Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции опасных производственных объектов

Все требования, касающиеся промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО), сведены в одном Законе РФ № 116-Ф3. Этим документом пользуются при составлении проектной документации на объект. При необходимости можно обращаться к другим законодательным актам и техническим регламентам.

Опасные производственные объекты

К особо опасным и технически сложным объектом относят следующие:

  • использующие атомную энергию;
  • гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой и высокой опасности (1 и 2 классы опасности);
  • сооружения связи;
  • объекты передачи электрической энергии высокого напряжения (свыше 330 кВ), а также мощные тепловые электростанции (более 150 МВт);
  • космической и авиационной инфраструктуры;
  • железнодорожного транспорта;
  • метрополитен;
  • морские порты.

К опасным относят объекты, на которых хранятся (либо эксплуатируются любым образом) опасные вещества или расплавы металлов. Производственные объекты, целью которых является проведение горных работ (исключая открытые способы без взрывных работ) также считаются опасными.

Значение и цели проектной документации

В процессе проектирования ОПО определяются главные параметры зданий и сооружений, а именно:

  • архитектурные;
  • технологические;
  • конструктивные;
  • инженерные решения.

Именно этап проектирования играет ведущую роль в создании производственного объекта, поскольку на стадии непосредственного его возведения отклоняться от проекта запрещено. В случае, если в ходе строительства выявляется острая необходимость изменения запроектированных решений, составляется и заново утверждается новая проектная документация, что требует затрат времени, сил и средств.

Поэтому имеет смысл сразу выбирать надежную и профессиональную компанию, которая не только качественно выполнит проектирование, но и осуществит авторских надзор за самим процессом строительства объекта (либо его капитального ремонта или реконструкции).

Возможность начала практических действий по возведению объектов определяется получением разрешения, которое выдается уполномоченными органами на основании проверки соответствия проектных решений указанным в Законе.

Специфика проектирования ОПО

Что касается опасных объектов, процесс их проектирования и дальнейшего строительства имеет свою специфику в сравнении с другими производственными сооружениями. В частности, проектные документа обязательно должны содержать такие разделы:

  1. Мероприятия по гражданской обороне.
  2. Меры по предупреждению аварийных ситуаций (независимо от характера их возникновения, техногенного или природного).

При прохождении госэкспертизы документация тщательно проверяется и оценивается. Все параметры зданий и сооружений, входящих в состав опасного производственного объекта, должны полностью соответствовать санитарно-эпидемиологическим, экологическим нормам, требованиям безопасности (в том числе пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и т. д.), которые выдвигает к ним Закон, технические регламенты, строительные нормы и правила.

Требования промышленной безопасности к строительству и реконструкции опасных производственных объектов

Как выяснили выше, требования промышленной безопасности должны соответствовать в том числе нормам в области строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.

При этом Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” устанавливает особые требования к строительству и реконструкции опасных производственных объектов.

Напомним, что к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся в том числе проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта.

Итак, Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” устанавливает следующие запреты, ограничения и обязанности в части установления требований в области промышленной безопасности при строительстве и реконструкции опасных производственных объектов:

– не допускаются отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции (первое предложение п. 2 ст. 8);

– изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности (второе предложение п. 2 ст. 8);

– в процессе строительства, реконструкции опасного производственного объекта организации, разработавшие соответствующую документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор (п. 3 ст. 8);

– соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности (п. 3.1 ст. 8);

– проектная документация на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит экспертизе в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности (п. 5 ст. 14);

– государственный надзор при строительстве, реконструкции опасных производственных объектов осуществляется уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности (ст. 16.1).

Пункт 4 ст. 3 Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” предоставляет право лицу, осуществляющему подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, при наличии определенных законом оснований устанавливать требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 3 данного Закона в случае, если при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта.

Таким образом, пункт 4 статьи 3 Закона определяет возможность отступления от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и установления таких требований в ином документе – обосновании безопасности опасного производственного объекта.

Указанный пункт определяет три случая, когда возможно отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта:

– в случае, когда требуется такое отступление;

– в случае, когда указанных требований недостаточно;

– в случае, когда указанные требования отсутствуют.

При этом возможностью отступления от требований промышленной безопасности можно воспользоваться при обязательном и одновременном соблюдении следующих условий:

1) отступления возможны только от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;

2) отступления возможны только при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации и ликвидации опасного производственного объекта;

3) отступления возможны только при наличии обоснования безопасности опасного производственного объекта, прошедшего экспертизу промышленной безопасности и получившего положительное заключение экспертизы промышленной безопасности.

Кроме того, пункт 4 статьи 3 Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” устанавливает обязательные требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта:

1) обоснование безопасности опасного производственного объекта содержит требования промышленной безопасности к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта;

2) содержащиеся в обосновании требования промышленной безопасности устанавливаются лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта;

3) обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в него, подлежат экспертизе промышленной безопасности.

В дополнение к установленным требованиям пункт 4 статьи 3 указанного Закона определяет ряд обязанностей, возлагаемых на организации, эксплуатирующие опасный производственный объект:

1) не допускается применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности такого обоснования и внесенных в него изменений (при их наличии);

2) обоснование безопасности опасного производственного объекта направляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в Ростехнадзор при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре;

3) изменения, внесенные в обоснование безопасности опасного производственного объекта, направляются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в Ростехнадзор в течение 10 рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.

Итак, одно из основных требований Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, практически воспроизводящее положение Градостроительного кодекса РФ, заключается в том, что проектная документация на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта подлежит экспертизе в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности. При этом такая документация в силу требований п. 5 ст. 14 Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” должна содержать декларацию промышленной безопасности.

В то же время на практике возникают вопросы по определению необходимости разработки проектной документации на отдельные объекты, строительство которых осуществляется на территории построенных опасных производственных объектов, а также иные вопросы, связанные с необходимостью разработки проектной документации, проведением на нее соответствующей экспертизы и соблюдением норм в области промышленной безопасности.

Читайте так же:  Договор не составлен как вернуть деньги

Показательным примером может служить дело под N А50-8016/2011, рассмотренное Федеральным арбитражным судом Уральского округа, по которому вынесено соответствующее Постановление от 29 декабря 2011 г. N Ф09-8465/11.

Юридическое лицо обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания управления Ростехнадзора.

Названным предписанием на общество возложена обязанность устранить выявленные в ходе проверки нарушения, а именно: при отсутствии разрешения на строительство на территории цеха N 3А действующего опасного производственного объекта с технологическими блоками третьей категории взрывоопасности допущено строительство здания насосной и этажерки для технологического оборудования в ходе реализации проекта “Техническое перевооружение агрегата АС72М общества для производства азотосульфата (ASN)” (далее – проект); на территории цеха N 3А действующего опасного производственного объекта с технологическими блоками третьей категории взрывоопасности допущена реализация проекта (строительство насосной и этажерки, монтаж и привязка оборудования и коммуникаций к существующей технологии), не прошедшего государственную экспертизу в нарушение требований писем Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.02.2008 N 4083-СК/08 и от 10.09.2010 N 32260-СК/08; на территории цеха N 3А действующего опасного производственного объекта с технологическими блоками третьей категории взрывоопасности обществом допущен к реализации проект, в составе которого отсутствует декларация промышленной безопасности, учитывающая взрывную и токсическую безопасность промежуточных продуктов и продукции цеха N 3А; в разработанном обществом временном технологическом регламенте N 35 “Производство азотосульфата” не учтены “Мероприятия по локализации и устранению причин аварии, происшедшей в закрытом акционерном обществе “Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината” на аналогичном производстве, а именно: не изучен раствор двойной соли (азотосульфата) на предмет установления критических значений параметров термического разложения при различных условиях (температурах, концентрациях раствора, конденсирующих добавках и так далее); нарушена герметичность фланцевого соединения задвижки коллектора сокового пара поз. С-407/1 цеха N 3А.

Полагая, что предписание управления является незаконным, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В обоснование кассационной жалобы юридическое лицо указывает на то, что суды неправильно применили нормы градостроительного законодательства, в связи с чем пришли к ошибочным выводам о невыполнении обществом обязанности провести государственную экспертизу и получить разрешение на строительство при возведении на территории опасного производственного объекта металлической этажерки для технологического оборудования и здания насосной. Заявитель ссылается на то, что этажерка и здание насосной не являются отдельно стоящими опасными производственными объектами и не являются объектами капитального строительства, а выполняют функцию сооружений вспомогательного, подсобного использования. Как полагает общество, возведение металлической этажерки и здания насосной не затронуло конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности цеха N 3А.

Проверив законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены либо изменения.

Так, в частности, судами было установлено и материалами дела подтверждено, что общество осуществляет деятельность по эксплуатации химически опасных производственных объектов на основании лицензии ЭХ-00-007705, выданной 07.08.2007 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, сроком действия до 07.08.2012, и эксплуатирует принадлежащий на праве собственности опасный производственный объект цех N 3А по производству гранулированной аммиачной селитры.

Суды с учетом разъяснений, данных в письме Госплана СССР N НБ-36-Д, Госстроя СССР N 23-Д, Стройбанка СССР N 144, ЦСУ СССР N 6-14 от 08.05.1984 “Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий”, письме Министерства финансов СССР от 29.05.1984 N 80 “Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий” указали, что, если в рамках технического перевооружения предприятий производится строительство новых цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории действующих предприятий или примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей, к такому строительству подлежат применению нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании исследования документации общества, а именно: пояснительной записки рабочего проекта “Техническое перевооружение агрегата АС-72М общества для производства азотосульфата (ASN)”, заключения экспертизы промышленной безопасности, суды пришли к выводу о том, что сооружение, включающее в себя металлическую этажерку и здание насосной под ней, не является временной или подсобной постройкой, предназначено для осуществления производственной деятельности общества и относится к категории опасных производственных объектов.

Проектная документация на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (ч. 5 ст. 14 Закона N 116-ФЗ).

Следовательно, судами верно указано на правомерность оспариваемого предписания о необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации проекта “Техническое перевооружение агрегата АС-72М общества для производства азотосульфата (ASN)” и получения разрешения на строительство здания насосной и этажерки.

Другим примером может послужить дело N Ф03-942/2012, рассмотренное Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа, по которому принято Постановление от 04.04.2012.

Так, общество обратилось Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным предписания Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Дальневосточное управление Ростехнадзора) от 28.02.2011 N 02П-08-09-11 проверки соблюдения требований промышленной безопасности.

По мнению заявителя кассационной жалобы, автодорожный тоннель и его проектирование не относятся к категории опасных производственных объектов, поскольку используется для передвижения автотранспортных средств и не предполагает ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, а также работ в подземных условиях.

При этом суд пришел к выводу о том, что в соответствии с государственным контрактом, заключенным Департаментом дорожного хозяйства Приморского края и обществом на выполнение последним авторского надзора за строительством мостового перехода через бухту Золотой Рог в городе Владивостоке на автомагистрали, связывающей федеральную автомобильную дорогу М-60 “Уссури” Хабаровск – Владивосток с островом Русский”, общество обязано разработать проект на строительство автодорожного тоннеля как опасного производственного объекта.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что автодорожный тоннель не относится к категории опасных производственных объектов, подлежал отклонению как не соответствующий имеющимся в материалах дела доказательствам.

Согласно приложению N 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях. Проектирование подземных сооружений, строящихся открытым способом, не связанных с добычей полезных ископаемых, в соответствии с пунктом 5 приложения N 1 и статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ относится к категории опасных.

Материалами дела подтверждается, что участок транспортного строительства, строительства тоннеля (автодорожный тоннель) зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов N А74-01635-009 по признакам опасности: 21 – использование взрывчатых веществ, 25 – ведение горных работ, в связи с чем подпадает под понятие опасного производственного объекта в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ.

Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции опасных производственных объектов

Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту опасного производственного объекта установлены в статье 8 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В вопросах обеспечения безопасности строительства опасных производственных объектов необходимо в первую очередь руководствоваться законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, соответствующими техническими регламентами.

В случае, когда данные вопросы указанным законодательством не урегулированы, следует руководствоваться законодательством о градостроительной деятельности (статья 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация — это документация, которая содержит материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяет архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Состав разделов проектной документации и требования к их содержанию содержатся впостановлении Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87.

В процессе строительства, реконструкции не допускаются отклонения от проектной документации.

Отклонение от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.

Строительство, реконструкция, а также капитальный ремонт объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Порядок получения разрешения на строительство содержится в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Читайте так же:  Что значит в осаго кбм

Соответствие построенных, реконструированных, отремонтированных опасных производственных объектов проектной документации требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Постановлением Госгортехнадзора России от 18 октября 2002 года N 61-А утверждены «Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов».

К проектированию опасного объекта предъявляются следующие требования :

— при проектировании опасных производственных объектов обеспечивается контроль качества проектной документации и авторский надзор за соблюдением проектных решений в процессе строительства опасных производственных объектов;

— при разработке проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в соответствующих разделах проектной документации на всех этапах проектирования учитываются требования и предусматриваются мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению аварий и локализации их последствий с необходимыми обоснованиями и расчетами;

— в проектной документации предусматриваются :

1) мероприятия по предупреждению аварий и локализации их последствий, как на самом проектируемом объекте, так и в результате аварий на других объектах в районе размещения проектируемого объекта;

2) обоснованные и достаточные решения по обеспечению промышленной безопасности, учитывающие особо сложные геологические и гидрогеологические условия строительства, сейсмичность, оползневые и другие явления;

— для опасного производственного объекта, для которого установлена обязательность разработки декларации промышленной безопасности, в составе проектной документации разрабатывается декларация промышленной безопасности;

— проектная документация и изменения, вносимые в нее, подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с правилами проведения экспертизы промышленной безопасности.

По обращению заказчика исходные данные для разработки проектной документации рассматриваются органами Ростехнадзора на соответствие требованиям промышленной безопасности, достижениям научно-технического прогресса в области новых технологических процессов, оборудования и материалов.

Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация опасных производственных объектов должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса, проектная документация направляется на государственную экспертизу.

Предметом государственной экспертизы проектной документации являются :

— оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий;

— оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года N 145 утвержденоПоложение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

В статье 48_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации введены понятия «уникальные» и «особо опасные, технически сложные объекты». Государственная экспертиза проектной документации указанных объектов осуществляется на федеральном уровне.

К особо опасным и технически сложным объектам относятся :

— объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов)

— гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

— сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи

— линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

— объекты космической инфраструктуры;

— объекты авиационной инфраструктуры;

— объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

— морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;

— тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;

— опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:

— опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

— опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

— опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно.

Проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности в соответствии с частью 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежит также государственной экологической экспертизе.

Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, подлежат государственной экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с постановлением Госгортехнадзора России от 18 октября 2002 года N 61-А к строительству опасного производственного объекта предъявляются следующие требования :

— решение о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта принимается при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного Ростехнадзором России;

— в процессе строительства обеспечивается контроль качества строительных и монтажных работ, а также контроль состояния технической базы и технических средств строительства и монтажа;

— по окончании строительства производится приемка опасного производственного объекта в эксплуатацию.

В ходе приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию контролируется :

— соответствие выполненных работ проектным решениям по обеспечению промышленной безопасности;

— проведение испытаний технических средств и оборудования, обеспечивающих предупреждение аварий и локализацию их последствий, соответствие испытаний утвержденной программе;

— готовность персонала и аварийно-спасательных служб к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий;

— для пусконаладочных работ разрабатывается специальная технологическая документация, предусматривающая необходимые меры безопасности.

Установка грузоподъемных машин, организация и выполнение строительно-монтажных работ с их применением осуществляются в соответствии со специально разработанным для этих целей проектом производства работ грузоподъемными кранами.

Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 мая 2007 года N 317.

Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном встатье 55 Градостроительного кодекса. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 698.

4. Требования к проектированию и строительству опасных производственных объектов

4.1. Разработку проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта осуществляют проектные организации, руководители и специалисты которых прошли обучение и аттестованы по промышленной безопасности в установленном порядке.

4.2. При разработке проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в соответствующих разделах проектной документации на всех этапах проектирования учитываются требования и предусматриваются мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению аварий и локализации их последствий с необходимыми обоснованиями и расчетами.

4.3. В пояснительных записках к проектам производств и объектов должны быть предусмотрены самостоятельные разделы по взрывопожаробезопасности, в которых должны быть перечислены и обоснованы все предусмотренные в проекте мероприятия по взрывопожаробезопасности.

4.4. При проектировании определяют категории всех помещений и зданий по взрывопожарной опасности.

4.5. При проектировании и эксплуатации производств и объектов необходимо определить классы взрывоопасных и пожароопасных зон производственных помещений и наружных установок.

4.6. В проектной документации предусматриваются мероприятия по предупреждению аварий и локализации их последствий как на самом проектируемом объекте, так и в результате аварий на других объектах в районе размещения проектируемого объекта.

При разработке данных мероприятий учитываются источники опасности, факторы риска, условия возникновения аварий и их сценарии, численность и размещение производственного персонала.

В проектной документации на консервацию или ликвидацию опасного производственного объекта предусматривают мероприятия по предупреждению аварий, локализации и ликвидации их последствий как в процессе консервации или ликвидации объекта, так и по их завершении.

4.7. Для опасного производственного объекта в составе проектной документации разрабатывается декларация промышленной безопасности. Декларация промышленной безопасности разрабатывается, уточняется и проходит экспертизу промышленной безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами Госгортехнадзора России.

Читайте так же:  Величина налог на прибыль 2018

4.8. Проектная документация и изменения, вносимые в нее, подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, установленными Госгортехнадзором России.

4.9. При проектировании опасных производственных объектов обеспечивается контроль качества проектной документации и авторский надзор за соблюдением проектных решений в процессе строительства опасных производственных объектов.

4.10. Решение о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта принимается при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного Госгортехнадзором России.

Строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение опасных производственных объектов осуществляют организации, руководители и специалисты которых прошли обучение и аттестацию по промышленной безопасности в установленном порядке.

4.11. В процессе строительства не допускаются отклонения от проектной документации, обеспечиваются контроль качества строительных и монтажных работ, а также контроль состояния технической базы и технических средств строительства и монтажа.

4.12. По окончании строительства производится приемка опасного производственного объекта в эксплуатацию. В ходе приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию контролируется: соответствие выполненных работ проектным решениям по обеспечению промышленной безопасности; проведение испытаний технических средств и оборудования, обеспечивающих предупреждение аварий и локализацию их последствий, соответствие испытаний утвержденной программе; готовность персонала и аварийно-спасательных служб к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий.

4.13. При реконструкции, техническом перевооружении и расширении действующих опасных производственных объектов руководители организаций определяют объемы мероприятий по обеспечению взрывобезопасности на этот период, которые обязательны для руководителей строительных организаций и руководителей подведомственных им подразделений.

4.14. Ответственность за обеспечение взрывобезопасности при проведении реконструкции, технического перевооружения и расширения на действующих опасных производственных объектах несет руководитель подрядной организации.

4.15. Работы по консервации или ликвидации опасного производственного объекта проводятся в соответствии с планами консервации или ликвидации, обеспечивающими выполнение проектных решений по обеспечению промышленной безопасности.

Требования промышленной безопасности

В статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» дается следующее определение понятия требования промышленной безопасности:

Это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, изложенные в настоящем Федеральном законе; других федеральных законах; нормативных правовых актах Президента РФ и Правительства РФ, принимаемых в соответствии с федеральными законами; федеральных нормах и правилах в области ПБ.

Законодательство:

  • Федеральный закон от 04.03.2013 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333_33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
  • ПБ от 18.10.2002 № 03-517-02 «Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов»
  • Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) от 29.12.2004 г. №190-ФЗ
  • Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»
  • Федеральный закон от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании»
  • Приказ Ростехнадзора от 14.02.2012 № 97 «Об утверждении Методики определения размера платы за оказание услуги по экспертизе промышленной безопасности».

Требования промышленной безопасности должны соответствовать:

  • нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций ЧС;
  • нормам санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • нормам охраны окружающей среды;
    нормам экологической безопасности;
  • нормам пожарной безопасности;
  • нормам охраны труда;
  • нормам строительства;
  • требованиям, установленным в соответствии с законодательством России о техническом регулировании.

Если в процессе эксплуатации, капитального ремонта, консервации или ликвидации ОПО необходимо отступить от законодательно установленных требований промышленной безопасности, таких требований недостаточно или вообще нет, то требования ПБ могут быть установлены в обосновании безопасности опасного производственного объекта.

ПБ № 03-517-02 устанавливают требования к проектированию и строительству ОПО.

Требования к проектированию опасного производственного объекта:

  • обеспечение контроля качества проектной документации и авторский надзор за соблюдением проектных решений в процессе строительства;
  • учет требований промышленной безопасности и разработка мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению аварий и локализации их последствий на каждом этапе проектирования;
  • разработка декларации промышленной безопасности;
  • проведение экспертизы промышленной безопасности проектной документации и вносимых в нее изменений.

По обращению заказчика или лица, представляющего его интересы, исходные данные для разработки проектной документации рассматриваются органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на соответствие требованиям промышленной безопасности, достижениям научно-технического прогресса в области новых технологических процессов, оборудования и материалов.

Требования к строительству опасного производственного объекта:

  • принятие решения о начале строительства, расширения, реконструкции опасного производственного объекта только при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации;
  • невозможность отступления от проектной документации в процессе строительства;
  • контроль качества строительных и монтажных работ;
  • контроль состояния технической базы и технических средств строительства и монтажа;
  • приемка опасного производственного объекта в эксплуатацию по окончании строительства;
  • разработка специальной технологической документации для пусконаладочных работ.

Соответствие построенных и реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, устанавливается заключением федерального органа исполнительной власти уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном статьей 55 Градостроительного кодекса. При этом проверяется:

  • готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта;
  • готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии;
  • наличие договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Требования к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты:

  • выполнять требования промышленной безопасности, установленные к эксплуатации опасных производственных объектов законодательными и иными нормативными правовыми актами и нормативными техническими документами, принятыми в установленном порядке;
  • представлять сведения, необходимые для регистрации объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с требованиями, установленными Госгортехнадзором России;
  • допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
  • обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля производственных процессов в соответствии с установленными требованиями, а также выполнение установленных требований к хранению опасных веществ;
  • в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами, разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
  • заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
  • предотвращать проникновение посторонних лиц на опасный производственный объект;
  • организовывать и осуществлять производственный контроль в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;
  • планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварий;
  • заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования и нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
  • иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
  • обучать работников действиям в случае аварии или инцидента;
  • создавать и поддерживать в надлежащем состоянии системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;
  • принимать участие в техническом расследовании причин аварий, утрат взрывчатых материалов на объекте, расследовании несчастных случаев на производстве в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными документами Госгортехнадзора России;
  • вести учет аварий, инцидентов, несчастных случаев на производстве, анализировать причины возникновения аварий, инцидентов, несчастных случаев на производстве, принимать меры по их профилактике и устранению причин;
  • представлять в установленном порядке в органы государственной власти информацию об авариях, инцидентах и несчастных случаях на производстве, причинах их возникновения и принятых мерах;
  • соблюдать порядок и условия применения технических устройств на опасных производственных объектах, предусмотренный Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 № 1540;
  • обеспечивать учет и сохранность взрывчатых веществ в установленном порядке (для организаций эксплуатирующих ОПО, на которых используются, хранятся и транспортируются взрывчатые вещества, допущенные к применению Госгортехнадзором России на основании соответствующих заключений специализированных организаций);
  • осуществлять производственный контроль, являющийся частью системы управления промышленной безопасностью, посредством проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования ОПО, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации и ликвидации их последствий.

Надзор за выполнением требований осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), его территориальные органы и должностные лица в соответствии с законодательно установленными полномочиями.

Мы свяжемся с вами в ближайщее время.

Если у вас возникнут вопросы или вы хотите уточнить данные — позвоните по телефону: +7 (499) 258-01-11