Сопровождение автомобиля, требования и подготовка водителя

Автомобильный кортеж – следующие совместно и в определенном порядке два и более автомобиля. Мы выделяем основную машину, в которой находится защищаемое лицо (далее — VIP), и автомобиль прикрытия.

Общие требования к основному автомобилю:

– комфортность (с учетом личных предпочтений VIP);

– безопасность (защитное оснащение + безопасность вождения).

Обычно основной автомобиль – это, как правило, машина представительского класса (лимузин) низкопрофильная, с обтекаемым корпусом, с малым клиренсом, имеющая высокие разгонно-скоростные характеристики, хорошую управляемость, устойчивость к опрокидыванию при экстренных поворотах (разворотах), боковых ударах другим автомобилем.

Следует иметь в виду, что требования по обеспечению комфортности (в т.ч. личные предпочтения VIP) зачастую снижают (ограничивают) уровень безопасности, а малый клиренс ограничивает высокопроходимость автомобиля.

Машина прикрытия – это автомобиль в составе кортежа, непосредственно выполняющий функции охранного обеспечения (прикрытия) основной машины. Часто эту машину называют машиной сопровождения, оперативной выездной машиной. В зависимости от расположения относительно основной машины: «лидер», «хвост».

Основные требования к машине: высокая маневренность, разгонно-скоростные характеристики для выполнения задачи прикрытия не должны уступать основному автомобилю, чтобы была возможность сработать на опережение, не отстать при ускорении, в т.ч. после участков торможения.

Желательно, чтобы габариты машины прикрытия превышали габариты основного автомобиля. Это необходимо для реализации надежного барьера в направлении угрозы, обеспечения эффективного визуального контроля на дороге.

Автомобиль должен обладать высокой проходимостью, в т.ч. в условиях бездорожья и помех, а специальное техническое оснащение автомобиля должно поддерживать технику агрессивного вождения.

Просторный салон должен обеспечивать свободное нахождение в нем не только выездных охранников, но и дополнительной экипировки, багажа; при необходимости — размещение сопровождающих лиц (гостей). Внутреннее пространство салона должно быть проработано таким образом, чтобы переносы направления стрельбы в бою происходили в кратчайшее время и с максимальной безопасностью.

Основные требования к автомобилю прикрытия по тактико-техническому соответствию (ТТС) повсеместно нарушаются, прежде всего из-за экономии средств.

Из архива автора. 15 июля 1904г. в результате покушения, организованного эсерами, погиб министр внутренних дел России В.К.Плеве.

У министра были две слабости — балерины и рысаки. Их и использовали террористы в своих целях. А точку в покушении поставил бомбист Е.Сазонов. У В.Плеве был лучший в столице конный экипаж, которым он очень гордился, в распоряжении же выездной охраны были ломовые (т.е. используемые для перевозки тяжестей) лошади жандармского управления и несколько «самокатчиков» – так тогда называли велосипедистов. Почти сразу же охранное сопровождение безнадежно отставало. Террористы располагались цепочкой вдоль трассы следования министра в нескольких десятках метрах друг от друга, вооруженные бомбами и короткоствольным оружием.

Принцип линейной дублирующей засады был выбран не случайно: на маршруте следования было много сужений (мосты, набережные), где возможность быстрого обходного (объезд – разворот) маневра была затруднена. Экипажу при отсутствии наработанной и продуманной тактики охранного сопровождения оставалось только мчаться вперед, нарываясь на очередную засаду. Подобная тактика принесла успех террористам в покушениях на Александра II, эрцгерцога Франца Фердинанда и при других покушениях.

Несколько примеров из истории. В советском государстве, где значительно серьезней подходили к охране первых лиц, спустя почти сто лет после покушения на Александра II, в Москве произошло серьезное дорожно-транспортное происшествие, в котором едва не пострадал один из видных правительственных функционеров. Виной ДТП послужили упущения в организации контроля и регулирования трассы проезда кортежа, недостатки в ТТС автомобилей кортежа и пресловутый человеческий фактор – «срочник»-водитель за рулем тяжелого армейского автомобиля.

В послевоенный период автомобили для первых лиц государства по передовым технологиям того времени выпускал ЗИЛ (ранее — ЗИС), а машины для функционеров второго эшелона, т.е. ниже классом, – ГАЗ («Чайка»).

Горьковский автозавод выпускал и автомобили охранного обеспечения (сопровождения) кортежа. Внешне «Волги», как и последующие модели ГАЗ, были схожи с серийными моделями, однако начинка была серьезно модернизирована. Тем не менее по своим ТТХ машины сопровождения ГАЗ на порядок отставали от тех, что использовались в качестве основных и выпускались на ЗИЛе. Различные модели автомобилей ГАЗ (от ГАЗ-23 до ГАЗ-31013), используемые как машины сопровождения, имели мощность от 140 до 200 л/с (в среднем 195 л/с) и скорость от 150 до 180 км/ч (в среднем 170 км/ч). Автомобили представительного класса (от ЗИЛ-3111 до ЗИЛ-41052) в тот же период имели средние параметры: мощность 315 л/с и скорость 200 км/ч.

Для сопровождения первого лица государства машины подбирались идентичные по своим тактико-техническим характеристикам. Так, с 1986г. в качестве основного лимузина использовали модель ЗИЛ-41047 (бронированная модификация ЗИЛ-41052), для машин выездной охраны – ЗИЛ-41072 («скорпион»).

Функционерам второго эшелона полагался лимузин представительского класса, но выездная охрана ездила на «Волгах», поэтому могли возникать проблемы. На одной из транспортных развязок на пути следования кортежа произошел неприятный инцидент. Машина контроля и регулирования трассы уже проскочила перекресток, который заблокировал на подъездных участках дороги инспектор ГАИ. Законопослушные автомобилисты, руководствуясь действиями регулировщика, остановились, а милиционер, вместо того чтобы продолжать регулировать и контролировать подъездные участки, взяв под козырек, развернулся к подъезжающему кортежу.

В этот момент со встречного направления к развязке подъехал тяжелый армейский автомобиль, водитель которого отстал от своего подразделения и, стараясь нагнать колонну, выехал на дорогу, запрещенную для движения грузового транспорта. Не видя запрещающих сигналов регулировщика (который стоял к нему спиной, приветствуя кортеж) и не обращая внимания на остановившиеся автомобили, водитель-«срочник» продолжил движение прямо «в лоб» основной машине.

Водитель основной машины пытался увести автомобиль от столкновения, стараясь принять в сторону. Водитель-«срочник», растерявшись, практически не управлял автомобилем. Машина сопровождения не успела прикрыть основную машину от встречного удара. На момент столкновения автомобиль сопровождения успел только поравняться с основной машиной. Основной удар пришелся на прикрепленного (на переднее правое сиденье), который, видя надвигающуюся машину, попытался прикрыть VIP. В результате удара тяжелое лобовое стекло ЗИЛа влетело в салон, тяжело травмировав прикрепленного, остальные получили незначительные травмы.

В июне 2006г. на трассе Петропавловск-Камчатский — Вилюйск тяжелый джип выскочил на полосу движения, на которой находился кортеж секретаря Совета Безопасности России В.Б.Рушайло. Находившиеся в машине сопровождения офицеры охраны ценою своей жизни выполнили свой долг, прикрыв основной автомобиль, однако избежать столкновения (в результате которого В.Б.Рушайло получил ранения) не удалось.

В 1980 году при схожих обстоятельствах погиб первый секретарь ЦК КП Белоруссии П.М.Машеров. Машины прикрытия не успели среагировать на фронтальную угрозу. Впоследствии после проведения натурных экспериментов, воссоздававших эту ситуацию, был сделан вывод о том, что автомобиль сопровождения в этом случае не успевал сделать эффективный маневр прикрытия со стороны угрозы из-за несоответствия тактико-технических параметров. После этого автомобили сопровождения были модернизированы. Однако в этой истории следует обратить внимание еще на один момент: водитель основной машины, зная о несоответствии разгонно-скоростных характеристик своей машины и автомобиля прикрытия, на предыдущем участке трассы оторвался от сопровождающей машины, поэтому на подъезде к опасному месту кортеж не успел полностью сомкнуться.

Еще более остро стоит проблема подбора автомобилей кортежа в негосударственной (частной) охране. В качестве наглядного примера приведем несколько случаев.

Весной 2004г. в городе Н произошло покушение на бизнесмена. Он находился в тяжелом джипе (обычный, без броневой защиты) на переднем сиденье рядом с водителем.

В основной машине были водитель и будущая жертва, в машине сопровождения (девятая модель ВАЗа) находились охранники. Со слов охранников: «Оперативная связь с основной машиной отсутствовала. Погода была дождливая, слякотная, из-под колес джипа летела грязь. Большие габариты джипа ограничивали обзор из «девятки».

Снайпер, вооруженный автоматом Калашникова, расположился на ближайшем регулируемом крестообразном перекрестке в слуховом окне чердака 5-этажного жилого дома, по фронту движения машин. Как только кортеж притормозил на перекрестке, автоматчик открыл огонь по основной машине. Первым выстрелом он ранил водителя в руку, затем перенес огонь на охраняемое лицо.

Водитель, несмотря на ранение, продолжая движение, начал уходить влево, но машина оставалась в секторе поражения. Снайпер продолжил огонь с тыла. По VIP было сделано не менее пяти выстрелов, несмотря на то, что с позиции стрелка место размещения VIP практически не просматривалось. Снайпер четко бил по выделенному сектору автомобиля на поражение. Со слов охранников: «В машине прикрытия ничего не было видно из-за высокого джипа, летящей из-под колес грязи. Мы не могли контролировать обстановку и не сразу поняли, что происходит. Только увидев, что основной автомобиль при запрещающем сигнале светофора «ушел» влево, мы подъехали к нему. Подойдя к джипу, мы увидели, что VIP получил смертельные ранения».

Читайте так же:  Налог на прибыль с дивидендов причитающихся иностранной организации

Схожее покушение произошло и в другом городе Х. VIP также не терпел присутствия охраны в основной машине. Он сидел на переднем сиденье джипа рядом с водителем, а вся охрана находилась в следовавшем за джипом седане. Убийца, вооруженный автоматом Калашникова, маскируясь под пьяного бомжа, лег на обочине возле перекрестка. Пропустив передовую машину, которая с опережением проехала на объект, он подождал, когда кортеж, притормаживая, начал поворачивать (машина прикрытия находилась слева сзади, страхуя от объезжающих автомобилей). Тогда бомж (автоматчик) «очнулся» и, оказавшись вплотную к подъезжавшей машине (справа по фронту), одной непрерывной очередью практически в упор расстрелял через переднее стекло VIP, после чего бросил автомат и исчез за углом ближайшего дома. От полученных ранений VIP скончался.

Так как нападение производилось в упор, то охранники слышали стрельбу, но поскольку находились в «слепой зоне», стрелка не видели и ситуацию не контролировали. Когда телохранители выскочили из машины и подбежали к расстрелянной основной машине с истекающими кровью VIP и водителем, все было кончено, а убийца исчез.

Судя по тому, что позже прибывшие оперативники ОВД обнаружили справа на обочине дороги брошенный гладкоствольный карабин, основного стрелка кто-то прикрывал, ведя огонь по машине сопровождения. Однако в общей суматохе охранники не зафиксировали второго нападавшего, который, к счастью для них, не был точен.

В приведенных примерах видны ошибки в организации охраны, в действиях охранников, а также в отношении VIP к собственной охране. Однако в данной статье мы говорим о результатах несоответствия в подборе автомобилей кортежа по тактико-техническим характеристикам и несогласованности в общем управлении и взаимодействии кортежа.

Аналогичные ошибки (несоответствие в подборе автомобилей кортежа, отсутствие взаимодействия) привели к гибели в 1999г. в Санкт-Петербурге П.Капыша. Мощный бронированный джип «Шевроле-Сабурбан» использовался в качестве основной машины, а выездная охрана сопровождала его на более «скромном» «Мерседесе-230». Во время проезда кортежа на пересечении моста Лейтенанта Шмидта и Университетской набережной основная машина «проскакивает» на желтый свет, а машина сопровождения, не решаясь явно нарушить ПДД, вынуждена притормозить. Подобная осторожность была объяснима, на светофоре практически всегда дежурит наряд ГИБДД и далее по маршруту в нескольких десятках метров расположен местный отдел милиции.

В результате происходит разрыв кортежа. На повороте при низкой скорости движения джип становится идеальной мишенью для двух гранатометчиков, которые расположились на Университетской набережной на расстоянии около 30м от участка максимальной кривизны зоны поворота и точки остановки у светофора.

Преступники не были уверены, остановится кортеж на светофоре или проскочит его без остановки. Поэтому выбранное ими место позволяло эффективно контролировать обе точки максимального ограничения скорости и маневра кортежа. Преступники использовали близкое расположение отдела милиции. Они понимали, что если кортеж не остановится на перекрестке, то двигаться на максимальной скорости ему помешает не только кривизна поворота, но и близко расположенный отдела милиции. Время обстрела с последующим отходом было тщательно просчитано. Кроме того, их сообщники, спровоцировав явное нарушение ПДД на перекрестке, «увели» за собой дежуривший наряд милиции.

Таким образом, в момент движения с минимальной скоростью у основной машины отсутствовало прикрытие. Водитель в машине сопровождения, реагируя на обстрел, попытался перекрыть бортом линию атаки, но явно запаздывал. Сотрудники выездной охраны также вступили в перестрелку с опозданием. Дистанция нападения на медленно двигавшуюся или остановившуюся машину была подобрана преступниками почти идеально. В то же время она была очень неудобная для большинства среднеобученных пистолетчиков (выездная охрана была вооружена табельными ИЖ-71), на что и рассчитывали атакующие.

Анализируя большое количество покушений с использованием гранатометов как в отечественной, так и зарубежной практике, отметим, что в подавляющем большинстве случаев неправильный выбор позиции гранатометчиками, незнание характеристик оружия и недостаток опыта не позволяли им наверняка поразить цель.

Самая частая ошибка – расположение стрелка ближе 10м к цели, что связано с желанием поразить цель наверняка. Но граната в ряде случаев просто не успевает взвестись в боевое положение (покушения на Б. Березовского, на одного из руководителей Дагестана). Или же дистанция, наоборот, слишком велика для гарантированного поражения движущейся цели, или неудачно выбранный участок движения для атаки (автомобиль сохраняет достаточно высокую скорость), или неправильно рассчитанный угол обстрела (покушения на президентов Пиночета, Шеварднадзе и др.).

И в заключение назовем основные причины отсутствия слаженности действий в составе кортежа. Условно поделим их на объективные и субъективные.

К объективным причинам мы можем отнести несоответствие по тактико-техническим требованиям машин сопровождения основному автомобилю.

К субъективным – отсутствие понимания (так называемой сработки) между водителями в составе кортежа, отсутствие должной подготовки и контроля со стороны старшего экипажа. Отметим, что указанные причины, прежде всего субъективного характера, повлекли гибель и тяжелые ранения личной охраны и высокопоставленных российских чиновников в ходе передвижений на транспорте за последние полтора десятка лет.

Итак, недостатки объективного характера, которые, к сожалению, присутствуют достаточно часто, в организации охраны должны компенсироваться правильными (сработанными) действиями экипажей. Водитель основного автомобиля должен соразмерять скорость движения, и особенно на участках вынужденного торможения (разгона), взаимодействовать при совместных маневрах с автомобилями сопровождения. Должно идти оповещение о ситуации на дороге и необходимых маневрах. Старшие экипажей — руководитель охраны (прикрепленный), старший смены (выездной охраны) — должны контролировать процесс передвижения в целом и непосредственно руководить своими водителями, а не быть пассивными наблюдателями. Водители кортежа обязательно должны проходить курс совместного обучения и обкатки на слаженность действий в составе кортежа. И еще одной важнейшей составляющей деятельности руководителя охраны является разъяснительная работа с VIP.

Автомобиль прикрытия большая высоте

Закон № 257-ФЗ определяет базовое регулирование перевозок негабаритных грузов. Есть глава 5, в которой есть статья 31 включает в себя такие пункты:

  • перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов требует специального разрешения;
  • порядок получения спецразрешения устанавливается правительством РФ;
  • перед транспортировкой обязательно согласование маршрута с владельцем дорог;
  • при нанесении ущерба сумма компенсации рассчитывается владельцем дороги.

На основе этих нормативных актов, были созданы «Правила перевозки грузов автомобильным транспортом». В этом документе указано, какой должен быть порядок организации перевозок, как обеспечить сохранность машин и контейнеров с грузами, условия транспортировки и условия предоставления автомобилей для перевозки грузов.

Правила по сопровождению негабаритных грузов

Специальное разрешение можно получить только на 1 рейс (одноразовый).

Чтобы получить разрешение, позволяющее транспортировать негабаритный груз за пределы страны, нужно написать заявление в «Росдормониторинг» или зарегистрироваться на сайте ГОСУСЛУГИ и подать соответствующую заявку.
Такие документы можно получить и через фирм, предоставляющие такие услуги (посредники).

Межрегиональное разрешение можно получить, также, через сайт Госуслуги или написав заявление в одном из офисов Управления дорожным хозяйством РФ.

Транспортировка негабаритных грузов

Автомобиль прикрытия должен: 1) иметь светоотражающие желто-оранжевые полосы; 2) быть оборудован:

  • двумя проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета (допускается применение проблесковых маячков, конструктивно объединенных в одном корпусе);
  • информационным светоотражающим или световым табло желтого цвета размером один метр на 0,5 метра с текстом «БОЛЬШАЯ ШИРИНА», «БОЛЬШАЯ ДЛИНА», выполненным из световозвращающей пленки синего цвета с высотой шрифта 14 см;
  • устройством для определения высоты искусственных сооружений и других инженерных коммуникаций.

Проблесковый маячок устанавливается на крыше транспортного средства или над ней.
Способы установки проблесковых маячков должны обеспечивать надежность их крепления во всех режимах движения и торможения транспортного средства.

Комплект для автомобиля прикрытия

Требования к сопровождающему авто:

  • наличие желто-оранжевой полосы;
  • наличие проблесковых маячков желтого и оранжевого цвета;
  • должен быть установлено светоотражающее либо световое табло, на котором будет надпись, предупреждающая об особенностях груза (к примеру, «Большая длина»).

Выезд заграницу и межрегиональные перевозки При намерении пересечь границу учтите, что автомобиль без специального международного разрешения будет задержан.

Федеральный закон №127-ФЗ регулирует международные перевозки негабаритных грузов.
Спецразрешение выдается только на один рейс. Получить такое разрешение можно в Федеральном казенном учреждении «Росдормониторинг».

Для получения спецразрешения необходимо оформить заявку через сайт «Госуслуги» либо составить заявление при личном посещении офиса.

Сопровождение при транспортировке негабаритных грузов

В этом приказе можно узнать следующую информацию:

  1. Условия приема и отказа в подаче заявления.
  2. Пошаговое описание получения разрешительного документа.
  3. Внешний вид документа и информация, которая должна содержаться в этом разрешении.
  4. Нюансы согласования транспортировки негабаритных грузов.
  5. Сроки получения разрешительного документа.
  6. Порядок выдачи разрешения или причины отказа.

В каких случаях запрещена перевозка таких грузов Перевозка тяжеловесных, крупногабаритных грузов (объектов) может быть запрещена по следующим причинам:

  1. Груз мешает управлять машиной.
  2. Груженый автомобиль неуправляемый или трудноуправляемый, то есть после погрузки груза, машина становится неустойчивой.

Автомобили прикрытия (сопровождение негабаритных грузов)

При перевозке крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов запрещается: — отклоняться от установленного в специальном разрешении маршрута; — превышать указанную в разрешении скорость движения; — осуществлять движение во время гололеда, снегопада, а также при метеорологической видимости менее 100 метров; — осуществлять движение по обочине дороги, если такой порядок не определен условиями перевозки; — останавливаться вне специально обозначенных стоянок, расположенных за пределами проезжей части; — продолжать перевозку при возникновении технической неисправности транспортного средства, угрожающей безопасности движения, а также при смещении груза либо ослаблении его крепления; В случае если во время движения возникли обстоятельства, требующие изменения маршрута движения, субъект транспортной деятельности обязан получить специальное разрешение по новому маршруту в установленном порядке.

Читайте так же:  Заявление для прописки уфмс

Автомобили прикрытия для сопровождения негабаритных, крупногабаритных грузов призваны обеспечить безопасность на дороге.

С недавнего времени, если ширина грузового автотранспорта составляет 3,5 м и более, длина автопоезда превышает 25 метра, а высота — 4,5 м, сопровождение негабаритных грузов автомобилем прикрытия — обязательное условие.

Наша компания имеет в автопарке два автомобиля прикрытия и может предоставить их в аренду с экипажем.

Стоимость аренды автомобиля прикрытия с экипажем 30 рублей за 1 км.

Автомобиль прикрытия. сопровождение негабаритных грузов автомобилями.

Там же вы узнаете, кто именно должен быть наказан за нарушения.

К примеру, за отсутствие спецразрешения водитель может получить штраф в размере 2 тыс.

руб., но, что еще хуже, он может лишиться водительского удостоверения на срок до полугода. Какой груз считается негабаритным Груз считается негабаритным, если его вес или/и размер превышает значение, установленные ПДД конкретной страны в качестве допустимых при транспортировке.

403 — доступ запрещён

Правила безопасности перевозок разрешают применение одного маячка, если в корпусе объединены два световых индикатора.

Обратите внимание:Проблесковые маячки могут быть смонтированы на крыше автомобиля или над ней, но так чтобы их крепление выдерживало перегрузки при разгоне и торможении. Согласно Правилам безопасности перевозок, машины прикрытия в голове и хвосте автопоезда оснащают информационными табло:

  • • «Большая длина» при длине груза более 25 м;
  • • «Большая ширина» при ширине груза более 3,5 м.

Обязательное условие – подсветка или светоотражающая поверхность табло.Если габариты груза превосходят оба эти параметра, то машина во главе автопоезда должна быть оборудована табло «Большая ширина», а замыкающая – «Большая длина».
Именно поэтому транспортировка может проходить не по кратчайшему маршруту, а с выбором дорог с подходящим классом допустимой нагрузки. Знаки Знак, использующийся для обозначения негабаритных грузов: Знак «Автопоезд-длинномер»Длинномерное ТС. При транспортировке опасных грузов автомобиль должен быть обозначен знаком: Автомобиль прикрытия Ранее, если длина груженного негабаритом ТС была больше 24 м, но меньше 30 м, а ширина более 3.5 м, но менее 4 м, то надлежащие условия для транспортировки могли быть созданы транспортной компанией без участия представителей ГИБДД.

Но с 2014 года при перевозке тяжеловесных и негабаритных грузов для обеспечения безопасности необходимо использовать автомобиль прикрытия.

В России, определение «тяжеловесный» — это транспорт и груз, значения которых входят в один из следующих пунктов:

  1. Двухосные ТС с грузом, если их масса больше 18 тонн.
  2. Трехосные транспортные средства с грузом, если их масса больше 25 тонн.
  3. Четырехосные ТС с грузом, если их масса больше 32 тонн.
  4. Трехосный автопоезд с грузом, если их масса больше 28 тонн.
  5. Четырехосный автопоезд с грузом, если их масса больше 36 тонн.
  6. Пятиосный автопоезд с грузом, если их масса более 40 тонн.
  7. Шестиосный автопоезд с грузом, если их масса более 44 тонн.

Не менее строгие нормы — это распределение веса по осям.

Значение имеет и расстояние между осями, и нормы нагрузки автодорог.

Один из штрафов, например, если водитель не имеет спецразрешения, может штрафоваться на сумму 2000 руб.

или, еще хуже, лишением прав на пол года. А должностного лица могут оштрафовать на сумму от 15000 до 20000 рублей.

А, если это юридическое лицо (ЮР), то штраф до 500 000 рублей, за то, что допустил перевозку с нарушениями.

Насколько серьезно были нарушены правила перевозки таких грузов, от этого и зависит наказание. Не всегда могут быть наказаны ответственные лица и компания. Негабаритный груз — это Негабаритный груз, он же — крупногабаритный, он же — тяжеловесный — это такой, вес и габаритные размеры которого превышают допустимые нормы, созданные министерством определенной страны.

Требования к машинам прикрытия

Относительным показателем статуса охраняемого лица является марка автомобиля, на котором его возят. Также и автомобиль прикрытия является лицом группы личной охраны. В этой статье мы постараемся заглянуть также в его душу, рассмотрев достоинства и недостатки.

Для начала стоит рассмотреть факторы, которыми руководствуются при выборе машин сопровождения. Главных факторов три: статус, стоимость и технические особенности автомобиля. На каждом из них мы остановимся поподробнее.

В жизни все должно быть органично. И красиво. Соответственно, автомобили прикрытия должны принадлежать к одному классу. С дорогим костюмом не рекомендуется носить дешевые часы. Так же и с машинами. Именно по этой причине некоторые машины, которые могли бы справляться с поставленной задачей, отметают из-за недостаточной солидности. VIP-лицо просто не может себе позволить, чтобы о нем думали, будто у него нет средств купить дорогой автомобиль. Очень часто в расчет берется «машинная мода». Если у тебя нет такого-то автомобиля, то ты выпадаешь из обоймы VIP. Но в сфере машин прикрытия уже есть своя классика и стандарты, которых следует придерживаться.

Практически все автомобили прикрытия находятся в одной ценовой категории: от $60 000 до 130 000. Но это только первоначальные расходы. Самой затратной частью будет дальнейшее техническое обслуживание. От скорости и стиля движения кортежа будут зависеть расходы на бензин и текущий ремонт. Хорошо, когда охраняемое лицо (ОЛ) рассматривает постоянные расходы как необходимость поддержания в рабочем состоянии одного из элементов системы безопасности. Все мелочи должны быть учтены. Иногда сотрудникам личной охраны приходиться сталкиваться с ситуаций, когда средства выделяются по остаточному принципу. Получается экономия на собственной безопасности.

Технические особенности

Считается что высокий, большой и тяжелый автомобиль лучше справляется с задачей обеспечения охраны основного автомобиля. Он сможет оттереть постороннего, принять на себя удар или протаранить неожиданно возникшее препятствие. С посадкой выше стандартного седана водителю джипа и телохранителю, который обычно находится на пассажирском сиденье, лучше видно дорогу. В большую машину помещается больше людей и полезного груза: бронежилетов, спецснаряжения и иных приспособлений.

В идеальном мире машину прикрытия выбирает руководитель службы безопасности, который обладает достаточными знаниями специфики работы телохранителей. Потом он согласовывает свое решение с ОЛ и отдает распоряжение руководителю транспортного отдела, отвечающему за покупку и техническую подготовку машин.

К сожалению, не всегда эта процедура проходит именно так. Часто этот важный вопрос решают люди, которые не имеют представления об условиях, в которых придется эксплуатировать машину. В результате телохранителям достается автомобиль, который вместо рабочего инструмента представляет собой лишнюю головную боль.

Рассмотрим наиболее типичные и стандартные автомобили, используемые в качестве машины прикрытия в кортеже.

Mercedes-Benz Gelandewagen (G-класс)

Наиболее дорогой и престижный вариант. Стоимость нового автомобиля — от 3,5 млн руб. Харизматичная классика. Первый и вечный автомобиль прикрытия. Среди сотрудников охраны имеет прозвище «кирпич» за свою узнаваемую форму. Также известен как «табуретка» за свой армейский комфорт. Узнаваемый образ помогает при следовании в кортеже. Водители сразу узнают машину прикрытия и не вступают с экипажем в борьбу за место на дороге.

К положительным техническим характеристикам следует отнести мощные моторы и вместительный, просторный салон. Все. Больше этим машинам хвалиться нечем.

Дальше начинается борьба водителя с реальностью управления этим автомобилем в сложной оперативной обстановке. При плохой, дождливой и грязной погоде следовать за основной машиной приходиться практически вслепую. Прямое лобовое стекло собирает на себя всю летящую из-под колес грязь. А жидкость для очистки стекол заканчивается неожиданно быстро.

Из-за своей развесовки на скорости более 90 км/ч управление Gelandewagen требует от водителя повышенного внимания и мастерства. Находящиеся на заднем сиденье сотрудники охраны должны крепко держаться за поручни. В таких условиях ведение наблюдения за окружающей обстановкой будет затруднительно. Разгон стандартного Gelandewagen до 100 км/ч занимает в среднем 11 сек. Для сравнения: у S-класса это время равно 6 сек. Налицо техническая проблема одновременного старта машин кортежа.

Высоко расположенный центр тяжести предъявляет свои требования к навыку управления автомобилем в сложных условиях. Нередки случаи опрокидывания данных джипов. Миф о том, что подобный джип может быть использован в качестве тарана, уже был опровергнут происшествием с машиной из кортежа президента России, перевернувшейся 11 сентября 2000 года на Кутузовском проспекте.

Следует также помнить о надежности и заводских гарантиях на бронированные модели. Широко известно, что только три фирмы делают на своих заводах бронированные варианты своих джипов. Мерседес — один из них.

Итог вышесказанного: Gelandewagen — это статусный автомобиль кортежа. Решение о принятии его на вооружение требует серьезной проработки и трезвого расчета. К сожалению, у этой машины больше минусов, чем плюсов.

Toyota Land Cruiser 100

Наиболее распространенный сейчас вариант автомобиля прикрытия. Он полностью отвечает всем требованиям к машине, выполняющей подобные задачи: высокий, большой, надежный, проходимый. Да еще и комфортный внутри, что немаловажно для охранников.

Мощный двигатель и энергоемкая подвеска делают Cruiser идеальной машиной для работы в условиях неровных дорог. Собственно именно поэтому он широко используется в странах, где много пустынных и горных маршрутов. Там, где, как правило, ведутся военные действия. Багажник служит отличным передвижным складом снаряжения и экипировки.

Читайте так же:  Требования к помещению под котельную

В Европе можно найти несколько специализированных фирм, которые превратят Land Cruiser в маленький и быстрый танк, оборудовав его специальными комплектами элементов бронирования. И это будет стоить относительно недорого.

Однако следует помнить, что очевидные плюсы этого джипа, рассчитанного конструкторами на условия бездорожья, при эксплуатации его в качестве автомобиля прикрытия сразу же превращаются в минусы.

Двигатель Toyota никогда не рассчитывался на резкий старт. Для набора 100 км/ч он потратит целых 13 сек. Land Cruiser требуется некоторое время, чтобы догнать ушедший вперед основной автомобиль. Вполне вероятно, что эта техническая особенность не позволила ускориться автомобилю прикрытия президента Евкурова в момент, когда с ним поравнялась машина с террористом-смертником.

Рваный ритм городского движения накладывает на двигатель дополнительную нагрузку, и машину приходится чаще отвозить в сервис-центр.
Иногда в качестве бюджетного решения, используется модель Prado. Поменьше, поуже. Внутри не так просторно, но все равно комфортно. До тех пор, пока скорость не превышает 90 км/ч. При активном стиле движения машина раскачивается, как парусник.

В городах России Land Cruiser уже стал классической машиной охраны. Большой и черной. Но лучше все-таки на нем ездить компанией на рыбалку и шашлык.

Cadillac Escalade

Третий по цене (2,4 млн руб.) внедорожник, используемый в качестве автомобиля прикрытия. Большая и мощная (403 л. С.) машина. Из вышеназванных самая длинная (5143 см) и широкая (2007 см).

Безусловно, с таким мощным двигателем проще гоняться за основным автомобилем. Особенно при резвом старте. Отрыва практически не бывает. И выехать вперед можно быстрее, и резко перестроиться хватает мощности.

Но проблемы всех внедорожников при нетипичном использовании остаются аналогичными. Повышенный расход топлива, изношенные тормозные колодки. Все же подвеска таких машин рассчитывается на гашение вертикальной нагрузки. Сейчас подобные автомобили в кортеже стали использовать реже. Расход бензина на таких двигателях заметно сокращает дистанцию автономного движения.

Но телохранители любят работать на машинах американских марок. В них всегда особое внимание уделялось комфорту пассажиров и плавности хода.

Chevrolet Tahoe

Самый популярный автомобиль, используемый для перевозки сотрудников охраны, особенно в горячих точках Ближнего Востока. Оптимальное соотношение цены (1,8 млн руб.) и мощности двигателя (295 л. с.).

Самый широкий кузов (2068 см) позволяет телохранителям не только с комфортом работать, но и свободнее перемещаться внутри машины, что сильно помогает, когда на кортеж пытаются напасть. Большой багажник вместит в себя все необходимое снаряжение. Обычно там устанавливается спецоборудование, в том числе и «джаммер», устройство для дистанционного подрыва (или блокировки) взрывных устройств, управляемых по радиоканалу.

Mercedes-Benz Viano и Volkswagen Multivan

Представители семейства мини-вэнов. Идеально подходят для работы группы личной охраны в городских условиях. Большое количество посадочных мест. В автомобиль можно посадить не только телохранителей, но и сопровождающий персонал. То есть тех, кто в составе делегации не должен потеряться или необходим охраняемому лицу.

Двигатели, как правило, не слишком мощные, но эти машины и не используются для гонок по улицам. Хотя разгон до 100 км/ч у них сопоставим с джипами — 13 сек. Зато в кортеже мини-вэны придают определенной солидности, в отличие от банальных джипов. Как говорится, эти машины для тех, кому уже не надо никуда спешить. Для успешных бизнесменов. Или их семей.

Открываемые вдоль борта широкие двери с обеих сторон позволяют не только ускорить посадку экипажа, но и вообще дадут возможность сесть или выйти из автомобиля в условиях плотного транспортного потока или парковки. Не зря именно такой тип автомобилей используют различные группы захвата, когда надо быстро увезти с места «упакованное» тело.

Мини-вэны, экипированные соответствующим образом, могут служить командным центром при обеспечении безопасности визита любого уровня. Развернутые лицом друг к другу кресла и столик позволят провести переговоры прямо в движении. В большом салоне гораздо удобнее проводить сердечно-легочную реанимацию или оказывать первую медицинскую помощь.

В нашей практике было несколько случае, когда иностранный гость пересаживался из основного автомобиля в мини-вэн охраны, чтобы иметь возможность провести деловой брифинг по дороге с одного мероприятия на другое. В просторном салоне можно даже обедать, да и есть куда ноги вытянуть.

Безопасность на дороге

Члены московского клуба телохранителей «Серые тени» регулярно рассказывают истории о таране джипом прикрытия бампера основного автомобиля. Почему так происходит? Не вдаваясь в тактические тонкости работы телохранителей, следует указать хотя бы одну, чисто техническую причину. Машина тяжелая, и если тормозная система не подвергалась доработке, то часто колодки перегреваются и теряют свои заявленные свойства. Плюс невнимательность водителя. Все это выливается в $10 000 из кармана охраняемого лица на ремонт бампера и капота.

Особенности сопровождения негабаритных грузов

Транспортировка негабаритных грузов всегда сопряжена с рисками, которые могут сказаться на безопасности дорожного движения в момент перевозки. Сопровождающие машины необходимы для транспортировки больших грузов до места назначения на протяжении всего пути. В сфере транспортной логистики принято называть такие грузы именно негабаритными, но официальные документы и различные формулировки инструкций интерпретируют негабаритные грузы как тяжеловесные, крупногабаритные. В организации таких перевозок используют специальные автомобили прикрытия, иногда груз сопровождают специальные автомобили ГАИ. Тип сопровождения определяется сотрудниками ГИБДД, когда осуществляется выдача разрешительных документов на перевозку. Сопровождение негабарита является главной составляющей удачной и беспрепятственной доставки товара с минимальными потерями.

Сопровождение негабаритных грузов осуществляется специальными машинами или автомобилями ГИБДД

Сопровождение грузов машинами прикрытия (тягачами)

Определение подобного типа сопровождения происходит по следующим критериям:

  • ширина фуры с грузом более 3,5 м;
  • длина груженого автотранспорта более 24 м.

Сопровождение негабаритных грузов осуществляется в обязательном порядке, когда в разрешительном документе указаны особые условия для срочного изменения тактики движения на определенном отрезке пути. Это относится к мостам, тоннелям, участкам пути с реверсивным движением на момент ремонта, когда груженная фура может проехать только в одиночном порядке. При таких условиях машина сопровождения обеспечивает беспрепятственный проезд груженого автопоезда, временно перекрывая движение других автомобилей по мосту. Тягачи предоставляют организации-перевозчики, отправители товара.

Большегрузы длиной более 24 метров должны иметь сопровождение

Сопровождение автопоезда сотрудниками ГИБДД

В случае назначения этого вида прикрытия, фура должна соответствовать таким параметрам:

  • ширина транспорта достигает 4 м и более;
  • длина автопоезда составляет показатель 30 м и больше.

Проезд подобного негабаритного автомобиля будет занимать некоторую часть встречной полосы, поэтому сотрудникам ГИБДД предстоит разрешить задачу по изменению общей ситуации на проезжей части. Автомобиль сотрудников ГИБДД в сопровождении обеспечит безопасность самого груза, его перевозчика, всех участников движения в момент транспортировки. Обязательные условия к сопровождению негабарита могут регламентироваться особыми обстоятельствами, которые определяют сотрудники ГАИ (климатические факторы, интенсивный автомобильный поток, плохие дорожные условия, мосты и тоннели по маршруту следования, ж/д переезды, линии электропередач и т.д.)

Основные правила при ведении сопровождения:

  • Обязательное наличие проблесковых маячков желтого и оранжевого цветов;
  • Расстояние машины сопровождения от автопоезда во время движения должно составлять 10 или 20 м с выступом влево. Это необходимо для лучшей видимости автомобиля прикрытия встречными водителями;
  • Скорость движения состава не должна превышать 60 км/час на дороге, трассе, и 15 км/час на мосту.

Схема осуществления сопровождения согласовывается и утверждается сотрудниками ГИБДД индивидуально с каждым перевозчиком. Иногда, в момент сопровождения негабаритов принимаются немедленные решения, которые могут полностью изменить тактику проезда для всех участников движения.

Сопровождение ГИБДД позволяет избежать аварийных ситуаций на дорогах

Регламентирующие сопровождение документы

К перевозке и сопровождению негабаритных грузов применяется целый комплекс особых требований к автопоезду, его пропускной способности в зависимости от состояния дорожного полотна с целью обеспечения максимальной безопасности движения при его транспортировке.

Общий порядок осуществления перевозок негабаритных грузов и их сопровождения на дороге контролируется Росавтодором.

Приказом №7 Министерства Транспорта от 15.01.2014 г., вступившим в законную силу с 1.08.2014 г. обозначены определенные нормы и положения, целью которых является обеспечение безопасности в момент транспортировки товаров. Суть приказа можно свести к нескольким нюансам:

  • Положения для перевозки делимых грузов.
  • Обязательные требования к машинам-сопроводам негабарита (параметры машины прикрытия, оборудование).
  • Условия для осуществления мероприятий по сопровождению автопоезда.

Перевозки негабарита и порядок его сопровождения регламентируется следующими документами:

  • Правила дорожного движения (ПДД).
  • Положение постановления правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272 о правилах перевозки негабаритных грузов автотранспортом.
  • Приказ Минтранса РФ № 7 от 15.01.2014 в городе Москве о правилах создания безопасных условий для перевозки грузов специальным транспортом.

Перевозка негабаритных грузов регламентируется ПДД

В случае отсутствия разрешительного документа на перевозку негабаритных грузов по дорогам и федеральным трассам РФ к нарушителям применяется штраф в размере 500 000 рублей для юридических лиц, либо отправка фуры с негабаритом на штрафстоянку до абсолютного устранения причин задержания сотрудниками ГИБДД.

Отсутствие сопровождения

Организации-перевозчики обязаны обеспечивать безопасность своих грузов путем получения разрешения на сопровождения в ГАИ. Успех доставки крупногабаритных грузов в 90% случаях зависит от машины прикрытия.

Если не соблюдать обязательные условия к перевозке негабаритных грузов, можно понести дисциплинарную, административную, а в отдельных случаях, уголовную ответственность.