Оглавление:

Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н
«О формах бухгалтерской отчетности организаций»

С изменениями и дополнениями от:

5 октября 2011 г., 17 августа, 4 декабря 2012 г., 6 апреля 2015 г., 6 марта 2018 г.

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 27 мая 2018 г. — Приказ Минфина России от 6 марта 2018 г. N 41Н

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора) и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 8, ст. 973; N 11, ст. 1312; N 26, ст. 3212; N 31, ст. 3954; 2010, N 5, ст. 531; N 9, ст. 967; N 11, ст. 1224), приказываю:

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 6 апреля 2015 г. N 57н в пункт 1 внесены изменения

1. Утвердить формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 6 апреля 2015 г. N 57н в пункт 2 внесены изменения

2. Утвердить следующие формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах согласно приложению N 2 к настоящему приказу:

а) форму отчета об изменениях капитала;

б) форму отчета о движении денежных средств;

в) утратил силу с 27 мая 2018 г. — Приказ Минфина России от 6 марта 2018 г. N 41Н

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Приказ дополнен пунктом 2.1 с 27 мая 2018 г. — Приказ Минфина России от 6 марта 2018 г. N 41Н

2.1. Утвердить форму отчета о целевом использовании средств согласно приложению N 2.1 к настоящему приказу.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 27 мая 2018 г. — Приказ Минфина России от 6 марта 2018 г. N 41Н

3. Установить, что организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов, предусмотренных пунктами 1, 2 и 2.1 настоящего приказа.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 27 мая 2018 г. — Приказ Минфина России от 6 марта 2018 г. N 41Н

4. Установить, что иные приложения к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств (далее — пояснения):

а) оформляются в табличной и (или) текстовой форме;

б) содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения N 3 к настоящему приказу.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 6 апреля 2015 г. N 57н в пункт 5 внесены изменения

5. Установить, что в бухгалтерской отчетности, представляемой в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, после графы «Наименование показателя» приводится графа «Код». В графе «Код» указываются коды показателей согласно приложению N 4 к настоящему приказу.

В случае если в бухгалтерскую отчетность отдельных категорий организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, включаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей (без их детализации), код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 6 апреля 2015 г. N 57н в пункт 6 внесены изменения

6. Установить, что организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

а) в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

б) в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с пунктами 1 — 4 настоящего приказа.

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 6 апреля 2015 г. N 57н в пункт 6.1 внесены изменения

6.1. Утвердить упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, согласно приложению N 5 к настоящему приказу.

Информация об изменениях:

7. Установить, что настоящий приказ вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год.

Согласно письму Минфина РФ от 24 января 2011 г. N 07-02-18/01 и письму ФНС России от 18 апреля 2011 г. N КЕ-4-3/[email protected] формы промежуточной бухгалтерской отчетности 2011 года должны соответствовать формам годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год

Информация об изменениях:

Приказ дополнен пунктом 8 с 27 мая 2018 г. — Приказ Минфина России от 6 марта 2018 г. N 41Н

8. Организации при составлении бухгалтерской отчетности используют формы бухгалтерской отчетности, утвержденные настоящим приказом, если иные формы не установлены федеральными или отраслевыми стандартами бухгалтерского учета.

Правительства Российской Федерации —

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2010 г.

Регистрационный N 18023

Утверждены новые формы документов, включаемых в бухотчетность юрлиц (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).

Это бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, об изменениях капитала, о движении денежных средств, об их целевом использовании. Последний из отчетов составляется общественными организациями (объединениями), которые не занимаются предпринимательством и не имеют кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).

Ранее в бухгалтерском балансе данные приводились на начало и на конец отчетного периода. Теперь сведения отражаются на отчетную дату указанного периода и на 31 декабря как предыдущего года, так и того, который ему предшествует.

Из состава внеоборотных активов исключено незавершенное строительство. В то же время к ним отнесены результаты исследований и разработок. В III разделе баланса (капитал и резервы) в том числе отражается переоценка внеоборотных активов. Новый показатель в IV разделе (долгосрочные обязательства) — резервы под условные обязательства. Исключена справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах. Многие показатели теперь не детализируются (запасы, дебиторская и кредиторская задолженность, резервный капитал).

В отчете о прибылях и убытках справочно указываются также результаты от переоценки внеоборотных активов, от прочих операций, не включаемые в чистую прибыль (убыток); совокупный финансовый результат. Расшифровка отдельных прибылей и убытков не приводится.

Субъекты малого предпринимательства формируют бухотчетность по упрощенной системе.

Приказ вступает в силу начиная с годовой бухотчетности за 2011 г.

Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2010 г.

Регистрационный N 18023

Настоящий приказ вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г.

Согласно письму Минфина РФ от 24 января 2011 г. N 07-02-18/01 и письму ФНС России от 18 апреля 2011 г. N КЕ-4-3/[email protected] формы промежуточной бухгалтерской отчетности 2011 года должны соответствовать формам годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 30 августа 2010 г. N 35

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минфина России от 6 марта 2018 г. N 41н

Изменения вступают в силу с 27 мая 2018 г.

Приказ Минфина России от 6 апреля 2015 г. N 57н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минфина РФ от 4 декабря 2012 г. N 154н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минфина РФ от 17 августа 2012 г. N 113н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минфина РФ от 5 октября 2011 г. N 124н

Изменения вступают в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г., за исключением подпункта 1 пункта 1 и подпункта 1 пункта 4 названного приказа, вступающих в силу с бухгалтерской отчетности 2012 г.

Состав, периодичность и сроки сдачи бухгалтерской отчетности коммерческими организациями

1 Можно использовать машиночитаемые формы (актуальные для всех организаций и для тех, кто применяет упрощенные способы ведения бухучета), хотя это не обязательно.

2 Не представляют организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета (например, малые предприятия) при отсутствии данных, без знания которых невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Формы бухгалтерской отчетности в 2017 – 2018 годах

Даже малые предприятия теперь обязаны сдавать бухгалтерскую отчетность, формируя ее показатели на основе своего бухучета. Однако все равно для многих компаний остаются без ответов вопросы: как составлять отчетность? Откуда брать ее формы? Когда и в каком комплекте ее сдавать? Об этом и пойдет речь в данной статье.

Для чего нужна бухгалтерская отчетность?

На основе этих данных, в частности:

  • анализируется степень платежеспособности фирмы и ее деловой активности с целью предоставления займов и кредитов;
  • составляется статистическая отчетность с целью макроэкономического планирования;
  • планируются внутренние показатели хозяйственной деятельности;
  • анализируются слабые и сильные стороны в деятельности компании и разрабатываются мероприятия по устранению слабых участков.

Иными словами, бухгалтерская отчетность – серьезный источник информации. А поэтому составляться она должна с отражением достоверных показателей и в соответствии с действующим законодательством.

Нормативное регулирование сдачи и составления

Прежде всего, стоит отметить, что бухгалтерская отчетность – это регистр, в котором собираются сведения, отражающие обязательства, товарооборот, основные и оборотные капиталы, финансовые результаты, объем наличных и безналичных средств и многое другое.

Читайте так же:  Дом под материнский капитал уфа

Чтобы сформировать каждый из показателей требуется:

  • отражение его по нормам, какие утверждены действующим законодательством для конкретного участка учета и закреплены в Учетной политике. В бухучете эти нормативные акты называются Положениями по бухгалтерскому учету (по тексту – ПБУ);
  • документальное оформление операции. Причем, необходимы, как входящие первичные документы, так и документы принятия на учет и внутреннего перемещения;
  • непрерывность учетного процесса;
  • правильное отражение на счетах бухучета согласно действующему Плану счетов.

А для отражения данных показателей в отчетности необходимо соблюдение уже иных требований, которые утверждены, в частности:

  1. Приказом МинФина РФ ПБУ №4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», №43
    от 06.07.1999г. В этом документе изложены основные правила формирования отчетности – состав и требования к ее заполнению, правила по оценке статей для ее заполнения, промежуточность и публичность отчетности, и многое иное;
  2. Приказом Минфина России «О формах бух.отчетности организаций», №66н от 02.07.2010г. Этот нормативный акт утверждает все формы отчетности, в том числе и для малых предприятий;
  3. Федеральным законом «О бухучете», №402-ФЗ от 06.12.2011г. В этом законе есть ст.13-18, в которых изложены общие требования к формированию и сдаче отчетности.

Руководствуясь этими нормативными актами, готовят отчетность к сдаче. Однако есть еще ряд документов Министерства финансов РФ, которые понадобятся при составлении отчетности:

  • Приказ «Типовые рекомендации по организации бухучета для субъектов малого предпринимательства», №64-н от 21.12.1998г.
  • Информация «Об упрощенной системе бухучета и бухгалтерской отчетности», №ПЗ-3/2015.

Эти документы помогают организовать упрощенный бухучет, на базе которого малые предприятия могут формировать отчетность по упрощенному варианту.

О формах бухгалтерской отчетности смотрите в следующем видеоматериале:

Состав и характеристика форм

В состав упрощенной и стандартной бухгалтерской отчетности включаются:

  1. Баланс. Это основная форма, в которой все имущественно-финансовое положение компании представлено в виде остатков по статьям, сгруппированным по укрупненным признакам, например, «Дебиторская задолженность», «Денежные средства», и т.д. Баланс составляется с отражением остатков максимум за 3 года. Вновь созданные организации сдают отчетность по итогам своего первого года работы, проставляя показатели только за отчетный период;
  2. Отчет о финансовых результатах. Это еще одна основная форма, которую сдают и при упрощенном варианте отчетности, и при типовом. Она включает в себя показатели за 2 года. Отражает порядок формирования чистой прибыли к распределению между учредителями или для пополнения капитала компании, и формирование налога на прибыль. Кроме того, данный отчет позволяет проследить, на каком этапе образовался убыток (если таковой имел место быть), т.е. по основному виду деятельности или в результате осуществления прочих операций.

Эти две формы различаются по содержанию показателей в упрощенном и типовом варианте отчетности: все показатели в упрощенных формах сгруппированы более сильно. Например, в упрощенном отчете о финансовых результатах нет такой детализации расходов и промежуточных показателей прибыли, какая присутствует в типовой форме.

Дополнительно к этому комплекту отчетов формируется независимо от варианта учета Отчет о целевом использовании средств. Он заполняется тогда, когда предприятием были получены бюджетные субсидии и прочие целевые взносы. При этом если такового финансирования не было, сдавать отчет, даже нулевой, не нужно!

А следующие формы обязательно сдаются, но только в составе типового комплекта отчетности:

  • отчет об изменении капитала. Это фактически пояснение к двум основным формам – балансу и финансовому отчету. В этой форме более детально отражается информация об уставном, добавочном, резервном капиталах, об уровне нераспределенной прибыли или о непокрытом убытке, и т.д.; обозначаются источники формирования капиталов и причины их уменьшения. Составляется с отражением остатков за 3 года;
  • отчет о движении денежных средств. Тоже является дополнительной формой к балансу и раскрывает сведения о денежных потоках – о поступлении средств и их расходовании, а также о наличии их на текущий момент. Данным отчетом характеризуются перемены в финансовом состоянии фирмы, детализируясь по следующим направлениям ее деятельности: инвестиционной, текущей и финансовой;
  • пояснительная записка. Она является обязательным элементом отчетности и содержит в себе отдельные выдержки из учетной политики и сведения, которые позволяют оценить показатели деятельности компании, отраженные в остальных формах отчетности. В частности, это могут быть данные о первоначальной стоимости основных активов, сроках их амортизации, о наличии кредитов и сроках и погашения, и т.д.
  • аудиторское заключение. Оно оформляется, если предприятие подлежит обязательному аудиту.

Но, формируя отчетность, нужно обеспечить не только правильную группировку показателей по статьям, но и правильное оформление самих Отчетов.

Основные правила заполнения

Для всех форм отчетности существуют общие нормы их составления:

  1. отчетность заполняется на основании результатов деятельности не только компании, но и всех ее подразделений;
  2. все показатели формируются по правилам, принятым в Учетной политике;
  3. оценка статей производится только в рублях. Если имеются показатели, выраженные в иностранной валюте, они должны быть пересчитаны в рубли по тому курсу, который действует на момент такого пересчета;
  4. если это не предусмотрено формой, то зачет между ее показателями не допустим;
  5. при формировании показателей отчетов должна соблюдаться непрерывность применения положений Учетной политики по бухучету, чтобы обеспечить достоверность отчетности;
  6. если в отчетности отсутствуют некоторые показатели, то в строках, предназначенных для их отражения, проставляются прочерки;
  7. коды строк для составления отчетности представлены в Приказе МинФина России №66 н от 02 июля 2010г. Если при составлении упрощенной отчетности имеются по отдельным строкам укрупненные показатели, то код строки определяется по тому показателю, у которого наибольшая доля в этой массе укрупненных показателей;
  8. отчетность подписывается главным бухгалтером и руководителем компании. В случае отсутствия в штате главного бухгалтера – тем лицом, на которого возложена обязанность по ведению бухучета и составлению отчетности.

Сдача отчетности

Отчетность сдается за прошедший год, длящийся с 01 января и включительно по 31 декабря. Но если компания зарегистрировалась уже после 1-го января, она будет отчитываться за период, который начинается с момента ее регистрации и до 31 декабря года регистрации. Однако это не касается тех фирм, какие открылись после 30.09: их отчетный год продлевается до следующего года, до его 31 декабря.

Сдать отчетность нужно в течение 3-х месяцев с начала года, следующего за отчетным, но не позже 30-го марта.

Один экземпляр баланса поступает в территориальный орган госстатистики, а другой – в налоговую структуру. При этом на балансе, сдаваемом в налоговый орган, должна стоять отметка от органа госстатистики.

Сдать баланс можно и на бумажном носителе, и в электронном формате через Интернет. Но, если у компании не было никакой деятельности за текущий период, а также никаких операций, ей все равно придется сдавать нулевую отчетность, в которой будет отражен только уставный капитал и объект по активу, который поступил в качестве вклада от учредителей.

О правилах подготовки бухгалтерской отчетности рассказано в следующем видесюжете:

Бухгалтерская (финансовая) отчетность 2016

Бухгалтерская отчетность — что такое и чем регулируется?

Бухгалтерская отчетность — это основной финансовый отчет юридического лица перед государством. В законе дается такое определение: «Бухгалтерская (финансовая) отчетность — это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями законодательства». Это определение содержится в Федеральном законе России «О бухгалтерском учете».

Отсюда следует, что бухгалтерская отчетность должна давать полную картину о финансовом состоянии организации за конкретный период.

Законом 402-ФЗ о бухгалтерском учете установлено, что бухгалтерская отчетность должна быть:

  • Достоверной. Она должна содержать правильные сведения и давать реальное представление о финансовом положении компании.
  • Полезной. Полезность определяется критериями уместности, надежности, сравнимости и своевременности. Полной.
  • Существенной. Она должна включать существенные показатели, то есть те, которые имеют влияние на принятие экономических решений.
  • Нейтральной. Нейтральность подразумевает объективность и исключает одностороннее представление интересов той или иной группы.
  • Последовательной.
  • Полной.

В России бухгалтерская отчетность на законодательном уровне регулируется законом 402-ФЗ, Положениями о бухгалтерском учёте (ПБУ), а также частично — Налоговым кодексом РФ. В мире действуют Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО — IFRS), и в России с 1998 года действует специальная программа по приведению российской отчетности в соответствие с МСФО.

В практическом плане бухгалтерская отчетность — это ряд документов, которые необходимо заполнять и представлять в контролирующие органы всем организациям — коммерческим, бюджетным, страховым и прочим. Это:

  • бухгалтерский баланс.
  • отчёт о финансовых результатах.
  • отчёт об изменениях капитала.
  • отчёт о движении денежных средств.

Ниже мы рассмотрим особенности составления и представления бухгалтерской отчетности.

Что касается индивидуальных предпринимателей (ИП), то они не обязаны сдавать бухгалтерские отчеты, как не обязаны вести бухучет. Их основная задача — налоговый учет и отчетность. Также есть предприятия, к которым установлены упрощенные требования по ведению учета и сдаче отчетности по бухгалтерии. Ниже мы также рассмотрим все эти аспекты.

«О бухгалтерском учете»

Кто обязан вести бухучет и сдавать отчетность?

Бухгалтерская отчетность — это результат бухгалтерского учета организации. Таким образом, бухгалтерскую отчетность обязаны формировать и сдавать все те субъекты предпринимательства, которые по законодательству должны вести бухгалтерский учет. А обязанность эта закреплена в Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ (статья 6).

По умолчанию вести бухгалтерский учет обязаны все субъекты предпринимательства. Но есть несколько исключений.

Так, освобождены от ведения бухучета:

  • Индивидуальные предприниматели на УСН, ЕНВД, ЕСХН.
  • Индивидуальные предприниматели на патентной системе.
  • Индивидуальные предприниматели на общей системе налогообложения, уплачивающие НДФЛ.
  • Филиалы иностранных организаций в РФ, если они ведут учет по законодательству своей страны.

По упрощенной схеме могут вести учет:

  • Участники проекта «Сколково».
  • Субъекты малого предпринимательства. Критерии отнесения компаний к малым предприятиям указаны в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Основные: численность сотрудников — не более 250 человек, годовой доход — не более 2 000 000 000 рублей, доля участия других юрлиц в уставном капитале.
  • Некоммерческие организации.

Подробнее об упрощенном ведении учета и сдаче отчетности читайте в соответствующем разделе данного справочного материала.

Обязанность сдавать отчетность также закреплена в Налоговом кодексе РФ (статья 23), где сказано, что налогоплательщики обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в ИФНС по месту нахождения организации.

«О бухгалтерском учете»

Главные правила бухгалтерской отчетности

Есть несколько базовых правил, которым должен соответствовать бухгалтерский отчет. Их можно найти в нескольких нормативных документах: Законе 402-ФЗ, ПБУ 4/99, Приказе Минфина России от 02.07.2010 № 66н (им установлены формы отчетности). Это:

  1. Язык отчета — только русский.
  2. Валюта, используемая в отчете, — только рубли.
  3. Детализация денежных сумм — в тысячах рублей без десятичных знаков либо в миллионах рублей без десятичных знаков (если обороты большие).
  4. Числовые показатели — в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин, что раскрывается в Пояснениях к балансу.
  5. Никаких помарок или исправлений в отчете быть не может.
  6. Пустых граф оставлять нельзя. Если значения для той или иной графы нет, то ставится прочерк.
  7. Если число — отрицательное, то оно указывается в круглых скобках. Для вычитаемых показателей применяется то же правило.
  8. Статьи бухгалтерской отчетности оцениваются по правилам, установленным ПБУ.
  9. Зачет между статьями активов-пассивов, прибылей-убытков не допускается.
  10. Данные бухгалтерского отчета за 2016 год должны быть сопоставимы с данными за 2015 и более ранние годы. Если это не так, то нужно их корректировать.
Читайте так же:  Возмещение ущерба пермь

«О бухгалтерском учете»

«О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18023)

(ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)»

Состав годовой бухгалтерской отчетности 2016

Годовая бухгалтерская отчетность коммерческих компаний должна включать:

  • Бухгалтерский баланс;
  • Отчет о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках);
  • Отчет об изменениях капитала;
  • Отчет о движении денежных средств;
  • пояснительные записки к балансу и отчетам;
  • аудиторское заключение — в случае, если организация подлежит обязательному аудиту.

Формы бухгалтерского баланса и вышеупомянутых отчетов утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

Внимание! Для страховых и кредитных организаций установлены свои формы отчетности. Подробнее о них — см. в соответствующих пунктах данного справочного материала.

«О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18023)

Сроки сдачи годовой отчетности

Статья 23 НК РФ говорит о том, что организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в ИФНС не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом.

Если 31 марта попадает на субботу или воскресенье, то сдать отчетность можно в следующий за ними понедельник. В 2017 году этот день выпадает на пятницу, так что никакого переноса срока не будет.

Поскольку сдавать отчет можно разными способами, то встает вопрос, как именно будет считаться дата сдачи отчета:

  • Если отчетность отправлена по почте ценным письмом с описью вложения — такой датой считается день ее почтового отправления. Он указывается на почтовом штемпеле, проставляемом работником почты на описи вложения.
  • Если отчетность представлена лично — такой датой считается дата ее подачи. Эту дату налоговый работник должен указать на экземпляре отчетности или ее копии, которая остается у налогоплательщика. Дата ставится вместе с росписью сотрудника ИФНС, подтверждающей получение налоговым органом отчета от организации.
  • Если отчетность представлена в электронном виде — датой отправки считается дата, указанная в подтверждении отправки, т.е. в электронном документе, сформированном оператором связи или налоговым органом.

ВАЖНО! Сдавать промежуточную бухгалтерскую отчетность (за квартал или месяц) в налоговую инспекцию не нужно.

ПБУ и МСФО — это стандарты бухгалтерского учета. В чем отличие?

ПБУ — это аббревиатура для «Положения о бухгалтерском учете». Это стандарты бухгалтерского учета России, регламентирующие порядок учета активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. ПБУ — это внутренние документы России, они принимаются Минфином РФ и действуют для коммерческих небанковских организаций (для банков и кредитных организаций используются положения, принимаемые Центробанком РФ).

Сегодня действуют 24 ПБУ, все они обязательны к применению при составлении бухгалтерской отчетности и ведении регистров бухучета.

МСФО (IFRS) — аббревиатура для «Международных стандартов финансовой отчетности». Эти стандарты принимает организация «Совет по Международным стандартам финансовой отчётности» (IASB), расположенная в Великобритании.

МСФО обязательны к применению в некоторых странах Европы, а также почти для всех европейских компаний, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.

В России действует программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н в нашей стране введены в действие 63 документа: сами стандарты МСФО и разъяснения к ним.

«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2011 N 22875)

«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.03.2011 N 20336)

«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.02.2011 N 19691)

(ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.07.2010 N 18008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)

«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.12.2010 N 19171)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «ИНФОРМАЦИЯ О СВЯЗАННЫХ СТОРОНАХ» (ПБУ 11/2008)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.05.2008 N 11749)

(ред. от 20.12.2007) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УСЛОВНЫЕ ФАКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПБУ 8/01″ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.12.2001 N 3138) Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 13.12.2010 N 167н, вступившего в силу с бухгалтерской отчетности 2011 года.

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ДОГОВОРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА» (ПБУ 2/2008)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.11.2008 N 12717)

(ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.10.2008 N 12523) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)

«Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 N 12522)

«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/94″ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.08.1994 N 658)
Утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 09.12.1998 N 60н.

(ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02″ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.2002 N 4090)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ЗАЙМОВ И КРЕДИТОВ И ЗАТРАТ ПО ИХ ОБСЛУЖИВАНИЮ» (ПБУ 15/01)» (ред. от 27.11.2006)

(ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2007 N 8788)

(ред. от 18.09.2006) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ» ПБУ 13/2000″

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «ИНФОРМАЦИЯ ПО СЕГМЕНТАМ» (ПБУ 12/2000)» Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 13.12.2010 N 169н, вступающего в силу начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год.

(ред. от 30.03.2001) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «ИНФОРМАЦИЯ ОБ АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦАХ» ПБУ 11/2000″ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.05.2000 N 2215)

(ред. от 20.12.2007) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ОТЧЕТНОЙ ДАТЫ» (ПБУ 7/98)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.1998 N 1674)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ» ПБУ 3/2000″ Документ утратил силу с момента вступления в силу Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 N 154н в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 18.01.2007 N 5н.

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ДОГОВОРОВ (КОНТРАКТОВ) НА КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО» ПБУ 2/94″

(ред. от 27.04.2012) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99″ (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1791)

«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01″ (Зарегистрировано в Минюсте России 19.07.2001 N 2806)

(ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)»

«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″ (Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2001 N 2689)

«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98″ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.1998 N 1673)
Документ утратил силу с 1 января 2009 года в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н, утвердившего новое Положение.

(ред. от 27.11.2006) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ» ПБУ 14/2000″

«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99″ (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790)

(ред. от 18.09.2006) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПБУ 20/03″ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.01.2004 N 5457)

«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02″ (Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2002 N 4085)

«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02″ (Зарегистрировано в Минюсте России 11.12.2002 N 4022)

«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02″ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2002 N 3655)

«О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.12.2011 N 22501)

Формы бухгалтерской отчетности коммерческих организаций

  1. Бухгалтерский баланс (форма 071001) — состоит из 5 разделов: Внеоборотные активы, Оборотные активы, Капитал и резервы, Краткосрочные и Долгосрочные обязательства. Форма баланса заполняется построчно, в каждой строке приводятся показатели на отчетную дату отчетного периода, на 31 декабря предыдущего года и на 31 декабря предпредыдущего года.
  2. Отчет о финансовых результатах (отчет и прибылях и убытках) — форма 0710002. В нем отражается информация о доходах и расходах организации, а также о ее прибылях и убытках за отчетный период и аналогичный период предыдущего года (это установлено в ПБУ 4/99).
  3. Отчет об изменении капитала (форма 0710003) — показывает движение капитала организации за отчетный и два предыдущих года.
  4. Отчет о движении денежных средств (форма 0710004) — показывает потоки денежных средств и их эквивалентов в организации за отчетный год и предыдущий год.
  5. Пояснительная записка к Бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах — эти документы могут оформляться как таблицей, так и текстом. В случае оформления таблицей, организация сама устанавливает содержание этих пояснений.

Все эти формы бухгалтерской отчетности, а также порядок их заполнения утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

Субъекты малого предпринимательства также используют формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, утвержденные этим же приказом Минфина.

«О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18023)

Кто подписывает бухгалтерский отчет?

Подпись руководителя на годовой бухгалтерской отчетности организации обязательна. С мая 2015 года Минфин исключил подпись главного бухгалтера на отчете (ранее она также ставилась в обязательном порядке).

«О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.04.2015 N 37103)

Бухгалтерский отчет и учет в упрощенном порядке

Закон 402-ФЗ о бухучете разрешает некоторым организациям (в том числе субъектам малого предпринимательства) вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность в упрощенном порядке. В то же время указанные организации вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Соответствующее решение принимается организациями самостоятельно.

Читайте так же:  Увеличение размера выплат по осаго

По упрощенной схеме могут вести учет:

  • Участники проекта «Сколково».
  • Субъекты малого предпринимательства.
  • Некоммерческие организации.

Законом отдельно оговорено, кто не имеет права вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную отчетность. Это:

  1. организации, чья бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту;
  2. ЖК, ЖСК и МФО;
  3. кредитные потребительские кооперативы;
  4. государственные организации;
  5. политические партии;
  6. коллегии адвокатов, адвокатские бюро, палаты и консультации;
  7. нотариальные палаты;
  8. некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента.

Бухгалтерский учет и отчетность субъектов малого предпринимательства

Критерии отнесения компаний к малым предприятиям указаны в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Основные: численность сотрудников — не более 250 человек, годовой доход — не более 2 000 000 000 рублей, доля участия других юрлиц в уставном капитале (есть несколько вариантов).

Субъекты малого предпринимательства сдают только Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Также им дано право добавлять в отчет финансовые показатели только по группам статей без детализации.

Что касается собственно упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, то все они перечислены в Информации Минфина России № ПЗ-3/2015. Это:

  • Ведение учета без двойной записи.
  • Сокращенный план счетов.
  • Упрощенная система регистров учета.
  • Возможность не применять некоторые ПБУ.
  • Кассовый метод учета доходов и расходов.
  • Оценка финансовых вложений по их первоначальной стоимости (то есть без последующей переоценки).
  • И некоторые другие детали.

Бухгалтерский учет и отчетность участников «Сколково»

На учет и отчетность для этой категории компаний распространяются те же правила, что применяются и к малым предприятиям.

Бухгалтерский отчет некоммерческих организаций

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для НКО перечислены в Информации Минфина России № ПЗ-1/2015 (это письмо относится только к НКО!). Они в целом повторяют те же правила, которые установлены Информацией Минфина № ПЗ-3/2015 для малых предприятий (см. выше по тексту), с некоторыми незначительными изменениями.

Годовой бухгалтерский отчет некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

В Отчете о целевом использовании средств раскрывается информация о поступлении в НКО средств, предназначенных для обеспечения ее уставной деятельности, и о целевом использовании этих средств в соответствии с утвержденным бюджетом или финансовым планом. Отчет также содержит данные об остатке этих средств на начало и конец отчетного периода (года).

Форма, по которой НКО составляют этот отчет, может быть двух типов:

  1. общеустановленная форма 0710006
  2. упрощенная форма 0710006.

Вторую, упрощенную, могут использовать те некоммерческие организации, которые ведут учет по упрощенной схеме (имеют на это право согласно закону 402-ФЗ).

Первую, общую, применяют все остальные. Либо, по желанию, ее также могут использовать и «упрощенцы».

Обе формы утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

«О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18023)

«О бухгалтерском учете»

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций

Отчетность бюджетных, автономных и казенных учреждений регулируется отдельными нормативными актами. Она отличается от отчетности коммерческих компаний. Более того — для разных типов бюджетных учреждений эта отчетность тоже разная, хотя и имеет схожие принципы и черты.

Бюджетные и автономные учреждения составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

Казенные учреждения при составлении отчетности руководствуются другим документом — Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

Общие требования к отчетности для бюджетных, автономных и казенных учреждений таковы:

  • Отчетность составляется по итогам календарного года.
  • Данные, отраженные в отчетности, должны быть подтверждены результатами проведенной инвентаризации активов и обязательств.
  • Отчет должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером и может быть сдан как на бумаге, так и в электронном виде.

Отчетность необходимо сдавать по следующим формам:

  • Баланс учреждения (форма 0503730 — для бюджетных и автономных, форма 0503130 — для казенных учреждений)
  • Справка по консолидируемым расчетам (форма 0503710 — для бюджетных и автономных, форма 0503125 — для казенных учреждений)
  • Справка по заключению счетов бюджетного учета (форма 0503725 — для бюджетных и автономных, формы 0503110 и 0503111 — для казенных учреждений)
  • Отчет об исполнении плана/бюджета (форма 0503737 — для бюджетных и автономных, формы 0503127, 0503317 и 0503117 — для казенных учреждений)
  • Отчет о принятых учреждением обязательствах (форма 0503738 — для бюджетных и автономных, форма 0503128 — для казенных учреждений)
  • Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503721 — для бюджетных и автономных, форма 0503121 — для казенных учреждений)
  • Пояснительная записка (форма 0503760 — для бюджетных и автономных, форма 0503160 — для казенных учреждений)
  • Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (форма 0503184 — только для казенных учреждений)
  • Баланс исполнения бюджета (форма 0503120 — только для казенных учреждений)
  • Отчет о движении денежных средств (форма 0503123 — только для казенных учреждений)
  • Отчет о кассовом поступлении и выбытии денежных средств (форма 0503124 — только для казенных учреждений)
  • Разделительный баланс (форма 0503230 — только для казенных учреждений)
  • Консолидированный отчет о финансовых результатах (форма 0503321 — только для казенных учреждений)
  • Консолидированный отчет о движении денежных средств (форма 0503323 — только для казенных учреждений)

(ред. от 26.08.2015) «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2011 N 19693)

«Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.04.2011 N 20558)

Бухгалтерская отчетность банков и кредитных организаций

Бухгалтерская отчетность банков и кредитных организаций — особенная. Она регулируется нормативными документами Банка России. Основополагающими документами являются «Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 16.07.2012 № 385-П) и Указание Банка России от 04.09.2013 № 3054-У «О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности». Внимание!

Новые формы отчетности для банков установлены Указанием Банка России от 24.11.2016 N 4212-У, которое отменило ранее действовавшее Указание Банка России от 12.11.2009 № 2332-У.

В числе новых форм отчетности:

  • 0409120 «Данные о риске концентрации», разработанная в целях оценки экономического положения кредитных организаций с учетом риска концентрации;
  • 0409171 «Сведения для расчета размера участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций»;
  • 0409702 «Информация о неисполненных сделках», разработанная в целях ведения статистики и оперативного мониторинга системных рисков финансовой системы, связанных с неисполнением отдельных видов сделок на финансовых рынках.

Также уточняются требования к формированию показателей отчетных форм и порядку их представления в Банк России.

Годовая отчетность банков составляется по итогам календарного года. Она подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение сдается вместе с годовым отчетом в Банк России.

(утв. Банком России 16.07.2012 N 385-П) (ред. от 10.11.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 03.09.2012 N 25350) Документ утратил силу в связи с изданием Положения Банка России от 27.02.2017 N 579-П, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования

(ред. от 30.11.2014) «О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2013 N 30303)

Аудит бухгалтерской отчетности

В ряде случаев законом установлено, что организация обязана проводить аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности. Список случаев, когда это обязательно, установлен Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В частности, аудит обязателен:

  • для всех АО (акционерного общества);
  • для компаний, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  • для кредитных организаций, фондов, участников рынка ценных бумаг, страховых и клиринговых компаний;
  • для организаторов азартных игр и операторов лотерей;
  • для СРО (саморегулируемых организаций);
  • для государственных компаний и корпораций;
  • для ряда конкретных компаний (Ростех, Росатом, Агентство по страхованию вкладов, Роскосмос и т.д.);
  • а также если объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

Аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской отчетности, но прилагается к ней. Аудиторское заключение организация обязана предоставить в орган государственной статистики и опубликовать его вместе со своей годовой отчетностью.

«Об аудиторской деятельности»

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организация обязана провести инвентаризацию. Это обязательство распространяется на все компании вне зависимости от их режима налогообложения или организационно-правовой формы. Задача инвентаризации — обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Для этого в ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств организации.

Такая инвентаризация — плановая. Для ее проведения руководитель должен утвердить положение об инвентаризации. Сроки проведения такой инвентаризации — с 1 января по 31 декабря отчетного года.

Годовая инвентаризация проводится по всем активам и обязательствам компании, проверка — сплошная.

Есть и другие причины проведения инвентаризации, внеплановые. Они установлены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Федеральным законом 402-ФЗ и ПБУ 4/99). Это:

  • смена материально ответственных лиц;
  • выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • стихийные бедствия, пожар или другие чрезвычайные ситуации;
  • ликвидация или реорганизация организации.

Порядок проведения инвентаризации

  • Шаг 1. Создание инвентаризационной комиссии
  • Шаг 2. Получение последних приходных и расходных документов
  • Шаг 3. Получение расписки от материально ответственного лица
  • Шаг 4. Подготовка инвентаризационных описей (актов)
  • Шаг 5. Проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценки активов и обязательств
  • Шаг 6. Обобщение результатов, выявленных инвентаризацией
  • Шаг 7. Утверждение результатов инвентаризации
  • Шаг 8. Отражение в учете результатов инвентаризации

Подробнее об этих этапах можно прочитать в «Практическом пособии по годовой бухгалтерской отчетности 2016» системы Консультант Плюс.

«О бухгалтерском учете»

(ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)»

(ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598)

Составляем годовой отчет с Консультант Плюс

Разработчики справочной правовой системы Консультант Плюс традиционно выпускают ежегодный аналитический материал «Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности». Этот материал обычно включает очень подробные разъяснения о формировании бухгалтерского отчета за год, с примерами, комментариями, образцами заполнения форм документов и т.п.

Уникальный инструмент, заложенный в этом материале, — раздел «Взаимоувязка показателей» поможет еще раз проверить свой готовый отчет на корректность деталей.