Госдума сократила сроки пребывания иностранцев в России

Принят новый закон, который называется «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статью 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно новым правилам, «срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом».

Если раньше время пребывания «безвизового иностранца» в России ограничивалось просто 90 днями, то теперь речь идет о 90 днях из каждого периода в 180 суток. Т.е. если человек пробыл в России 90 дней, то в следующий раз он может въехать в страну только через три месяца, а не сразу же, как было до сих пор.

Это ограничение не коснется высококвалифицированных специалистов, имеющих контракт с работодателем, тех, кто получил разрешение на работу или оплатил патент — в этом случае сроки пребывания в РФ ограничиваются сроками документов, регулирующих отношения иностранца с работодателем, но и тогда срок пребывания иностранца в России может быть продлен не более чем на один год.

Новый закон дополнил первую часть статьи 27 закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» подпунктом 12: въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если «иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации превысили срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, – в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации».

Новые законы для мигрантов 2018-2019

Какие изменения в миграционном законодательстве произошли в 2018 году

Миграционное законодательство не статично, в 2018 в нем произошло несколько изменений, которые связаны со следующими обстоятельствами:

  • принятым Конституционным судом РФ постановлением от 19.07.2017 № 22-П (далее — постановление № 22-П);
  • курсом законодателя на расширение норм об ответственности за нарушение миграционных правил (в связи с увеличением числа нарушений).

Про изменения, обусловленные постановлением № 22-П, расскажем подробно в следующем разделе статьи. В рамках ужесточения ответственности за нарушение миграционных норм был принят закон «О внесении изменений…» от 11.10.2018 № 366-ФЗ, которым внесены 2 поправки в закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства…» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (далее – закон № 109-ФЗ), вступившие в силу 22.10.2018:

  • фиктивной постановкой на учет иностранного гражданина признается не только регистрация в жилом помещении, но и его регистрация в нежилом помещении;
  • фиктивной также считается регистрация иностранца по адресу организации, если в последней он не трудится.

С 23.11.2018 в силу вступил закон от 12.11.2018 №420-ФЗ, которым были внесены изменения в ст. 322.3 Уголовного кодекса РФ. Внесены поправки в понятие «фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении», путем исключения из него из него слово «жилой». Тем самым ответственность по ст. 322.3 УК РФ сейчас будет наступать и за регистрацию в нежилых помещениях. Таким образом, законодатели продолжают борьбу с фактами регистрации десятков, а иногда и сотен иностранцев по адресам офисов.

Как изменило миграционные правила решение Конституционного суда

Конституционный суд принял постановление № 22-П, которым признал ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 20 закона № 109-ФЗ не соответствующими Конституции РФ.

В постановлении № 22-П КС обосновал свою позицию тем, что нормы действующего закона определяют место пребывания иностранца или лица без гражданства в связи как с жилым помещением, так и с иным, предоставленным приглашающей стороной для ведения деятельности.

Законом «О внесении изменений…» от 27.06.2018 № 163-ФЗ определено, что:

  • местом пребывания иностранного гражданина является место его фактического проживания либо организация, по адресу которой он подлежит постановке на учет;
  • принимающая сторона – это гражданин РФ, иностранный гражданин, постоянно проживающий в РФ, организация, органы госвласти, представительства и консульства, предоставившие иностранцу место для фактического проживания или организация, в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность.

Иностранец должен быть поставлен на учет по месту пребывания:

  • по адресу жилого помещения, которое не является его местом жительства, но в котором он проживает фактически,
  • по адресу санатория, гостиницы и т. п. организаций,
  • по адресу организации, в которой он осуществляет свою деятельность, если он живет на территории организации либо у помещения, где он живет, нет адреса (например, «жилой вагончик» на стройке).

Новеллы в ответственности за нарушение миграционного законодательства — 2019

Немало важных изменений в сфере ответственности за нарушение миграционного законодательства будет и в 2019.

С 16.01.2019 в силу вступают 2 закона:

  • первым на приглашающую сторону возложена обязанность следить за соблюдением приглашенными лицами порядка пребывания в РФ и выезда из нее (закон «О внесении изменений…» от 19.07.2018 № 216-ФЗ),
  • вторым установлена административная ответственность, накладываемая на приглашающую сторону при несоблюдении иностранцем цели въезда в РФ или сроков выезда из РФ (закон о внесении изменений от 19.07.2018 № 215-ФЗ).
Читайте так же:  Единый налог на вмененный доход 2018 коэффициенты

Кроме того стоит обратить внимание на законопроект, появившийся еще в 2017. О нем мы рассказывали здесь: Предлагается ввести административную ответственность за ведение иностранцем трудовой деятельности без заключения договора (законопроект). Проект до сих пор находится в разработке и не внесен в Госдуму.

Если он будет принят, то работодателям, уклоняющимся от заключения трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранными работниками, которые по факту исполняют для них трудовые функции, будет грозить штраф в размере от 2 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 2 недель до 90 суток

Итак, пока с уверенностью можно сказать, что на основании постановления № 22-П внесены изменения в законодательство РФ. Кроме того ведется борьба с фиктивной регистрацией иностранцев. Фиктивной может быть признана регистрация не только в жилых, но в нежилых помещениях. Например, фиктивной регистрацией в нежилом помещении будет считаться регистрация иностранца в офисе организации, в которой такой иностранец не работает.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Недолгое прощание

До недавнего времени хозяев квартир, в которых прописаны, но не проживают мигранты, могли штрафовать, что периодически и делалось. Публикуемый закон дополняет перечень оснований для снятия приезжих с миграционного учета. Согласно документу снятие иностранца с учета по месту пребывания в связи с его отъездом осуществляется миграционной службой после получения соответствующего уведомления. Уведомить о том, что мигрант не проживает на его жилплощади, собственник может лично, через МФЦ или по почте.

Этот закон разработан для совершенствования системы миграционного учета. Просто, чтобы сведения были достоверны.

Кроме того, прописанные в новом законе изменения должны защитить права граждан России, к которым приехали иностранцы, но загостились и исчезли. И выписать таких оказалось серьезной проблемой.

Теперь в статьи 8 и 23 Закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» внесены изменения. По ним факт убытия иностранного гражданина из места пребывания будет являться одним из условий снятия его с учета по месту пребывания. При этом снятие иностранца с учета будет осуществляться на основании уведомления принимающей стороны. Этот закон станет большим подспорьем и многочисленным гражданам, пострадавшим от мошенничества с регистрацией. В последнее время часто приходится слышать о проблемах людей, которые совершенно неожиданно для себя столкнулись с «невидимками», зарегистрированными по их адресам.

Порядок пребывания мигрантов на территории РФ. Досье

Правила въезда и пребывания иностранных граждан в РФ, а также порядок осуществления ими трудовой деятельности на территории России, регулируются рядом законодательных актов, в том числе Федеральными законами «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (от 15 августа 1996 года) и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (от 25 июля 2002 года).

При въезде на территорию РФ иностранный гражданин должен оформить миграционную карту (введена постановлением правительства РФ от 16 августа 2004 года; гражданам Белоруссии карта не требуется), в которой, в частности, указывается цель визита в Россию. Документ заполняется на каждого иностранца, независимо от возраста. Бланки выдаются бесплатно должностными лицами органов пограничного контроля, данные о гражданине заносятся в базу Федеральной миграционной службы (ФМС). Если у иностранца нет карты мигранта, значит, он пересек границу нелегально.

Гражданам некоторых страны СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Молдова, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Украина), независимо от цели поездки виза в Россию не нужна. С 2015 года представители этих стран должны въезжать в Россию по загранпаспортам (за исключением государств, входящих в Таможенный союз и Единое экономическое пространство).

В случае если пребывание на территории РФ граждан «безвизовых стран» превышает 90 дней (это разрешенный срок пребывания в РФ, установлен Федеральным законом от 28 декабря 2013 года), им необходимо основание для нахождения в России на более долгий срок. Основанием может служить разрешение на работу, патент, обучение в вузе и т.д.

Основания для депортации

Иностранный гражданин подлежит депортации (принудительной высылке) из РФ по истечению разрешенного срока пребывания или обнаружения у него ВИЧ-инфекции. Решение о депортации принимается руководителем территориального органа ФМС. Высылка осуществляется за счет средств самого мигранта, пригласившей его стороны или посольства (консульского отдела) той страны, гражданином которой он является. В случае если установление приглашающей стороны невозможно, депортация осуществляются за счет РФ (порядок расходования средств определяется правительством РФ). На выдворение одного «нелегала» транспортные расходы составляют более 30 тыс. рублей.

Еще одна мера наказания для иностранцев — административное выдворение (возможно только в случае принятия судебного решения). Оно может быть применено в следующих случаях: нарушение миграционного учета, несоблюдение условий передвижения по стране, несоответствие цели въезда фактической деятельности, несоблюдение правил транзитного проезда через территорию России и др. Административное выдворение оплачивается за счет средств самого иностранца или пригласившей его стороны (организация, физические или юридические лица). Граждане, подлежащие административному выдворению, содержатся в специальных учреждениях до их отбытия из России.

С середины 2014 года ФМС России начала пожизненно закрывать въезд в РФ иностранцам, совершившим побег из спеццентров для мигрантов или лечебных учреждений. Кроме того, в зависимости от времени незаконного пребывания мигрантов на территории РФ, им может быть запрещен въезд в Россию на период от пяти до десяти лет (соответствующий Федеральный закон «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» был подписан 31 декабря 2014 года).

С 1 января 2015 г. для трудовых мигрантов из СНГ (из «безвизовых стран») установлены новые правила. Так, они могут трудиться в Российской Федерации у юридических лиц без разрешения на работу. Теперь для этого достаточно оформить патент (ранее патент выдавался только для работы у частных лиц, не связанной с предпринимательской деятельностью). Пошлина за патент составляет для физических лиц до 3 тыс. рублей (в Москве и Московской области — 4 тыс. рублей), юридических — 5 тыс. рублей. Для прибывающих в РФ по визе сохранен порядок получения разрешений на работу. Изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и отдельные законодательные акты РФ были подписаны 24 ноября 2014 г.

Читайте так же:  Договор для заправки картриджей

Новый закон о пребывание в россии

​В нижнюю палату парламента внесен законопроект об упрощении получения российского гражданства для украинцев. Автором законопроекта, опубликованного на сайте Госдумы, является первый заместитель председателя комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин. Он предлагает внести поправки в ст. 41.8 гл. 8.1 федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

«Надо признать, что события, сотрясающие украинское общество, длящиеся уже пятый год, не имеют перспективы скорого разрешения. Необходимо законодательное закрепление правового положения граждан Украины, ищущих убежище в России», — говорится в пояснительной записке.

«В случае развития конфликта»

На территории России находятся около 2 млн граждан Украины, в том числе около 970 тыс. — «прибывших из юго-восточных районов страны», утверждает автор в пояснительной записке к законопроекту. При этом в документе подчеркивается, что число украинцев в России может вырасти.

«Масштабы гражданского конфликта на Украине не ограничиваются территориями Донецкой и Луганской республик, в той или иной мере общественно-политическая обстановка нестабильна на всей территории Украины. В случае развития конфликта в него будут вовлечены все слои украинского общества», — подчеркивается в документе.

Затулин предлагает легализовать пребывание находящихся на территории России временных беженцев путем проведения «миграционной амнистии». Согласно его инициативе, просрочившим срок своего пребывания в России можно будет в течение 180 дней со дня вступления в силу поправок к закону продлить период своего временного пребывания без обязательного в настоящее время выезда из России (украинцы могут легально находиться в России на протяжении трех месяцев, после чего обязаны выехать на родину, чтобы закрыть миграционный лист).

Предложенная мера позволит «преодолеть необходимость обязательного выезда из России на следующие 90 суток беженцев с Украины, которым, как правило, некуда возвращаться из-за угрозы жизни и других преследований», уточняется в пояснительной записке. По данным автора, применение этого правила в настоящий момент уже «привело к семейным драмам и массовым нарушениям по независящим от беженцев обстоятельствам».

Депутат ссылается на практику «скорых судов», которыми с подачи миграционных служб принимаются решения о депортации беженцев с запретом на въезд в Россию, что «зачастую означает высылку их на театр военных действий или неизбежные преследования за занятую ими гражданскую позицию».​ Затулин также отмечает наличие практики миграционной амнистии для «гастарбайтеров из Молдавии и Таджикистана» в 2017 году.

Также автор законопроекта предлагает разрешить украинцам, которые уже узаконили свое пребывание в России, получить вид на жительство без прохождения промежуточной стадии — получения разрешения на временное проживание. После этого у беженцев будет право получить российское гражданство в упрощенном порядке — без сдачи экзамена на знание русского языка и подтверждения материального обеспечения. Кроме того, достаточно будет направить украинским властям письменный отказ от гражданства Украины (сейчас нужно получать справку о выходе из гражданства). Вид на жительство предлагается выдавать на три года, его можно будет продлевать без предварительного разрешения на временное проживание.

Госпрограмма не сработала

Проблема легализации бежавших в Россию украинцев не может быть решена в соответствии с лозунгом «своих не бросаем» без изменений в законодательстве, утверждает Константин Затулин. По его данным, меры, принятые в 2014 году в рамках Государственной программы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, позволили легализовать в России только 300 тыс. из 2,5 млн беженцев с Украины. Препятствиями стали квотные ограничения госпрограммы, проблемы с получением статуса «носителя русского языка» или справки о выходе из гражданства Украины.

Согласно статистике Главного управления по вопросам миграции МВД РФ, на март 2018 года с разрешением на временное пребывание в России жили 186 тыс. украинцев, с видом на жительство — 153 тыс. За 2017 год российское гражданство получили 86 тыс. выходцев с Украины.

Крымчане без российского гражданства

Инициатива также предлагает восполнить пробел закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым», в соответствии с которым постоянные жители полуострова были признаны гражданами России. По словам Затулина, этим правом не смогли воспользоваться крымчане, жившие на момент присоединения Крыма в других регионах Украины.

Поправки предлагают дать ​право на получение гражданства России в упрощенном порядке «для граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших до 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя и вернувшихся для постоянного проживания на территорию данных субъектов Российской Федерации после дня их присоединения к России».

Поправки после прямой линии

В начале июня президент России Владимир Путин в ходе прямой линии поручил главе МВД Владимиру Колокольцеву упростить процедуру получения российского гражданства для беженцев из Донбасса. «Я глубоко убежден в том, что мы вообще должны пойти по пути либерализации всего, что связано со сферой приобретения российского гражданства», — заявил Путин, отвечая на вопрос беженцев с Украины.

Российский лидер также напомнил, что уже неоднократно обращался к профильным ведомствам с подобной просьбой, поэтому ему «неловко слушать» о проблемах с трудоустройством вернувшихся в Россию людей. По его мнению, возвращение соотечественников является важной мерой в условиях непростой демографической ситуации в стране.

Читайте так же:  Штраф гибдд код подразделения

19 июня заместитель министра внутренних дел Игорь Зубов объявил о намерении ведомства упростить процедуру получения гражданства для украинцев, которые покинули Украину из-за «ненормальных условий», а также для россиян, которые хотят вернуться на родину.

Упрощение получения гражданства для беженцев с Украины окажет положительный эффект на российскую экономику, прокомментировал инициативу депутата специалист по миграционному праву Рустам Касимов. «Чем больше мигрантов получат гражданство, тем больше будет налоговых поступлений. Легализовавшись, мигранты будут работать в белом секторе экономики, а не где-то бегать», — считает Касимов.

Кто в гости к нам

Внесены изменения сразу в три законодательных акта, регулирующих миграцию. «Российская газета» публикует федеральные законы, уточняющие и Кодекс об административных правонарушениях, и правила въезда и жизни в России иностранцев.

С одной стороны, новые документы ужесточают ответственность тех, кто решил заработать на въезде-выезде зарубежных гостей. В принципе, ничего противозаконного в этом нет — кто-то должен организовать приезд, обустройство и благополучное возвращение домой людей из других стран. Но именно благополучное и законное.

Новые законы требуют, чтобы заявленные цели пребывания и проживания в России иностранцев соответствовали действительности. Так же, как и заявленные адреса, где они собираются жить. И отвечать за это теперь должны не только сами приезжие, но и те, кто их сюда пригласил.

То есть если человек при въезде указал, что приехал всего лишь как турист, но при этом устроился на работу, спросят и с того, по чьему приглашению он прибыл. Как правило, приглашают предприниматели, считающие, что пригласить «туриста» дешевле, чем заплатить за лицензию или патент квалифицированного, скажем, строителя. Но предусмотренная новым законом административная ответственность развеет эти иллюзии. Наложенный штраф может оказаться непосильным для среднего как минимум бизнесмена.

Напомним, иностранцы, нарушившие условия пребывания в России, вынуждены отныне иметь дело напрямую с полицией. Именно сотрудники МВД выявляют нарушения, например, отсутствие своевременной регистрации, приглашения на работу или, скажем, основания нахождения в нашей стране. Они же определяют и схему выдворения или депортации ставшего нежелательным иностранного гостя в его страну и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти. Раньше этими вопросами занималась Федеральная миграционная служба.

Образовавшееся в правоохранительном ведомстве Главное управление по вопросам миграции возглавила генерал-майор полиции Ольга Кириллова. Процедура контроля сразу же упростилась — исчезла бюрократическая схема многочисленных согласований, которая неизбежно превращалась в коррупционную цепочку. Бывшие руководители ФМС категорически отказывались считать свою структуру силовой и правоохранительной, а исключительно экономической организацией. Следовательно, если с нарушителем можно договориться «полюбовно», договаривались, нет — приглашали полицию. Теперь «договориться» стало сложнее.

В то же время законодательные новации упрощают законопослушному гостю въезд в Россию. Так, законодатели осмыслили и положительно оценили опыт применения электронных виз при въезде в Свободный порт Владивосток и в Особую экономическую зону в Калининградской области. Приезжайте!

Теперь установлена возможность въезда в Россию иностранных граждан на основании обыкновенных однократных деловых, туристических и гуманитарных виз в форме электронного документа через воздушные пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, — эти пункты определенны нашим правительством.

МВД: новый закон о миграционном учете не имеет обратной силы

Иностранные граждане, поставленные на миграционный учет по адресу своего работодателя, могут продолжать жить в России с этими документами до окончания срока их действия. Такой ответ содержится в официальном письме Министерства внутренних дел в адрес «Новой», в котором ведомство поясняет позицию относительно принятого Владимиром Путиным Федерального закона 163-ФЗ.

Закон официально запрещает регистрацию мигранта на юридический адрес работодателя — за исключением случаев, когда фирма регистрирует человека на жилое помещение, принадлежащее юридическому лицу.

«В силу статьи 15 Конституции Российской Федерации в отношении иностранных граждан, поставленных на учет по месту пребывания до вступления в силу Федерального закона № 163-ФЗ, не требуется переоформление постановки на учет по месту пребывания», — пишет в своем ответе заместитель начальника управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и СМИ Вадим Колесник.

15-я статья Конституции гласит, что «законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Таким образом, в отношении нового закона действует прописанное в 54-й статье Конституции правило о том, что законы, отягчающие ответственность, не имеют обратной силы.

Иными словами, все трудовые мигранты, которые зарегистрированы сейчас на адрес работодателя, имеют право и дальше находиться в России. Однако если они выедут за пределы страны, их регистрация автоматически утрачивается, и документы при следующем въезде нужно будет получать по новым правилам. То же относится и к иностранным студентам: если они после окончания курса остались в России, то имеющийся на руках документ о миграционном учете, будет действовать все указанное в нем время. Однако студенты, которые уже уехали, должны будут по приезду зарегистрироваться или в общежитии (при условии, что они будут там жить), или по адресу физического лица (при условии, что арендодатель согласится это делать).

При этом МВД напоминает, что если мигрант не будет жить там, где написано у него в документах, то для владельцев недвижимости, в которой иностранец поставлен на учет, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 322 ч. 3 УК РФ (по этой статье предусмотрено лишение свободы до трех лет).

Новые крепостные. 8 июля миллионы мигрантов и студентов-иностранцев в России разом лишатся права на свободное передвижение

Новый закон о миграционном учете вступил в силу с 8 июля. По нему, регистрация иностранного гражданина возможна только по месту фактического проживания.