договорилось с детским магазином о покупке детских кроватей, произведенных вами, на сумму 80 000 рублей, то заплатит оно вам 88 000 рублей с учетом НДС, а вы эти 8 000 оплатите в бюджет.

  • 80 000*10%=8 000
  • 80 000+8 000=88 000

Расчетные ставки используются для того, чтобы рассчитать, сколько вы должны уплатить в бюджет из суммы, предоставленной за поставку каких-то товаров или услуг авансом или частично. Например, вы получили половину стоимости предоставляемой услуги, а окончательный расчет будет в следующем налоговом периоде. Но налог нужно оплатить уже сейчас.

Пример 3. Если предоставляемый вами товар, например, те же кроватки на сумму 80 000 вам оплатили авансом, перечислив на счет 80 000 рублей, то вы обязаны заплатить государству из этого платежа, применяя расчетную ставку 10/110:

Когда ситуация касается товаров или услуг из группы, которая подлежит 18% НДС, применяется ставка 18/118 соответственно.

Общая формула выглядит так:

Сума НДС=размер аванса*18/118(или 10/110)

Расчетные ставки применимы в следующих ситуациях:

  • Покупка у третьего лица любых благ.
  • Продажа сельскохозяйственных продуктов.
  • Оплата налога налоговым агентом.
  • Передача прав на имущество, частичная или полная.
  • И многое другое.

Итак, главная функция НДС – это пополнение государственного бюджета, с чем он прекрасно справляется, так как оплачивают налог все предприниматели на любом уровне реализации. Именно поэтому правильный расчет налоговой ставки НДС и ее верное определение для конкретной группы товаров является очень важным в функционировании объекта предпринимательской деятельности.

Как менялся НДС в России

14 июня премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил о намерении поднять ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. Повышение ставки, по словам министра финансов Антона Силуанова, принесет бюджету более 600 млрд руб. ежегодно. Как менялся этот вид налога в России — в справке “Ъ”.

1 января 1992 года в России был впервые введен налог на добавленную стоимость. Ставка НДС была установлена на уровне 28%. Однако уже с 1 января 1993 года она была снижена до 20% (льготная ставка — до 10%). Помимо НДС в 1998–2004 годах в регионах дополнительно взимался налог с продаж (не более 5%).

С 1 января 2004 года ставка НДС была снижена до сегодняшних 18%. Решение было принято по предложению Минфина для поддержки инвестиционного роста, а также в условиях роста цен на нефть, который дал дополнительные возможности для снижения налоговой нагрузки. На некоторые виды товаров распространяется льготная ставка — 10%. Таковыми являются, например, ряд продовольственных и медицинских товаров, товаров для детей, периодические печатные издания, книжная продукция и т. д.

Осенью 2004 года заместитель главы аппарата правительства Михаил Копейкин представил план удвоения ВВП, который подразумевал снижение с 2006 года ставки НДС до 13%. Премьер-министр Михаил Фрадков поддержал идею и дал распоряжение министру финансов Алексею Кудрину и министру экономики Герману Грефу подготовить расчеты. В феврале 2005 года Алексей Кудрин в письменной форме отказался понижать НДС до 13%, заявив, что «эффект от снижения ставки НДС будет нулевой либо отрицательный». По его мнению, эта мера приведет к потере 362,1 млрд руб. (или 1,6% ВВП). Его поддержал министр экономики Герман Греф.

В конце января 2006 года во время командировок Германа Грефа и Алексея Кудрина Михаил Фрадков подписал трехлетнюю программу социально-экономического развития, добавив пункт о снижении ставки до 13%. Ставка так и не была снижена.

8 февраля 2008 года Владимир Путин пообещал бизнесу введение «единой и максимально низкой ставки НДС». Глава экспертного управления президента (позднее — вице-премьер) Аркадий Дворкович разъяснил, что речь идет об унификации ставки налога на уровне 12–13% вместо нынешних 10% и 18%. Однако в этот раз Алексей Кудрин согласился с понижением, заявив, что «снижение НДС, безусловно, произойдет до 2020 года». В том же месяце премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал президента, а также предложил проанализировать возможность замены НДС на налог с продаж.

В апреле 2009 года Аркадий Дворкович заявил, что НДС стоит заменить на налог с продаж со ставкой не более 10%. «В последнее время мои прогнозы часто оказывались неудачными. Но думаю, что решение о снижении НДС с 2011 года можно ожидать»,— завил он. В сентябре 2013 года он предложил понизить НДС до 15% с 2015 года, заявив, что «красиво бы было: 2015 год и налоги 15%». По его мнению, снижение ставки НДС могло бы стать первым шагом на пути к его полной замене на налог с продаж.

Читайте так же:  Заполнение заявления о выплате пособия по временной нетрудоспособности

В сентябре 2014 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что в правительстве идет «очень жесткая дискуссия» об изменении налогов, в том числе НДС, а также просьбе губернаторов «ввести региональный налог с продаж».

В марте 2017 года министр финансов Антон Силуанов предложил повысить НДС до 22%, снизив страховые взносы (около 30%). «Ставка страховых взносов 22% компенсируется 22-процентной ставкой по налогу на добавленную стоимость»,— заявил глава Минфина.

В мае 2018 года, комментируя возможное повышение НДС до 20%, Алексей Кудрин высказался против повышения любых налогов в течение шести лет, предложив альтернативные решения — изменить цену отсечения в бюджетном правиле с $40 до $45 за баррель нефти или увеличить дефицит бюджета на 0,5% ВВП. «Если этого не будет сделано и надо будет жить в жестком режиме… Тогда придется повышать налоги. В этом смысле не исключено, что правительство будет рассматривать это предложение»,— заявил он.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС является важнейшим косвенным налогом на потребление, взимаемым в 42 государствах, в том числе и в 17 европейских странах. Его наличие в налоговой системе является обязательным условием вступления в ЕС, поскольку он аккумулирует значительные финансовые средства в бюджет Сообществ.

Налог на добавленную стоимость представляет собой многоступенчатый косвенный налог, взимаемый на каждой стадии движения товара (услуги), начиная с первого производственного цикла и заканчивая продажей товара потребителю.

Отличия НДС в отдельных государствах, как правило, связаны с особенностями определения некоторых его элементов.

Субъектами налогообложения могут быть физические и юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность и определяемые в качестве плательщиков соответствующим налоговым законом. Субъектами налога на добавленную стоимость могут выступать как частные юридические лица, так и государственные органы, государственные компании, местные органы власти и другие организации, созданные. на основе публично-правового акта, но осуществляющие коммерческие операции по продаже товаров и услуг.

Определяя субъект обложения НДС, следует различать юридического и экономического плательщиков налога. Юридическим плательщиком является физическое или юридическое лицо, которое уплачивает налог в соответствии с законом. Экономическим плательщиком становится конечный потребитель товара или услуги, несущий бремя налога в форме части продажной цены товара (услуги).

Налогооблагаемой базой НДС является новая часть стоимости товара (услуги), появившаяся на очередной стадии его прохождения. Например, часть стоимости, добавленная производителем товара к стоимости материалов, из которых он произведен, для создания нового изделия, передаваемого в сферу распределения.

Налог на добавленную стоимость отличается от другого многоступенчатого налога — налога с оборота. Налоговой базой многоступенчатого налога с оборота является валовая стоимость товара на каждой стадии его движения от производителя к потребителю. Таким образом, налог накапливается на каждой стадии движения товара. При определении налоговой базы НДС учитывается лишь добавленная стоимость и предусматривается вычет из «нового» НДС налога на добавленную стоимость, уплаченного на всех предыдущих стадиях прохождения товара (т.е. ранее уплаченных НДС).

Порядок исчисления налога осуществляется на основе прямого аддитивного [143] метода, косвенного аддитивного метода, метода прямого вычитания и косвенного метода вычитания.

Наибольшее применение имеет четвертый, зачетный метод по счетам, поскольку он наиболее «прозрачен» для проверки и позволяет использовать дифференцированную ставку налога.

Законодательство предусматривает несколько видов ставок налога на добавленную стоимость: стандартную ставку, пониженную ставку и повышенную ставку. Пониженная ставка, как правило, устанавливается в отношении товаров (услуг) повышенного социального значения, например, продовольственных товаров, медицинских услуг и т.д.

Налоговые льготы находят свое выражение в установлении пониженной ставки или в полном освобождении от налога. Освобождению от налога подлежит лишь добавленная стоимость на стадии перехода товара (услуги) к конечному потребителю.

Обычно от НДС освобождаются основные виды продовольствия, школьные товары и услуги, услуги врачей, транспортные услуги, газеты, радиовещание и т.д.

Освобождение от налога на добавленную стоимость осуществляется в форме неустановления ставки налога или установления нулевой ставки налога. Различие заключается в том, что последний продавец товара (услуги) может требовать компенсации той части стоимости товара (услуги), которую он не перекладывает на покупателя в цене товара в силу

нулевой ставки НДС. Нулевая ставка применяется в государствах-членах ЕС в отношении экспортируемых товаров.

Место НДС в системе финансирования государственного бюджета зависит от проводимой в стране налоговой политики. Однако даже в тех государствах-членах ЕС, где налоговые обязательства распределяются примерно одинаково между косвенными и прямыми налогами, на долю НДС приходится заметная часть бюджетных поступлений от косвенного налогообложения. К тому же качество источника системы «собственных ресурсов» Сообществ ставит НДС в особое положение, поскольку правовое регулирование системообразующих налогов осуществляется преимущественно нормами интеграционного права.

Сравнимое положение сложилось и в отношении индивидуальных акцизов на отдельные виды товаров. Европейские Сообщества приняли серию директив, которые гармонизировали национальное законодательство об акцизах на табак, алкоголь и минеральные масла, установив общий подход к регулированию основных элементов этих налогов.

В налоговых системах государств-членов ЕС налог на добавленную стоимость, индивидуальные акцизы и таможенные пошлины представляют собой те виды обязательных платежей, регулирование которых осуществляется на основе норм интеграционного права, имплементированных в национальный правопорядок.

Помимо налогов представляющих собой предмет комбинированного регулирования актов национального и интеграционного права и налогов, в отношении которых такой подход будет складываться по мере развития процессов интеграции, налоговые системы государств-членов содержат и другие виды налогов, правовое регулирование которых не подлежит гармонизации актами институтов ЕС. К этой группе обязательных налоговых платежей относятся как центральные, так и местные налоги, доходы от которых обеспечивают финансовую самостоятельность субъектов федераций и регионов, и не имеют отношения к созданию и функционированию единого рынка.

Наряду с налогом на прирост капитала (за исключением доходов, получаемых от трансграничных операций) не подлежат регулированию интеграционным правом взносы в фонды социального назначения и налоги с деловых операций (гербовый налог, регистрационный налог, концессионный налог). К исключительной национальной налоговой юрисдикции также относятся налоги на недвижимость, поимущественный налог, поземельный налог, промысловый налог, различные налоги, связанные с владением автомобилем и т.д. Этот перечень можно продолжить, поскольку в каждом государстве, особенно, имеющем федеративное устройство или автономии регионов, существуют многие другие виды налогов, составляющие источники доходов местных бюджетов и регулируемые национальным законодательством. Особую сложность с точки зрения разграничения компетенции центральной и местной власти, и соответствующего правового регулирования, представляют налоги, поступления от которых распределяются между центральными и региональными бюджетами, например подоходный налог в ФРГ, Австрии, Люксембурге, Испании, Дании и Бельгии, а также налоги уступаемые центральным правительством регионам, как это имеет место в Испании.

Разграничение налоговой юрисдикции центральной и региональной власти является результатом длительной работы и компромисса достигнутого на основе принципа налогового федерализма и отражающего особенности социально-экономического и исторического развития каждого европейского государства. Эффективность регулирования этих отношений во многом зависит от выбора правовых форм, определенных национальным законодателем для разграничения налоговой компетенции и способов ее реализации.

Сравнительный анализ источников налогового права государств- членов ЕС показывает, что даже общие вопросы, такие как основы налоговой системы и налоговой юрисдикции центральных и местных органов власти, совершенно по-разному закрепляются в конституциях и тем более конкретизируются в текущем законодательстве. Поэтому эффективность европейского налогового права во многом будет определяться тем как складывается соотношение норм интеграционного и национального законодательства в налоговой юрисдикции ЕС и государств-членов. Если Сообщества смогут сохранить баланс общеевропейских и региональных интересов, на основе принципов пропорциональности и субсидиарности, то европейское налоговое право имеет хороший шанс стать эффективным средством обеспечения стабильности и справедливости регулируемых отношений.

НДС: самый особенный и сложный налог

НДС (налог на добавленную стоимость) – это самый сложный для понимания, расчета и уплаты налог, хотя если не вникать глубоко в его суть, он покажется не очень обременительным для бизнесмена, т.к. является косвенным налогом. Косвенный налог, в отличие от прямого, переносится на конечного потребителя.

Каждый из нас может увидеть в чеке из магазина общую сумму покупки и сумму НДС, и именно мы, как потребители, в итоге и платим этот налог. Кроме НДС, косвенными налогами являются акцизы и таможенные пошлины. Чтобы разобраться, в чем сложность администрирования НДС для его плательщика, надо будет понять основные элементы этого налога.

Объектами налогообложения НДС являются:

  • реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг. Ряд операций, указанных в пункте 2 статьи 146 НК РФ, не признаются объектами налогообложения НДС;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • передача для собственных нужд товаров, работ, услуги, расходы на которые не учитываются при расчете налога на прибыль;
  • ввоз (импорт) товаров на территорию РФ.

Не облагаются НДС товары и услуги, перечисленные в статье 149 НК РФ. Среди них есть социально значимые, такие как: реализация некоторых медицинских товаров и услуг; услуги по уходу за больными и детьми; реализация предметов религиозного назначения; услуги по перевозке пассажиров; образовательные услуги и т.д. Кроме того, это услуги на рынке ценных бумаг; банковские операции; услуги страховщиков; адвокатские услуги; реализация жилых домов и помещений; коммунальные услуги.

Налоговая ставка НДС может быть равна 0%, 10% и 18%. Есть еще понятие «расчетных ставок», равных 10/110 или 18/118. Их используют при операциях, указанных в пункте 4 статьи 164 НК РФ, например, при получении предоплаты за товары, работы, услуги. Все ситуации, при которых применяются определенные налоговые ставки, приводятся в статье 164 НК РФ.

Обратите внимание: с 2019 года максимальная ставка НДС составит 20% вместо 18%. Расчетная ставка вместо 18/118 составит 20/120.

По нулевой налоговой ставке облагаются операции экспорта; трубопроводный транспорт нефти и газа; передача электроэнергии; перевозки железнодорожным, воздушным и водным транспортом. По 10% ставке – некоторые продовольственные товары; большинство товаров для детей; лекарства и медицинские изделия, не входящие в перечень важнейших и жизненно необходимых; племенной скот. Для всех остальных товаров, работ, услуг действует ставка НДС в 18%.

Налоговая база по НДС в общем случае равна стоимости реализуемых товаров, работ, услуг, с учетом акцизов для подакцизных товаров (ст.154 НК РФ). При этом в статьях со 155 по 162.1 НК РФ приводятся подробности для определения налоговой базы отдельно для разных случаев:

  • передача имущественных прав (ст. 155);
  • доход по договорам поручения, комиссии или агентскому (ст. 156);
  • при оказании услуг перевозок и услуг международной связи (ст. 157);
  • реализация предприятия как имущественного комплекса (ст. 158);
  • выполнение СМР и передача товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд (ст. 159);
  • ввоз (импорт) товаров на территорию РФ (ст. 160);
  • при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ налогоплательщиками — иностранными лицами (ст. 161);
  • с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг (ст. 162);
  • при реорганизации организаций (ст. 162.1).

Налоговым периодом, то есть тем периодом времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога к уплате по НДС, является квартал.

Плательщиками НДС признаются российские организации и индивидуальные предприниматели, а также те, кто перемещает товары через таможенную границу, то есть, импортеры и экспортеры. Не платят НДС налогоплательщики, работающие на специальных налоговых режимах: УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН (кроме случаев, когда они ввозят товар на территорию РФ) и участники проекта «Сколково».

Кроме того, могут получить освобождение от уплаты НДС налогоплательщики, которые отвечают требованиям статьи 145 НК РФ: сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг за три предыдущих месяцев без учета НДС не превысила двух млн. рублей. Освобождение не распространяется на ИП и организации, реализующие подакцизные товары.

Читайте так же:  Страховка в бузулуке

Что такое вычет по НДС?

На первый взгляд, раз уж НДС надо начислять при реализации товаров, работ, услуг, он ничем не отличается от налога с продаж (с оборота). Но если мы вернемся к его полному названию – «налог на добавленную стоимость», то становится понятным, что облагаться им должна не вся сумма реализации, а только добавленная стоимость. Добавленная стоимость — это разница между стоимостью проданного товара, работ, услуг и расходами на приобретение материалов, сырья, товаров, других ресурсов, затраченных на них.

Отсюда становится понятным необходимость получения налогового вычета по НДС. Вычет уменьшает сумму НДС, начисленного при реализации, на ту сумму НДС, которая была уплачена поставщику при приобретении товаров, работ, услуг. Рассмотрим на примере.

Организация «А» закупила у организации «В» товар для перепродажи стоимостью 7 000 рублей за одну единицу. Сумма НДС составила 1 260 рублей (по ставке 18%), итого цена закупки равна 8 260 рублей. Далее организация «А» продает товар организации «С» уже по 10 000 рублей за единицу. НДС при реализации равен 1 800 рублей, который организация «А» должна перечислить в бюджет. В сумме 1 800 рублей уже «скрыт» тот НДС (1 260 рублей), который был оплачен при закупке у организации «В».

По сути, обязательство организации «А» перед бюджетом по НДС равно всего 1 800 – 1 260 = 540 рублей, но это при условии, что налоговые органы зачтут этот входящий НДС, то есть, предоставят организации налоговый вычет. Получение этого вычета сопровождается множеством условий, ниже мы рассмотрим их подробнее.

Кроме вычета сумм НДС, уплаченных поставщикам при приобретении товаров, работ, услуг, НДС при реализации можно уменьшить на суммы, указанные в статье в статье 171 НК РФ. Это НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ; при возврате товара или отказе от выполнения работ, оказания услуг; при уменьшении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и др.

Условия получения вычета входного НДС

Итак, какие условия должен выполнять налогоплательщик, чтобы уменьшить сумму НДС при реализации на ту сумму НДС, которая была уплачена поставщикам или при ввозе товаров на территорию РФ?

  1. Приобретенные товары, работы, услуги должны иметь связь с объектами налогообложения (ст. 171(2) НК РФ). Нередко налоговые органы задаются вопросом – будут ли эти приобретенные товары фактически использоваться в операциях, облагаемых НДС? Еще один подобный вопрос – есть ли экономическая обоснованность (направленность на получение прибыли) при приобретении этих товаров, работ, услуг?
    То есть, налоговый орган пытается отказать в получении налогового вычета по НДС, исходя из своей оценки целесообразности деятельности налогоплательщика, хотя к обязательным условиям вычета входящего НДС это не относится. В итоге, плательщиками НДС подается множество судебных исков на необоснованные отказы в получении вычетов по этому поводу.
  2. Приобретенные товары, работы, услуги должны быть приняты на учет (ст. 172(1) НК РФ).
  3. Наличие правильно оформленной счет-фактуры. В статье 169 НК РФ приводятся требования к тем сведениям, которые должны быть указаны в этом документе. При импорте вместо счет-фактуры факт уплаты НДС подтверждают документы, выданные таможенной службой.
  4. До 2006 года для получения вычета действовало условие о фактической оплате суммы НДС. Сейчас же в статье 171 НК РФ приводятся только три ситуации, при которых право на вычет возникает в отношении именно уплаченного НДС: при ввозе товаров; по расходам на командировки и представительские расходы; уплаченные покупателями-налоговыми агентами. В отношении других ситуаций применяется оборот «суммы налога, предъявленные продавцами».
  5. Осмотрительность и осторожность при выборе контрагента. О том, «Кто в ответе за недобросовестного контрагента?» мы уже рассказывали. Отказ в получении налогового вычета по НДС может быть вызван и вашей связью с подозрительным контрагентом. Если вы хотите уменьшить НДС, который должны уплатить в бюджет, рекомендуем вам проводить предварительную проверку своего партнера по сделке.
  6. Выделение НДС отдельной строкой. Статья 168 (4) НК РФ требует, чтобы сумма НДС в расчетных и первичных учетных документах, а также в счетах-фактурах была выделена отдельной строкой. Хотя это условие и не является обязательным для получения налогового вычета, надо отслеживать его наличие в документах, чтобы не вызывать налоговые споры.
  7. Своевременное выставление поставщиком счет-фактуры. Согласно статье 168 (3) НК РФ счет-фактура должна быть выставлена покупателю не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг. Удивительно, но и тут налоговые органы видят причину для отказа в получении покупателем налогового вычета, хотя требование это относится только к продавцу (поставщику). Суды же по этому вопросу занимают позицию налогоплательщика, резонно отмечая, что пятидневный срок выставления счет-фактуры не является обязательным условием для вычета.
  8. Добросовестность самого налогоплательщика. Здесь уже надо доказать, что сам плательщик НДС, желающий получить вычет, является добросовестным налогоплательщиком. Поводом для этого является все то же постановление Пленума ВАС от 12 октября 2006 г. N 53, которое определяет «пороки» контрагента. В пунктах 5 и 6 этого документа содержится перечень обстоятельств, которые могут указывать на необоснованность налоговой выгоды (а вычет входного НДС тоже является налоговой выгодой)

Подозрительными, по мнению ВАС, являются:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций;
  • отсутствие условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в указанном объеме;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые связаны с получением налоговой выгоды.

Это и такие, вполне безобидные, на первый взгляд, условия, как: создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции; разовый характер операции; использование посредников при сделках; осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика.
Опираясь на это постановление, налоговые инспекторы поступали очень просто – отказывали в получении вычета по НДС, просто перечисляя эти условия. Рвение своих сотрудников пришлось сдерживать самой ФНС, т.к. количество «недостойных» получения налоговой выгоды просто зашкаливало. В письме от 24.05.11 г. № СА-4-9/8250 ФНС отмечает, что «… в практике налогового контроля имеют место случаи, когда налоговый орган, избегая ясности в квалификации обстоятельств получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, ограничиваясь ссылками на пункты 1, 5, 6, 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 делает выводы о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. При этом иные обстоятельства, явно свидетельствующие о том, что хозяйственная операция совершена, не учитываются».

  1. Дополнительными условиями для получения налогового вычета по НДС могут быть еще целый ряд требований налоговых органов к оформлению документов (типичны обвинения в неполноте, недостоверности, противоречивости указанных сведений); к рентабельности деятельности плательщика НДС; попытка переквалификации договоров и т.д. Если вы уверены в своей правоте, во всех этих случаях стоит, по меньшей мере, опротестовывать решения налоговиков об отказе в получении налогового вычета по НДС в вышестоящем налоговом органе.

НДС при экспорте

Как мы уже говорили, при экспорте товаров их реализация облагается по ставке 0%. Право на такую ставку компания должна обосновать, подтвердив факт экспорта документально. Для этого вместе с декларацией по НДС в налоговую инспекцию надо подать пакет документов (копии экспортного контракта, таможенных деклараций, транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможни).

На то, чтобы подать эти документы, плательщику НДС дается 180 дней со дня помещения товаров под таможенные процедуры экспорта. Если в этот срок нужные документы не будут собраны, то НДС надо будет заплатить по ставке 10% или 18%.

НДС при импорте

При ввозе товаров на территорию РФ импортеры платят на таможне НДС, который рассчитывается в составе таможенных платежей (ст. 318 Таможенного кодекса РФ). Исключение – ввоз товаров из Республики Беларусь и Республики Казахстан, в этих случаях уплата НДС оформляется в налоговой инспекции на территории России.

Обратите внимание, что при ввозе товаров на территорию России, НДС платят все импортеры, в том числе работающие на специальных налоговых режимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН), и те, кто освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ.

Ставка НДС при импорте равна 10% или 18%, в зависимости от вида товаров. Исключением являются товары, указанные статье 150 НК РФ, при ввозе которых НДС не взимается. Налоговая база, на которую будет начисляться НДС при ввозе товаров, рассчитывается как общая сумма таможенной стоимости товаров, таможенной пошлины и акциза (для подакцизных товаров).

Хотя упрощенцы не являются плательщиками НДС, но вопросы, связанные с этим налогом, тем не менее, в их деятельности возникают.

Прежде всего, почему налогоплательщики на ОСНО не хотят работать с поставщиками на УСН? Ответ здесь такой – поставщик на УСН не может выставить покупателю счет-фактуру с выделенным НДС, из-за чего покупатель на ОСНО не сможет применить налоговый вычет на сумму входного НДС. Выход здесь возможен в снижении продажной цены, ведь в отличие от поставщиков на общей системе налогообложения, упрощенцы не должны начислять НДС при реализации.

Иногда упрощенцы все-таки выписывают покупателю счет-фактуру с выделенным НДС, что обязывает их уплатить этот НДС и сдать декларацию. Судьба такой счет-фактуры может оказаться спорной. Инспекции часто отказывают покупателям в получении налогового вычета, ссылаясь на то, что упрощенцы не являются плательщиками НДС (при этом НДС-то ими реально уплачен). Правда, большинство судов в таких спорах поддерживает право покупателей на вычет НДС.

Если же наоборот – упрощенец покупает товар у поставщика, работающего на ОСНО, то он оплачивает НДС, на который не может получить вычет. Зато, согласно статье 346.16 НК РФ, налогоплательщик на упрощенной системе может учесть входной НДС в своих расходах. Касается это, правда, только плательщиков УСН Доходы минус расходы, т.к. на УСН Доходы никакие расходы не учитывают.

Декларация по НДС и уплата налога

Декларацию по НДС нужно сдавать по итогам каждого квартала, не позднее 25-го числа следующего месяца, то есть, не позднее 25-го апреля, июля, октября и января соответственно. Отчетность принимается только в электронном виде, если она представлена на бумажном носителе, то не считается представленной. Начиная с отчета за 1 квартал 2017 года декларация по НДС подается по обновленной форме (в ред. Приказа ФНС от 20.12.2016 N ММВ-7-3/[email protected]).

Порядок оплаты НДС отличается от других налогов. Сумму налога, рассчитанную за отчетный квартал, нужно разделить на три равные части, каждую из которых нужно внести не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев следующего квартала. Например, по итогам первого квартала сумма НДС к уплате составила 90 тыс. рублей. Сумму налога делим на три равные части по 30 тыс. рублей, и уплачиваем в следующие сроки: не позднее 25 апреля, мая, июня соответственно.

Обращаем внимание всех ООО — организации могут уплатить налоги только путем безналичного перечисления. Это требование ст. 45 НК РФ, согласно которому обязанность организации по уплате налога считается выполненной только после предъявления в банк платежного поручения. Платить налоги ООО наличными деньгами Минфин запрещает.

* 3 месяца в подарок при оплате сразу за 9 месяцев обслуживания счёта

Если Вы не успели вовремя заплатить налоги или взносы, то помимо самого налога, придется также заплатить неустойку в виде пени, рассчитать которую можно с помощью нашего калькулятора:

В этой статье мы постарались дать основные понятия о НДС. К сожалению, этот налог, как никакой другой, бесконечен в своей сложности, и скорее всего, с введением новой формы декларации по НДС проблем с ним меньше не станет. Рекомендуем вам при расчете и уплате НДС обращаться к специалистам. Например, получить бесплатную часовую консультацию от наших партнеров от 1СБО.