Акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а)

Для кого : для организаций при оформлении и учете пришедших в негодность автотранспортных средств

Документ, утвердивший форму: Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7

Списание транспортных средств при утилизации автомобилей

Списание транспортных средств при утилизации автомобилей

Каждое транспортное средство проходит тот период, когда списания транспортных средств неизбежно. В таком случае, порядок списания оформляется при создании специальной комиссии внутри предприятия. А также опираясь на нормы учета в бюджетных учреждениях, если подразумевается списание и утилизация авто в подведомственном учреждении. Поскольку автомобиль рассматривается как имущество этого учреждения согласно Гражданскому Кодексу РФ.

Еще одним документом, регламентирующим списание, утилизацию автомобилей, является Постановление Правительства № 834 от 14.10.2010.

На основании этого утверждения и других, которые регламентируют распоряжение имуществом предприятия, купленным в счет собственных средств, можно распоряжаться и судьбой отжившего свое автомобиля. Тот же пункт 2 этого документа подразумевает списание и утилизацию транспортных средств в связи с утратой их первоначальных качеств, а также по причине уничтожения, повреждений слишком сильных, чтобы продолжать эксплуатацию и в других случаях. Например:

  • Списание вследствие морального либо физического износа;
  • Выбытие из владения по случаю пожара;
  • Утрата транспортного средства и т.д.

Как осуществляется списание, утилизация авто на предприятии

Согласно Положению №834, в частности, его пунктам 5 и 6 для того, чтобы официально принять решение об утилизации, необходимо созывать специальную комиссию. Члены ее принимают на себя такие полномочия:

  • Организовать осмотр транспортного средства с целью выявления его текущего состояния и его документации. Все фиксируется в протокольной форме;
  • Организация оценки ТС с целью определения все тех же вышеуказанных факторов и ее конечной стоимости на момент списания, утилизации автомобиля;
  • Принятие решения на основании вышеуказанных действий о том, целесообразно ли или нет дальнейшее использование имущества по назначению;
  • Фиксация причины аварии – одной из описанных выше либо других, подпадающих под действие правил;
  • Составление акта о списании транспортного средства.

За все эти решения должны проголосовать не менее 2/3 членов комиссии, всего же на рассмотрение документов, оценку и составление акта дается 2 недели. Если требуется пригласить эксперта для оценки состояния транспортного средства, он входит в состав комиссии на добровольных началах, а его труд оплачивается и в бухгалтерских счетах относится на расходы, связанные с предпродажной подготовкой. К акту о списании прикладывается протокол, а также заключение комиссии, которые поступают в бухгалтерию. Также готовится акт о списании, утилизации авто. Который подписывается и по его результатам в течение 45 дней согласовывается данное действие на предприятии.

Все эти действия, в том числе, согласование решения комиссии, установлены Приказом Минэкономразвития и Минфина РФ №96-30н от 10.03.2011. согласно ему, в государственное ведомство, под которым находится организация, где проводят списание, утилизацию автомобиля, подается:

  1. Перечень с указанием всех списываемых ТС с присвоением каждому номера, инвентарного номера, с указанием периода эксплуатации и годом ввода в нее;
  2. Указывается балансовая стоимость;
  3. Направляются копии решения комиссии и акта о списании;
  4. Прикладывается копия протокола заседания.

На этом фактический процесс завершается и дело за тем, чтобы снять с учета в ГИБДД транспортное средство, а затем заказать эвакуатор на его вывоз и утилизацию.

Порядок списания оргтехники

Практически в каждом учреждении есть компьютеры, кондиционеры, другое электрооборудование. При их списании могут возникнуть проблемы. Какие и как их избежать? Рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. Н. Суховерхова, Ю. А. Кошелева.

Списание основных средств включает в себя:

  • определение технического состояния каждой единицы основных средств;
  • оформление необходимой документации;
  • получение разрешения на списание;
  • демонтаж, разборку;
  • утилизацию объектов и постановку на учет материалов, полученных от их ликвидации; списание с балансового (забалансового) учета.

Определяем техническое состояние

Нормативно-правовые акты Российской Федерации не обязывают учреждения привлекать специализированные организации для представления технического заключения о состоянии компьютерного и электрооборудования и необходимости его списания. Такое решение может принять комиссия 1 , состоящая из сотрудников учреждения с соответствующей квалификацией. В компетенцию комиссии входит:

  • непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации и данных бюджетного учета;
  • установление целесообразности (пригодности) его дальнейшего использования, возможности и эффективности его восстановления;
  • установление причин списания объекта (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации и т. д.);
  • выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта, внесение предложений об их привлечении к ответственности, установленной законодательством;
  • определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости;
  • контроль за изъятием из списываемых объектов цветных и драгоценных металлов, определение их веса и сдача на соответствующий склад, а впоследствии — в организацию по приему вторсырья;
  • составление актов о списании объектов основных средств.

Если в штате учреждения отсутствуют специалисты необходимой квалификации, рассматривается возможность их привлечения из других учреждений, подведомственных главному распорядителю бюджетных средств. И только в случае, если обосновать необходимость списания основных средств возможно только с привлечением специализированной организации, учреждению необходимо заключить соответствующий договор.

По результатам проведенных мероприятий комиссия комплектует пакет документов, которые необходимы для согласования списания основных средств. Перечень таких документов должен быть установлен ГРБС. Применительно к списанию оргтехники понадобятся:

  • копия приказа руководителя о создании постоянно действующей комиссии по списанию основных средств;
  • копии инвентарных карточек учета основных средств;
  • заключения о техническом состоянии, выданные специализированными организациями, подтверждающие непригодность объекта к восстановлению и дальнейшему использованию (при отсутствии в штате учреждения специалистов необходимой квалификации);
  • копии технических паспортов;
  • выписки из реестра муниципального имущества;
  • копии актов об аварии и справки о стоимости нанесенного ущерба;
  • справки органов власти, подтверждающие факт стихийного бедствия или чрезвычайного происшествия;
  • документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов публично-правового образования и возмещению ущерба (при списании основных средств, выбывающих вследствие хищения, недостачи, нанесения ущерба).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Конкретные документы, которые должны прилагаться к акту о списании основных средств, утверждается органом власти, уполномоченным представлять интересы собственника по управлению имуществом.

Оформленные документы представляются руководителю учреждения для принятия соответствующего решения. В зависимости от установленного нормативным актом порядка списания данного основного средства руководитель учреждения вправе:

  • самостоятельно утвердить акт о списании основных средств. Такая возможность, к примеру, предусмотрена для федеральных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России в приказе от 28 апреля 2010 г. № 306н (далее — Приказ № 306н). Там, в частности, сказано, что при списании федерального имущества (кроме объектов недвижимости и автотранспорта), первоначальная стоимость которого не превышает двухсот тысяч рублей, право принятия решения об их списании предоставляется руководителям учреждений. При этом они несут персональную ответственность за соблюдение процедур списания федерального имущества в соответствии с законодательством;
  • представить документы главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств для принятия решения о списании основного средства;
  • представить документы главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств для принятия решения о списании основного средства по согласованию с органом по управлению муниципальным имуществом.

Вернемся к Приказу № 306н, где прописан перечень необходимых в последних случаях документов. Понадобятся:

  • письмо учреждения на бланке, содержащем полное наименование, с приложением перечня объектов основных средств, относящихся к движимому имуществу, списание которых подлежит согласованию. В перечне указываются:
    • номер по порядку;
    • наименование объекта основных средств;
    • инвентарный номер объекта основных средств (а также государственный регистрационный номер, тип, марка в отношении автотранспорта);
    • год выпуска объекта основных средств;
    • первоначальная стоимость объекта основных средств;
    • остаточная стоимость объекта основных средств на момент списания;
    • срок полезного использования, установленный для данного объекта основных средств, и срок фактического использования на момент списания;
    • краткое обоснование причин списания и нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств;
  • акт о списании объекта основных средств (ф. 0306003, ф. 0306004, ф. 0306033) в двух экземплярах;
  • копия инвентарной карточки учета основных средств;
  • копия заключения о техническом состоянии объекта основных средств, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию (при отсутствии соответствующих специалистов в штате учреждении — копия указанного заключения, выданного организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, с приложением копий лицензий);
  • копия протокола постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств о невозможности восстановления объекта либо нецелесообразности их восстановления;
  • копия приказа о создании постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств организации.

При списании объектов основных средств, по которым срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо указанных документов также нужны:

  • акт проверки, проведенной учреждением, о ненадлежащем использовании/хранении объекта основных средств с указанием виновных лиц;
  • письмо о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение объекта основных средств, с приложением копий подтверждающих документов (в случае выявления виновных лиц);
  • копии постановления о возбуждении или прекращении уголовного дела (при его наличии);
  • справка учреждения о стоимости нанесенного ущерба;
  • справка учреждения о возмещении ущерба виновными лицами;
  • письмо с подробным пояснением причины, вызвавшей списание объекта основного средства до истечения срока полезного использования (в случае отсутствия виновных лиц).

При списании объектов основных средств, пришедших в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, кроме вышеперечисленных документов понадобятся:

  • копия акта о причиненных повреждениях;
  • копия справки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, подтверждающих факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций;
  • справка учреждения о стоимости нанесенного ущерба.

Копии представляемых документов должны быть заверены подписью руководителя и печатью учреждения. В представляемых документах не допускается наличия помарок, подчисток, исправлений.

Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют золото, серебро и другие драгоценные металлы. Любая организация обязана документально оформлять их поступление, движение, инвентаризацию и выбытие.

Учреждение вправе (п. 3.2 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. № 68н (далее — Инструкция № 68н)):

  • самостоятельно обрабатывать (перерабатывать) собранный лом, содержащий драгоценные металлы;
  • реализовывать лом, содержащий драгоценные металлы;
  • передавать на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке, для дальнейшего производства и аффинажа.

Как правило, в учреждениях нет возможности самостоятельно проводить утилизацию оргтехники и изъятие деталей, содержащих драгметаллы. Кроме того, в ряде случаев их самостоятельное изъятие невозможно. Это обусловлено тем, что помимо драгоценных металлов в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т. д.). А мониторы могут быть отнесены к классу опасных отходов, поскольку за годы работы в дисплеях накапливается радиация. В этих случаях законодательство запрещает самостоятельно избавляться от таких отходов. Это могут сделать лишь специализированные лицензированные организации (постановление Правительства РФ от 26 августа 2006 г. № 524). Поэтому учреждения должны планировать расходы с учетом утилизации оргтехники с помощью специализированных организаций.

Читайте так же:  Закон о проживание в квартире

Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. № 972 «Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и Перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов». Между учреждением и аффинажной организацией заключается договор, в котором указываются все существенные условия. В сопроводительных документах к нему нужно указать (п. 6.3 Инструкции № 68н):

  • наименование, массу и количество драгоценных металлов, находящихся в передаваемых деталях и узлах;
  • метод, которым определялось содержание драгоценных металлов (например, на основании паспорта на оборудование или согласно техническим документам на аналогичные модели (паспортам, формулярам, этикеткам, руководствам по эксплуатации, справочникам), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т. п.) — по данным организаций-разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов).

После выполнения работ по извлечению драгоценных металлов из лома аффинажная организация представляет учреждению акт (паспорт) аффинажа, в котором указывает фактическое количество драгоценных металлов, извлеченных из лома, и их стоимость. Обычно эти данные не совпадают с первоначальными сведениями. Поэтому в первичные документы вносят соответствующие исправления (зачеркивают первоначальные записи и проставляют над ними сведения, указанные в акте (паспорте) аффинажа) (п. 6.20 Инструкции № 68н).

Учреждение произвело списание морально устаревшего и физически полностью изношенного оборудования (монитор компьютера), приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (остаточная стоимость — 7000 руб.). Силами учреждения основные средства были демонтированы. После демонтажа были извлечены детали, содержащие драгоценные металлы. В чистом виде их масса составила 40 г на сумму 4000 руб. Оформлен акт приема-передачи деталей (узлов) аффинажной организации. После завершения работ в представленном паспорте указано содержание драгоценных металлов — 35 г на сумму 3500 руб. (в т. ч. НДС — 534 руб.). Данная сумма поступила на лицевой счет учреждения, открытый ему в территориальном органе Федерального казначейства для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Заметим, в этом случае в поле «Назначение платежа» платежного поручения указывают наименование источника образования дохода или пункта Генерального разрешения, выданного учреждению. При поступлении денежных средств на лицевой счет по приносящей доход деятельности учреждение должно перечислить указанные средства в доход федерального бюджета на счет 40101. В поле 104 платежного поручения указывают код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 «Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу» с указанием в 1–3 разрядах кода дохода кода главного администратора дохода (федерального органа исполнительной власти), за которым закреплено право распоряжения федеральным имуществом. А в поле «Назначение платежа» указывается код 000 3 02 02010 01 0000 440 и основание перечисления: «Перечисление в доход федерального бюджета доходов от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении». В этом случае Генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, должно содержать указания на источник образования поступающих на лицевой счет доходов: «Реализация лома и отходов цветных металлов и (или) доходы от аффинажа, с последующим перечислением полученных источников в доход федерального бюджета».
Впоследствии учреждение перечислило средства в доход федерального бюджета.
Бухгалтеру нужно сделать такие записи:

Дебет 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
Кредит 2 101 04 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования»
— 7000 руб. — списано основное средство;

Дебет 2 105 06 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
Кредит 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
— 4000 руб. — оприходованы детали, содержащие драгоценные металлы;

Дебет 2 105 06 340 (аффинажная организация)
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
Кредит 2 105 06 340 (склад)
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
— 4000 руб. — переданы детали аффинажной организации (основание — акт передачи);

Дебет 2 205 09 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов»
Кредит 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
— 3500 руб. — начислен доход от реализации драгоценных металлов (основание — паспорт аффинажной организации);

Дебет 2 201 01 510
«Поступления денежных средств учреждения на счета»
Кредит 2 205 09 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов»
— 3500 руб. — поступили денежные средства на лицевой счет учреждения;

Дебет 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
Кредит 2 303 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
— 534 руб. — начислен НДС;

Cторно:
Дебет 2 105 06 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
Кредит 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
— 500 руб. — произведена коррекция по содержанию драгоценных металлов в деталях методом «красное сторно»;

Дебет 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
Кредит 2 105 06 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов»
— 3500 руб. — произведено списание деталей (узлов) при их реализации;

Дебет 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
Кредит 2 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— 3500 руб. — начислена задолженность в бюджет;

Дебет 2 303 04 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
Кредит 2 201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»
— 534 руб. — перечислен НДС в бюджет;

Дебет 2 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 2 201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»
— 3500 руб. — перечисление в бюджет начисленной задолженности от утилизации материальных ценностей.

Обратите внимание: администратор, за которым закреплено администрирование указанных платежей, должен произвести следующие записи:

Дебет 1 210 02 440
«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов»
Кредит 1 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
— поступление в бюджет дохода от утилизации материальных ценностей.

Воспользуемся примером № 1, с той лишь разницей, что организация, принявшая отходы цветных металлов, перечисляет денежные средства непосредственно в доход федерального бюджета на счет 40101. При этом в поле 104 платежного поручения указывают код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 «Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу» с указанием в 1–3 разрядах кода дохода кода главного администратора дохода (федерального органа исполнительной власти), за которым закреплено право распоряжения федеральным имуществом.
В этом случае записи по получению средств от аффинажной организации будут такими:

Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 205 09 660
«Погашение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов»
— 3500 руб. — отражена зачисленная в бюджет сумма, поступившая от специализированной организации (запись делают после получения выписки органа казначейства из сводного реестра поступлений).

Администратор поступлений в бюджет, за которым закреплено администрирование указанных доходов, делает запись:

Дебет 1 210 02 440
«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов»
Кредит 1 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
— 3500 руб. — поступление в бюджет дохода, перечисленного организацией, специализирующейся на утилизации материальных ценностей.

Эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
А. Н. Суховерхова,
Ю. А. Кошелева.

Статья опубликована в журнале
«Бюджетный учет» № 7 июль 2010

1 Порядок ее работы может быть установлен в учетной политике или отдельным приказом по учреждению.

Перед бухгалтерией любого предприятия, имеющего транспортное средство, рано или поздно встает вопрос как списать машину с баланса.

Основания для списания транспортного средства

Причинами для снятия с баланса предприятия автомобиля могут быть:

  • физический износ транспортного средства;
  • повреждение автомобиля в результате ДТП, пожара или других непредвиденных обстоятельств;
  • угон.

Процедура списания автомобиля должна начинаться с подачи заявления в ГИБДД о снятии с учета транспортного средства. В госавтоинспекцию предоставляется пакет документов на машину и сдаются номерные знаки.

Порядок списания машины с баланса

Согласно действующему законодательству на предприятии должна быть создана комиссия, которая определяет целесообразность дальнейшей эксплуатации транспортного средства и оформляет свои выводы соответствующим актом. Акт составляется на основании экспертного заключения о техническом состоянии и остаточной стоимости автомобиля или на основании справки из следственных органов о прекращении дела об угоне.

Руководитель предприятия утверждает акт списания и издает приказ об утилизации автомобиля.

Отражение выбытия автотранспортного средства в бухучете

В бухгалтерском учете списание автомобиля отражается по кредиту 01 счета, проводки затрагивают дебет:

01 счета – первоначальная стоимость;

02 счета – сумма амортизации;

91/2 счета – остаточная стоимость.

Расходы, связанные со списанием машины с баланса, проводятся по Дт 91/2.

После оформления всех документов необходимо уплатить налог на транспортное средство. При расчете налога месяц выбытия автомобиля учитывается полностью.

Как списать машину в утиль? Порядок и правила оформления документов

Вопрос о том, как списать машину в утиль, достаточно часто возникает у автовладельцев. Если машина больше не пригодна к эксплуатации из-за серьезной аварии, сгнившего кузова или износа деталей, владелец должен правильно подготовить документы для отправки транспортного средства в утиль.

Нередко возникает ситуация, когда машина давно прекратила существование, но из-за несоблюдения формальностей на нее продолжают начисляться налоги. Рассмотрим подробнее все этапы процедуры и различные нюансы.

Когда снимать машину с учета и прекращать регистрацию?

Первый шаг — снятие автомобиля с учета

По правилам ГИБДД, необходимо обращаться с заявлением о снятии транспортного средства с учета в нескольких случаях:

  • При угоне транспортного средства или после кражи. В этом случае правонарушение должно быть зафиксировано в полиции, а водитель должен снять машину с регистрационного учета.
  • При утилизации. Утилизировать можно автомобили любого года выпуска, в любой комплектации, для этого нужно обратиться в специализированную утилизационную организацию. Чтобы на автомобиль больше не начислялись налоги, его нужно сразу же снять с учета.
  • При продаже в другую страну. Чтобы машина беспрепятственно пересекла границу, она предварительно снимается с учета для продажи.
  • Еще один случай, когда требуется снимать машину с регистрационного учета – после продажи, если новый владелец в течение 10 дней не поставил купленный автомобиль на учет. В этом случае чаще проводится прекращение регистрации.
  • Прекращение регистрации – новая регистрационная процедура, она проводится в том случае, если машина не находится в распоряжении собственника. Этот вариант требуется, к примеру, когда автомобиль был похищен или передан другому лицу по генеральной доверенности. До недавнего времени машину можно было только снимать с учета, после чего восстановить регистрационные документы было крайне сложно.
  • Прекращение регистрации для водителя – оптимальный способ освободиться от ответственности за неиспользуемую машину. После этой процедуры прекращают начисляться налоги, кроме того, уже не будут приходить штрафы за правонарушения, зафиксированные автоматическими камерами наблюдения.

Условия утилизации машин

Для утилизации авто применяют спецсредства

Утилизация автомобилей – это передача непригодного к эксплуатации транспортного средства для последующей разборки с безопасной переработкой комплектующих. Утилизировать можно любую машину, для списания ее необходимо обязательно снять с учета.

Читайте так же:  Апелляционная жалоба на постановление мирового судьи по уголовному делу

Чтобы утилизировать транспортное средство, вам потребуются следующие документы:

  • Заявление установленного образца, написанное на бланке ГИБДД, в нем излагается просьба о списании автомобиля в утиль.
  • Паспорт гражданина РФ владельца транспортного средства, а также паспорт автомобиля.
  • Свидетельство о регистрации и государственные регистрационные знаки.
  • Если машина сдается в утиль по генеральной доверенности, то потребуется сама доверенность и паспорт доверенного лица.
  • Иногда автомобилисту приходится сдавать машину в утиль без документов и номеров. Если их нет, то потребуется написать объяснение и указать причины отсутствия документов: были утеряны, украдены и т. д.
  • Если полный комплект документации на машину есть в наличии, он передается в ГИБДД, при этом не нужно сверять агрегаты, установленные на автомобиль. Если регистрационных документов на машину нет, в бланке заявления должны быть поставлены соответствующие отметки.

В течение 10 дней данные о списанном автомобиле передаются в налоговую инспекцию, и на собственника больше не начисляется транспортный налог. Процедура списания машины в утиль с регистрационного учета обычно не занимает много времени, восстановление регистрации после нее невозможно. После завершения процедуры владелец машины получает специальную справку, которая должна быть предоставлена в утилизационную организацию.

Пошлину за снятие учета платить не требуется, это бесплатная процедура.

Процедура утилизации автомобиля

Утилизацией машин занимаются частные организации

Утилизацией старых транспортных средств занимаются частные организации: собственник должен оставить заявку по телефону или через интернет, а затем договориться с менеджером о наиболее удобном времени утилизации непригодной для использования машины.

В компанию предоставляется справка из ГИБДД о снятии с учета, оформляется договор. После оплаты услуг компания обязуется в указанный срок отправить машину в утиль. Также нужно указать тип транспортного средства: от него зависит тип используемого эвакуатора.

Собственник должен обеспечить свободный доступ к автомобилю для подъезда эвакуационной платформы. Машину грузят на эвакуатор и отправляют на специализированную площадку для разбора. С нее снимают все резиновые и пластиковые детали, после чего металлический корпус отправляется под пресс и в переплавку.

Процедура утилизации коммерческих автомобилей незначительно отличается. Если ее официальным владельцем является юридическое лицо, необходимо дополнительно подготовить акт о списании транспортного средства с баланса предприятия. Этот акт составляется в двух экземплярах, после официального снятия с учета на предприятие не начисляется налог за транспортное средство.

Для коммерческого транспорта и спецтехники используются специальные эвакуационные автомобили, процедуру перевозки нужно предварительно обсудить с менеджером утилизационной компании.

Сложные случаи, связанные с утилизацией

Если сдать машину в утиль, можно получить скидку на покупку новой

Нередко возникает вопрос, как снять машину с регистрационного учета и отправить ее в утиль, если она находится в другом городе. С октября 2015 г водители получили право снимать машину с учета где угодно, для этого не обязательно везти ее туда, где она была зарегистрирована.

Кроме того, автолюбители получили возможность беспрепятственно получать дубликаты номеров, если государственный регистрационный знак был украден или утерян. Это значительно упростило жизнь автовладельцев, а также значительно сократились случаи краж номеров.

Как снять машину с учета, если владелец хочет продать двигатель или другие детали на запчасти? В этом случае в МРЭО пишется стандартное заявление, в котором нужно указать, что требуется свидетельство на освободившееся агрегаты. В результате у утиль сдается не весь автомобиль, с него можно снять определенные агрегаты для последующей перепродажи.

Еще один распространенный проблемный случай связан с продажей транспортного средства по доверенности, если доверенное лицо уклоняется от уплаты налогов, и перерегистрацию машины провести невозможно, у владельца есть право заявить в ГИБДД о прекращении регистрации. Можно попробовать самостоятельно разыскать покупателя и перерегистрировать автомобиль, а можно аннулировать доверенность. После этого автомобиль объявят в розыск, и новоговладельца остановят на первом же посту ДПС.

Однако в этом случае можно обратиться в МРЭО и написать заявление об утилизации автомобиля. После этого он снимается с учета, о чем официальному владельцу выдается справка. Сделать это можно даже в том случае, если нет ни паспорта на машину, ни регистрационных документов, ни номерных знаков. После получения справки об утилизации машина считается ликвидированной, и повторно поставить ее на учет для перепродажи невозможно.

Государственная программа утилизации

На государственном уровне ведется поддержка отечественного автопроизводителя. Владельцам машин российских марок, а также иномарок российской сборки предлагается сдать старую машину в утиль, после чего им предоставляется крупная скидка на покупку нового автомобиля.

Для участия в государственной программе необходимо снять машину с регистрационного учета, собрать все документы, подтверждающие владение, а также предоставить для утилизации машину в полной комплектации (снять с нее детали для перепродажи не получится).

Государственная программа работает по схеме Trade-in, то есть обмен старых автомобилей на новые с доплатой. Такая система стимулирует товарооборот и поддерживает производителей, а заодно повышает безопасность на дорогах, так как с улиц убираются старые автомобили, несоответствующие современным стандартам безопасности. Эта государственная программа действует не первый год и показывает хорошие результаты.

Утилизация старых автомобилей — как это происходит в жизни:

Документы для списания запчастей на строительную технику

Информации не достаточно, посмотрите статью :

Подтверждаем расходы на ремонт техники19.04.12 11:45
Дмитрий ДурновоГлавный редактор издательства «Аюдар Пресс»
Источник: «Строительство: Бухгалтерский учет и налогообложение»

Отремонтировать вышедший из строя автомобиль, экскаватор, грейдер и т. д. можно, обратившись в специализированную фирму, либо собственными силами строительной организации. Какими документами необходимо обосновать произведенные затраты в каждом из этих вариантов? Какие претензии чаще всего предъявляют инспекторы, проводящие налоговую проверку?
Ответы на эти вопросы – в данной статье.
Ремонт выполняет сторонняя компания
Законодательством не определен перечень документов, которые нужно составить в этом случае, поэтому имеются некоторые отличия в составе документов, применяемых фирмами, выполняющими работы по ремонту и обслуживанию автомобилей и спецтехники. Как правило, стороны заключают договор, например на год, и по мере необходимости отправляют технику в ремонт. Предварительная стоимость работ по ремонту и необходимых запасных частей фиксируется в заявке на ремонт. Факт сдачи машины в ремонт подтверждается актом приема-передачи транспортного средства исполнителю (в нем указываются комплектность автотранспортного средства, видимые наружные повреждения и дефекты и т. д.). Окончательная стоимость фактически выполненных работ и использованных запасных частей и материалов указывается в заказе-наряде, на основании которого составляются акт приема-передачи выполненных работ и счет-фактура. Возврат автомобиля стройфирме удостоверяется актом приема-передачи транспортного средства заказчику.
Для наглядности представим вышесказанное в виде блок-схемы.

Однако это не единственно возможный способ оформления взаимоотношений со специализированной компанией. Иногда стороны не заключают договор. Бывает, что заказ-наряд одновременно является актом приемки-передачи выполненных работ. Случается, что отдельно оформляются приобретение запчастей и заказ-наряд на выполнение работ по ремонту. Словом, варианты допустимы, что не должно негативно влиять на возможность признания расходов на ремонт и техническое обслуживание автомобилей и спецтехники для целей как бухгалтерского, так и налогового учета.
Для бухгалтера важно, чтобы имеющиеся у строительной организации документы подтверждали факт несения расходов по оплате ремонтных работ и использования автомобиля в хозяйственной деятельности, направленной на получение доходов, облагаемых НДС. При выполнении этих требований инспекторы не смогут лишить вас права признать затраты в составе расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, и принять к вычету предъявленный исполнителем НДС. А если решение по результатам налоговой проверки принято не в пользу организации, не стоит торопиться перечислять в бюджет начисленные контролерами суммы. Нужно идти в суд и отстаивать право на получение налоговой экономии. Арбитры не столь придирчивы к документальному оформлению и при рассмотрении споров во главу угла ставят не формальности, а факты (осуществления расходов и использования техники в основной деятельности). Например, ФАС ПО (Постановление от 09.09.2008 № А57-7577/07) отклонил довод инспекции о ненадлежащем подтверждении расходов в связи с отсутствием договора, заключенного со специализированной фирмой, производившей ремонт, и непредставлением дефектных ведомостей. Судьи решили, что представленные предприятием заказы-наряды, акты выполненных работ, счета свидетельствуют о выполнении работ по ремонту автомобилей.
В другом случае (см. Постановление ФАС ЗСО от 15.02.2010 №А81-3471/2009) инспекторы поставили под сомнение реальность операций по ремонту автосамосвалов и экскаваторов и добросовестность налогоплательщика. Арбитры, изучив представленные документы (договоры на ремонт техники, сметы стоимости ремонта, дефектные ведомости, акты о приеме-сдаче отремонтированных объектов, путевые листы и др.), пришли к выводу, что расходы, понесенные организацией на оплату работ по ремонту техники, носят производственный характер, указанная техника использовалась в основной деятельности (при производстве строительных работ). Ремонт техники вызван наличием повреждений, неполадок, что подтверждается дефектными ведомостями. Необходимые узлы и агрегаты заменены и установлены на соответствующих машинах.
И еще один нюанс, касающийся необходимости составлять унифицированную форму ОС-3. Некоторые налоговые инспекторы, исключая расходы на ремонт, обосновывают свое решение отсутствием у налогоплательщика названной формы. Налоговики отмечают: поскольку для строительной организации – заказчика ремонтных работ автотранспортное средство является основным средством, его передача-приемка из ремонта должна осуществляться по унифицированной форме ОС-3, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.
К сведению
Напомним, Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств предусмотрено, что форма ОС-3 применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. Ее подписывают члены приемочной комиссии или лицо, уполномоченное на приемку объектов основных средств, а также представитель организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию, утверждает руководитель организации или уполномоченное им лицо, затем документ сдается в бухгалтерию. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй передается фирме, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Данные о ремонте, реконструкции, модернизации вносятся в Инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6).
И в таких случаях с инспекторами можно поспорить. Нередко этот аргумент суды также признают неубедительным. Например, ФАС ВСО в Постановлении от 08.02.2011 №А69-564/2010 указал: поскольку текущий ремонт и техобслуживание автотранспортных средств осуществляются в процессе эксплуатации автомобиля без его остановки на длительное время, в данных случ
аях достаточно составить акт выполненных работ в произвольной форме, который в соответствии со ст. 753 ГК РФподпишут обе стороны.
Исходя из положений гл. 37 «Подряд» ГК РФ законодательством не установлена форма документа, подтверждающего работы по ремонту и техобслуживанию, а также в нем нет требования о подтверждении таких расходов актом по форме ОС-3. Таким образом, в случае когда на основании документов, оформляемых сторонами договора в подтверждение выполняемых исполнителем работ (в том числе актов принятия результата работ, заказов-нарядов, заявок на осуществление работ, иных документов, предусмотренных договором), возможно установить объект имущества, в отношении которого осуществлялись ремонтные работы, а также объем работ, данные документы являются достаточным основанием отражения расходов по ремонту основного средства.
Примечательно, что в рассматриваемом ФАС ВСО случае нарушителем было Управление ФНС, а претензии ему предъявил Росфиннадзор, настаивавший на том, что налоговики ненадлежащим образом израсходовали бюджетные средства. Как видим, суд не согласился с мнением контролирующего ведомства и указал, что доказательством надлежащего расходования бюджетных средств могут являться любые первичные бухгалтерские документы, позволяющие достоверно установить их отношение к ремонту конкретных транспортных средств и его оплате.
Однако вернемся к налоговым спорам и в качестве примера приведем выдержку из Постановления ФАС ВВО от 10.09.2009 №А82-1209/2008-99. В этом случае ИФНС отказала организации в признании расходов на ремонт ввиду отсутствия актов формы ОС-16 и ОС-3, а также записей в инвентарных карточках формы ОС-6. Рассуждали арбитры так.
В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке формы ОС-6 на основании соответствующих документов. В рассматриваемом случае был произведен текущий ремонт двигателей, при котором не требуется внесение записей в инвентарную карточку.
Акт о выявленных дефектах оборудования по форме ОС-16 составляется на дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля. Указанный документ не был представлен налогоплательщиком, поскольку необходимость ремонта вызвана иными причинами, а именно большой степенью износа двигателя и перерасходом топлива, и подтверждена документами, включенными в материалы дела.
Акт формы ОС-3 применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. Однако в данном случае производился ремонт части основного средства – двигателя, при этом выбытие самих основных средств для ремонта не происходило, поэтому составлять указанный акт не требовалось.
Подведем итог. Отсутствие каких-либо документов еще не повод для исключения затрат из состава расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, и не основание для отказа в вычете «входного» НДС. Расходы на ремонт можно подтвердить самыми разными документами.
Ремонт собственными силами стройфирмы
При таком способе проведения ремонта претензий к документальному подтверждению расходов еще больше. Обратимся к конкретным примерам, чтобы выяснить точку зрения налоговых инспекторов и позицию судов.
Постановление ФАС ЦО от 28.04.2011 №А35-6355/2010. В целях поддержания арендованных транспортных средств в надлежащем состоянии налогоплательщик приобретал запасные части на автомобили, которые приходовались на склад, о чем свидетельствуют приходные ордера.
По мере возникновения необходимости проведения ремонта издавались приказы на списание запчастей на текущий ремонт автомашин. В соответствии с такими приказами и на основании требований-накладных со склада водителям выдавались запчасти.
При этом налогоплательщик вел журнал учета использованных запчастей для ремонта автомобилей, в нем указывались сведения о марке и номере автомобиля, на который была установлена запасная часть, о наименовании запчасти, ее количестве и цене, а также ФИО водителя и его подпись.
Суд решил, что такой порядок оформления документов позволяет определить, какие именно запчасти и на какой автомобиль были установлены. Поэтому арбитры отклонили довод налогового органа о
необходимости составления дефектных ведомостей и актов на списание запасных частей.
Постановление ФАС ЗСО от 15.12.2008 №Ф04-7695/2008 (17399-А45-25). Исключив расходы на ремонт, инспекторы указали, что затраты отражены не в регистрах налогового учета, а в калькуляционных ведомостях, которые не являются первичными бухгалтерскими документами.
Арбитры исходили из того, что гл. 25 НК РФ не установлены формы документов, являющихся первичными в целях начисления налога на прибыль. Не определены такие формы для целей признания расходов на ремонт и правилами бухгалтерского учета.
На основании учетной политики организации ремонт объектов основных средств производится в соответствии с планом и оформляется соответствующими документами (дефектная ведомость, утвержденная смета, заказ, акт выполненных работ).
В связи с отсутствием унифицированной формы для определения статей затрат и планируемой стоимости ремонта использовалась калькуляционная ведомость, в которой суммировались расходы на ремонт конкретного объекта основных средств.
Необходимость проведения ремонтных работ подтверждена дефектной ведомостью, которая составляется на каждый объект основных средств, подлежащий ремонту.
Фактические расходы на ремонт объекта основных средств подтверждаются актом приема-сдачи отремонтированных объектов основных средств (унифицированная форма).
На основании перечисленных обстоятельств суд встал на сторону налогоплательщика.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2010 № 09АП-15448/2010-АК . Инспекция указала, что организация включила в состав расходов в целях налогообложения прибыли стоимость запасных частей, использованных для ремонта автотранспортных средств, без документов, подтверждающих необходимость ремонта и его выполнение, факт использования тех или иных запасных частей, замену автошин и связь произведенных расходов с деятельностью, направленной на получение дохода. В обоснование своей позиции ИФНС сослалась на отсутствие документов, предусмотренных постановлениями Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78и от 21.01.2003 № 7.
реклама

Читайте так же:  Fx45 налог

Данный довод судьи отклонили, обратив внимание на следующее. Материалами дела установлено, что для осуществления деятельности по оказанию автотранспортных услуг у организации имеются числящиеся на балансе основные средства, в том числе автомашины.
Для проведения текущего ремонта автомобилей предприятие располагает ремонтным боксом, местом хранения запасных частей, имеет штат соответствующих работников, что подтверждается материалами налоговой проверки.
Необходимость проведения текущего ремонта устанавливается на основании ежедневного осмотра автомобилей и жалоб водителей. Проведение текущего ремонта подтверждает механик.
Указанные обстоятельства подтверждены включенными в материалы дела приходными ордерами, товарными накладными, требованиями-накладными, актами технического осмотра автомобиля, заявками, ведомостями на установку запасных частей, сертификатом соответствия запчастей.
Списание использованных запасных частей для текущего ремонта производилось по унифицированной форме М-11, что инспекцией не оспаривалось.
Необходимость и объем произведенных текущих ремонтов инспекцией также не поставлена под сомнение.
Дефектная ведомость, на которую сослался налоговый орган, не предусмотрена в альбомах унифицированных форм. Отражение текущего ремонта в карточках формы ОС-6 не предусмотрено законодательством о бухгалтерском учете.
При таких обстоятельствах совокупность представленных организацией документов подтверждает обоснованность списания в расходы стоимости использованных запасных частей.
Постановление ФАС ЗСО от 05.03.2007 №Ф04-231/2007 (31203-А70-25). Основной аргумент инспекторов: отсутствуют дефектные ведомости. Вывод суда: законодательством не предусмотрено обязательное составление дефектных ведомостей в целях подтверждения обоснованности затрат на содержание и ремонт автомобиля.
Приведенные судебные акты наглядно свидетельствуют о том, что инспекторы при желании всегда найдут повод для исключения затрат на ремонт из состава расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, и отказа в применении вычета «входного» НДС. Однако, поскольку суды встают на сторону добросовестных налогоплательщиков, есть смысл обращаться в суд и отстаивать право на налоговую экономию.
Рассмотрим еще одну показательную ситуацию, изложенную в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 № 09АП-14258/2011-АК. Организация своими силами отремонтировала принадлежащие ей на праве собственности объекты основных средств, используемые в основной деятельности. Контролерам были представлены:
план ремонтных работ; дефектные ведомости; документы, свидетельствующие о наличии в штате организации главного инженера и механиков; заявки главного инженера на покупку запчастей, накладные, счета-фактуры, платежные документы, подтверждающие в совокупности факт закупки запасных частей у специализированных фирм; требования-накладные на запасные части; акты о списании материальных затрат с указанием наименований запасных частей, израсходованных при ремонте, их количества, стоимости, норм расхода, направления расходования, счетов бухгалтерского учета, по которым отражены данные операции; инвентарные карточки основных средств по форме ОС-6, в которых сделаны отметки о датах проведения ремонта, указаны номера документа и суммы затрат.Как вы думаете, на что сослались налоговики, начислив недоимку по налогу на прибыль и НДС (при наличии у фирмы такого объемного пакета подтверждающих документов)? Инспекторы решили, что, во-первых, ремонт следовало проводить в сервисном центре, во-вторых, при отсутствии актов по форме КС-3 расходы являются неподтвержденными.
Налогоплательщик обратил внимание арбитров на то, что налоговый орган в ходе проверки не затребовал акты по форме КС-3, поэтому они были представлены непосредственно в суд.
И, конечно, весьма предсказуемой является отмена судом решения ИФНС о доначислениях.
К сведению
Если для выполнения ремонта производилось перемещение техники из одного структурного подразделения организации в другое (например, со стройплощадки в ремцех), налоговики могут потребовать еще и накладную на внутреннее перемещение объектов основных средств по форме ОС-2. Вместе с тем, по мнению автора, ее отсутствие не помешает суду поддержать налогоплательщика.
О дефектной ведомости особо
На конкретных примерах мы показали, что дефектная ведомость, по мнению налоговиков, является обязательным док
ументом, причем независимо от способа, которым производился ремонт: силами организации или специализированной фирмы (например, автосервиса). Тем не менее обязанность ее составления законодательством не установлена, что позволяет судам признавать требования инспекций необоснованными. Следовательно, выбор остается за организацией: оформлять дефектные ведомости или защищаться от предъявленных инспекторами претензий в арбитражном суде.
Обратите внимание
Для подавляющего большинства случаев форма дефектной ведомости не утверждена , поэтому налогоплательщик вправе разработать ее самостоятельно и предусмотреть обязанность ее применения в приказе об учетной политике.
Итак, организация может «изобрести» собственную форму дефектной ведомости или воспользоваться одной из существующих, например рекомендованной одним из ведомств для организаций соответствующей отрасли. В частности, в Методических рекомендациях по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях (утверждены Минсельхозом РФ 16.05.2005) представлены примерные формы ведомости дефектов оборудования и акта о выявленных дефектах оборудования (машин, зданий и сооружений). Кроме того, форма дефектной ведомости имеется в Рекомендациях по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Общие положения. РД 10‑112‑1‑04 (одобрены Федеральной службой по технологическому надзору, протокол от 26.04.2004). Еще один вариант дефектной ведомости содержится в Письме Минсельхоза РФ от 10.11.2009 №АС-05-54/7018.
Представляем один из возможных, по мнению автора, вариантов дефектной ведомости:

Об определениях и пояснениях
Некоторые бухгалтеры испытывают трудности в понимании отдельных терминов.
Разобраться поможет ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения» (утвержден Постановлением Госстандарта СССР от 15.11.1978 № 2986). В соответствии с этим документом:
– капитальным признается ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса изделия (автомобиля, спецтехники) с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые . При этом значение близкого к полному ресурсу устанавливается в нормативно-технической документации;
– текущим является ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей;
– техническое обслуживание включает регламентированные в конструкторской документации операции для поддержания работоспособности или исправности изделия в течение его срока службы. В техническое обслуживание могут входить мойка изделия, контроль его технического состояния, очистка, смазывание, крепление болтовых соединений, замена некоторых составных частей изделия (например, фильтрующих элементов), регулировка и т. д.
Напомним, Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств предусмотрено, что сведения о проведенном капитальном ремонте должны отражаться в унифицированной форме ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств».
Предполагается, что поломки устраняются не по гарантии.
Постановлением ФАС МО от 17.11.2010 № КА-А40/13995-10 данное постановление оставлено без изменения.
Для некоторых специфических отраслей предусмотрены свои унифицированные формы дефектной ведомости. Например, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.06.2003 № 94 введена ведомость дефектов трубопроводов, которая используется для трубопроводов тепловых электростанций, Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 утверждена форма дефектной ведомости, применяемая при обследовании объектов защитных сооружений гражданской обороны, и др.
Под базовой частью понимают основную часть изделия, предназначенную для его компоновки и установки других составных частей. Применительно к автомобилю капитальным ремонтом признается, например, замена двигателя,рамы.