ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Законность это выраженная в точном и неуклонном исполнении и соблюдении законов всеми субъектами права их общая воля.

Понятие законности приобретает исходное значение в государстве, где признается верховенство закона. Коренной переворот в общественных отношениях в Российской Федерации выдвинул вопрос о понятии законности на передний план. И если раньше, в период тоталитарного режима, ей уделялось лишь теоретическое внимание, то в нынешних условиях она обрела огромное практическое значение. И это понятно, ибо правовое государство неразрывно связано с законностью, которая основывается на законах.

Когда мы говорим о точном и неуклонном соблюдении и исполнении законов всеми субъектами права, то прежде всего сталкиваемся с равенством граждан перед законом. Ибо каждый из них призван делать то же, что и другой: неукоснительно соблюдать и исполнять законы государства. Это равенство представляет собой равенство их прав и обязанностей по отношению к действующим законам. В свою очередь оно выступает как количественное отношение, ибо каждый имеет такой же объем прав и обязанностей, что и другой. А поскольку всякое количество есть количество какого-то качества, то в рассматриваемом равенстве скрывается внутреннее качество. Таким качеством является воля субъектов права. Иначе говоря, каждый из них посредством общего волевого акта признает друг друга равным себе. Эта общая воля и образует сущность законности. На поверхности ее явлений она выражается в точном соблюдении и исполнении законов всеми лицами.

Требованиями законности являются:

1. Верховенство закона в отношении других нормативно-правовых актов.

2. Издание нормативно-правовых актов лишь полномочными органами и в пределах своей компетенции.

3. Своевременность обновления законодательства в соответствии с потребностями развития общества.

4. Обеспечение прав и свобод гражданина и человека, провозглашенных международными актами.

5. Надзор за точным и неуклонным соблюдением и исполнением законов.

6. Пресечение любого беззакония и произвола.

К принципам законности относятся:

1. Единство законности в масштабах всего государства. Этот принцип означает борьбу с местничеством и волокитой, единообразное понимание и исполнение законов государства, недопустимость посягательства на общие интересы путем абсолютизации особенных и т. д.

2. Обязательность соблюдения законности для всех без исключения. Перед законом все должны быть равны.

3. Неразрывная связь законности с общей культурой населения. Чем выше его культурный уровень, тем прочнее законность и незыблемость законов. Особое значение приобретает правовая культура общества. Без правовых знаний не могут соблюдаться и исполняться законы. Сами же законы должны быть доведены до сведения всех граждан. Именно поэтому в Конституции РФ было записано: «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются».

4. Связь законности и целесообразности. Этот принцип означает, что законы государства должны быть оптимальными, то есть не только выражать и воплощать волю общества, но и соответствовать потребностям общественного развития. Целесообразность должна пониматься и как наиболее рациональные действия должностных лиц, осуществляющих свои полномочия в пределах закона и на основе законов.

5. Контроль со стороны общества за законностью. Он осуществляется в разнообразных формах и призван обеспечить незыблемость законов, охрану прав и законных интересов граждан.

Лекция 2. Принципы и требования законности

Важное значение для теории и практики укрепления законности имеет также проблема принципов и требований законности. Принципы законности – это основные идеи, начала, выражающие содержание законности, а требования – то, чего «требует» законность, т.е.

При таком подходе можно выделить следующие принципы законности: единство, всеобщность, верховенство, гарантированность основных прав и свобод граждан, неотвратимость наказания, недопустимость подмены законности целесообразностью, культурность законности.

Предпосылкой принципа единства законности является наличие авторитетной, законной государственной власти и единой системы права общества. Именно уровень эффективности этих институтов определяет существо и значимость данного принципа.

Еще В.И. Ленин в своем письме «О «двойном» подчинении законности» писал: «Есть ли высокомерие в том взгляде, что законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации. республики. законность должна быть одна. »206. Эта мысль остается важной и сегодня для рыночного общества.

Содержание указанного принципа составляют общеобязательность, требования действующего законодательства для всех граждан, должностных лиц, учреждений, организаций и др., единообразие юридических критериев оценки поведения указанных субъектов правовых отношений, их толкования и применения.

Принцип единства законности призван на практике выравнивать правовое регулирование общественных отношений независимо от видов нормативных правовых актов, субъектов правоотношений и характера объектов правового воздействия в обществе.

Всеобщность законности – это, по сути, равенство всех перед законом. И это равенство распространяется на всех должностных лиц, какое бы положение в государственном аппарате они не занимали, на всех граждан, независимо от их социального положения, благосостояния, национальных, религиозных и других признаков. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить товаропроизводителей в одинаковые условия – главная задача закона правового государства. Реализация данного принципа связана с обеспечением развития демократии, прав и свобод личности, а также одинаковой ответственностью всех субъектов правовых отношений перед законом.

Верховенство закона состоит в том, что законы в государстве имеют высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным правовым актам. Все нормативные правовые акты являются подчиненными, они должны соответствовать конституции и принимаются на основе и во исполнение законов. Важное значение при этом имеет установленная законом четкая иерархия правовых актов.

Гарантированность основных прав и свобод граждан предполагает, что государство обеспечивает своим гражданам такие права и свободы, которые зафиксированы, отражены не только в собственных законах, но и в международных правовых актах. Причем данная гарантированность выражается в конституционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина.

Суверенная демократия предполагает не неограниченную свободу гражданина, а установление каждым из граждан своих обязательств перед обществом и государством. Единство прав и обязанностей граждан – важный принцип законности, понимание свободы человека и гражданина, сочетающийся с ответственностью личности перед обществом.

Принцип неотвратимости наказания заключается в том, что противоправное действие либо бездействие должно быть своевременно раскрыто, а виновные в их совершении должны понести адекватно содеянному наказание. Причем государство должно применять к правонарушителям меры принуждения в строго индивидуальном порядке на основании фактических доказательств и сообразно действующему законодательству.

Иными словами, наказание должно быть справедливым.

Недопустимость подмены законности целесообразностью их противопоставления означает, что субъектам правовых отношений предоставляется возможность самим принимать наиболее эффективные решения в рамках норм права. При этом субъектам права запрещается выходить за пределы законности, нарушать нормативные правовые акты, они обязаны руководствоваться исключительно требованиями норм права. Любые попытки объяснить отступление от действующего законодательства целесообразностью здесь просто недопустимы.

Культурность законности состоит в том, что уровень законности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры всех субъектов правоотношений, и прежде всего граждан и должностных лиц. Связь законности и культуры приобретает особую актуальность в период формирования демократичного, правового государства. Связь законности с культурой проявляется в различных формах и направлениях: начиная с подготовки законопроектов, применения на практике принятых норм права и заканчивая правовым воспитанием и повышением правосознания населения. Законность служит важным средством развития, укрепления и охраны завоеваний культуры.

Высокая культура, образованность и организованность людей – главная посылка строгого проведения в жизнь требований законов.

Требования же законности (то, что требует законность) отражают ее направленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов (например, требования охраны, прав и законных интересов граждан, требования издания правовых актов в установленном порядке относятся к органам государства и т.п.).

В связи с требованиями законности можно выделить еще две группы черт законности, которые нередко, но без достаточных оснований рассматриваются в качестве ее принципов. Это, во-первых, признаки, характеризующие внешние связи законности (связь с демократией, справедливостью, духовностью и т.п.), и, во-вторых, способы и средства обеспечения законности (государственный контроль, участие граждан в укреплении законности и т.п.).

Читайте так же:  Страховка осаго с октября 2018

Рассматривая вопрос о связи принципов и требований законности, можно прийти к выводу, что каждый из принципов может быть представлен как совокупность ее требований.

Так, принцип верховенства закона выражает следующие требования: все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам; акты правоприменения и правоприменительная деятельность должны соответствовать законам и основанным на них подзаконным нормативным актам; акты индивидуального поведения должны соответствовать законам, основанным на них подзаконным нормативным актам и актам правоприменения.

Важно, что каждое из этих требований, в свою очередь, может быть представлено как совокупность положений, которые либо прямо зафиксированы в законе, либо вытекают из его текста: законы должны соответствовать конституции; законы республик, входящих в федерацию, должны соответствовать законам федерации в части, отнесенной к компетенции федерации, и т.д.

Тем самым, мы от принципа верховенства закона через соответствующие требования законности пришли к конкретным правовым предписаниям.

Принципы и требования законности

Под принципами законности понимаются исходные основополагающие начала, которые выражают её сущность и социальное назначение, а также её связь с другими общественными явлениями. Они находятся в диалектической взаимосвязи с принципами юридической ответственности.

Основные принципы законности:

— верховенство закона по отношению к другим нормативно-правовым актам;

— единство понимания и применения законов на всей территории их действия;

— равенство всех субъектов прав перед законом;

— неотвратимость ответственности за нарушение законов;

— единство прав и обязанностей граждан;

— недопустимость противопоставления законности и целесообразности;

— принцип приоритета прав человека и гражданина;

— принцип взаимосвязи законности и культурности.

Большое значение для теории и практики укрепления законности имеет вопрос о разграничении принципов и требований законности.

Принципы – это основные идеи, начала, выражающие содержание законности.

Требования – это сформированные на основе принципов в общем виде правовые предписания, соблюдение и исполнение которых делает поведение законным.

Требования законности отражают её направленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют во всех сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности конкретных субъектов.

Каждый из принципов законности может быть развернут в конкретные требования.

Верховенство закона по отношению к другим нормативно-правовым актам проявляется в том, что все правовые акты должны соответствовать закону, издаваться на основе и во исполнение закона. Все законы должны соответствовать конституции страны, т.е. быть построены в соответствии с иерархией. Правоприменительные акты должны соответствовать нормативно-правовым актам.

Верховенство закона обусловлено тем, что он является прямым выражением воли народа – единственного источника власти.

Единство законности означает единообразное понимание и применение законов на всей территории страны, несмотря ни на какие местные особенности. Это означает единообразное понимание и применение законов на всей территории страны, несмотря ни на какие местные особенности. Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному произволу. «Законность не агрономия. Она должна быть единой в пределах юрисдикции государства»[68]. Вместе с тем, единство законности не исключает учета местных условий при решении конкретных дел, но только в пределах, на основании и в рамках закона. Местные особенности и должны учитываться в законодательстве субъектов федерации, правотворческие органы которых, проявляя разумную инициативу, в пределах установленных общих рамок, учитывают своеобразие местных условий.

Равенство всех субъектов права перед законом означает, что нормы права должны соблюдать все без исключения субъекты права. Ни должностные положения, ни заслуги не могут служить основанием для нарушения норм права.

Законность обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Обязательность ответственности за совершенное правонарушение означает, что ни одно нарушение правовых норм не должно остаться без последствий, без применения соответствующих санкций. Это оказывает большое предупредительное воздействие на потенциальных правонарушителей, удерживает их от противоправных действий. В то же время никто не может быть привлечен к ответственности, если он не совершил правонарушения.

Осуществление человеком своих прав не должно нарушать права и свободы других лиц. Двухсторонний характер правовых связей между гражданином и государством находит свое выражение не только в правах и свободах, но и в обязанностях, которые государство возлагает на граждан.

Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов быть не должно. Наличие диспозитивных норм предоставляет субъектам право выбора наиболее целесообразного варианта. Но такая допустимая целесообразность не имеет ничего общего с её противопоставлением законности. Если закон несовершенен, его необходимо изменить в установленном порядке, но не обходить. Целесообразность возможна лишь в рамках самого закона.

Принцип приоритета прав и свобод человека означает, что главное в содержании законности, в деятельности государства, его должностных лиц – это уважение и всемерная защита прав граждан. В то же время, осуществление человеком своих прав не должно нарушать права и свободы других лиц. Двухсторонний характер правовых связей между гражданином и государством находит свое выражение не только в правах и свободах, но и в обязанностях, которые государство возлагает на граждан.

Содержание принципа взаимосвязи законности и культурности состоит в том, что законность есть отражение общей и правовой культуры общества, его граждан. Повышение культуры общества опосредует повышение законности, формирует высокий уровень правосознания.

В то же время, упрочение законности выступает важнейшим средством повышения культуры общества, в том числе и правовой культуры.

ЗАКОННОСТЬ И ЕЁ ПРИНЦИПЫ

Понятие и принципы законности

Законностьоснова нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, обеспечения интересов граждан, их равенства перед законом. Она предполагает четкое разделение властей, их гармоничное взаимодействие.

Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

Признаки законности:

  • 1. Всеобщность (никто не может уклониться от выполнения законов — это относится и к государству).
  • 2. Неразрывная связь с правом, юридическими нормами. Нормативной основой законности являются законы. Для режима законности необходимо четко отработанное законодательство и безусловная реализация предписаний законов и подзаконных актов.

Принципы законностиэто основные идеи, начала, выражающие содержание законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.

  • 1. Верховенство закона — главенство его в системе нормативных актов; равенство граждан перед законом; равенство их прав и обязанностей, точное соблюдение законов всеми лицами, так как право выражает общую волю всех граждан.
  • 2. Единство, т.е. всеобщность. На всей территории России действуют федеральные законы и законы субъектов федерации, отражая местную специфику, которые не должны противоречить федеральным законам.
  • 3. Целесообразность, т.е. оптимальность законов, их соответствие потребностям развития общества. Недопустимо противопоставление законности и целесообразности.
  • 4. Реальность, т.е. достижение фактического исполнения правовых предписаний, неотвратимость ответственности.

В монографической и учебной литературе принципами законности считают и связь законности с общей культурой; контроль со стороны общества за законностью; осуществление прав без нарушения права других; эффективную борьбу с правонарушениями.

Требования — это сформированные в общем виде правовые предписания, соблюдение и исполнение которых делает явление (поведение, акт и т.п.) законным. Это направленность законности. Принципы и требования законности связаны друг с другом, т.е. каждый принцип развертывается в совокупность требований. Например, принцип верховенства закона требует, чтобы все законы соответствовали Конституции, подзаконные акты — законам; своевременного обновления законов; их соответствия международным актам; издания их лишь полномочными органами и т.п. Таким образом, от принципа верховенства закона через соответствующие требования законности можно перейти к конкретным правовым предписаниям.

Гарантии законности

В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка.

Под гарантиями понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают режим прочной законности и стабильного правопорядка в обществе.

Различают общие гарантии: социально-экономические, политические, юридические, идеологические, международные; и специальные — нормативные и организационно-правовые.

Социально-экономические (материальные) гарантии означают установление эквивалентных отношений между производителями и потребителями материальных благ.

Политические гарантии — это совокупность элементов политической системы общества, демократизм общественного и конституционного строя, участие граждан в управлении государством.

К юридическим гарантиям относятся деятельность государственных органов по пресечению нарушений правопорядка, неотвратимость наказания, правовая защищенность человека.

Читайте так же:  Признается ли расходом налог

Идеологические (прежде всего нравственные) гарантии — это благоприятная морально-психологическая обстановка в обществе, высокий уровень духовности и культуры людей, их правосознание.

Международные гарантии включают реакцию со стороны организаций ООН, правозащитников, право обращаться в международный суд и т.п.

Сюда же можно отнести специальные процедуры правоприменительной деятельности, обеспечение права на защиту. Необходимо учитывать все эти и другие факторы, которые взаимосвязаны друг с другом.

91. Понятие, принципы и требования законности. Соотношение понятий законность и правопорядок.

Понятие правопорядка. Соотношение законности с общественным порядком, правопорядком и дисциплиной

Законность соотносится с тремя однопорядковыми явлениями: общественным порядком, правопорядком и дисциплиной.

Общественный порядок представляет собой систему упорядоченных стабильных общественных отношений, сложившихся под воздействием социальных норм, норм права, морали и обычаев.

Правопорядок — это часть общественного порядка, которая складывается под воздействием правовых норм и составляет ядро общественного порядка. По своей сути правопорядок представляет собой реализованную законность, ибо правовая упорядоченность общественных отношений предполагает повсеместную и всестороннюю реализацию правовых норм. Правопорядок—это результат законности, то есть упорядоченная система всех правоотношений: конституционных, административных, гражданско-правовых и других.

Правопорядок и законность не тождественные понятия: они соотносятся между собой как цель и средство. Причем целью является правопорядок, а средством выступает законность. Это означает, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами и законными методами. Незаконные способы поддержания порядка разрушают его изнутри, так как противоречат природе правопорядка как порядка законного.

Там, где порядок в обществе держится только на узаконенной силе, выдаваемой за право, правовой порядок отсутствует. Его место занимает законопорядок—суррогат правопорядка. Законопорядок находит свою опору не в правосознании граждан, а в законопослушании, основу которого составляют негативные санкции закона. Подлинный правопорядок тесно связан со свободой лич­ности. Такой правопорядок основывается, с одной стороны, на сознательном и добровольном осуществлении правовых предписаний гражданами, с другой стороны — на защите прав и свобод граждан органами государства.

Законность — более узкое понятие, чем дисциплина, ибо если первое означает соблюдение лишь правовых норм, то второе — соблюдение всех социальных норм, включая нравственные, эстетические и правовые. Если (результатом законности выступает правопорядок, то результатом дисциплины — порядок общественный. Гарантиями законности являются объективные и (субъективные факторы, которые создают прочную основу точной и неуклонной реализации законов всеми субъектами права).

В систему гарантий законности входят социально (экономические, политические, идеологические, (юридические и общественные гарантии. 1)Социально-экономическими гарантиями законности (являются высокий уровень и стабильность экономики, (многообразие форм собственности, устранение (монополизма, отсутствие социальных кризисов, высокий (уровень социальной защищенности и материального (обеспечения граждан. 2) Политические гарантии заключаются в укреплении <демократизма государственного и общественного строя, расширении гласности и общественного контроля за деятельностью администраций всех уровней, формировании и развитии открытой политической системы. 3) Идеологические гарантии включают в себя <нормирование, развитие и укрепление идеологии, (рассматривающей человека в качестве высшей ценности (общества, а гражданина — в качестве высшей ценности (государства,

4) Юридические гарантии заключаются в совершенствовании нормативной базы, разделении властей, своевременном предотвращении, предупреждении и пресечении правонарушений, обес­печении прав личности законными средствами. 5) Общественные гарантии включают в себя высокий уровень правового сознания и правовой культуры общества, нетерпимость к нарушениям законов, активность общественных организаций и массовых правозащитных движений.

Принципы и требования законности;

Подлинная, реальная законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер. Назовем эти принципы:

1) всеобщность законности. Этот принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Никто не может уклониться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты, законных прав личности.

Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к его гражданам. Государство отвечает перед гражданином, а гражданин – перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Понятно, что государство не может учесть интересы каждого, да и не должно. Тем не менее, с помощью законодательной деятельности оно может и должно предоставить своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой деятельности.

Обеспечение выполнения данного принципа задача государства, в лице его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надежно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане вне государственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни.

Чтобы быть творцом и “хранителем” законности, государство должно осуществлять свои властные функции исключительно на основе и в рамках действующих законов. Так же оно должно пресекать любые правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан.

Всеобщность, как важнейший принцип законности означает, что строгое осуществление законодательных предписаний является основным, общим принципом деятельности всех государственных органов, общественных, хозяйственных организаций и граждан.

Единство законности. При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Всем известно высказывание Ленина “. Законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская. ”. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, края, области, районе, предприятии своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в России этот принцип не всегда четко проводится в жизнь, отдельные регионы принимают нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции РФ. В результате нарушается единство законности, снижается эффективность правового регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения.

Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

Целесообразность законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность. Необходимо неуклонно, точно реализовывать правовые предписания независимо от субъективного отношения субъектов реализации права к его нормам.

В силу формальной определенности закон не может изменяться одновременно с изменяющейся жизнью и поэтому нередко отстает от ее требований, устаревает. В связи, с чем законы нарушаются по этим же соображениям, в силу их нецелесообразности, однако, с точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они не мотивировались, терпимы быть не могут. Законность, точное следование предписаниям закона всегда целесообразны. Хотя бывает, что соблюдение устаревших или неэффективных правовых предписаний вызывает негативные последствия, однако повсеместное отступление от требований такого закона повлечет за собой неопределенность, нестабильность правового регулирования, нанесет ущерб обществу и правопорядку.

С точки зрения целей правового регулирования в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда нецелесообразно.

По-другому целесообразность проявляется в процессе правоприменения, где учет пользы, эффективности последствий принимаемого решения не только допустим, но и необходим. Здесь целесообразность достигается в рамках законности.

Благодаря своим принципам законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулирования в целом.

Нужно различать законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе.

Как режим общественно-политической жизни законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть требований обращена к гражданам, организациям, другая – к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).*

В содержание термина “требования законности” вкладываются те принципиальные положения правовой жизни общества, без которых реальная законность невозможна. В своей основе требования законности совпадают с принципами права, поскольку их реализация создает оптимальный режим регулирования общественных отношений.

Читайте так же:  Алименты от 12000

И все-таки принципы права и требования законности неоднозначны. Последние являются средством реализации принципов права, совпадая с ними в формулировках. Требования законности – это лишь юридический инструмент воплощения в жизнь общих принципов права (справедливости, гуманизма, социального равенства). Более того, сама законность является одним из ведущих принципов права.

Назовем основные требования законности:

1) верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам.

В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. То есть отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона, так как закон – акт высших органов государственной власти. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закона.

Наивысшую юридическую силу имеет Конституция – основной закон государства, поэтому в содержании законности выделяется конституционная законность.

Верховенство закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме.

2) единство понимания и применения законов на всей территории их действия.

Законы предъявляют абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и пространственного действия. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории всех государственных образований, входящих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответствует действительному смыслу закона и проводит в жизнь заложенные в нем регулятивные функции.

3) равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом).

Прочный и эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны субъекты права должны в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны государство должно создать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов. Мало предоставить гражданам право важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер, гарантирующих их защиту. Конституция РФ предоставила гражданам весьма широкий круг прав и свобод. Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически. Результатом здесь может стать ущербность конституционной законности.

4) осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц.

В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан государства.

5) воплощение идеи господства права в жизни общества, государства.

Речь идет о том, что в режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования.

Законность требует, чтобы при всеобщности регламентации общественных отношений содержание закона, подзаконных нормативных актов всегда соответствовало идее права, “правовой природе вещей”. В законодательстве должно быть закреплено гуманное, справедливое, именно “правовое” решение (это требование законности определяют термином “правозаконность”). Только при наличии законодательства адекватного объективно природе общественных отношений, основным правовым принципам, идеям свободы, гуманизма и справедливости, и обеспечивается режим законности.

6) надлежащее правильное и эффективное применение права должностными лицами.

Оно адресовано государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издания эффективных правоприменительных актов. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.

7) последовательная борьба с правонарушениями.

Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности.

Принципы и требования законности

Важное значение для теории и практики укрепления законности имеет вопрос о разграничении принципов и требований законности. Принципы законности это основные идеи, начала, выражающие содержание законности, а требования то, чего «требует» законность, т.е. сформулированные в общем виде правовые предписания, соблюдение, исполнение которых делает явление (поведение, акт и т.п.) законным.

При таком подходе можно выделить четыре принципа законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.

Верховенство закона обычно трактуется как главенство закона в системе нормативных актов. Однако этот принцип должен пониматься гораздо более широко как подчиненность закону и всех нормативных актов, и всех актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения и использования), и всех иных объектов. Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим всю ткань общества.

Под единством (всеобщностью) законности понимается единая направленность правотворчества и правореализации в территориальном и субъектном плане, т.е. на всей территории действия соответствующего нормативного акта, применительно к деятельности всех субъектов общественных отношений.

Целесообразность законности означает необходимость выбора строго в рамках закона оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности (поведения), недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

И, наконец, реальность законности — это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

Требования законности (то, что требует законность) отражают ее направленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов. Например, требования охраны прав и законных интересов граждан, издания правовых актов в установленном порядке относятся к органам государства и т.п.

Наряду с принципами и требованиями законности можно выделить еще две группы черт законности, которые также нередко, но без достаточных оснований рассматриваются в качестве ее принципов или требований. Это, вопервых, признаки, характеризующие внешние связи законности (связь с демократией, культурой и т.п.), и, вовторых, способы и средства обеспечения законности (государственный контроль, участие граждан в обеспечении законности и т.п.).

Рассматривая вопрос о связи принципов и требований законности, можно прийти к выводу, что каждый из принципов может быть развернут в совокупность ее требований.
Так, принцип верховенства закона развертывается в следующие требования:
все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам;
подзаконные нормативные акты (и деятельность по их созданию) должны соответствовать законам;
акты правоприменения и правоприменительная деятельность должны соответствовать законам и основанным на них подзаконным нормативным актам;
акты индивидуального поведения должны соответствовать законам, основанным на них подзаконным нормативным актам и актам правоприменения.
Важно, что каждое из этих требований, в свою очередь, может быть развернуто в совокупность положений, которые либо прямо зафиксированы в законе, либо вытекают из его текста:
законы должны соответствовать конституции;
законы республик, входящих в Федерацию, должны сответствовать законам Федерации в части, отнесенной к компетенции Федерации, и т.д. (ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 76 и др. Конституции РФ).

Тем самым мы от принципа верховенства закона через соответствующие требования законности пришли к конкретным правовым предписаниям. Таким же способом, исходя из видов деятельности и ее результатов, можно развернуть и другие принципы законности в требования, а затем в определенные правовые нормы. Это позволяет определить четкий перечень ее требований и осуществить нормативное закрепление и конкретизацию, что создаст дополнительные возможности для укрепления законности и правопорядка.