Счетчики электроэнергии — электросчетчики

С восьмидесятых годов девятнадцатого века для энергосбережения применяются счётчики электроэнергии. В настоящее время используются счётчики нескольких основных типов: Индукционные (электромеханические), Электролитические и современные – Электронные (программируемые, с жидкокристаллическим индикатором).

В течение всего двадцатого века, наиболее широко применялись «Индукционные счётчики электроэнергии», благодаря их низкой стоимости и высокой надёжности в работе. В последние годы увеличивается количество Электронных многотарифных эл.счётчиков.

Сейчас проводится плановая, массовая замена электросчётчиков. Причины:

— в связи с появлением энергоёмкой бытовой техники (приборы «двухкиловаттники» — электроплиты, кондиционеры, СВЧ-печи и другие, электропотребление которых достигает 10 ампер, а в сумме — более 20), старые бытовые эл счётчики (не расчитанные на такие токи) получают значительные перегрузки, что вызывает пожары. По этой причине все изготовляемые в настоящее время электросчетчики рассчитаны на электропотребление до 40-60 ампер.

— эл.счётчики класса точности 2,5 должны быть заменены электросчётчиками с повышенным классом точ. — 2,0 или 1,0.

Нормативы по замене

Старые электрочетчики изготовлению, ремонту и госповерке теперь не подлежат и должны быть заменены до окончания межповерочного интервала (т.е. в течение 16 лет, от даты последней поверки прибора), либо в результате их явного отказа. Согласно последнему Постановлению Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (взамен прежнего пост. за номером 530 от 31 августа 2006 года) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» учёт потребляемой гражданами электрической энергии должен производиться только эл.счётчиками класса точности 2,0 и выше. Замена электросчетчиков регламентируется решением Госстандарта РФ и письмом Госэнергонадзора от 2000 года. Замена прибора учёта потребляемой электроэнергии в жилом помещении, находящемся в собственности потребителя (в том числе и частных домовладений), производится за его счет (согласно статье 210 ГК РФ).

В случае если приборы учета расположены в местах общего пользования (на лестничных клетках и площадках) и они не являются собственностью граждан-потребителей, а находятся на балансе энергоснабжающей организации или владельца дома (муниципалитета, гос. организации и т.д.) — собственники дома должны обеспечивать надлежащее техническое обслуживание приборов учета, находящихся на их балансе, а также нести все расходы по покупке, установке, подключению электросчетчиков, в том числе вышедших из строя не по вине абонента и (или) в связи с заменой в установленном порядке на другой класс точности.

Разграничение обязанностей по замене и обслуживанию электросчётчиков — пункт 2 статьи 543 и ст.210 Гражданского кодекса, Федеральный закон N 261 и Постановление Правительства РФ N 354 (ред. от 27.08.2012).

Перепрограммирование двухтарифных и трёхтарифных счетчиков электроэнергии в связи с переходом на постоянное зимнее время

После вступления 26.10.2014 в силу изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени», возникнет необходимость перепрограммирования электронных многотарифных счетчиков электроэнергии, иначе, данные приборов будут некорректны.

Необходимо обратиться в организацию, оказывающую данные услуги и, после выполнения работ (их сроки определяет энергосбыт) — предоставить в свою энергоснабжающую или управляющую компанию акт о перепрограммировании счетчика на новое тарифное расписание, со всеми необходимыми приложениями. Подать заявление надо пораньше, заранее, т.к. будут большие очереди (проще это оформить по Интернету, заполнив форму обратной связи на сайте фирмы). Стоимость перепрошивки «на месте» — устанавливается фирмой, выполняющей работы. Цены, по стране — около 400-900 руб. Если, всем подъездом, подать коллективную заявку — так будет дешевле.

Перепрограммирование проводится в два этапа:
1) до 26.10.2014 года нужно осуществить программирование на разрешение перехода времени «с лета на зиму» (на 1 час назад);
2) после перехода прибора учета на «зимнее» время до 29.03.2015 года — поставить запрет сезонного перехода времени на «летнее».

После перепрограммирования, нужно написать заявку в свою энергосбытовую компанию — для опломбирования электросчетчика (это бесплатная процедура).

В том случае, если электросчётчик не будет вовремя перепрограммирован — расчёт тарифа будет осуществляться по формуле, недифференцированной по зонам суток (по полному тарифу).

Возможно, что для физических лиц, срок обязательной перепрошивки счётчиков — могут продлить до марта 2015 года. Расходы, скорее всего, лягут на потребителей.

С 26 октября 2014 года, все новые счетчики учёта электрической энергии, при установке — будут запрограммированы с учётом новых правил.

Перепрограммирование обязательно для юридических лиц, в т.ч. для исполнителей коммунальных услуг.

Тем, кто не успеет перепрограммировать приборы учёта — придётся платить по пиковому тарифу, до момента выполнения этих работ. По письменному заявлению, можно перейти с двухставочного тарифа на одноставочный (суточный).

Пользователей, у которых установлены простые индукционные счётчики и учёт энергопотребления ведётся по однотарифной ставке — данная проблема не касается. Расчёт по интервальному тарифу возможен только на электронно-цифровых приборах учёта потреблённой электроэнергии.

Основные понятия

Расход электроэнергии учитывается в киловатт-часах (кВт-ч)

Счётчики рассчитаны на определённое напряжение (127 или 220 в) и силу электрического тока (5, 10, 20, 40 или 60 А)

По стандартам качества прибора (ГОСТ), максимально допустимая ошибка часов в электронных многотарифных счетчиках — должна быть не более 7,5 минут.

В резервной схеме электропитания программируемых-многотарифных электросчётчиков — ставятся дорогие литий-тионилхлоридные спецэлементы, способные работать в течение достаточно продолжительного времени — сроком, не менее 15 лет, благодаря очень медленному саморазряду. У данных элементов есть временный недостаток — эффект пассивации (пониженное напряжение на клеммах), при первичном включении или после длительного перерыва в работе.

Распростанённые модели эл.счётчиков Российского производства

Электросчётчики, выпускаемые Санкт-Петербургским заводом «ЛЭМЗ»

Счётчик однофазный индукционный («дисковый») класса точности 2.0

модель СО-ЭЭ6706
ТУ25-7218.003-92

Электросчетчик для учета и измерения активной электроэнергии в сети 220В частотой 50Гц. Номинальный ток (в скобках — максимальные допустимые токи: 400% или 600% от номинального тока): 5(20), 10(40) А. Счётный механизм имеет стопор обратного хода.

Мощность, потребляемая цепью тока, ВА — 0,35
Мощность, потребляемая цепью напряжения:
— активная, Вт — 1,3
— полная, ВА — 5,5

Межповерочный интервал 16 лет.
Средний срок службы не менее 32 лет.

Этот прибор выпускается давно, поэтому доведён почти до совершенства.

Новые многотарифные, электронные однофазные счётчики класса точности 1.0 (производитель — завод ЛЕМЗ)

модель ЕС2726
ТУ4228-001- 27457029-99

Электросчетчик для учета и измерения активной электроэнергии в сетях 220 В частотой 50 Гц. Многотарифный (4 тарифа). Класс точности 1.0. Номинальный и максимальный ток – 5(50) А. Пределы колебаний напряжения в сети, В – от 176 до 253

Мощность, потребляемая по линии тока, ВА — 0,5
Мощность, потребляемая по линии напряжения:
— активная, Вт — 2
— полная, ВА — 6

Счетчик многотарифный, осуществляет управление тарифами учёта в соответствии с запрограммированными графиками тарификации, используя значения времени и даты, считанные из внутренних часов (автономных, на внутреннем аккумуляторе).

Количество программируемых тарифов – до 4, временных зон в сутках – до 8, сезонов – до 12, дат праздничных дней – до 32.

Графики тарификации могут быть запрограммированы для рабочих, субботних, воскресных и праздничных дней каждого сезона.

Многотарифный счетчик обеспечивает автоматический переход на летнее/зимнее время (теперь — не актуально), если при программировании счетчиков установлено разрешение автоматического перехода.

Счетчик обеспечивает хранение фиксируемых параметров в энергонезависимом запоминающем устройстве не менее 20 лет при отсутствии напряжения в сети.

Информация отображается на ЖКИ (жидкокристаллическом индикаторе)

Межповерочный интервал — 16 лет
Средний срок службы — 30 лет

Другие распростанённые (сравнительно недорогие) модели электрических счётчиков:

отечественные однофазные электромеханические индукционные приборы класса точности 2,0


СО-505 220В 10(40)А

СО-И449 220В 10(60)А (внешне похож на 505-ю модель)

отечественные однофазные электронные приборы класса точности 1,0

ЦЭ6807 — однотарифные и двухтарифные

// при выборе электромеханического индукционного электросчетчика — внимательно посмотреть на внутреннюю поверхность стекла / пластика. Если там пыль и всякий мусор, то, значит, этот прибор был собран с нарушением технологии. Внутри прибора должно быть чисто, как в механических часах.

Уточнить — сколько срок гарантии. Проверить целостность пломб. Осмотреть корпус прибора – не должно быть трещин и царапин.

Сверить серийный номер на приборе с тем, что указан в его паспорте. Проверить наличие «синих» печатей. При покупке — взять товарный чек и гарантийный талон.

Общие требования к счётчику:

— соответствие устанавливаемого прибора реестру, то есть списку импортных и отечественных приборов, прошедших сертификацию и утвержденных к эксплуатации на территории России.

— после установки или модернизации счетчик должен быть поставлен на учет. Для этого приглашается специалист («пломбировщик») из Энергосбыта, который опломбирует прибор, поставит на учёт и даст разрешение на его использование. Сверьте, сразу, правильно ли указаны номера пломб и самого электросчётчика, показания прибора (на момент приёмки) в «Акте визуальной приёмки схемы учёта» (документ, выдаваемый на руки потребителю).

— счетчики потребления электричества должны быть установлены на уровне не выше 170 см от поверхности пола (для удобства считывания показаний прибора пользователем и контролёром).

Требования к электросчетчику:

1. Каждый установленный электросчетчик должен иметь на винтах, крепящих верхний кожух счетчика (который с окошком), пломбы с клеймом госповерителя (заводские — на новом приборе; с метрологии — после поверки), а на зажимной крышке (снизу) – пломбу энергосбытовой организации.

2. Счетчики должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройств (КРУ, КРУП), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию. Допускается крепление счетчиков на деревянных, пластмассовых или металлических щитах.

3. Высота от пола до коробки зажимов электросчетчика должна быть в пределах 0,8 – 1,7 м («на уровне глаз»), допускается высота менее 0.8, но не менее 0,4 м.

4. Счетчики должны размещаться в легкодоступных для обслуживания сухих помещениях с температурой в зимнее время не ниже 0 °С, в достаточно свободном и не стеснённом для работы месте.

Читайте так же:  Заявка на ипотеку в сбербанке под материнский капитал

5. Должна быть обеспечена возможность удобной замены счётчика и установки его с уклоном не более 1° (обязательное требование для индукционных сч-в).

6. В электропроводке к счётчикам — наличие паек и скруток не допускается.

7. Периодически, с проверкой приходят специалисты из Энергонадзора.

Замена эл.счетчика

Если установлен ещё старый счетчик (2,5) – заменить его на типовой счётчик класса точности 2,0 или выше (1,0). Тем более это нужно — перед ремонтом в доме.

// При желании – сразу установить многомодульный шкаф автоматов-пакетников (независимые каналы электроснабжения), с автоматическими выключателями (предохранителями). Например, если выбрать 6-канальный: по одному автомату на кухню и в коридор, один специально на стиральную машину, пару автоматов на освещение и один — для розеток. Если что-то выбьет пробки, свет в квартире останется гореть и можно будет спокойно ремонтировать при нормальном освещении.

Выбирать только отечественные, сертифицированные электросчетчики, сделанные на заводе. Это облегчит решение возможных проблем, связанных с ремонтом и заменой счётчика по гарантии. Приобретать в специализированном («Электротовары») магазине, где смогут дать консультации и помогут подобрать нужную модель.

Не нужна поверка в Метрологии для устанавливаемого нового прибора, если с даты его изготовления прошло менее двух лет – для однофазных эл. счётчиков. На трёхфазных электросчётчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 месяцев.

Если возможна двухтарифная система учёта – нужно ставить «многотарифный электронный однофазный счетчик». Если нет – обычно ставят «индукционный», класса 2,0 (там, где электронный сч-к сгорит уже несколько раз — простой и неприхотливый индукц-й счёт-к будет надёжно работать). При покупке индукционника, экономия по цене, в сравнении с электр-м – до нескольких сотен руб.

Можно самостоятельно приобрести счётчик, но его установкой обязательно должен заниматься квалифицированный специалист из энергоснабжающей организации – штатный электрик. При монтаже он, так же, запрограммирует тарифы.

// при замене старого счётчика – нельзя трогать его верхних пломб (крепящие кожух электросчетчика пломбы с клеймом госповерителя — заводские или с метрологии), а только нижнюю — на зажимной крышке распределительной клеммной коробки (пломба энергоснабжающей организации). Не выбрасывать сразу и не разбирать старый прибор (в ближайшие месяцы он может понадобиться для сверки показаний).

— после замены счётчика – вызвать «Пломбировщика» из Энергосбыта, который опломбирует новый сч-к, снимет и запишет текущие показания и начальные (из паспорта прибора), поставит электросчётчик на учёт. Данные, которые он запишет, послужат для расчёта расхода эл.энергии по старому и новому счетчику в текущем месяце.

Для промышленного / коммерческого учёта, при присоединении к электрическим сетям напряжением 0.4 кВ и ниже — устанавливаются приборы учета класса точности 1,0 и выше. При мощности энергопринимающих устройств, превышающей 750 кВА — требуются электросчётчики с точностью 0.5S и выше, позволяющие измерять почасовые объёмы потребления электрической энергии, в том числе, включённые в состав автоматизированной измер-й системы. Все устанавливаемые приборы коммерческого учета (на свет, воду, тепло и газ) должны соответствовать списку наименований, внесённых в действующий Государственный реестр РФ.

Как снимать показания с пятизначного электросчётчика

Цыфры счётчика, с его индикатора — записываются до запятой и с первым нулём, если он есть, например: 09508

При диктовке ежемесячных показаний электросчётчика по телефону, диспетчеру Энергосбыта (если контролёры не ходят по домам) — сначала называется номер своего лицевого счёта, что указан на квитанции по оплате электроэнергии (оператор найдёт по нему адрес, в базе данных на компьютере и назовёт вам улицу, номер дома и квартиры, или фамилию домовладельца — для сверки), а затем — снятые показания эл. счётчика 09508 (читать и диктовать по одной или две цифры, так: нуль, девяноста пять, ноль восемь).

Как можно самостоятельно проверить электрический счётчик

I. Выключить все имеющиеся в квартире электроприборы (лампы, быт.технику и т.д.) В этот момент – показания электросчётчика должны оставаться постоянными.

II. Снять показания счётчика. Включить лампочку мощностью 100 Вт (0,1 кВт) на 1 час. Посмотреть новые показания. Посчитать разницу с первоначальным отсчётом.

Фактический расход электроэнергии (кВт-ч) лампой 100 ватт, в течение часа должен составить 0,1 kBт-ч

III. Полученное по счётчику значение не должно отличаться более чем на 4% (допустимая погрешность) от расчётного (0,1 киловатт-час)

Простые правила по эксплуатации эл.счётчика: не бить, не поливать водой, не срывать пломбу, не вскрывать. Работы с электропроводкой и электрооборудованием — проводить, соблюдая правила техники безопасности. Электричество в 220 вольт шуток не терпит.

Через 16 лет эксплуатации – нужна поверка прибора в Метрологии, но если взамен старого ставится новый прибор, тогда, перед установкой, его поверку проводить не требуется.

Требования к средствам учета электроэнергии

Для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений.

Технические параметры и метрологические характеристики счётчиков электрической энергии должны соответствовать требованиям ГОСТ 52320-2005 Часть 11 «Счетчики электрической энергии», ГОСТ Р 52323-2005 Часть 22 «Статические счетчики активной энергии классов точности 0,2S и 0,5S», ГОСТ Р 52322-2005 Часть 21 «Статические счетчики ивной энергии классов точности 1 и 2» (для реактивной энергии — ГОСТ Р 52425−2005 «Статические счетчики реактивной энергии»).

Основным техническим параметром электросчетчика является «класс точности», который указывает на уровень погрешности измерений прибора. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.

Требования к приборам учета электрической энергии, потребляемой юридическими лицами:

1. В зависимости от значения максимальной мощности (указанной в акте разграничения) и уровня напряжения на месте установки измерительного комплекса класс точности прибора учёта должен быть:

· Для точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства напряжением 35 кВ и ниже с максимальной мощностью (согласно акту разграничения) менее 670 кВт — счетчики класса точности не менее 1,0.

· Для точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства напряжением 110 кВ и выше класса точности не менее 0,5S.

Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями с максимальной мощностью не менее 670 кВт, подлежат использованию счетчики, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности не менее 0,5S, обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 90 дней и более или включенные в систему учета.

(основание п. 139 ПП РФ №442 от 04.05.2012)

2. На винтах, крепящих корпус счётчика должна быть пломба с клеймом госповерителя (основание п. 1.5.13 ПУЭ).

3. На крышке клеммной колодки счётчика должна быть пломба энергоснабжающей организации (основание п. 1.5.13 ПУЭ).

4. Прибор учёта должен быть допущен в эксплуатацию в установленном порядке (основание п. 137 ПП РФ №442 от 04.05.2012).

5. Собственник прибора учёта обязан:

· обеспечить эксплуатацию прибора учёта;

· обеспечить сохранность и целостность прибора учёта, а также пломб и (или) знаков визуального контроля;

· обеспечить снятие и хранение показаний прибора учёта;

· обеспечить своевременную замену прибора учёта;

(основание п. 145 ПП РФ №442 от 04.05.2012).

6.Энергоснабжающая организация должна пломбировать:

клеммники трансформаторов тока;

крышки переходных коробок, где имеются цепи к электросчетчикам;

токовые цепи расчетных счетчиков в случаях, когда к трансформаторам тока совместно со счетчиками присоединены электроизмерительные приборы и устройства защиты;

испытательные коробки с зажимами для шунтирования вторичных обмоток трансформаторов тока и места соединения цепей напряжения при отключении расчетных счетчиков для их замены или поверки;решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока;

решетки или дверцы камер, где установлены предохранители на стороне высокого и низкого напряжения трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики;

приспособления на рукоятках приводов разъединителей трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики.

Во вторичных цепях трансформаторов напряжения, к которым подсоединены расчетные счетчики, установка предохранителей без контроля за их целостностью с действием на сигнал не допускается.

Поверенные расчетные счетчики должны иметь на креплении кожухов пломбы организации, производившей поверку, а на крышке колодки зажимов счетчика пломбу энергоснабжающей организации.

Для защиты от несанкционированного доступа электроизмерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических цепей в цепях учета должно производиться их маркирование специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями.

(Основание – п. 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей)

Требования к учету электрической энергии с применением измерительных трансформаторов:

Измерительные трансформаторы тока по техническим требованиям должны соответствовать ГОСТ 7746-2001 («Трансформаторы тока. Общие технические условия»).

1. Класс точности измерительных трансформаторов, используемых в измерительных комплексах для установки (подключения) приборов учета, должен быть не ниже 0,5. (основание п. 139 ПП РФ №442 от 04.05.2012).

2. Допускается применение трансформаторов тока с завышенным коэффициентом трансформации (по условиям электродинамической и термической стойкости или защиты шин), если при максимальной нагрузке присоединения ток во вторичной обмотке трансформатора тока будет составлять не менее 40% номинального тока счетчика, а при минимальной рабочей нагрузке — не менее 5% (основание п. 1.5.17 ПУЭ).

3. Присоединение токовых обмоток счетчиков к вторичным обмоткам трансформаторов тока следует проводить, отдельно от цепей защиты и совместно с электроизмерительными приборами (основание п. 1.5.18 ПУЭ).

4. Использование промежуточных трансформаторов тока для включения расчетных счетчиков запрещается (основание п. 1.5.18 ПУЭ).

5. Нагрузка вторичных обмоток измерительных трансформаторов, к которым присоединяются счетчики, не должна превышать номинальных значений (основание п. 1.5.19 ПУЭ).

6. Сечение и длина проводов и кабелей в цепях напряжения расчетных счетчиков должны выбираться такими, чтобы потери напряжения в этих цепях составляли не более 0,25 % номинального напряжения при питании от трансформаторов напряжения класса точности 0,5. Для обеспечения этого требования допускается применение отдельных кабелей от трансформаторов напряжения до счетчиков (основание п. 1.5.19 ПУЭ).

Читайте так же:  Образец заполнения искового заявления в районный суд

7. Измерительные трансформаторы напряжения по техническим характеристикам должны соответствовать ГОСТ 1983-2001 («Трансформаторы напряжения. Общие технические условия»).

Требования к приборам учета электрической энергии, потребляемой гражданами (физическими лицами):

1. Счётчики должны иметь класс точности не менее 2,0 (основание п. 138 ПП РФ №442 от 04.05.2012).

2. На винтах, крепящих корпус счётчика должна быть пломба с клеймом госповерителя (основание п. 1.5.13 ПУЭ).

3. На крышке клеммной колодки счётчика должна быть пломба энергоснабжающей организации (основание п. 1.5.13 ПУЭ).

4. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (основание п. 80 ПП РФ №354 от 06.05.2011г.).

5. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. (основание п. 81 ПП РФ №354 от 06.05.2011г.).

6. Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (основание п. 81(10) ПП РФ №354 от 06.05.2011г.).

7. Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу (основание п. 81(11) ПП РФ №354 от 06.05.2011г.).

О счетчиках учета энергоресурсов. Установка, поверка счетчиков учета энергоресурсов. Область и специфика правового регулирования

ОБЛАСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Вопросы установки, поверки счетчиков учета энергоресурсов регулируется в той ли иной степени следующими нормативными правовыми актами:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» №261-ФЗ.

3. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии».

4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ

5. Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

6. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

7.Федеральный Закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ.

8.Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

9. Приказ Минпромторга РФ от 21 января 2011 г. «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии».

При рассмотрении особенностей приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, следует отметить, что в соответствии с методическими рекомендациями по техническим требованиям к системам и приборам учета (см. Приказ Минпромторга РФ от 21 января 2011 г. «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии»):

— счетчик воды представляет собой техническое средство, предназначенное для измерения объема воды, хранения, отображения и передачи результатов измерений объема воды, которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации;

— счетчиком газа является техническое средство, предназначенное для измерения, хранения, отображения и передачи результатов измерений количества природного газа (объема и/или массы), которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации;

— электросчетчик представляет собой техническое средство, предназначенное для измерения активной электроэнергии, которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации.

Вопрос установки приборов учета (счетчиков) волнует многих горожан, которые еще не успели обзавестись указанными приборами.

Наиболее актуальным для большинства потребителей является вопрос финансирования работ по установке приборов учета: за чей счет должны устанавливаться в квартирах рядовых потребителей индивидуальные счетчики?

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ установка приборов учета осуществляется за счет собственников жилых помещений. Исходя из положений указанного документа, собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на воду и электричество, а до 1 января 2015 года — приборы учета газа. Однако ответственности за не установку не предусмотрено. В обязанности собственника также входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, которая оплачивается из собственных средств собственника. Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями (начисление платы по действующим нормативам).

Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу. В соответствии с п. 59 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»: плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления — исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления — не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, — начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, — то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с пунктом 139 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г., владелец объекта, на котором установлен прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором. В соответствии с пунктом 140 указанных Правил, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (проверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключил договор на установку, обслуживание его прибора учета с иным лицом.

Иными словами, если квартира находится в собственности физического лица, то именно оно как собственник обязано оплатить расходы по установке приборов учета. Если же квартира не приватизирована, то собственником помещения является муниципальное образование (либо иное ведомство), имеющее на балансе жилой дом, где находится квартира, и именно на него возложена обязанность обеспечить наличие счетчиков. Граждане, проживающие в таких квартирах по договорам социального найма, не должны оплачивать установку приборов учета.

Приборы учета электроэнергии

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ. Собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на электричество.

На основании пункта 2 статьи 543 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 индивидуальные (квартирные) приборы учета электрической энергии не входят в состав общедомового имущества. А в соответствии с пунктами 5.6.2. постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» обслуживающими организациями они не обслуживаются. В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что и замена приборов учета электроэнергии осуществляется за счет средств собственников помещений.

Во многих российских жилых домах электросчетчики, обслуживающие одну квартиру, расположены на лестничных площадках. У жильцов никогда не было документов на такие приборы учета. В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Таким образом, электрический счетчик, учитывающий расход электроэнергии отдельной квартиры, относится к имуществу ее собственника (нанимателя), не является общедомовым имуществом, несмотря на то, что расположен на лестничной площадке, если иное не установлено договором.

Читайте так же:  Производственная маркировка требования к ней

Управляющие компании зачастую ссылаются на постановление Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года, в котором дается определение такого понятия, как общее имущество дома. Пункт 7 раздела I «Определение состава общего имущества» указывает: «В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях». В свете этого они считают, что счетчики электроэнергии, хотя и установлены на лестничных площадках, обслуживают одну квартиру, а всё оборудование, которое обслуживает одну квартиру, является имуществом собственника жилья. Управляющая же компания обслуживает общее имущество дома, то есть все оборудование, которое обслуживает более одной квартиры. Индивидуальный счетчик, который фиксирует потребление электричества в одной квартире, принадлежит жильцам квартиры, независимо от того, где располагается сам прибор.

Юридически верным в подобной ситуации было бы изучение договора, заключенного между жильцами дома и управляющей компанией дома. В договоре должно быть указано разграничение полномочий: какие именно работы и в каком объеме обязуется выполнять управляющая компания, а какие собственники (наниматели) жилых помещений. В данном случае именно договор определяет обязанность ремонта либо замены счетчика электроэнергии на лестничной площадке управляющей компанией за счет средств, собранных с жильцов за содержание жилья, или их проведение за дополнительную плату. Если, например, замена счетчиков не предусмотрена договором, тогда жильцы вправе созвать общее собрание собственников жилья, которое и примет решение о замене приборов, а также о дополнительном сборе денег на эти цели.

Анализируя написанное, можно сделать вывод о том, что при наличии договора между управляющей компанией и жильцами и включении в указанный договор условий о том, что указанные учеты прибора относятся к общедомовому имуществу и обслуживаются управляющей компанией, замена производится за счет компании. Если же указанного договора нет, то электрический счетчик, учитывающий расход электроэнергии отдельной квартиры, относится к имуществу ее собственника (нанимателя), не является общедомовым имуществом, несмотря на то, что расположен на лестничной площадке.

Во избежание подобных конфликтных ситуаций нужно детально изучать договор с жилищными организациями, а также четко и конкретно прописывать в договоре, какие именно услуги, и в каком объеме жильцы хотят получить от управляющей компании.

Приборы учета воды

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на воду.

Указанный Федеральный закон обязывает нас установить счетчики. Статья 5 указанного Закона обязывает до 1 июля 2012 года собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обеспечить оснащение таких домов, в том числе приборами учета воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды.

В законе не предусматривается какая-либо ответственность собственника за неисполнение указанного Закона.

В случае не установки в указный в Законе срок собственнику квартиры надлежит платить по действующим нормативам, а не фактическому потреблению.

После установки приборов они должны быть опломбированы и на каждый из них должен быть составлен акт приемки в эксплуатацию.

Вступивший в силу с 1 января 2013 года федеральный Закон № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» прекратил споры между обслуживающими организациями и гражданами по вопросу взимания платы за опломбирование счетчиков.

В соответствии с п.5 ст.20 указанного Закона приборы учета воды, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Потребители после установки на сетях индивидуальных приборов учета воды должны обращаться к исполнителю коммунальных услуг, которым может быть управляющая организация, ТСЖ, непосредственная организация, предоставляющая услуги по водоснабжению, с требованием опломбировать счетчики. Этого требуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354.

В свою очередь, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с пунктом У статьи 31 указанного постановления обязан осуществлять по письменному заявлению потребителя ввод в эксплуатацию прибора учета не позднее месяца, следующего за датой его установки. Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, потребители должны оплачивать коммунальные услуги по предоставлению водоснабжения по счетчику.

В том случае, если обслуживающая организация отказывается опломбировать или вводить в эксплуатацию индивидуальный прибор учета воды, потребитель имеет право обратиться за защитой своих прав в контролирующие органы или в суд.

При истечении интервала государственного срока поверки счетчик подлежит поверке или замене. Требования о первой, а затем и о последующих поверках счетчиков установлены Законодательством Российской Федерации. Срок поверки указывается в техническом паспорте прибора учета.

Если потребитель не получил специальное уведомление, он может самостоятельно проверить окончание срока, позвонив в обслуживающую организацию.

Срок службы счетчиков на горячую воду — четыре года, на холодную — каждые шесть. Затем необходимо произвести их поверку. После истечения указанных сроков начисление платы (на период поверки) за пользование водой будет начисляться по действующим нормативам.

Приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В соответствии с п. 15 этого Перечня устройство и демонтаж внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, только в случае выполнения таких работ на объектах, обозначенных нормами ст. 48.1 Гражданского Кодекса РФ (особо опасных, технически сложных и уникальных объектах). Многоквартирный дом и другие объекты, не включенные в данный перечень, могут быть оснащены приборами учет (кроме счетчиков газа) без наличия соответствующего допуска.

Приборы учета бытового газа

Счетчики бытового газа (согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ) необходимо установить и ввести в эксплуатацию до 1 января 2015 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 указанного Федерального закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору.

Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином — собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином — собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 — 6.1 статьи 13, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.

Консультацию по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания услуг Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей, расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 304. (тел. 92-97-80), а также по телефону бесплатной горячей линии: 8-800-200-10-62