Требования к методике проведения урока

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ В ШКОЛЕ
I. Дидактические требовании к современному уроку:
— четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и вос¬питательными задачами. Определение места в общей сис¬теме уроков;
— определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с уче¬том уровня подготовки и подготовленности учащихся;
— прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
— выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
— реализация на уроке всех дидактических принципов;
— создание условий успешного учения учащихся.
II. Психологические требования к уроку.
Психологическая цепь урока:
— проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
— учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
— предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия.
Стиль урока:
1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
— соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
— определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
— планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
— выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
— учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
— соотношение побуждения учащихся к деятельности (ком¬ментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
2. Особенности самоорганизации учителя:
— подготовленность к уроку и главное — осознание психо¬логической цели и внутренняя готовность к ее осуществ¬лению;
— рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собран¬ность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему про¬исходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
— педагогический такт (случаи проявления конфликтных ситуаций);
— психологический климат па уроке (поддержание атмосфе¬ры толерантности, эмпатии, радостного, искреннего общения, деловой контакт и д.р.)
Организация познавательной деятельности учащихся:
1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
— планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
— использование установок в форме убеждения, внушения;
— планирование условий устойчивого внимания и сосредо¬точенности учащихся;
— использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивиду¬альный опрос, упражнения по повторению);
2. Организация деятельности мышления и воображения уча¬щихся в процессе формирования новых знаний и умений:
— определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представ¬лений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);
— опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
— планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (си¬стема вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, исполь¬зование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе
самостоятельных работ, усложне¬ние заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
— руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
— использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).
3. Закрепление результатов работы:
— формирование навыков путем упражнений;
— обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического пе¬реноса.
Организованность учащихся:
— отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уро¬вень умственного развития;
— возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивиду¬альной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
— планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
— проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
— дифференцированный подход к «сильным» и «слабым» ученикам.
III. Гигиенические требования к уроку:
— температурный режим;
— физико-химические свойства воздуха (необходимость про¬ветривания);
— освещение;
— предупреждение утомления и переутомления;
— чередование видов деятельности;
— соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
— соответствие классной мебели росту школьника.
IV. Требования к технике проведения урока:
— урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать, потребность в знаниях;
— темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
— необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт;
— доминировать должна атмосфера доброжелательности и ак¬тивного творческого труда;
— оптимально сочетать различные методы и при¬емы обучения;
— обеспечить соблюдение единого орфографического режи¬ма школы;
— учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ
1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
2. Определение образовательных, воспитательных, развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, учебников по социологии (экономики) и дополнительной литературы по данным предметам.
3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчле¬нение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.
4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
5. Разработка структуры урока, определение его типа и наи¬более целесообразных методов и приемов обучения на нем.
6. Нахождение связей данного материала с другими предме¬тами и использование этих связей при изучении нового матери¬ала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, прежде всего при овладении новыми знания¬ми и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.
8. Подбор дидактических средств урока (учебных кинофильмов и других видео программ, графиков, плакатов, карточек, схем, вспомогательной лите¬ратуры и др.).
9. Проверка оборудования и технических средств обучения.
10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и вы¬полнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
11. Предусмотреть объем и формы самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.
12. Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обоб¬щения и систематизации знаний.
13.Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с уче¬том уровней их сформированности, планирование проверки умений учащихся.
14.Определение содержания, объема и форм домашнего за¬дания, продумывание методики самостоятельной работы дома учащимся.
15. Продумывание форм подведения итогов урока.
16.Планирование внеклассной работы по данной теме.
17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:
— организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
— проверка домашнего задания;
— проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
— постановка цели занятия перед учащимися;
— организация восприятия и осмысления новой информа¬ции, т.е. усвоение исходных знаний;
— первичная проверка понимания темы занятия (урока);
— организация усвоения способов деятельности путем вос¬произведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу;
— творческое применение и добывание знаний, освоение спо¬собов деятельности путем решения проблемных задач, постро¬енных па основе ранее усвоенных знаний и умений;
— обобщение поучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
— контроль за результатами учебной деятельности, осуще¬ствляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
— домашнее задание к следующему уроку;
— подведение итогов урока.

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА

Структура урока — это совокупность различных вариантов взаи¬модействий между элементами урока, возникающая в процессе обу¬чения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Примерная структура урока изучения нового материала:
— первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
— указание на то, что учащиеся должны запомнить;
— мотивация запоминания и длительного сохранения в па¬мяти;
— сообщение либо актуализация техники запоминания (ра¬бота с опорными для памяти материалами, смысловая группи¬ровка и т.п.);
— первичное закрепление под руководством учителя посред¬ством прямого повторения, частичных выводов;
— контроль результатов первичного запоминания;
— регулярное систематизирующее повторение через корот¬кие, а затем более длительные промежутки времени в сочета¬нии с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
— внутреннее повторение и постоянное применение получен¬ных знаний и навыков для приобретения новых;
— частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Примерная структура урока закрепления и развития знаний, уме¬ний, навыков:
— сообщение учащимся цели предстоящей работы;
— воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
— выполнение учащимися различных задании, задач, упраж¬нений;
— проверка выполненных работ;
— обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
— задание на дом (если это необходимо).
Примерная структура урока формирования умений и навыков:
— постановка цели урока;
— повторение сформированных умений и навыков, являю¬щихся опорой;
— проведение проверочных упражнений;
— ознакомление с новыми умениями, показ образца форми¬рования;
— упражнения на их освоение;
— упражнения на их закрепление;
— тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инст¬рукции;
— упражнения па перенос в аналогичную ситуацию; « упражнения творческого характера;
— итог урока;
— задание на дом.
Примерная структура урока повторения:
— организация начала урока;
— постановка дидактических, воспитательных, развивающих задач;
— проверка домашнего задания, направленного на повторе¬ние основных понятий, умозаключений, основополагающих зна¬ний, умений, способов деятельности (практической и мысли¬тельной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторе¬нии, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
— подведение итогов повторения, проверка результатов учеб¬ной работы на уроке;
— задание на дом.
Примерная структура урока проверки знаний:
— организация начала урока (необходимо создать спо¬койную, деловую обстановку в которой дети не должны бояться прове¬рочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изуче¬нию материала);
— постановка задач урока (преподаватель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать; просит, чтобы дети вспомнили соответствующие основные понятия и пользова¬лись ими в работе; напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы);
— изложение’ содержания контрольной или проверочной работы (тестирование, ответы на контрольные вопросы, семина
ры, учебные деловые или ролевые игры и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
— подведение итогов урока. (преподаватель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующее занятие или урок);
— определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Примерная структура урока применения знаний, умений и навыков:
— организация качала урока (психологический настрой уча¬щихся);
— сообщение темы урока и его задач;
— изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
— формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных общественных или социально-экономических ситуациях;
— упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
— творческое применение знаний и умений;
— упражнение по отработке навыков;
— домашнее задание;
итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Примерная структура повторно-обобщающего урока:
— организационный момент;
— вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
— выполнение учащимися индивидуально и коллективно раз¬личного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания на ос¬нове обобщения фактов, явлений;
— проверка выполнения работ, корректировка (при необхо¬димости);
— формулирование выводов по изученному материалу;
— оценка результатов урока;
— подведение итогов;
— задание на дом (не обязательно).
Примерная структура комбинироет две или несколько дидактических целей):
— организация начала урока;
— проверка домашнего задания, постановка цели урока;
— подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и умствен¬ных умений;
— изучение нового материала, в том числе и объяснение;
— закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
— обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
— подведение итогов и результатов урока;
— задание на дом;
— подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Читайте так же:  Доверенность на управление тс отменена

Структура уроков по социологии (экономики) может строиться по тематическим разделам учебной программы:
Вариант 1
1. Рассказ обзорного типа по всей теме раздела.
2. Занятие (урок) вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений.
3. Занятие (урок) — семинар (практическая работа).
4. Занятие (урок) обобщающего типа с карточками-заданиями, ориен¬тирующими на выделение и усвоение основных понятий и главных элементов учеб¬ного материала.
5. Заключительный опрос по теоретическому материалу.

Вариант 2 (Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы)
1. Уроки теоретического разбора материала учителем.
2.Уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам.
3. Уроки-семинары.
4. Уроки-практикумы.
5. Уроки контроля и оценки.
Вариант 3 (Система уроков, предлагаемая Р. Г. Хазанкиным)
1. Урок-лекция по всей теме.
2. Уроки решения ключевых задач.
3. Урок-консультация.
4. Урок-зачет.

В любом случае технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от задан¬ных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). В разработках по технологическому конструированию учебного процесса этот подход обычно схематизируется следующим образом: Обобщенные цели и содержание обучения — Конкретные учебные цели – Обучение — Оценка.
В такой общей последовательности можно проследить особен¬ность, присущую именно технологическому подходу: направленность на достижение заранее поставленной цели и на этой основе коррекция учебного процесса, оперативная обратная связь.

Опорные характеристики различных типов педагогических процессов

Типы педагогических процессов Ключевой элемент образовательного результата Мотивы деятельности ученика Познавательная деятельность
Характерные методы (формы обучения)
Формально-репродуктивный Знание
Получить одобрение
Запоминание
Рассказ, диктовка (урок)
Сущностно-репродуктивный Умение
Желание разобраться в сути вопроса
Обдумывание (применение)
Объяснение, решение задач (урок)
Продуктивный
Творческое мышление Познавательная потребность Самостоятельный поиск Творческие задания (кружки)
Индивидуально-ориентированный Индивидуальность
Жизненные потребности Деятельность
Игры (проекты)

Формулировки задач различного уровня образовательного результата

Уровень освоения опыта
Задачи

Обучающая
Развивающая
Воспитательная

Формально-репродуктивный
Знакомство с информацией о. (знания), понимание устройства. ; освоение приёмов, формирование навыков
Формирование мылительных действий формального мышления: распознавание образов, понимание, запоминание, контроль действий
Воспитание исполни¬тельности, послушно¬сти, аккуратности

Сущностно-репродуктивный
Постижение сути, понимание принципов, внутренних связей; формирование умений решения задач определённого типа
Развитие мыслительных умений: выявление смысла, понима¬ние сути, установление взаимосвязи, абстрагирование, планирование и др.
Воспитание мотивов, привычки к действию на основе понимания целесообразности , критичности

Творческий Формирование опыта переноса освоенных способов деятельности в новую ситуацию
Освоение процедур диалектического ана¬лиза, мысленного эксперимента, навыков самообразования, процедур творческого мышления
Воспитание самореализации как мотива деятельности, тяги к нестандартности

О методике проведения уроков технологии в начальной школе с использованием компьютера и программных средств

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, — я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда».
Древняя мудрость

В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное- продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Основной задачей предметов изобразительного искусства и МХК является приобщение детей к миру искусства, формирование пространственного воображения, развитие навыков творческого восприятия окружающего мира и умение передавать своё отношение к нему на листе бумаги при помощи различных художественных средств. Поэтому для эффективной работы считаю необходимым использования на своих уроках мультимедийной установки.Использование ИКТ в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого, нравственного развития учащихся.

Читайте так же:  Антистатические полы требования

Основная цель использования ИКТ в процессе обучения — это:

  • Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
  • Формирование эмоционального поля взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса.
  • Развитие материально-технической базы процесса обучения.
  • Задачи использования ИКТ в процессе обучения:
  • Широкое использование ИКТ в учебном процессе на предметных уроках.
  • Применение ИКТ в научно-методической работе.
  • Активное внедрение ИКТ во все области образовательного процесса.
  • Создавать условия для усиления междисциплинарных связей в обучении.
  • Создавать условия для снижения перегрузок учащихся за счёт более эффективного использования ИКТ.
  • Каковы же преимущества использования информационных технологий на уроках в начальных классах?

  • Обогащает урок эмоциональной окрашенностью
  • Психологически облегчает процесс усвоения
  • Возбуждает живой интерес к предмету познания
  • Расширяет общий кругозор
  • Возрастает уровень использования наглядных пособий на уроках
  • Повышает производительность труда учителя и ученика на уроке.
  • Позволяют представить учебный материал более доступно и понятно.
  • Способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода.
  • Позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении.
  • Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или заторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Опыт проведения уроков с компьютерной поддержкой позволил нам определить методы и приемы, включающие в себя применение средств информационных технологий. Сюда относятся: подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы); мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; виртуальное практическое действие (рисование, черчение, конструирование); автоматизация отдельных операций (разметка, вычисления, заполнение цветом), программированное руководство практическими действиями и др. Применение названных методов для реализации конкретной цели какого-либо этапа урока позволяет говорить о приемах обучения. В качестве примера приемов обучения на уроке технологии можно назвать изменение масштаба развертки изделия с целью экономного расположения на листе, повтор показа трудового приема с целью запоминания порядка действий и др. Если на уроке технологии не ставится цель при изготовлении изделия осваивать новый вид разметки (по шаблону, по трафарету, на просвет, через копировальную бумагу, с помощью линейки или циркуля), то можно воспользоваться готовыми разметками будущих изделий и распечатать их с помощью принтера. Учитель в этом случае не освобождается от объяснения того, как выполнить разметку. Он расскажет детям о ее выполнении с помощью компьютерной программы. За счет применения компьютера в практическом методе, а именно — автоматизации только одной операции, его учащиеся сэкономят время, которое будет использовано для полного завершения изделий. При изготовлении многодетальных изделий, требующих сборки, есть возможность использовать метод демонстрации с мультимедийным показом приемов и последовательности операций. В ПС такие изделия демонстрируются как видеоролик, есть возможность работать в замедленном режиме и режиме слайдов. Такой метод позволит учащимся воспринимать учебный материал, проявляя индивидуальные особенности, а учитель получит хорошего «помощника», его фронтальное объяснение дополнит интерактивный режим программы. Выбор методов и приемов обучения зависит от цели, задач и темы конкретного урока с компьютерной поддержкой. Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%. Психологами доказано, что из визуальной информации человеком воспринимается 55 %, из аудио — 12%, следовательно, если сочетать аудио и визуальное преподнесение, то аудитория воспримет до 65% поданной информации. Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют
    на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

    Рекомендации по использованию элементов оформления презентации.

    Одним из основных компонентов дизайна педагогической презентации является учет физиологических особенностей восприятия цветов и форм. К наиболее значимым из них относят:

    • стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия):
    • красный,
    • оранжевый,
    • желтый;
    • сочетание двух цветов — цвета знака и цвета фона — существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне);
    • наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона:
    • белый на темно-синем,
    • лимонно-желтый на пурпурном,
    • черный на белом,
    • 4.желтый на синем;
    • белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала;
    • большое влияние на подсознание человека оказывает мультипликация. Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко «впечатываются» в подсознание. Причем, чем короче воздействие, тем оно сильнее; любой нерелевантный движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания, поэтому для маленьких детей рекомендуется вставлять их в последнюю очередь.

    Итак, применение компьютера в начальной школе возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Компьютерные технологии позволяют ставить перед учащимся начальной школы и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Причем внедрение современных информационных технологий обучения должно быть постепенным: от использования некоторых элементов урока с использованием ИКТ в привычном учебном материале до использования электронных учебников.

    И все таки, хочется сказать, как бы ни были революционны техногенные изменения, как бы ни были высоки информационные технологии, последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением и желанием изменить мир. «Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация — это путь к другому образованию», — сказал один из специалистов в области информатизации образования. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

    Литература:

    1. Дидактические требования к уроку развивающего обучения в начальной школе // Инновации в образовании.-2008 -№2
    2. Современные развивающие технологии: программированное упражнение /Н. А. Степанова // Начальная школа -2008 -№1.
    Читайте так же:  Госпошлина за регистрацию договора ипотеки с 2018

    Методическая разработка по английскому языку (5 класс) на тему:
    Методика проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС.

    Урок в соответствии с ФГОС.

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Методика проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС

    «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский

    способы и приёмы проектирования учебного занятия в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Цель:

    Задачи: Изучить основные этапы современного урока и деятельность участников урока (учитель, ученик) на каждом этапе. Рассмотреть способы моделирования современного урока в контексте профессиональной деятельности учителя, необходимые для реализации ФГОС Рассмотреть основные составляющие современного урока, влияющие на качество обучения учащихся. Повысить интерес и мотивацию педагогов на применение современных технологий на уроках.

    Что отличает современный урок от традиционного? Место в образовательном процессе Структура Содержание Организационные формы Методика Средства

    Позиции Традиционная деятельность Деятельность учителя, работающего по ФГОС ООО Подготовка к уроку Жестко структурированный конспект урока, 0% свободы учителя. При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник. Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю. При подготовке использует методические рекомендации и учебник, Интернет-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами Основные этапы урока Основное время отводится этапу объяснения и закрепления (80% — говорение учителя). Объяснение занимает 20-30% урока, закрепление 5-10%; большая часть времени на самостоятельную деятельность. Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить то, что запланировано на урок Организовать деятельность детей по: · поиску, обработке информации; · обобщению способов деятельности; · постановке учебной задачи Деятельность учащихся определяется через формулирование заданий Реши, спиши, сравни, найди, выпиши, выполни. 93% — репродуктивные задания 7% — исследуй (чаще для сильных учащихся) Проанализируй, докажите(объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте.

    Вспомните типы уроков и заполните таблицу 1 урок ознакомления с новым материалом 2 урок закрепления изученного 3 урок применения знаний и умений 4 урок обобщения и систематизации знаний 5 урок проверки и коррекции знаний и умений 6 комбинированный урок

    Отличия традиционного урока и урока по ФГОС Триединая цель урока Преобладает фронтальная форма обучения Конспект урока Формирование УУД Получение предметных, метапредметных, личностных результатов Технологическая карта (конструкт) урока

    Деятельность репродуктивно-воспроизводящая Контроль и самоконтроль усвоения Деятельность исследовательская, продуктивная, творческая Самооценка, рефлексия результатов деятельности

    Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

    Главная методическая цель достигается следующими путями : Ход познания – «от учеников». Преобразующий характер деятельности обучающихся. Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся. Коллективный поиск. Создание педагогических ситуаций общения на уроке. Гибкая структура .

    Требования: Требования к содержанию урока и процессу учения; Требования к технике проведения урока; Требования к учителю.

    Требования к содержанию урока и процессу учения: Урок должен быть воспитывающим Обеспечить систематичность, прочность знаний связь полученных, учет индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда Менять по возможности виды деятельности учащихся. Оптимально сочетать разнообразные методы обучения Большую часть урока активно работают учащиеся

    Требования к технике проведения урока Урок должен быть эмоциональным; Вызывать интерес к изучению; Воспитывать потребность в знаниях; Темп и ритм должны быть оптимальными; Действия учителя и учащихся завершенными; Необходим полный контроль во взаимодействии учителя и учащихся на уроке; Педагогический так

    Требования к учителю Чётко и точно формулировать задания Не давать новые знания в готовом виде Не повторять задание 2 раза Не комментировать ответы учеников и не исправлять их, а предлагать это сделать самим ученикам Не повторять то, что уже сказали ученики Предугадывать затруднения учеников и менять по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза Подбирать комплексные задания

    Типология современного урока Уроки «открытия» нового знания Уроки отработки умений и рефлексии Уроки общеметодологической направленности Уроки развивающего контроля

    Уроки «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов .

    Алгоритм конструирования урока открытия нового знания : 1. Выделить и сформулировать новое знание. 2. Смоделировать способ открытия нового знания . 3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания. 4. Определить необходимые ЗУН и способы его повторения. 5. Подобрать упражнения для этапа актуализации , опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов

    6 . Смоделировать затруднение и способ его фиксации . 7 . Смоделировать проблемную ситуацию и диалог. 8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон. 9. Определить приемы организации и проведения первичного закрепления. 10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням. 11. Провести анализ урока по конспекту. 12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта .

    Структура урока «открытия нового знания» 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Этап выявления места и причины затруднения 4. Этап построения проекта выхода из затруднения 5. Этап реализации построенного проекта. 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 8. Этап включения в систему знаний и повторение 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

    Уроки отработки умений и рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

    Структура урока рефлексии Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности 2. Этап актуализации и пробного учебного действия 3. Этап локализации индивидуальных затруднений 4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений 5. Этап реализации построенного проекта 6. Этап обобщения затруднений во внешней речи 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 8. Этап включения в систему знаний и повторения 9. Этап рефлексии на уроке

    Уроки общеметодологической направленности Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий . Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.

    Структура урока общеметодологической направленности : 1. Этап мотивации 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи 4. Этап включения изученного в систему знаний 5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

    Уроки развивающего контроля Содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа: 1 ) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание; 2 ) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

    I урок. Проведение контрольной работы Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности 2. Этап актуализации и пробного учебного действия

    II урок. Анализ контрольной работы 3. Этап локализации индивидуальных затруднений 4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений 5. Этап реализации построенного проекта 6. Этап обобщения затруднения во внешней речи 7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 8. Этап решения заданий творческого характера 9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности

    «Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя» (Дональд Д. Куинн).

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цели урока: — способствовать освоению понятия слово через филологический анализ стихотворения; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку.

    Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра.

    Мастер-класс : «Технологическая карта как средство организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН.

    Данный материал окажет помощь администратору или учителю при планировании и анализе урока современного типа в соответствии с требованиями ФГОС.

    Презентация для проведения методических семинаров и педагогических советов.

    Оценка эффективности проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС.