Оглавление:

О полномочиях Управления Роспотребнадзора по Амурской области в сфере ЖКХ / Информация / Защита прав потребителей / Основные направления деятельности / Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области / Версия для печати

http://www.28.rospotrebnadzor.ru/activity/?print=on&p=4965

О полномочиях Управления Роспотребнадзора по Амурской области в сфере ЖКХ

Управление Роспотребнадзора по Амурской области (далее – Управление) дает разъяснение по объему своих полномочий при рассмотрении обращений граждан с жалобами на нарушения при предоставлении услуг в жилищно-коммунальной сфере.

В полномочия Управления не входит проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований жилищного законодательства, в том числе Жилищного Кодекса Российской Федерации, по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункты 10,11 части 1 статьи 4 Жилищного Кодекса Российской Федерации).

Приоритет правовых норм Жилищного Кодекса Российской Федерации по данным вопросам закреплен положениями статьи 8 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

В результате изменений в нормативном правовом регулировании отношений, связанных с осуществлением государственного контроля (надзора), введенных Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положениями статей 20, 39, 156, 157, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, к исключительной компетенции органов регионального государственного жилищного надзора отнесены полномочия на проведение проверок в части соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований правил содержания общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирных домах и порядка предоставления коммунальных услуг, в том числе начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, установленных нормативными правовыми актами жилищного законодательства:

Кроме того, определено, что государственным жилищным надзором является исключительно региональный государственный надзор, осуществляемый уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы Государственной жилищной инспекции).

Уполномоченным органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением обязательных требований правил содержания общего имущества, соответствия жилых помещений установленным требованиям , качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг является Государственная жилищная инспекция Амурской области адрес : г. Благовещеенск, ул. Шевченко 24

Региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе, осуществляется Управлением государственного регулирования цен и тарифов в Амурской области, г.Благовещенск, ул.Зейская 206.

Также законодательством введено понятие муниципального жилищного контроля, осуществляемого органами местного самоуправления, предметом которого является проверка соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

У Управления Роспотребнадзора по Амурской области отсутствуют правовые основания для проведения проверок соблюдения обязательных требований вышеуказанных нормативных правовых актов на основании п. 5 ст. 3, п. 2 ч. 2 ст. 5, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В связи с этим, в целях оперативного рассмотрения обращений с жалобами и вопросами, разрешение которых входит в компетенцию органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе Управление рекомендует гражданам обращаться не в Управление, а непосредственно в соответствующие уполномоченные органы.

Чем занимается и что проверяет Роспотребнадзор РФ?

Во многих современных государствах существует особый отдел, следящий за соблюдением прав покупателей и клиентов, обычных людей, заинтересованных в наличии качественной и легкодоступной продукции.

В нашем государстве эта роль поручена Роспотребнадзору. Что это такое? Расшифровка аббревиатуры звучит так: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (то есть Российский потребительский надзор).

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

О нормативах холодной и горячей воды в квартире по СНиПу вы можете узнать из нашей статьи.

История возникновения

Днем рождения самого первого санитарно-эпидемиологического надзора на территории современной РФ можно назвать 15.09.1922.

В то время, согласно Декрету СНК РСФСР «О санитарных органах Республики», стартовало основание первых таких станций по всей территории будущего СССР.

Позже это претерпевало многочисленные модификации и реформы. Роспотребнадзор, существующий сейчас, появился лишь в 2004 г. Тогда, 6 апреля, Правительство РФ выпустило постановление №154: «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Позже, 30.06.2004, вышло новое постановление Правительства РФ №322: «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Еще позднее, к 2012 году, данные нормативные акты претерпели некоторые изменения, основным из которых стало переподчинение Роспотребнадзора: теперь это ведомство подчинялось не Минздраву, а напрямую Правительству РФ.

Все это можно наблюдать в постановлении Правительства РФ от 19.06.2012.

Главной частью данного отдела, его управляющим звеном, является центральный аппарат: все остальные части потребнадзора находятся у него в подчинении.

Во главе этого «мозгового центра», как и всей организации, стоит руководитель (главный санитарный врач России), кто именно и несет полную ответственность за деятельность всей системы.

Назначается Правительством РФ. Его заместители также назначаются Правительством, но по совету самого руководителя.

Управления этого учреждения находятся в каждом субъекте нашей страны. На сайте Роспотребнадзора вы с легкостью можете узнать почтовый адрес нужного вам филиала.

Научно-исследовательские институты обычно находятся в крупных городах (Санкт-Петербург, Омск…). Их основной целью является поиск источников возникновения новых заболеваний и поиск путей их лечения.

Исходя из названия, можно понять, что противочумные заведения организовывают и проводят мероприятия по поиску и устранению вспышек чумы и части других инфекционных заболеваний в различных районах государства.

На санэпидемслужбы министерств и ведомств возложено обеспечение санитарного контроля в форме предупредительного и текущего надзора за исполнением вышеуказанными государственными учреждениями (МВД, Мин. обороны…) соответствующих инструкций.

Кроме того, в каждом субъекте РФ существуют так называемые центры гигиены и эпидемиологии, но о них мы поговорим отдельно.

Как провести экспертизу товара ненадлежащего качества? Ответ узнайте прямо сейчас.

В данный раздел можно отнести очень многое.

Мы рассмотрим лишь главнейшие задачи и обязанности, которые решает вышеуказанный Российский потребнадзор:

  1. Реализовывает санитарные инспекции в различных ситуациях от имени государства.
  2. Контролирует соблюдение законов в сфере жизни общества, подконтрольной службе.
  3. Контролирует исполнение инструкций, связанных с торговлей некоторыми категориями товаров и услуг, упомянутых в законе России.
  4. Формирует и оформляет социально-гигиеническую оценку.
  5. Составляет список действий, проводимых федеральными гос. структурами, ведущими свои дела с целью обеспечения гос. санитарного надзора в России, и контролирует их материализацию.
  6. Подготавливает каждогодние отчеты о санитарно-эпидемиологическом положении народонаселения РФ.
  7. Занимается оповещением населения и специализированных органов о возможной вспышке инфекций на какой-либо местности.
  8. В сфере ЖКХ: реализовывает проверки (в связи с подачей заявления или по истечении определенного временного промежутка) содержания имущества граждан многоквартирных домов; следит за правильным содержанием и утилизацией отходов быта, нарушениями санитарно-гигиенических норм в месте жительства, присутствием в доме грызунов и насекомых…
  9. Прием и разбор каких-либо просьб или обращений граждан РФ о плохом с точки зрения санитарии состоянии местности/фирмы.

к содержанию ↑

В соответствии с «Положением о федеральной службе по надзору…», у вышеуказанного отдела имеется привилегия на совершение различных проверок и инспектирования в сфере рынка потребительства (иногда даже вместе с прочими органами гос. управления, например, полицией).

Чтобы уточнить какие-то вопросы или оставить заявление, вы можете связаться с оператором Роспотребнадзора по информационно-справочной телефонной линии (8-800-100-0004).

Специалист, с которым вы связались, вправе предоставить вам какую-либо справочную информацию или переадресовать звонок в соответствующее отделение центрального аппарата.

В каждом субъекте РФ существует свое подразделение потребнадзора. Телефон требующегося вам отдела вы можете узнать на соответствующем сайте (так, 77.rospotrebnadzor.ru — управление по городу Москва, 47.rospotrebnadzor.ru — по Ленинградской области соответственно…).

В целом полномочия потребнадзора в России сводятся к наблюдению за соблюдением следующих законов:

  • ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» от 30 марта 1999 года;
  • Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года.
Читайте так же:  Сколько составляет детское пособие до 18 лет в 2018

О том, можно ли пожаловаться в Роспотребнадзор на банк, читайте здесь.

Имеет ли право Роспотребнадзор проверять без предупреждения?

У проверяющих их региональных органов Роспотребнадзора есть такие привилегии:

  1. Возможность проверять документацию об образовании работников проверяемой фирмы.
  2. Составление санитарно-эпидемиологические выводы, заключения Государственного пожарного надзора.
  3. Право удостовериться в существовании и правильности порядка заполнения протокола по учету мер контроля, предусмотренными законодательством России (134-ФЗ, ст. 9).
  4. Могут самолично подвергать осмотру трудовые договоры и медицинские книжки сотрудников.
  5. Возможность дать юридическую оценку лицензиям, сертификатам, акцизным маркам на продукции.
  6. Могут проверять соблюдение работниками правил применения контрольно-кассовых машин и другого оборудования, осуществлять так называемую контрольную закупку продуктов.
  7. Вручение директивы о ликвидации ранее найденных нарушений.
  8. Оформление актов и облагание штрафом руководителей фирмы при обнаружении нарушений, находящихся в компетенции проверяющих.

Стоит еще отметить особое право отдела проводить внеплановые проверки без предупреждения руководства проверяемой фирмы/организации. Данный указ действует уже с 2015 года.

Если плановые проверки проводятся лишь раз в несколько лет, а о визите проверяющих заранее известно, то внеплановые (организовываемые из-за жалоб потребителей) будут проводиться неожиданно для проверяемой организации (ранее потребнадзор был обязан предупреждать о подобных мероприятиях за сутки до их начала).

Кроме того, не стоит забывать и о своих правах.

Для этого нужно знать, чего не вправе делать служащие потребнадзора России при инспектировании вашей фирмы:

  1. Следить за выполнением неукоснительных требований, не относящихся к компетенции проверяющих служащих.
  2. Организовывать заранее запланированные проверки при отсутствии на месте указанной проверке служащих фирмы, юридич. лиц, ИП или их представителей.
  3. Требовать документации, информации или образцов товаров, не являющихся объектом текущей проверки и никак к ней не относящихся, а также конфисковать оригиналы бумаг, никоим образом не относящихся к вышеуказанной инспекции.
  4. Распространяться об информации, содержащей гос. тайну и полученную в результате окончания претворения в жизнь процедур по контролю, исключая те случаи, которые предусмотрены законодательством России.
  5. Увеличивать ранее заданные временные рамки исполнения процедур по надзору.

к содержанию ↑

Ответственность за нарушение правил

После окончания инспектирования составляется специальный акт, в котором указывается наличие нарушений, данные граждан, несущих ответственность и сотрудников, проводивших саму проверку.

Одна копия бумаги остается у руководителя проверяемой фирмы (или его представителя), вторая — у сотрудников Роспотребнадзора.

В случае несоблюдения соответствующих правил, на проверяемое учреждение может накладываться административное наказание. Его могут применять сотрудники органа, основываясь на результат проведения мер по надзору. Ознакомиться с ними можно на сайте Роспотребнадзора (rospotrebnadzor.ru).

Стоит отметить, что некоторые статьи, на которых основывается проверка, могут повлечь за собой и уголовное наказание (например, ст.236. УК РФ: «Нарушение санитарных норм, повлекшее отравление или заболевание» говорит, что если отравление или заболевание в связи с нарушением сан. норм повлекло за собой смерть человека, нарушитель может быть лишен свободы на срок до 5 лет).

В то же время статья 14.7: «Обман потребителей» (в ред. ФЗ от 31 декабря 2014 года № 530-ФЗ) влечет наложение административного взыскания в размере от 100 до 500 тыс. рублей.

Сотрудники данного отдела осуществляют проверку:

  • достоверности трудовых и санитарных книжек, договоров работников;
  • наличия свидетельств, подтверждающей квалификацию и специальность служащих организации;
  • присутствия верных сертификатов на продукты и акцизов на них;
  • контрольно-кассовых машин;
  • помещений фирмы (зрительный осмотр, в некоторых случаях проводится еще и измерение площади которая должна совпадать с определенными стандартами);
  • проб и образцов выпускаемых продуктов;
  • наличия и исправности вентиляционных труб.

к содержанию ↑

Требования к ценникам

В соответствии с Постановлением Правительства от 23.12.2015 №1406, в первоначальный Закон РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» вносятся такие требования к сведениям на ценниках на продукты в розничной торговле и их оформлению: отныне руководство магазина обязано обеспечивать присутствие достоверных и правильно составленных этикеток на продаваемые им товары.

Она может представлять собой как бумажный, так и любой другой носитель информации, на котором в обязательном порядке указывается наименование продукта производства, его сорт (при наличии такового) и цена за конкретный вес или единицу продукта.

Центр гигиены и эпидемиологии

Такие учреждения располагаются по всей территории РФ. За что отвечают?

Во главе каждого из них находится местный санитарный врач, а руководит всей системой главный врач, которого назначает глава Роспотребнадзора.

Их главнейшими заданиями являются: слежка за знанием и соблюдением инд. предпр., юридич. лицами и простыми людьми закона России в области санитарного контроля; указ о старте требующихся санитарно-эпидемиологических осмотров, разбирательств и экспериментов, а также поиск вероятных первопричин появления и распространения опасных инфекций, и исследование риска воздействия различных вредоносных обстоятельств на здоровье человека.

Еще данные центры обязаны оказывать консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей: вы в любой момент вправе обратиться туда с подходящей просьбой, либо заявлением.

Так, Роспотребнадзор является бюджетным государственным учреждением, контролирующим соблюдение прав потребителей, то есть обычных людей. Стоит ли бояться грядущей проверки сотрудников данного органа? Не думаю.

Предпринимателям лишь стоит соблюдать все санитарные нормы и вовремя ликвидировать найденные в ходе проверки нарушения, дабы не провоцировать государство на применение дальнейших мер и сохранить свой бизнес.

О том, чем занимается Роспотребнадзор, вы можете узнать из видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

О разграничении компетенции при контроле предоставления услуг ЖКХ

Изменениями в законодательстве, внесенными в 2011-2012 г.г., существенно, расширена компетенция региональных и муниципальных органов власти, в первую очередь, за счет передачи полномочий, ранее осуществившихся федеральными органами.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе, требований к деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах относится к сфере государственного жилищного надзора.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг, внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является предметом регулирования жилищного законодательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 161 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подп. 1 п. 11 «Положения об Управлении Государственной жилищной инспекции Свердловской области», основной задачей Управления является контроль (надзор) за обеспечением прав и законных интересов граждан при предоставлении жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям законодательства в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.

С учетом установленной ст. 20 Жилищного кодекса РФ компетенции Управление Государственной жилищной инспекции осуществляет полномочия по следующим направлениям контрольной деятельности:

1. надзор за соблюдением порядка начисления платы за коммунальные услуги, соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (в части, не утратившей силу, касающейся вопросов предоставления услуги «отопление»), и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в -многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354;

2. надзор за содержанием общего имущества собственников, соблюдением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.С8.2006 № 491;

3. надзор за раскрытием информации управляющими организациями, соблюдением ст. 161 Жилищного кодекса РФ, Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №-731;

4. Надзор за соблюдением требований федерального законодательства к порядку принятия общим собранием собственников решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации, порядку утверждения условий такого договора, и его заключения, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества;

5. надзор за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и энергетический эффективности, Федерального закона от 23.11,2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Читайте так же:  Future simple страдательный залог

6. надзор в сфере формирования фондов капитального ремонта (ст.ст. 20,172 Жилищного кодекса РФ).

Статьей 20 Жилищного кодекса РФ предусмотрены полномочия органов муниципальной власти по осуществлению муниципального жилищного контроля, заключающиеся в проведении в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовымиактами, проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законамисубъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Частью 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса РФ на органы местного самоуправления возложены полномочия по проведению на основании обращений собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива о невыполнении управляющей организацией предусмотренных Жилищный кодексом РФ обязательств проверок деятельности управляющих организаций. При выявлении фактов невыполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного, самоуправления созывает собрание собственников помещений в доме, для решения вопросов о расторжении договора с управляющей организациейи о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления домом.

Следует учитывать, что согласно разъяснений Министерства регионального развития РФ, полномочия, возложенные на органы местного самоуправления ч. 1.1 ст.165ЖК РФ, должны осуществляться органами местного самоуправления независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда.

ВНастоящее время Правительством Свердловской области разрабатывается проект регионального нормативно-правового акта, определяющего порядок осуществления муниципального жилищного контроля.

Органы Роспотребнадзора осуществляют полномочия по следующим направлениям контрольной деятельности в сфере ЖКХ:

1. надзор за соответствием коммунальных услуг установленным требованиям:

-соответствие состава и свойств холодной воды (СанПиН 2.1.4.1074-01);

-допустимая продолжительность перерыва в подаче, соответствие температуры, состава и свойств горячей воды (СанПин 2.1.4.2496-09);

-соответствие температуры воздуха в жилых помещениях (СанПиН 2.1.2.2645-10)

2. надзор в сфере предоставления сведений об исполнителе (фирменное наименование, место нахождения) и режиме его работы (ст.ст. 8,9 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей).

Роспотребнадзор полномочия в сфере жкх

В Роспотребнадзор по Республике Алтай продолжают поступать обращения потребителей по поводу качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг.

Между тем, в связи с изменениями, внесенными в жилищное законодательство, вопросы предоставления жилищно-коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов относится к компетенции органов государственного жилищного надзора.

Уполномоченным органом, осуществляющим жилищный надзор в Республике Алтай является Государственная жилищная инспекция Республики Алтай, адрес: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 182, тел. 6-43-09.

В статье 20 ЖК РФ определено, что государственным жилищным надзором является исключительно региональный государственный контроль (надзор).

Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013г. №493 «О государственном жилищном надзоре» утверждено Положение о государственном жилищном надзоре», которое вступило в силу с 25 июня 2013г.

Пунктом 11 данного Положения определен широкий спектр предмета проверок, осуществляемых органами государственного жилищного надзора.

Таким образом, именно органы государственного жилищного надзора субъектов РФ осуществляют проверки, предметом которых являются вопросы соблюдения ЮЛ и ИП обязательных требований правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и порядка предоставления коммунальных услуг, определения размера и внесения платы за жилищные и коммунальные услуги (в том числе и за ОДН), т.е. соблюдение нормативных правовых актов, утвержденных в соответствии со ст. ст. 39, 156 и 157 ЖК РФ, к которым в частности относятся:

— постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

— постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»;

— постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

Полномочия Роспотребнадзора и его территориальных органов в установленной сфере деятельности сводятся к следующему:

— привлечение к ответственности лиц, совершивших (допустивших) нарушения обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей, в частности, права на информацию, права на безопасность и др. (пп.3 п.2, пп.5 п.4 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей»);

— обращение в суд с заявлениями в защиту потребителя, а также законных интересов неопределенного круга потребителей (пп.7 п.4 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей»);

— вступление в рассматриваемое судом дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством РФ (п.5 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей»),

Вместе с тем, в области жилищных отношений при осуществлении своих полномочий Роспотребнадзор руководствуется соответствующими материалами проверок, проведенных органами государственного жилищного надзора по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего правоотношения с участием граждан — потребителей ЖКУ.

Важное значение имеет также и то, что предметом отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, являются вполне определенные объекты гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), а именно — товары, работы, услуги, приобретаемые гражданами для потребительских нужд в рамках соответствующих возмездных договоров: купли-продажи, выполнения работ, оказания услуг.

Причем, в жилищной сфере предмет правового регулирования по законодательству о защите прав потребителей должен находиться в очевидной и неразрывной причинно-следственной связи с объектом жилищных прав, в качестве которого, согласно положениям ч. 1 ст. 15 ЖК РФ, рассматривается исключительно жилое помещение (ст. 16 ЖК РФ).

Отношения, касающиеся возникновения, осуществления, изменения и (или) прекращения как таковых жилищных прав, в том числе, связанных с реализацией гражданами прав собственности на жилое помещение, прав на часть общего имущества в многоквартирном доме и бремени по его содержанию (ст. 4, 10, 11, 30, 37, 39 и др. ЖК РФ), нормами законодательства о защите прав потребителей не регулируется.

Также не подпадают под отношения, регулирующие законодательством о защите прав потребителей, отношения по управлению многоквартирным домом и его содержанию, т.к. данные вопросы изначально решаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (ст.ст. 36 и 44, 161, 162 ЖК РФ).

Управляющая организация в рамках договора управления всегда действует по заданию другой стороны, поэтому она в принципе не может быть ответственна за включение в договор тех или иных условий, в том числе ущемляющих права собственников, так как эти условия определяются по воле собственников помещений в многоквартирном доме (ч.2 ст. 162 ЖК РФ).

Вместе с тем, органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований ЖК РФ, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания, в случаях выявления нарушений порядка создания ТСЖ, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.

Кроме того, в отличие от федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, субъектами которого в сфере предоставления возмездных услуг являются только ЮЛ и ИП (как «исполнители» услуг), субъектами государственного жилищного надзора, ответственными за соблюдение обязательных требований жилищного законодательства, а также законодательства РФ об энергосбережении и о повышении энергоэффективности, согласно ст. 20 ЖК РФ также являются (помимо ЮЛ и ИП) органы государственной власти, органы местного самоуправления и граждане.

Таким образом, в целях разрешения вопросов, возникающих в рамках получения жилищно-коммунальных услуг, потребителю, прежде всего, необходимо обращаться с письменным заявлением в организацию, в управлении (обслуживании) которой находится многоквартирный дом («Исполнителю» услуг), и в случае не получения ожидаемого результата — в Государственную жилищную инспекцию Республики Алтай.

Полномочия Роспотребнадзора

Если провести опрос населения на тему «что делать при нарушении потребительских прав», большинство респондентов естественно упомянут службу Роспотребнадзора.

Основными задачами этого органа являются защита интересов потребителей и охрана здоровья граждан. Несмотря на это, многие россияне направляют в Роспотребнадзор обращения по вопросам, совершенно не входящим в пределы компетенции организации. Именно поэтому следует подробнее ознакомиться с деятельностью Федеральной Службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Чем занимается данная структура?

Деятельность Роспотребнадзора направлена на защиту прав потребителей. Органы управления Роспотребнадзора осуществляют комплекс контрольных мероприятий по отношению к своим территориальным подведомственным организациям.

Служба выполняет проверку соответствия санитарно-эпидемиологических норм, рассматривает письменные и устные обращения граждан и принимает по результатам рассмотрения соответствующие меры.

Читайте так же:  Лицензия чоп нового образца

Одной из обязанностей Роспотребнадзора является рассмотрение обращений на предмет обоснованности.

К основным функциям Роспотребнадзора относятся следующие мероприятия:

  • осуществление контроля деятельности предприятий общественного питания с целью определения санитарно-эпидемиологической обстановки;
  • контроль водных объектов общественного пользования на предмет соответствия санитарно-эпидемиологическим нормам;
  • контроль за разработкой проектов строительства зданий и сооружений, проверка соблюдения эксплуатационных норм;
  • проверка условий деятельности работников;
  • контроль надлежащего состояния почвы и воздуха, проверка утилизации отходов;
  • контрольные мероприятия в отношении образовательных учреждений;
  • контроль над экологической обстановкой и санитарно-эпидемиологическим состоянием объектов надзора;
  • контроль соблюдения потребительских прав и свобод;
  • проверка гигиенического состояния объектов, выдача санитарно-эпидемиологических заключений;
  • аттестация сотрудников сферы общепита и общеобразовательных учреждений, а также аттестация работников, чья деятельность связана с проведением санитарно-эпидемиологических исследований;
  • контрольные мероприятия в отношении деятельности собственных подразделений, составление статистической отчетности.

Сколько составляет единый налог для ИП в 2018 году? Узнайте сейчас.

Сотрудники Роспотребнадзора могут выполнять следующие действия:

  1. Проводить ревизию документов (трудовых договоров, медкнижек, образовательных документов).
  2. Проверять и давать оценку документам, подтверждающим качество продукции (сертификатов, лицензий и т. д.).
  3. Определять правильность работы контрольно-кассовой машины.
  4. Осуществлять контрольные закупки.
  5. Проверять журналы контроля организаций, следить за правильностью их заполнения.
  6. Составлять протоколы и налагать штрафы при обнаружении нарушений.
  7. Представлять указания, направленные на устранение нарушений.

Таким образом, главной задачей всех мероприятий Роспотребнадзора является охрана здоровья граждан и защита их интересов.

Проведение проверок

Проверки органами Роспотребнадзора подразделяются на запланированные и незапланированные.

Плановые проверки необходимо проводить для того, чтобы выявить, насколько организации и предприниматели соблюдают (или нарушают) нормы законодательства. Ревизии проводятся на основании ежегодно составляемых Генпрокуратурой планов.

Запланированные проверки попадают в сводные планы в следующих случаях:

  • со дня госрегистрации предпринимателя или юрлица прошло три года;
  • с момента последней ревизии предпринимателя или организации прошло три года;
  • если предприниматель представил в контролирующие органы уведомление о том, что в перечень его занятий добавлены отдельные виды деятельности.

Проверки подразделяются на выездные и камеральные (документарные). Как правило, предприниматели больше всего опасаются первого типа ревизий.

В перечень оснований для проведения внеплановых проверок входят такие обстоятельства, как:

  • Истечение периода времени, в течение которого предприниматель или фирма должны были устранить нарушения.
  • поступившие в адрес Роспотребнадзора обращения и заявления от граждан, предпринимателей, юрлиц, органов государственной власти и местного самоуправления. При этом предмет обращения должен входить в круг компетенции ведомства.
  • Причинение вреда здоровью и жизни граждан.
  • Чрезвычайные ситуации, вызванные природными и техногенными катастрофами.
  • Обращения граждан по всем вопросам, связанным с нарушением их потребительских прав.

Смотрите также видео, как происходит проверка Роспотребнадзора

Плановые проверки проводят один раз в три года, однако здесь есть несколько исключений. Если деятельность фирмы или частного предпринимателя связана с предоставлением услуг в сфере образования или здравоохранения, а также с социальной сферой, плановая ревизия может быть проведена более одного раза за три года (два раза и даже больше).

Продолжительность плановой проверки может быть разной, но в целом ревизия не должна длиться больше 20 дней.

Общее время выездных плановых проверок может составлять до 50 часов в год (для мелких предприятий — до 15 часов). Если случай попался серьезный, срок ревизии может быть пролонгирован. Продлевать внеплановые проверки не разрешается.

Контролирующий орган обязан уведомить предпринимателя или организацию о предстоящей запланированной проверке как минимум за три рабочих дня до начала ее осуществления. Чаще всего направляется копия распоряжения или приказа руководства службы.

О проведении внеплановой ревизии контролирующий орган обязан сообщить как минимум за 24 часа. Для этого может использовать любые доступные способы связи.

Необходимость уведомления отпадает в следующих случаях:

  1. Если в результате предпринимательской деятельности были нанесен ущерб здоровью человека или же была создана угроза жизни.
  2. Предпринимательская деятельность повлекла за собой нанесение ущерба животным, растениям или окружающей среде.
  3. Были повреждены объекты культурного наследия.
  4. Была допущена потенциальная угроза безопасности страны.
  5. Случились природные или техногенные катастрофы, или появилась угроза их возникновения.
  6. Если были нарушены права потребителей.

Если же здоровье или жизнь человека находятся под угрозой, проводить проверку можно без предупреждения. В такой ситуации уведомление в прокуратуру направляется в течение суток.

После окончания ревизии сотрудник Роспотребнадзора составляет акт в двух экземплярах. Один документ остается в ведомстве, другой передается предпринимателю или юрлицу.

В акте прописывается следующая информация:

  • где, когда и во сколько был сформирован акт;
  • полностью прописанное наименование учреждения, проводившего проверку;
  • информация о приказе на проведение ревизии (номер и дата документа);
  • данные о должностном лице-ревизоре (ФИО, занимаемая должность);
  • название организации или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • ФИО представителя или руководителя юрлица, присутствовавшего при проверке, должностной статус;
  • где, когда и во сколько проводилась проверка, сколько всего времени длилась;
  • выявленные нарушения и другие результаты ревизии;
  • лица, допустившие нарушения, характер нарушений;
  • отметка об ознакомлении с актом присутствующего при проверке лица (представитель или учредитель юрлица, индивидуальный предприниматель) или отметка о том, что лицо отказалось от ознакомления;
  • подпись присутствующего лица или отметка об отказе в подписании документа;
  • отметка о внесении записи в журнал проверок (или невнесении по причине отсутствия журнала;
  • подписи проверяющих.

Вместе с актом проверки составляются дополнительные документы:

  • акт о взятии образца продуктов для проведения анализа;
  • акт о проверке состояния объектов окружающей среды;
  • протокол о проведении изысканий;
  • результаты анализов, экспертизы или лабораторных тестов;
  • объяснительные работников, причастных к возникновению нарушений.

Полномочия Роспотребнадзора в области прав защиты потребителей

Способы обращения граждан

Направить обращение в органы Роспотребнадзора можно несколькими способами:

  1. отправить по почте;
  2. отправить по факсу или на адрес электронной почты;
  3. направить через официальный сайт Роспотребнадзора;
  4. воспользоваться единым порталом госуслуг;
  5. явиться лично в ведомство.

Срок рассмотрения обращений составляет 30 дней с момента регистрации. Если тема обращения выходит за рамки компетенции Роспотребнадзора, оно должно быть перенаправлено в соответствующий орган. Передача полномочий по рассмотрению обращений другому органу осуществляется в течение 7 дней.

Открыть юридическую фирму с нуля может не каждый. Особенности организации здесь.

Как уволить совместителя без заявления. Ответ в статье.

Пределы компетенции

В компетенцию Роспотребнадзора входит надзор за соблюдением законодательных норм в области защиты прав потребителей и сфере санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.

Таким образом, деятельность cлужбы ориентирована на контроль исполнения требований двух основных законов:

  1. ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения»;
  2. закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Некоторые граждане по ошибке направляют обращения в органы Роспотребнадзора с целью решения жилищно-коммунальных вопросов.

Однако решение проблем в сфере ЖКХ относится к компетенции органов Государственных жилищных инспекций.

Тем не менее, часть вопросов касаемо жилищно-коммунальной сферы все же может быть рассмотрена Роспотребнадзором:

  • нарушения правил хранения и вывоза бытовых отходов;
  • нарушения санитарно-гигиенических норм в месте проживания;
  • наличие в доме грызунов и насекомых и т. д.

Совместные проверки

Если в Роспотребнадзор поступает информация из других контролирующих органов, может быть назначено проведение совместной проверки. Так, проверка в сфере потребительского рынка может быть проведена вместе с органами полиции.

Такие проверки проводятся в соответствии с межведомственным приказом.

ФИО всех проверяющих должны быть внесены в распоряжение. Допускается также наличие собственного ведомственного распоряжения.

При проведении совместной проверки органы полиции обладают более широким перечнем прав, так как их деятельность регулируется не только приказом, но и Законом «О полиции». Подобные контрольные мероприятия не могут длиться более месяца (статья 7 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» ).

Центр гигиены и эпидемиологии

Центр гигиены и эпидемиологии является учреждением, функциями которого является обеспечение деятельности Роспотребнадзора. Данное учреждение входит в федеральную систему органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический контроль. Руководителем центра гигиены и эпидемиологии является главный врач, назначаемый на должность руководством Роспотребнадзора.

В подчинении ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» находятся филиалы, которые располагаются в субъектах страны.

В Центре выполняется ряд работ (на коммерческой основе) по обеспечению мероприятий санитарно-эпидемиологического контроля:

  • проверка соблюдения предпринимателями, организациями и гражданами норм санитарно-эпидемиологического законодательства;
  • проведение исследований, экспертизы, анализов и т. д.;
  • участие в выявлении причин распространения инфекций и возникновении профессиональных заболеваний;
  • оценка воздействия неблагоприятной среды на здоровье населения и т. д.

Также в Центре гигиены и эпидемиологии проводятся:

  • аттестация гигиенических знаний; обучение в области гигиены;
  • оформление медкнижек для работников, занятых на предприятиях общепита;
  • оформление санпаспортов на транспортные средства, предназначенные для перевозки продуктов;
  • дезинфекционные и дезинсекционные работы для специальных учреждений.

Таким образом, деятельность Роспотребнадзора распространяется на все сферы общественного питания, гигиены, охраны здоровья населения, реализует контрольные мероприятия в сфере торговли и т. д. А для более эффективного обеспечения этой деятельности было создано ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», выполняющее ряд мероприятий по реализации санитарно-эпидемиологического надзора.