Оглавление:

Арбитражный суд Омской области

Уважаемые посетители сайта, участники споров!

Новые информационные материалы

В раздел «Вниманию участников арбитражных споров» добавлены новые информационные материалы.

Запрет на дарение подарков лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими аппаратов арбитражных судов

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы.

Раздел 1. Требования к стажу государственной гражданской службы, работы по специальности и образованию, предъявляемые к кандидатам на замещение вакантных должностей федеральной государственной службы в аппарате Арбитражного суда Омской области

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 25.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указа Президента Российской Федерации от 16.01.2017 года № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» предъявляются следующие квалификационные требования для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы Арбитражного суда Омской области:

Высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры

Высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры

Раздел 2. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими аппарата Арбитражного суда Омской области

Категория «руководители» высшей, главной и ведущей групп должностей

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, а также локальных актов арбитражного суда, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; порядка и правил разработки проектов законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов; основ управления и организации труда и делопроизводства; процесса прохождения гражданской службы; норм делового общения; форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления; порядка работы со служебной и секретной информацией; правил охраны труда и противопожарной безопасности.

Профессиональные навыки: руководства структурным подразделением, оперативного принятия и реализации управленческих решений, анализа и обобщения информации на стадии принятия и реализации управленческого решения, ведения деловых переговоров, публичного выступления, взаимодействия с другими ведомствами, государственными органами, представителями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, нормотворческой деятельности, работы с законами и иными нормативными правовыми актами и применения их на практике, планирования работы, контроля, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений, стимулирования достижения результатов, владения конструктивной критикой, учета мнения коллег и подчиненных, подбора и расстановки кадров, пользования современной оргтехникой и программными продуктами, систематического повышения профессиональных знаний, своевременного выявления и разрешения проблемных ситуаций, приводящих к конфликту интересов, подготовка деловой корреспонденции.

Категория «помощники (советники)» высшей, главной и ведущей групп должностей

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, а также локальных актов арбитражного суда, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; основ управления и организации труда; процесса прохождения гражданской службы; порядка служебного взаимодействия в пределах своей компетенции с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, арбитражными судами; норм делового общения; форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления; порядка работы со служебной информацией; основ делопроизводства; правил охраны труда и противопожарной безопасности.

Профессиональные навыки: анализа и обобщения информации, оперативной реализации управленческих решений, прогнозирования последствий принимаемых решений, работы с законами и иными нормативными правовыми актами и применения их на практике, ведения деловых переговоров, взаимодействия с другими ведомствами, государственными органами, представителями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, планирования работы, правильного распределения служебного времени, пользования современной оргтехникой и программными продуктами, систематического повышения профессиональных знаний, подготовки деловой корреспонденции.

Категория «специалисты» главной, ведущей и старшей групп должностей

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, а также локальных актов арбитражного суда, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; основ управления и организации труда; процесса прохождения гражданской службы; порядка служебного взаимодействия в пределах своей компетенции с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, арбитражными судами; норм делового общения; форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления; порядка работы со служебной информацией; основ делопроизводства; правил охраны труда и противопожарной безопасности.

Профессиональные навыки: работы в сфере, соответствующей направлению деятельности структурного подразделения, работы с законами и иными нормативными правовыми актами и применения их на практике, обеспечения выполнения поставленных руководством задач, эффективного планирования служебного времени, анализа и обобщения информации, анализа и прогнозирования деятельности в порученной сфере, применения новых подходов к решению возникающих проблем, планирования работы, правильного распределения служебного времени, использования опыта и мнения коллег, пользования современной оргтехникой и программными продуктами, подготовки деловой корреспонденции.

Категория «обеспечивающие специалисты» ведущей, старшей и младшей групп должностей

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, нормативных актов, а также локальных актов арбитражного суда, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; основ управления и организации труда; процесса прохождения гражданской службы; норм делового общения; форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления; порядка работы со служебной информацией; основ делопроизводства; правил охраны труда и противопожарной безопасности.

Профессиональные навыки: работы с законами и иными нормативными правовыми актами и применения их на практике, обеспечения выполнения задач и функций по организационному, информационному, документационному, финансово-экономическому, хозяйственному и иному обеспечению деятельности арбитражного суда, реализации управленческих решений, осуществления взаимодействия с другими подразделениями, правильного распределения служебного времени, исполнительской дисциплины, пользования современной оргтехникой и программными продуктами, подготовки деловой корреспонденции.

Новые квалификационные требования

Минстройархитектуры подписано постановление от 23.03.2017 № 10 «О внесении изменений и дополнений в постановление Минстройархитектуры от 02.05.2014 № 25» (далее – постановление № 10).

Постановлением № 10 вносятся изменения и дополнения в квалификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения аттестатов соответствия первой – четвертой категории, классы сложности объектов строительства и (или) отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), работы по обследованию зданий и сооружений, право на строительство и (или) осуществление которых предоставляют указанные аттестаты соответствия, установленные приложением 1 к постановлению от 02.05.2014 № 25 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений» (далее – квалификационные требования, приложение 1, постановление № 25).

21 января 2017 г. Совмином принято постановление № 57, которым, в частности, внесены изменения и дополнения в постановление от 21.03.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства» (далее – постановление № 252).

В связи с изложенным потребовалось постановление № 25 привести в соответствие с нормами постановления № 57.

Кроме того, практика применения постановления № 25 показала необходимость уточнения некоторых действующих норм указанного постановления.

В настоящее время для получения аттестатов соответствия 3-й и 4-й категории на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации (подп. 2.3.1 и 2.4.1 приложения 1) одним из квалификационных требований является наличие у заявителя руководителя организации, имеющего высшее образование по профилю образования, соответствующему заявленному виду деятельности в области строительства, и стаж работы в области строительства не менее 5 лет.

Аналогичные требования предъявляются к руководителю организации и при подаче заявителем документов для получения аттестатов соответствия 3-й и 4-й категории на выполнение отдельных видов строительных работ (подп. 8.3.1 и 8.4.1 приложения 1).

Также для получения аттестатов соответствия 3-й и 4-й категории на разработку разделов проектной документации у заявителя должен быть руководитель организации, имеющий высшее образование по профилю образования, соответствующему заявленному виду деятельности в области проектирования, и стаж работы в области строительства не менее 5 лет (подп. 4.3.1 и 4.4.1 приложения 1).

Постановлением № 10 подп. 2.3.1 и 2.4.1, 4.3.1 и 4.4.1, 8.3.1 и 8.4.1 квалификационных требований, устанавливающие наличие в организации руководителя с высшим образованием по профилю образования, соответствующему заявленному виду деятельности в области строительства, и стажем работы в соответствующей области не менее 5 лет, дополняются возможностью наличия у руководителя организации не только высшего, но и среднего специального образования по профилю образования, соответствующему заявленному виду деятельности в области строительства, и стажа работы в соответствующей области не менее 8 лет.

Необходимость внесения этих изменений возникла в связи с тем, что в небольших проектных и строительных организациях, претендующих на получение аттестатов соответствия по неключевым направлениям аттестации, часто отсутствует в штате руководитель организации, имеющий высшее образование в области строительства, однако он имеет среднее специальное образование в области строительства (проектирования) и значительный стаж работы в заявляемой для аттестации сфере деятельности.

Для получения аттестатов соответствия 1-й и 2-й категории на выполнение функций генерального проектировщика одним из квалификационных требований является наличие у заявителя 100 % главных специалистов, имеющих квалификационные аттестаты по виду деятельности в области строительства «разработка разделов проектной документации», работающих по основному месту работы (подп. 3.1.1 и 3.2.1 приложения 1).

Названные подпункты дополняются требованием наличия у заявителя начальников (заведующих) структурными подразделениями (при наличии соответствующей должности).

Аттестация начальников (заведующих) структурных подразделений, осуществляющих разработку разделов проектной документации, не является нововведением, и данная специализация аттестации указана в перечне подлежащих аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденном постановлением Минстройархитектуры от 26.03.2014 № 15 «О некоторых вопросах аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений» (далее – постановление № 15).

Выполнение функций генерального проектировщика является одним из ключевых направлений аттестации, в связи с чем потребовалось внесение требования о наличии аттестованных начальников (заведующих) структурных подразделений в квалификационные требования для получения соответствующих аттестатов соответствия.

В настоящее время для получения аттестатов соответствия 1-й и 2-й категории на разработку разделов проектной документации одним из квалификационных требований является обязательное наличие в штате организации не менее одного специалиста, осуществляющего разработку проектной документации по каждому из следующих разделов: охрана окружающей среды, инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности, организация строительства (абзац пятый подп. 4.1.1 и абзац пятый подп. 4.2.1 приложения 1).

Постановлением № 10 данное требование из приложения 1 исключено, поскольку при разработке отдельных разделов проектной документации, таких как внутренние и наружные сети и системы (электроснабжения, электроосвещения, связи, радиофикации, телевидения и некоторых других), не требуется разработка вышеназванных разделов и, соответственно, нет необходимости в наличии специалистов по их разработке.

Еще одним из квалификационных требований для получения аттестатов соответствия 1-й и 2-й категории на разработку разделов проектной документации является наличие рабочих мест специалистов, осуществляющих разработку разделов проектной документации, оборудованных программным обеспечением для информационного моделирования строительных объектов (подп. 4.1.7 и 4.2.7 приложения 1). Данное требование также исключается из приложения 1. Весь потенциал информационного моделирования проявляется в процессе проектирования сложных, уникальных объектов. Учитывая высокую стоимость и сложность изучения современных программ, не всегда целесообразно использовать их при проектировании типовых объектов либо разработке отдельных разделов проекта. Кроме того, при необходимости, требование о наличии программ для информационного моделирования объектов строительства может указывать генеральный проектировщик, который должен иметь указанные программы в обязательном порядке, при выборе субподрядчика, разрабатывающего отдельный раздел проектной документации.

В настоящее время для получения аттестата соответствия 3-й категории на разработку разделов проектной документации подп. 4.3.1 квалификационных требований предусмотрено наличие не менее 2 главных инженеров проекта или 2 главных архитекторов проекта, имеющих стаж работы по специализации аттестации не менее 8 лет. Как показала правоприменительная практика постановления № 25, возникла необходимость замены данного требования требованием наличия у заявителя не менее одного главного инженера проекта или одного главного архитектора проекта, имеющих стаж работы по специализации аттестации не менее 8 лет, поскольку при разработке 1–2 разделов проекта нет необходимости в наличии 2 главных инженеров проекта или главных архитекторов проекта.

Кроме того, постановлением № 10 абзац четвертый графы 3 подп. 4.4.1 квалификационных требований, предусматривающий для получения аттестата соответствия 4-й категории на разработку разделов проектной документации требование о наличии не менее одного главного инженера проекта или одного главного архитектора проекта, имеющего соответствующий квалификационный аттестат, работающего по основному месту работы, исключается. Это связано с тем, что при разработке таких разделов, как «охрана окружающей среды» либо «инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности, организация строительства» по 4-й категории, как показала правоприменительная практика, задействованы специалисты по данным разделам, которые не могут быть аттестованы на главных инженеров проекта либо на главных архитекторов проекта в связи с несоответствием требований по их образованию.

Перечень специализаций по техническому надзору в подп. 5.3 квалификационных требований приведен в соответствие с Перечнем отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), подлежащих обязательной аттестации, изложенным в новой редакции постановлением № 57.

С учетом специфики работы строительных организаций постановлением № 252 предусмотрено разделение выполнения функций генерального подрядчика со стоимостью строительства свыше 5 тыс. базовых величин по:

  • строительству зданий и сооружений;
  • строительству инженерной, транспортной, магистральной инфраструктуры.

Это позволит специализированным организациям получить аттестат соответствия на выполнение функций генерального подрядчика по объектам их специализации, т.е. если организация выполняет только строительство инженерной инфраструктуры (генподрядчик), нет необходимости получать этой организации аттестат соответствия на выполнение функций генерального подрядчика по строительству зданий и сооружений. Такую необходимость также диктует и складывающаяся экономическая ситуация с объемами работ на объектах строительства. Правоприменительная практика показала, что организации, занимающиеся газификацией либо строительством тепловых сетей и водоснабжения, электроснабжения (все это относится к магистральной инженерной инфраструктуре), а данные объекты относятся к 1–2-му классам сложности согласно государственному стандарту Республики Беларусь СТБ 2331-2015 «Здания и сооружения. Классификация. Основные положения», утвержденному постановлением Госстандарта от 07.10.2015 № 47, в штате имеют около 80–150 человек и основные фонды 70–100 тыс. базовых величин.

В связи с вышеизложенным п. 7 квалификационных требований потребовалось изложить в новой редакции, поскольку по каждому направлению выполнения генподряда (строительству зданий и сооружений и строительству инженерной, транспортной, магистральной инфраструктуры) излагаются отдельные квалификационные требования.

Требование, устанавливающее наличие у заявителя определенной численности (в зависимости от категории) для получения аттестатов соответствия на выполнение функций генерального подрядчика по строительству зданий и сооружений 1-й и 2-й категории (подп. 7.1.1.1 и 7.1.2.1 приложения 1), дополняется уточняющим определением «в штате», поскольку для получения аттестата соответствия 3-й категории (подп. 7.1.3.1 приложения 1) данное требование определено.

Подпункты 7.1.1.1, 7.1.2.1 квалификационных требований дополняются требованием наличия у заявителя начальников (заместителей начальников) производственно-технического отдела и инженеров по сметной работе (сметчиков).

Аттестация начальников (заместителей начальников) производственно-технического отдела и инженеров по сметной работе (сметчиков) не является нововведением, и данная специализация аттестации указана в перечне подлежащих аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением № 15.

Выполнение функций генерального подрядчика является одним из ключевых направлений аттестации, в связи с чем целесообразно внесение требования о наличии аттестованных начальников (заместителей начальников) производственно-технического отдела и инженеров по сметной работе (сметчиков) в квалификационные требования для получения соответствующих аттестатов соответствия.

Читайте так же:  Кредитный договор по гражданскому праву

Аналогичные требования о наличии аттестованных начальников (заместителей начальников) производственно-технического отдела и инженеров по сметной работе (сметчиков) установлены для получения аттестатов соответствия 1-й и 2-й категории на выполнение функций генерального подрядчика по строительству инженерной, транспортной, магистральной инфраструктуры (подп. 7.2.1.1 и 7.2.2.1 приложения 1).

В подп. 8.1.3 и 8.2.3 квалификационных требований, выполнение которых необходимо для получения аттестатов соответствия на строительство объектов 1–4-го классов сложности, уменьшены стоимостные показатели квалификационных требований в части наличия находящихся в собственности, хозяйственном ведении основных средств, необходимых для выполнения деятельности в области строительства, на право осуществления которой будет выдаваться аттестат соответствия. Данные показатели привязаны к показателям, установленным для получения аттестатов соответствия на выполнение функций генерального подрядчика со стоимостью строительства свыше 5 тыс. базовых величин по строительству инженерной, транспортной, магистральной инфраструктуры.

Если действующей редакцией постановления № 25 для получения аттестатов соответствия на строительство объектов 1–4-го классов сложности 1-й категории предусмотрено наличие у заявителя находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании основных средств, учетная стоимость которых составляет не менее 300 тыс. базовых величин, то постановлением № 10 для данной категории учетная стоимость установлена не менее 100 тыс. базовых величин (подп. 8.1.3 приложения 1). Для получения аттестатов соответствия на строительство объектов 1–4-го классов сложности 2-й категории такая учетная стоимость установлена постановлением № 10 не менее 30 тыс. базовых величин вместо 150 тыс. базовых величин (подп. 8.2.3 приложения 1).

В связи с разделением вида деятельности по обследованию зданий и сооружений на 3 подвида: обследование строительных конструкций зданий и сооружений; обследование инженерных сетей и систем; обследование автомобильных дорог, мостовых сооружений – вводятся требования по наличию у заявителя установленного количества специалистов по каждой из указанных в заявлении о получении аттестата соответствия работ, составляющих вид деятельности «обследование зданий и сооружений (строительных конструкций зданий и сооружений; инженерных сетей и систем; автомобильных дорог, мостовых сооружений)», имеющих квалификационные аттестаты по виду деятельности в области строительства «выполнение работ по обследованию зданий и сооружений» по соответствующей специализации аттестации.

Согласно п. 97 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом от 11.08.2003 № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности», изменения и (или) дополнения, вносимые в структурный элемент акта (предложение), оформляются в виде новой редакции структурного элемента (предложения), если количество внесенных в действующую редакцию изменений и (или) дополнений составляет более половины текста структурного элемента (предложения) либо если внесение отдельных изменений и (или) дополнений технически сложно для изложения или восприятия.

На основании вышеизложенного для упрощения восприятия п. 9 «Обследование зданий и сооружений» квалификационных требований данный пункт изложен в новой редакции.

Татьяна Фомичева, консультант управления нормативного
правового обеспечения строительной отрасли Минстройархитектуры

Квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с положениями части 8 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» подготовлена обновленная версия Справочника квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (далее – справочник, гражданская служба, область и вид деятельности, гражданские служащие соответственно).

Обновленная версия справочника подготовлена на основе предложений государственных органов, поступивших в Минтруд России в 2017 г. – I квартале 2018 г., и предусматривает:

  • конкретизацию требований к знаниям и умениям в области информационно-коммуникационных технологий в соответствии с Рекомендациями о составе квалификационных требований компьютерной грамотности, необходимых для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими, утвержденными протоколом заочного голосования членов Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 18 декабря 2017 г. № 3;
  • включение новых видов деятельности и внесение уточнений в знания и умения в связи с изменением законодательства Российской Федерации.

Справочник является рекомендательным и содержит универсальный подход к формулированию квалификационных требований с учетом области и вида деятельности гражданских служащих.

Также обновлен Перечень областей и видов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее – перечень), который является основой раздела «Профессионально-функциональные квалификационные требования» справочника.

В частности, перечень дополнен ссылками на профессиональные стандарты, соответствующие областям и видам деятельности справочника.

Применение профессиональных стандартов на гражданской службе не осуществляется, но знания и умения, содержащиеся в них, могут быть заимствованы при разработке квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы в целях поддержания взаимосвязи с федеральными образовательными стандартами.

Справочник и Методический инструментарий рекомендуется использовать в работе федеральным государственным органам, государственным органам субъектов Российской при совершенствовании должностных регламентов гражданских служащих в части включения в них квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы, сформированных с учетом областей и видов деятельности и учитываемых в ходе кадровых процедур для оценки профессионального уровня гражданских служащих (граждан Российской Федерации).

Внедрение и поддержание в актуальном состоянии квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы, учитывающих области и виды деятельности гражданских служащих, направлено на повышение профессионализма и компетентности гражданских служащих, эффективности отбора кадров, поступающих на гражданскую службу, и профессионального развития гражданских служащих.

В целях поддержания квалификационных требований в актуальном состоянии справочник планируется совершенствовать на постоянной основе с учетом потребностей государственных органов в квалификации кадрового состава, а также изменений законодательства Российской Федерации.

Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих

Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих

Перечень областей и видов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации

Функциональные обязанности государственных гражданских служащих

Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (Версия 3.2)

Новые квалификационные требования по специальности «Пластическая хирургия»

Вышел в свет приказ Минздрава России №707н «»Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», который был подписан В.И.Скворцовой 08 октября 2015 года и зарегистрирован Минюсте России 23.10.2015 №39438.

Данный приказ утверждает новые квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим оброазованием, а также отменяет приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 года № 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 года, регистрационный № 14292); приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1644н «О внесении изменений в Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития 7 июля 2009 года № 415н»(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 года, регистрационный № 23879).

В соответствии с Приказом для специальности Пластическая хирургия утвержденны следующие квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «здравоохранение и медицинские науки» :

Уровень профессионального образования: Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»

Дополнительное профессиональное образование: Подготовка в ординатуре по специальности «Пластическая хирургия. Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Должности: Врач — пластический хирург; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — врач — пластический хирург.

Таким образом, временный период обучения и получения сертификата по пластической хирургии путем профессиональной переподготовки в объеме более 500 часов подошел к концу. С момента опубликования данного приказа пластическим хирургом можно стать только после прохождения ординатуры по специальности.

На кафедре пластической хирургии института профессионального образования ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М.Сеченова Минздрава России можно пройти ординатуру на бюджетной или коммерческой основе, а также пройти сертификационные циклы и циклы повышения квалификации по разным направлениям пластической хирургии.

Новые квалификационные требования к госслужащим: проблемы и мнения

В Пермском кампусе НИУ ВШЭ состоялся круглый стол «Совершенствование квалификационных требований к претендентам на должность госслужащих». Актуальные аспекты законопроекта «О государственной гражданской службе РФ» обсудили представители органов власти Перми и Пермского края, а также эксперты Высшей школы экономики.

В Пермском кампусе НИУ ВШЭ состоялся круглый стол «Совершенствование квалификационных требований к претендентам на должность госслужащих». Актуальные аспекты законопроекта «О государственной гражданской службе РФ» обсудили представители органов власти Перми и Пермского края, а также эксперты Высшей школы экономики.

В круглом столе приняли участие: начальник отдела организации аудита Управления по вопросам муниципальной службы и кадров Администрации города Перми Светлана Крылова, заместитель директора департамента государственного управления Администрации губернатора Пермского края Максим Попов, заведующая Сектором по кадровой политике отдела государственной службы и кадров Законодательного собрания Пермского края Светлана Соколова, декан факультета профессиональной переподготовки НИУ ВШЭ – Пермь Вадим Грабарь, заместитель декана факультета профессиональной переподготовки НИУ ВШЭ – Пермь Илона Колос, доцент департамента менеджмента Людмила Лебедева, заместитель директора Светлана Левина.

Модератором круглого стола выступила доцент департамента менеджмента, академический руководитель магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» НИУ ВШЭ – Пермь Елена Зуева. В приветственном слове она обозначила основные темы для дискуссии: в чем смысл новых квалификационных требований к госслужащим, есть ли отличия в них на разных уровнях власти, какой диплом нужен для поступления на госслужбу, как изменения повлияют на борьбу с коррупцией и какова будет роль профпереподготовки.

Стоит отметить, что 31 декабря 2014 года был опубликован новый законопроект, изменяющий Федеральный закон № 79 от 2004 года «О государственной гражданской службе РФ». Согласно законопроекту выделяются 5 видов должностей государственных гражданских служащих и несколько групп специалистов, к которым будут предъявляться иные квалификационные требования по образованию. Так, на руководящие должности могут быть приняты только выпускники вузов с дипломом специалиста или магистра определенных направлений: «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Юриспруденция».

«Я положительно оцениваю этот пункт законопроекта, сейчас мы особенно нуждаемся в людях с высокой квалификацией, чтобы руководить страной, регионом или муниципалитетом. Это важное условие для эффективного развития», — подчеркнула Елена Зуева.

В то же время возникает множество вопросов: как устроиться на госслужбу выпускнику вуза, если в обязательные требования входит определенный стаж работы; как принимать на работу человека, если он еще учится и др.

Светлана Крылова поделилась опытом: «У нас проходят практику студенты разных вузов. Среди них есть те, кого мы готовы принять на работу, но не можем этого сделать по законодательству. Что касается стажа работы, то сейчас ситуация меняется. У нас на первом месте при приеме на госслужбу — выпускники с красными дипломами».

Эксперты также рассмотрели изменение требований к профессиональной переподготовке. Согласно новому законопроекту если у претендента на должность или госслужащего нет диплома соответствующей специальности, он может пройти профессиональную переподготовку по этим направлениям. При этом профпереподготовка должна быть объемом свыше 1000 часов.

Илона Колос рассказала, что сегодня существует два вида профпереподготовки: с правом ведения новой деятельности (объем обучения меньше 1000 часов) и с присвоением дополнительной квалификации (объем обучения свыше 1000 часов).

«Сейчас нам придется перестроить программы, увеличив количество часов обучения. И мы уже начали работать в этом направлении. Планируем реализовать новые программы с октября этого года. Кроме того, мы добавим в них ряд новых дисциплин: антикоррупционное законодательство, госзакупки и др. Обучение займет около 1,5 лет», — обозначила заместитель декана факультета профпереподготовки НИУ ВШЭ – Пермь.

На круглом столе обсудили сроки проведения профпереподготовки и проблемы, возникающие в связи с реализацией этого требования законопроекта.

Максим Попов пояснил: «До 31 декабря 2017 года необходимо провести внеочередную аттестацию. Эта процедура будет реализована, чтобы исключить из числа госслужащих тех, чье образование не соответствует требованиям законодательства. У нас есть время, чтобы привести в порядок квалификационные требования».

Елена Зуева предложила обсудить, смогут ли выпускники с дипломом магистра сразу получить должность руководителя. Светлана Крылова отметила, что с этим они уже столкнулись на практике: «Получается, что человек с огромным опытом уступает специалисту со студенческой скамьи, но с дипломом магистра. Но пока мы оставили этот вопрос без ответа».

В ходе дискуссии были затронуты такие проблемы, как мотивация госслужащих и критерии отбора образовательных учреждений для прохождения качественной профпереподготовки.

«Современный госслужащий сталкивается с противоречием: он действует в консервативной системе, а от него требуют инноваций», — обозначил Вадим Грабарь.

«Рынок госслужащих должен быть конкурентоспособным. В настоящий момент он является третьим в регионе по количеству рабочих мест на рынке труда. Необходимо создавать такие условия работы, чтобы люди, которые нужны для эффективного управления, пришли на госслужбу, а не ушли в бизнес и т.п.», — уверена Елена Зуева.

«Я тоже пытался заниматься системой мотивации. Это очень интересная тема, мы можем попробовать конкурировать с иными работодателями. На самом деле существует проблема нехватки квалифицированных кадров. Нужно не только их найти, но и привлечь», — рассказал Максим Попов. Он также обозначил, что существуют и проблемы, снижающие мотивацию госработников: отсутствие обратной связи, снижение социальных гарантий.

Светлана Крылова высказала мнение, что необходимо выстраивать систему индивидуального подхода к госслужащим и их обучению — в зависимости от результатов работы.

В ходе обсуждения был поднят вопрос об изменении отношения госслужащих к антикоррупционному законодательству. «В число базовых квалификационных требований необходимо внести знание антикоррупционного законодательства. Главная цель нашего круглого стола — максимально наполнить структуры обучения теми требованиями, которые предъявляются госслужащим. Чтобы мы получали подготовленных специалистов», — отметил Максим Попов.

Эксперты сошлись во мнении, что для эффективного внедрения новых квалификационных требований к госслужащим необходимо взаимодействие на всех уровнях власти и сотрудничество с вузами. Светлана Крылова подчеркнула при этом, что Высшая школа экономики всегда готова к инновациям в образовательном процессе.

Елена Зуева подвела итоги круглого стола: «Десять лет мы существуем в рамках федерального закона, который в некоторых позициях устарел уже давно. Наконец-то ситуация начала меняться. Сейчас формируется новая модель экономического развития. Кто будет управлять новой экономикой? Те самые люди, к которым формируются сегодня новые квалификационные требования. Мы готовы к сотрудничеству. И хорошо, что у нас есть еще два года, за которые можно подготовиться к введению нового закона».

Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы Версия 3.2 (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ)

Эффективное государственное управление возможно при условии качественного исполнения задач и функций, возложенных на государственные органы, кадрами, обладающими необходимой квалификацией.

Обеспечение поступления на государственную гражданскую службу Российской Федерации (далее — гражданская служба) компетентных граждан требует разработки, внедрения и поддержания в актуальном состоянии в государственном органе системы квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы (далее — квалификационные требования), включающей ориентированные на цели и задачи государственного органа требования к профессиональному образованию, знаниям и умениям, в том числе умениям, свидетельствующим о наличии необходимых профессиональных и личностных качеств (компетенций).

Минтрудом России совместно с государственными органами в целях создания и обеспечения функционирования на гражданской службе системы квалификационных требований, отвечающей указанным целям, и в рамках практической реализации положений части 8 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 79-ФЗ) сформирован справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее — справочник, область деятельности, вид деятельности, гражданские служащие соответственно).

Читайте так же:  Кредит под залог недвижимости иностранцами

Указом Президента Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 478 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» (далее — Указ № 16) внесены изменения в пункт 1 Указа № 16 в части квалификационных требований к продолжительности стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей гражданской службы.

С учетом данных изменений Минтрудом России подготовлена обновленная версия 3.2 Методического инструментария по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (далее — Методический инструментарий).

Подходы, содержащиеся в Методическом инструментарии, и квалификационные требования, которые вошли в состав справочника, направлены на введение на гражданской службе системы профессионально-функциональных групп, предусматривающей классификацию должностей гражданской службы с учетом особенностей деятельности государственных органов, отражающих отраслевую структуру государственного управления и реализуемые ими функции.

Введение системы профессионально-функциональных групп реализуется в Методическом инструментарии и справочнике посредством установления взаимосвязи целей, задач и направлений деятельности государственных органов с областями и видами деятельности гражданских служащих.

Методический инструментарий является руководством для подготовки разделов должностных регламентов гражданских служащих, содержащих квалификационные требования.

Наряду с повышением качества отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы внедрение системы квалификационных требований в соответствии с Методическим инструментарием позволит повысить эффективность иных кадровых технологий, включая профессиональное развитие гражданских служащих.

Соблюдение государственными органами унифицированного подхода к установлению квалификационных требований создаст возможности для мобильности кадров на гражданской службе и расширит перспективы должностного роста гражданских служащих.

Расширение осведомленности граждан Российской Федерации о квалификационных требованиях повысит открытость гражданской службы и создаст предпосылки для формирования у них более широкого понимания потенциальных возможностей для замещения определенных должностей гражданской службы.

Основные понятия и определения*(1)

Квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы (квалификационные требования) — требования к уровню и специальности (направлению подготовки) профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, включая умения, свидетельствующие о наличии профессиональных и личностных качеств (компетенций).

Требования вне зависимости от области и вида деятельности гражданских служащих (базовые квалификационные требования) — требования к уровню профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям для замещения должности гражданской службы вне зависимости от области и вида деятельности.

Базовые квалификационные требования к знаниям и умениям вне зависимости от области и вида деятельности включают требования к:

— знанию государственного языка Российской Федерации (русского языка);

— знаниям основ Конституции Российской Федерации, законодательства о гражданской службе, законодательства о противодействии коррупции;

— знаниям и умениям в области информационно-коммуникационных технологий;

— умениям, свидетельствующим о наличии необходимых профессиональных и личностных качеств (компетенций).

Требования в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (профессионально-функциональные квалификационные требования) — требования к специальностям, направления подготовки профессионального образования, знаниям и умениям для замещения должности гражданской службы в зависимости от области и вида деятельности и с учетом функциональных обязанностей.

Профессионально-функциональные квалификационные требования включают профессиональные квалификационные требования и функциональные квалификационные требования.

Профессиональные квалификационные требования — требования к специальности (направлению подготовки), стажу работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей в рамках области и вида деятельности.

Функциональные квалификационные требования — требования к знаниям и умениям в зависимости от функциональных обязанностей, реализуемых в рамках области и вида деятельности (нормативно-правовое регулирование и выработка государственной политики, контрольно-надзорная деятельность, предоставление государственных услуг и т.д.) (далее — требования к функциональным знаниям и умениям).

Область профессиональной служебной деятельности (область деятельности) — отраслевая сфера экономики или управления, в рамках которой гражданским служащим осуществляется исполнение должностных обязанностей в соответствии с целями, задачами, полномочиями и функциями государственного органа в целом и определенного структурного подразделения (например, области деятельности «Управление в сфере юстиции», «Внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность» и т.д.).

Вид профессиональной служебной деятельности (вид деятельности) — специализация в рамках области деятельности, в соответствии с которой гражданские служащие исполняют должностные обязанности в локализованном структурном подразделении государственного органа (например, вид деятельности «Регулирование в области охраны памятников культуры» в рамках области деятельности «Управление в сфере культурной и национальной политики»).

Профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности*(2).

Уровень профессионального образования — завершенный цикл профессионального образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований*(3).

Уровнями профессионального образования являются*(4):

среднее профессиональное образование;

высшее образование — бакалавриат;

высшее образование — специалитет, магистратура;

высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное профессиональное образование — профессиональное образование, направленное на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды и осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных образовательных программ в форме повышения квалификации, профессиональной переподготовки*(5).

Специальность — совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач*(6).

Квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности*(7).

Стаж работы по специальности, направлению подготовки — периоды работы гражданина (гражданского служащего) по специальности, направлению подготовки после получения документа об образовании и (или) о квалификации в случае, если должностным регламентом предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы или периоды работы гражданина (гражданского служащего), при выполнении которой получены знания и умения, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы, после получения им документа о профессиональном образовании того уровня, который соответствует квалификационным требованиям, в случае, если должностным регламентом не предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки*(8).

Знания — совокупность правовых, организационных, технических и иных знаний, необходимых для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей.

Умения — освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. Умения всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и включают в себя процессы мышления*(9). В этой связи умения представляют собой осмысленные физико-технические действия человека, направленные на достижение определенной цели или выполнение конкретной задачи.

К умениям, включенным в состав базовых квалификационных требований, относятся умения в области информационно-коммуникационных технологий, а также общие и управленческие умения, свидетельствующие о наличии необходимых профессиональных и личностных качеств.

Общие умения — умения, необходимые для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей по должностям гражданской службы всех категорий и групп.

Управленческие умения — умения, необходимые для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей по должностям гражданской службы категории «руководители» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы, а также иным должностям, в должностные обязанности по которым входит организация и планирование деятельности гражданских служащих, находящихся в линейном или функциональном подчинении, и в целом государственного органа, структурных(ого) подразделений(я) государственного органа или проектных(ой) групп(ы), а также контроль хода исполнения документов и проектов для достижения задач и целей государственного органа, структурных(ого) подразделений(я) государственного органа или проектных(ой) групп(ы).

Профессиональные качества — проявляемые в поведении гражданского служащего характеристики, отражающие единство его стремлений, способностей, знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей.

Личностные качества — индивидуальные особенности личности, отражающие жизненные ценности и установки индивидуума, тип темперамента, мотивацию и личные цели, динамические свойства нервной системы. Совокупность личностных качеств гражданского служащего проявляется в профессиональной служебной деятельности через профессиональные качества.

Компетенция — комплекс проявляемых в поведении гражданского служащего профессиональных и личностных качеств, свидетельствующий о наличии необходимых для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей знаний, умений, а также опыта профессиональной деятельности.

Модель профессиональных и личностных качеств (компетенций) — набор компетенций и их характеристик, сформированный в соответствии с должностными обязанностями гражданского служащего.

1. Описание системы квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 79-ФЗ в число квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя — к специальности, направлению подготовки.

Содержащиеся в Методическом инструментарии подходы к установлению квалификационных требований определены в развитие положений статьи 12, других положений Федерального закона № 79-ФЗ, а также Указа № 16.

В связи с необходимостью реализации положений части 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, предусматривающих определение квалификационных требований с учетом области и вида деятельности, возникает потребность в разделении квалификационных требований на требования вне зависимости от области и вида деятельности гражданских служащих (базовые квалификационные требования) и требования в зависимости от области и вида деятельности гражданских служащих (профессионально-функциональные квалификационные требования).

Базовые квалификационные требования подразделяются на:

— требования к уровню профессионального образования;

— требования к продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

— требования к базовым знаниям и умениям (вне зависимости от областей и видов деятельности), включающие:

— требования к знанию государственного языка Российской Федерации (русского языка);

— требования к знаниям основ Конституции Российской Федерации, законодательства о гражданской службе, законодательства о противодействии коррупции;

— требования к знаниям и умениям в области информационно-коммуникационных технологий;

— требования к умениям, свидетельствующим о наличии необходимых профессиональных и личностных качеств (компетенций).

Базовые квалификационные требования рекомендуется устанавливать в соответствии с подходами, изложенными во втором разделе Методического инструментария «Базовые квалификационные требования».

Профессионально-функциональные квалификационные требования включают:

— профессиональные квалификационные требования по областям и видам деятельности:

— требования к специальности (направлению подготовки);

— требования к стажу работы по специальности, направлению подготовки, соответствующим области и виду деятельности;

— требования к профессиональным знаниям, включая знание законодательства Российской Федерации и иные знания, и профессиональным умениям, соответствующие области и виду деятельности;

— функциональные квалификационные требования:

— требования к функциональным знаниям и умениям.

Профессиональные квалификационные требования рекомендуется разрабатывать профильным структурным подразделениям государственного органа с участием кадровой службы государственного органа в соответствии с подходами, изложенными в третьем разделе Методического инструментария.

Справочник является единой базой квалификационных требований, классифицированных по областям и видам деятельности, рекомендуемой для использования кадровыми службами государственных органов в целях определения в должностных регламентах базовых и профессионально-функциональных квалификационных требований.

Система квалификационных требований отражена в таблице 1.

2. Требования вне зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (базовые квалификационные требования)

2.1. Требования к уровню профессионального образования

Должностям гражданской службы разных категорий и групп соответствуют отличающиеся по степени сложности и уровню ответственности задачи из различных профессиональных областей, решение которых требует наличия у гражданских служащих системных знаний.

Указанные знания приобретаются в ходе получения профессионального образования, а также закрепляются на практике и совершенствуются в процессе последующей трудовой или профессиональной служебной деятельности.

Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

среднее профессиональное образование;

высшее образование — бакалавриат;

высшее образование — специалитет, магистратура;

высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Требования к уровню профессионального образования в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ входят в число квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы.

Частью 3 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ в числе квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы предусматривается наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы в соответствии с частью 4 указанной статьи Федерального закона № 79-ФЗ обязательно наличие высшего образования. В этой связи претендовать на замещение указанных должностей гражданской службы вправе граждане, получившие высшее образование не ниже уровня бакалавриата, при условии соответствия иным квалификационным требованиям.

Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

Требования к минимальному уровню профессионального образования в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы содержатся в Таблице 1.

2.2. Требования к продолжительности стажа государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки

Пунктом 1 Указа № 16 установлены следующие квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки для замещения:

а) высших должностей федеральной гражданской службы — не менее четырех лет стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

б) главных должностей федеральной гражданской службы — не менее двух лет стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

в) ведущих, старших и младших должностей федеральной гражданской службы — без предъявления требования к стажу.

Пунктом 2 Указа № 16 предусматривается, что для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей федеральной гражданской службы — не менее одного года стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, а также пунктом 6 Указа № 16 квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации самостоятельно.

Вместе с тем при определении требований к стажу для замещения должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации целесообразно учитывать социально-экономическую ситуацию, в том числе особенности рынка труда в субъекте Российской Федерации, а также потребности в специалистах, обладающих соответствующей квалификацией в конкретной области и виде деятельности.

2.3. Требования к базовым знаниям и умениям

Требования к знаниям и умениям в рамках базовых квалификационных требований включают требования к:

— знанию государственного языка Российской Федерации (русского языка);

— знаниям основ Конституции Российской Федерации, законодательства о гражданской службе, законодательства о противодействии коррупции;

— знаниям и умениям в области информационно-коммуникационных технологий;

— умениям (общим и управленческим умениям), свидетельствующим о наличии необходимых профессиональных и личностных качеств (компетенций).

Определение требований к умениям (общим и управленческим умениям), свидетельствующим о наличии необходимых профессиональных и личностных качеств (компетенций), позволяет реализовать нормы пункта 19 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112, а также пункта 21 Положения о кадровом резерве федерального государственного органа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2017 г. № 96, предусматривающих необходимость оценки профессиональных и личностных качеств при проведении конкурса на замещение вакантных должностей гражданской службы или включение в кадровый резерв государственных органов.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований для замещения вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента, определяющих круг задач, которые будут стоять перед гражданским служащим при осуществлении должностных обязанностей.

Кроме того, нормами подпункта «г» пункта 13 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110, предусматривается мотивированная оценка профессиональных и личностных качеств гражданского служащего, включаемая в отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период.

Читайте так же:  Льготы на оплату квартиры

Требования к знанию государственного языка Российской Федерации (русского языка), знаниям основ Конституции Российской Федерации, законодательства о гражданской службе, законодательства о противодействии коррупции, знаниям и умениям в области информационно-коммуникационных технологий, умениям (общим и управленческим умениям) рекомендуется устанавливать в должностных регламентах вне зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы.

Для всех категорий и групп должностей гражданской службы в число квалификационных требований в должностной регламент представляется целесообразным включать требования к наличию следующих умений (общие умения):

— умение мыслить стратегически (системно);

— умение планировать, рационально использовать служебное время и достигать результата;

— умение управлять изменениями.

Для должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)» всех групп должностей, категории специалисты высшей группы должностей, а также главной, ведущей и старшей групп должностей в число квалификационных требований в должностной регламент дополнительно следует включать требования к наличию следующий умений (управленческие умения):

— умение руководить подчиненными, эффективно планировать, организовывать работу и контролировать ее выполнение;

— умение оперативно принимать и реализовывать управленческие решения.

Требования к управленческим умениям необходимо устанавливать для замещения должностей категории «руководители» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы, а также иных должностей, в должностные обязанности по которым входит организация и планирование деятельности гражданских служащих, находящихся в подчинении, а также контроль хода исполнения документов и проектов для достижения целей и задач государственного органа.

О наличии общих и управленческих умений свидетельствуют профессиональные и личностные качества (компетенции), представленные в модели профессиональных и личностных качеств (компетенций) в Приложении № 1.

Стоит учитывать, что умения следует оценивать посредством выявления у кандидатов (гражданских служащих) профессиональных и личностных качеств (компетенции), наличие которых характеризуется совокупностью поведенческих индикаторов.

Состав профессиональных и личностных качеств (компетенций), предусмотренных моделью профессиональных и личностных качеств (компетенций), определятся в ходе оценочных процедур и в зависимости от категории и группы должности гражданской службы, должностных обязанностей гражданского служащего, а также оценки его потенциала к должностному росту.

Учитывая, актуальность внедрения проектной деятельности в системе государственного управления в Приложении № 2 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации») представлены утвержденные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 22 марта 2017 г. № 3) требования к гражданским служащим, участвующим в проектной деятельности в части, касающейся уровня их квалификации в сфере проектного управления и методический инструментарий по оценке компетенций гражданских служащих, в соответствии с их ролью и функциями в проектной деятельности.

3. Требования в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (профессионально-функциональные квалификационные требования)

Необходимость формирования профессионально-функциональных квалификационных требований обусловлена положениями части 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, которыми предусмотрено установление квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы в соответствии с областями и видами деятельности гражданских служащих.

Исходя из положений части 7 указанной статьи, а также пункта 1 части 2 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ, профессионально-функциональные квалификационные требования включаются в должностные регламенты.

Определять профессионально-функциональные квалификационные требования рекомендуется в соответствии с настоящим разделом Методического инструментария, формой «Профессиональные квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего» (далее — форма) и рекомендациями по определению профессиональных квалификационных требований в соответствии с формой «Профессиональные квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего» (далее — рекомендации). Форма и рекомендации содержатся в Приложении № 3 к Методическому инструментарию.

В ходе указанной работы рекомендуется рассмотреть профессиональные квалификационные требования, содержащиеся в примере заполнения таблицы в соответствии с формой «Профессиональные квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего», представленном в Приложении № 4 к Методическому инструментарию.

3.1 Требования к специальностям (направлениям подготовки)

Профессиональные знания и умения, соответствующие областям и видам деятельности, приобретаются в ходе получения профессионального образования по определенной специальности (направлению подготовки), а также в ходе трудовой и профессиональной служебной деятельности.

При определении квалификационных требований к образованию в части специальностей (направлений подготовки) в таблице, заполняемой в соответствии с формой, и должностных регламентах может предусматриваться одна специальность (направление подготовки) профессионального образования или несколько специальностей (направлений подготовки) профессионального образования в качестве альтернативы.

Кроме того, требования к специальности (направлению подготовки) могут не определяться в таблице, заполняемой в соответствии с формой, справочнике и должностном регламенте или определяться только в таблице, заполняемой в соответствии с формой.

При формировании квалификационных требований к специальности, направлению подготовки, необходимо учитывать задачи и функции структурного(-ых) подразделения(-ий) государственного органа, должностные обязанности гражданского служащего, а также знания и умения, которые необходимы для исполнения его должностных обязанностей.

Следует отметить, что в ряде случаев принятие решения представителем нанимателя об установлении требований к специальности, направлению подготовки невозможно или нецелесообразно по следующим объективным причинам:

— дефицит кадров, имеющих образование по соответствующей специальности, направлению подготовки, на рынке труда;

— отсутствие образовательных программ высшего образования, согласно которым осуществляется подготовка по отдельным специальностям, направлениям подготовки;

— область и вид деятельности не имеют конкретной однородной сферы знаний, которую можно изучить в ходе обучения по образовательным программам профессионального образования. К таким, преимущественно, относятся должности гражданской службы, должностные обязанности по которым связаны с выполнением разносторонних задач в рамках одной должности гражданской службы;

— исполнение должностных обязанностей по должностям в рамках области и вида деятельности не требует наличия комплексных профессиональных знаний и умений, приобретаемых в ходе получения профессионального образования по конкретной специальности, направлению подготовки. Например, должности гражданской службы, должностные обязанности по которым связаны с документационным обеспечением, организацией внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, административно-хозяйственным и материально-техническим обеспечением.

В указанном случае при установлении требований к образованию достаточным будет являться определение требований к уровню профессионального образования в соответствии с пунктом 2.1 Методического инструментария.

Требования к специальности (направлению подготовки), содержащиеся в таблице, заполненной в соответствии с формой, и справочнике носят рекомендательный характер. После включения данных требований в должностной регламент гражданин (гражданский служащий) должен иметь соответствующую специальность (направление подготовки) для возможности замещения должности гражданской службы.

Определение специальности (направления подготовки) профессионального образования приобретает особую важность для должностей категории «специалисты», исполнение должностных обязанностей по которым требует углубленных профессиональных знаний области и вида деятельности, включая положения определенных нормативных правовых актов, документов, а также наличия профессиональных умений.

Менее значимым по сравнению с другими квалификационными требованиями для замещения должности гражданской службы является установление узких требований к специальности (направлению подготовки) профессионального образования для должностей гражданской службы категории «руководители» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы, а также иных должностей, в должностные обязанности по которым входит организация и планирование деятельности гражданских служащих, находящихся в линейном или функциональном подчинении, а также контроль хода исполнения документов и проектов для достижения задач и целей государственного органа. Для замещения указанных должностей гражданской службы определяющее значение имеет стаж гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а также управленческие умения, свидетельствующие о наличии необходимых профессиональных и личностных качеств.

В случае если в перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки профессионального образования не содержится специальностей и направлений подготовки профессионального образования, соответствующих области и виду деятельности, то определяются наиболее близкие по содержанию к данным области и виду деятельности и специфике исполняемых должностных обязанностей специальности (направления подготовки) профессионального образования или определяются только требования к уровню профессионального образования.

При этом стоит учитывать, что частью 8 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, предоставляется лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим документы об образовании и о квалификации, подтверждающие уровень профессионального образования и квалификацию, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 59 Федерального закона № 273-ФЗ государственной итоговой аттестацией является итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ.

Частью 4 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено Федеральным законом № 273-ФЗ, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации.

Таким образом, право замещать должности гражданской службы в случае соответствия иным квалификационным требованиям предоставляется претенденту на замещение должности гражданской службы, обладающему профессиональным образованием требуемого уровня, успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию, завершающую освоение имеющей государственную аккредитацию образовательной программы, и в случае, если в должностном регламенте установлены требования к специальности, направлению подготовки, имеющему документ об образовании и о квалификации, соответствующий государственному образцу.

На получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации согласно части 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ направлена программа профессиональной переподготовки.

Вместе с тем наличие дополнительного профессионального образования в определенной области согласно действующему законодательству о гражданской службе не предоставляет гражданину права замещать должность гражданской службы, для которой квалификационными требованиями установлено требование о наличии профессионального образования по соответствующей специальности (направлению подготовки).

В этой связи требование о наличии дополнительного профессионального образования может быть определено только в отдельных случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Например, в соответствии с положениями части 6 статьи 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. В этой связи к кандидатам и гражданским служащим, осуществляющим профессиональную служебную деятельность в сфере закупок должно предъявляться требование о наличии диплома о профессиональной переподготовке по программе в сфере закупок товаров, работ, услуг.

3.2 Подходы к исчислению стажа работы по специальности, направлению подготовки

Подход по исчислению стажа работы по специальности, направлению подготовки установлен пунктами 4 и 5 Указа № 16.

Из положений пункта 4 Указа № 16 следует, что в случае, если должностным регламентом гражданского служащего предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы по этой специальности, этому направлению подготовки после получения гражданином (гражданским служащим) документа об образовании и (или) о квалификации по указанным специальности, направлению подготовки.

При этом в случае, предусмотренным пунктом 5 Указа № 16, если должностным регламентом гражданского служащего не установлены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы гражданина (гражданского служащего), при выполнении которой получены знания и умения, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы, после получения им документа о профессиональном образовании именно того уровня, который соответствует квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.

Обозначенные положения Указа № 16 стимулируют граждан работать по специальности, направлению подготовки, а государственные органы к установлению в должностном регламенте гражданского служащего квалификационных требований к специальности, направлению подготовки.

В частности, государственные органы могут включать в стаж работы по специальности, направлению подготовки большее число периодов работы гражданина (гражданского служащего) по необходимой специальности, направлению подготовки, не ограниченных моментом получения профессионального образования того уровня, который соответствует квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.

Таким образом, реализуя положения пункта 4 Указа № 16, стаж по специальности, направлению подготовки может исчисляться с момента получения гражданами (гражданскими служащими), претендующими на замещение должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы, документа о высшем образовании уровня «бакалавриат» по конкретной специальности, направлению подготовки и работающих по ней до момента получения документа о высшем образовании уровня «магистратура» («специалитет»).

Указанный подход рекомендован при определении квалификационных требований к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Для определения стажа работы по специальности (направлению подготовки) требуется сопоставить специальность (направление подготовки), указанную в должностном регламенте, с наименованиями должностей, ранее замещаемых гражданином (гражданским служащим), а также характером выполняемых им ранее должностных обязанностей.

Наименование и продолжительность замещения гражданином (гражданским служащим) должностей, характер выполняемых должностных обязанностей определяются посредством изучения записей в трудовой книжке, анкете, заполняемой гражданином (гражданским служащим) при поступлении на гражданскую службу (замещении должности гражданской службы), а также его резюме.

Кроме того, следует проверить наличие у гражданина (гражданского служащего) диплома бакалавра, специалиста или магистра, подтверждающего наличие у него образования по специальности (направлению подготовки), указанной в должностном регламенте.

3.3. Требования к профессиональным знаниям и умениям

Определение требуемых для исполнения должностных обязанностей профессиональных знаний и умений является важнейшим этапом формирования квалификационных требований, так как непосредственно от наличия у претендента на замещение должности гражданской службы (гражданского служащего) конкретных профессиональных знаний и умений в большей степени зависит эффективность его дальнейшей профессиональной служебной деятельности. В этой связи необходимо с высокой долей ответственности подходить к формулированию в должностном регламенте профессиональных знаний и умений, требуемых для исполнения должностных обязанностей, а также организации проверки их наличия у претендентов на замещение должностей гражданской службы (гражданских служащих).

Требования к профессиональным знаниям и умениям определяются с учетом области и вида деятельности, а также включаемых в должностной регламент должностных обязанностей гражданского служащего.

Указанные профессиональные знания могут включать:

знание законодательства, в том числе определенные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с областью и видом деятельности;

знание правоприменительной практики, в том числе определения и постановления судов Российской Федерации;

знание писем государственных органов, содержащих разъяснения по определенным вопросам;

иные знания, связанные с областью и видом деятельности, которые отсутствуют нормативным правовым актам, регулирующих вопросы, связанные с областью и видом деятельности. Например, для должностей гражданской службы в рамках области деятельности «Регулирование государственной гражданской и муниципальной службы» и вида деятельности «Развитие кадровых технологий на государственной гражданской и муниципальной службы», реализуемых в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, необходимо знание основных моделей и концепций государственной службы.

Требования к профессиональным умениям должны быть конкретны и не должны выходить за рамки области и вида деятельности (например, умение работать в Единой системе информационно-аналитического обеспечения деятельности). Указанное умение необходимо для исполнения должностных обязанностей в рамках области деятельности «Обеспечение внутренней безопасности и правоохранительная деятельность».

Знание государственного языка Российской Федерации (русского языка), знания основ Конституции Российской Федерации, законодательства о гражданской службе, законодательства о противодействии коррупции, знания и умения в области информационно-коммуникационных технологий, общие умения, включаемые в базовые квалификационные требования, необходимы для замещения должностей гражданской службы вне зависимости от областей и видов деятельности. В этой связи указанные знания и умения, как правило, не включаются в функциональные квалификационные требования. В случае если для должностей определенной категории и группы специфика исполняемых должностных обязанностей требует более углубленных указанных знаний и умений, содержащихся в базовых квалификационных требованиях, то они включаются в функциональные квалификационные требования.

3.4. Требования к функциональным знаниям и умениям

Требования к функциональным знаниям и умениям устанавливаются в зависимости от функциональных обязанностей гражданских служащих:

нормативное правовое регулирование и выработка государственной политики;

осуществление контрольно-надзорной деятельности;

предоставление государственных услуг;

осуществление исполнительно-распорядительных и обеспечивающих функций.

Квалификационные требования к функциональным знаниям и умениям содержатся в Таблице 2.