Заявление об обязании предоставить жилое помещение

В Центральный районный суд г. Омска

Истцы: К.,
г. Омск, ул. . дом . кв. . ;

С.,
г. Омск, ул. . дом . кв. . ;

Ответчики: Министерство образования Омской области,
г. Омск, ул. Красный путь, д.5

Министерство имущественных отношений Омской области
г. Омск, ул. Орджоникидзе, д.5

Третьи лица: Департамент жилищной политики
Администрации г. Омска,
г. Омск, ул. Гагарина, 34,

Правительство Омской области,
г. Омск, ул. Красный путь, д.1

Исковое заявление
об обязании предоставить жилое помещение вне очереди
детям, оставшимся без попечения родителей

Истцы, К (до замужества С.) и С., относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать истцов, В. Ф., была лишена родительских прав на основании решения . городского народного суда Омской области от . 1993 года.

Отец истцов, А. Н., лишен родительских прав на основании решения . районного суда г. Омска от . 1994 года.

Постановлением Администрации Первомайского района г. Омска опекуном над несовершеннолетними С., . 1989 года рождения, и С., . 1987 года рождения, была назначена бабушка, М. С. – до достижения истцами совершеннолетия.

Как дети, оставшиеся без попечения родителей, в соответствии с Жилищным кодексом РФ и ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», мы имеем право на внеочередное обеспечение нас жилыми помещениями на условиях договора социального найма после окончания образовательного учреждения и прекращения опеки.

В соответствии с Законом Омской области от 16.11.2006г. № 806-ОЗ «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области (Администрации г. Омска).

Мы состоим на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по Центральному АО г. Омска с . 2002г. вместе с нами стояли на учете две наших сестры Н. и В., которые получили жилые помещения по договору социального найма на основании решения суда.

Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ , вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Данный вывод подтверждается судебной практикой

Так, в определении Верховного суда РФ от 26.12.2007г. № 46-Г07-33 указано:

«..Признавая противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункт 2 ч. 1 ст. 11 Закона Самарской области N 139-ГД от 05.07.2005 «Списки очередности граждан, состоящих на учете в целях получения жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» предусматривающий, что граждане, имеющие в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право на внеочередное предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, включаются в отдельный список, суд правильно руководствовался положениями ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Таким образом, установление законодательным органом субъекта Российской Федерации очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства».

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указано следующее:

«..В судебной практике имели место случаи, когда по делам по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об обеспечении таких детей по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм, ответчики просили суд отказать в удовлетворении заявлений прокуроров, поскольку это, по их мнению, могло привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц.

Большинство судов, рассматривая дела данной категории, правильно исходили из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, и приходили к выводу о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом».

Таким образом, после окончания образовательного учреждения ответчики обязаны были предоставить нам жилое помещение на условиях договора социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм, вне зависимости от наличия иных лиц данной категории, однако до настоящего времени этого сделано не было.

Мы неоднократно обращались с заявлениями в департамент жилищной политики Администрации г. Омска о предоставлении нам жилого помещения, однако получали отказ.

На основании изложенного, просим суд:

1. Обязать ответчиков предоставить К. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области;

2. Обязать ответчиков предоставить С. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области.

Приложение:
1. Копии искового заявления;
2. Копия карточки очередника;
3. Копия постановления о взятии на квартирный учет;
4. Копия постановления об установлении опеки;
5. Копия решения суда от . 2010г.;
6. Копии свидетельства о рождении;
7. Копии дипломов об окончании образовательных учреждений;
8. Копия свидетельства о заключении брака;
9. Копия договора социального найма;
10. Копия доверенности представителя;
11. Квитанция об оплате госпошлины.

Представитель по доверенности .

См. по данному делу : Решение суда о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке

Заявление об обязании предоставить жилое помещение

В Центральный районный суд г. Омска

Истцы: Н. А., г. Омск, ул. . д. . кв. . к. . ;
В. А., г. Омск, ул. . 145А, кв. 24, к. 2;

Ответчики: Администрация г. Омска,
г. Омск, ул. Гагарина, 34;

Департамент жилищной политики
Администрации г. Омска,
Г. Омск, ул. Гагарина, 34

Исковое заявление об обязании предоставить жилое помещение
лицам, оставшимся без попечения родителей

Истцы, Н. А. и В. А., относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать истцов, В. Ф., была лишена родительских прав на основании решения Тюкалинского городского народного суда Омской области от . 1993 года.

Отец истцов, А. Н., лишен родительских прав на основании решения Первомайского районного суда г. Омска от . 1994 года.

Постановлением Администрации Первомайского района г. Омска опекуном над несовершеннолетними Н.А., . 1984 года рождения, и . В.А., . 1986 года рождения, была назначена бабушка, М. С. – до достижения истцами совершеннолетия.

Как дети, оставшиеся без попечения родителей, в соответствии с Жилищным кодексом РФ и ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», мы имеем право на внеочередное обеспечение нас жилыми помещениями на условиях договора социального найма после окончания образовательного учреждения и прекращения опеки.

В соответствии с Законом Омской области от 16.11.2006г. № 806-ОЗ «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области (Администрации г. Омска).

Мы состоим на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по Центральному АО г. Омска с . 2002г.

Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Читайте так же:  Требования к индикаторам

Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ , вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Данный вывод подтверждается судебной практикой

Так, в определении Верховного суда РФ от 26.12.2007г. № 46-Г07-33 указывалось:

«Признавая противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункт 2 ч. 1 ст. 11 Закона Самарской области N 139-ГД от 05.07.2005 «Списки очередности граждан, состоящих на учете в целях получения жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» предусматривающий, что граждане, имеющие в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право на внеочередное предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, включаются в отдельный список, суд правильно руководствовался положениями ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Таким образом, установление законодательным органом субъекта Российской Федерации очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства».

В обзоре судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указано следующее:

«В судебной практике имели место случаи, когда по делам по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об обеспечении таких детей по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм, ответчики просили суд отказать в удовлетворении заявлений прокуроров, поскольку это, по их мнению, могло привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц.

Большинство судов, рассматривая дела данной категории, правильно исходили из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, и приходили к выводу о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом».

Таким образом, после окончания образовательного учреждения ответчики обязаны были предоставить нам жилое помещение на условиях договора социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм, вне зависимости от наличия иных лиц данной категории, однако до настоящего времени этого сделано не было.

Мы неоднократно обращались с заявлениями в департамент жилищной политики Администрации г. Омска о предоставлении нам жилого помещения, однако получали отказ.

Согласно письма департамента жилищной политики Администрации г. Омска от . 2007г., вопрос предоставления нам жилого помещения по договору социального найма будет решен после обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, поставленных в городе Омске на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ранее нас, исходя из объема целевых финансовых средств, переданных в бюджет г. Омска из бюджета Омской области.

Согласно письма департамента жилищной политики Администрации г. Омска № . от . 2009г., основания для предоставления нам жилого помещения во внеочередном порядке вообще отсутствуют, поскольку Постановлением главы администрации первомайского района города Омска от 1993г. № . «Об установлении опеки над несовершеннолетними» за нами была закреплена жилая площадь по адресу: г. Омск, ул. . дом . кв. 156, то есть жилое помещение опекуна.

Считаем данный вывод ответчика не основанным на законе.

Согласно указанному Постановлению, жилое помещение опекуна закреплялось за опекаемыми до достижения ими совершеннолетия. Самостоятельного права пользования жилым помещением, нанимателем которого является опекун, мы не приобрели.

Согласно ч. 2 ст. 40 ГК РФ , попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

На основании изложенного, просим суд:

1. Обязать ответчиков предоставить Н. А. и В. А. жилое помещение на условиях договора социального найма не ниже установленных социальных норм.

Приложение:
1. Копии искового заявления;
2. Копии письма Администрации г. Омска от . 2007г.;
3. Копии письма Администрации г. Омска от . 2009г.;
4. Копия карточки очередника;
5. Копия постановления об установлении опеки;
6. Копия решения суда от . г.;
7. Копия решения суда от . г.;
8. Копия доверенности представителя;
9. Квитанция об оплате госпошлины.

Н.А. _________________ В.А. _________________

Дело N84-КГ16-9. Об обязании предоставить вне очереди жилое помещение.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 января 2017 г. N 84-КГ16-9

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Кликушина А.А.,

судей Рыженкова А.М. и Юрьева И.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красновой И.Ю. к администрации Маловишерского муниципального района Новгородской области о предоставлении жилого помещения,

по кассационной жалобе администрации Маловишерского муниципального района Новгородской области на решение Чудовского районного суда Новгородской области от 13 января 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 6 апреля 2016 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Рыженкова А.М., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Краснова И.Ю. обратилась в суд с иском к администрации Маловишерского муниципального района Новгородской области о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение (квартиру), отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в границах Маловишерского городского поселения.

В обоснование требований истец указала, что проживала с родителями по адресу: . 28 июля 2008 г. произошел пожар, в результате которого дом стал непригоден для проживания. Их семью поставили на учет нуждающихся в жилом помещении, однако, постановлением администрации Маловишерского муниципального района N 467 от 6 июля 2015 г. сняли с указанного учета по тому основанию, что ее (истца) отец построил жилой дом. Поскольку она в доме родителей не зарегистрирована и не проживает, считает, что имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Решением Чудовского районного суда Новгородской области от 13 января 2016 г. исковые требования Красновой И.Ю. удовлетворены, на администрацию Маловишерского муниципального района Новгородской области возложена обязанность по предоставлению Красновой И.Ю. вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в границах Маловишерского городского поселения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 6 апреля 2016 г. указанное решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Рыженкова А.М. от 19 декабря 2016 г. кассационная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела в порядке статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены решения Чудовского районного суда Новгородской области от 13 января 2016 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 6 апреля 2016 г.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Судом установлено, что Краснова И.Ю. (до брака Гусева), а также ее родители Гусева Е.И. и Гусев Ю.А. были зарегистрированы и до 28 июня 2008 г. на основании договора социального найма проживали в однокомнатной квартире по адресу: , общей площадью кв. м, в том числе жилой — кв. м (л.д. 46).

Читайте так же:  Договор о выдачи во временное пользование служебного оружия

Актом обследования жилого помещения от 20 октября 2008 г. N 2 и заключением межведомственной комиссии от 24 октября 2008 г. N 2 установлено, что жилой дом по адресу: , уничтожен полностью в результате пожара, восстановлению не подлежит, в связи с чем принято заключение снести сгоревшие остатки элементов дома с вывозом мусора на полигон ТБО (л.д. 42 — 45).

Распоряжением администрации от 4 июля 2008 г. N 187-рг постановлено признать Гусеву Е.И., г.р., состав семьи 3 человека, проживающую до пожара по адресу: , малоимущей и принять на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 41).

Распоряжением комитета по управлению имуществом Маловишерского муниципального района от 5 декабря 2013 г. N 354-од Краснову Э.С. и Красновой И.Ю. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью кв. м, находящийся по адресу: область, , для индивидуального жилищного строительства (л.д. 9).

Согласно выписке из ЕГРП от 12 декабря 2014 г. Гусеву Ю.А. принадлежат на праве собственности жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: . Дата государственной регистрации права 6 ноября 2014 г., основание государственной регистрации: свидетельство на право собственности на землю от 17 июня 1997 г. серия: (л.д. 38 — 39).

Постановлением администрации от 6 июля 2015 г. N 467 «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» Гусева Е.И., Гусев Ю.А. и Краснова И.Ю. сняты с указанного учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (общая норма жилого помещения на одного человека превышает учетную норму) (л.д. 6).

Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что занимаемое истцом и ее родителями жилое помещение уничтожено полностью в результате пожара, другого жилья Краснова И.Ю. не имеет, факт предоставления родителям истца земельного участка и строительства на нем жилого дома, в котором истец не проживает, не является основанием для отказа в иске, поскольку не представлено доказательств того, что Краснова И.Ю., поставленная на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в 2008 году, в настоящее время таким жилым помещением обеспечена.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия указала на то, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного и подлежащего сносу признание гражданина в установленном порядке малоимущим и нахождение его на учете нуждающихся в жилых помещениях не требуется, кроме того, предоставление Красновой И.Ю. в общую долевую собственность земельного участка не может служить основанием для отказа ей в иске, поскольку не доказано отсутствие у истца объективной нуждаемости в жилом помещении.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что указанные выводы нельзя признать правильными ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при разрешении данного спора.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40) . В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами ( части 2 и 3 статьи 40 ), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке ( пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) — при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении ( часть 2 статьи 49 , часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Таким образом, поскольку до 1 января 2005 г. (введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации) истец не состояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, впервые была поставлена на учет в 2008 г. в связи с утратой жилого помещения в результате пожара, при рассмотрении настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами являлись: относится ли истец к категории малоимущих граждан, а также объективная нуждаемость истца в жилом помещении в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий.

Однако, такие обстоятельства не были предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций.

Кроме того, вывод суда о том, что факт снятия истца с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставления истцу земельного участка для индивидуального строительства не являются основаниями для отказа ей в иске в связи с ее необеспеченностью жильем, не основан на законе.

В части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ( статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного Кодекса оснований снятия их с учета.

Частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены случаи, когда граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, в случаях утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2) ; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей (пункт 5) ; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (пункт 6) .

Аналогичные положения содержатся в пункте 4.1 Постановления Правительства Новгородской области от 9 февраля 2015 г. N 41 «Об утверждении Порядка учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в том числе порядка принятия на этот учет, отказа в принятии на него, снятия с него».

В 2013 г. семье Красновой И.Ю. был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального строительства, что в силу пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 4.1 пункта 4.1 Постановления Правительства Новгородской области от 9 февраля 2015 г. N 41 «Об утверждении Порядка учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в том числе порядка принятия на этот учет, отказа в принятии на него, снятия с него» является самостоятельным основанием для снятия истца с учета нуждающихся в жилом помещении.

Однако, ссылаясь на несогласие со снятием ее с учета, Краснова И.Ю. не оспорила постановление администрации от 6 июля 2015 г. N 467 о снятии ее с учета, до настоящего момента оно в установленном законом порядке не отменено и незаконным не признано.

Данное обстоятельство также имеет существенное значение для решения вопроса о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма.

Читайте так же:  Приказ о бесплодии

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение Чудовского районного суда Новгородской области от 13 января 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 6 апреля 2016 г. нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Руководствуясь статьями 387 , 388 , 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Чудовского районного суда Новгородской области от 13 января 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 6 апреля 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Образцы заявлений в суд

127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

© 2009 – 2018 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» — правовая и социальная помощь детям-сиротам

Судебное взыскание долгов. Оплата по факту!

Выигрываем сложные судебные дела по всей России. Опыт юристов более 8 лет. 96% успешных дел!

Чем мы можем Вам помочь?

Исковое заявление об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке

Люберецкий городской суд
Московской области

Истец:
М., зарегистрирован по адресу: 140090, Московская область, г.Дзержинский, хххх

Ответчик:
1). Министерство образования Московской области
2). Администрация городского округа Дзержинский Московской области (муниципальное образование городской округ Дзержинский), в лице представителя

Третье лицо:
Отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Дзержинский

Исковое заявление об обязании предоставить жилое помещение

Истец совместно со своей матерью встала на очередь по улучшению жилищных условий. Истец просит обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда предоставить ей и ее матери жилое помещение по договору социального найма жилого помещения на семью из двух человек.

В ___________ районный суд г. ________
Адрес: _________________________

Истец: _________________________
Адрес: _________________________

Ответчик: Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы
Адрес: _________________________

Госпошлина: ____ рублей ___ копеек
(согласно абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ)

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма

Я – ___________________, Истец по данному исковому заявлению – зарегистрирована и проживаю по адресу: ______________________
В указанном жилом помещении зарегистрированы по постоянному месту жительства:
1) я – _____________________, __________ года рождения;
2) моя мать – ________________, _________ года рождения;
3) супруг моей матери – ________________, _________ года рождения:
4) мой отец – ____________________, __________ года рождения; (на настоящий момент мой отец находится в психиатрической клинике)
Я, совместно со своей матерью, в _____ году встала на очередь по улучшению жилищных условий (семья из 2 человек).
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 2 указанной статьи малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В свою очередь, ч. 1 ст. 50 ЖК РФ гласит, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Руководствуясь ч. 2 ст. 50 ЖК РФ, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Хочу особо заметить, что я и члены моей семьи встали на учет по улучшению жилищных условий до вступления в силу Жилищного Кодекса РФ (до 01 марта 2005 года). В этой связи на нас распространяется положение ч. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», которая гласит, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Статья 7 Закона Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14 июня 2006 года № 29 (далее – Закон Москвы от 14 июня 2006 года № 29) устанавливает условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и порядок предоставления жилья.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона Москвы от 14 июня 2006 года № 29 норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
В свою очередь, пп. 5 п. 6 ст. 20 Закона Москвы от 14 июня 2006 года № 29 гласит, что вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, направляемых на реализацию городских жилищных программ, размер площади жилого помещения, определяемый в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не может быть более чем на семью из четырех и более граждан — жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).
Согласно п. 7 ст. 20 Закона Москвы от 14 июня 2006 года № 29 семьям, в составе которых имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых установлен федеральным законодательством, предоставляются жилые помещения, позволяющие выделить в пользование таким лицам отдельное изолированное жилое помещение в квартире.
Как я указывала выше, мой отец, ____________________, на настоящий момент находится в психиатрической клинике.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. №378. Согласно данному перечню лица, страдающие хроническими и затяжными психическими расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, попадают под действие п. 6 ст. 20 Закона Москвы от 14 июня 2006 года № 29.
В этой связи, на мою семью должно быть предоставлено жилое помещение не менее ___ кв.м., и не более ___ кв.м. общей площади жилья.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона города Москвы «Основы жилищной политики города Москвы» от 27 января 2010 года № 2 целью жилищной политики города Москвы является создание условий для осуществления гражданами права на жилище и оказание им содействия в улучшении жилищных условий.
В силу ч. 1 ст. 3 Закона города Москвы «Основы жилищной политики города Москвы» от 27 января 2010 года № 2 город Москва оказывает государственную поддержку гражданам путем предоставления в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования и по иным договорам, установленным законодательством города Москвы.
В соответствии со ст. 28 ГПК РФ иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.
На основании изложенного, и руководствуясь ч. 1 и 2 ст. 49, ч. 1 и 2 ст. 50 ЖК РФ, ст. 7, пп. 5 п. 6 ст. 20, п. 4, пп.2, ст. 20 Закона Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14 июня 2006 года № 29, п. 2 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона города Москвы «Основы жилищной политики города Москвы» от 27 января 2010 года № 2, а также ст. 28 ГПК РФ,

обязать Ответчика – Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы – предоставить мне и моей матери, жилое помещение по договору социального найма жилого помещения на семью из двух человек общей площадью не менее __ кв.м.
Приложение:
1. Копия искового заявления для Ответчика.
2. Копия Справки из психиатрической клиники.
3. Копии ответов из Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в ЮАО (7 шт.)
4. Копия Заявления в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в ЮАО от ____________ года.
5. Копия Жалобы в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от « » _____________ года.
6. Копия Выписки из домовой книги.
7. Квитанция об оплате государственной пошлины.

« » ________________ г. _____________ /_______________/

КАК РЕШИТЬ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ ЗА 3 ШАГА

Заполните форму обратной связи. По возможности подробно простыми словами опишите ваш вопрос. Для письменного ответа укажите обратный адрес вашей электронной почты.

В течении дня юрист ответит вам на почту с разъяснением ситуации и рекомендациями что делать дальше. В окончательных рекомендациях юрист сообщит вам какие документы нужно составить и их получателей.

После получения от нашего юриста списка необходимых документов зайдите на наш бесплатный архив юридических документов и найдите вам нужный. Вставьте персональные данные, почтовые реквизиты, адрес получателя и отправляйте по назначению.