Оглавление:

Государственные требования к программам профессиональной переподготовки

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в отличие от прежнего Закона РФ «Об образовании в РФ» не предусматривает установление федеральных государственных требований к дополнительным профессиональными программам.

Министерство образования и науки Российской Федерации в письме от 9 октября 2013 года № 06-735 пояснило, что типовые и примерные программы разрабатываются только для следующего вида программ:

типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ч. 7 ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ);

примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование (ч. 3 ст. 81 Федерального закона № 273-ФЗ);

примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3 ст. 82 Федерального закона № 273-ФЗ);

типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ч. 3 ст. 85 Федерального закона № 273-ФЗ).

Разработка и утверждение макетов данных программ является обязательным в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Помимо этого, Министерством образования и науки Российской Федерации в целях методической поддержки реализации Федерального закона 273-ФЗ будут разработаны макеты программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Доступ к этим ресурсам будет свободный. Данные макеты в настоящее время еще не опубликованы. Однако следует отметить, что они будут иметь исключительно методический и рекомендательный характер.

Нормативные требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ содержатся в п. 9 ст. 2, ч. 9 и 10 ст. 76, а также в пуктах 6 – 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499.

При этом обращаем внимание, что требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, которые были утверждены приказом Минобразования России от 18 июня 1997 г. № 1221, а также приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2013 г. № 10 «О федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, утратили силу в соответствии с пунктами 6 и 35 Перечня утративших силу некоторых нормативных правовых актов Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации (приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 18 сентября 2013 г. № 1074).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2012 г. № 239 “Об утверждении федеральных государственных требовании к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, а также к уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих” (не вступил в силу)

В соответствии со статьёй 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2007, № 49, ст. 6070), пунктом 9 статьи 9 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 44, ст. 5280; № 49, ст. 6070; 2010, № 46, ст. 5918; 2011, № 23, ст. 3261; № 25, ст. 3537, ст. 3538; № 27, ст. 3871) и пунктом 8 государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 19, ст. 2194) приказываю:

Утвердить федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, а также к уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 апреля 2012 г.

Федеральные государственные требования
к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, а также к уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2012 г. № 239)

1. Настоящие федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, а также к уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих (далее — Требования) определяют цели и структуру дополнительных профессиональных образовательных программ (далее — ДПОП) профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, реализуемых в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования*(1) (далее — образовательное учреждение), а также требования к уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих.

2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных гражданских служащих осуществляются образовательными учреждениями в целях, определенных пунктами 10 и 18 государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362*(2) (далее — Государственные требования).

3. К уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих устанавливаются следующие требования.

Лица, завершившие освоение ДПОП профессиональной переподготовки, должны обладать следующими компетенциями:

способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации*(3), федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

высоким уровнем правосознания и правовой культуры, способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению;

способностью соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены законодательством Российской Федерации, способностью руководствоваться при исполнении служебных обязанностей принципами служебного поведения гражданского служащего*(4), способностью принимать меры по предотвращению конфликта интересов;

способностью анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, осуществлять управленческую деятельность с использованием современных социальных технологий;

пониманием сущности и значения информации в профессиональной деятельности государственных гражданских служащих, осознанием опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, умением соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

способностью применять современные информационно-коммуникационные технологии, в том числе технологии электронного документооборота;

способностью к аналитической обработке информации;

способностью поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

4. ДПОП профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих должна предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 1):

учебный раздел Р.1 «Государственное управление»;

учебный раздел Р.2 «Организационно-правовые основы государственной гражданской службы»;

учебный раздел Р.3 «Информационно-документационное обеспечение государственного управления»;

учебный раздел Р.4 «Служебное поведение государственного гражданского служащего и механизмы противодействия коррупции»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 15 января 2013 г. N 10 г. Москва «О федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников»

Изменения и поправки

Зарегистрирован в Минюсте РФ 12 марта 2013 г. Регистрационный N 27609

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июня 1992 г. N 3266-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Съезда Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2000, N 33, ст. 3348; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 21; N 7, ст. 838; N 30, ст. 3808; 2010, N 31, ст. 4184; 2011, N 1, ст. 51) приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.

Министр Д. Ливанов

Федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников

1. Настоящие федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников (далее — Требования) определяют цели и структуру дополнительных профессиональных образовательных программ (далее — ДПОП) профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, реализуемых в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по ДПОП (далее — организация), а также требования к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.

2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников осуществляются в целях, определенных в Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 (далее — Типовое положение). 1

]3. К уровню профессиональной переподготовки педагогических работников устанавливаются следующие требования.

Лица, завершившие освоение ДПОП профессиональной переподготовки, должны обладать следующими профессиональными компетенциями:

следовать в организации образовательного процесса реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оценивать роль и место актуальных знаний и умений по предмету в профессиональной деятельности;

организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области;

проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные занятия как часть целого на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов, средств и технологий;

планировать результаты образовательной деятельности и разрабатывать в соответствии с ними контрольно-измерительные материалы и другие оценочные средства.

4. ДПОП профессиональной переподготовки педагогических работников должна предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 1):

учебный раздел Р.1 «Нормативно-правовой»;

учебный раздел Р.2 «Психолого-педагогический»;

учебный раздел Р.2 «Предметная деятельность».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. N 499 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

Изменения и поправки

Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 августа 2013 г.

Регистрационный N 29444

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Министр Д. Ливанов

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (далее — Порядок) устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

2. Настоящий порядок является обязательным для организаций дополнительного профессионального образования; образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение (научные организации или иные юридические лица) (далее совместно — организация).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование 1 .

4. Организация осуществляет обучение по дополнительной профессиональной программе на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

5. Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2 и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование 3 .

6. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) 4 .

Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации 5 .

В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации 6 .

В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:

характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;

характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

7. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы и (или) отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей), практик, стажировок) должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения.

8. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе 7 .

9. Для определения структуры дополнительной профессиональной программы и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией 8 .

Структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты 9 . Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.

10. Программа профессиональной переподготовки разрабатывается организацией на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ 10 .

11. Результаты обучения по программе профессиональной переподготовки, должны соответствовать результатам освоения основных профессиональных образовательных программ, а также направлены на приобретение новой квалификации, требующей изменение направленности (профиля) или специализации в рамках направления подготовки (специальности) полученного ранее профессионального образования, должны определяться на основе профессиональных компетенций соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов.

12. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании 11 . Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

Читайте так же:  Денежный штраф в псковской судной грамоте

13. Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.

Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ.

Сроки стажировки определяются организацией, самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности как:

самостоятельную работу с учебными изданиями;

приобретение профессиональных и организаторских навыков;

изучение организации и технологии производства, работ;

непосредственное участие в планировании работы организации;

работу с технической, нормативной и другой документацией;

выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

участие в совещаниях, деловых встречах.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

14. При реализации дополнительных профессиональных программ организацией, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения 12

Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации 13 .

15. Дополнительные профессиональные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации 14 .

16. Образовательный процесс в организации может осуществляться в течение всего календарного года. Продолжительность учебного года определяется организацией.

17. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.

Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

18. При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки возможен зачет учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется организацией самостоятельно.

19. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке 15 .

Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лица освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.

Документ о квалификации выдается на бланке, являющимся защищенным от подделок полиграфической продукцией, образец которого самостоятельно установлен организацией.

20. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации 16 .

21. Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в отношении:

соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;

соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;

способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг.

22. Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в следующих формах:

внутренний мониторинг качества образования;

внешняя независимая оценка качества образования.

Организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.

Требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией.

Организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации организаций.

1 Часть 3 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598, 2013, N 19, ст. 2326.

3 Часть 6 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

4 Часть 2 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

5 Часть 4 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598, 2013, N 19, ст. 2326).

6 Часть 5 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

7 Часть 9 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

8 Части 4, 5 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

9 Пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

10 Часть 10 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

11 Часть 13 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.)

12 Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

13 Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

14 Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

15 Часть 15 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

16 Часть 16 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

Государственные требования к программам профессиональной переподготовки

В целях разъяснения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части дополнительного профессионального образования и в связи с многочисленными запросами, поступающими от образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, которые реализуют дополнительные профессиональные программы, Минобрнауки России направляет разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования.

РАЗЪЯСНЕНИЯ
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО И НОРМАТИВНОГО
ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральный закон № 273-ФЗ — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Вопрос 1. Возможно ли заключать двухсторонний договор об образовании на обучение по дополнительным профессиональным программам. Например, заключение договора между заказчиком (юридическим лицом), направляющим своих работников на обучение по дополнительным профессиональным программам, и организацией, предоставляющей образовательные услуги? Можно ли изменить наименование договора?

В соответствии с пунктом 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444), организация осуществляет обучение по дополнительной профессиональной программе на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, либо за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Примерная форма договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам утверждена приказом Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» (зарегистрирован Минюстом России 24 января 2014 г., регистрационный № 31102).

В договоре указывается наименование дополнительной образовательной программы, в Вашем случае наименование дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Вопрос 2. Необходимо ли в организациях дополнительного профессионального образования создавать коллегиальный орган управления — педагогический совет? Имеет ли право в данной образовательной организации быть сформирован ученый совет?

Частью 4 статьи 26 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Таким образом, образовательная организация может формировать коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом этой образовательной организации.

Вопрос 3. Можно ли составлять индивидуальную образовательную программу путем включения в нее модулей из различных (нескольких) дополнительных профессиональных программ?

В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Исходя из изложенного, построение индивидуального учебного плана основывается на учебном плане, который обеспечивает освоение одной образовательной программы.

Вопрос 4. Имеет ли право преподаватель организации дополнительного профессионального образования проходить повышение квалификации в своей организации на своей кафедре?

Пунктом 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Исходя из изложенного, законодательством Российской Федерации не установлено ограничение на то, в какой образовательной организации может получить дополнительное профессиональное образование педагогический работник.

Вопрос 5. Как часто необходимо проходить повышение квалификации педагогическому работнику?

В соответствии с частью 5 статьи 47 Федерального закона № 273-ФЗ педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Вопрос 6. Осуществляется ли обучение иностранных граждан за счет федерального бюджета Российской Федерации?

Частью 3 статьи 78 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что иностранные граждане имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации, а также за счет средств физических лиц и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. № 891 установлена ежегодная квота на образование в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, получаемое в образовательных организациях по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, не превышающая 15 тысяч человек.

Вопрос 7. До какого времени необходимо привести в соответствие наименования образовательных организаций дополнительного профессионального образования? Что еще необходимо учесть при переименовании образовательной организации?

Согласно части 5 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ наименования образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 года.

В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. При этом необходимо иметь в виду, что согласно части 6 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ при переименовании образовательных учреждений их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы.

Типы образовательных организаций установлены в статье 23 Федерального закона № 273-ФЗ, в которую включена, в том числе, организация дополнительного профессионального образования (часть 3 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

На основании изложенного, Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц — «организация», из чего следует, что в наименовании образовательных организаций слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».

Таким образом, переименование образовательной организации, в первую очередь, связано с приведением ее типа с учетом ее организационно-правовой формы в соответствие с Федеральным законом № 273-ФЗ.

С учетом части 5 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования.

Вопрос 8. Установлены ли государственные требования в сфере дополнительного профессионального образования?

Согласно статьям 2 и 11 Федерального закона № 273-ФЗ установление государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных профессиональных программ, федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований в сфере дополнительного профессионального образования не предусмотрено.

Вопрос 9. Можно ли использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации дополнительных профессиональных программ?

Да, можно. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утвержден приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 (зарегистрирован Минюстом России 4 апреля 2014 г., регистрационный № 31823).

Вопрос 10. Будут выделять контрольные цифры приема по программам дополнительного профессионального образования?

Статьями 56 и 100 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что контрольные цифры приема устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

В соответствии с пунктом 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444), организация осуществляет обучение по дополнительной профессиональной программе на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, либо за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Читайте так же:  Договор на печать типография

Вопрос 11. Согласно новому Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам минимальная продолжительность курсов повышения квалификации составляет 16 часов. Означает ли это, что теперь педагогические работники образовательных организаций высшего образования, а также педагогические работники профессиональных образовательных организаций смогут проходить повышение квалификации за такой короткий срок?

Частью 6 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено указанным Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Таким образом, срок освоения программ повышения квалификации 16 часов считается достаточным при условии, что данный срок установлен с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, а также позволяет усовершенствовать и (или) получить новую компетенцию, необходимую для профессиональной деятельности, и (или) повысить профессиональный уровень в рамках имеющейся квалификации.

Кроме того, пунктом 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444), установлено, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

Вопрос 12. Как регламентируются программы дополнительного профессионального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?

Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья регламентируется статьей 79 Федерального закона № 273-ФЗ.

Организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (часть 10 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ).

При этом для реализации дополнительных профессиональных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Федеральным законом № 273-ФЗ специальных требований не предусмотрено.

Вместе с тем, статьей 28 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Кроме того, образовательная организация обязана обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения возрастным, психофизическим особенностям и потребностям обучающихся.

Вопрос 13. Какие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки с 1 сентября 2013 года требуют согласования с министерствами и ведомствами?

Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся установлены главой 11 Федерального закона № 273-ФЗ.

Вопрос 14. Часть 1 статьи 15 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает сетевую форму реализации образовательных программ. Применимо ли это для системы дополнительного профессионального образования?

Сетевая форма реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (часть 1 статьи 15 Федерального закона № 273-ФЗ).

Данная статья предусматривает сетевую форму реализации любого вида образовательных программ, в том числе и дополнительных профессиональных программ.

Вопрос 15. Является обучение по охране труда, обучение лиц, которые допущены к обращению с отходами I — IV класса опасности, дополнительным профессиональным образованием?

1. Согласно части 6 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (часть 15 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2.3.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 (далее — Порядок), Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения по охране труда, включающие изучение межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.

Обучающие организации на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда разрабатывают и утверждают рабочие учебные планы и программы обучения по охране труда по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

В соответствии с пунктом 3.7 Порядка работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Исходя из изложенного, обучение по охране труда и проверке знаний требований охраны труда не является реализацией дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) в связи с тем, что рабочие учебные планы и программы обучения по охране труда разрабатываются на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда и проверка знаний не заканчивается итоговой аттестацией.

В соответствии с частью 15 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

Вместе с тем, если программы обучения по охране труда рассматриваются организацией как дополнительные профессиональные программы, то лицам, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения о повышении квалификации. Обращаем внимание, что к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Кроме того, деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

2. Согласно части 6 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (часть 15 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I — IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV класса опасности.

Профессиональную подготовку лиц на право работы с опасными отходами осуществляют по Примерной программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами (далее — Примерная программа), утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 декабря 2002 г. № 868. Освоение Примерной программы не заканчивается итоговой аттестацией.

Исходя из изложенного, обучение по Примерной программе не является реализацией дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Вместе с тем, если программы обучения лиц на право работы с опасными отходами рассматриваются организацией как дополнительные профессиональные программы, то лицам, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения о повышении квалификации. Обращаем внимание, что к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Кроме того, деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Вопрос 16. Обучающийся осваивает одновременно программу высшего образования и дополнительную профессиональную программу. Можно ли выдать документы о квалификации после сдачи государственных экзаменов на основании справки о прохождении государственных экзаменов или это возможно только после получения документа о высшем образовании?

В соответствии с частью 16 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ при освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

Вопрос 17. В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610, образовательными организациями выдавались: удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов; свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов; диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов; диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов. В настоящее время действуют указанные нормы?

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610, утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2014 г. № 245, вступившего в силу с 11 апреля 2014 г.

В соответствии с частью 15 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются только удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

В соответствии с пунктом 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444), минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

Вопрос 18. Можно ли выдавать свидетельства и сертификаты о прохождении семинаров, тренингов и мастер-классов?

В соответствии с частью 15 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

Вопрос 19. Необходим ли особый вид документа о квалификации для государственных гражданских служащих?

Особых требований к документам о квалификации для государственных гражданских служащих Федеральным законом № 273-ФЗ не предусмотрено. По итогам освоения дополнительных профессиональных программ государственные гражданские служащие, как и другие слушатели, в зависимости от вида программы получают удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.

Вопрос 20. Имеет ли право образовательная организация выдавать документ государственного образца, если слушатели начали обучение и заключили договор с организацией до 1 сентября 2013 года?

Нет. С момента вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ (1 сентября 2013 г.) в Российской Федерации выдаются документы о квалификации установленного образца.

Вопрос 21. Какой печатью заверяются документы по итогам освоения дополнительных профессиональных программ?

В соответствии с частью 2 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ документы о квалификации заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то есть заверяются печатью образовательной организации, которая закреплена в Уставе организации.

Обращаем внимание, что законодательством Российской Федерации об образовании не установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, заверяют выдаваемые ими документы о квалификации установленного образца печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Вопрос 22. Какой документ (на каких бланках) можно выдать взамен утерянного документа о квалификации, выданного до вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ?

С 1 сентября 2013 г. дубликат документа о квалификации выдается на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией, независимо от того, когда слушатель прошел обучение, успешно освоил соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошел итоговую аттестацию.

Вопрос 23. Документ, образец которого самостоятельно устанавливается организацией, подписывает руководитель организации? Кто кроме руководителя организации может подписать документ? Каким документом это регламентируется?

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Документ о квалификации выдается на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией. Таким образом, документ о квалификации подписывает руководитель образовательной организации либо лицо, его заменяющее, за которым данное право закреплено нормативным правовым актом.

Вопрос 24. В каком порядке уничтожать бланки удостоверений, свидетельств и дипломов государственного образца?

Приказ Госкомвуза России от 19 апреля 1996 г. № 708 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения государственных документов о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов» утратил силу в связи с вступлением в силу приказа Минобрнауки России от 9 октября 2013 г. № 1129 «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации».

В настоящее время нормативными правовыми актами не установлен порядок уничтожения бланков удостоверений, свидетельств и дипломов государственного образца.

Вопрос 25. В каких типографиях можно заказать изготовление бланков документов?

Частью 15 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

При этом образцы документов о квалификации самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (часть 3 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ).

Выбор предприятий-изготовителей бланков документов осуществляется образовательными организациями самостоятельно.

Если организация принимает решение о том, что будет выдавать документы о квалификации на бланках, являющихся защищенной от подделок полиграфической продукции, то данные документы должны изготавливаться в соответствии с Техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2003 г. № 14н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 марта 2003 г., регистрационный № 4271), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 90н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 августа 2005 г., регистрационный № 6860).

Сведения о предприятиях-изготовителях защищенной полиграфической продукции находятся на сайте ФНС России по электронному адресу: www.nalog.ru. Выбор предприятий-изготовителей бланков документов осуществляется образовательными организациями самостоятельно.

Вопрос 26. Может ли образовательная организация высшего образования с лицензией на право реализации только программ высшего образования и дополнительного профессионального образования осуществлять обучение по дополнительным профессиональным программам для слушателей, имеющих или получающих среднее профессиональное образование?

В соответствии с частью 3 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ лица, имеющие среднее профессиональное образование или получающие среднее профессиональное образование, имеют право на освоение дополнительных профессиональных программ.

Таким образом, лица, имеющие среднее профессиональное образование или получающие среднее профессиональное образование, могут получить дополнительное профессиональное образование в любой организации, осуществляющей образовательную деятельность, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

Читайте так же:  Договор на услуги тренажерного зала

Вопрос 27. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности. Как будет выглядеть приложение к лицензии (как будут прописаны адреса мест осуществления образовательной деятельности и наименования программ)?

Приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. № 1320 (зарегистрирован Минюстом России 16 января 2014 г., регистрационный № 31031) утверждены формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам.

Вопрос 28. Федеральным законом № 273-ФЗ не предусмотрено проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В этом случае, если филиал образовательной организации высшего образования осуществляет подготовку только по дополнительным профессиональным программам, должен ли он соблюдать аккредитационные показатели: остепененность, наличие материально-технической базы; нормативы литературы и т.д.? Или его деятельность должна осуществляться только на основе лицензии без привязки к аккредитационным показателям?

В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона № 273-ФЗ структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации.

В соответствии с частью 9 статьи 92 Федерального закона № 273-ФЗ аккредитационный орган принимает отдельное решение о государственной аккредитации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации и реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в каждом ее филиале.

В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Таким образом, структурное подразделение образовательной организации, в данном случае филиал, действует на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации, а также в соответствии с действующей лицензией.

Вопрос 29. В связи с введением в действие Федерального закона № 273-ФЗ все образовательные организации будут менять лицензию, при этом должны быть внесены соответствующие изменения и в приложения к лицензии. Содержание Федерального закона № 273-ФЗ (часть 1 статьи 91; подпункт 5 части 5 статьи 108, часть 7 статьи 108) говорит, что после его принятия образовательные организации работают на основании лицензий, выданных ранее с учетом норм нового Федерального закона № 273-ФЗ. Частью 4 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам будет указываться только подвид дополнительного образования (в данном случае — дополнительное профессиональное образование) без приведения всего перечня реализуемых дополнительных профессиональных программ. В настоящее время образовательные организации работают по программам, указанным в приложении к действующей лицензии. Значит ли, что образовательным организациям дополнительного профессионального образования следует обновить программы с учетом новых требований и действовать на основании лицензии без учета приложения?

В соответствии со статьей 91 Федерального закона № 273-ФЗ лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о подвидах дополнительного образования, при этом перечень реализуемых дополнительных профессиональных программ не указывается. В рамках данной лицензии образовательные организации могут реализовывать любые дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации и профессиональной переподготовки).

При этом частью 9 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с настоящим Федеральным законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2016 года при условии выполнения лицензионных требований, установленных пунктом 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966.

Вместе с тем, образовательные организации могут осуществлять образовательную деятельность на основании действующей лицензии и приложения к ней, в том числе реализовывать программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки), если в приложении к лицензии указана хотя бы одна дополнительная профессиональная программа.

Обращаем Ваше внимание, что приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. № 1320 утверждены формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам (зарегистрирован Минюстом России 16 января 2014 г., регистрационный № 31031).

Вопрос 30. Можно ли считать образовательными услугами организацию и проведение краткосрочных семинаров, тренингов, если их объем меньше 16 академических часов, или их объем более 16 академических часов, но итоговая аттестация не предполагается в связи с краткосрочностью программы? Можно ли отнести указанные программы к дополнительным профессиональным программам повышения квалификации?

Статьей 2 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что образовательная деятельность — это деятельность по реализации образовательных программ. При этом под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

В соответствии с пунктом 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444), минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов. Кроме того, в соответствии с частью 14 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Таким образом, указанная в вопросе образовательная деятельность не может относиться к дополнительному профессиональному образованию.

Вместе с тем сообщаем, что согласно части 15 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

Вопрос 31. Может ли образовательная организация на основании имеющейся в настоящее время лицензии, в которой прописано осуществление образовательной деятельности по программам повышения квалификации объемом от 72 часов и выше, реализовывать дополнительные профессиональные программы повышения квалификации объемом до 72 часов с выдачей удостоверения о повышении квалификации?

Может. В соответствии с частью 7 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Исходя из изложенного, образовательная организация может осуществлять образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации объемом менее 72 часов, при условии, что в действующей лицензии указан подвид дополнительного образования, в данном случае дополнительное профессиональное образование, а также при условии выполнения лицензионных требований, установленных пунктом 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966.

Вопрос 32. Указывается ли в лицензии место проведения занятий по программам дополнительного профессионального образования?

В соответствии с частью 4 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ в приложении к лицензии не указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования.

Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность, на основании лицензии могут осуществлять образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам без ограничений по территориальному признаку.

Вопрос 33. Указываются ли в лицензии названия дополнительных профессиональных программ?

Частью 4 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам указывается только подвид дополнительного образования (в данном случае — дополнительное профессиональное образование) без приведения всего перечня реализуемых дополнительных профессиональных программ.

Вопрос 34. Каков срок действия лицензий, выданных до 1 сентября 2013 года?

Частью 9 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с настоящим Федеральным законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2016 года.

Вопрос 35. Обязательно ли организации дополнительного профессионального образования создавать филиал и оформлять на него лицензию, чтобы вести образовательную деятельность по реализации программ в другом регионе Российской Федерации?

В случае если соискатель лицензии намерен осуществлять образовательную деятельность в филиале, он представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также копию положения о филиале.

Вместе с тем, сообщаем, что частью 1 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных указанной статьей.

В соответствии с частью 4 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ в приложении к лицензии не указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования.

Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность, на основании лицензии могут осуществлять образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам без ограничений по территориальному признаку.

Одновременно сообщаем, что в случае если лицензиат намерен осуществлять лицензируемую деятельность в филиале, не указанном в лицензии, он представляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, а также документы и сведения, указанные в пункте 16 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966.

Вопрос 36. Согласно статье 91 Федерального закона № 273-ФЗ в лицензии на осуществление образовательной деятельности не указываются адреса проведения обучения по дополнительным общеобразовательным программам для взрослых. В связи с этим вопрос: нужно ли негосударственным учебным центрам переоформлять лицензии при освоении новых образовательных программ, а также необходимо ли дополнять приложение к лицензии новыми адресами мест осуществления образовательной деятельности (адресами филиалов).

В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования (часть 1 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ в приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.

Исходя из изложенного, дополнительное образование детей и взрослых не относится к дополнительному профессиональному образованию, подлежит лицензированию, и в приложении к лицензии указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности.

Одновременно сообщаем, что порядок переоформления лицензии установлен статьей 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Вопрос 37. В соответствии Федеральным законом № 273-ФЗ в приложении к лицензии по дополнительным профессиональным программам не указываются места проведения занятий. Но при оформлении лицензий по ДПО Рособрнадзор по-прежнему требует справки пожарной и санитарно-эпидемиологической службы на закрепленные здания, при этом в указанных зданиях находится руководящий персонал.

В соответствии с подпунктами «е» и «ж» пункта 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также следующие документы (копии документов) и сведения:

реквизиты выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности;

реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае если соискателем лицензии является образовательная организация).

Вопрос 38. Необходимо ли наличие библиотеки как структурного подразделения образовательной организации, реализующей дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, при обращении за оформлением лицензии, а также при проверке на соответствие лицензионным требованиям.

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон № 99-ФЗ) с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона № 273-ФЗ.

В настоящее время порядок лицензирования определен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 (далее — Положение).

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона № 99-ФЗ, а также документы и сведения, предусмотренные пунктом 10 Положения.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, являются:

наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;

наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Необходимость наличия библиотеки как структурного подразделения образовательной организации Положением не предусмотрена.

Вопрос 39. Обязаны ли образовательные организации дополнительного профессионального образования, реализующие дополнительные профессиональные программы с применением дистанционных образовательных технологий, обеспечивать организацию питания обучающихся, а также иметь помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников?

Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) закреплено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Также образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности (часть 3 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ).

Частью 1 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных указанной статьей.

В соответствии с пунктом 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, а для образовательной организации — сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Исходя из изложенного, создание условий для питания и охраны здоровья обучающихся закреплено не только Федеральным законом № 273-ФЗ, но и Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966.

Дополнительно информируем, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (часть 2 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

Заместитель директора
департамента государственной
политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО
Т.В.РЯБКО