Заключение брака римское право

18 БРАК. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Брак – союз мужчины и женщины. Он определяет правовое положение детей, рожденных в браке (или до него), а также имущественные отношения супругов и их наследственные права.

При заключении брака на супругов возлагаются определенные обязанности. Так, муж и жена должны соблюдать верность друг другу; жена должна жить вместе с мужем и получить его сословие и звание; супруги не могут предъявлять иск друг к другу и пр.

Правильный брак – союз мужчины и женщины одного правового качества. Указанный брак заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все соответствующие последствия для супругов.

Неправильный брак – союз мужчины и женщины разного права (между гражданином Рима и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.). Данный брак порождал все правовые последствия для мужа и жены, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

Характерными чертами брака признавались:

1) взаимность: в брак вступали два партнера, однако их безусловное равенство не являлось обязательным условием;

2) согласие партнера;

3) наличие половой связи между партнерами в браке;

4) желание партеров заключить брачный союз;

5) совместная жизнь супругов. Отсутствие одного из условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза.

От брака отличался конкубинат – разрешенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, которое не являлось законным браком.

Формы римского брака:

1) брак с властью мужа (cum manu) – жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если муж был подвластным лицом. Данная форма брака имеет древнее происхождение. В результате заключения брака с властью мужа жена полностью находилась под властью мужа или домовла-дыки. Многие историки полагают, что данный брак возник на основе купли-продажи женщины из другого рода, а равно ее похищения. Муж в отношении жены имеет те же права, что и на детей. В том случае, если жена приносила в новую семью какое-либо имущество, оно становилось собственностью мужа. Супруг был вправе отдать жену в кабалу, наказать ее смертью и пр.

2) брак без власти мужа (sine manu) – жена либо оставалась под властью прежнего домо-владыки, либо была самостоятельным лицом. Это наиболее поздний вид брака. Указанный вид брака необходимо было ежегодно возобновлять. После того как жена проживет с мужем один год, она подпадает под его власть (по давности). Не желая этого, жена должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи, что будет являться перерывом в их годичных отношениях.

В римском праве существовало три способа установления брака: религиозный обряд, светская форма брака и приобретательная давность.

Шпаргалки — Римское право — 19 УСЛОВИЯ И ФОРМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА. БРАЧНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Для того чтобы брак между мужчиной и женщиной был признан действительным, необходимы были условия: согласие вступающих в брак, достижение ими определенного возраста (для мужчин 14 лет, для женщин – 12 лет), нахождение жениха и невесты в здравом уме, отсутствие близких степеней родства, чтобы ни одно из лиц не состояло в другом браке.

В середине V в. запрещались браки между патрициями и плебеями, римскими гражданами и иностранцами (перегринами).

Заключению брака обязательно предшествовала помолвка. В Древнем Риме стороны заключали договор, в котором содержалось клятвенное обещание заключить брак. В вв. н. э. помолвка была лишь формальной и оказывала моральное воздействие на жениха и невесту. Применялся принцип свободы брака. В конце II в. помолвка могла заключаться в устной форме.

В IV–V вв. н. э. под влиянием христианской церкви и семитской практики покупки невесты помолвка опять приобретает обязательный характер.

При этом помолвка сопровождалась внесением задатка со стороны жениха.

Если жених отказывался от заключения брака, то он терял уплаченный задаток, а если невеста или ее отец отказывались от заключения брака, то они возвращали уплаченный женихом задаток в четырехкратном размере.

Обручение жениха и невесты и брачная церемония могли следовать друг за другом, но могли быть и отделены друг от друга даже несколькими годами.

В момент обручения вступающих в брак обменивались подарками в соответствии с социальным уровнем партнера. Обручение могло осуществляться и представителями жениха и невесты – их родителями, опекунами и пр.

Сам факт обручения и обмена подарками закреплялся специальными документами (в более ранний период – присутствием свидетелей). Расторжение обручения осуществлялось или по взаимному согласию жениха и невесты, или в судебном порядке. Данное обстоятельство не служило разводом и не было препятствием для заключения последующего брака.

Обручение устанавливало родственные отношения между женихом и невестой, в связи с чем возникали ограничения на заключение брака между другими членами данных семейств, даже если намечавшийся брак не состоялся.

Не допускалось проведение двух обручений, как и многобрачие.

Со стороны невесты обручение проводилось домовладыкой, которым было принято решение о заключении брака, хотя согласие дочери было обязательным условием.

Основным элементом заключения брака являлось введение невесты в дом мужа. Если невеста была несовершеннолетней, она могла находиться в доме своего мужа, но брак признавался действительным только по достижении ею 12 лет.

Заключение брака между родственниками приравнивалось к уголовному преступлению.

20 ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ

Заключение законного брака влечет за собой взаимные права и обязанности супругов. Неравенство супругов в римском браке было явным: на жену возлагались требования обязательного характера, а муж имел значительные права в отношении жены.

Личные отношения супругов находились в прямой зависимости от формы заключения брака.

В браке cum manu жена обладала и сословным, и гражданским положением, так же как и муж. Жена приравнивалась к дочери, а муж приобретал над ней абсолютную власть как глава семейства. Судьба жены полностью зависела от воли мужа: он мог продать ее в рабство, наложить наказание вплоть до лишения жизни. Однако в соответствии с обычаями муж не должен был налагать на жену наказание, предварительно не выслушав совета родственников.

Жена должна была жить вместе с мужем. Мужу предоставлялось право заставить жену жить вместе с ним, прибегнув для этого либо к насилию, либо к помощи властей. Муж также мог истребовать жену путем предъявления вин-дикационного иска. Муж мог предъявить требования к возврату жены даже к ее родственникам, поскольку, выйдя замуж, женщина разрывает когнатскую связь со своими кровными родственниками и вступает в агнатское родство с семьей мужа.

Все имущество жены принадлежало мужу на праве собственности. Причем в случае разрыва брачных отношений имущество жены не возвращалось. Однако после смерти мужа жена признавалась его наследницей и получала определенную долю наследства.

Заключая брак sine manu, женщина не изменяла своего юридического положения. Она либо оставалась под властью своего отца, либо становилась независимым лицом своего права (если до замужества она находилось в этом положении). После заключения брака когнатическое родство жены со своими родственниками не прекращалось, так же как и не возникало агнати-ческое родство с мужем и его семьей.

Читайте так же:  Налог фрукты овощи

Никакой властью в отношении жены муж не обладал, супруги являлись юридически равными субъектами.

Муж не обладал правом принудительно вернуть жену, которая покинула его дом. Но, несмотря ни на что, муж обладал решающим словом в решении вопросов семейной жизни.

Имущество, приобретенное женой до брака, оставалось в ее собственности. Все приобретенное женой во время брака, также оставалось в ее собственности.

Независимо от формы брака на жену возлагались обязанности по ведению домашних работ и поддержанию дома в состоянии, отвечающем положению семьи.

Жена и муж были обязаны поддерживать нормальные отношения в семье как личного, так и сексуального характера. Наличие между ними половой связи было обязательно. Отказ в выполнении супружеского долга и измена жены считались основаниями для прекращения брака.

Собственно заклю­чение брака распадается на два раздельных в своем правовом значении события: обручение и собственно брачная церемония. Эти события могли следовать одно за другим непосредственно по времени, но могли быть и отдалены друг от друга даже несколькими годами. Обручение обяза­тельно предшествует браку: одновременность делает ничтожными оба события и весь брак в целом. Во время обручения предполагаемые бу­дущие брачные партнеры выражают намерение заключить между ними брак и, как свидетельство серьезности намерений, обмениваются подар­ками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обруче­ние может быть совершено и представителями будущих супругов — их родителями, опекунами и т.д. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намере­ния и факт обмена подарками закреплялся специальными письменны­ми документами (в более раннее время — присутствием свидетелей-гостей). Обручение не было еще завершенной процедурой заключения брачного союза: обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обязатель­ства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальней­шем служить препятствием к заключению других браков партнерами. Однако материальный ущерб, возникший в результате несостоявшего­ся обручения (расход на прием гостей, подарки и т.п.) должен был воз­мещаться. Претензии по поводу морального ущерба в связи с несосто­явшимся браком не принимались.

Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. Привод жены в дом уже создавал основания для последующих возможных имуществен­ных притязаний, хотя бы между супругами не последовало никаких сверх того отношений на тот момент (собственно, положение о том, рождается ли брак единственно соитием или же стремлением к браку, оформилось в дискуссии римских правоведов по поводу действительности брака вследствие нахождения только в доме мужа, либо необходимо было пребыва­ние в брачной комнате).

Правильный римский брак (в классическую эпоху) мог заклю­чаться в двух специфических формах: обрядовой ( cum manu mariti ) и неформальной ( sine manu mariti ). Первая форма заключения брака пред­полагала либо религиозную процедуру символического провозглашения брачного союза с последующим его освящением, либо символическую покупку жены от полноправного ее прежнего домовладыки, либо при­знание брака по истечению давности пребывания жены в доме супруга в течение 1 года без каких-либо претензий со стороны ее родственни­ков; все эти виды были историческими и тесно связанными с сословно-патрицианским браком древнейшей поры. Вторая форма заключения брака предполагала заключение специального брачного соглашения и привод жены в дом мужа. Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака. В христианскую эпоху заключение брака стало проходить посредством церковной процедуры, но все другие тре­бования к оформлению брачного союза сохранились.

Прекращался брак, заключенный по всем требованиям права, также только по правовым основаниям. Такими были смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза — развод, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением сословного по­ложения (тем более — утратой свободы) или изменением гражданства. Римский брак допускал развод супругов (в христианскую эпоху развод постепенно был запрещен, а основания к прекращению брака определя­лись уже в преимущественной степени требованиями церковного права). Оформить развод можно было только в отношении ранее действитель­ного и прошлого брака, нельзя было требовать развода в отношении не­правового брачного союза либо еще не оформленного должным обра­зом. Процедура развода зависела от форм заключения брака, но в любом случае она выражала отказ одного из супругов от продолжения брака и претензию его на личную и имущественную самостоятельность. Растор­жение брака сопровождалось выяснением причин развода, и виновная сторона несла имущественные санкции в виде потери своего добрачно­го имущества или штрафов.

Допускался повторный брак, но не ранее истечения 10 месяцев с момента прекращения предыдущего, причем здесь не имела значения причина прекращения прошлого брака. Но требование о 10 месяцах также не было абсолютным и допускало уменьшение срока «пристойности».

31. Римский брак: понятие, виды, порядок заключения и расторжения. Второй брак. Конкубинат.

Семья образуется посредством брака. Брак определяется римским юристом Модестином как «союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права».

Римское право различало законный римский брак между лицами, имевшими права вступать в законный брак, и брак между лицами, не имевшими права вступать в законный брак.

От брака отличается конкубинат, дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти. Несмотря на моногамный характер римской семьи, для мужчины в республиканскую эпоху считалось допустимым наряду с одной женщиной состоять в конкубинате с другой.

Условия вступления в брак.

(1) Необходимо было согласие жениха и невесты, а если они находились под властью домовладыки, то также согласие домовладыки.

(2) Требовалось достижение брачного совершеннолетия (14 лет — для мужчин, 12 лет — для женщин).

(3) Не допускался брак лица, состоявшего в (не прекращенном) браке.

(4) Необходимо было, чтобы вступающие в брак лица имели права вступать в законный брак.

Родство определяется по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого (например, отец и дочь, внук и бабка), называются родственниками по прямой линии. Родственники по прямой линии, происходящие от данного лица, называются его нисходящими (сын, внук, правнук); наоборот, прямые родственники, от которых произошло данное лицо, называются его восходящими (отец, дед, прадед). Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии.

Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства (так, недопустим брак между братом и сестрой, между теткой и племянником и т. п. ). Аналогичные правила применялись и к свойственникам; так, не допускался брак между одним из братьев и женой другого брата (умершего) и т. п.

Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия вступающих в брак и отведения невесты в дом жениха.

Брачный союз прекращался:

а) смертью одного из супругов, б) утратой свободы одним из супругов, в) разводом.

Читайте так же:  В собственность илье

Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни.

32. СПОСОБЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА

Брак (matrimonium) — «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава» (Модестин).

Как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права (публичного и частного), как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписаниям морального и религиозного характера.

Правильный брак — союз, заключенный мужчиной и женщиной одного правового качества; этот брак заключался в специальных, признанных законами формах, этот брак рождал все предусмотренные правом личного и имущественного характера последствия для супругов. Неправильный брак или вообще брачный союз — союз между партнерами разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.); этот брак рождал все правовые

последствия для супругов, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

— взаимностью: в него вступают два партнера, причем безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;

— состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров;

— наличием половой связи между партнерами в браке;

— стремлением партеров заключить именно брачный союз;

— постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйство, живут вместе и т. п.

Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза, переводило отношения мужчины и женщины в другое качество либо служило основанием для признания брака недействительным.

— matrimonium justum — законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii;

— matrimonium juris gentium — брак между лицами, не имеющими jus conubii.

Виды законного римского брака:

— cum manu mariti — брак с властью мужа, в силу которой жена (uxor) поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа;.

— sine manu mariti — брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. В отличие от конкубината обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть — по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом дав-ностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею (Законы XII Таблиц).

Cum manu и sine manu mariti различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т. д.), так и по существу (содержание имущественных и личных отношений супругов).

24. Брак в римском праве: понятие, виды, формы заключения, условия вступления и прекращения.

Согласно римскому праву брак определялся как «законосообразное полное соединение мужчины и женщины для взаимной общности жизни», то есть брак понимался как полная власть мужа над женой, влекущая «домашнее подчинение» и «домашнюю принадлежность жены».

— Римскому праву известна религиозная форма заключения брака, существовавшая в обществе патрициев. Данная форма заключения брака состояла в даче клятвы Юпитеру брачующимися и группы римских граждан. — Третьей формой заключения брака являлось основание совместной жизни, представляющей собой простое переселение жены к мужу. Виды брака. 1) Брак с мужской властью. Жена была полностью зависима от мужа в личных и имущественных отношениях. При заключении данного вида брака — все имущество жены переходило в собственность мужа. При разводе жена имела право забрать с собой только определенную долю имущества. Все приобретения жены во время брака поступали в собственность супруга. 2) Брак, при котором жена не находилась под властью мужа и поэтому не являлась членом его агнатической семьи. Вступив в такой вид брака, она продолжала находиться под властью своего отца или своих агнатических опекунов. Данный брак возник из простого сожительства. При его заключении имущество жены не переходило в собственность мужа, а принадлежало ей. При разводе жена забирала свое имущество с собой. Все приобретения жены во время брака оставались в собственности жены. Требования к лицам, вступающим в брак:- наличие согласия брачующихся, если они находились под властью домовладыки, то и его согласие;- достижение половой зрелости;- брачующиеся не должны были состоять в брачных отношениях. Брак между мужчиной и женщиной запрещался:если мужчина и женщина уже состояли в браке;- при наличии душевной болезни, предшествующей заключению брака; если душевная болезнь наступала после заключения брака, он мог быть сохранен или расторгнут;- при наличии кровного родства, по прямой линии; неограниченно, по боковой — до четвертой степени;- браки между опекунами и подопечными;

— браки между правителями провинций и ее жительницами;- браки между свободнорожденными и вольноотпущенными Если такие браки заключались, то они аннулировались. Прекращение брака:

— смерть одного из супругов;- утрата свободы одним из супругов;- развод. Contubemium — союз между рабом и рабыней. Их отношения фактически были признаны, но юридически не существолвали.

Брак в римском праве.

«Брак, или так называемый матримоний, представляет собой союз мужчины и женщины, предполагающий общность жизни». Данное определение закреплено в Институциях Юстиниана (1.9.1)*(16). Классический юрист Модестин характеризует брак как «союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божественном и человеческом» (D. 23.2.1)*(17).

Из приведенных определений видно, что римляне признавали моногамный брак.

Они различали настоящий, законный римский брак, в который могли вступать только лица, имевшие ius conubii. Только от такого брака дети считались законными и подлежали отцовской власти, имели право наследования.

Союз между лицами, не имевшими ius conubii, являлся незаконным браком. Он не имел указанных выше правовых последствий, хотя и дозволялся законом.

Постоянный союз мужчины и женщины без обоюдного намерения вступить в брак назывался конкубинатом. Данное сожительство имело место в тех случаях, когда брак между определенными категориями лиц в силу норм цивильного права был невозможен.

Сожительница (конкубина) не разделяла социального состояния сожителя. С развитием права дети от конкубината получают некоторые права.

Сожительство между рабами, между рабами и свободными вообще не имело никакого значения.

Чтобы брак был признан действительным, имеющим юридическую силу, он должен был отвечать определенным условиям.

Римский юрист Ульпиан писал: «Брак является законным, если между теми, кто его заключил, существует право на законный брак, если и мужчина, и женщина достигли брачного возраста, если получено их согласие как лиц «своего права» или же если они являются подвластными лицами, то и согласие их родителей» (Ульпиан, Ер. 5.2)*(18).

Право заключения законного брака (ius conubii) первоначально принадлежало только римским гражданам и latini veteres.

В разные исторические периоды законами вводились различные ограничения для заключения некоторыми лицами законного брака.

Читайте так же:  Счет фактура при уступке права требования

Так, до Закона Канулея 445 г. до н.э. были запрещены браки между патрициями и плебеями. До Закона Августа 18 г. до н.э. был запрет на браки между вольноотпущенниками и свободнорожденными.

Препятствием к заключению брака являлось родство по прямой линии без ограничений и по боковой с различными ограничениями в зависимости от изменявшегося законодательства.

Запрещались браки между сенаторами и либертинами, сенаторами и актрисами; между опекуном и подопечной; между правителем провинции и жительницей этой провинции; между лицами, из которых хотя бы одно дало обет целомудрия.

Браки, заключенные в нарушение установленных запретов, подлежали аннулированию. Никаких правовых последствий такие браки не влекли.

В постклассическом праве термин ius conubii теряет свое значение и перестает употребляться.

Брачный возраст был установлен с 12 лет — для женщин, с 14 лет — для мужчин.

Согласие на брак в древнейшее время требовалось от домовладыки и жениха в том случае, если он являлся persona sui iuris. Позже стало требоваться согласие подвластных жениха и невесты, их домовладык, а со стороны жениха дополнительно согласие того лица, под отеческой властью которого он мог оказаться в случае смерти paterfamilias.

Позже в ряде случаев детям было предоставлено право вступать в брак и без согласия paterfamilias.

Заключению брака предшествовала помолвка, которая, по определению Флорентина, «есть предложение и обещание будущего брака» (D. 23.1.1)*(19). Совершалась она посредством двух стипуляций. Как писал Ульпиан: «Помолвка (sponsalia) так называется от слова обещать (spondere); поскольку у древних был обычай стипулировать и через торжественное обещание приобретать себе жен» (D. 23.1.2)*(20).

Заключалась она между paterfamilias невесты и женихом или его paterfamilias. В случае нарушения соглашения виновный мог быть подвергнут наказанию за нанесенный ущерб.

В постклассический период при помолвке была введена практика внесения залога или свадебного задатка.

По Юстинианову праву расторжение помолвки без достаточного основания влекло за собой для виновного имущественную ответственность в виде потери данного задатка или обязанности возврата задатка в двойном размере. Виды брака. Формы заключения брака

Древнейшим браком, характерным для патриархального строя, был cum manu. Жена в этом браке подпадала полностью под власть мужа или его домовладыки, если муж был подвластным лицом. Это распространялось как на ее личность, так и на ее имущество. Юридически она становится дочерью. Она перестает быть агнаткой своей прежней семьи и становится агнаткой мужа и его семьи.

Как указывал Гай, «переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею» (Гай, 1.110)*(21).

«Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою, сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа. » (Гай, 1.111)*(22).

«Конфареационным образом женщины вступают во власть мужа через некоторого рода священнодействие, которое совершается невестой и при котором употребляется пшеничный хлеб, — почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio» (Гай, 1.112)*(23). Этот обряд совершался в присутствии 10 свидетелей и жрецов, сопровождался торжественными словами. Это религиозный акт. Применялся он в среде патрициев.

«Что касается «купли», то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, т.е. на основании символической продажи, в присутствии на менее пяти свидетелей из совершеннолетних римских граждан, а также весовщика, покупает жену тот, под чью власть она переходит» (Гай 1.113)*(24). Этот способ называется coemptio. Возник он в среде плебеев, впоследствии став общим.

Законы XII Таблиц указывают на существование другого брака — sine manu, при котором жена не находилась под властью мужа. В Таблице VI закреплено, что «женщина, не желавшая установления над собой власти мужа [фактом давностного с нею сожительства], должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение [ею]».*(25) Это должно было повторяться ежегодно. При этом брак sine manu не менял юридического положения жены. Она сохраняла свое прежнее семейное положение, продолжая оставаться persona sui iuris, если была таковой до брака, или оставалась подвластной своему отцу и была юридически чужой своим детям и мужу. В браке sine manu она оставалась агнаткой своей прежней семьи. В имущественном отношении жена не зависела от мужа.

Возникнув позже брака cum manu, брак sine manu в течение 200-300 лет существует параллельно ему. Во 2-й половине республики брак sine manu становится преобладающим, а в эпоху классических юристов — единственным видом брака.

В позднейшее время он заключался путем простого соглашения вступающих в брак, после чего жена переселялась в дом мужа.

Отличие брака sine manu от конкубината состоит в том, что он заключался с намерением создать семью, воспитывать детей.

До того как было введено Львом Философом в новелле 89 церковное венчание, было иногда трудно доказать, что заключен брак. Законами Феодосия II и Валентиниана III было установлено, что если в сожительство вступают лица равного общественного положения, то в случае сомнения исходят из того, что они заключили брак. Прекращение брака

Основаниями прекращения брака являлись как объективные причины, так и субъективные. К первым относились: смерть одного из супругов; лишение свободы одного из супругов (плен, рабство), причем только брак sine manu считался прекращенным; лишение гражданства одного из супругов; изменение семейного положения одного из супругов, при котором невозможно вступление в брак. К субъективным относился развод.

Свобода развода существовала в римском праве на всем протяжении его истории.

Расторжение брака cum manu было возможно только по инициативе мужа (в случаях измены, пьянства, бесплодия жены) в форме, обратной той, в которой он заключался: confarreatio — в форме обряда diffareatio; coеmptio — в форме remansipatio.

Расторжение брака sine manu допускалось по соглашению сторон и по одностороннему волеизъявлению любого из супругов.

Никакой особой формы не существовало, но по законодательству Августа расторжение брака должно было быть объявлено в присутствии семи свидетелей в виде вручения разводного письма.

Со временем причины расторжения брака стали влиять на его последствия, что выразилось в имущественных потерях.

В постклассическом праве вводятся правила развода. Известны два вида развода: с неблагоприятными последствиями и без таковых. Первый вид делился на беспричинное одностороннее расторжение и расторжение по вине другого супруга (измена, тяжкое уголовное преступление, посягательство на жизнь супруга, сводничество, аморальный образ жизни). Второй вид делился на развод по взаимному согласию и развод по воле одного супруга при наличии оправдательных причин. Такими причинами были обет целомудрия, уход в монастырь, неспособность иметь детей.

Виновный в разводе утрачивал приданое, его могли подвергнуть ссылке, заключению в монастырь, ему могли запретить вступать в новый брак.

При одностороннем разводе на супруга, давшего развод, налагались тяжелые штрафы. Такие же последствия были установлены для супруга, вина которого послужила причиной одностороннего развода.

Вступление во второй брак в постклассический период требовало соблюдения некоторых правил: вдова могла повторно выйти замуж не ранее 10 месяцев, а впоследствии — 12 месяцев.

В случае нарушения этого правила она подвергалась штрафу и ограничивалась в наследовании.

Также были введены ограничения с целью ограждения интересов детей от первого брака. 15.