Оглавление:

Наглядные пособия для детского сада

Наглядные пособия и дидактические материалы: важная часть дошкольного обучения и воспитания

Наглядные пособия для дошкольных учреждений активно применяются для закрепления материала и лучшего усвоения различных программ детского обучения. У нас вы всегда сможете заказать эффективные материалы для воспитателей ДОУ, учителей начальной школы и родителей. Все они были разработаны в строгом соответствии с требованиями и рекомендациями лучших детских психологов и педагогов.

Наглядность можно смело назвать самым важным способом развития памяти ребенка. Поэтому все наши методические пособия отличаются:

  • удобством использования,
  • доступной подачей материала,
  • качественным исполнением,
  • прекрасной наглядностью.

Такие пособия позволяют не только быстрее усваиваться полученной информации, но и эффективно закреплять её в памяти детей. Наш дидактический материал дает возможность в увлекательной игровой форме обучать каждого ребенка. Наглядная демонстрация тех или иных изображений помогает малышам лучше понять предлагаемую им информацию. У детей активно развивается логическое и ассоциативное мышление, речевые навыки, существенно увеличивается словарный запас.

Внушительный ассортимент нашего каталога позволит выбрать самый разный обучающий материал, призванный помочь педагогам и воспитателям в занимательной форме предоставлять детям необходимый материал. Есть у нас и интересные развивающие игрушки, которые особенно понравятся малышам.

Все пособия, представленные на нашем сайте, можно условно разделить на несколько категорий:

  • Общеобразовательные. Это наглядные материалы, которые помогают ребенку проще и как можно быстрее освоить окружающий мир и понять его. Такие пособия имеют тематические главы, где демонстрируется какой-то обобщенный объект изучения и дается информация о нем. К примеру, в наших пособиях об окружающем мире можно выделить такие темы, как животные, растение, человек, динозавры и многое другое.
  • Наглядные пособия, помогающие развить навыки счета. Сюда относятся различные таблицы, карточки, ленты. Пособия по математике есть для самого разного возраста (например, для детей от 3-х до 4-х лет или от 5 до 6 лет).
  • Пособия, направленные на активное развитие речи. Это красочные таблицы со словами, сборные пазлы, описательные картинки и многое другое.
  • Наглядные материалы, которые обучают грамоте и письму. Такие пособия могут быть выполнены в форме таблиц с буквами, слогами или словосочетаниями.
  • Материалы для активного физического развития. Например, рисунки с упреждениями или видеоматериалы.

Если вас заботит качественная подготовка к школе собственного ребенка, то вы можете также заказать у нас разнообразные наглядные пособия. Все они наполнены запоминающимися и яркими картинками, привлекающими внимание детей. Не только преподаватели и воспитатели могут использовать наши товары, но и сами родители. Наши качественные пособия позволят вам активно играть со своим ребенком, заинтересовывать его в получении новых знаний. Всё это обязательно положительным образом скажется на будущем образовании ваших детей.

Стоит отметить, что мы реализуем только качественные и абсолютно безопасные дидактические материалы. При этом их стоимость отличается доступностью. Для оптовых заказчиков у нас предусмотрены специальные предложения.

Если вас интересует более подробная информация, касающаяся нашей продукции – мы готовы бесплатно проконсультировать вас по всем вопросам.

«Развиваемся играя». Учебно-методическое пособие для воспитателей и родителей малышей.

Елена Валентиновна Воронина
«Развиваемся играя». Учебно-методическое пособие для воспитателей и родителей малышей.

«Развиваемся играя»

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

В данном альбоме представлены пособия из нестандартных материалов для игровой деятельности детей, направленной на освоение ими сенсорных эталонов. Применение в практике работы воспитателя современных материалов, отвечающих эстетическим, гигиеническим и педагогическим требованиям, очень оправдано.

Дидактическое пособие «Цветочная поляна»

Для развития у детей воображения, формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами было изготовлено дидактическое пособие «Цветочная поляна». Оно привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.

Описание пособия: Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены пробки.

Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия «Цветочная поляна».

Цель: закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.

«Подбери серединку к цветку»

«Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую»

«Заверни у цветка красную серединку. Белую»

Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн»

Сухой бассейн — используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль, обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.

Попросите малыша искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения — координированными.

Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.

Дидактическая игра «Бусы из солёного теста»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.

Описание приготовления пособия:

Приготовить солёное тесто (смешать 1стакан соли «Экстра»,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике, слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!

Дидактическое пособие «Разложи яички в свои домики»

Цель: формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;

учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.

Получается яркое и красивое пособие.

Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.

По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.

Дидактическое пособие «Разложи карандаши по стаканчикам».

Цель: формировать умение различать цвета; учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично!

Дидактическое пособие «Божья коровка найди свою полянку»

Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета.

Описание приготовления пособия:

Божьих коровок делаем из дисков, обклеив их самоклеящейся плёнкой. Цветы вырезаем из линолеума, обклеиваем их соответствующими цветами. Оставить не обклеенной часть диска, что бы при попадании солнечного луча они бликовали. Пособие привлекает внимание яркостью, интересным содержанием, малыши с удовольствием с ним занимаются.

«Сенсорная тропа для ног»

Это дорожка из кленки, на которой пришиты разные по фактуре материалы. Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.

Дидактическое пособие «Мозаика»

Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.

В игре с мозаикой участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение, формируется умение различать и правильно называть цвета. А еще, мозаика развивает художественный вкус ребенка, умение детей ориентироваться на плоскости игрового поля, позволяет проявить ему творческую активность.

Описание приготовления пособия:

Вариант №1: Распечатать крупные картинки раскрасок, вырезать по контуру, шаблон разместить на доске для мозаики (для удобства закрепить скотчем).

Вариант №2: Распечатать крупные цветные картинки раскрасок, приклеить их на деревянные дощечки, просверлить отверстия по диаметру мозаики.

Детям раннего возраста трудно самостоятельно создавать образы из мозаики, а с работой по шаблону они прекрасно справляются.

Дидактическое пособие «Волшебные прищепочки»

Чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки. Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика)

Описание приготовления пособия:

Распечатать крупные цветные сюжетные картинки, вырезать их без каких-нибудь элементов, приклеить на линолеум. На обратной стороне приклеить текст с заданием в стихотворной форме.

Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры — задания.

«Сделай дереву веточки»

Использование прищепок одного цвета

Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Читайте так же:  Отказ от решения суда на наследство

«Сделай колючки ёжику»

Чередование прищепок по цвету

Цель: учить чередовать прищепки двух цветов; развивать мелкую моторику рук.

«Сделай лучики солнышку»

Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

Дидактическое пособие «Осенние листочки» и «По грибы»

Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета, но разного размера. Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные».

Описание приготовления пособия:

Листочки, грибы, корзинки вырезаем из линолеума, обклеиваем их соответствующими цветами. Листочки разной формы и величины. Данное пособие можно использовать на музыкальных и физкультурных занятиях.

Дидактическое пособие «Одень куколку»

Цель: Закреплять умение зрительного и тактильного обследования предметов и материалов и умение анализировать, их свойства и качества;

Упражнять и активизировать зрительные функции и мелкую моторику;

Учить детей в назывании предмета, его цвета; развитие речи и упражнение в употреблении разных грамматических формах;

Воспитывать бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь друг другу при одевании.

Описание приготовления пособия:

Связать детали одежды одинаково цвета.

Наши мальчики и девочки с большим удовольствием наряжают куколок.

Дидактическое пособие «Разложи по тарелочкам»

Цель: Учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные». Развивать мелкую моторику рук.

Описание приготовления пособия:

Одноразовые тарелочки 4-х основных цветов. Геометрические формы вырезаем из линолеума, обклеиваем их соответствующими цветами.

Дидактическое пособие ««Прокати шарик через ворота»»

Цель: Научить детей сопоставлять предметы по цвету; познакомить с понятием «круглый»; формировать представление о величине предметов; закрепить умения выполнять практические и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами (форма).

Описание приготовления пособия:

Деревянные воротики и шарики 4-х основных цветов.

Дидактическое пособие «Катушечки»

Цель: познакомить детей с нитками; рассказать об их назначении; научить наматывать нитку на шаблон; развивать мелкую моторику и способность выполнять действия обеими руками одновременно.

Описание приготовления пособия:

Вырезать шаблон катушки из оргстекла, намотать нитки разных цветов.

Дидактическое пособие «Автобус»

Цели: учить различать предметы, круглой и квадратной формы;

ориентироваться на плоскости; учить совмещать формы с предметом, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); развивать мелкую моторику пальцев рук;

учить пониманию слов и словосочетаний: «автобус», «у автобуса колеса, окна»; пополнить словарь ребенка словами: «машина», «едет», «стоит».

Описание приготовления пособия:

Из пластика вырезаем трафареты автобуса, без окон и колёс. Колёса и окна делаем соответствующей формой (круг, квадрат). Пособия обклеиваем самоклеющейся плёнкой соответствующими цветами.

Приглашение для родителей. Так мы пригласили родителей принять участие в благоустройстве участков и территории детского сада. Равнодушных не было. Пришли все! Участок.

Какими должны быть методические пособия для детского сада?

Период обучения детей в детском саду – один из самых важных этапов в их жизни, и в процессе формирования личности. Для преподавателя же важнее всего найти правильный подход к воспитанию детей, завоевать их внимание, заинтересовать их.
Несмотря на то, что в последнее время благодаря интернету находить информацию стало куда более просто, однако найти что-то действительно стоящее и интересное достаточно трудно. Да и существует необходимость обмениваться опытом и полученными знаниями с коллегами играет тоже очень большую роль. Каждый преподаватель старается найти как можно больше вспомогательной литературы для детского сада.

У нас вы можете приобрести любую методическую литературу или пособия. Мы доставим или вышлем её в любую точку России. Звоните и заказывайте +7 950 35 888 73

Вопросы воспитания личности очень интересуют воспитателей детских садов, и это не удивительно. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, формируется характер, мировоззрение. Именно поэтому на данном этапе очень важно проводить работу с ребенком в правильном направлении. Выбрать это направление и более подробно ознакомиться со всеми нюансами работы можно с помощью методической литературы. Ведь именно в ней есть множество советов специалистов, которые имеют достаточно большой опыт работы с дошкольниками.
Именно в детском саду ребенок начинает активно знакомиться с окружающим миром, он начинает детально изучать его. Познание мира не заканчивается только предусмотренными программой детских садов занятиями. Ребенок узнает новое во время разнообразных мероприятий, праздников. Именно поэтому очень важно правильно организовывать эти мероприятия. В этом, как ни странно, тоже может помочь методичка.

Необходимость методической литературы для воспитателей детских садов – миф или реальность?

Иногда можно услышать мнение, что наличие методической литературы для воспитателя детского сада не столь важный вопрос. Аргументируется это в первую очередь тем, что в воспитании детей лучше полагаться на собственный опыт и использовать проверенные на собственной практике методики. Отчасти это действительно так, ведь не все методики совершенны, и далеко не каждую из них можно свободно внедрять в работу. Однако данный вопрос решает наличие перечня рекомендованной соответствующими органами методической литературы. И такие методики воспитания не только можно, а и нужно применять. И вот почему. Во-первых, для получения собственных методик работы с детьми необходим не малый опыт, да и времени у воспитателя тоже должно быть достаточно. Экспериментировать же с собственными методиками на детях дошкольного возраста крайне не желательно, ведь этот период в жизни очень важен для формирования личности. Не каждая методика совершенна, а значит, она не может помочь воспитателю в полном объеме. Методики воспитания необходимо сочетать, ведь только так можно охватить все стороны данного процесса. Следовательно, чтобы выявить среди нескольких десятков или сотен различных методик наиболее эффективнее, нужно потратить уйму времени и сил. Поэтому гораздо проще использовать готовые методические пособия для преподавателей, которые уже наполнены наиболее эффективными методиками воспитания. Эти методички наполнены не только информацией о методиках воспитания дошкольников, в них есть также масса полезных советов по применению на практике данных техник воспитания, что тоже очень помогает в работе.

Какая литература необходима воспитателю детского сада?

Не достаточно использовать в процессе воспитания детей только методички, ведь необходимо не только умело использовать методику на всей группе, а и найти подход индивидуально к каждому ребенку. Информации, которую можно найти методичках однозначно не достаточно для того, чтобы то сделать. Но, к счастью, каждый специалист, который работает над созданием методического пособия, помещает в него также списки рекомендованной литературы. Используя эту литературу, воспитатель сможет найти индивидуальный подход к каждому ребенку, а значит, донести до него максимум полезной информации, он сможет его научить. То есть преподавателю теперь не нужно перебирать горы информации, решая, какая из книг была более или менее полезной, а какая мало чем помогла. Методичка – это источник, из которого преподаватель может черпать мудрость. Набираться знаний. Именно методичка может подсказать выход из той или иной ситуации, которая связанна с воспитанием ребенка.
Одной из непростых задач, которая стоит перед преподавателем, считается избежание или подавление конфликтов среди детей. Преподаватель должен научить детей как вести себя в конфликтных ситуациях, и при необходимости умело решать их. И для не очень опытного воспитателя данная задача может стать слишком тяжелой для выполнения, и здесь ему на помощь придёт методичка. Она поможет и в воспитании морально-волевых качеств у детей. Пытаться обучать и воспитывать детей, основываясь лишь на собственном опыте, мало у кого получается. В любом случае нужна сторонняя литература, советы опытных и авторитетных педагогов. Все это однозначно говорит в пользу методичек, еще раз подтверждая необходимость их использования в детском саду.

Как выбрать методичку для воспитателя детского сада?

Все плоды работы воспитателя изначально зависят от выбранного ним методики воспитания детей, а значит, и от выбора методического пособия. Для того чтобы правильно подобрать методичку необходимо ориентироваться на несколько критериев. В первую очередь выбор методички зависит от возраста группы детей. Особенности воспитания у каждой возрастной группы разные, а значит, нужны и разные методические пособия. Не малую роль при выборе методички играет и цель, которую перед собой ставит воспитатель. Имеется в виду направление, в котором он хочет работать и соответственно, результат, которого он ждет. И последним, но не менее важным критерием для выбора методического пособия выступает, то разрешено ли оно Министерством образования. Поскольку программы обучения в каждом детском саду основываются на рекомендациях Министерства, то и методические пособия тоже должны им соответствовать.
Как правило, местом покупки методической литературы является либо книжный магазин либо интернет-магазин. Второе встречается реже. Также не малое количество информации, как и сами методички, можно найти в интернете. Однако данный вариант не всегда оправдывает ожидания. Поскольку при выборе вам необходимо точно знать автора или авторов, и главное иметь подтверждение того, что литература рекомендована министерством. Да и нельзя на сто процентов быть уверенным в работоспособности методик того или иного автора. Если же вы отдаете предпочтение приобретению методичек в книжных магазинах или специализированных интернет-магазинах, то вероятность купить материалы не совсем компетентного автора равняются нулю. Не стоит ограничиваться себя одними лишь методичками. Даже сами авторы этих пособий настоятельно рекомендуют пользоваться дополнительной литературой. Также не стоит отбрасывать варианты с поиском информации в интернете. Ведь от использованных в полной мере возможностей и источников куда больше пользы, чем от отдельной их части.
Каждый знает, что ребенка нужно развивать всесторонне. И что с раннего возраста ему нужно прививать любовь к книгам и чтению. Больше всего времени ребенок проводит именно в детском саду, а значит, обеспечивать ребёнка литературой должны не только родители, а и сам воспитатель детского сада. Именно воспитатель может посоветовать родителям, какие именно книгу нужны ребенку. Выбор книг, с которыми ребенок будет знакомиться в детском саду, зависит тоже от воспитателя. И чтобы сделать правильный выбор, необходимо опираться на все те же методические пособия, в которых подробно изложена информация и на эту тему.

Читайте так же:  Исковое заявление на лишение водительских прав

Как выбрать книги для детского сада?

Опытные педагоги наряду с психологами утверждают, что важно прививать ребенку любовь к книге с самого раннего возраста, однако для этих целей годится далеко не каждая книга. Книга – это своеобразный учитель для ребенка, ведь не без ее помощи он познает мир. Важно уметь правильно подбирать книги для детей. Причем это касается как занятий в детском саду, так и за его пределами. Самостоятельно неопытный воспитатель может и не сделать правильный выбор. Поэтому лучше всего ориентироваться на советы опытных педагогов, авторов методички пособий, эффективность которых признается не одним десятком преподавателей.
Существует несколько основных критериев, которые влияют на выбор книги:
1. В первую очередь необходимо обращать внимание на то, насколько большую ценность для развития личности имеет книга. Ведь книга должна быть не только интересной, она должна еще и чему-то учить, воспитывать ребенка. Если же книга носит больше развлекательный характер, то ее ценность будет минимальной.
2. Возраст ребенка играет одну из ключевых ролей в выборе литературы. Поскольку разновозрастные категории совершенно по-разному воспринимают одну и ту же литературу, она должна быть разной для каждой из них. В первую очередь это связанно с тем, что разные возрастные группы имеют различный уровень развития, кроме того они совершенно иначе воспринимают ту или иную литературу на психоэмоциональном уровне.
3. Книга должна быть интересной самому ребенку. На сколько бы ни была познавательной и полезной для прочтения книга, она все равно не справит на ребенка должного впечатления, пока он ю действительно не заинтересуется.
4. Не стоит сужать круг потенциальных кандидатов на роль любимой книги для ребенка только одним типом литературы, как скажем сказки. Хотя, безусловно, сказки имеют очень важную роль для нравственного воспитания ребенка и дети в младшем возрасте отлично воспринимают их. Для детей более старшей возрастной группы было бы полезно изучать не только сказки, а и другую литературу.
Ключевую роль в выборе книги для ребенка, как мы можем заметить, играет его возраст. Однако намного больше информации на эту тему можно найти в методических пособиях, где авторитетные специалисты советуют свои методы по подбору литературы для детей.

Какие литературные материалы выбрать для воспитателей детских садов и родителей?

Перед воспитателем детского сада стоит масса задач, которые он должен выполнить. И тот, кто думает, что детский сад носит чисто развлекательный и занимательный для ребенка характер, очень сильно заблуждается. Целью педагога в детском саду является еще и воспитание у ребенка морально–волевых качеств, а также его полноценное всесторонне развитие, и непосредственного подготовка к школе. Основным в подготовке ребенка к школьной жизни можно назвать обучение письму и чтению. И в данном случае снова не получится обойтись без методической литературы, ведь именно в ней можно найти все необходимые советы по данному вопросу. Конечно же, можно попробовать обучить детей и по собственной методике, однако такие не всегда дают ожидаемый результат. А вот проверенные года методики специалистов однозначно помогут в этом. В методической литературе можно встретить не только советы для воспитателей, достаточно часто авторы помещают туда и советы для родителей. Ведь во время обучения ребенка в детском саду необходимы также и занятия дома. Именно такая литература способна значительно облегчить родителям весь процесс воспитания детей. Ведь если педагог, работающий в детском саду имеет специальное образование и навыки, то родители в данном вопросе не настолько подкованы. А это было бы очень кстати, ведь правильно выстроенная работа с ребенком дома и в саду давала бы двойной результат. Также очень часто неопытные родители не знают, как выходить из той или иной ситуации связанной с воспитанием их чада. Как раз для этих целей и можно приобрести методическую литературу. С ней родители смогут лучше понимать своих детей. И самое главное, они будут знать о том, какой подход необходим в воспитании ребенка того или иного возраста. Они смогут сделать максимум для формирования полноценной личности.

Компенсация за детский сад

Чаще всего плата за детсады в регионах России стартует от суммы в 1000 руб. Однако по факту она может существенно отличаться даже в муниципальных учреждениях в пределах одного города, зачастую многократно превышая указанный минимальный размер, не говоря уже о самостоятельно устанавливаемых ценах в частных детских садах, зачастую многократно превышающих официальные государственные расценки.

В связи с этим российским семьям с небольшим доходом зачастую сложно оплачивать услуги детского дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), особенно при наличии нескольких детей дошкольного возраста. Для частичного решения этой проблемы региональными и местными властями в городах и других населенных пунктах страны вводятся компенсации за детский сад.

Меню для навигации по странице

  • Предусматриваемые сейчас региональные компенсации за детсады частично решили проблему, связанную с высокой стоимостью содержания ребенка в ДОУ. Например, в Москве и других городах многодетные семьи, в которых в детсад определены сразу трое детей, освобождаются от оплаты за содержание.
  • Однако до сих пор более актуальной продолжает оставаться проблема, связанная с нехваткой мест в государственных и муниципальных детских садах, особенно ощутимая для родителей детей от 1.5 до 3 лет (когда прекращаются выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком и в связи с нехваткой ясельных групп устроить ребенка в детсад не представляется возможным). Сейчас строятся детсады в основном для детей младшего и дошкольного возраста от 3 до 7 лет, а ясли до сих пор остаются без должного внимания.

По данным Министерства образования и науки РФ, на начало второго полугодия 2015 года количество детей, не обеспеченных местами в муниципальных и государственных ДОУ, составляло:

  • 430 708 человек — в возрасте до 3 лет;
  • 243 986 человек — дети от 3 до 7 лет.

В последние годы государство делает акцент на развитие сети дошкольных образовательных организаций. Правительством в большинстве субъектов федерации ведется активная работа по строительству новых детских садов, призванная в обозримом будущем (в течение нескольких ближайших лет) полностью ликвидировать имеющиеся очереди. Однако несмотря на это, ситуация до сих пор во многих городах и регионах страны продолжает оставаться очень сложной.

Однако на данный момент на федеральном уровне помощь такого рода не предусмотрена, а проблема остается катастрофически актуальной — прежде всего, в семьях, где не с кем оставлять ребенка для возможности трудоустройства или возобновления работы матери по постоянному месту занятости.

Компенсация родительской платы за детский сад

По действующему федеральному российскому законодательству любая семья, которой все же повезло устроить своего ребенка в детсад, имеет право на возмещение части ежемесячной оплаты за его посещение.

Как формируются цены на посещение детских образовательных учреждений

Размер родительской платы за содержание детей в ДОУ меняется из года в год. Она устанавливается органом исполнительной власти (правительством) на местах и зависит от категории детсада, возраста ребенка, количества детей в семье и некоторых других критериев.

С 1 января 2015 года размер платы во многих регионах существенно вырос. В частности, в Москве стоимость пребывания детей в 12-часовых группах увеличилась сразу на 75%, в Забайкальском крае повышение составило в среднем 55%, в Кемеровской области — 40%.

Однако рассмотрение этой законодательной инициативы затягивается, примерная дата обсуждения установлена на ноябрь 2015 года. В настоящее время стоимость оплаты за детсад вообще не регулируется законом (как это было до 2013 года) и устанавливается самим дошкольным учреждением (организацией).

Закон о компенсационной выплате за детский сад

Возможность получить частичную компенсацию за содержание ребенка в детсаду регулируется ч. 5 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с документом минимальные размеры компенсационной выплаты, на которые могут рассчитывать родители по федеральному законодательству, составляют:

  • 20% от фактически внесенной суммы ежемесячной оплаты — на первого ребенка в семье;
  • 50% — на второго;
  • 70% — на третьего и следующих.

В регионах с учетом возможностей местных бюджетов на основе данных нормативов устанавливаются конкретные размеры компенсаций, которые не могут быть меньше вышеуказанных.

Например, ни в одном регионе не требуется оплата за детей-инвалидов, сирот и оставшихся без родительского попечения. А в городе федерального значения Севастополе компенсация на первого ребенка предусмотрена в повышенном размере — 30%, на второго и последующих — 50% и 70% соответственно, причем считая не от фактической родительской платы, а от средней по городу.

Сумма компенсационной выплаты пропорциональна нескольким факторам:

  • количеству детей в семье до 18 или до 23 лет (последнее — при обучении ребенка на очном отделении);
  • фактической стоимости услуг дошкольного образовательного учреждения;
  • установленным льготам на региональном и федеральном уровнях (например, в зависимости от дохода семьи, количества детей, их состояния здоровья и других обстоятельств).

Заявление на компенсацию оплаты детского сада

Подать заявление на возмещение платы за детсад может один из родителей или опекун ребенка, с которым заключен договор на посещение детского учреждения. Как правило, заполняется заявление на специальном бланке дошкольной образовательной организации, возможный образец которого приводится ниже.

Образец заявление на возмещение оплаты за детсад

Заявление в общем случае содержит следующие данные:

  • название ДОУ, в которое обращается заявитель;
  • ФИО и место проживания родителя;
  • содержание заявления с просьбой предоставить частичную компенсацию родительской платы на ребенка;
  • перечень прилагаемых документов;
  • обязательство сообщать обо всех существенных изменениях, которые влияют на право предоставления компенсации.
Читайте так же:  При каких условиях назначается субсидия

Заявитель вместе с заявлением также должен предоставить (в оригиналах и копиях) следующие документы:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • свидетельства о рождении всех детей в семье (если оформление компенсации осуществляется на второго ребенка и последующих);
  • данные о номере счета в банке и реквизитах кредитной организации для перечисления денег (обычно указаны на титульном листе сберкнижки или по справке из банка о реквизитах счета).

Последующая процедура рассмотрения заявления и принятия решения происходит в соответствии с законодательными актами конкретных субъектов РФ и муниципалитетов.

Как правило, уполномоченный представитель организации, реализующей дошкольную образовательную программу, при приеме заявления:

  • заверяет копии документов, а оригиналы возвращает заявителю;
  • формирует и подает в уполномоченный орган (например, Департамент образования, соцзащиты и здравоохранения) списки заявителей на получение компенсации;
  • ежеквартально актуализирует эти списки и направляет в уполномоченный орган данные о фактически произведенной оплате родителями стоимости посещения ребенком детсада.

Пример расчета размера компенсационной выплаты за детсад

Предположим, что для семьи с детьми 3.5 и 5 лет, проживающей в Петрозаводске, плата за посещение детского сада составляет 3410 руб. в месяц (за каждого ребенка). При обращении за компенсацией родителям будет ежемесячно возмещаться:

  • 682 руб. (20%) — на первого ребенка;
  • 1705 руб. (50%) — на второго 50%.

Итого государство за каждый месяц компенсирует родителям 2387 руб. (682 + 1705) из 6820 руб., ранее уплаченных ими за посещение детьми дошкольного учреждения. За счет этого фактический размер ежемесячной оплаты на двух детей составит 4433 руб., что составляет 65% от исходной суммы.

Компенсация за непредоставление детского сада

Как уже было сказано выше, законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право граждан на бесплатное детское дошкольное образование. Несмотря на оптимистичное заявление Премьер-министра Дмитрия Медведева на Всероссийском форуме социальных работников, проведенном 27 марта 2015 года партией «Единая Россия» в Ярославле, об успешном строительстве детских садов в стране, фактически очереди в дошкольные учреждения зачастую растягиваются во многих городах страны на несколько лет вперед. Из-за этого не все матери, которым необходимо выходить на работу в связи с завершением отпуска по уходу за ребенком, имеют такую возможность.

Несколько лет назад данную проблему пытались решить на федеральном уровне внесением поправок и изменений в действовавший тогда закон «Об образовании» с помощью проекта законопроекта № 556611-5, который в итоге так и не был принят, но предложенные в нем меры поддержки семей с детьми до сих пор остаются очень актуальными.

Проект федерального закона 556611-5

В 2011 году в Госдуму был вынесен законопроект № 556611-5, который предусматривал изменения в закон «Об образовании», действовавший еще до принятия нового аналогичного закона № 273-ФЗ от 29.12.2012.

В документе предлагалось на федеральном уровне решить вопрос предоставления денежных пособий и компенсационных выплат родителям, которые не смогут получить на своих детей место в государственном или муниципальном дошкольном учреждении. Тогда сумму компенсации за непосещения детского сада предполагалось установить фиксированной — в виде ежемесячного пособия в размере 5000 руб.

Данное предложение законодателей преследовало одновременно несколько целей:

  • частично разгрузить действующие детсады от наплыва желающих, в том числе стоящих в очередях;
  • дать возможность родителям решить вопрос подготовки ребенка к школе самостоятельно, в том числе в частных детских садах и с помощью репетиторов;
  • предоставить матерям материальную поддержку на детей, если они не смогут выйти на работу после окончания декрета.

В то же время необходимо понимать: нежелание государства заботиться о дошкольниках часто приводит к ухудшению условий детского содержания. Например, в негосударственных «группах доверительного пребывания», где родители вынуждены оставлять детей из-за необходимости идти на работу при отсутствии мест для детей в детсадах, нарушаются санитарные и бытовые условия.

Компенсация за отсутствие места в детском саду в регионах

На данный момент в некоторых субъектах РФ действуют местные компенсационные выплаты родителям детей, которым не предоставлено место в детских садах или яслях. Сумма ежемесячной компенсации не унифицирована, устанавливается с учетом возможностей местных бюджетов, а условия получения (в частности — возраст детей, дающий право на компенсацию) могут существенно отличаться.

В большинстве регионов подобная помощь предусматривается на детей в возрасте от 1.5 до 6 лет, однако в каждом конкретном случае акцент на проблему может ставиться по-своему:

  • в Липецке она предусмотрена для детей от 3 до 6 лет;
  • в Самаре, Кирове, Краснодаре — от 1.5 до 3 лет.

В некоторых регионах, независимо от возраста детей, сумма унифицирована (Архангельск, Томск), а в других населенных пунктах может устанавливаться дифференцировано. Например, в 2014 году:

  • в Перми компенсация для детей 1.5-3 лет составляла 5295 руб., а в возрасте 3-6 лет — 4490 руб.;
  • в Самаре на первого ребенка компенсируют 1000 руб., второго — 1500 руб., третьего — 2000 руб.

Официального списка регионов, в которых действует на данный момент программа, не существует. Узнать, актуально ли денежное возмещение для конкретного населенного пункта РФ, можно в органах соцзащиты населения по месту жительства. Однако существует проблема информирования сотрудников местных органов соцзащиты, которые часто не могут предоставить необходимую информацию родителям. В таком случае следует подавать запрос в Департамент образования.

Необходимые документы вместе с заявлением на предоставление компенсации подаются в отделения Управления соцзащиты населения (УСЗН) по месту жительства. Перечень документов может меняться в зависимости от региона, но обычно включает в себя:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о браке (разводе) родителей;
  • номер и реквизиты его счета в банке;
  • свидетельства о рождении всех несовершеннолетних детей;
  • справка из ДОУ о постановке ребенка на очередь и отсутствии мест;
  • приказ о предоставлении матери декретного отпуска с места работы (или трудовая книжка для неработающих);
  • справка о составе семьи;
  • медицинский полис матери и ребенка.

Необходимо также помнить, что региональные компенсации и пособия устанавливаются в субъектах федерации исключительно по собственной инициативе — никакого обязывающего их закона на федеральном уровне пока не существует!

Оплата материнским капиталом услуг по присмотру и уходу за ребенком

В России на федеральном уровне также закреплена возможность вносить оплату за услуги дошкольных образовательных организаций из средств материнского (семейного) капитала. С 2015 года обсуждается возможность расширения круга лиц, оказывающих образовательные услуги по присмотру и уходу за детьми-дошкольниками, до индивидуальных предпринимателей — частных детских садов и нянь-ИП.

Постановлением Правительства РФ № 926 от 24.12.2007 года регулируются Правила направления средств материнского капитала на получение образования детьми. В соответствии с ними средства по сертификату на маткапитал разрешается использовать полностью или частично на оплату услуг образовательных учреждений, которые работают по программам, получившим государственную аккредитацию.

Для распоряжения средствами владелец сертификата должен подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда России (ПФР), к которому прилагается копия договора об оплате образовательных услуг с детским садом. Деньги перечисляются на счет организации, предоставляющей услуги, в безналичной форме в двухмесячный срок.

Таким образом, в 2015 году на уровне высшего руководства страны рассматривается законопроект, по которому мат. капитал можно будет расходовать на оплату услуг ИП. Это могло бы способствовать решению проблемы нехватки мест в государственных детсадах и яслях, а также расширить возможности женщин в отношении трудоустройства или возобновления рабочей деятельности.

Компенсация за частный детский сад

Во многих регионах компенсационные выплаты предусматриваются также родителям детей, которые посещают не только государственные, но и частные детсады. Однако оплата за частный детский сад часто составляет существенную сумму (до нескольких десятков тысяч рублей в месяц), и проблематичным для регионального бюджета может стать даже возмещение 20% от оплаты за одного ребенка.

  • В связи с этим размеры компенсаций за частные детские сады зачастую привязываются к средней плате за ДОУ в регионе в государственных или муниципальных учреждениях того же субъекта федерации, к которому относится коммерческая организация.
  • Средний размер платы за посещение государственных или муниципальных детских садов определяется местными органами власти субъекта РФ каждый год и приводится по состоянию на 1 января.
  • Возмещение расходов не предусматривается для специализированных (музыкальных, спортивных, художественных) платных образовательных организаций.

Региональные программы поддержки частных детсадов

Для уменьшения дефицита мест в детсадах некоторые регионы внедряют местные программы поддержки негосударственных дошкольных учреждений.

Например, в Свердловской области для частичного решения проблемы с очередями в детские сады решили поддерживать уже работающие частные учреждения путем выделения субсидий для сокращения размера устанавливаемо родительской платы. Это даст возможность родителям посещать коммерческие детские сады на условиях оплаты, схожих с государственными и муниципальными ДОУ.

Аналогичные предложения были направлены в федеральные органы власти для внесения изменений в действующий закон «Об образовании в РФ». Законодательная инициатива предусматривает:

  • субсидии муниципалитетам, поддерживающим развитие в регионе частных детсадов;
  • компенсации родителям за содержание ребенка в мини-садике.

По мнению губернатора Омской области, привлечение на рынок услуг частных детсадов способно улучшить экономику региона. В области действует 12 видов поддержки частным социальным предпринимателям.

Однако подобные инициативы сталкиваются с рядом сложностей.

Проблема предоставления детям мест в детсадах и оплаты за услуги дошкольных образовательных учреждений в стране еще не решена даже на уровне нормативных правовых актов.

  • Федеральной программы компенсационных выплат родителям, которые не могут устроить ребенка в дошкольное учреждение, не существует. В отдельных субъектах РФ разработаны и внедрены местные компенсации из региональных бюджетов.
  • На федеральном уровне введены компенсации родителям за фактическую оплату услуг детсадов, размер которых зависит от количества детей в семье, их возраста и региональных особенностей денежных возмещений. Они частично снимают с плеч родителей финансовый груз.
  • В некоторых регионах действуют компенсации за частные детсады, однако для их получения образовательная программа коммерческой организации должна соответствовать утвержденной государством, а размер возмещения обычно невелик по сравнению со стоимостью ежемесячной платы.