Мастер-класс «Современный урок физики и пути его совершенствования в условиях реализации ФГОС»

Разделы: Физика

На сегодняшний день в образовании произошли глобальные изменения: введены новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), принят Федеральный закон об образовании в Российской Федерации, 5 июля 2013 года был принят закон «Об образовании» Кемеровской области. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. [1] Теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся. Урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных. Современный урок выступает как основная форма реализации требований ФГОС.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Современный урок — это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.д.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
  • урок, содержащий разные виды деятельности;
  • урок, на котором ученику должно быть комфортно;
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
  • современный урок развивает у детей креативное мышление;
  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
  • В данной работе представлена разработка мастер-класса, показывающая, как меняется деятельность учителя и обучающегося в рамках стандарта второго поколения. Мастер-класс разработан по учебнику «Физика 8» автора Кривченко И. В.

    В МБОУ «СОШ № 2» г. Ленинска-Кузнецкого второй год проходит апробация учебника физики, автора Кривченко Игоря Викторовича. УМК в целом, и учебники в частности, соответствуют всем общедидактическим принципам организации обучения: научности, системности, последовательности и соответствия возрастным особенностям учащихся. Наряду с этим реализованы и следующие принципы:

    Соответствие объема и глубины изложения учебного материала реальному количеству учебного времени (62-64 час/год).

    Соответствие требованиям подготовки к ГИА. Наличие компонентов, адресованных школам с различным уровнем оснащенности кабинетов физики.

    Максимизация меж- и внутрипредметных связей при одновременном усилении роли физических теорий как дидактических единиц на основе электронных образовательных ресурсов. Деятельностный подход с использованием натурных и цифровых практикумов, творческих заданий. Высокая степень структурированности и иллюстрированности.

    На сегодняшний день, это единственный учебник, который имеет постоянно — действующий сайт http://fizika.ru , который представляет собой информационно-образовательную среду как неотъемлемую часть УМК «Физика» (7-9 классы) автора Кривченко Игоря Викторовича (приложение 1, приложение 2). Среда сайта поможет пользователям изучать или преподавать физику, используя интернет-поддержку. Это и размещенные на сайте материалы, и контакт с автором, и дистанционное общение с коллегами в форуме для учителей, где можно обсудить различные общие вопросы методики и частные вопросы обучения физике. Сайт представляет собой информационно-образовательную среду по физике для разных категорий пользователей: учителей физики, учащихся и их родителей.

    На сайте представлены не только учебные материалы — учебники физики для 7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, описания лабораторных работ, но и средства проверки и контроля знаний, электронный дневник ученика и электронный журнал учителя.

    Учителя здесь найдут обзоры учебной литературы, тематические и поурочные планы, методические разработки. Ученикам предложены упражнения и контрольные задания в занимательной форме в полном соответствии с материалом учебника и практикума из состава УМК.

    Для того чтобы перейти нужный раздел, необходимо щелкнуть по ссылке с его названием. Без регистрации доступна только демонстрационная версия сайта.

    Учащимся и родителям

    Основные разделы сайта?для учащихся и родителей: «Учебники», «Медиалекции», «Проверялкин», «Тесты», «Задачи», «Решалкин», «Факультатив», «Мой дневник».

    Раздел «Учебники» содержит учебники физики для 7-9 классов.

    Главная цель раздела «Медиалекция» — дополнить учебник новым визуальным и аудиальным восприятием, дать в прямом и переносном смысле новый взгляд на изучаемый материал.

    В разделах «Проверялкин»и «Тесты» www.fizika.ru размещены тренировочные и контрольные варианты тестов и письменных работ.

    В разделе «Факультатив» собран дополнительный и необязательный материал, поэтому он находится не в учебнике, а на сайте.

    В раздел «Задачи» находятся тематические подборки задач по различным темам курса физики.

    В разделе «Решалкин» страница разбита на два поля — левое и правое. На левой стороне страницы расположен параграф, где есть подходящие продолжения на задания вопросы и неоконченные фразы, расположенные ниже. Для работы необходимо выделить отрывок текста (из поля слева) мышкой и перетащить в пустые ячейки для ответов (в поле справа). В отрывке, который перенесен в ячейку для ответов, менять уже ничего нельзя.

    Для учителей физики

    Основные разделы сайта для учителей физики: «Доска почета», «Иллюстрации», «Лабораторные», «Творчество», «Методичка», «Контакты», «Форум», «Мой журнал».

    «Доска почёта» — в разделе опубликованы претенденты в номинации «Лучший размещённый материал».

    «Иллюстрации» — в разделе собраны все картинки из учебника по физике 7-9 классов и медиалекций. В разделе «Лабораторные» размещены лабораторные работы и опыты по темам учебников.

    В разделе «Методичка» дано описание состава учебно-методического комплекта Физика 7-9, представлены рекомендации по работе с конспектом теоретического материала и с заданиями тестов, описаны приемы работы с разделами «Проверялкин» и «Решалкин» на сайте.

    В разделе «Творчество» размещено приглашение принять участие в наполнении рубрик сайта. Представлена информация об авторе сайта и о членах команды.

    В разделе «Контакты» дана контактная информация, в разделе «Форум» можно задать вопросы, обменятся опытом с коллегами и так далее.

    Отдельный интерес представляет раздел «Мой журнал». Это учительский журнал в клубе «Физика.ru». Зарегистрировавшись, учитель может войти на сайт, чтобы увидеть результаты работы своих учеников, которые, возможно, учатся в одном классе или живут в разных уголках страны. Находясь дома, они успешно выполняют тесты, задания «Проверялкина» и «Решалкина». Все они имеют такую возможность благодаря своему учителю физики.

    Физика.ru — это интернет-сообщество учителей физики и всех заинтересованных интернет-пользователей, имеющих отношение к преподаванию физики: методистов, преподавателей вузов, авторов учебников.

    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

    Методики, технологии, подходы: информационные технологии, личностно-ориентированное обучение, исследовательское обучение.

    Форма работы: групповая, парная, индивидуальная.

    Целевая аудитория: методист, учителя-предметники.

    Тема и цель урока не были предъявлены в готовом виде, а сформулированы с участием ребят, так как это позволяет, с одной стороны, убедиться, что ребята понимают, о чем пойдет речь, с другой — мотивируют их на активное участие в общей познавательной деятельности.

    Используемое оборудование:компьютеры, интерактивная доска, видеопроектор, рабочие тетради ученика, мензурка (5 шт.), горох, пшено, тонкая длинная стеклянная трубка, фломастер, флакон со спиртом, водой, марганцовка, набор цилиндров со стругом, ластик, пружина.

    Используемые учебники и интернет — поддержка учебника: учебник Кривченко И. В. «Физика 8», сайт www.fizika.ru .

    Вступительное слово: Уважаемые коллеги, приглашая вас к участию в мастер-классе «Систематизирующая роль МКТ». Я хочу представить вариант современного урока, в котором гармонично сочетаются различные формы работы, суть которой сводится к одному — эффективному получению знаний учащимися. В ходе проведения мастер-класса не предполагается полный показ всех этапов урока. Будут представлены только фрагменты, показывающие особенность работы по данному учебнику автора Кривченко И. В.

    I этап урока. В начале урока детям предлагается разбиться на три группы (предлагают звездочки разного цвета). Каждой группе дается карточка с заданием.

    Карточка № 1. Возьмите на демонстрационном столе комплект оборудования: флакон со спиртом, водой, стеклянную длинную палочку, фломастер, мензурку, горох и пшено. Продумайте и проделайте эксперименты с соответствующим оборудованием. Сформулируйте вывод, что доказывают проделанные вами опыты.

    Карточка № 2. Возьмите на демонстрационном столе комплект оборудования: ластик, пружина, цилиндры со стругом. Продумайте и проделайте эксперименты с соответствующим оборудованием. Сформулируйте вывод, что доказывают проделанные вами опыты.

    Карточка № 3. Возьмите на демонстрационном столе комплект оборудования: мензурки (4 шт), марганцовка, сосуд с водой. Продумайте и проделайте эксперименты с соответствующим оборудованием. Сформулируйте вывод, что доказывают проделанные вами опыты.

    Учитель: сейчас мы выслушаем представителей от каждой группы. Вы сейчас проделали разные эксперименты, а как вы думаете, есть ли что-то общее между этими явлениями. Да, действительно, эти эксперименты являются экспериментальными доказательствами основных положений молекулярно-кинетической теории. Я предлагаю каждой группе назвать то положение МКТ, которое доказывает их эксперимент (называем, учитель корректирует ответы). Спасибо, молодцы!

    II этап урока: работа на сайте www.fizika.ru . Открываем медиалекцию к параграфу 7 — д. Прослушиваем ее.

    III этап урока: выполняем на сайте следующий вид работ. Первая группа «Рассуждалку» 07-3, вторая «Тестилку» 07-1, третья группа «Вычислялку» 07-1. На работу дается 10 минут (это была домашняя работа).

    IV этап урока: Подведение итогов. Ребята, в начале урока у нас не была озвучена ни тема, ни цель. Попробуйте сейчас сформулировать тему нашего занятия и сформулировать цель. Учитель выступает в роли помощника.

    V этап урока: Рефлексия. А теперь посмотрите друг на друга и на учителя. Покажите мимикой, какое чувство у вас сейчас после урока. Спасибо вам за работу, молодцы. Удачи всем и творческого потенциала!

    Современный урок физики в контексте ФГОС ООО

    1. Кошкина Анжелика Васильевна, методист кафедры теории и методики предмета АО ИОО,учитель физики МБОУ СШ № 37.

    Требования к рабочим программам учителя в соответствии с Примерной программой ООО.

    2. Галалюк Виолетта Владимировна, учитель физики МБОУ ОГ № 6.

    Мастер-класс: урок физики «Вода – ты жизнь» в 11 классе в соответствии с ФГОС ООО.

    3. Веверица Надежда Алексеевна, учитель физики МБОУ ОГ № 6.

    Мастер-класс: урок физики «Плотность» в 7 классе в соответствии с ФГОС ООО.

    4. Трубач Екатерина Павловна, учитель физики МОУ «СОШ № 6» г. Новодвинска.

    Мастер-класс «Приёмы целеполагания».

    5. Кряжева Екатерина Михайловна, учитель физики МБОУ СШ № 30.

    Демонстрационный эксперимент по волновой оптике.

    6. Соловьёва Марина Александровна, учитель физики МБОУ «СОШ № 5», г. Северодвинск

    Интегрированный урок – как вид организации учебной деятельности обучающихся в логике системно-деятельностного подхода»

    7. Тарунова Людмила Леонидовна, учитель физики МБОУ «Мезенская СОШ», Мезенский район.

    8. Шарыгина Ольга Александровна, учитель физики учитель физики МБОУ «Лешуконская СОШ».

    Повышения познавательного интереса на уроках физики через реализацию принципа практической направленности.

    9. Практикум по решению качественных задач части С в группах:

    Труфанова Ольга Николаевна, учитель физики МБОУ СШ № 14.

    Градковская Галина Васильевна, учитель физики ГБНОУ АО «Университетская Ломоносовская гимназия»

    Шангина Зоя Степановна, учитель физики МБОУ СШ № 14.

    Рай Александр Езентеевич, учитель физики МБОУ СШ № 22.

    Кошкина Анжелика Васильевна, методист кафедры теории и методики предмета АО ИОО,учитель физики МБОУ СШ № 37.

    Красильникова Ольга Игоревна, учитель физики МБОУ ОГ №3

    Кузнецова Татьяна Георгиевна, преподаватель КТИТ САФУ

    Современный урок физики в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения

    Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной программы следующие: 1)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 2)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета физики.

    Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. В связи с этим педагогу необходимо овладевать соответствующей технологией подготовки урока.

    Целью данной работы является изучение структуру современного урока физики и разработка технологической карты.

    При выполнении данной работы были поставлены следующие задачи:

    1.Изучить научно-методическую литературу по организации современного урока физики.

    2.Изучить современные образовательные технологии, оптимально-реализуемые на уроках физики в условиях введения ФГОС.

    3.Изучить типы уроков по ФГОС в предметной области физики.

    4.Обобщить изученный материал. Поняте «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

    Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения

    Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования [1].

    Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:

    “Урок – это зеркало общей и
    педагогической культуры учителя,
    мерило его интеллектуального богатства,
    показатель его кругозора, эрудиции”.

    Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

    Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

    Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего[2].

    Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.

    Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

    Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

    • анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
    • отличаться мобильностью;
    • быть способны к сотрудничеству;
    • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

    Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

    • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
    • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
    • вывод делают сами учащиеся;
    • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
    • время-сбережение и здоровье-сбережение;
    • в центре внимания урока – дети;
    • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
    • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
    • планирование обратной связи;
    • урок должен быть добрым.

    Принципы педагогической техники на уроках:

    • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
    • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
    • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
    • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
    • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи) [3].

    Основные типы уроков.

    Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

    Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

    Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

    Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

    Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками[4].

    Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

    • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
    • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
    • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
    • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
    • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

    Методы и формы современного урока:

    • метод проектов;
    • информационно-коммуникационные технологии;
    • здоровьесберегающие технологии (интеграция);
    • портфолио.

    Метод проектов хорошо прижился в начальной школе. Это подтверждает учебный план этого года – 16 часов проектов с 1 по 4 класс.

    Проектов прошло много: долгосрочные и краткосрочные, коллективные и индивидуальные, предметные и межпредметные.

    Перечислю лишь некоторые:

    • 1 “А” кл. – “Числа в пословицах, поговорках, загадках”;
    • 1 “Б” кл. – “Самая красивая буква”;
    • 1-4 кл. – “Осенняя мастерская;
    • 1 “А” кл. – “В синем море– океане”;
    • 1 “Б” кл. – “Сказочная птица”;
    • 1-е кл. – “Кормушка своими руками”;
    • 1– е кл. – “Путешествие от А до Я” итогом стал утренник “Прощание с Азбукой”;
    • 2 “Б” кл. – “Снежинка”, “Животные леса”;
    • 2 “В” кл. – “Родословная моей семьи”;
    • 3 “А” кл. – Акулы “, “Молнии” ,“Песец”;
    • на городском фестивале “Книга собирает друзей” нашу школу представлял 4 “А” кл. с проектом “Великий Г.Х.Андерсен”;
    • 4 “Б” кл. на окружной НПК “Эврика” представили проект “Сказку читать – ума набирать”.

    Подведение итогов проектной деятельности, по традиции, проходит в рамках “Недели науки и творчества” на открытом мероприятии “Фестиваль школьных проектов”.

    Без применения ИКТ не может быть современного урока.

    ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

    • создание презентаций к урокам;
    • работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;
    • использование готовых обучающих программ;
    • разработка и использование собственных авторских программ.
    • создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
    • создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
    • создание текстовых работ;
    • обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

    Личное пространство на учебно-методическом портале “Началка семинфо” имеют все учителя прошедшие курсы по ИКТ, ведут свой сайт, где отражают КТП, задания по предметам разного характера, отражают значимые события класса.

    “Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

    То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это? Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

    Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. (Приложение 1)

    Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

    Структура технологической карты включает:

    • название темы;
    • цель освоения учебного содержания;
    • планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
    • основные понятия темы;
    • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

    Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

    Создание технологической карты позволяет учителю:

    • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
    • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
    • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
    • соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.

    Преимущества технологической карты:

    • использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
    • освобождается время для творчества учителя;
    • обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
    • снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
    • обеспечивается повышение качества образования.

    Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

    • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
    • используются эффективные методы работы с информацией;
    • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
    • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической
    • деятельности [5].

    При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). (Приложение 2)

    • реализацию учителем целей урока;
    • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
    • осуществление оценивания и контроля.

    Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

    Современный урок – это:

    • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
    • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
    • урок , содержащий разные виды деятельности.
    • урок , на котором ученику должно быть комфортно.
    • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
    • современный урок развивает у детей креативное мышление.
    • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
    • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

    Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке [7].

    ФГОС и современный урок физики

    ФГОС и современный урок физики

    Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее — ФГОС ) — их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности . Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

    Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
    Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

    Система дидактических принципов.

    Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

    1) Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

    2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

    3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

    4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

    5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

    6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

    7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

    Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

    Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

    уроки «открытия» нового знания;

    уроки общеметодологической направленности;

    уроки развивающего контроля.

    1. Урок «открытия» нового знания.

    Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

    Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

    2. Урок рефлексии.

    Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

    Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

    3. Урок общеметодологической направленности.

    Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

    Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

    4. Урок развивающего контроля.

    Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

    Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

    Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

    предъявление контролируемого варианта;

    наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

    сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

    оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

    Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

    написание учащимися варианта контрольной работы;

    сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

    оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

    Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

    Для построения урока в рамках ФГОС ООО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока , вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

    Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

    Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

    Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

    Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

    Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

    На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

    Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

    Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

    Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

    Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

    Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

    На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

    Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

    1. Мотивирование к учебной деятельности.

    Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

    1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
    2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

    3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

    В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я — идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

    2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

    На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

    Соответственно, данный этап предполагает:

    1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

    2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
    3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” — “могу” — “хочу”) и его самостоятельное осуществление;4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

    3. Выявление места и причины затруднения.

    На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

    1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

    2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

    4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

    На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

    5. Реализация построенного проекта.

    На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

    Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

    Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

    На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

    Поиски новых путей в преподавании всегда были важной частью любой науки. Преподавание, следуя развитию науки, должно непрерывно менять свои формы, ломать традиции, искать новые формы. Однако в этом процессе необходимо проявлять большую осторожность.
    Неотъемлемым качеством всякого урока должны стать понятные всем ученикам в классе конечная цель урока и путь ее достижения. Более того, каждый учащийся должен заранее знать, на сколько уроков рассчитана изучаемая тема и каковы будут требования учителя к конечному результату. При этом каждый предыдущий урок должен быть средством, обеспечивающим успех следующего.
    В соответствии с планируемыми целями учитель отбирает содержание учебного материала, ту информацию, которая должна быть усвоена на уроке.
    Отбор содержания – не менее сложная сторона планирования, и ее недооценка или недостаточный уровень квалификации учителя приводит к тому, что на практике редко удается реализовать задуманное.
    Содержание должно быть научно обоснованно, логически выстроено и доступно.

    На уроке взаимодействие учителя и ученика предполагает обмен содержанием, опытом познания. Учитель на уроке является носителем социокультурных образцов знаний, реализует свой опыт в виде собственной позиции, но и не перестает помнить, что субъектный опыт в виде разрозненных представлений в различных областях знаний имеется и у ученика.
    Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит не только от направленности и устремленности школьников, но и от их познавательной самостоятельности. Для этого всегда на уроке должно быть ясно, что они должны делать, чтобы научиться. Иначе говоря, школьники должны всегда знать, что они изучают, и владеть методами познания, т.е. прежде всего, иметь яркое представление о самом этом процессе. А оно заключается в следующем: мы наблюдаем явления природы. На основе сопоставления их между собой и известными нам фактами у нас возникают проблемы. Для их решения мы строим различные гипотезы; эти гипотезы мы проверяем экспериментально; далее мы находим способы использования изученных явлений. Центральным моментом в процессе научного познания на уроке является выдвижение гипотезы.

    Схема анализа урока в рамках деятельностного подхода

    Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем она выражалась? И какими средствами реализовывалась?

    2. Какими средствами пользовался учитель для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:

    — использование известных знаний, способов работы детей;

    — формы организации учебной работы учащихся;

    — создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;

    — позиция учителя и его роль на данном этапе;

    — использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).

    3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или нет? Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (в любой форме: графической, знаковой, словесной).

    4. Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию как на уровне группы, так и на уровне класса: умение детей аргументировано говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.

    5. Соответствовали ли формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленным целям урока? Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке у учителя? Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?

    1.Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

    3.Материалы ресурсов Интернет. Режим доступа: http://wiki.pippkro.ru/index.php

    4. Материалы по итогам прохождения курсов повышения квалификации учителями на базе ОГАОУ ДПО БелИПКППС по проблеме «Содержание и методика преподавания предмета в условиях введения ФГОС ООО»

    Читайте так же:  Постановление вс рф экспертиза