Изменение в Закон РК «О реабилитации и банкротстве»

Дата письма 22.12.2017

Изменение в Закон РК «О реабилитации и банкротстве»

Согласно Закона РК «О реабилитации и банкротстве» одним из оснований для возбуждения судом производства по делу о банкротстве является заявление должника. Однако не каждый индивидуальный предприниматель или юридическое лицо может заявить о своем банкротстве. Основанием для обращения должника в суд с заявлением о признании его банкротом является его неплатежеспособность при отсутствии возможности ее восстановить.

Под неплатежеспособностью должника понимается его неспособность выполнить денежные обязательства и иные требования денежного характера в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения. Из чего следует, что в случае отсутствия у должника неисполненных обязательств, либо если имеется возможность удовлетворить требования кредиторов по указанным обязательствам вне конкурсного производства, суд может отказать в признании должника банкротом.

Заявление должника подается в суд в письменной форме, подписывается руководителем должника – юридического лица либо лицом, его заменяющим, в соответствии с учредительными документами.

После возбуждения дела о банкротстве не допускается исполнение ранее вынесенных судебных актов в отношении имущества должника, также исключается безакцептное снятие денег с банковских счетов должника и обращение взыскания на имущество, любые имущественные требования кредиторы заявляют только в рамках банкротной.

Со дня вынесения судом определения о возбуждении дела органам и участникам должника запрещается использовать и отчуждать имущество, за исключением обычных для данной компании коммерческих операций. Осуществлять указанные действия должник вправе только после предварительного согласования с временным управляющим.

После возбуждения дела, не позднее двух рабочих дней суд назначает временного управляющего – лицо, прошедшее квалификационный экзамен и допущенное в установленном законом порядке к осуществлению деятельности администратора.

Главной задачей временного управляющего на данном этапе является сбор информации, а также составление заключения аналитического характера относительно финансового состояния должника. В заключении, изучив учетную и бухгалтерскую документацию, временный управляющий приводит выводы касательно платежеспособности либо неплатежеспособности должника, о наличии оснований для признания несостоятельности должника либо иные выводы. Заключение представляется временным управляющим в суд и рассматривается в качестве одного из доказательств, для возможности всестороннего и полного исследования судом вопроса о неплатежеспособности должника.

В судебном заседании помимо должника участвуют представитель уполномоченного органа, представитель органа прокуратуры, кредиторы и иные заинтересованные лица, которые также дают пояснения, отзывы и пользуются всеми иными правами, предусмотренными гражданским процессуальным законодательством. Если должник не является на судебное заседание, суд выносит определение о принудительном приводе, за исключением случаев банкротства отсутствующего должника. Если заявление о банкротстве подано кредитором, то его неявка в судебное заседание влечет вынесение судом определения об оставлении заявления без рассмотрения.

Завершение этапа определяется вынесением судебного акта о признании либо непризнании несостоятельности должника. При этом суд ограничен жесткими временными рамками: дело о банкротстве, в случае если заявитель-должник, должно быть рассмотрено в месячный срок, в случаях, когда в суд подает кредитор или прокурор – в течение двух месяцев с момента возбуждения дела.

После признания должника несостоятельным начинается заключительный и самый длительный этап, завершающийся внесением записи о ликвидации банкрота в государственный регистр юридических лиц.

Со дня вынесения судом решения о признании должника банкротом признаются истекшими все сроки его обязательств; не начисляется неустойка и вознаграждение; все имущественные споры в судах, в которых участвует банкрот, прекращаются; по заявлению администратора снимаются все ограничения и обременения на имущество. Все имущественные требования к должнику предъявляются только в рамках процедуры банкротства. Всем органам и участникам банкротного предприятия запрещается использовать и отчуждать имущество, кроме обычных для данной компании коммерческих операций, а также в рамках погашения обязательств. Предельный срок проведения данного этапа – девять месяцев, однако в некоторых случаях срок процедуры банкротства может быть продлен либо затянуться.

Функции по управлению делами и имуществом должника осуществляются временным управляющим, который формирует реестр требований кредиторов, проводит инвентаризацию имущественной массы, организовывает и проводит первое собрание кредиторов, на котором избирается кандидатура банкротного управляющего.

Главными задачами банкротного управляющего являются охрана и контроль за имуществом должника, формирование имущественной массы, ведение реестра требований кредиторов, разработка и реализация плана продажи имущества, истребование долгов, исполнение требований кредиторов в соответствии с реестром, установление договоров и иных сделок, которые были заключены с нарушением законодательства и предъявление требований об их недействительности. Также банкротный управляющий вправе заключить мировое соглашение в случаях, предусмотренных законодательством о реабилитации и банкротстве.

Сделки, совершенные в течение трех лет до возбуждения дела о банкротстве, по инициативе банкротного управляющего и решению суда могут быть признаны недействительными со всеми вытекающими последствиями. Помимо этого, участники и должностные лица банкрота могут быть привлечены к субсидиарной (имущественной), административной или уголовной ответственности в случаях нарушения требований законодательства при заключении указанных сделок.

По итогам расчетов с кредиторами банкротный управляющий представляет в суд, согласованный с собранием кредиторов заключительный отчет о своей деятельности с приложением ликвидационного баланса и отчета об использовании оставшегося после расчетов с кредиторами имущества.

После утверждения заключительного отчета и ликвидационного баланса суд выносит определение об окончании процедуры банкротства. При этом, банкрот признается освобожденным от долгов, а процедура банкротства – завершенной.

Автор: Управление Государственных Доходов по Наурызбайскому району, главный специалист отдела принудительного взимания Терликбаев М.Ж.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 21 января 1997 года №67-I

(В редакции Законов Республики Казахстан от 11.07.1997 г. №154-1, 01.07.1998 г. №256-1, 10.07.1998 г. №283-1, 18.12.2000 г. №128-II, 02.03.01 г. №162-II, 11.07.01 г. №239-II, 24.12.2001 г. №276-II, 09.08.2002 г. №346-II, 13.03.2003 г. №395-II, 03.06.2003 г. №427-II, 08.04.2004 г. №542-II, 20.12.2004 г. №13-II, 08.07.2005 г. №71-III, 10.01.2006 г. №115-III ЗРК, 31.01.2006 г. №125-III ЗРК, 20.02.2006 г. №127-III ЗРК, 05.07.2006 г. №165-III ЗРК, 07.07.2006 г. №174-III ЗРК, 09.01.2007 г. №213-III ЗРК, 11.01.2007 г. №218-III ЗРК, 12.01.2007 г. №222-III, 15.05.2007 г. №253-III ЗРК, 05.07.2008 г. №60-IV ЗРК, 10.12.2008 г. №101-IV ЗРК, 29.12.2008 г. №116-IV ЗРК, 13.02.2009 г. №135-IV ЗРК, 17.07.2009 г. №188-IV ЗРК, 19.03.2010 г. №258-IV ЗРК, 02.04.2010 г. №262-IV ЗРК, 06.01.2011 г. №378-IV ЗРК, 11.01.2011 г. №385-IV ЗРК, 01.03.2011 г. №414-IV ЗРК, 05.07.2011 г. №452-IV ЗРК, 15.07.2011 г. №461-IV ЗРК (см. вступление в силу), 03.12.2011 г. №505-IV ЗРК, 12.01.2012 г. №538-IV ЗРК (см. вступление в силу), 12.01.2012 г. №539-IV ЗРК, 17.02.2012 г. №564-IV ЗРК, 27.04.2012 г. №15-V ЗРК, 10.07.2012 г. №36-V ЗРК, 24.12.2012 г. №60-V ЗРК, 21.06.2013 г. №106-V ЗРК)

Настоящий Закон определяет условия и порядок проведения процедур ускоренной реабилитации, реабилитации, признания должника банкротом и его ликвидации, а также процедуры внешнего наблюдения.

(Преамбула изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 17.02.2012 г. №564-IV ЗРК)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) денежное обязательство — обязанность должника оплатить стоимость поставленных (переданных) кредиторами товаров (выполненных работ, оказанных услуг), возвратить сумму займа с выплатой вознаграждения (интереса) за его использование, а также осуществить выплаты по иным требованиям денежного характера;

2) сельскохозяйственная организация — организация, производящая сельскохозяйственную продукцию с использованием земли; производящая сельскохозяйственную продукцию животноводства, птицеводства (в том числе племенного с полным циклом, начиная с выращивания молодняка), пчеловодства, если доход от реализации этой продукции, в том числе переработанной, составляет более пятидесяти процентов от общей суммы годового дохода;

3) преднамеренное банкротство — умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или в интересах иных лиц;

4) административные расходы – признанные кредиторами в установленном настоящим Законом порядке расходы, связанные с инициированием и проведением процедуры внешнего наблюдения, реабилитационной процедуры, процедуры конкурсного производства, процедуры ликвидации должника без возбуждения конкурсного производства, включая затраты по оплате услуг привлекаемых специалистов, суммы текущих выплат реабилитационному и конкурсному управляющим, а также администратору внешнего наблюдения, обязанность по уплате которых возникла с момента и в течение периода после возбуждения дела о банкротстве, реабилитации или процедуре внешнего наблюдения.

К административным расходам также относятся налоги и другие обязательные платежи в бюджет, исчисленные налогоплательщиком согласно налоговой отчетности, начисленные органом налоговой службы по результатам налоговых проверок, за налоговые периоды, следующие за налоговым периодом, в котором применена реабилитационная процедура, процедура конкурсного производства;

(Подпункт 4) изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 17.02.2012 г. №564-IV ЗРК)

5) банкрот — должник, несостоятельность которого установлена судом;

6) банкротство — признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации;

7) уполномоченный орган в области банкротства (далее — уполномоченный орган) — государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области банкротства (за исключением банков, страховых (перестраховочных) организаций и добровольных накопительных пенсионных фондов);

(Подпункт 7) статьи 1 изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21.06.2013 г. №106-V ЗРК)

8) должник – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, неплатежеспособность или несостоятельность которого является основанием применения к нему процедур, предусмотренных настоящим Законом;

(Подпункт 8) изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 17.02.2012 г. №564-IV ЗРК)

9) принудительная ликвидация должника — прекращение деятельности несостоятельного должника, осуществляемое по решению суда на основании заявлений кредиторов, прокурора;

9-1) группа однородных кредиторов – группа кредиторов, имеющих идентичные требования к должнику и не обладающих друг перед другом преимуществом в получении их удовлетворения.

Группы однородных кредиторов могут составлять:

кредиторы по требованиям о возмещении вреда жизни или здоровью;

кредиторы по оплате труда и выплате компенсаций по трудовым договорам, а также задолженностей по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования и удержанным из заработной платы обязательным пенсионным взносам;

кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом;

кредиторы по налогам и другим обязательным платежам в бюджет;

кредиторы по требованиям, вытекающим из договоров поставки товаров, работ и услуг;

кредиторы – финансовые организации по требованиям, вытекающим из договоров на получение кредита (микрокредита), необеспеченным залогом;

(Подпункт 9-1) введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 17.02.2012 г. №564-IV ЗРК)

10) несостоятельность — установленная судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, произвести расчеты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, обеспечить уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет, социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также обязательных пенсионных взносов;

Читайте так же:  Транспортный налог в тверской обл

11) ложное банкротство — заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов;

11-1) ускоренная реабилитационная процедура – судебная процедура, применяемая к должнику на основании плана реабилитации, согласованного с кредиторами в досудебном порядке;

(Подпункт 11-1) введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 17.02.2012 г. №564-IV ЗРК)

12) отсутствующий должник — должник, место жительства которого или место нахождения его постоянного органа, а также учредителей, участников, менеджеров и должностных лиц, без которых юридическое лицо не может осуществлять свою деятельность, невозможно установить в течение шести месяцев;

13) залоговый кредитор — кредитор по обязательствам, требования которого обеспечены залогом имущества должника;

14) конкурсный управляющий — лицо, назначенное в установленном порядке для осуществления конкурсного производства;

15) конкурсный кредитор — кредитор, не имеющий преимуществ в получении удовлетворения своих имущественных требований ни в силу законодательства, ни в силу соглашения о залоге;

16) конкурсная масса — имущество должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства, а также имущество иных лиц в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

17) конкурсное производство — процедура, осуществляемая с целью удовлетворения требований кредиторов и объявления банкрота (несостоятельного должника) свободным от долгов;

18) кредитор — лицо, имеющее к должнику имущественные требования, возникающие из гражданско-правовых и иных его обязательств, включая обязательства по оплате труда, уплате социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, выплате авторского вознаграждения, налогам и другим обязательным платежам в бюджет;

18-1) обычные коммерческие операции – действия, связанные с оборотом товаров, работ, услуг, производимые в целях поддержания повседневного функционирования должника, которые носят регулярный характер;

(Подпункт 18-1) введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 17.02.2012 г. №564-IV ЗРК)

19) должностное лицо — руководитель (заместитель руководителя) юридического лица — несостоятельного должника, а также иное лицо, входящее в коллегиальный исполнительный орган юридического лица, наделенное полномочиями по управлению юридическим лицом;

19-1) меры государственной поддержки – применяемые в отношении организации меры, направленные на финансовое оздоровление, в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан;

(Подпункт 19-1) введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 17.02.2012 г. №564-IV ЗРК)

20) мониторинг — комплекс мероприятий, направленных на сбор, обработку информации и проведение анализа финансово-экономического состояния неплатежеспособных и несостоятельных организаций в целях своевременности применения к ним мер финансово-экономического оздоровления и защиты интересов кредиторов;

21) реабилитационный управляющий — лицо, которому передаются в порядке, установленном настоящим Законом, полномочия по управлению имуществом и делами несостоятельного должника на период реабилитационной процедуры;

21-1) план реабилитации – комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на оздоровление должника при применении реабилитационной процедуры, ускоренной реабилитационной процедуры и осуществляемых на основе взаимного согласия между должником и кредиторами, группой однородных кредиторов в целях восстановления платежеспособности действующего предприятия и сохранения рабочих мест с указанием сроков реализации, включая график погашения требований кредиторов, а также достигаемых результатов, используемых ресурсов и возможных рисков;

(Подпункт 21-1) введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 17.02.2012 г. №564-IV ЗРК)

22) реабилитационная процедура – судебная процедура, в рамках которой к неплатежеспособному должнику применяются реорганизационные, организационно-хозяйственные, управленческие, инвестиционные, технические, финансово-экономические, правовые и иные не противоречащие законодательству Республики Казахстан меры, направленные на восстановление платежеспособности должника с целью предотвращения его ликвидации;

(Подпункт 22) изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 17.02.2012 г. №564-IV ЗРК)

23) санация — реабилитационная мера, в ходе которой собственником имущества должника (уполномоченным им органом), кредиторами или иными лицами несостоятельному должнику оказывается финансовая помощь, а также реализуется иной комплекс мер по мобилизации резервов должника и улучшению его финансово-хозяйственного положения;

24) внешнее наблюдение — процедура, вводимая судом до возбуждения дела о банкротстве в целях обеспечения сохранности имущества должника, выявления признаков преднамеренного и ложного банкротства, проведения анализа финансового состояния, определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, а также действий (бездействия) по уклонению от исполнения обязательств перед кредиторами, контроля со стороны кредиторов за состоянием финансово-хозяйственной деятельности должника, проведением им реорганизации, совершением сделок по отчуждению основных средств, передаче имущества в залог или аренду, а также других сделок по ценам значительно ниже рыночных либо без достаточных оснований, исполнение которых может повлечь убытки для должника;

25) администратор внешнего наблюдения — лицо, назначенное в установленном порядке для проведения процедуры внешнего наблюдения;

25-1) заочное голосование – способ голосования, при котором участник собрания кредиторов, находящийся во время собрания кредиторов вне места его проведения, вправе проголосовать письменно по рассматриваемому вопросу (вопросам) посредством обмена письмами, факсимильными или электронными сообщениями, или с использованием иных средств связи, обеспечивающих аутентичность передаваемых сообщений;

(Подпункт 25-1) введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 17.02.2012 г. №564-IV ЗРК)

26) неплатежеспособность — неспособность должника выполнить денежные обязательства и иные требования денежного характера в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения.

Статья 1-1. Законодательство Республики Казахстан о банкротстве

Законодательство Республики Казахстан о банкротстве основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Статья 2. Особенности применения Закона

1. Настоящий Закон применяется к делам о банкротстве, ускоренной реабилитации и реабилитации юридических лиц, кроме казенных предприятий и учреждений, добровольных накопительных пенсионных фондов, банков, страховых (перестраховочных) организаций.

(Часть первая пункта 1 изложена в новой редакции в соответствии с Законами Республики Казахстан от 17.02.2012 г. №564-IV ЗРК, 21.06.2013 г. №106-V ЗРК)

Особенности применения предусмотренных настоящим Законом процедур банкротства или реабилитации в отношении организаций с непрерывным циклом производства, а также организаций, являющихся субъектами естественной монополии или субъектами рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке, могут быть установлены законодательством Республики Казахстан.

(Часть вторая пункта 1 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 17.02.2012 г. №564-IV ЗРК)

Законодательными актами Республики Казахстан могут быть установлены особенности применения предусмотренных настоящим Законом процедур банкротства в отношении добровольных накопительных пенсионных фондов, банков, страховых (перестраховочных) организаций и некоторых других юридических лиц.

(Часть третья пункта 1 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21.06.2013 г. №106-V ЗРК)

В случае принятия судом решения о признании банка банкротом его ликвидация осуществляется в соответствии с банковским законодательством.

В случае принятия судом решения о признании страховой (перестраховочной) организации банкротом ее ликвидация осуществляется в соответствии с законодательством о страховании и страховой деятельности.

2. Настоящий Закон распространяется на банкротство индивидуальных предпринимателей в части, не урегулированной законодательством Республики Казахстан о частном предпринимательстве.

3. Дела о банкротстве, реабилитации или ускоренной реабилитации рассматриваются судом по общим правилам гражданского судопроизводства с особенностями, установленными законодательством о банкротстве.

(Пункт 3 изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 17.02.2012 г. №564-IV ЗРК)

4. При банкротстве организаций, являющихся субъектами естественной монополии или субъектами рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке либо имеющих важное стратегическое значение для экономики республики, способных оказать влияние на жизнь, здоровье граждан, национальную безопасность или окружающую среду, а также признанных банкротами по инициативе государства, Правительство Республики Казахстан в целях защиты интересов граждан и государства вправе устанавливать особые условия и порядок реализации конкурсной массы и дополнительные требования к покупателям объектов конкурсной массы, а также принять решение о приобретении национальным управляющим холдингом конкурсной массы при банкротстве организаций, пакеты акций (доли участия) которых отнесены к стратегическим объектам в соответствии с законодательством Республики Казахстан, или организаций, имеющих важное стратегическое значение для экономики Республики.

5. При банкротстве юридических лиц, осуществляющих экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельности, проводится обязательный экологический аудит их деятельности в соответствии с Экологическим кодексом Республики Казахстан.

Статья 3. Признание банкротства

1. Банкротство устанавливается судом на основании заявления должника в суд.

2. Банкротство устанавливается принудительно на основании заявления в суд кредиторов или иных уполномоченных настоящим Законом лиц.

3. В случаях, установленных настоящим Законом, должник обязан обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом.

4. Дела о банкротстве рассматриваются судом, если требования;

кредитора по налогам и другим обязательным платежам в бюджет по налоговой задолженности, включая задолженность филиалов и представительств должника, составляют сумму не менее ста пятидесяти месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;

иных кредиторов к должнику в совокупности составляют сумму не менее трехсот месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете, — для индивидуальных предпринимателей, не менее одной тысячи месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете, — для юридических лиц.

Требования настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные статьей 94 настоящего Закона.

5. Если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого в порядке, установленном пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо должно быть ликвидировано в судебном порядке по правилам, установленным настоящим Законом.

6. Неподача заявления должником в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона, влечет применение к руководителю должника субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед кредиторами.

7. Основанием для объявления должника банкротом в судебном порядке является его несостоятельность.

При установлении факта несостоятельности должны быть учтены обязательства должника, срок исполнения которых наступил, а также принятые и (или) находящиеся в исполнении.

Статья 4. Основания применения процедур банкротства или реабилитации

1. Основанием для обращения кредитора с заявлением в суд о признании должника банкротом является неплатежеспособность должника.

Должник считается неплатежеспособным, если он не исполнил обязательство в течение трех месяцев с момента наступления срока его исполнения.

2. Основанием для обращения должника с заявлением в суд о признании его банкротом является его неплатежеспособность при отсутствии возможности ее восстановления.

Читайте так же:  Растаможка кузовов

3. Основанием для обращения должника с заявлением в суд о применении реабилитационной процедуры является его неплатежеспособность или угроза неплатежеспособности, когда должник будет не в состоянии исполнить денежные обязательства при наступлении срока их исполнения в ближайшие двенадцать месяцев, при наличии возможности ее восстановления.

(Статья 4 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 17.02.2012 г. №564-IV ЗРК)

Статья 5. Преднамеренное и ложное банкротство

1. Собственник имущества должника (уполномоченный им орган), учредитель (участник) и(или) должностные лица юридического лица-должника несут субсидиарную ответственность перед кредиторами несостоятельного должника принадлежащим им имуществом за преднамеренное приведение должника к неплатежеспособности (преднамеренное банкротство).

Должностное лицо юридического лица-банкрота возмещает убытки собственнику его имущества за преднамеренное приведение должника к неплатежеспособности.

2. Если заявление о признании банкротом подано должником в суд при наличии возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (ложное банкротство), кредиторы вправе потребовать от должника возмещения причиненных этим убытков.

3. В случае обнаружения конкурсным управляющим признаков преднамеренного или ложного банкротства он обязан обратиться в правоохранительные органы для привлечения должностных лиц к ответственности, предусмотренной законами Республики Казахстан.

Процедура реабилитации в рамках Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве»: некоторые проблемные вопросы, которые требуют срочного внимания

Авторы:
Тукулов Б.А., партнер, Судебная практика,
ТОО «Юридическая фирма «GRATA»;
Мадыбаева З.О., судья в отставке, советник
ТОО «Юридическая фирма «GRATA»

07.03.2014 г. был принят Закон Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» («Закон»), а 20.08.2015 г. произошла девальвация национальной валюты, что вместе со снижением цен на нефть вызвало значительное ухудшение экономической ситуации в стране. В результате множество компаний в РК, кто добросовестно, а кто не очень, стали прибегать к процедурам реабилитации. В связи с чем, началось активное тестирование на практике норм Закона в вопросах процедуры реабилитации. С этих событий прошло более года, и в отношении многих компаний была применена процедура реабилитации, большинство продолжают реализацию планов реабилитации, некоторые уже успешно рассчитались с кредиторами, а другие уже отчаялись и ставят вопрос о банкротстве. В связи с чем, полагаем, что наступило время подвести некоторые итоги практики применения Закона РК «О реабилитации и банкротстве».

В настоящей статье авторы намерены обратить внимание читателя на некоторые наиболее проблемные вопросы практики применения Закона и внести предложения к его совершенствованию. Существующие пробелы, а местами и открытые противоречия в Законе, по многим важным вопросам реабилитации, вместе с противоречивой практикой судов, далеко не способствует финансовому оздоровлению предприятий и защите интересов кредиторов. Описанные ниже проблемные вопросы создают условия для ухода недобросовестных должников от ответственности перед кредиторами, и их следует немедленно устранять.

1. Вопросы доступа к правосудию

(А) Разрешение всех споров одним судьей

Ст. 67 Закона предусматривает, что суд в реабилитационной процедуре, помимо прочего, разрешает споры между участниками реабилитационной процедуры.

Ст. 66 Закона предусматривает, что участниками реабилитационной процедуры являются: суд, кредиторы, должник, собственник имущества должника (уполномоченный им орган), временный администратор, реабилитационный управляющий, уполномоченный орган, другие заинтересованные лица.

На практике, в зависимости от активности кредиторов, в рамках процедуры реабилитации может возникать множество споров: от вопроса о применении самой процедуры реабилитации до оспаривания регистрации требований тех или иных кредиторов, оспаривания действий администратора, а также решений собрания кредиторов, оспаривания сделок, имеющих отношение к реабилитации, постановки вопроса о прекращении процедуры реабилитации и многих других.

В соответствии с п. 8 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса РК («ГПК»), споры в рамках процедуры реабилитации разрешаются тем же судьей, который рассмотрел первоначальное заявление о применении в отношении должника процедуры реабилитации.

Данная норма целесообразна, поскольку эффективнее, чтобы один судья был осведомлен о процедуре реабилитации конкретного должника и споров, вытекающих в рамках этой процедуры.

Вместе с тем, эта же норма может создать условия для коррупции или хотя бы однобокого восприятия судьей обстоятельств последующих споров в рамках процедуры реабилитации. В результате недобросовестному должнику проще «наладить» отношения с одним судьей, что не отражает интересы кредиторов и не способствуют объективному рассмотрению дела.

Данное обстоятельство, сопряженное с невозможностью обжалования споров, вытекающих из процедуры реабилитации в суд кассационной инстанции, может создать еще большее желание судов на местах действовать безнаказанно.

(B) Невозможность обжалования в суд кассационной инстанции споров, возникающих в рамках процедуры реабилитации

В соответствии с пп. 5 ч. 2 ст. 434 ГПК, не подлежат пересмотру в кассационном порядке, помимо прочих, судебные акты по спорам, возникающим в рамках реабилитационной процедуры.

Из данной нормы вытекает, что решение суда о применении процедуры реабилитации может быть пересмотрено судом кассационной инстанции, тогда как все остальные споры в рамках процедуры реабилитации не обжалуются в суд кассационной инстанции (примерами таких споров являются: споры о признании сделок, заключенных должником, недействительными, споры о возврате имущества должника, о взыскании дебиторской задолженности по искам реабилитационного управляющего и т.д.).

Данный вывод подтверждается следующим: решение суда об отказе в применении процедуры реабилитации не является спором, возникающим в рамках процедуры реабилитации, поскольку реабилитации, как таковой, не было (суд не применил реабилитацию, процедуры реабилитации нет, нет и споров в рамках процедуры реабилитации). Соответственно, решение об отказе в применении реабилитации не может быть делом в рамках процедуры реабилитации для целей пп. 5 ч. 2 ст. 434 ГПК. В связи с чем, данный судебный акт подлежит пересмотру в кассационном порядке, поскольку ограничение, предусмотренное пп. 5 ч. 2 ст. 434 ГПК, к нему не применимо. Аналогичным образом, решение о применении процедуры реабилитации не должно подпадать под данное ограничение.

Тем не менее, на практике некоторые суды неверно толкуют данную норму. Так, в нашей практике ходатайство о пересмотре в кассационном порядке судебного акта о применении реабилитации было первоначально возвращено Верховным Судом РК со ссылкой на пп. 5 ч. 2 ст. 434 ГПК. Но после повторного обращения с ходатайством с указанным обоснованием оно было принято и рассмотрено.

Бывали случаи, когда суд апелляционной инстанции указывал о невозможности дальнейшего обжалования постановления о применении процедуры реабилитации, хотя, на самом деле, судебный акт может быть пересмотрен. См., например, постановление судебной коллегии по гражданским делам Алматинского областного суда №1999-16-00-2а/822 от 08.06.2016 г., в котором коллегия указала, что: «в соответствии с требованиями подпункта 5) части 2 статьи 434 ГПК постановление не подлежит пересмотру в кассационном порядке». Вместе с тем, ходатайство о пересмотре данного постановления судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РК было рассмотрено и по нему было вынесено постановление №3г-7320 (3) – 16 от 15.08.2016 г. (в случае невозможности обжалования в суд кассационной инстанции, ходатайство было бы возвращено).

По нашему мнению, невозможность пересмотра судом кассационной инстанции споров, возникающих в рамках процедуры реабилитации трудно объяснить логически, кроме как тем, что подобные споры могут перегрузить суд кассационной инстанции. Однако, полагаем, что данное обстоятельство само по себе не может быть важнее, чем защита прав и законных интересов кредиторов.

Нам трудно принять аргументы о том, что споры, вытекающие в рамках процедуры реабилитации менее важны, чем само решение о применении реабилитации, поскольку в действительности некоторые споры в рамках процедуры реабилитации могут свести на нет саму реабилитацию.

Можно рассмотреть конкретный пример. Так, Закон предусматривает, что аффилированный кредитор не имеет права голоса на собрании кредиторов. В случае если аффилированный кредитор принимает участие в голосовании, другие кредиторы вправе оспорить решение собрания кредиторов. Но поскольку подобные споры подпадают под пп. 5 ч. 2 ст. 434 ГПК, они не могут пересматриваться судом кассационной инстанции. Таким образом, невозможность их пересмотра судом кассационной инстанции фактически препятствует реализации прав и законных интересов кредиторов, если нижестоящие суды выносят незаконные судебные акты.

В связи с этим, полагаем, что пп. 5 ч. 2 ст. 434 ГПК следует исключить, предоставив возможность пересмотра в кассационном порядке судебных актов по спорам, возникающих в рамках процедуры реабилитации или хотя бы предусмотреть конкретный перечень важных ситуаций, когда такой пересмотр был бы возможен.

2. Регулирование аффилированных кредиторов

(А) Оффшорные компании

Как упоминалось выше, в пп. 2 п. 5 ст. 26 Закона содержится уместная норма о том, что кредиторы, являющиеся аффилированными лицами по отношению к должнику, не имеют права голоса при принятии решений собранием кредиторов до полного удовлетворения требований остальных кредиторов. В ст. 9 Закона дано определение аффилированных лиц.

Данная норма направлена на то, чтобы интересы кредиторов были должным образом защищены при голосовании на собрании кредиторов, чтобы интересы кредиторов не были ущемлены конкурирующими интересами аффилированных кредиторов.

Вместе с тем, на практике все больше встречаются случаи, когда аффилированные кредиторы переуступают свои требования к должнику в пользу третьей компании, зарегистрированной в оффшорной юрисдикции (контролируемой таким аффилированным кредитором), сведения о конечных бенефициарах которых неизвестны.

Например, в нашей практике был случаи, когда требования материнской компании (заем материнской компании) к должнику на сумму 32 млрд. тенге (тогда как, требовании всех остальных неаффилированных кредиторов составили 27 млрд. тенге) были уступлены в пользу компании, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. При этом сведения об акционерах компании, зарегистрированной в данной юрисдикции недоступны, хотя де факто было известно, что за ней стоят аффилированные кредиторы.

В результате, такой де факто аффилированный кредитор, как крупнейший кредитор, принял на собрании кредиторов решение о сохранении за должником права управления имуществом должника и перенес сроки погашения требований остальных кредиторов на пятый год процедуры реабилитации, вопреки возражениям всех остальных кредиторов.

В связи с чем, полагаем, что в Закон следует включить положение о том, что помимо аффилированных кредиторов, также кредиторы, зарегистрированные в оффшорных юрисдикциях и кредиторы, конечные бенефициары которых не раскрыты, не должны голосовать на собрании кредиторов до тех пор, пока такое раскрытие не сделано.

Можно обоснованно возразить, что ч. 4 ст. 73 ГПК позволяет стороне истребовать доказательство – в данном случае, сведения о конечных бенефициарах. Вместе с тем, на практике, суды не берутся выяснять данные обстоятельства, ссылаясь, что истец (лицо, оспаривающее голоса аффилированного кредитора) несет бремя доказывания аффилированности, тогда как у него нет возможности получить такие сведения.

(B) Создание искусственной аффилированности

Как упоминалось выше, пп. 2 п. 5 ст. 26 Закона предусматривает, что при принятии решений собранием кредиторов не имеют права голоса кредиторы, являющиеся аффилированными лицами по отношению к должнику, до полного удовлетворения требований остальных кредиторов.

Читайте так же:  Штраф по искам о защите прав потребителей

В нашей практике встречались «обратные» случаи, когда враждебные должники создавали «аффилированность искусственно», чтобы исключить способность кредитора голосовать на собрании кредиторов. Так, должник приобретал на бирже акции крупнейшего кредитора и утверждал, что данный кредитор в виду его аффилированности с должником, больше не вправе голосовать на собрании кредиторов.

Полагаем, что п. 5 ст. 26 Закона следует изменить, установив минимальные требования к продолжительности аффилированности должника и кредитора (например, при аффилированности не менее чем за какой-либо существенный промежуток времени до голосования на собрании кредиторов) либо установить минимальные пороги для аффилированности, например, в процентном выражении. Это позволило бы исключить подобные «трюки» недобросовестных должников.

3. Назначение временного управляющего в деле о реабилитации

Если назначение временного управляющего в деле о банкротстве особых вопросов не вызывает, в практике судов в зависимости от региона возникают противоречия в вопросе о том, должен ли назначаться временный управляющий при рассмотрении заявления о применении процедуры реабилитации.

Так, п. 3 ст. 48 Закона предусматривает, что суд в течение двух рабочих дней со дня вынесения определения о возбуждении дела выносит определение о назначении временного управляющего . . . . При этом название ст. 48 («Возбуждение производства по делу о реабилитации или банкротстве») предусматривает применение нормы как в рамках реабилитации, так и в рамках банкротства.

Далее, ст. 49 Закона предусматривает, что основной функцией временного управляющего является, помимо прочего, подготовка заключения о финансовом положении должника о возможности применения процедуры реабилитации или банкротства. Это логично, поскольку суд специальными знаниями в области бухгалтерии и финансов не обладает и не всегда способен самостоятельно полноценно определить платежеспособность должника. Подобный анализ должен быть сделан специалистом – временным управляющим.

Вместе с тем, некоторые суды отказываются назначать временных управляющих в реабилитационной процедуре со ссылкой на ст. 67 Закона («Полномочия суда в реабилитационной процедуре»), поскольку она не содержит полномочие суда в реабилитационной процедуре назначить временного управляющего. К примеру, ст. 86 Закона («Полномочия суда в процедуре банкротства») в пп. 4 предусматривает полномочие суда назначить временного управляющего в деле о банкротстве.

В итоге получается, что, если в деле о банкротстве временный управляющий готовит для суда заключение о наличии оснований для применения процедуры банкротства, в деле о реабилитации в силу ст. 67 Закона суды вынуждены самостоятельно определять наличие оснований для применения процедуры реабилитации. При этом каких-либо существенных различий между финансовыми аспектами применения процедуры реабилитации или банкротства нет – в обоих случаях нужны специальные знания в области финансов и бухгалтерии, которыми суд не всегда в силу своей квалификации располагает.

В связи с чем, полагаем, что ст. 67 Закона («Полномочия суда в реабилитационной процедуре») следует уточнить, предусмотрев в ней полномочие суда назначать временного управляющего в деле о применении процедуры реабилитации.

4. Нестыковки в сроках утверждения плана реабилитации при обжаловании судебных актов

В Законе нередко возникают «нестыковки» по процессуальным срокам. Например, пп. 2 п. 2 ст. 59 Закона предусматривает, что решение суда о применении реабилитационной процедуры должно содержать указание о представлении должником согласованного с собранием кредиторов плана реабилитации в срок не позднее трех месяцев с момента применения реабилитационной процедуры. То есть план реабилитации должен быть согласован кредиторами не позднее трех месяцев после вступления в законную силу решения суда о применении процедуры реабилитации.

Но собрание кредиторов не может согласовать план реабилитации без: (1) назначения временного администратора (которому кредиторы в соответствии с п. 2 ст. 72 Закона могут заявить свои требования к должнику) и (2) составления временным администратором реестра требований кредиторов в соответствии с п. 7 ст. 72 Закона. Получается, что для согласования плана реабилитации в первую очередь должен быть назначен временный администратор и установлен круг кредиторов, которые такой план могут утвердить.

Однако временный администратор может быть назначен судом первой инстанции только после (1) вступления решения в законную силу и (2) возвращения материалов гражданского дела в суд первой инстанции из вышестоящих судов. Без материалов гражданского дела суд временного администратора назначить не может.

Поскольку, как упоминалось выше, судебные акты о применении реабилитации могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу, и для рассмотрения таких жалоб суд кассационной инстанции истребует дело из нижестоящих судов, в итоге получается ситуация, когда при обжаловании судебных актов в суд кассационной инстанции суд первой инстанции вынужден ждать до возвращения дела из Верховного Суда РК, что исключает возможность назначения временного администратора до возвращения дела.

В итоге, суд первой инстанции не способен своевременно назначить временного администратора, а кредиторы не успевают согласовать план реабилитации в трехмесячный срок.[1] При этом в соответствии с п. 6 ст. 82 Закона, в случаях отказа собрания кредиторов в согласовании плана реабилитации либо непредставления должником плана реабилитации в установленный срок, реабилитационная процедура прекращается судом по заявлению временного администратора. Таким образом, в случае обжалования судебного акта о применении процедуры реабилитации бывают случаи, когда согласование плана реабилитации в трехмесячный срок невозможно.

Между тем, в нашей практике был случай, когда суд первой инстанции восстановил временному администратору срок, установленный п. 7 ст. 72 Закона для составления реестра требований кредиторов.[2] При этом Законом «восстановление сроков» не предусмотрено, а ст. 126 ГПК («Продление и восстановление процессуальных сроков») не применима. В результате отсутствует ясность в том, как быть, в случае пропуска сроков для согласования плана реабилитации вследствие обжалования судебных актов в суд кассационной инстанции.

5. Несбалансированность прав должника и кредитора в рамках процедуры реабилитации

В соответствии с пп. 26 ст. 1 Закона, план реабилитации – комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на оздоровление должника при применении реабилитационной процедуры … в целях восстановления платежеспособности действующего юридического лица и сохранения рабочих мест с указанием сроков реализации, включая график погашения требований кредиторов. . . .

В соответствии с п. 1 ст. 73 Закона, план реабилитации должен содержать конкретные мероприятия по восстановлению платежеспособности должника (реабилитационные меры) и график погашения задолженности перед кредиторами.

Таким образом, план реабилитации представляет собой договоренность между кредиторами и должником о том, каким образом должник собирается восстанавливать свою платежеспособность и рассчитываться с кредиторами.

В соответствии с п. 2 ст. 73, план реабилитации должен быть разработан должником совместно с кредиторами. Таким образом, должник, разрабатывая и согласовывая план реабилитации с кредиторами, исходит из определенных предположений о том, каким образом будет строиться его бизнес-план, денежные потоки, и сроки погашения задолженности должны исходить с учетом этих критериев.

Вместе с тем, в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 73 Закона, к компетенции собрания кредиторов относится согласование изменений и дополнений в план реабилитации. В соответствии с п. 1 ст. 73, такие изменения и дополнения в план, внесенные с согласия собрания кредиторов, утверждаются судом. При этом критериев, которыми должен руководствоваться суд при утверждении таких изменений, Законом не предусмотрено.

В результате, в практике возникают ситуации, когда кредитор может первоначально утвердить план реабилитации на условиях должника, а затем внести в него такие изменения и дополнения, которые фактически могут поставить должника на грань дефолта или сделать исполнение плана реабилитации невозможным. При этом отказ суда при утверждении подобных изменений может быть оспорен, поскольку опять же, критериев, которыми должен руководствоваться суд – нет.

В связи с чем, полагаем, что должны быть предусмотрены критерии подобных изменений в план реабилитации по инициативе собрания кредиторов либо следует ограничить их круг, чтобы сбалансировать права кредиторов и должника.

Полагаем, что серьезного пересмотра требует срок рассмотрения дел о реабилитации. Законом предусмотрен месячный срок для рассмотрения дел данной категории, и его крайне недостаточно для полноценной подготовки к делу. На практике кредитор узнает о процедуре реабилитации с задержкой приблизительно в две-три недели после возбуждения дела о реабилитации, и к этому времени большая часть сроков по делу истекла.

В оставшийся срок кредитору необходимо изучить материалы дела (как правило, по делам о реабилитации должники представляют большое количество документов), подготовить отзыв, получить пояснения должника по заявлению либо чаще всего должники представляют дополнительные документы, также суду необходимо обеспечить всем кредиторам возможность выступить в суде (в нашей практике были дела, в которых участвовало около сотни кредиторов) и т.д. Месячного срока явно недостаточно для выполнения всего вышеизложенного. В связи с чем, полагаем, что продление сроков рассмотрения дел о реабилитации предоставило бы судам больше возможности для «погружения» в обстоятельства дела, а сторонам реализовать свои процессуальные права.

Настоящая статья не претендует на обширный анализ Закона РК «О реабилитации и банкротстве». Мы лишь пытались обратить внимание на наиболее часто встречающиеся проблемы практики. Несомненно, многие из изложенных трудностей можно было бы избежать при большей независимости судов и их меньшей загруженности (например, многие вопросы, озвученные выше, при должном подходе, можно было бы разрешить, руководствуясь принципами добросовестности, справедливости и разумности, без непосредственной регламентации в Законе тех или иных вопросов). Но поскольку вопросы независимости и загруженности судов должны разрешаться в рамках системных реформ, полагаем, что на данном этапе уместно лишь предлагать изменения в Закон, описание которых дано выше.

[1] Аналогичным образом, в соответствии с п. 1 ст. 75 Закона, при реабилитационной процедуре первое собрание кредиторов проводится должником в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда о применении реабилитационной процедуры в законную силу. В соответствии с п. 6 ст. 72 Закона, в уведомлении о признании требования кредитора (в полном объеме или в части) временный администратор обязан указать дату, время, место проведения и повестку дня первого собрания кредиторов. Получается, без назначения временного администратора невозможно провести первое собрание кредиторов.

[2] См., например, определение Специализированного межрайонного экономического суда г. Алматы №2-14887/2015 от 17.05.2016 г., в котором суд указал: «. . . в целях соблюдения прав кредиторов , суд считает правильным считать срок для формирования реестра требования кредиторов со дня назначения временного управляющего . . . » (т.е. с 29.03.2016 г.), тогда как решение в законную силу вступило 29.12.2015 г.