Оглавление:

Нормативно-правовые акты в сфере размещения заказа

Федеральные законы

  • 44-ФЗ от 05.04.13 (ред.03.08.18)Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.2013 (изм. с 01.10.2018) «О контрактной системе в сфере закупок ..»
  • 223-ФЗ от 18.07.11 (ред.29.06.18)Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ (изм. от 01.07.2018) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами..»
  • 135-ФЗ от 26.07.06 (ред.13.07.15)Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции»
  • 63-ФЗ от 06.04.11 (ред.02.07.13)Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Приказы, Постановления

  • Сборник ПП и РП РФ для 44-ФЗ от 15.01.17 (ред.15.02.17)Сборник Постановлений Правительства РФ для нужд 44-ФЗ
  • 552 от 05.06.15 (ред.25.01.17)Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 N 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок . а также требований к форме плана закупок товаров..»
  • 553 от 05.06.15 (ред.25.01.17)Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок . а также требований к форме плана-графика закупок..»
  • Сборник Приказов МЭР и МФ от 15.01.17Сборник Приказов Минэкономразвития, Минпромторга, Минфина РФ для нужд 44-ФЗ
  • 544/18н от 20.09.13 (ред.29.08.14)Приказ Минэкономразвития/Казначейства России N 544/18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на официальном сайте РФ в сети «Интернет» планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы»
  • 407 от 28.04.15Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 N 407 «О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком..»
  • 567 от 02.10.13Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»
  • 631 от 29.10.13Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе»
  • 1043 от 21.11.13Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов»
  • 1063 от 25.11.13Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом . «
  • 1071 от 26.11.13Постановление Правительства РФ от 26.11.2013 N 1071 «Об утверждении Правил принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд на срок, превышающий срок ..»
  • 1093 от 28.11.13Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения»
  • 1005 от 08.11.13Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • 761/20н от 27.12.11Приказ Минэкономразвития/Казначейства России N 761/20н от 27.12.2011 «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказа..»
  • 99 от 04.02.15Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки..»
  • ОК 034-2014 от 31.01.14 (ред.03.05.17)ОКПД2 (ОК 034-2014) — Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности
  • ОК 029-2014 от 01.02.14 (ред.07.10.16)ОКВЭД2 (ОК 029-2014) — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
  • 329-ст от 22.11.07 (ред.24.12.12)ОКПД — Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. ОК 034-2007 (КПЕС 2002)
  • 329-ст от 22.11.07 (ред.24.12.12)ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2007)
  • ОК 004-93 от 01.01.94 (ред.12.12.12)ОКДП — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг

Утратившие актуальность

  • 94-ФЗ от 21.07.05 (ред.07.06.13)Федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  • Проект 68702-6 от 22.03.13ФКС — О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  • 1-ФЗ от 10.01.02 (ред.08.11.07)Федеральный закон от 10 января 2002 года N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»
  • 1044 от 21.11.13Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 N 1044 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков»

Ежедневно на форуме — ответы специалистов на сотни вопросов о закупках.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) 2018 — 2019

44-ФЗ в последней действующей редакции от 11 ноября 2018 года.

Сравнить, что изменилось в текущей редакции по сравнению с предыдущей

! Закон имеет новую редакцию, вступающую в силу 1 января 2019 года.
Посмотреть изменения в будущей редакции

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, 44-ФЗ «О госзакупках» имеет будущую редакцию только от 1 января 2019 года

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) регулирует правоотношения по поводу направления на обеспечение муниципальных и государственных нужд в целях повышения результативности и эффективности проведения закупок товаров, услуг работ и обеспечения прозрачности и гласности таких закупок. Данный нормативный акт также направлен на предотвращение случаев коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок при планировании закупок работ, услуг или товаров. 44-ФЗ также призван регулировать вопросы по поводу определения поставщиков, исполнителей или подрядчиков.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует процедуру заключения гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе аренды имущества и приобретения недвижимого имущества от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, бюджетного учреждения или других юридических лиц.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) был принят 5 апреля 2013 года.

Закупки переходят в электронную форму

Автор: Шадрина Т. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В конце 2017 года Президент РФ подписал несколько законов, которые значительно меняют порядок осуществления закупочной деятельности. Причем изменения коснулись как Закона о контрактной системе, так и Закона № 223-ФЗ. Рассмотрим в общих чертах нововведения.

Уже давно велись разговоры о переводе закупок в электронную форму. По мнению экспертов, это даст целый ряд преимуществ, таких как значительное расширение конкуренции в закупках, которое произойдет благодаря снижению издержек потенциальных поставщиков, обеспечение максимальной доступности и прозрачности процедур.

Федеральный закон № 504-ФЗ: госзакупки переведены в электронную форму

Закон № 504-ФЗ внес изменения в Закон о контрактной системе, определив порядок осуществления закупок в электронной форме.

Где будут проводиться закупки?

Законодатели установили, что процедуры определения поставщика, подрядчика, исполнителя (далее – поставщика) должны осуществляться:

на электронной площадке (ЭП) – сайте, соответствующем ряду требований, на котором проводится определение поставщиков конкурентными способами;

на специализированной электронной площадке – информационной системе, доступ к которой производится с использованием защищенных каналов связи для определения поставщиков закрытыми конкурентными способами.

Определено, что в целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы на электронной площадке создается государственная информационная система, которая будет обеспечивать:

фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий и бездействия участников в ЕИС, на электронной площадке;

хранение информации о действиях и бездействии участников контрактной системы, в том числе об электронных документах, формируемых участниками и подписанных усиленной электронной подписью.

В связи с этим новой ст. 5 Закона о контрактной системе регламентирована организация электронного документооборота. В частности, планируется обмен электронными документами между участниками контрактной системы, в том числе подача заявок на участие в закупке, окончательных предложений. Такие электронные документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, обычной или специализированной.

Квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Какие закупки будут проводиться в электронной форме?

В электронной форме будут проводиться конкурентные процедуры:

1. Электронные процедуры (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений).

2. Закрытые электронные процедуры (закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион).

Но применение электронных форматов не исключает проведение конкурентных закупок в обычной, привычной уже нам форме.

При проведении электронных процедур нельзя будет выделять лоты.

Кроме того, установлена возможность взимания платы за участие в электронной процедуре, в том числе закрытой, или с лица, с которым заключается контракт, при условии предоставления Правительством РФ такой возможности операторам соответствующих площадок.

Читайте так же:  Договор дарения относится к договорам

Каков порядок проведения электронных процедур?

Законом № 504-ФЗ установлены особенности закупок в электронной форме. При этом детально разъяснен порядок проведения открытого конкурса в электронной форме: определено понятие такого конкурса, уточнены сроки, в которые размещается извещение о проведении закупки (не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок), и его содержание.

Кроме того, регламентировано содержание конкурсной документации и указаны сроки на разъяснение ее положений по запросам участников. Отметим: в отличие от обычного способа проведения конкурса, этот срок увеличен – 2 рабочих дня с даты поступления запроса, а сам запрос о разъяснении положений документации может быть подан не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок.

Не остались без внимания также:

порядок подачи заявок на участие в электронном открытом конкурсе;

порядок рассмотрения и оценки первых частей заявок;

порядок подачи окончательных предложений о цене контракта;

порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок;

последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся.

По аналогичной схеме законодатели определили процедуру проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме и двухэтапного конкурса в электронной форме, запроса котировок в электронной форме и запроса предложений в электронной форме.

Новым § 4.1 Закона о контрактной системе установлены особенности заключения контракта по результатам электронной процедуры. Так, в течение 5 дней с даты размещения итоговых протоколов заказчик должен разместить в ЕИС и на электронной площадке проект контракта без своей подписи. В течение 5 дней с даты размещения проекта победитель электронной процедуры должен подписать усиленной электронной подписью (УЭП) проект и разместить его на электронной площадке.

В течение 3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного победителем электронной процедуры, и предоставления им обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в ЕИС и на электронной площадке контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика. С момента размещения в ЕИС подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

Обратите внимание: все вышеназванные нововведения вступают в силу с 01.07.2018.

Изменения Закона о контрактной системе, вступившие в силу с 11.01.2018

Некоторые положения Закона № 504-ФЗ уже вступили в силу и о них нужно знать.

1. Возможность заключения контракта в случае отказа от заключения контракта с победителем.

Согласно ч. 9 и 10 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик мог отказаться от заключения контракта с победителем закупки в любой момент, если будет обнаружено, что тот не соответствует требованиям Закона о контрактной системе к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия таким требованиям. При этом дальнейшие действия заказчика зависели от вида закупки. Теперь заказчик после размещения в ЕИС протокола об отказе от заключения контракта вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же цену, как победитель закупки, или предложение которого о цене лучшее после условий, предложенных победителем (ч. 11 ст. 31 Закона о контрактной системе).

2. Скорректированы правила описания объекта закупки.

Законодатели сократили п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, убрав фразу о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, и скорректировав возможность использования указания на товарные знаки в отношении объекта закупки.

3. Обновлены правила рассмотрения жалоб физических лиц.

Согласно новой ч. 15.1 ст. 99 Закона о контрактной системе обращение с жалобой физического лица, не являющегося участником закупки, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Если же с подобной жалобой обратится участник закупки либо осуществляющие общественный контроль общественное объединение или объединение юридических лиц, ее рассмотрение будет осуществляться, как и прежде, в соответствии с гл. 6 Закона о контрактной системе.

Федеральный закон № 505-ФЗ: закупки стали конкурентными и перешли в электронную форму

Законом № 505-ФЗ скорректированы несколько нормативных актов, в том числе Закон № 223-ФЗ.

Основным новшеством стало введение определения конкурентной закупки. В частности, таковой является закупка с соблюдением одновременно следующих условий:

1. Информация о закупке сообщается заказчиком:

путем размещения в ЕИС извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

либо посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены ст. 3.5 Закона № 223-ФЗ, – не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки.

2. Обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие или окончательных предложениях участников закупки.

3. Описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Определены способы проведения конкурентных закупок (см. схему), а также общий порядок их проведения.

Кроме того, введено понятие «неконкурентная закупка» и определено, что способы такой закупки, в том числе закупка у единственного поставщика, устанавливаются положением о закупке.

Следующее, на что стоит обратить внимание, – появление возможности осуществления конкурентных закупок в электронной форме. Для этого Законом № 505-ФЗ в Закон № 223-ФЗ введены несколько статей, регламентирующих процедуру функционирования электронной площадки для целей закупки и особенности осуществления закупки в электронной форме.

1. Расширен перечень правоотношений, которые не регулируются Законом № 223-ФЗ.

Например, этот закон не будет распространяться на закупки товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства.

2. Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим полномочия учредителя бюджетного, автономного учреждения или полномочия собственника имущества ГУП, предоставлено право разработки типового положения о закупке и определении учреждений и ГУП, которые обязаны его использовать при утверждении своего положения.

3. Расширен перечень сведений, которые не подлежат размещению в ЕИС.

В частности, не нужно размещать сведения о закупках:

услуг по привлечению во вклады денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;

связанных с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.

4. Изменен перечень отчетов, подготавливаемых заказчиками.

В частности, согласно новой редакции ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в ЕИС сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком:

по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров;

по результатам закупки у единственного поставщика;

с единственным поставщиком по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

Мы коротко рассмотрели новшества в законодательстве о закупках. Оба закона – и № 504-ФЗ, и № 505-ФЗ – вступают в силу с 01.07.2018. Однако некоторые их положения уже начали действовать: в Законе № 223-ФЗ – с 31.12.2017, в Законе о контрактной системе – с 11.01.2018. Поэтому более подробно о них мы расскажем в следующих номерах журнала.

Закон о госзакупках на 2018 г.

Аннотация к книге «Закон о госзакупках на 2018 г»

В настоящем издании содержится текст Федерального Закона от Федеральный закон от 5 апреля 2014 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с последними изменениями и дополнениями, имеющимися на момент подготовки издания, на 2018 год. Если есть изменения, вступающие в силу позднее, то вместе с редакцией нормы, действующей на эту дату, приводится норма в новой редакции и указывается дата, с которой она вступает в силу.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

44-ФЗ о закупках, последняя редакция 2018 года

44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», также именуется законом о госзакупках. 44 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями 2018 года, последняя редакция от 30 октября.

Федеральный закон о закупках 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ о закупках был принят 5 апреля 2013 года, вступил в силу 1 января 2014 года. 44 закон о госзакупках сменил предыдущий 94-ФЗ от 21 июля 2005 года.

Федеральный закон о закупках 44-ФЗ — один из самых динамично развивающихся законодательных актов. За 2017 год в 44-ФЗ внесено 13 изменений (в феврале, марте, мае, июне, июле, декабре).

2018 год принес 5 блоков изменений в закон 44-ФЗ. Представляем 44 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями 2018 года (от 30.10.2018).

Федеральный закон 44 ФЗ о закупках 2018 года состоит из 8 глав и 114 статей.

Основные формы закупок по 44-ФЗ:

44-ФЗ о закупках последняя редакция 2018 года

Всего внесено 53 изменения в 44 ФЗ о закупках. Последняя редакция 2018 года с изменениями от 30 октября 2018 года вступила в законную силу 11 ноября 2018 года.

В 2018 году произошли серьезные изменения в секторе закупок для государственных и муниципальных нужд.

Сейчас участники контрактной системы (заказчики и поставщики) находятся в условиях переходного периода, который продлится до 2020 года.

Изменения 44-ФЗ от 1 июля 2018 года

Только квалифицированная электронная подпись

С 1 июля 2018 года участники закупок (за исключением иностранных лиц) используют квалифицированную электронную подпись, которую можно получить в аккредитованном в соответствии с требованиями закона 63-ФЗ удостоверяющем центре.

Введение платы за участие в закупках

С вступлением в силу изменений в 44-ФЗ с 01.07.2018, Правительство РФ устанавливает право операторам электронных площадок взимать плату с участника, с которым заключается контракт. Размер платы установлен 1% от начальной минимальной цены контракта (НМЦК), но не более 5 тыс. рублей.

Читайте так же:  Ходатайство о восстановлении исковой давности

Плата за подписание контракта с представителями СМП и СОНКО составит аналогично 1% от НМЦ контракта (не более 2 тыс рублей).

Таким образом, впервые с момента вступления в силу 44-ФЗ будет прямо предусматривать невозвратные материальные вложения со стороны победителей процедур.

Изменения размера обеспечения заявок

Ещё одним существенным изменением стало изменение размера обеспечения заявок. Постановлением правительства от 12 апреля 2018г. № 439 утверждено, что заказчик обязуется установить обеспечение заявки, если начальная максимальная цена контракта превышает 1 миллион рублей.

  • При НМЦК от 5 миллионов до 20 миллионов рублей обеспечение составляет от 0,5% до 1%
  • При НМЦК более 20 миллионов рублей размер обеспечения определен в диапазоне от 0,5% до 5%

Спецсчета для обеспечения заявок и контрактов

В соответствии с изменениями 44-фз 2018 года с 1 июля участники должны вносить обеспечение заявки на спецсчета, открытые в банках.

Распоряжением Правительства от 13 июля 2018 года № 1451-р в перечень вошло 18 банков.

Изменения 44-ФЗ с 1 января 2019 года

С 1 января 2019 года заказчики обязаны использовать только электронные закупки.

Переход на электронную форму закупок с 1 января 2019 года

Преимущества

  1. Уменьшение возможностей сговора между участниками и заказчиками
  2. Увеличение количества поставщиков и рост конкуренции
  3. Улучшение качества товаров, работ, услуг; экономия бюджетных средств

Для определения поставщика Заказчики смогут проводить закупки в электронной форме:

  • Открытый конкурс в электронной форме
  • Конкурс с ограниченным участием в электронной форме
  • Двухэтапный конкурс в электронной форме
  • Запрос предложений в электронной форме
  • Запрос котировок в электронной форме

По решению Правительства РФ закрытые процедуры также могут проводится в электронной форме.

Обязательная регистрация участников закупок в единой информационной системе

В соответствии с изменениями в 44 ФЗ, участники которые ранее были аккредитованы на ЭТП, будут обязаны пройти регистрацию в Единой информационной системе в течение 2019 года.

Выбор способа обеспечения заявки

С 1 июля 2019 года участник сможет выбрать форму внесения обеспечения заявок. К денежной форме добавится альтернатива в виде банковской гарантии.

Это изменение 44-ФЗ упростит участие в госзакупках организаций, специализирующихся на небольших закупках (поставка инструментов, канцелярских товаров, электротоваров и т.п.).

44 фз с изменениями 2018 года и комментариями

Приводим ФЗ-44 с комментариями, краткое содержание, основные моменты 44-ФЗ, необходимые ссылки.

Не каждый начинающий поставщик сможет разобраться в тексте закона 44 ФЗ о госзакупках 2018 года. Он написан формальным юридическим языком, содержит множественные оговорки и отсылки. 44 ФЗ для чайников и новичков может оказаться китайской грамотой.

Возьмем проведение открытого конкурса. 48-я статья 44-ФЗ гласит: «Заказчик по всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона».

Чтобы получить ответ, нужно прочитать еще 7 статей закона 44-ФЗ.

Положения 44-ФЗ дополняются постановлениями, распоряжениями Правительства РФ, приказами Минэкономразвития, Минфина, Федерального казначейства и других органов власти РФ. А ответственность заказчиков установлена в Административном кодексе.

Чтобы хорошо ориентироваться в федеральном законе 44 ФЗ, придется начинить печатную версию закона множеством закладок и прилично истрепать. Нужно отдельно выписывать ключевую информацию, проводить сопоставление и сравнение признаков. Хорошо, что есть те, кому нравится этим заниматься, чтобы предоставить 44-ФЗ для начинающих в кратком изложении и простым языком.

Большой объем госзакупок по 44-ФЗ способствует развитию системы обучения и подготовки соответствующих специалистов. Законодательство о госзакупках постоянно дополняется и обновляется. Необходимо знать и понимать последние изменения, чтобы избежать нелепых ошибок.

Сейчас можно пройти обучение по 44-ФЗ в группе и получить диплом государственного образца. Для поставщиков доступно индивидуальное обучение у специалиста-практика включающее множество нюансов, о которых не расскажут на курсах по 44-ФЗ.

Обучение 44 ФЗ для чайников позволит уже на следующий день начинающим поставщикам участвовать в госзакупках по 44 ФЗ.

Разобравшись в хитросплетениях 44 ФЗ 2018 года можно понять как выиграть тендер.

Оглавление 44-ФЗ

Глава 1. Общие положения
Глава 2. Планирование
Глава 3. Осуществление закупок

§ 1. Общие положения
§ 2. Определение поставщиков путем проведения конкурсов и аукционов
§ 3. Определение поставщика путем проведения запроса котировок
§ 4. Определение поставщика путем проведения запроса предложений
§ 5. Закрытые способы определения поставщиков
§ 6. Осуществление закупки у единственного поставщика
§ 7. Исполнение, изменение, расторжение контракта

Глава 4. Мониторинг закупок и аудит в сфере закупок
Глава 5. Контроль в сфере закупок
Глава 6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки
Глава 7. Особенности осуществления отдельных видов закупок
Глава 8. Заключительные положения

Общие положения закона 44-ФЗ

Глава 1 ФЗ-44 состоит из 15 статей (ст. 1-15) и определяет

  • Сферу применения
  • Законодательство
  • Основные понятия и принципы
  • Информационное обеспечение
  • Цели и особенности закупок
  • Применение национального режима.

Контрактная система в сфере закупок

С юридической точки зрения вызывает недоумение, как федеральный закон о закупках 44-ФЗ раскрывает понятие «контрактная система» через определяемый термин. Но вернемся к сути.

Федеральная контрактная система 44-ФЗ — совокупность участников контрактной системы и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Участники контрактной системы в сфере закупок

  1. Регулирующие органы
  2. Государственная корпорация «Росатом» (прописана в законе, как особый субъект)
  3. Заказчики
  4. Участники закупок, в т.ч. признанные поставщиками
  5. Уполномоченные органы и учреждения
  6. Специализированные организации
  7. Электронные торговые площадки

Законодательство о контрактной системе основывается по положениях Конституции, Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса и состоит из федерального закона 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Другие федеральные законы должны соответствовать 44-ФЗ. Основные законы о госзакупках: 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Федеральная контрактная система, 44-ФЗ является объектом различных, часто противоречивых интересов. Каждые несколько лет ФКС серьезно трансформируется.

с 2017 года по 44-ФЗ осуществляют закупочную деятельность унитарные предприятия. Подробнее о переходе ГУПов и МУПов на 44-ФЗ.

Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС)

Единая информационная система создана и ведется для информационного обеспечения контрактной системы.

Единая информационная система обеспечивает:

  • формирование, обработку и хранение данных
  • контроль за соответствием информации федеральному закону 44-ФЗ
  • использование электронной цифровой подписи
  • подачу заявок на участие в определении поставщика в форме электронного документооборота.

Эта информационная система позволила нашему государству проводить электронные торги и экономить сотни миллиардов рублей.

Информация, содержащаяся в ЕИС является общедоступной, бесплатной и размещается на официальном сайте (zakupki.gov.ru), также называемом «Портал закупок».

Официальный сайт закупок по 44-ФЗ содержит: извещения, документацию, планы-графики, реестр банковских гарантий по 44-ФЗ, жалоб в ФАС, реестр недобросовестных поставщиков — исчерпывающую информацию, чтобы проводить госзакупки.

Официальный сайт 44-ФЗ имеет отдельные разделы для заказчиков и поставщиков.

Победители тендеров по 44-ФЗ, контракты, протоколы общедоступны, в короткие сроки публикуются госзаказчиками на официальном сайте и на электронных торговых площадках.

Портал закупок не обладает круглосуточной доступностью. На нем в вечернее время и выходные дни проводятся профилактические работы. Эффективно работать с госзакупками 24 часа в сутки помогает система Тендерплан.

Закупка товара, работы или услуги по 44-ФЗ

Закупка определяется как совокупность действий, осуществляемых заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Государственные нужды по 44-ФЗ — это выполнение функций и полномочий государственных органов РФ.

Участник закупки это:

  1. Любое юридическое лицо независимо от:
    • организационно-правовой формы
    • формы собственности
    • места нахождения
    • места происхождения капитала
  2. Любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве ИП

Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Проект контракта является частью закупочной документации и не может быть изменен сторонами после того, как будет определен поставщик. Порядок проведения закупок по 44-ФЗ определяется в законе как в целом, так и отдельно для каждой формы закупки.

Определение поставщика по 44-ФЗ

Ст. 3 раскрывает термин определение поставщика (подрядчика, исполнителя), как совокупность действий, начиная от размещения извещения о закупке или приглашения и завершая заключениям контракта. То есть закон дает полное определение всех этапов процесса закупок и должен быть настольной книгой для всех его сторон.

Процедура закупки включает в себя по ФЗ-44:

  • Размещение планов закупок и планов-графиков
  • Подготовка, размещение закупочной документации
  • Определение поставщика (подрядчика, исполнителя)
  • Заключение контракта
  • Приемка товаров, работ, услуг
  • Размещение отчетности

Отмена определения поставщика возможна не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок для конкурса и аукциона и не позднее 2 дней для запроса котировок.

Планирование закупок по 44-ФЗ

Глава 2 состоит из 8 статей (ст. 16-23). Она регламентирует планирование, обоснование, нормирование, сведения о НМЦК (начальной максимальной цене контракта), идентификацию закупок.
Государственный заказчик по 44-ФЗ обязан планировать закупки, размещать планы закупок и планы-графики. Таким образом, вы можете до объявления закупки спланировать участие и проводить поиск тендера, ожидая его публикации заказчиком.

Планы закупок по 44-ФЗ

Планы закупок должны включать:

  1. Идентификационный код закупки
  2. Цель осуществления закупки
  3. Наименование объектов закупки
  4. Объем финансирования
  5. Сроки, периодичность
  6. Обоснование начальной максимальной цены и способа определения поставщика

Планы-графики по 44-ФЗ

Планы-графики должны включать:

  1. Идентификационный код
  2. Наименование и описание объекта закупки
  3. Указание характеристик:
    • количество товара
    • объем работы или услуги
    • сроки
    • периодичность
    • начальная цена
    • размер аванса
    • этапы оплаты
  4. Дополнительные требования к участникам и их обоснование
  5. Способ определения поставщика и его обоснование
  6. Дата начала закупки
  7. Информация об обеспечении заявки участника и обеспечение исполнения контракта

План-график (ПГ) разрабатывается на 1 год. Утверждается в течение 10 рабочих дней после получения заказчиком объема прав в денежном выражении. ПГ размещается в ЕИС в течение 3 рабочих дней. Запрещается проведение закупок, не включенных в планы-графики.

Особенности планирования закупок в рамках ГОЗ (гособоронзаказа) устанавливаются 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Осуществление закупок по 44-ФЗ

Глава 3 составляет более половины объема 44-ФЗ, состоит из 7 параграфов, включающих 73 статьи (ст. 24-96).

Это самый главный раздел для поставщиков. В нем определяются виды закупок, этапы, сроки, требования и т.д.

1 параграф – общие положения третьей главы. Состоит из 24 статей и описывает:

  • способы определения поставщиков
  • централизованные закупки
  • участие в закупках специальных субъектов
  • требования к участникам закупки по 44-ФЗ
  • оценку заявок
  • формы обеспечения заявок
  • понятия контрактной службы
  • специализированных и экспертных организаций
Читайте так же:  Хозяйственный договор понятие виды

Способы определения поставщика по 44-ФЗ

2 параграф – определение поставщиков путем проведения конкурсов и аукционов. Охватывает 24 статьи.

Заказчики при определении поставщика используют конкурентные способы или закупки без проведения торгов по 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика).

Конкурентные способы определения поставщика по 44-ФЗ

  1. Открытые конкурсы
    • Открытый конкурс
    • Конкурс с ограниченным участием
    • Двухэтапный конкурс
  2. Закрытые конкурсы
    • Закрытый конкурс
    • Закрытый конкурс с ограниченным участием
    • Закрытый двухэтапный конкурс
  3. Аукционы
    • Электронный аукцион
    • Закрытый аукцион
  4. Запрос котировок
  5. Запрос предложений

Оценка заявок по 44-ФЗ

Заказчик оценивает заявки по следующим критериям

  1. Цена
  2. Расходы на эксплуатацию
  3. Характеристики
    • Качественные
    • Функциональные
    • Экологические
  4. Квалификация
    • Финансовые ресурсы
    • Оборудование и другие материальные ресурсы
    • Опыт работы по предмету контракта
    • Деловая репутация
    • Квалификация специалистов

Заказчик обязан указать в документации перечень критериев и их значимость.

На этапе подготовки предложения можно оценить сколько баллов сможет принести каждый критерий оценки.

Критериев может быть не менее 2, обязательным из которых является цена. При этом, например, значимость расходов на эксплуатацию не может быть выше цены.

Порядок оценки заявок и критерии устанавливаются Постановлением Правительства №1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 28 ноября 2013 года, последняя редакция которого принята в 2016 году.

Указанные в нем формулы расчетов для оценки заявки понятны далеко не каждому заказчику и поставщику.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ

Заказчик при описании в документации закупки должен руководствоваться правилами

  1. Объективный характер описания
  2. Указываются характеристики
    • Функциональные
    • Технические
    • Качественные
    • Эксплуатационные
  3. Не должны включаться требования
    • Товарных знаков, знаков обслуживания
    • Фирменных наименований
    • Патентов, полезных моделей
    • Промышленных образцов
    • Наименование места происхождения товара
    • Наименование производителя
    • Требования, ограничивающие количество участников закупки

Из данных правил есть исключения. Возможно указание на товарные знаки, если предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом в описание обязательно включается слово «или эквивалент», за исключение случаем несовместимости товаров или закупки запасных частей и расходных материалов.

Заказчик при описании объекта закупки может включить

  • Спецификации
  • Планы, чертежи, эскизы
  • Фотографии
  • Результаты работы, тестирования
  • Требования по проведению испытаний и их методов
  • Требования к упаковке, маркировке, этикеткам
  • Подтверждения соответствия процессов и методов производства техническим регламентам, стандартам и условиям
  • Условные обозначения и терминологию

Все товары должны быть новыми, не бывшими употреблении, ремонте или не восстановленными, если это прямо не предусмотрено документацией.

При необходимости заказчик может установить требования

  1. К гарантийному сроку
  2. Объему предоставлению гарантий
  3. Гарантийному обслуживанию
  4. К расходам на эксплуатацию товара
  5. Обязательность осуществления монтажа и наладки
  6. К обучению лиц, использующих и обслуживающих товар

Любой участник вправе направить заказчику запрос разъяснений по 44-ФЗ. Сроки ответа на запрос о даче разъяснений положений документации составляют два дня.

Контрактная служба по 44-ФЗ

Контрактная служба нужна для планирования и осуществления заказчиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Заказчик по 44-ФЗ обязан создать контрактную службу, если объем закупок по 44-ФЗ превышает 100 миллионов рублей в год.

Если объем закупок менее 100 миллионов, заказчик вправе создать контрактную службу или назначает ответственное лицо — контрактного управляющего.

Контрактная служба действует на основании типового положения (регламента), утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 N 631 (в редакции от 24.10.2016).

Численность контрактной службы — не менее двух человек. Структурное подразделение создавать не обязательно, достаточно утвердить постоянный состав работников, выполняющих функции контрактной службы и назначить руководителя.

Требования к квалификации контрактного управляющего или работников контрактной службы — высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Базовые функции и полномочия контрактной службы разнообразны и вытекают из 44-ФЗ. В целях их выполнения работники контрактной службы не должны разглашать информацию, вступать в переговоры с участниками закупок, могут привлечь к работе экспертные организации.

Иные полномочия контрактной службы:

  • Консультации с поставщиками, подрядчиками, исполнителями для определения конкурентной среды, наилучших технологий и решений для обеспечения госзакупок
  • Обязательное общественное обсуждение закупки товаров, работ, услуг
  • Утверждение требований к закупаемым товарам, работам, услугам
  • Участие в рассмотрении дел об обжаловании действий или бездействия заказчика в ФАС, претензионная работа
  • Разработка проектов контрактов заказчика
  • Проверка банковский гарантий поставщика, подрядчика, исполнителя
  • Организация возврата денежных средств в качестве обеспечения заявки или обеспечения контракта

Вне зависимости от наличия контрактной службы заказчик может привлечь специализированную организацию по 44-ФЗ для разработки документации и организации проведения закупок в виде аукциона и конкурса.

Экспертная организация по 44-ФЗ

Заказчик привлекает экспертов и экспертные организации по 44-ФЗ для выполнения функций, например, по приемке товаров, работ, услуг.

Экспертиза по 44-ФЗ не может осуществляться:

  • Физическими лицами
  • Должностными лицами или работниками заказчика (действующими или являвшиеся ими за последние два года)
  • Лицами, имеющими имущественные интересы по данному контракту
  • Близкими родственниками руководителя заказчика, членов контрактной службы, закупочной комиссии
  • Должностными лицами или работниками подрядчика, поставщика, исполнителя
  • Юридические лица в которых заказчик или поставщик по контракту имеют доли от 25%
  • Физические или юридические лица, на которых могут прямо или косвенно влиять поставщик или заказчик

Контракт по 44-ФЗ

Условиям контракта, порядке его заключения, изменения и расторжение в 44-ФЗ посвящено несколько статей. Ст. 34 устанавливает общие принципы. Контракт (договор) заключается на условиях, предусмотренных извещением, приглашением, документацией, заявкой и окончательным предложением участника.

Срок заключения контракта по 44-ФЗ составляет в среднем от 10 до 20 дней с момента публикации протокола. Одновременно поставщик вносит обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ. Самый популярный способ — банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта.

Увеличение цены контракта возможно по инициативе заказчика не более чем на 10%, если увеличивается количество поставляемого товара. Порядок заключения контракта описан отдельно для каждого вида определения поставщика.

Тендеры по 44-ФЗ

Федеральный закон 44-ФЗ о контрактной системе не использует понятие «тендер» широко применяемое среди поставщиков и в деловой среде.

Тендер является синонимом определения поставщика на конкурсной основе, которое в законодательстве именуется «закупка». 44-ФЗ поставщики иногда называют закон о торгах или федеральный закон о тендерах и аукционах.

Анализ тендеров по 44-ФЗ — необходимый шаг перед принятием решения об участии в закупке. Изучите извещение, документацию, техническое задание, проект контракта. Для участия в тендерах по 44-ФЗ потребуется внести обеспечение заявки.

Открытый конкурс по 44-ФЗ

В открытом конкурсе побеждает лучшее предложение, а не самая низкая цена, как в аукционе.

Ст. 48-55 определяют условия проведения открытого конкурса (ст. 48), требования к документации, порядок подачи, рассмотрения заявок, заключения контракта. Участие в открытом конкурсе представляет основные сложности для поставщиков. Заказчик оценивает конкурсные заявки по множеству критериев (ст. 53).

Заявка на участие в открытом конкурсе по 44-ФЗ подается в бумажном виде в запечатанном конверте.

Заявки могут содержать тысячи страниц, весить десятки килограмм и требовать нескольких недель на подготовку. Чаще всего именно конкурс называют тендером.

Электронный аукцион по 44-ФЗ

В электронном аукционе побеждает поставщик, предложивший наименьшую цену контракта.

Торги по 44-ФЗ проходят на понижение от начальной цены на шаг аукциона.

Ст. 59-71 регламентируют проведение электронного аукциона (ст. 59), начиная от аккредитации на электронных площадках (ст. 61) до заключения контракта.

В законе не приведен перечень электронных торговых площадок, где проводятся электронные аукционы, поэтому поставщикам придется самостоятельно разбираться в нюансах аккредитации и подачи заявки на аукцион, которая состоит из 2 частей. Если участника отклонили по второй части заявки 44-ФЗ, перечитайте перечень документов (п. 5 ст. 66).

Подробнее об участии в электронном аукционе — пошаговая инструкция.

Заказчик не может произвольно решить какие товары, работы или услуги он будет закупать на аукционе, а какие нет.

Он обязан проводить закупки в форме аукциона, по перечню товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утверждаемому распоряжением Правительства РФ.

Запрос котировок по 44-ФЗ

Ст.72-79 описывают определение поставщика путем проведения запроса котировок (ст. 72). Устанавливается требования к проведению запроса котировок (ст. 73), порядок проведения (ст. 74), подачи, рассмотрения и оценки заявок (ст. 78).

Запрос котировок представляет собой самый доступный формат участия в госзакупках. Для подготовки котировочной заявки по 44-ФЗ не требуется ЭЦП для электронных торгов

Заявки подаются в бумажном виде в конвертах и заверяются традиционным способом с помощью подписи уполномоченного лица и печати организации.

4-7 параграфы 44-ФЗ содержат в общей сложности 14 статей. В них устанавливается определение поставщика путем проведения запроса предложений, закрытые способы определения поставщиков, закупки у единственного поставщика и особенности исполнения, изменения, расторжения и обеспечения контракта.

Запрос предложений по 44-ФЗ

Порядок проведения запроса предложений по 44-ФЗ определен 83 статьей 44-ФЗ. Она состоит из 21 пункта и определяет основания на закупки по 44-ФЗ этим способом, алгоритм проведения, сроки подписания контракта.

Закрытый конкурс и закрытый аукцион по 44-ФЗ

Закрытые способы госзакупок (ст. 84-92) являются наименее конкурентными. В этих случаях заказчик сам направляет приглашения ограниченному кругу поставщиков, соответствующих определенным требованиям. Это связано с режимом секретности, гостайны и особой важности и безопасности государства.

Конечно, широкому кругу лиц не стоит знать о том, кто выиграл контракты на транспортировку драгоценных металлов и камней или обеспечивает деятельность судей.

Четвертая и пятая главы 44-ФЗ состоят из 8 статей и посвящены мониторингу, аудиту и контролю в сфере закупок.

Шестая и седьмая главы включают 8 статей и содержат порядок обжалования нарушений закона и особенности осуществления отдельных видов закупок, таких как энергосервисные контракты и гособоронзаказ.

Восьмая глава 44-ФЗ состоит из 3 статей и содержит заключительные положения и порядок вступления в силу определенных статей закона, которые, как уже упоминалось выше, вступают в законную силу последовательно в течение 3 лет, начиная с 1 января 2014 года, заканчивая 1 января 2017 года.

Если вы испытываете затруднения с применением 44-ФЗ или пока не владеете положениями данного закона, вы можете обратиться к нашим специалистам.