Приказ о сдаче егэ учителями

Наталья Владимировна Белова, учитель истории и обществознания школы-лицея №1420, Почетный работник системы общего образования РФ:

C 2008 года ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, став сегодня одним из главных инструментов проверки знаний выпускников. И с этого момента не утихают дискуссии вокруг Единого государственного экзамена! Почти как футбол или хоккей в прежние времена объединял болельщиков нашей страны, независимо от сферы их деятельности, возраста и пола, так и ЕГЭ сегодня продолжает будоражить не только общественное мнение, но и умы ученых, чиновников, деятелей культуры, науки, да и самих учителей. Каждое нововведение вызывает отклик и часто не обходится без критики.

В 2016 году у учителей московских школ появилась возможность на добровольной основе сдать экзамен в формате ЕГЭ по преподаваемому ими предмету. Скажу сразу, это предложение не вызвало у меня сопротивления, недоумения и какой-либо негативной реакции. Я восприняла его с интересом и желанием безусловно поучаствовать. Хочу поделиться с коллегами своими впечатлениями на этот счет.

С одной стороны, это был интерес ощутить атмосферу экзамена и, если хотите, почувствовать себя школьницей. Не могу назвать себя самонадеянным человеком, но мне не надо было специально выделять время на подготовку, так как систематические занятия и работа в качестве эксперта ГИА-11 по обществознанию и истории дает мне немало уверенности, заставляет быть всегда «в теме», искать различные подходы, приемы, которые позволяют моим ученикам успешно сдавать ЕГЭ, правильно распределив время экзамена.

Обществознание – это не только набор фактов и тезисов, это еще и язык, владение которым помогает молодому человеку учиться рассуждать об обществе и государстве, о мире людей, частью которого он является. Сложность состоит, на мой взгляд, в том, что необходимо это изложить письменно.

Несомненно, одним из самых опасных рисков в процессе обучения для ребенка является некомпетентность учителя . Конечно, не стоит говорить о том, что знание преподаваемой дисциплины и умение решать ЕГЭ на высокий балл – одно и то же. Но если учитель некомпетентен в области государственной аттестации, то риск получения выпускниками низких баллов повышается.

В этой связи, мой личный опыт сдачи ЕГЭ показал, что учитель, поставленный в жесткие временные рамки ЕГЭ, гораздо лучше сможет научить не только приемам решения тех или иных заданий, но и планированию времени на экзамене. Поэтому моя позиция заключается в том, что учителя не должны пасовать перед сдачей ЕГЭ, не должны бояться это сделать. Но подходить к решению этого вопроса нужно с максимальной корректностью, нельзя рубить сплеча, поскольку мнение педагогического сообщества нельзя назвать однозначным. Не должно быть «кампанейщины». И все-таки сдача ЕГЭ учителем – это право, которое не стоит превращать в обязанность.

Конечно, сдача ЕГЭ учителем важна не только для директора школы, который формирует педагогический состав и заинтересован в высоких показателях. Сдача ЕГЭ учителем, на мой взгляд, важна для родителей обучающихся. Им вселяет уверенность то, что учитель знает свой предмет и, пройдя это испытание, сможет научить и ребенка. А своим ученикам я бы хотела ответить словами руководителя Московского департамента образования Исаака Иосифовича Калины: «Личный пример учителя и возможность продемонстрировать профессиональные навыки может стать хорошим начинанием и для выпускников, да и для всех обучающихся».

В заключение хотелось бы поблагодарить коллектив и руководство Московского Центра качества образования за предоставленную всем учителям возможность пройти это испытание и с честью выдержать его. Хочу верить, что для многих моих коллег это так и было. Мой балл = 92 по 100-балльной шкале и 58 баллов по первичному баллу.

Приказ МБОУ СОШ № 20 об утверждении плана подготовки и проведения ЕГЭ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬАЯ ШКОЛА № 20

Об утверждении плана подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в МБОУ СОШ № 20

в 2014-2015 учебном году.

В соответствии с приказами министерства образования и науки Краснодарского края от 09.09.2014 № 3947 «Об утверждении плана подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Краснодарском крае в 2015 году», приказом департамента образования муниципального образования город Краснодар от 26.09.2014 № 937 «Об утверждении плана подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в муниципальном образования город Краснодар в 2014-2015 учебном году» п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить план подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (приложение № 1 и № 2).

2. Бородиной Л.К., заместителю директора по УВР поручить:

2.1. Организацию и контроль подготовки выпускников школы к ЕГЭ-2015 и ОГЭ-2015 и ходом ее проведения.

2.2. Формирование и сопровождение региональной базы данных выпускников 9-х и 11-х классов.

2.3. Определить форму сдачи экзаменов по русскому языку и математике детям-инвалидам.

3. Разрешить учащимся вышеназванных категорий по личному заявлению сдавать экзамены по русскому языку, математике как в форме ЕГЭ и ОГЭ, так и в форме ГВЭ.

4. Учителям-предметникам обеспечить:

4.1. Прохождение в полном объеме программ по всем предметам учебного плана обучающимися 9-х и 11-х классов;

4.2. Индивидуально-профилактическую работу со слабоуспевающими учениками.

4.3. Индивидуально-консультационную работу с одаренными детьми.

5. Классным руководителям 9-х классов Даниловой А.А., Киселевой И.В., Арсеновой Е.А., Доринской Е.В., Скрылевой З.В. информировать родителей учащихся 9-х и 11-х классов, в том числе в письменной форме, о слабой успеваемости отдельных школьников по промежуточным итогам.

6. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

Директор МБОУ СОШ № 20 Е.П.Лякишева

С приказом ознакомлены:

к приказу МБОУ СОШ № 20

от 26.09.2014 № 366

План

подготовки и проведения государственной итоговой аттестации

по образовательным программам среднего общего образования в МБОУ СОШ № 20 в 2015 году

п/п

Мероприятия

Ответственный

Сроки

Нормативно-правовое и методическое сопровождение ЕГЭ

Приведение школьной базы нормативно-правовых и распорядительных документов в соответствие с требованиями федеральных и региональных документов (по мере необходимости)

Бородина Л.К., координатор ЕГЭ школы

в течение 2-х недель после

введения в действие

Обеспечение учителей школы, выпускников и их родителей нормативной и распорядительной документацией, аналитическими материалами и другой информацией, связанной с организацией и проведением ЕГЭ

Бородина Л.К., координатор ЕГЭ

по мере опубликования федеральной и региональной нормативной базы

Изучение региональных рекомендаций по формированию региональной базы данных (РБД)

Бородина Л.К., координатор ЕГЭ

Информационное обеспечение ЕГЭ

Изучение методических материалов по организации и проведению информационно-разъяснительной работы с участниками ЕГЭ

Бородина Л.К., координатор ЕГЭ

Информирование руководителей предметных МО, учителей об изменениях в КИМах ЕГЭ 2015 года.

Бородина Л.К., координатор ЕГЭ

Организация и проведение информационно-разъяснительной работы с участниками ГИА, в том числе через web-сайт школы, по вопросам организации и проведения ЕГЭ, в том числе:

— о сроках и месте подачи заявления для участия в ЕГЭ;

-о выборе предметов для сдачи ЕГЭ;

-о запрете использования на ЕГЭ мобильных телефонов, иных средств связи и электронно-вычислительной техники, а также дополнительных информационно-справочных материалов (шпаргалок);

— о сроках и порядке подачи и рассмотрения апелляций;

— о сроках, местах и порядке информирования о результатах ГИА;

— об особенностях процедуры и содержания итогового сочинения (изложения) в 2014-2015 учебном году;

Обязательные ЕГЭ для педагогов в 2017-2018 учебном году

Новые изменения в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» привели к тому, что в 2018 году аттестация учителей должна проводиться в два этапа. При прохождении первого этапа учителя будут подтверждать свою профпригодность соответственно занимаемым должностям. На втором этапе – обоснование присвоения учебными заведениями работникам соответствующих категорий.

В процессе успешного прохождения ЕГЭ для учителей может быть повышена квалификационная категория педагога. Члены комиссии очно проверяют навыки и знания учителя, определяют его способности общаться и обращаться с детьми.

Читайте так же:  Доплата за квартиру пенсионерам

Нововведенное ЕГЭ для учителей в следующем году будет касаться каждого, без исключения, педагога в сфере образования. Стоит напомнить, что в настоящее время в Российской Федерации существует два вида аттестации: добровольная и обязательная. Обязательные экзамены сдают те педагоги, которым, как требует государство, необходима проверка знаний и профпригодности. Уровень профпригодности проверяется комиссией, которая и делает заключение о необходимости для государства такого учителя, а именно, соответствует ли он требованиям, предъявляемым к его должности, либо просто занимает не свое место.

Для тех педагогов, которые желают повысить свой настоящий уровень квалификации, будет интересно пройти добровольную сдачу экзаменов.

Положения обязательного ЕГЭ для учителей

С начала текущего года обязательные ЕГЭ для учителей проводятся для тех, кто в последний раз аттестовался более 5 лет назад. В следующем году от таких экзаменов освобождаются те педагоги, у которых уже имеются квалификационные категории, а также беременные.

Стоит подчеркнуть, проигнорировать обязательную аттестацию могут те учителя, которые последние два года состоят на службе в учебных заведениях. Право на получение квалификации и подтверждение педагогической состоятельности имеют преподаватели, находящиеся в декретном отпуске. Однако с того момента и до времени аттестации должно пройти не менее 2-х лет.

Не требуется сдавать экзамены тем сотрудникам учебных заведений, которые по различным обстоятельствам не присутствовали на работе последние четыре месяца и больше. Для них период обязательной аттестации начинается только по истечении календарного года с момента возвращения на рабочее место.

Скорее всего, каждый человек (не только учитель, но и любой профильный специалист) желает поднять собственный уровень квалификации на ступень выше с целью самосовершенствования и дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Именно тем, кто стремится к профессиональному росту, будет интересно пройти добровольный ЕГЭ для учителей. Нововведенная аттестационная форма для педагогов в следующем году в целом аналогична прежней, уже хорошо знакомой.

Если говорить об образовательном направлении, то именно педагог, который запланировал повысить собственный уровень квалификации, сперва должен обговорить данный вопрос непосредственно со своим руководством и только после этого написать соответствующее заявление. В подаваемом документе необходимо указать цель добровольной аттестации, которой является получение новой категории.

Аттестация на добровольной основе должна быть интересна как учителям, не имеющим категории, так и тем, у которых она уже есть, но желающим расти дальше.

Процесс добровольной сдачи ЕГЭ для учителей ничем не отличается от сдачи экзаменов школьниками. Педагоги проходят проверку металлоискателем, не допускается наличие мобильных устройств во время проведения экзамена, в аудиториях работает видеосъемка. Конечно, всякого рода шпаргалки, как на бумажном носителе, так и на электронном, запрещены. Выделенное время для прохождения ЕГЭ не отличается от того, которое дается выпускникам. В настоящий момент педагоги из столицы России могут добровольно пройти испытания по каждому школьному предмету, который входит в экзаменационный перечень.

Для получения наивысшего разряда из существующих необходимо быть не только педагогом с большим стремлением к карьерному росту, но и иметь первую категорию. Стоит отметить, что от получения категории до следующего повышения должно пройти не менее двух лет.

Не стоит полагать, что самая высокая квалификация может быть присвоена тем учителям, у которых такая уже имеется. В этом случае они должны подтвердить полученную ранее категорию. Повышение может проходить спустя пять лет после предыдущей аттестации. После этого срока учителя требуют дальнейшей пролонгации.

Прохождение аттестации

Обязательные ЕГЭ для учителей в следующем году на территории Российской Федерации будут проводиться под пристальным контролем специально подготовленной аттестационной группы. В ее состав войдут представители организаций образования. Управляющим, который издает приказ о формировании данной комиссии, утверждается состав:

  • заместитель;
  • председатель;
  • секретарь и другие члены комиссии.

В определенный день будет проводиться заседание комиссии.

Добровольная сдача ЕГЭ для учителей предполагает подачу соответствующего заявления от сотрудника. В нем должны быть указаны занимаемая должность и присвоенная на данный момент категория. Знания и профпригодность педагога оцениваются комиссией в определенный день.

Проверка и рассмотрение заявления от педагога может составить 30 дней, после чего будет выдано решение комиссии. Срок проведения ЕГЭ, с учетом даты финального заключения комиссии, составляет не более двух месяцев.

Итоговые результаты аттестации

Если проходящий аттестацию учитель полностью или частично не согласен с финальным решением комиссии, он вправе опротестовать его в судебном порядке. Еще один вариант – сформировать специальный состав комиссии по трудовому спору. С момента оглашения результатов на их оспаривание выделено 90 дней.

С другой стороны, если аттестационное решение в основном удовлетворяют аттестующегося сотрудника, тот имеет право по возвращении на место работы, предъявив руководителю решение комиссии, потребовать надбавку к заработной плате.

«На текущий момент нет объективных данных, позволяющих делать комплексные выводы об уровне квалификации педагогов по субъектам Российской Федерации и по России в общем. Требуется проведение комплексных исследований, что предоставит возможность определить направления повышения квалификации педагогов, организации научно-методических и практических занятий, подготовки тематических пособий», – говорится в пояснениях тендера.

Как полагают специалисты Рособрнадзора, одной из важнейших целей в данном направлении считается организация справедливой оценки компетентности работников учебных заведений, которая позволит использовать ее итоги и для присвоения квалификационных категорий.

По этой причине запланировано разработать стандартизированный инструментарий для оценки уровня профессионализма педагогов, в том числе предметных, методических, социально-коммуникационных направлений, информационно-коммуникационных технологий и тому подобных.

В процессе исполнения данного указа в текущем году проводится аттестация 15 тысяч педагогов по русскому языку и литературе, а также математике. Такая концепция ориентирована на определение направленности и ключевых характеристик этого исследования.

Цели и задачи аттестации

  1. Содействие повышению качества подготовки учителей при помощи создания научно обоснованной схемы комплексной оценки компетентности педагогов.
  2. Создание модели для исследования уровня квалификации педагогов по русскому языку, литературе и математике.
  3. Разработка инструментов для оценки компетентности учителя.
  4. Проведение процедуры исследования профессионального уровня педагогов по русскому языку, литературе и математике.
  5. Анализ и обсуждение итогов проведения аттестации учителей по русскому языку, литературе и математике.

В рамках нашего сайта действует специальное предложение: вы можете воспользоваться консультацией нашего корпоративного юриста совершенно бесплатно. Все необходимо сделать — это оставить ваш вопрос в форме ниже.

А судьи кто? Школьные учителя будут сдавать экзамены

Рособрнадзор сообщил, что уже в этом году в апробации новой системы оценки профессиональной пригодности педагогов примут участие 300 школ и не менее 4000 педагогов: проверку знаний пройдут преподаватели из Хабаровского края, республики Адыгея, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Татарстана, Чечни, а также из Московской, Волгоградской, Рязанской, Ленинградской, Курганской, Томской и Ярославской областей.

Пока экзамен учителя будут сдавать только по двум предметам — русскому языку и математике. В Рособрнадзоре так объяснили выбор: «В школе они самые важные, и ЕГЭ по ним — обязательный. По статистике, двоечников на ЕГЭ становится все меньше, но ситуация с устной речью и элементарной математической грамотностью удручающая. Многие учителя научились натаскивать детей на тесты, но не в состоянии хорошо давать знания по своему предмету. Апробация должна показать, знают ли русский и математику сами педагоги». Как обещали чиновники, увольнять учителей и раздавать выговоры за плохое знание предмета никто не станет. Рособрнадзор планирует подготовить рекомендации для институтов повышения квалификации учителей и по-новому проводить аттестацию. Напомним, что сегодня раз в три года педагог должен проходить повышение квалификации, а каждые пять лет — аттестацию. Кроме того, Рособрнадзор сейчас работает и над тестовыми материалами — «ЕГЭ для учителей», как его называют в профессиональном сообществе. Так что, очевидно, в ближайшем будущем проверок станет больше.

непонятно, на каком основании подвергается сомнению диплом специалиста

Профпригодностью педагогов озаботились несколько лет назад — в 2015 году Общество защиты прав потребителей образовательных услуг попросило Минобрнауки усложнить правила аттестации школьных учителей, которую они проходят раз в пять лет, и превратить формальную процедуру в «ЕГЭ для учителей» с вопросами по профильному предмету. Кроме того, информацию об оценках преподавателей предложили размещать в открытом доступе. Еще тогда некоторые представители учительского сообщества начали говорить об «эффекте разорвавшейся бомбы». По мнению ряда экспертов, тестирование учителей может происходить только на добровольной основе.

Учителя получают диплом, который означает профпригодность, «непонятно, на каком основании подвергается сомнению диплом специалиста, выпущенного вузом, прошедшим гос. аккредитацию», — пишут на форумах учителя. Кроме того, они и так проходят аттестацию: либо на соответствие занимаемой должности, либо для получения более высокой квалификационной категории. Обязательное тестирование каждый год, а уж тем более обнародование результатов, многие восприняли как нарушение своих прав, подчеркивая, что закон «Об образовании» не обязывает учителей сдавать ЕГЭ.

Читайте так же:  Входит ли в стаж отпуск по уходу за ребенком до 15 лет для пенсии

неплохо бы начать с министров, их заместителей и начальников отделА

Уже в прошлом, когда некоторые учителя сдавали ЕГЭ по, якобы, собственному желанию, многие жаловались, что это добровольное мероприятие оказалось принудительным. Учителя Татарстана, например, опубликовали петицию с требованием отменить испытания для учителей и призвали коллег бойкотировать незаконные проверки.

«Дело не в том, что учителя якобы боятся сдавать ЕГЭ. Никто не боится. Наш коллектив в прошлом году полностью сдавал честно, никто ни с чего не списывал. И показали прекрасные знания. Дело в том, что учителю не дают заниматься своей непосредственной работой — учить детей. Если б учителя не отвлекали разной ерундой, ученикам не надо было нанимать репетиторов, не надо было бы доп. часов. Учитель смог бы все разъяснить ученику. Так ведь не дают учителю нормально работать», — пишет учитель из Татарстана под именем Любовь.

«Я не боюсь сдавать ЕГЭ — уже несколько раз сдавала и набираю хорошие баллы. Но почему за сдачу экзамена я должна платить 400 рублей?» — спрашивает Галина.

А вот учитель Равиль предлагает чиновникам от образования начать с себя: «Считаю, что должно быть равноправие. Если учитель с высшим образованием должен сдавать ЕГЭ, то давайте обяжем всех специалистов сдавать экзамен по их профессии в форме ЕГЭ. Да и неплохо бы начать с министров, их заместителей и начальников отдела».

Приказ о сдаче егэ учителями

«Если это московские учителя, то они не устраиваются на работу, а уже работают, и для них это способ показать результат. Хотят прочувствовать то, что придется чувствовать их выпускникам. Я всю жизнь утверждаю как учитель, что вряд ли я могу научить чему-нибудь, чего я сам не умею, не пробовал, не делал никогда. Поэтому они [учителя] могут, и мы создали для этого возможности, это попробовать.

А вот немосковские учителя, подчеркиваю, которые хотят попасть в московскую школу, естественно, при наличии возможности выбора (а у нас сегодня у директора, как правило, на любую вакансию несколько претендентов), московский директор в первую очередь предлагает показать человеку, как он знает этот предмет.

Я согласен, что можно хорошо знать математику, но оказаться не очень хорошим учителем, но я не верю в другое, что можно быть учителем математики, не зная математики. Поэтому любой директор говорит:

«Ну, покажите это знание математики, пожалуйста, и мы будем тогда с вами обсуждать тему трудоустройства».

Директор школы как работодатель обязан защищать своих школьников от малопрофессиональных людей. Для того чтобы стать московским учителем – да, эта процедура становится традиционной. Для московских учителей – это их выбор и решение».

Исаак Калина отметил, что МЦКО определяет уровни сдачи ЕГЭ для учителей, однако директор сам вправе решать, учитель какого уровня нужен ему в школе. «Ниже среднего, думаю, уж точно никто не возьмет».

Учитель, сдай ЕГЭ!

О том, как проводится аттестация учителей и руководителей ОУ в Чувашии, рассказывает Елизавета КАЗАКОВА, проректор по учебно-методической работе Чувашского республиканского института образования.

– Наш институт последние два-три года уже работает по принципу модульной технологии повышения квалификации. Модуль – это законченный блок, который предполагает теорию, практику и выходной продукт в виде проекта, зачета, исследования или мастер-класса. Комбинации модулей, выбираемых каждым учителем, и позволяют нам сделать систему аттестации выборной.

В этом учебном году у нас было 254 программы. Каждая кафедра Чувашского республиканского института образования разрабатывает модульные программы и затем, в начале учебного года, направляет их по электронной почте в районные управления образования, а те – в школы, где учителя делают из них выбор для своей будущей аттестации.

Курсы повышения квалификации строятся с учетом того, каким модулям отдали предпочтение учителя республики. Напротив понравившегося модуля каждый записывает свои данные, а после компоновки общего курса результат вывешивается на нашем сайте.

Ежегодно мы охватываем повышением квалификации 6–7 тысяч учителей. Можно выбрать одновременно даже 5–6 модулей. Некоторые предпочитают всего один – длиной в 18 часов. Например, «Организация профильного обучения в сельской школе». В таком случае мы организуем у себя проблемный семинар или курсы. А бывает, что с двумя-тремя учителями просто работаем факультативно. Это предусмотрено в нашем учебном плане.

– Но если учитель выбрал 18 часов, возникает проблема: ему нельзя выдать документ о том, что он прошел обучение или повышение квалификации…

– Совершенно верно. Удостоверение выдается, когда педагог набрал 72 часа, свидетельство – если прослушано более 100 часов. Но у нас в республике уже второй год в качестве эксперимента апробируется накопительная система повышения квалификации.

Учителю не надо набирать как минимум четыре модуля по 18 часов (может быть, ему ничего кроме одного-единственного модуля не понравилось или не понадобилось!). Каждый 18-часовой семинар мы записываем в обычные студенческие зачетные книжки, а затем фиксируем на кафедре в электронном виде. Когда со временем таких модулей набирается на 72 часа, педагог имеет право получить документ.

Как будет работать такая система – посмотрим. Во всяком случае, сегодня для нас важно, что к нам приезжают уже на конкретные, самостоятельно выбранные курсы. В этом и заключается выборность и адресность системы повышения квалификации.

Помимо этого, мы предлагаем инвариантную часть модульных программ (36 часов). Она строится на основе образовательной политики, проводимой в Чувашской Республике, с учетом требований приоритетных национальных проектов, для реализации которых учителям и руководителям ОУ нужны определенные знания.

– Какие модули для повышения квалификации пользовались наибольшим успехом у учителей за последний год?

– «Современные информационные технологии в обучении чувашскому языку в начальных классах», «Компьютерное моделирование», «Деятельность классного руководителя в условиях модернизации образования», «Современные формы работы с родительской общественностью», «Базовый и расширенный уровни ИКТ-компетентности педагога», «Учебные проекты с использованием Microsoft Office», «Использование цифровых образовательных ресурсов в деятельности учителя».

А также 18-часовые модули типа: «Трудные задания ЕГЭ прошлого года» или «Выполнение заданий части С». Они разрабатываются в нашем институте по одному из 12-ти предметов единого экзамена, которые сдаются в республике.

Кафедры анализируют, по каким заданиям выпускники республики набрали наименьшее количество баллов, и с учетом этого, восполняя пробел, формируют программы повышения квалификации учителей.

Руководители ОУ, как правило, выбирают модули «Экономика и финансы в управлении», «Проектная деятельность в управлении ОУ», «Программно-целевое управление», «Внутришкольный контроль и мониторинг результатов ОУ», менеджмент в управлении, фандрайзинг, «Общественно активная школа или государственно-общественная форма управления ОУ».

Наиболее востребованы у администрации школ модули по проектной деятельности, совершенствующие знания по разработке программы ОУ, юридическим и финансово-экономическим вопросам, проведению мониторинга качества.

– Новая аттестация учителей и руководителей школ проводится на базе института. Породила ли она какие-то новые проблемы?

– В процесс аттестации педагогических и руководящих кадров мы ввели два новшества: одно из них – проверка IT-компетентности. Потребность в этом этапе проверки учительских умений обнаружилась после того, как республиканское Министерство образования, Центр дистанционного обучения и наш Институт образования провели масштабное аналитическое исследование.

В районы были отправлены опросники, по которым учителя отвечали на курсах повышения квалификации. Выяснилось, что компьютеры есть во всех школах, но до идиллии нам пока далеко. Некоторые педагоги побаиваются техники, а другие открыто высказывают мнение: я и так дам хороший урок, зачем мне это надо?

Сегодня учитель уже уяснил: если он идет на аттестацию, надо овладеть IT-технологиями. Теперь появился мощный стимул. Одни занимаются в школе со своим учителем информатики. Другие отправляют заявки в наш институт.

В программу повышения квалификации для каждого потока мы включили инвариантную часть по овладению компьютером. И она оказалась очень востребована.

– Но чтобы провести в масштабах республики проверку учительского овладения IT-технологиями, нужно много компьютеров и помещений!

– Сегодня для прохождения аттестации по владению компьютерными технологиями мы разработали особый график. У нас 6 компьютерных классов, учителя могут тестироваться в субботу и воскресенье, значит, в течение месяца мы успеваем пропустить через этот этап 1700–1900 человек. Поэтому никакого столпотворения нет.

Читайте так же:  Что такое реф возврат

Так как в республике сельских школ больше, чем городских, то и активность выше у сельских учителей. (Городские педагоги имеют возможность заниматься в районных методических центрах, хотя документы о повышении квалификации все равно получают у нас.)

Графики аттестации мы отправляем по районам. В Интернете можно найти расписание: с девяти до десяти часов приходят учителя из одного района, с часу до двух – из другого. И так – до вечера. Каждый появляется к своему времени.

Мы даем 60 минут на компьютерное тестирование по IT-компетентности, потом – перерыв, потом – еще час.

Учитель ничего не затрачивает на дорогу: в каждом из 28 муниципалитетов есть микроавтобусы, полученные ими в рамках проектов и программ. Не было ни одного случая, чтобы в каком-то муниципалитете отказали. Прибавлю: у нас есть бесплатная гостиница для педагогов из дальних районов.

Второе новшество в системе аттестации, введенное в этом учебном году, – учительский ЕГЭ. Его должны сдавать по своему предмету педагоги, подавшие заявление на первую, вторую и высшую категории.

В республике 12 предметов учебного плана, по которым дети сдают единый государственный экзамен: два обязательных, остальные – по выбору. Учителям предлагались те же КИМы, что и их ученикам. Экзамен проводился по тем же демоверсиям; с теми же тестовыми листочками; столько же времени, сколько обычно отводится на сдачу ЕГЭ. Педагоги рассаживались по аудиториям и выполняли задания, точь-в-точь как школьники.

После того как они завершили экзамен, главная аттестационная комиссия проводила шкалирование по его результатам для учителей каждой категории. Максимальная оценка – от 96 до 100 баллов. Как и при приеме в вуз!

– Но учителя могли заранее подготовиться по демоверсиям ЕГЭ…

– Конечно, вариантов демоверсий масса, и заранее их прорешать не запрещается. Но когда педагоги приходили сдавать ЕГЭ в ходе аттестации, никто не знал, кому какой вариант попадет.

На первых порах мы опасались, что учителя будут выражать недовольство. Но большинство, в итоге, осталось довольно новшеством. Во-первых, сказали они, пройдя через такой экзамен, мы лучше поняли, как спланировать урок, как выстроить преподавание, как целенаправленно готовить детей к выполнению вариантов ЕГЭ (особенно заданий части С, благодаря которой они смогут поступать в вузы).

Как ни странно, из аттестовавшихся педагогов не справились с ЕГЭ только единицы (мы ожидали, что проблем окажется больше). Но когда Главная аттестационная комиссия сообщила баллы для учителей высшей, первой и второй категорий, выяснилось, что лишь несколько аттестуемых набрали меньше баллов, чем им положено для своей категории.

–Учителя, не справившиеся с ЕГЭ, – кто они?

– Во-первых, это те, чьи предметы сдаются в форме ЕГЭ по выбору. Они меньше заняты тем, чтобы готовить учеников к этому экзамену, не все выборные предметы ЕГЭ популярны.

Во-вторых, это учителя из основной школы, где нет выпускников, и которые поэтому не занимаются с детьми подготовкой к ЕГЭ. Не удивительно, что они вообще не сталкивались вплотную с заданиями ЕГЭ.

Хочу подчеркнуть, что в целом эти педагоги тоже расценили сдачу ЕГЭ как плюс. Даже работая в основной школе (на перспективу, в прагматическом варианте), необходимо знать, куда пойдет ученик в 10–11-м классе, в каком содержательном поле он окажется.

Для нас же трудности учителей на ЕГЭ стали основой для плодотворной аналитики. Прежде кафедры проводили анализ по решаемости заданий ЕГЭ выпускниками. Теперь же мы имеем аналогичный материал и по преподавателям. Картина получилась интересная, хотя вполне закономерная: что не может решить учитель – то не может сделать и ученик. У педагога и выпускников в большинстве случаев одни и те же пробелы и проблемы с решением заданий ЕГЭ. На будущий год мы разработаем модули, которые свяжут воедино ошибки, совершенные на ЕГЭ как учителями, так и учениками.

– Задействован ли на третьем этапе аттестации республиканский институт образования?

– Третий этап тоже полностью проводит наш институт, хотя в экспертной комиссии, перед которой выступают учителя и руководители ОУ, задействованы представители других учреждений: из педуниверситета, республиканской ассоциации учителей-предметников, учителя-грантовики.

На третьем этапе аттестации учитель может выбрать несколько вариантов: защиту своего портфолио, защиту и представление методической разработки, открытый урок.

Для руководителей ОУ есть выбор: презентация портфолио образовательного учреждения (ее надо предоставлять на бумажном и электронном носителе, в том числе мультимедийный вариант). Эта презентация включает все достижения школы вместе с обязательным блоком инноваций.

Руководитель ОУ может выбрать для своей защиты реализацию программы развития школы (комплексное развитие ОУ), проект развития ОУ (он может быть узконаправленным: например, привлечение в школу молодых учителей), анализ нормативно-правовой документации функционирования ОУ (локальные акты, которые разработаны в школе, анализ их работы).

Локальные акты школы – вещь отнюдь не такая простая, как кажется. Они тоже оценивались комиссией по определенным показателям, где важным фактором было соответствие названия, структуры и содержания. Иногда локальный акт назван приказом или положением, но его содержание этому не соответствует.

– В документах аттестации сказано, что каждый учитель должен предоставить на третий этап аттестации цифровые образовательные ресурсы и показать, насколько он умеет ими пользоваться. Как учителя справились с этим требованием?

– Это тоже было новшество. В первый год мы предложили его в смягченном варианте: учителю, за неимением своего собственного цифрового ресурса, могли быть засчитаны цифровые образовательные ресурсы из единой российской коллекции и из Интернета. Достаточно было показать, как он используется на уроке.

Здесь важно помнить, что Чувашия участвует в проекте по информатизации системы образования и развития сети межшкольных методических центров. В его рамках учителя прошли курсы повышения квалификации, многие из них даже создали собственные сайты. На них выкладываются материалы для учащихся и учителей. Через сайт можно общаться с учениками и их родителями. Были учителя, которые представили на аттестацию цифровые ресурсы в трех вариантах – и из российской коллекции, и свои разработки, и собственный сайт.

У нас есть педагоги чувашского языка и литературы, которые разработали собственные образовательные ресурсы (в российской коллекции ничего подобного, по понятным причинам, нет). Были учителя, которые создали всевозможные тесты для проверки знаний учащихся и представили их в электронном виде, – мы тоже засчитали им это как цифровой образовательный ресурс.

– И как потом суммируются баллы, набранные на аттестации?

– Институт образования разработал лист экспертной оценки по всем этапам и формам аттестации, которые оцениваются определенными баллами. Например, на ЕГЭ учитель мог получить максимально 100 баллов, на втором этапе (проверка IT-компетентности) – 50 баллов, на третьем (защита работы) – 70 баллов. Итого, максимум 220 баллов. Суммирование баллов проводила Главная аттестационная комиссия.

На высшую категорию нужно набрать не менее 180-ти баллов. Были всего лишь несколько учителей, которые подали заявление на высшую категорию, а по итогам ЕГЭ попали только на первую. Но она присуждалась Главной аттестационной комиссией лишь в том случае, если учитель сам соглашался с ее решением.

Были и те, кто забирал заявления, решив, что подготовятся лучше и придут аттестовываться на высшую категорию в будущем году. Отказ от аттестации – законное право учителя, здесь нет никаких нарушений.

Учителя будут сдавать собственные ЕГЭ

7 августа 2017 23:15 19

Министр образования РФ Ольга Васильева Фото: Михаил ФРОЛОВfotograff3

Уже в начале нового учебного года учителям в 15 регионах страны предстоит сдать тесты, аналогичные ЕГЭ . Пока по двум предметам — по математике и по русскому языку.

— Нужно поднимать уровень знаний учителей, — считает министр Ольга Васильева . — На основании результатов этих работ мы поймем где недорабатываем, какие темы «проваливаются», как выстраивать систему повышения квалификации педагогов.

Со временем система проверки знаний учителей будет введена и по всей стране.

Кроме того, Минобрнауки вместе с Общероссийским профсоюзом образования разрабатывает новый «табель о рангах» для учителей. Будут введены квалификации «учитель», «ведущий учитель», «старший учитель». Причем, еще и внутри каждой ступени будут свои категории.

— Это важно для того, чтобы учителю было куда расти, к чему стремиться, — считает Ольга Юрьевна Васильева

Скачай наше приложение «Спецкор» и получай деньги за новости!

Скачай наше приложение «Спецкор» и получай деньги за новости!