Европа ужесточает требования к энергоэффективности зданий

Александр Фадеев, генеральный секретарь Некоммерческого
партнерства «Росизол»

С каждым годом проблема эффективности потребления энергии становится все актуальнее. В Европе остроту вопросу придает регулярное повышение стоимости энергоносителей и отсутствие собственных месторождений, т.е. зависимость от импорта энергоресурсов. Это подталкивает ЕС к постоянному пересмотру директив, отвечающих за эффективность использования энергии, в том числе и стандартов на строительные материалы, которые играют не последнюю роль в деле экономии.

История вопроса

Впервые вопрос о необходимости экономии энергоресурсов возник в 1974 г., после разразившегося в это время мирового топливного кризиса. В последующие годы во многих странах были разработаны нормы, которые позволили за короткий промежуток времени значительно снизить рост энергопотребления в строительстве. Первые директивы на государственном уровне были приняты в Дании, Швеции, а потом и в Германии.

Проведенное в 2000 г. исследование показало, что к 2030 г. зависимость европейских стран от импорта энергоресурсов достигнет 70%. Это подтолкнуло Евросоюз к принятию новой Директивы 2002/91/ЕС (EPBD), вступившей в силу 1 января 2003 г. Она ввела ряд усовершенствований, включая повышение уровня изоляции, внедрение рациональных обогревающих и охлаждающих систем и генерирование энергии. Основная цель Директивы 2002/91/EC – улучшение энергоэффективности новых зданий, а также реконструкция существующих зданий общей площадью более 1000 м2. Директива предписывает, что продукция, применяемая в строительстве, на протяжении всего жизненного цикла должна способствовать повышению энергоэффективности.

Современные нормы

Исследования, проведенные в 2008 г. Европейской ассоциацией производителей теплоизоляции (EURIMA), показали, что существующие требования к теплотехническим характеристикам зданий больше не отвечают растущим ценам на энергию. Практически в каждом из 100 европейских городов, где проводились исследования, требования к энергоэффективности зданий не отвечали современному положению вещей.

Необходимость принятия Директивы, регулирующей расход энергии, стала очевидна, и 19 мая 2010 г. Европейским парламентом и Советом была принята новая Директива 2010/31/EU, которая вступила в силу 8 июля 2010 г.

Новый документ придал большую значимость компонентам ограждающей конструкции зданий. В связи с этим возникла необходимость пересмотра ряда стандартов, применяющихся в строительной отрасли. Работы по пересмотру стандарта EN 13162 на теплоизоляционные изделия из минеральной ваты уже ведутся. Стандарт был принят в 2001 г. В нем отражены требования к теплопроводности – основному параметру любого теплоизоляционного материала. Кроме того, в приложении к документу сформулированы требования к производителям по производству и контролю готовой продукции, в частности, перечень необходимых видов испытаний, которым должна подвергаться любая теплоизоляционная продукция, с четкими указаниями по применению методов испытаний для конкретных случаев.

Стандарт пересматривался в 2008 г. в связи с необходимостью соблюдения новых норм и правил. И вот, по прошествии двух лет, в связи с появлением в строительстве новых технологий стандарты на теплоизоляционные материалы вновь изменяются. По словам специалистов, коренных перемен в стандарте не произойдет, будут внесены небольшие, «косметические» правки. В силу новая версия вступит, скорее всего, в январе 2011 г.

Цели и стремления

Новая Директива заменит существующие европейские нормы, касающиеся эффективности использования энергии в зданиях, и будет иметь значительные последствия для строительной отрасли. Ее цель — снизить энергопотребление на 20% до 2020 г. Документ делает акцент на экономических показателях проводимых мероприятий, что связано с увеличением цен на энергоресурсы и постепенным истощением разведанных месторождений на территории Евросоюза.

Закон устанавливает общие принципы по энергоэффективности зданий для государств-членов ЕС. Предполагается, что детальное выполнение этих принципов будет осуществляться каждым из государств на национальном или региональном уровнях с учетом конкретной ситуации. Так, новый документ обязует все страны, входящие в Евросоюз, начать переход к строительству новых зданий на экономически оптимальном уровне уже в 2012 г., а к 2020 г. все вновь построенные сооружения должны обладать нулевым показателем потребления энергии. Увеличение количества «пассивных» зданий должно происходить не только за счет возведения новых сооружений, отвечающих установленным нормам потребления энергии, но и за счет ремонта уже существующих домов.

В течение 2012-2013 гг. члены ЕС обязаны привести свои стандарты и требования для новых зданий, домов, подлежащих ремонту, а также для отдельных элементов зданий (кровли, полы и т.д.) к экономически оптимальному уровню. Расчет необходимого уровня энергоэффективности будет происходить с учетом внешних климатических и местных условий, требований к микроклимату внутри помещения и при условии эффективного использования финансовых средств. То есть подобный расчет должен производиться согласно гармонизированной методике, которая постепенно будет внедряться на всей территории Евросоюза.

В предыдущей редакции EPBD декларировалось обязательство повышения уровня энергоэффективности новых строений и строений после капитального ремонта площадью более 1000 м2. Недавно принятый документ обязует оснащать решениями, позволяющими экономить энергию, все здания вне зависимости от их площади. Кроме того, все требования, которые предъявляются к вновь возводимым зданиям, распространяются и на реконструируемые сооружения.

Кроме того, Директива еще раз подчеркнула важность энергетической сертификации зданий. Энергопаспорт здания позволяет оценить, как каждое ограждение влияет на величину теплопотерь дома в целом и каков объем снижения теплопотребления от реализации того или иного энергосберегающего мероприятия, что позволяет определить приоритеты выполнения каждого из них. Документ устанавливает дополнительные требования, связанные с независимой системой надзора за выполнением энергетической сертификации.

Принятие нового варианта Директивы поможет Европе приступить к решению некоторых наиболее неотложных проблем – восстановление экономики, борьба с климатическими изменениями и обеспечение энергетической безопасности. Увеличение энергоэффективности строительного фонда Евросоюза значительно улучшит качество жизни миллионов европейцев. Подобные изменения будут способствовать снижению энергозатрат в строительной отрасли. Кроме того, Европа в меньшей степени окажется подвержена проблемам энергоснабжения, связанным с неспособностью энергоносителей справляться с пиковыми нагрузками.

Принятие новой Директивы является своевременным. Реализация ее положений позволит приблизиться к решению наиболее актуальных для европейского сообщества проблем – зависимости Европы от импорта энергоресурсов и постоянного повышения цен на них.

Влияние на Россию

Энергетическая политика Европы находит применение и в России. Отечественное законодательство в области энергосбережения и энергоэффективности стремится к гармонизации с мировым и европейским в частности. И партнерство способствует адаптации европейских регламентов для российских условий. При разработке стандартов теплоизоляционных материалов, 20 из которых уже приняты в качестве национальных, «Росизол» опирается на регламенты европейской организации CEN, в том числе и на постоянно обновляемый стандарт EN 13162, и на международные нормы ISO.

Ужесточение требований к энергоэффективности зданий на территории Европейского Союза станет стимулом для внесения изменений в нормативно-правовую базу Российской Федерации, что будет способствовать сокращению потребления энергоресурсов и снижению затрат бюджетных средств страны.

Большим шагом на пути к улучшению энергетической ситуации в стране стало принятие Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», вступившего в силу 27 ноября 2009 г. Новый закон соответствует энергетической политики Правительства, нашедшей свое выражение в «Энергетической стратегии России на период до 2020 г.» – основном документе, задающем направления развития энергетики. Согласно Энергетической стратегии, к 2020 г. страна должна добиться 40%-ного снижения энергоемкости ВВП (в сравнении с показателями 2007 г.). По мнению экспертов, соблюдение нового закона об энергосбережении позволит нашей стране сэкономить до 7–8% мирового потребления газа, до 1% – электроэнергии, воды и угля.

Однако столь впечатляющих результатов невозможно добиться без внесения своевременных дополнений как в основной закон, так и в поддерживающие его документы. Подобная необходимость вызвана постоянными изменениями на рынке строительных материалов и технологий. Ориентиром для разработки новых дополнений и новых нормативных документов для российских специалистов как раз и станет Директива 2010/31/EU. Кроме того, на основе Директивы будет разработан новый закон «Об энергосбережении в зданиях». «Росизол» совместно с другими заинтересованными организациями планирует предложить этот новый законопроект на рассмотрение. «Росизол» поддержит закон 261-ФЗ и будет способствовать снижению энергоемкости ВВП России.

Директива ЕС: почти нулевое потребление энергии недвижимостью к 2050 г

Здания потребляют 40% энергии в ЕС, на них также приходится 36% выбросов СО2 в регионе. Поэтому снижение энергопотребления и выбросов в данном сегменте критически важно для выполнения стратегической долгосрочной задачи по снижению к 2050 г выбросов парниковых газов на 80-95% от уровня 1990 года.

Ещё в 2010 году была принята Директива об энергетической эффективности зданий 2010/31/EU (Energy Performance of Buildings Directive — EPBD), в которой было установлено, что с 31 декабря 2020 года все новые здания в странах ЕС должны строиться как здания с почти нулевым потреблением энергии (nearly zero-energy buildings). В отношении зданий, занятых государственными органами и принадлежащих им, данная норма вступает в силу с 31 декабря 2018 года. При этом «почти нулевой или очень низкий объем требуемой энергии должен быть в значительной степени покрыт за счет энергии из возобновляемых источников, включая энергию из возобновляемых источников, производимую на месте или неподалеку», говорится в Директиве.

EPBD является одним из ключевых элементов стратегии Европейского союза (ЕС) по борьбе с изменением климата.

На днях Европейский Парламент утвердил изменения данной Директивы.

Теперь устанавливается, что к 2050 году весь фонд зданий в Европе должен быть доведён до уровня nearly zero-energy standard («стандарта почти нулевого потребления энергии»). Это означает, что будет увеличен темп реновации (энергетической санации) недвижимости. По расчетам Европейской Комиссии, требуется ежегодно ремонтировать (с повышением энергоэффективности) в среднем 3% зданий.

Для тех, кто не знает, каким образом достигается низкое потребление энергии в зданиях, рекомендую почитать про пассивные дома.

Обновлённая директива требует от государств-членов ЕС подготовки дорожных карт декарбонизации сектора недвижимости с постановкой промежуточных целей-2030.

В тексте новой редакции вводится понятие «индикатор сообразительности» (smartness indicator) — новый инструмент для измерения способности зданий улучшать работу инженерных систем и взаимодействие с электрической сетью, адаптируя потребление энергии к реальным потребностям жильца. Европейской комиссии предстоит разработать эту концепцию до конца 2019 года.

Читайте так же:  Прошение о помиловании президенту россии образец

Новые и отремонтированные здания, в которых произошла замена теплового оборудования, должны иметь автоматизированные устройства для регулирования уровней температуры. Также ужесточаются правила инспектирования систем отопления и кондиционирования воздуха и автоматизации зданий.

В новой редакции Директивы вводятся требования, направленные на стимулирование развитие электротранспорта, а именно речь идет об обязательном устройстве как минимум одной зарядки для электромобилей в новых домах и зданиях после капитального ремонта, в/при которых число парковочных мест превышает 10.

Поскольку значительная часть потребляемого Европой природного газа используется для обогрева зданий (а не в электроэнергетике), новая редакция Директивы, безусловно, будет дополнительно способствовать снижению потребления газа в ЕС в среднесрочной перспективе. В новом тексте документа подчеркивается, что «1% экономии энергии снижает импорт газа на 2,6% и тем самым активно способствует энергетической независимости Европейского Союза».

Для вступления в силу обновлённая Директива должна быть утверждена Советом Европы.

Требования к энергоэффективности зданий в странах ЕС

Olli Seppanen, профессор, генеральный секретарь, глава технического комитета Федерации европейских ассоциаций по отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха (REHVA)

Действующие в разных странах ЕС технические регламенты в области энергетической эффективности зданий существенно различаются, что отрицательно влияет на развитие строительной индустрии в целом и создает определенные трудности на общеевропейском рынке оборудования.

В данной статье рассматриваются существующие различия в методиках расчета, в требованиях к энергетическим характеристикам зданий и методам их контроля, а также предлагаемые специалистами меры по гармонизации строительных регламентов в области энергоэффективности. В исследованиях, проведенных группой экспертов ЕС, участвовали: Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Румыния, Словения, Финляндия, Франция, Швеция.

Методы регулирования энергетической эффективности зданий различаются в разных странах – членах ЕС, что определяется их климатическими, экономическими и культурными особенностями. В ходе исследований были рассмотрены существующие строительные нормы и правила, регламентирующие параметры инженерных систем и элементов зданий.

Для повышения эффективности сбора информации был разработан системный опросный лист, облегчающий преодоление языковых барьеров и ускоряющий получение необходимых данных. На данном этапе исследование сосредоточилось на технических характеристиках инженерных систем зданий.

Во всех исследуемых странах наблюдается активность как на уровне нормативно-методического обеспечения энергетической эффективности, так и на инженерно-техническом уровне. В ряде стран каждые 2–3 года пересматриваются и ужесточаются требования к энергетическим характеристикам зданий в соответствии с долгосрочным планом. К сожалению, такая периодичность (короткий временной интервал между принятием новых требований) не позволяет получить достаточно информации о результатах внедрения предыдущих версий регламентов.

Исследования выявили существенные различия между странами в следующих вопросах:

  • какие виды энергии, потребляемой зданием, регулируются;
  • какие энергетические требования предъявляются к зданиям в целом и отдельным инженерным системам;
  • как осуществляется контроль за выполнением устанавливаемых требований.

Исследования показали, что страны центральной Европы более четко выполняют предписания ЕС и Европейских институтов, чем страны, расположенные на периферии. Страны с холодным климатом традиционно уделяют больше внимания общим вопросам энергоэффективности по сравнению со странами с более благоприятными климатическими условиями, в которых в основном акцентируются на вопросах снижения расхода энергии, затрачиваемой на охлаждение воздуха.

Среди лидеров в области проведения последовательной энергетической политики можно назвать Германию, Францию, Великобританию, также в этих вопросах очень активны Дания и некоторые новые члены ЕС, например, Словения.

Энергопотребление различных инженерных систем

Во всех странах регулируется расход тепловой энергии на отопление, горячее водоснабжение, подогрев вентиляционного воздуха (с учетом инфильтрации). Во многих странах учитывается расход энергии на охлаждение и кондиционирование воздуха. Помимо того, обычно нормируется расход электрической энергии, потребляемый системами ОВК (вентиляторы, насосное оборудование) (рис. 1). Электрическая энергия, затрачиваемая на общедомовое освещение здания, учитывается не всегда.

Норвегия – единственная страна ЕС, в которой разработаны требования к регулированию расхода электроэнергии на системы ОВК индивидуальными пользователями (жильцами). Расход электроэнергии на освещение индивидуальными потребителями учитывается только во Франции. Расход электроэнергии бытовыми приборами, подключенными к розеткам, не учитывается.

Результаты исследования по сравнению регламентов в рассмотренных 13 странах будут использованы для разработки и унификации регламентов в странах ЕС, а также для внедрения новых требований, представленных в переработанной директиве по энергетическим характеристикам зданий (Energy Performance of Buildings Directive, EPBD).

Основные требования новой европейской директивы по энергетическим характеристикам зданий

Более жесткие требования новой директивы EPBD, принятой в 2010 году, должны быть внедрены во всех странах ЕС к 2020 году. Уже в год принятия EPBD 2010 многие страны ЕС начали подготовку законодательства для ее внедрения. Вот некоторые основные изменения, внесенные в EPBD 2010:

  • директива EPBD2010 опирается на стандарты, утвержденные Европейским комитетом по стандартизации (Comite’ Europe’en de Normalisation, СEN), что способствует усилению роли европейских стандартов в национальных законодательствах;
  • национальные целевые показатели энергоэффективности должны быть основаны на потреблении первичной энергии в кВт•ч/м 2 или альтернативном показателе;
  • в странах – членах ЕС будут установлены национальные требования с учетом рентабельности – состояния национальной экономики при разработке требований. В этой связи Комиссия ЕС планирует разработать соответствующее руководство к концу 2010 года;
  • разделы директивы EPBD2010, касающиеся использования энергии, полученной из возобновляемых источников, при капитальной реконструкции существующих зданий и для вновь строящихся зданий, теперь применяются ко всем зданиям (ранее действовало ограничение по площади в 1000 м 2 );
  • требуется наличие специальных регламентов по энергоэффективности для инженерных систем (обязательно для существующих зданий, не обязательно для новых зданий);
  • энергетические характеристики всех новых зданий к 2020 году должны практически соответствовать значениям характеристик «зданий с нулевым потреблением энергии» (общественные здания должны выполнить данное требование на два года раньше);
  • в каждой стране ЕС необходимо разработать меры, направленные на преодоление рыночных барьеров;
  • усиливается позиция и значимость энергетических сертификатов зданий;
  • требование старой директивы EPBD 2002 года по контролю (инспекции) водонагревателей расширено и теперь распространяется на всю систему отопления;
  • при инспекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха теперь больше внимания уделяется вопросам снижения нагрузки на систему охлаждения и возможность применения низкопотенциального охлаждения;
  • для всех национальных контролирующих органов должна быть разработана независимая система контроля качества.

Структура энергопотребления здания, построенного в соответствии с новыми строительными правилами Финляндии: а) односемейного дома с суммарным энергопотреблением (тепловая и электрическая энергия) 78 кВт•ч/(м 2 •год) б) офисного здания – 123 кВт•ч/(м 2 •год)

Остановимся подробнее на первых двух пунктах: европейских стандартах CEN и показателях энергоэффективности зданий.

Что касается европейских стандартов CEN, то в принципе они должны быть приняты всеми странами, но на практике в полной мере не используются ни в одной стране из-за существующих барьеров: языковых, отличиях в содержании ключевых характеристик зданий и т. п. Однако частично методы и принципы, описанные в стандартах CEN, включены в национальные законодательства, например стандарт по расчету энергопотребления здания (ISO-EN 13790 «Energy performance of buildings.

Calculation of energy use for space heating and cooling»), требования по качеству микроклимата (EN 15251 «Indoor environmental input parameters for design and assessment of energy performance of buildings addressing indoor air quality, thermal

environment, lighting and acoustics»). В результате действия EPBD2010 позиция европейских стандартов CEN в будущем усилится.

В качестве критерия, характеризующего энергетическую эффективность зданий, большинство стран используют затраты первичной энергии, выражаемой, как правило, в кВт•ч/м 2 в год (в Италии в кВт•ч/м 3 в год). Только Великобритания и Румыния используют в качестве критерия энергоэффективности количество выбросов CO2 (в Великобритании ведутся обсуждения о возможности перехода на использование в качестве критерия затрат первичной энергии).

Коэффициенты использования энергии первичных ресурсов существенно различаются в разных странах (табл. 1), однако наиболее часто он принимается равным 1 для всех видов топлива и 2,5 для электрической энергии.

Коэффициент использования первичных ресурсов в некоторых европейских странах

Доля использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ)

Для достижения целей, установленных европейской директивой по использованию возобновляемых источников энергии (RES Directive), в большинстве стран ЕС определена обязательная минимальная доля использования ВИЭ. В среднем, согласно директиве RES, страны должны увеличить долю ВИЭ до 10 % от общего потребления первичной энергии. Требования к количественным значениям доли ВИЭ для зданий в разных странах неодинаковы, также отличаются источники энергии, используемые для расчета доли ВИЭ и сами методики расчета.

В Германии доля ВИЭ рассчитывается на основании потребления тепловой энергии на отопление. В зависимости от типов ВИЭ и здания данное требование варьируется в диапазоне 15–50 %.

В Словении доля использования ВИЭ изменяется от 25 до 70 % в зависимости от источника энергии.

В Норвегии значение доли ВИЭ фиксировано и составляет 40 % от чистой потребности здания в энергии. В этой стране централизованное теплоснабжение относят к возобновляемым источникам энергии, т. к. для выработки теплоты используются преимущественно отходы.

В Великобритании еще до принятия директивы RES были установлены требования по доле ВИЭ в нежилых зданиях – 10 %.

В Италии половина тепловой энергии, идущей на горячее водоснабжение, покрывается из возобновляемых источников.

В странах, где еще не приняты требования по минимальной доле ВИЭ, например, в Дании, Бельгии, Венгрии, в настоящее время рассматривают такую возможность.

В некоторых странах работают механизмы стимулирования применения возобновляемых источников энергии. Например, в Нидерландах предоставляется кредит. Во Франции предусмотрена специальная маркировка для зданий с высоким уровнем использования ВИЭ.

Особенности европейских методик расчетов энергетических показателей

Методика расчетов для энергетической сертификации зданий обычно основывается на простой процедуре, описанной в стандартах CEN. Но в странах используются только собственные национальные методики. Обычно даже в одной стране существует несколько разновидностей программ, рассчитывающих энергетические показатели, но все они основаны на одних и тех же алгоритмах. В некоторых странах, например, Германии, Италии, Норвегии, Нидерландах, разрешено применять динамическое моделирование, но используемая программа должна быть сертифицирована национальными контролирующими органами. Действующие методики, как правило, часто пересматриваются с целью включения в них новых инновационных разработок.

Установленный в методике порядок расчетов не предусматривает использование инновационных систем, не включенных в методику на момент ее создания, что отрицательно влияет на получение доходов производителями и поставщиками нового современного оборудования. Это несколько препятствует развитию рынка инновационного оборудования.

Читайте так же:  Стаж для оформления трудовой пенсии

Для решения этой проблемы требуются механизмы оперативного изменения расчетных методик. В разных странах применяются разные подходы. Во многих странах новая инженерная система сначала должна пройти проверку и одобрение аккредитованным институтом. Эта процедура занимает много времени и иногда достаточно дорого стоит. Некоторые страны, например Дания, передали полномочия по одобрению инновационных систем органам местного самоуправления, что ускорило всю процедуру. Приведем примеры некоторых современных инженерных систем и энергетических характеристик, пока не внесенных в методики расчетов:

  • ночное вентиляционное охлаждение (в Дании и Франции включены в методику);
  • охлаждение помещений за счет низкопотенциальной геотермальной тепловой энергии (в Дании и Франции включены в методику);
  • вентиляция, регулируемая по качеству воздуха или потребности;
  • адаптивное освещение;
  • мостики холода (в Дании включены в мето-дику);
  • двойные фасады;
  • тепловые насосы с водяным контуром для одновременного отопления и охлаждения;
  • материалы с фазовым переходом;
  • охлаждение и отопление грунтовыми водами из водоносного слоя;
  • системы охлаждения с испарителями и осушителями;
  • рекуперация теплоты сточных вод.

Для сравнения энергоэффективности различных инженерных систем требуются, помимо знания физических моделей их работы, нормируемые графики их эксплуатации и системы управления, включая такие показатели, как:

  • графики распределения нагрузки при использовании различных зданий;
  • графики работы систем вентиляции;
  • заданные пороговые концентрации вредностей в адаптивных системах вентиляции;
  • расписание открытия окон;
  • периодичность использования устройств, защищающих от энергии солнечной радиации, включая пороговые значения солнечного излучения и освещения, требования к коэффициентам естественной освещенности;
  • графики нагрузки горячего водоснабжения;
  • распределение электрической нагрузки (розетки, кухня и т. д.).

Характеристики ограждающих конструкций зданий

Сопротивление теплопередаче

Во всех странах установлены собственные требования к теплозащитным характеристикам ограждающих конструкций, которые с течением времени изменяются (табл. 2). Иногда предусматриваются различные значения для жилых и общественных зданий либо для зданий разной формы. Помимо этого, установлены минимальные значения теплозащитных характеристик (табл. 3). В Италии, Дании, Словении и Германии (для жилых зданий) передача теплоты через ограждающие конструкции здания ограничивается использованием среднего значения теплозащитных характеристик, а в Венгрии – потребностью в энергии для отопления. В некоторых странах (Италия, Испания, Франция) значения теплозащитных характеристик варьируются по районам в зависимости от климатических условий, которые определяются местоположением, включая расстояние от моря и высоту над уровнем моря. Финляндия и Норвегия применяют менее жесткие требования к теплозащите для деревянных сооружений для защиты традиций строительства из дерева. В Швеции установлено более высокое значение для домов с электрическим отоплением.

Требуемые значения коэффициента сопротивления теплопередаче для типовых зданий в некоторых европейских странах

Политика Европы в области повышения энергетической эффективности зданий

Ф. Аллард, действующий президент Федерации европейских ассоциаций по отоплению, вентиляции и кондиционированию (REHVA),

Olli Seppanen, профессор, генеральный секретарь, глава технического комитета REHVA

Чтобы сохранить надежное, безопасное и конкурентоспособное энергоснабжение, страны Европы уже сейчас формируют энергетическую политику, согласно которой разрабатываются и принимаются законы, способствующие повышению энергоэффективности жилищного сектора, снижению потребления традиционных первичных энергоносителей этим сектором и увеличению в нем доли использования возобновляемых источников энергии.

С каждым годом необходимость дальнейшей работы в области повышения эффективности потребления энергии становится все острее. В Европе к основным причинам, способствующим проведению таких работ, можно отнести повышение стоимости энергоносителей, отсутствие собственных месторождений, т. е. зависимость от импорта энергоносителей, а также проблемы, вызванные глобальным изменением климата. Кроме этого, существует взаимная зависимость стран-членов ЕС от надежности энергоснабжения: сбой в одной стране немедленно сказывается на остальных.

Страны-члены ЕС открыто заявили о приоритете политики повышения энергетической эффективности в жилищном секторе, учитывая приходящуюся на него долю энергопотребления. Экономический потенциал, получаемый при внедрении энергосберегающих мероприятий в зданиях, огромен: снижение только на 1 % энергетической интенсивности потребления благодаря энергосбережению позволит сэкономить 55 млн т нефтяного эквивалента энергии (Mtoe). Это составляет приблизительно 20 % от значения, установленного для ЕС Киотским протоколом. Общий потенциал энергосбережения в жилищном секторе оценивается в 22 % от текущего потребления и может быть реализован к 2010 году.

Назовем главные документы, оказывающие существенное влияние на повышение энергоэффективности зданий. Политика повышения энергоэффективности получила наибольший импульс в 1989 году после запуска программы «Thermie», цель которой заключалась в продвижении новых энергосберегающих технологий. В 1991 году была сформирована программа «Save», направленная на повышение энергоэффективности. В 1998 году Инструкция по энергоэффективности (Сommunication on Energy Efficiency) установила широкие перспективы для действия Европейской энергетической стратегии. В 2000 году был разработан План действий (Action Plan), согласно которому при снижении энергопотребления на 1 % ежегодно можно будет достичь две трети доступного экономического потенциала к 2010 году (соответствует 40 % от обязательств, возложенных на ЕС в рамках Киотского протокола). Принятая в том же 2000 году Европейская программа по климатическим изменениям (European Climate Change Program) определила наиболее эффективные экономические и экологические действия, которые позволят ЕС выполнить принятые обязательства по Киотскому протоколу, где особо важное место отводилось энергетическим вопросам. В 2003 году была одобрена Программа энергетически интеллектуальной Европы (Energy Intelligent Europe – EIE), в которую как подпрограмма вошла программа «Save». Помимо перечисленного, ЕС участвует в технологических разработках уже седьмой по счету Рамочной программы (Framework Program), в которую входят любые исследования, финансируемые ЕС. За последние два года энергетический стратегический план получил дальнейшее развитие: был выпущен новый «Зеленый» документ по энергетической эффективности (Green Paper on Energy Efficiency), а также два других актуальных документа: Стратегический план по энергетическим технологиям (Strategic Energy Technology Plan) и Европейская энергетическая политика (Energy Policy for Europe). Из сказанного можно сделать вывод, что на страны-члены ЕС постепенно накладывается все больше обязательств, связанных с повышением энергоэффективности зданий, и эти обязательства закрепляются соответствующими законодательными актами.

Действующая Директива по энергетическим характеристикам зданий (Directive on the Energy Performance of Buildings – EPBD), принятая в 2002 году, является наиболее важным элементом Европейской энергетической политики в жилищном секторе, для которого уже разработаны нормативы по следующим направлениям:

  • энергетическая сертификация (маркировка) широкого диапазона бытовой техники;
  • стандарты эффективности бытовой техники;
  • характеристики эффективности котлов;
  • мероприятия по ограничению выбросов СО2 посредством повышения энергетической эффективности;
  • энергетические характеристики зданий.

Действующая Директива по энергетическим характеристикам зданий (Directive on the Energy Performance of Buildings – EPBD), принятая в 2002 году, является наиболее важным элементом Европейской энергетической политики в жилищном секторе.

Три последних направления отражены в EPBD применительно к следующим основным конечным потребителям энергии в зданиях: для жилых зданий это системы отопления и кондиционирования (вентиляции) помещений, а также система горячего водоснабжения, а для зданий другого назначения – к перечисленному добавляется еще и система электропотребления (освещение). Как видно из диаграмм (рис.), на основных конечных потребителей в жилых зданиях приходится 89 % общего энергопотребления и 79 % в зданиях другого назначения.

Распределение энергопотребления в жилых (а) и общественных (б) зданиях ЕС (2001 год)

Остановимся немного подробнее на Директиве EPBD, которая охватывает все вопросы определения энергетических характеристик здания и подробно описывает следующие аспекты:

  • единая методология;
  • установка минимальных требований для энергетических характеристик;
  • сертификат энергетической эффективности зданий;
  • проверка (контроль) котлов и систем кондиционирования воздуха;
  • требования, предъявляемые к контролирующему персоналу (эксперты и инспектора).

Рассмотрим каждый аспект в отдельности.

Единая методология

Основы принятия единой методологии содержатся в ст. 3 EPBD и устанавливают общие рамки для расчета любой из основных инженерных систем здания. На национальном или региональном уровне страны-члены ЕС должны применять общепринятую методологию расчета энергетических характеристик зданий, которая может включать в себя показатель выбросов СО2. Для облегчения применения единой методологии Европейскому комитету по разработке нормативной документации (CEN) был выдан мандат на разработку подходящих методов расчета в поддержку стран-членов ЕС при национальном принятии методики расчета энергетических характеристик.

Установка минимальных требований для энергетических характеристик

Данный раздел описывает общую для стран ЕС процедуру разработки требований для энергетических характеристик (ст. 4–6). Поскольку страны могут устанавливать разные требования для новых и существующих зданий, а также для разных категорий зданий, вопросы в этой области охватывают широкий диапазон элементов. Например, какая действует стратегия минимальных требований к европейским энергетическим характеристикам (European Performance – ЕР), какие категории зданий устанавливаются в разных странах-членах ЕС, как эти требования учитывают качество внутреннего климата, на какие типы зданий не распространяются требования, применяются ли какие-либо ограничения по площади * , какие требования должны применяться при реконструкции зданий, как оцениваются энергетические характеристики на измеренных или расчетных данных, как должно контролироваться выполнение установленных требований, какие юридические санкции предусмотрены при их невыполнении и т. д.

Требования должны периодически пересматриваться, как минимум каждые пять лет, и, если необходимо, корректироваться с учетом новых достижений технологии строительства зданий.

* Например, пока только в отношении новых зданий, имеющих общую полезную площадь более 1 000 м 2 , разработаны обязательства внесения в проект возможности применения, учитывая технические, экологические и экономические показатели, альтернативных систем энергоснабжения, например, использующих возобновляемые источники энергии или комбинированную выработку тепла и электроэнергии.

Сертификат энергетической эффективности зданий

Критерии действия сертификата сформулированы в ст. 7 EPBD. Данный сертификат обязателен при строительстве нового здания, продаже или сдаче здания в аренду. Срок действия сертификата не должен превышать 10 лет.

Сертификат энергетической эффективности для отдельных помещений здания (квартиры или отдельных жилых секций) может быть основан:

  • на общем сертификате, выданном для всего здания, при условии наличия общей системы отопления;
  • на результатах оценки другой квартиры из того же блока.

Энергетический сертификат зданий должен обязательно включать в себя действующие нормативные значения энергетических характеристик, чтобы потребители могли сравнивать и оценивать энергетическую эффективность эксплуатируемого здания. Помимо этого, сертификат должен содержать рекомендации по улучшению показателей энергоэффективности, включая экономическое обоснование этих мероприятий.

Энергетический сертификат для общественных зданий (правительственных и иных учреждений, предоставляющих услуги большому числу людей) с общей полезной площадью более 1 000 м 2 , должен размещаться в доступном для всех желающих месте. Приветствуется информирование посетителей о рекомендуемых и фактических значениях температуры внутреннего воздуха в помещении и, если возможно, других климатических характеристиках внутреннего климата.

Проверка котлов и систем кондиционирования воздуха

Данный раздел (ст. 8, 9 EPBD) содержит подробное описание действий при проверке:

  • котлов горячей воды, используемых для отопления зданий;
  • систем кондиционирования воздуха, используемых для контроля температуры во внутренних помещениях здания, а также влажности воздуха и его чистоты.
Читайте так же:  Интерфейсы сайтов требования

Отмечено, что регулярное обслуживание котлов и систем кондиционирования воздуха квалифицированным персоналом способствует поддержанию их правильной настройки в соответствии со спецификациями продукта и, таким образом, обеспечивает оптимальную работоспособность с точки зрения экологии, безопасности и энергопотребления.

Требования для экспертов и инспекторов

Данный раздел (ст. 10 EPBD) обобщает такие вопросы, как спецификация и требования к обучению экспертов и инспекторов, включая указание на требуемые ресурсы на национальном уровне (количество экспертов и инспекторов и уровень их экспертизы), гарантию качества для экспертов, инспекторов и сертификатов, критерии аккредитации, строительные нормы и правила, страхование и ответственность.

Для более эффективного внедрения EPBD к 2007 году были разработаны Практические действия (Concerted Action – CA) (www.epbd-ca.org). Практические действия EPBD направлены на распространение информации и опыта между разными странами и сконцентрированы на реализации следующих конкретных задач:

  • обсуждение и разработка структуры энергетической сертификации зданий с целью увеличения числа общих энергетических показателей для стран-членов ЕС и, соответственно, снижения количества опций, действующих только в отдельных национальных документах;
  • рассмотрение и подготовка логической основы для методов инспектирования отопительных котлов и инженерного оборудования для кондиционирования воздуха;
  • обсуждение и поиск единых для всех членов ЕС методов внедрения схем аккредитации экспертов по проверкам энергетических характеристик;
  • обсуждение критериев, способствующих внедрению единых методик расчета энергетических характеристик зданий.

По инициативе Европейской комиссии в рамках программы EIE была создана Строительная платформа (Building Platform) EPBD (www.buildingplatform.eu), которая предоставляет информационные услуги для практиков и консультантов, экспертов энергетических агентств, заинтересованных групп и законодателей стран-членов ЕС и содействует реализации EPBD.

Новая Директива EPBD должна стать более эффективной и содержать аспекты влияния зданий на глобальное изменение климата и предусматривать вопросы снижения выбросов парниковых газов.

Существует множество неиспользованных энергосберегающих технологий и способов применения возобновляемых источников энергии в Европе из-за больших экономических затрат, необходимых для их внедрения. Эти проблемы решала первая программа EIE, действующая с 2003 по 2006 годы. Она представляла собой инструмент, обеспечивающий финансирование работ, направленных на продвижение энергетической политики в сторону повышения энергетической эффективности и интеллектуальности. В начале 2007 года была запущена новая программа EIE уже как часть более широкомасштабной программы ЕС под названием «Конкурентоспособность и инновации» (Competitiveness and Innovation). Следует особо выделить две программы, способствующие внедрению EPBD: программа «Save» (энергетическая эффективность и рациональное использование энергоресурсов) и программа «Altener» (новые и возобновляемые источники энергии).

Более того, CEN продолжает заниматься разработкой стандартов для расчета интегрированных энергетических характеристик зданий и оценки их экологического воздействия в соответствии с условиями, предусмотренными в EPBD в различных областях, таких как энергетическая эффективность, отопление и охлаждение, освещение, теплоизоляция, вентиляция.

В начале 2008 года большая часть проектов стандартов CEN были переданы в национальные институты стандартизации стран-членов ЕС для окончательного одобрения, а проекты стандартов, получившие одобрение национальных институтов стандартизации, были приняты в качестве европейских стандартов.

Как уже было сказано, EPBD предлагает только общие рамки, в то время как основная работа адаптации стандартов к специфическим климатическим, экономическим, культурным и техническим условиям остается за странами-членами ЕС. Все они характеризуются разными уровнями готовности, им предстоит большой объем законодательной работы, и многие из них уже запросили продления срока реализации EPBD, который изначально был установлен на 2009 год. В 2007–2008 годах будут приняты сертификаты для новых, общественных зданий и, в меньшей мере, для существующих зданий. Из-за отличия разных подходов EPBD не сможет быть полномасштабно реализована в Европе к 2009 году. Большинство стран параллельно с реализацией EPBD пересматривают свою собственную энергетическую политику и определяют новые инициативы для поощрения использования возобновляемых источников энергии в зданиях, для разработки специальной сертификации экологически устойчивых зданий, для обозначения зданий с низким и даже нулевым энергопотреблением. За последние несколько лет по всей Европе строится все больше низкоэнергетических, или так называемых «зеленых» зданий.

Здание Европейского парламента в Брюсселе

Большинство стран также предлагают финансовые механизмы поощрения владельцев при выполнении ими мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности зданий: налоговые скидки и льготы, гранты, поддержку в виде займов.

В начале 2008 года на основании полученного опыта внедрения EPBD были выделены аспекты, требующие некоторых поправок:

  • экономическая эффективность подготовки энергетических сертификатов требует улучшения;
  • энергетические проверки требуют разработки компьютеризованных инструментов;
  • необходимо разработать стандартные инструкции для инспекторов, занимающихся проверкой котлов, систем кондиционирования воздуха и прочего оборудования;
  • эффективность и качество энергетических сертификатов потребует дополнительной проверки в будущем;
  • необходимо отслеживать эффективность внедрения EPBD;
  • необходимо сравнивать обязательные и добровольные методы для улучшения эффективности котлов;
  • проверки систем кондиционирования воздуха не являются экономически эффективными – необходимо работать над снижением холодильных нагрузок и развивать другие методы уменьшения температур в помещениях в летнее время, такие как затемнение светопрозрачных конструкций, технологии охлаждения с низким энергопотреблением и т. д.;
  • необходимо разработать более простые методы расчета энергетических характеристик специально для жилых зданий малого объема, поскольку описанные в EPBD-2002 методы расчета слишком сложны и имеют большое количество факторов, которые нужно учитывать;
  • правила должны быть гибкими и сформулированы таким образом, чтобы не мешать внедрению новых инновационных решений;
  • необходимо повысить осведомленность населения в отношении энергетических и экологических вопросов;
  • требуются более четкие (прикладные) стандарты – особенно стандарты CEN, касающиеся проведения инспекций.

Совершенно очевидно, что новая Директива EPBD должна стать более эффективной и содержать аспекты влияния зданий на глобальное изменение климата и предусматривать вопросы снижения выбросов парниковых газов. При переработке EPBD к концу 2008 года для ее последующего рассмотрения Европейским парламентом будут рассмотрены следующие вопросы:

  • необходимость установления минимальных нормированных значений энергетических характеристик (цель заключается в поиске общих принципов и механизмов разработки этих минимальных значений, а не просто в определении минимальных национальных величин);
  • необходимость снижения принятой на сегодняшний день минимальной величины площади зданий (1 000 м 2 ), для которой предусматривается обязательное наличие проекта по возможной энергореконструкции и использованию альтернативных источников энергии, а также требуемой демонстрации энергетических сертификатов в общественных зданиях;
  • необходимость наличия энергетического сертификата для получения разрешения на строительство нового здания;
  • разработка плана повышения энергетической эффективности зданий, который должен стать частью Энергетического сертификата зданий;
  • показатели энергетической эффективности здания и рекомендации по ее улучшению должны стать обязательной составляющей отчета по энергетической проверке объектов;
  • обеспечение четкого контроля за внедрением мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности зданий;
  • поиск альтернативных финансовых стимулов для улучшения энергетической эффективности зданий.

Помимо EPBD, были приняты и другие европейские энергетические законы, способствующие выполнению энергетической политики Европы:

Директива по эффективности конечного потребления энергии и энергетическим услугам
(Directive on energy end-use efficiency and energy services).

Эта директива была принята в апреле 2006 года и направлена на достижение экономии энергии в 9 % к 2015 году.

Директива по созданию критериев для разработки экологических требований для проектирования зданий и энергопотребляющего оборудования
(Directive on establishing a framework for the setting of ecodesine requirements for energy-using products).

Общее энергопотребление и воздействие зданий на окружающую среду зависят не только от самого здания и режима его эксплуатации, но и от используемого инженерного оборудования. Директива открывает новые возможности для производителей инженерного оборудования, потребителей и общества в целом.

Вот перечень оборудования, которое рассматривается в рамках новых правил проектирования:

  • котлы и водонагреватели (газовые, масляные, электрические);
  • оборудование систем кондиционирования воздуха, электродвигатели, насосы, вентиляторы и т. д.;
  • персональные компьютеры, копировально-множительная техника, телевизоры;
  • зарядные устройства и внешние источники питания;
  • офисное и общественное освещение;
  • коммерческие холодильники и морозильники;
  • установки по сжиганию твердого топлива;
  • бытовые и промышленные осветительные приборы;
  • пылесосы.

Директива по продвижению комбинированной выработки тепла и электроэнергии, основанной на потребности в полезной теплоте на внутреннем энергетическом рынке
(Directive on the promotion of cogeneration based on a useful heat demand in the internal energy market).

Использование комбинированной выработки тепла и электроэнергии (CHP) обладает огромным потенциалом для повышения энергетической эффективности и уменьшения воздействия на окружающую среду. Эта область считается приоритетной для многих стран.

Стратегия ЕС по комбинированному производству от 1997 года устанавливает общую цель удвоения доли электроэнергии, полученной при комбинированном производстве до 18 % к 2010 году. Поэтому данная Директива не устанавливает цели, а только побуждает страны-члены ЕС провести анализ своего потенциала в области высокоэффективного комбинированного производства.

Директива по увеличению доли использования возобновляемых источников энергии
(Directive on the promotion of the use of energy from renewable sources).

Цель – получение 20 % от общего количества энергии из возобновляемых источников. Основные сектора экономики, заинтересованные в использовании возобновляемой энергии: электроснабжение, отопление, охлаждение и транспорт. Страны сами устанавливают пропорциональное соотношение между этими секторами для достижения своих целей. Однако предполагается, что каждая страна-член ЕС достигнет не менее 10 % использования доли возобновляемой энергии (преимущественно за счет биотоплива) в транспортной отрасли к 2020 году. В Директиве дается определение понятию возобновляемой энергии, чтобы оно не пересекалось с понятием мероприятий по энергосбережению.

Из вышесказанного становится понятно, что Европа активно стремится и делает все возможное для снижения общего энергопотребления зданий, повышения энергетической эффективности жилищного сектора, расширения использования возобновляемой энергии и существенного снижения выбросов парниковых газов. Страны ЕС пока еще находятся на этапе внедрения энергетической политики, но уже сейчас проводится строгая оценка результатов ее воздействия. На основании этой оценки будет выполнен пересмотр Директивы EPBD 2002, запланированный на 2009 год, в соответствии с Энергетическим планом, цель которого – снижение энергопотребления на 20 % к 2020 году. С учетом разнообразия климатических условий, типов зданий, культуры и традиций Европа может сыграть ключевую роль и показать остальному миру, что сильная политика вместе с национальными инициативами может привести к реальному повышению энергетической эффективности, с одной стороны, а также к созданию по-настоящему устойчивого сообщества – с другой.