Сопоставимая финансовая (бухгалтерская) отчет­ность

1) соответствует ли учетная политика предыдущего перио­да в отношении сопоставимой отчетности учетной политике щкущего периода, были ли сделаны надлежащие корректиров­ки для отражения последствий изменения учетной политики И были ли изменения учетной политики надлежащим образом раскрыты в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2) согласуются ли представленные в текущей бухгал­терской (финансовой) отчетности сопоставимые данные за предыдущий период с показателями и другой информацией, представленными в бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий период, либо были сделаны надлежащие кор­ректировки и (или) информация была надлежащим образом раскрыта.

Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99″ (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н
«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99″

С изменениями и дополнениями от:

18 сентября 2006 г., 8 ноября 2010 г.

Согласно письму Минюста РФ от 6 августа 1999 г. N 6417-ПК настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации, так как не содержит новых правовых норм

В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 11, ст.1290), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. N 10 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/96″.

3. Ввести в действие настоящий приказ начиная с бухгалтерской отчетности 2000 года.

Министр финансов РФ

Положение по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99
(утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н)

С изменениями и дополнениями от:

18 сентября 2006 г., 8 ноября 2010 г.

С 19 июля 2017 г. настоящее Положение признано федеральным стандартом бухгалтерского учета

О формах бухгалтерской отчетности организаций, применяемых начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г., см. приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н

См. комментарии к настоящему положению

I. Общие положения

О порядке представления бухгалтерской отчетности см. письмо Минфина РФ от 29 сентября 2003 г. N 16-00-17/31

Информация об изменениях:

Приказом Минфина РФ от 8 ноября 2010 г. N 142н в пункт 1 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

1. Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.

2. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения.

3. Настоящее Положение применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:

типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;

упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;

особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;

особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;

особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;

порядка публикации бухгалтерской отчетности.

4. Для целей настоящего Положения указанные ниже понятия означают следующее:

бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;

отчетный период — период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;

отчетная дата — дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;

пользователь — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

III. Состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

5. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

6. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил настоящего Положения организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил настоящего Положения не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил.

7. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

8. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

9. Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.

Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

10. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному.

Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

11. Статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке).

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

12. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

13. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.

14. Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности, предусмотренная пунктом 5 настоящего Положения, должна содержать следующие данные: наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.

15. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке.

16. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена в валюте Российской Федерации.

17. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

IV. Содержание бухгалтерского баланса

18. Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

19. В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

20. Бухгалтерский баланс должен содержать следующие числовые показатели (с учетом изложенного в пунктах 6 и 11 настоящего Положения):

Бухгалтерская отчетность (17)

Главная > Реферат >Бухгалтерский учет и аудит

Общая характеристика бухгалтерской отчетности. Ее назначение. Виды. Состав. Формы. Требования, предъявляемые к ней. Нормативное регулирование. . . . . . . . . . 6

Экономическая характеристика деятельности ГУП «Издательский дом» «Хыпар» Минкультуры Чувашии. . . . . . . 14

Подготовительные работы перед составлением бухгалтерской отчетности. Инвентаризация и оценка статей баланса. . . 19

Закрытие счетов и выявление финансового результата. . . 23

Автоматизация составления бухгалтерской отчетности. . . 29

Совершенствование бухгалтерской отчетности. . . . 33

Список использованной литературы . . . . . . 43

Разным категориям пользователей нужна разная информация, которая представляется организациями в форме отчетности, в нашей стране получившей название бухгалтерской, а в западных странах – финансовой. Бухгалтерская отчетность – это система показателей об имущественном и финансовом положении организации на определенную дату и о финансовых результатах ее деятельности за отчетный период.

Все предприятия любой организационно-правовой формы и собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская отчетность организации содержит информацию о реализованной продукции, работах и услугах, затратах, об имущественном и финансовом положении предприятия и результатах ее хозяйственной деятельности. Она необходима как внутренним пользователям, так и внешним пользователям, так как на основании нее принимаются управленческие решения в области планирования, контроля и оценки деятельности предприятия. Поэтому необходимы определенные знания о порядке и сроках составления бухгалтерской отчетности, подготовительных работах предшествующих составлению бухгалтерской отчетности и методики составления всех форм отчетности.

Читайте так же:  Трудовой кодекс статья 77 комментарий

В какой бы форме не представлялась отчетность, каково бы не было ее наполнение, какие бы показатели не включались в ее состав, всем пользователям нужна информация своевременная, достоверная, правдивая и надежная, полная и сопоставимая. Бухгалтерская отчетность формируется по данным бухгалтерского и оперативного учета.

Цель изучения темы: формирование знаний о бухгалтерской отчетности, ее видах, формах, а также требованиях предъявляемых к ней. Исходя из цели вытекают следующие задачи: дать общую характеристику бухгалтерской отчетности, рассмотреть ее назначение, виды, формы, осветить подготовительные работы по составлению бухгалтерской отчетности, закрытие счетов и выявление финансового результата, автоматизацию составления и совершенствование бухгалтерской отчетности.

Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования. Информация о хозяйственных операциях, произ­веденных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной инфор­мации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и кор­ректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной де­ятельности конкретного предприятия.

Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять лю­бые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственно­сти, финансовой ситуации, прибылей и убытков.

1. Общая характеристика бухгалтерской отчетности. Ее назначение. Виды. Состав. Формы. Требования, предъявляемые к ней. Нормативное регулирование

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему показателей об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Она составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

При формировании отчетности следует руководствоваться прежде всего Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н, Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. № 60н. В этих нормативных документах изложены принципы и базовые положения по составлению и представлению бухгалтерской отчетности. На их основе Минфином России разработаны образцы форм бухгалтерской отчетности.

Приказом Минфина России от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» отменены ранее действовавшие типовые формы. Наибольшее значение имеет то, что приведенные в приложении к приказу Минфина России № 4н формы бухгалтерской отчетности носят рекомендательный характер. Организации могут разрабатывать собственные формы на основе образцов форм бухгалтерской отчетности. Утвержденных Минфином России. При этом разработанные организацией формы отчетности должны содержать сведения. Достаточные для формирования достоверного и полного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Организации вправе вводить в рекомендованные Минфином России образцы форм бухгалтерской отчетности дополнительные показатели и, наоборот, не приводить те или иные статьи ввиду отсутствия у них соответствующих активов и обязательств. При этом должны быть сохранены коды строк итогов, разделов и групп статей бухгалтерского баланса, приведенных в образце его формы, т. е. организации не могут изменять принципы построения форм бухгалтерской отчетности.

Отчетность предприятий может классифицироваться по различным признакам.

По видам она подразделяется на:

Статистическая отчетность отражает данные по отдельным показателям хозяйственной деятельности предприятия как в натуральном, так и в стоимостном выражении, которая составляется на основании данных статистического, бухгалтерского и оперативного учета.

Оперативная отчетность составляется для текущего управления и контроля внутри предприятия. Она составляется за короткие промежутки времени, например, за неделю, декаду и т. д., на основании данных оперативного учета.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему показателей об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляется на основании данных бухгалтерского учета.

Налоговая отчетность отражает систему данных о налоговых обязательствах налогоплательщика, которая составляется на основании данных бухгалтерского и налогового учета.

По степени обобщения отчетных данных выделяют следующие виды отчетности:

первичная отчетность (характеризует хозяйственную деятельность финансовые результаты конкретного предприятия);

сводная отчетность (содержит показатели деятельности вышестоящей организации, которая составляется суммированием соответствующих показателей отчетных форм подведомственных предприятий).

По назначению предоставляемой информации различают следующие виды отчетности:

внутренняя отчетность (ее составление вызвано потребностями самого предприятия и заключается в информации о каком-либо участке деятельности);

внешняя отчетность (необходима для информации внешних пользователей (собственников, органов налоговой инспекции, органов статистики и исполнительной власти, банков и др.)).

По периодичности составления различают следующие виды отчетности:

промежуточная отчетность (может быть ежедневной, еженедельной, декадной, месячной, квартальной и полугодовой. Она является более краткой и содержит ограниченное число показателей.);

годовая отчетность (включает в себя показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный год).

Однако в установленном порядке в утвержденные сроки представляется только квартальная и годовая отчетность. А промежуточная может составляться организациями для внутренних целей.

В соответствии с приказом Минфина России от 13 января 2000 г. № 4н, а также ПБУ 4/99 в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие формы:

Бухгалтерский баланс – форма № 1;

Отчет о прибылях и убытках – форма №2;

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, в состав которых входят:

— отчет об изменении капитала – форма №3;

— отчет о движении денежных средств – форма №4;

— приложение к бухгалтерскому балансу – форма №5;

Итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству Российской Федерации аудита бухгалтерской отчетности.

Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).

Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Организация может представлять в составе промежуточной бухгалтерской отчетности и другие формы отчетности (например, отчет о движении денежных средств, пояснительную записку и др.).

При составлении бухгалтерской отчетности к ней предъявляются следующие требования:

Достоверное и полное представление информации об имущественном и финансовом положении организации;

Соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики;

Применение утвержденных организацией форм отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому;

Обеспечение сопоставимости представляемых данных с показателями за предшествующий отчетный период;

Соблюдение принципа нейтральности информации, т. е. исключение одностороннего удовлетворения интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими;

Расшифровка показателей в случае их существенности;

Включение показателей деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельный баланс.

Составление и представление бухгалтерской отчетности производится в тысячах рублей без десятичных знаков, а при существенных объемах оборотов продаж, обязательств и т. п. – в миллионах рублей без десятичных знаков.

Данные по числовым показателям бухгалтерской отчетности (кроме отчета, составляемого за первый отчетный период) должны приводиться как за отчетный период, так и за аналогичный период прошлого года. Если данные за период, предшествовавший отчетному году, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными правовыми актами. При этом каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке вместе с указанием причин.

Сопоставимая финансовая (бухгалтерская) отчетность

Аудитору необходимо получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства того, что сопоставимая финансовая (бухгалтерская) отчетность соответствует применимым принципам и требованиям составления финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудитор определяет:

  • а) соответствует ли учетная политика предыдущего периода в отношении сопоставимой отчетности учетной политике текущего периода, были ли сделаны надлежащие корректировки для отражения последствий изменения учетной политики и были ли изменения учетной политики надлежащим образом раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • б) согласуются ли представленные в текущей финансовой (бухгалтерской) отчетности сопоставимые данные за предыдущий период с показателями и другой информацией, представленными в финансовой (бухгалтерской) отчетности за предыдущий период, либо были сделаны надлежащие корректировки и (или) информация была надлежащим образом раскрыта.

Если при проведении аудита за текущий период аудитору становится известно о возможном существенном искажении показателей за предыдущий период, то он выполняет дополнительные аудиторские процедуры.

Если аудитор, для которого аудиторское задание является первичным аудитом, обнаруживает, что показатели за предыдущий период, которые не были проверены, существенно искажены, он требует от руководства аудируемого лица их пересмотра. Если руководство аудируемого лица отказывается пересмотреть соответствующие показатели, аудитор должен надлежащим образом модифицировать аудиторское заключение.

10.4. Особенности аудита при привлечении специализированных организаций к ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности

В настоящее время наблюдается рост числа компаний, предпочитающих привлекать специализированные организации к ведению своего бухгалтерского учета. На рынке появилось множество продавцов этих услуг и предложений по ведению учета и бухгалтерского сопровождения деятельности компании-клиента. Под бухгалтерским аутсорсингом подразумевается, в том числе, и ведение налогового учета, а также составление бухгалтерской и налоговой отчетности.

Специализированная организация может установить и осуществлять такие общие подходы и конкретные процедуры, которые будут оказывать влияние на системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица. Указанные подходы и процедуры физически и функционально отделены от аудируемого лица. Если услуги, оказываемые специализированной организацией, ограничиваются фиксированием и обработкой хозяйственных операций, а аудируемое лицо сохраняет за собой право на авторизацию хозяйственных операций и составление отчетности, можно ожидать, что аудируемое лицо самостоятельно осуществляет достаточно эффективные подходы и процедуры внутри своей организации. Если специализированная организация сама проводит операции и составляет отчетность аудируемого лица, такое лицо может полагаться на подходы и процедуры специализированной организации.

В ходе изучения аудируемого лица и лиц, оказывающих ему услуги, аудитору следует определить значимость деятельности специализированной организации для аудируемого лица и аудита. С этой целью аудитору необходимо (если это уместно) рассмотреть:

  • 1) характер услуг, предоставляемых специализированной организацией;
  • 2) условия договора и особенности взаимоотношений между аудируемым лицом и специализированной организацией;
  • 3) уровень взаимодействия системы внутреннего контроля аудируемого лица с системами учета и контроля специализированной организации;
  • 4) средства внутреннего контроля аудируемого лица, имеющие отношение к деятельности специализированной организации (средства контроля за обработкой хозяйственных операций специализированной организацией и анализ аудируемым лицом рисков, связанных с использованием услуг специализированной организации, и способов минимизации таких рисков);
  • 5) возможности специализированной организации и ее финансовую стабильность, в том числе последствия для аудируемого лица в случае ее возможной несостоятельности или прекращения деятельности;
  • 6) сведения о специализированной организации;
  • 7) сведения об используемых специализированной организацией средствах контроля, применяемых в компьютерных системах обработки данных.

Если аудитор приходит к заключению о том, что деятельность специализированной организации является важной для аудируемого лица и представляет интерес для изучения в ходе аудита, то он получает в достаточной степени понимание деятельности аудируемого лица и лиц, оказывающих ему услуги, включая систему внутреннего контроля, с целью оценки риска появления существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности и планирования необходимых аудиторских процедур с учетом данного риска. Аудитор оценивает риск существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, а также конкретных предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для остатков по счетам бухгалтерского учета, групп однотипных операций и случаев раскрытия информации.

Читайте так же:  Чем иск отличается от жалобы

При оценке риска средств контроля в отношении предпосылок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности следует учитывать влияние средств внутреннего контроля специализированной организации.

Привлечение к ведению бухгалтерского учета специализированной организации не освобождает аудируемое лицо от ответственности за ведение бухгалтерского учета. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» не предусматривает возможность переноса ответственности на специализированную организацию (аутсорсера) даже в случае полного ведения им бухгалтерского учета и составления бухгалтерской и налоговой отчетности.

Аудитор обязан понимать, что в соответствии с Законом об аудиторской деятельности он должен соблюдать конфиденциальность полученной информации и предоставлять результаты своей работы в виде письменной информации, адресованной руководству аудируемого лица, а не специализированной организации. Только при наличии соответствующих прямых указаний со стороны руководства аудируемого лица выводы и рекомендации по результатам проведенного аудита могут быть предоставлены и обсуждены со специализированной организацией, и только в этом случае не будет нарушаться аудиторская тайна.

ФПСАД № 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности

Федеральное правило (стандарт) № 26 подготовлено с учетом МСА 710 “Сопоставимые значения” и имеет следующее содержание:

  • • введение;
  • • соответствующие показатели;
  • • сопоставимая финансовая (бухгалтерская) отчетность.

Во введении устанавливаются единые требования в отношении рассмотрения в ходе аудита сопоставимых данных в бухгалтерской отчетности. Отмечается при этом, что данное правило не применяется в отношении прочей информации, содержащейся в документах проаудированной отчетности, рассматриваемой в ФПСАД № 27 “Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность”.

Сопоставимыми данными в финансовой (бухгалтерской) отчетности признаются показатели, отражающие финансовое положение, результаты финансовой деятельности, движение денежных средств, иные сопоставимые показатели, подлежащие раскрытию в бухгалтерской отчетности более чем за один отчетный период.

В разделе “Соответствующие показатели” поясняется, что аудиторская организация или индивидуальный аудитор получает достаточные аудиторские доказательства того, что соответствующие показатели были сформированы в соответствии с требованиями и принципами составления отчетности. В этой связи аудитор определяет:

  • а) соответствует ли учетная политика предыдущего периода учетной политике текущего отчетного периода в отношении данных показателей либо были сделаны надлежащие корректировки в отношении последствий изменения учетной политики, и была ли данная корректировка надлежащим образом раскрыта в отчетности;
  • б) согласуются ли соответствующие показатели, представленные в текущей отчетности для сопоставления их с показателями отчетности предыдущего периода, с этими показателями либо имели место корректировки числовых значений показателей, и была ли эта информация надлежащим образом раскрыта в отчетности.

Если аудит отчетности за предыдущий период не проводился, то аудитор в аудиторском заключении за текущий период указывает, что соответствующие показатели за предыдущий период не были проверены. Однако это не освобождает аудитора от ответственности за правильность остатков по счетам бухгалтерского учета на начало текущего периода.

Если аудитор впервые проводит аудит данного аудируемого лица и обнаруживает, что соответствующие показатели существенно искажены, он должен потребовать от руководства аудируемого лица их пересмотра. Если руководство отказывается пересмотреть соответствующие показатели, аудитор надлежащим образом модифицирует аудиторское заключение.

В разделе “Сопоставимая финансовая (бухгалтерская) отчетность” определено, что аудитору необходимо получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства того, что сопоставимая финансовая (бухгалтерская) отчетность соответствует всем принципам и требованиям этой отчетности. Аудитор при этом определяет:

  • а) соответствует ли учетная политика предыдущего периода в отношении сопоставимой отчетности учетной политике текущего периода и, если были изменения и корректировки в учетной политике, как они раскрыты в отчетности;
  • б) согласуются ли представленные в текущей отчетности сопоставимые данные за предыдущий период с показателями и другой информацией, представленными в отчетности за предыдущий период, либо были сделаны корректировки, и как эта информация раскрыта в отчетности.

Если в процессе аудита за текущий период аудитору становится известно, что соответствующие показатели в отчетности были существенно искажены в предыдущем периоде, когда аудит выполняется другим аудитором, ему необходимо выполнить дополнительные аудиторские процедуры, чтобы надлежащим образом это отразить в аудиторском заключении, т. е. в нем должны быть указаны:

  • • то, что аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности за предыдущий период проводил другой аудитор;
  • • причина модифицирования (если аудиторское заключение было модифицировано).

Если аудит за предыдущий период не проводился, то в аудиторском заключении за текущий отчетный период следует указать, что аудит соответствующих показателей отчетности за предыдущий период не проводился. Однако такое заявление не освобождает аудитора от выполнения процедур по проверке остатков на счетах бухгалтерского учета на начало текущего периода. В отчетности должно быть четко указано, что аудит сопоставимой финансовой (бухгалтерской) отчетности не проводился.

Если аудитор впервые проводит аудит данного аудируемого лица и устанавливает, что соответствующие показатели отчетности существенно искажены, он должен потребовать их пересмотра от руководства аудируемого лица. В случае отказа руководства пересмотреть соответствующие показатели аудитор надлежащим образом модифицирует аудиторское заключение.

К данному правилу (стандарту) имеется приложение с примерами аудиторских заключений, составляемых в указанных в стандарте случаях.

Международный стандарт аудита 710 «Сравнительная информация — сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность»

Международный стандарт аудита 710
«Сравнительная информация — сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность»

Международный стандарт аудита (МСА) 710 «Сравнительная информация — сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность» следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита».

Сфера применения настоящего стандарта

1. Настоящий Международный стандарт аудита (МСА) устанавливает обязанности аудитора при аудите финансовой отчетности в связи со сравнительной информацией. Если аудит финансовой отчетности за предыдущий период не проводился либо проводился предшествующим аудитором, применяются также требования и указания МСА 510*(1), касающиеся остатков на начало периода.

Характер сравнительной информации

2. Характер сравнительной информации, представляемой в финансовой отчетности организации, зависит от требований применимой концепции подготовки финансовой отчетности. Существуют два наиболее распространенных подхода к ответственности аудитора по составлению заключения в отношении такой сравнительной информации: рассмотрение сопоставимых показателей и рассмотрение сравнительной финансовой отчетности. Применение определенного подхода часто предписывается законом или нормативным актом, но может также определяться и условиями задания.

3. Принципиальные различия между этими подходами с точки зрения подготовки аудиторского заключения заключаются в следующем:

(a) при рассмотрении сопоставимых показателей аудиторское мнение о финансовой отчетности касается только текущего периода; в то время как

(b) при рассмотрении сравнительной финансовой отчетности аудиторское мнение касается каждого из периодов, за которые представлена финансовая отчетность.

В настоящем стандарте требования к составлению аудиторского заключения рассматриваются отдельно для каждого подхода.

Дата вступления в силу

4. Настоящий стандарт вступает в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2009 года или после этой даты.

5. Цель аудитора состоит в том, чтобы:

(а) получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства того, что сравнительная информация отражена в данной финансовой отчетности во всех существенных аспектах в соответствии с требованиями применимой концепции подготовки финансовой отчетности к отражению сравнительной информации;

(b) предоставить заключение в соответствии с обязанностями аудитора по предоставлению заключений.

6. Для целей Международных стандартов аудита следующие термины имеют приведенные ниже значения:

(a) сравнительная информация — числовые показатели и раскрытие информации, представленные в финансовой отчетности, за один или несколько предыдущих периодов в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности;

(b) сопоставимые показатели — сравнительная информация в том случае, когда числовые показатели и другая раскрываемая информация за предыдущий период включены в финансовую отчетность за текущий период как ее неотъемлемая часть и предназначены для рассмотрения только в связи с рассмотрением числовых показателей и раскрытием другой информации за текущий период (называемых «показателями текущего периода»). Степень детализации соответствующих представленных числовых показателей и раскрываемой информации определяется прежде всего тем, насколько они важны для рассмотрения показателей текущего периода;

(c) сравнительная финансовая отчетность — сравнительная информация в том случае, когда числовые показатели и другая раскрываемая информация за предыдущий период включены в финансовую отчетность за текущий период для сравнения, но если в отношении этих данных и информации проведен аудит, то на них делается ссылка в аудиторском мнении. Степень детализации информации, содержащейся в данной сравнительной финансовой отчетности, сопоставим с уровнем детализации информации в финансовой отчетности за текущий период.

Для целей настоящего стандарта, если сравнительная информация включает числовые показатели и раскрытие информации более чем за один период, ссылки на «предыдущий период» означают «предыдущие периоды».

7. Аудитор должен установить, включает ли финансовая отчетность сравнительную информацию, которая требуется в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности, и носит ли классификация данной информации надлежащий характер. Для этого аудитор должен оценить:

(a) согласуется ли сравнительная информация с числовыми показателями и раскрытием информации, представленными в финансовой отчетности за предыдущий период, или при необходимости она была пересчитана;

(b) не противоречит ли учетная политика, отраженная в сравнительной информации, учетной политике, применяемой в текущем периоде, или, если в учетную политику были внесены изменения, были ли они должным образом отражены в бухгалтерском учете, а также в достаточном объеме представлены и раскрыты в финансовой отчетности.

8. Если в ходе аудита за текущий период аудитору становится известно о возможном существенном искажении сравнительной информации, он должен выполнить необходимые в данных обстоятельствах дополнительные аудиторские процедуры для получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, чтобы определить, имеет ли место существенное искажение. Если аудитор проводил аудит финансовой отчетности за предыдущий период, он должен также соблюдать и применимые требования MCA 560*(2). Если финансовая отчетность за предыдущий период была исправлена, аудитор должен установить, согласуется ли сравнительная информация с исправленной финансовой отчетностью.

9. В соответствии с требованиями MCA 580*(3) аудитор должен запросить письменные заявления за все периоды, которые указаны в аудиторском мнении. Кроме того, аудитор должен получить особое письменное заявление в отношении любой корректировки, произведенной для устранения существенного искажения в финансовой отчетности за предыдущий период и влияющей на сравнительную информацию (см. пункт А1).

Составление аудиторского заключения

10. В случае представления сопоставимых показателей в финансовой отчетности аудиторское заключение не должно указывать на сопоставимые показатели, за исключением случаев, описанных в пунктах 11, 12 и 14 (см. пункт А2).

11. Если ранее выпущенное заключение о финансовой отчетности за предыдущий год содержало мнение с оговоркой, отрицательное мнение либо отказ от выражения мнения, при этом вопрос, по причине которого мнение было модифицировано, не был решен, аудитор должен выразить модифицированное мнение о финансовой отчетности за текущий период. В разделе «Основание для выражения модифицированного мнения (или мнения с оговоркой)» аудиторского заключения аудитор должен:

(a) при описании вопроса, послужившего причиной выражения модифицированного мнения, — привести как показатели текущего периода, так и сопоставимые показатели, если вопрос оказывает или может оказать существенное влияние на показатели текущего периода;

(b) в остальных случаях — пояснить, что аудиторское мнение было модифицировано по причине влияния или возможного влияния нерешенного вопроса на сопоставимость показателей текущего периода и сопоставимых показателей (см. пункты А3-А5).

12. Если аудитор получил аудиторские доказательства, свидетельствующие о наличии существенного искажения в финансовой отчетности за предыдущий период, в отношении которой ранее было выражено немодифицированное мнение, а сопоставимые показатели не были должным образом скорректированы или не была раскрыта надлежащая информация, то в аудиторском заключении о финансовой отчетности текущего периода аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение в отношении включенных в нее сопоставимых показателей (см. пункт А6).

Читайте так же:  Евросоюз договор о реформе

Аудит финансовой отчетности за предыдущий период проводился предшествующим аудитором

13. Если аудит финансовой отчетности за предыдущий период проводился предшествующим аудитором и законы или нормативные акты не запрещают аудитору указывать на аудиторское заключение предшествующего аудитора в отношении сопоставимых показателей, а аудитор решает сослаться на указанное заключение, он должен указать в разделе «Прочие сведения» аудиторского заключения следующее:

(a) аудит финансовой отчетности за предыдущий период проводился предшествующим аудитором;

(b) мнение какого типа было выражено предшествующим аудитором, а в случае модифицированного мнения указать соответствующие причины;

(c) дату указанного заключения (см. пункт А7).

Аудит финансовой отчетности за предыдущий период не проводился

14. Если аудит финансовой отчетности за предыдущий период не проводился, то аудитор должен указать в аудиторском заключении в разделе «Прочие сведения», что сопоставимые показатели не проаудированы. Однако такое указание не освобождает аудитора от выполнения требования о получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств в отношении того, что остатки на начало периода не содержат искажений, оказывающих существенное влияние на финансовую отчетность за текущий период*(4).

Сравнительная финансовая отчетность

15. В случае представления сравнительной финансовой отчетности в аудиторском мнении должен указываться каждый период, за который представлена данная финансовая отчетность и в отношении которого выражено аудиторское мнение (см. пункты А8-А9).

16. В случае представления аудиторского заключения о финансовой отчетности за предыдущий период в связи с аудитом текущего периода, если мнение аудитора в отношении такой финансовой отчетности за предыдущий период отличается от выраженного ранее мнения, аудитор должен раскрыть основные причины выражения мнения, отличающегося от предыдущего, в разделе «Прочие сведения» в соответствии с MCA 706*(5) (см. пункт А10).

Аудит финансовой отчетности за предыдущий период проводился предшествующим аудитором

17. Если аудит финансовой отчетности за предыдущий период проводился предшествующим аудитором, в дополнение к выражению мнения в отношении финансовой отчетности за текущий период аудитор должен указать в разделе «Прочие сведения» следующее:

(a) аудит финансовой отчетности за предыдущий период проводился предшествующим аудитором;

(b) мнение какого типа было выражено предшествующим аудитором, а в случае модифицированного мнения указать соответствующие причины;

(c) дату указанного заключения, за исключением случаев, когда заключение предшествующего аудитора о финансовой отчетности за предыдущий период перевыпускается вместе с финансовой отчетностью.

18. Если аудитор пришел к выводу о наличии существенного искажения, которое влияет на финансовую отчетность за предыдущий период, по которой предшествующий аудитор ранее выпустил немодифицированное заключение, аудитор должен сообщить об этом искажении руководству соответствующего уровня и лицам, отвечающим за корпоративное управление*(6), организации, за исключением случаев, когда все лица, отвечающие за корпоративное управление, осуществляют руководство организацией, и потребовать проинформировать об этом предшествующего аудитора. Если финансовая отчетность за предыдущий период была исправлена и предшествующий аудитор согласился выпустить новое аудиторское заключение о финансовой отчетности за предыдущий период, то аудитор должен представить заключение только в отношении текущего периода (см. пункт А11).

Аудит финансовой отчетности за предыдущий период не проводился

19. Если аудит финансовой отчетности за предыдущий период не проводился, аудитор должен указать в аудиторском заключении в разделе «Прочие сведения», что сравнительная финансовая отчетность не проаудирована. Однако такое указание не освобождает аудитора от выполнения требования о получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств в отношении того, что остатки на начало периода не содержат искажений, оказывающих существенное влияние на финансовую отчетность за текущий период*(7).

Руководство
по применению и прочие пояснительные материалы

Письменные заявления (см. пункт 9)

А1. В случае сравнительной финансовой отчетности необходимо запросить письменные заявления в отношении всех периодов, которые указаны в аудиторском мнении, поскольку руководство должно еще раз подтвердить, что письменные заявления, которые оно сделало ранее в отношении предыдущих периодов, остаются в силе. В случае сопоставимых показателей необходимо запросить письменные заявления только в отношении финансовой отчетности за текущий период, потому что выражается аудиторское мнение в отношении той финансовой отчетности, которая включает сопоставимые показатели. Однако аудитор должен получить особое письменное заявление в отношении каждой корректировки, сделанной для исправления существенного искажения финансовой отчетности за предыдущий период и влияющей на сравнительную информацию.

Составление аудиторского заключения

Отсутствие указания в аудиторском мнении (см. пункт 10)

А2. В аудиторском мнении отсутствует указание на сопоставимые показатели, потому что оно выражается в отношении финансовой отчетности за текущий период в целом, включая сопоставимые показатели.

Нерешенность вопроса, ставшего причиной выражения модифицированного мнения в аудиторском заключении о финансовой отчетности за предыдущий период (см. пункт 11)

A3. Если ранее выпущенное аудиторское заключение за предыдущий период содержало мнение с оговоркой, отказ от выражения мнения или отрицательное мнение и вопрос, явившийся причиной выражения модифицированного мнения в аудиторском заключении, был решен и надлежащим образом отражен или раскрыт в финансовой отчетности в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности, то в аудиторском мнении в отношении текущего периода, указывать на модифицированное аудиторское мнение за предыдущий период не требуется.

А4. Если ранее выраженное аудиторское мнение за предыдущий период было модифицировано, нерешенный вопрос, ставший причиной выражения модифицированного аудиторского мнения, может оказаться значимым для показателей текущего периода. Тем не менее может потребоваться включение мнения с оговоркой, отказа от выражения мнения или отрицательного мнения (в зависимости от обстоятельств) в отношении финансовой отчетности за текущий период по причине влияния или возможного влияния нерешенного вопроса на сопоставимость показателей текущего периода и сопоставимых показателей.

А5. В Приложении содержатся примеры аудиторских заключений, когда в аудиторском заключении в отношении предыдущего периода было выражено модифицированное мнение и вопрос, послуживший причиной выражения модифицированного мнения, остался нерешенным (примеры 1 и 2).

Наличие искажения в финансовой отчетности за предыдущий период (см. пункт 12)

А6. Если в финансовую отчетность за предыдущий период, в которой содержатся искажения, не были внесены исправления, и аудиторское заключение не было перевыпущено, но сопоставимые показатели были должным образом скорректированы или надлежащая информация раскрыта в финансовой отчетности за текущий период, то аудиторское заключение может включать раздел «Важные обстоятельства», в котором описываются обстоятельства и указывается, где в финансовой отчетности полностью раскрыта информация по этому вопросу (см. МСА 706).

Финансовая отчетность за предыдущий период, аудит которой проводился предшествующим аудитором (см. пункт 13)

А7. В Приложении приведен пример аудиторского заключения, когда аудит финансовой отчетности за предыдущий период проводился предшествующим аудитором и законы или нормативные акты не запрещают аудитору ссылаться на заключение предшествующего аудитора в отношении сопоставимых показателей (пример 3).

Сравнительная финансовая отчетность

Наличие указания в аудиторском мнении (см. пункт 15)

А8. Так как аудиторское заключение о сравнительной финансовой отчетности относится к финансовой отчетности за каждый представленный период, аудитор может выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение, отказаться от выражения мнения или включить раздел «Важные обстоятельства» в отношении одного или нескольких периодов, в то же время выразив иное мнение в аудиторском заключении о финансовой отчетности за другой период.

А9. В Приложении приведен пример аудиторского заключения, когда в связи с аудитом текущего периода аудитор должен представить аудиторское заключение о финансовой отчетности как за текущий, так и за предыдущий период, а в заключении за предыдущий период было выражено модифицированное мнение и вопрос, послуживший причиной выражения модифицированного мнения, остался нерешенным (пример 4).

Мнение в отношении финансовой отчетности за предыдущий период, которое отличается от выраженного ранее мнения (см. пункт 16)

А10. При составлении аудиторского заключения о финансовой отчетности за предыдущий период в связи с аудитом текущего периода мнение, выраженное в отношении финансовой отчетности за предыдущий период, может отличаться от ранее выраженного мнения, если в ходе аудита текущего периода аудитор узнает об обстоятельствах или событиях, которые существенно влияют на финансовую отчетность за предыдущий период. В некоторых юрисдикциях аудитор может иметь дополнительные обязанности по выпуску аудиторского заключения с целью не допустить использования в будущем выпущенного ранее аудиторского заключения о финансовой отчетности за предыдущий период.

Финансовая отчетность за предыдущий период, аудит которой проводился предшествующим аудитором (см. пункт 18)

А11. Предшествующий аудитор может не иметь возможности или желания перевыпустить аудиторское заключение о финансовой отчетности за предыдущий период. В разделе «Прочие сведения» аудиторского заключения может содержаться указание на то, что предшествующий аудитор выпустил аудиторское заключение о финансовой отчетности за предыдущий период до того, как она была исправлена. Кроме того, если аудитор привлечен для аудита надлежащего характера исправлений и получает достаточные надлежащие аудиторские доказательства обоснованности исправлений, аудиторское заключение может также включать следующую формулировку:

В рамках аудита финансовой отчетности за 20X2 г. мы также провели аудит корректировок, описанных в Примечании X, которые были произведены для исправления финансовой отчетности за 20X1 г. По нашему мнению, данные корректировки носят надлежащий характер и были произведены должным образом. Мы не были привлечены для проведения аудита, обзорной проверки или выполнения процедур в отношении финансовой отчетности организации за 20X1 г. за исключением корректировок, и, следовательно, мы не выражаем мнения или уверенности в какой-либо другой форме в отношении финансовой отчетности за 20X1 г. в целом.

*(1) МСА 510 «Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода».

*(2) МСА 560 «События после отчетной даты», пункты 14-17.

*(3) МСА 580 «Письменные заявления», пункт 14.

*(5) МСА 706 «Разделы «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» в аудиторском заключении», пункт 8.

*(6) МСА 260 «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление», пункт 13.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Представлен Международный стандарт аудита (МСА) 710 «Сравнительная информация — сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность». Его следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита».

Стандарт предусматривает обязанности аудитора при аудите финансовой отчетности в связи со сравнительной информацией. К ней относятся числовые показатели и сведения, представленные в финансовой отчетности, за один или несколько предыдущих периодов.

Аудитор должен установить, включает ли финансовая отчетность сравнительную информацию и носит ли классификация данных сведений надлежащий характер.

МСА вступает в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2009 г. В нашей стране документ введен в действие приказом Минфина России от 9 ноября 2016 г. N 207н.

Международный стандарт аудита 710 «Сравнительная информация — сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность»

Введен в действие приказом Минфина РФ от 9 ноября 2016 г. N 207н

Вступает в силу на территории РФ со дня его официального опубликования и применяется начиная с года, следующего за годом, в котором вступил в силу на территории РФ, для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной за любые отчетные периоды