Статья 69. Трудового кодекса РБ
Оплата за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни

Каждый час работы в сверхурочное время оплачивается:

1) работникам со сдельной оплатой труда – не ниже двойных сдельных расценок;

2) работникам с повременной оплатой труда, а также получающим должностные оклады, – не ниже двойных часовых тарифных ставок (окладов).

По договоренности с нанимателем работнику за работу в сверхурочное время может предоставляться другой день отдыха.

Работа в государственные праздники, праздничные (часть первая статьи 147) и выходные дни оплачивается не ниже чем в двойном размере по правилам части первой настоящей статьи. При этом для работников, получающих месячный оклад, оплата производится в размере не ниже одинарной часовой тарифной ставки (оклада) сверх месячного оклада, если работа производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не ниже двойной часовой тарифной ставки (оклада) сверх месячного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.

За работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные (часть первая статьи 147) и выходные дни премии начисляются на заработок по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку.

Статья 69. Компенсация за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни

За каждый час работы в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные (часть первая статьи 147) и выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, производится доплата:

1) работникам со сдельной оплатой труда – не ниже сдельных расценок;

2) работникам с повременной оплатой труда – не ниже часовых тарифных ставок (окладов).

Конкретный размер доплаты в бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, устанавливается Правительством Республики Беларусь, в иных организациях – трудовым договором и (или) локальным нормативным правовым актом.

За работу в сверхурочное время и выходные дни взамен доплаты с согласия работника может предоставляться другой неоплачиваемый день отдыха. При этом за часы работы в сверхурочное время один неоплачиваемый день отдыха предоставляется из расчета восьмичасового рабочего дня (один день отдыха за восемь часов работы в сверхурочное время).

Если работа в государственные праздники и праздничные дни (часть первая статьи 147) выполнялась сверх месячной нормы рабочего времени, работнику по его желанию помимо доплаты предоставляется другой неоплачиваемый день отдыха.

Статья 69 ТК РБ

Статья 69. Оплата за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни

Каждый час работы в сверхурочное время оплачивается:
1) работникам со сдельной оплатой труда — не ниже двойных сдельных расценок;
2) работникам с повременной оплатой труда, а также получающим должностные оклады, — не ниже двойных часовых тарифных ставок (окладов).
(в ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 N 272-З)
По договоренности с нанимателем работнику за работу в сверхурочное время может предоставляться другой день отдыха.
.

если работник отработал 1-2ч. сверхурочно то ему положен целый день отдыха? если нет то сколько положено и где это должно отражаться?

  • Войдите, чтобы оставлять комментарии

В соответствии с частью 2 статьи 69 ТК сверхурочная работа может компенсироваться другим днем отдыха, если есть договоренность между работником и нанимателем.
Такая компенсация сверхурочных работ возможна после накопления количества сверхурочных часов, равного рабочему дню, взамен которого предоставляется другой день отдыха.
То есть, если у вас 8-часовой рабочий день, и Вы отработали 2 часа сверхурочно, то Вам день отдыха предоставят тогда, когда Вы сверхурочных наберете на 8 часов.

Статья 69. Проверка

1. Порядок организации и проведения проверок устанавливается Президентом Республики Беларусь, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь.

При проведении проверок в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, налоговые органы вправе применять хронометражный метод на условиях и в порядке, установленных статьей 78 3 настоящего Кодекса.

Порядок организации и проведения проверок, указанных в пункте 2 настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом.

2. В соответствии с настоящим Кодексом налоговые органы проводят следующие проверки:

2.1. камеральные проверки;

2.2. выездные проверки, в том числе дополнительные:

проверки, проводимые при ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам), для признания государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей недействительной, а также при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправлении налоговому органу сообщения о причинах ее неосуществления;

проверки государственных органов;

Читайте так же:  Лицензия на разработку и производство авиационной техники

тематические оперативные проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (за исключением нотариусов, а также адвокатов, лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма);

в целях выполнения обязательств, принятых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

проверки, проводимые при прекращении деятельности представительств иностранных организаций на территории Республики Беларусь;

2.3. выездные встречные проверки плательщиков (иных обязанных лиц) (в рамках проведения проверок, указанных в подпункте 2.2 настоящего пункта).

3. Проверки, указанные в абзаце втором подпункта 2.2 пункта 2 настоящей статьи, не проводятся в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих деятельность со дня государственной регистрации либо не осуществляющих деятельность после проведенной налоговыми органами проверки, по результатам которой не установлено нарушений налогового и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы.

Трудовой кодекс рб статья 69

Войти через социальные сети

Компенсации — денежные выплаты, установленные с целью возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей (ч. 2 ст. 90 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК)).

Частью 2 ст. 110 ТК работа, выполненная по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа, работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни) отнесена к рабочему времени.

Рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности (ч. 1 ст. 110 ТК).

Таким образом, нормой права ч. 2 ст. 110 ТК выделены 2 основных вида работ сверх установленной продолжительности рабочего времени, выполняемых по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя: сверхурочная работа и работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни.

Сверхурочная работа выполняется непосредственно в рабочий день (смену) работника, а работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни — в соответствующие свободные от работы дни.

Статья 136 ТК регулирует выходные дни, а право работников на выходные дни — ст. 137 ТК, согласно которой право на выходные дни имеют все работники.

Выходные дни работник может использовать по своему усмотрению.

Работник, находящийся в служебной командировке, пользуется выходными днями в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), установленными у нанимателя, к которому направлен работник. Если работник специально командирован для выполнения работы в свой выходной день, то компенсация за работу в указанный день производится согласно ст. 69 ТК.

Часть 1 ст. 147 ТК предусматривает, что работа не производится в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими. При том в ч. 2 ст. 147 ТК содержатся исключения, допускающие выполнение в такие дни:

· работ, приостановка которых невозможна по производственно-технологическим условиям (непрерывно действующие организации);

· работ, вызванных необходимостью постоянного непрерывного обслуживания населения, организаций;

· неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

Компенсацию за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни регулирует ст. 69 ТК, которая определяет 2 вида компенсации: повышенную оплату труда за работу в такие дни или неоплачиваемый день отдыха.

Согласно ч. 1 указанной статьи за каждый час работы в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные (ч. 1 ст. 147 ТК) и выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, производится доплата:

1) работникам со сдельной оплатой труда — не ниже сдельных расценок;

2) работникам с повременной оплатой труда — не ниже часовых тарифных ставок (окладов).

Приведенная норма означает, что при привлечении работника в установленном законодательством порядке к работе в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни ему за работу в такое время начисляется и выплачивается заработная плата за фактически отработанное время. Сверх заработной платы дополнительно нанимателем производится доплата в зависимости от формы оплаты труда.

Размер доплат, определенный в ч. 1 ст. 69 ТК, установлен минимальный. Это означает, что нанимателем могут быть установлены большие размеры доплат за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни.

Вместе с тем ч. 2 ст. 69 ТК определяет, что конкретный размер доплаты в бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, устанавливается Правительством Республики Беларусь, в иных организациях — трудовым договором и (или) локальным нормативным правовым актом.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 ТК принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2014 № 583 «Об установлении размера доплаты за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни», которым установлены конкретные размеры доплаты за каждый час работы в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, работникам бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций:

— с повременной оплатой труда — в размере часовой тарифной ставки (оклада) работника;

— со сдельной оплатой труда — в размере сдельной расценки выполненной работы.

В отношении иных организаций наниматели на основании трудового договора (контракта) и (или) локального нормативного правового акта самостоятельно устанавливают размеры доплаты за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни.

Читайте так же:  Независимая экспертиза мобильных телефонов цена

Альтернативой доплате является предоставление другого неоплаченного дня отдыха. При этом день отдыха предоставляется взамен доплаты с согласия работника только за работу в сверхурочное время и выходные дни. Следует отметить, что указанный день отдыха по возможности целесообразно предоставлять в том месяце, в котором работник привлекался к работе в выходной день (выполнял сверхурочную работу), либо в учетный период (при суммированном учете рабочего времени) для соблюдения нормы рабочего времени в учетом периоде.).

При этом за часы работы в сверхурочное время один неоплачиваемый день отдыха предоставляется из расчета 8-часового рабочего дня (один день отдыха за восемь часов работы в сверхурочное время) (ч. 3 ст. 69 ТК).

Это означает, что если работник привлекался к работе в сверхурочное время, то право на замену доплаты неоплачиваемым днем отдыха возникает только при условии переработки сверхурочно 8 часов (например, за несколько рабочих дней). При этом, за работу в выходные дни данное правило не применяется, то есть при привлечении работника к работе в выходной день ему производится начисление и выплата заработной платы за фактически отработанное время (например, за 5 часов работы в выходной день) и в случае согласия работника на замену доплаты за 5 часов работы в выходной день — неоплачиваемый день отдыха независимо от количества отработанных в выходной день часов.

Если работник изъявил желание получить неоплачиваемый день отдыха за работу в сверхурочное время либо в выходной день, то предпочтительно в письменной форме выразить свое согласие на замену доплаты. Следовательно, соответствующая доплата за работу в сверхурочное время ему производиться не будет.

При привлечении работника к работе в государственные праздники и праздничные дни производится доплата. Право на замену доплаты неоплачиваемым днем отдыха у работника в такой ситуации отсутствует.

В соответствии с ч. 4 ст. 69 ТК, если работа в государственные праздники и праздничные дни (ч. 1 ст. 147 ТК) выполнялась сверх месячной нормы рабочего времени, работнику по его желанию помимо доплаты предоставляется другой неоплачиваемый день отдыха.

Это означает, что предоставление другого неоплачиваемого дня отдыха не исключает обязанность нанимателя произвести работнику доплату согласно ч. 1 ст. 69 ТК.

Отдельно следует обратить внимание на то, что предусмотренный в ст. 69 ТК вид компенсации за работу в сверхурочное время и выходные дни в виде неоплачиваемого дня отдыха не может быть предоставлен с сохранением заработной платы на основании коллективного договора, соглашения, иного локального нормативного правого акта (ЛНПА), поскольку положения ЛНПА будут противоречить законодательству о труде.

Из ст. 69 ТК исключена норма, которая предусматривала начисление премии на заработок по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку. В этой связи данный вопрос регулируется в ЛНПА. Кроме того, в ЛНПА необходимо также определить порядок начисления иных выплат на тарифную ставку, которая выплачивается работнику за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни.

Порядок привлечения работника к работе в выходные дни и оплата труда за работу в выходные дни

Статья 43 Конституции Республики трудящиеся имеют право на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков и дней еженедельного отдыха.

Согласно ст. 136 Трудового кодекса Республики Беларусь всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых).

При пятидневной рабочей неделе предоставляются два выходных дня каждую календарную неделю. При шестидневной рабочей неделе предоставляется один выходной день.

В соответствии с ч. 1 ст. 142 Трудового кодекса Республики Беларусь работа в выходные дни допускается по предложению нанимателя и только с согласия работника или по инициативе работника с согласия нанимателя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При этом, если к работе в выходной день привлекается несколько работников, то наниматель должен получить согласие от каждого из них. Необходимость выполнения работы в выходной день с согласия или по инициативе работника определяет наниматель.

Согласно ст. 143 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель вправе привлекать работника к работе в его выходной день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), без согласия работника в следующих исключительных случаях для:

  1. предотвращения катастрофы, производственной аварии, выполнения работ, необходимых для немедленного устранения их последствий или последствий стихийного бедствия;
  2. предотвращения несчастных случаев;
  3. устранения случайных или неожиданных обстоятельств, которые могут нарушить или нарушили нормальное функционирование водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи;
  4. оказания медицинским персоналом экстренной медицинской помощи.

Перечень оснований привлечения работника к работе в его выходной день исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

Ст. 144 Трудового кодекса Республики Беларусь устанавливает предельное количество выходных дней, которые могут использоваться для привлечения работников к работе. Так, допускается использование для работы не более 12 выходных дней в год каждого работника. При этом в предельное количество выходных дней не включаются выходные дни, в которые работник привлекался к работе без его согласия в порядке, предусмотренном ст. 143 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Читайте так же:  Заявление в налоговую о возврате излишне уплаченной суммы

Привлечение к работе в выходной день оформляется приказом (распоряжением) нанимателя с соблюдением гарантий, предусмотренных законодательством.

Запрещается привлечение к работе в выходные дни беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также работников моложе восемнадцати лет. Женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов – до восемнадцати лет), могут привлекаться к работе в выходные дни только с их письменного согласия. Привлечение инвалидов к работе в выходные дни допускается только с их согласия и при условии, если такая работа не запрещена им индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

В соответствии со ст. 69 Трудового кодекса Республики Беларусь за

каждый час работы в выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, производится доплата:

  1. работникам со сдельной оплатой труда — не ниже сдельных расценок;
  2. работникам с повременной оплатой труда — не ниже часовых тарифных ставок (окладов).

Конкретный размер доплаты в бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, устанавливается Правительством Республики Беларусь, в иных организациях — трудовым договором и (или) локальным нормативным правовым актом.

За работу в выходные дни взамен доплаты с согласия работника может предоставляться другой неоплачиваемый день отдыха.

Статья подготовлена заведующим юридической консультации

Барановичского района и города Барановичи Грицкевич Т. А.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Министерство труда и социальной защиты
Республики Беларусь

С 25 июля 2014 года вступает в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 583 «Об установлении размера доплаты за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни» (далее – постановление).

Пунктом 32 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 131-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» статья 69 Трудового Кодекса Республики Беларусь изложена в новой редакции.

Новая редакция частей первой и второй статьи 69 Трудового кодекса Республики Беларусь предусматривает, что:

1) за каждый час работы в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, производится доплата работникам: со сдельной оплатой труда – не ниже сдельных расценок; с повременной оплатой труда – не ниже часовых тарифных ставок (окладов);

2) конкретный размер доплаты для работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (далее – бюджетные организации), устанавливается Правительством Республики Беларусь, в иных организациях – трудовым договором и (или) локальным нормативным правовым актом.

Справочно: До 25 июля 2014 г. статьей 69 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) предусматривалась оплата за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни. При этом каждый час работы в сверхурочное время оплачивался:

1) работникам со сдельной оплатой труда – не ниже двойных сдельных расценок;

2) работникам с повременной оплатой труда, а также получающим должностные оклады, – не ниже двойных часовых тарифных ставок (окладов).

Конкретный размер оплаты за сверхурочную работу устанавливался нанимателем самостоятельно (часть первая статьи 63 ТК), но не ниже размера, предусмотренного частью первой статьи 69 ТК.

Таким образом, на основании части второй статьи 69 Трудового кодекса Республики Беларусь постановлением установлен конкретный размер доплаты за каждый час работы в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни работникам бюджетных организаций.

Например.
1. Работник (водитель) с повременной оплатой труда отработал всего 169 часов, в том числе сверхурочно 3 часа.

Доплата за 3 часа сверхурочной работы составит – 19 391 руб. (тарифный оклад 1 072 957 руб. / 166 ч. * 3 ч.).

Таким образом, начисленная заработная плата (за 169 ч.) составит всего 2 837 649 руб., в том числе:
тарифный оклад (за 169 ч.) – 1 092 348 руб.;
повышения тарифного оклада на:
15 процентов за стаж работы в отрасли – 163 852 руб.,
50 процентов в соответствии с п.п. 2.5 п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь № 29 – 546 174 руб.;
надбавка за классность 25 процентов – 273 087 руб.;
доплата за особый характер работы 25 процентов – 273 087 руб.;
премия 20 процентов – 469 710 руб.;
доплата за сверхурочные 3 часа – 19 391 руб.

2. За месяц работник, которому установлена сдельно-премиальная система оплаты труда, оказал 120 единиц услуг, в том числе 10 единиц услуг в сверхурочное время. Сдельная расценка 1 единицы услуги составляет 50 000 руб.

Итого начисленная заработная плата составит 8 300 000 руб., в том числе:
сдельный заработок – 6 000 000 руб. (120 ед.у. * 50 000 руб.);
премия 1 800 000 руб. (6 000 000 руб. * 30 процентов);
доплата за услуги, оказанные в сверхурочное время, 500 000 руб. (10 ед.у. * 50 000 руб.).