Статья 665. Договор финансовой аренды

По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.
Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.

Часть третья утратила силу.

Особенности договора финансовой аренды (договора лизинга), заключаемого государственным или муниципальным учреждением, устанавливаются Федеральным законом от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

Комментарий к Ст. 665 ГК РФ

Комментируемая статья содержит понятие конструкции финансовой аренды. Поскольку термин «лизинг» используется в скобках, мы делаем вывод о том, что данные термины являются синонимами.

2. Суть отношения из лизинга, как следует из ч. 1 комментируемой статьи, состоит в приобретении определенного имущества определенным субъектом специально для передачи его во временное владение и пользование.

3. Субъектами отношений из лизинга являются:

1) арендодатель (в доктрине и на практике его называют лизингодателем) — субъект, приобретающий в собственность у продавца имущество — предмет лизинга;

2) арендатор (в доктрине и на практике его называют лизингополучателем) — субъект, получающий предмет лизинга во временное владение и пользование.

В комментируемой статье статус продавца предмета лизинга четко не определен, но из данных и последующих норм можно сделать вывод, что продавец является субъектом отношений из лизинга (следовательно, данные отношения становятся трехсторонними). Определяется этот вывод тем, что статус продавца не объясним в полной мере статусом субъекта отношений купли-продажи: продавец, зная, что имущество приобретается у него для передачи в лизинг, имеет ряд специфичных прав и обязанностей, определяемых исключительно нормами о лизинге.

4. В настоящее время из текста комментируемой статьи исключено указание на то, что имущество передается в лизинг для предпринимательских целей. Соответствующие изменения внесены в ГК РФ ст. 7 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» . Измененные нормы вступили в силу с 1 января 2011 г., как установлено п. 1 ст. 33 вышеназванного Закона. Это означает, что с 1 января 2011 г. стороны договора лизинга могут не иметь статуса предпринимателя. До указанной даты отношения лизинга являлись предпринимательскими, т.е. и арендодатель, и арендатор должны были иметь специальный статус — являться коммерческими юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2010. N 19. Ст. 2291.

Указанные изменения внесены в ГК РФ в связи с изменениями в регламентации статуса государственных служащих (муниципальных) учреждений. Однако из Кодекса исключено указание на предпринимательские цели договора лизинга вообще, из чего следует вывод о том, что любые не предприниматели (а не только бюджетные учреждения) имеют право вступать в отношения лизинга.

5. Нормы комментируемой статьи позволяют выделить две разновидности лизинга по критерию субъекта, на которого может быть возложена ответственность за неисполнение продавцом своих обязательств, а также за несоответствие предмета лизинга необходимым требованиям, предъявленным арендатором.

Первая разновидность — лизинг, по которому указанная выше ответственность ложится на арендатора, поскольку именно он указывает арендодателю конкретного продавца и конкретное имущество, которое продавец должен купить для передачи в аренду. Данная разновидность лизинга является основной; в ее рамках арендодатель, по сути, выступает как субъект, который только осуществляет финансирование сделки.

Вторая разновидность — лизинг, по которому указанная выше ответственность ложится на арендодателя, поскольку именно он выбирает продавца и имущество, подлежащее передаче арендатору. Данные условия являются договорными — если стороны намереваются применять рассматриваемую разновидность лизинга, они должны в договор лизинга включить положения о том, что продавца и имущество — предмет лизинга — выбирает арендодатель. Кроме того, в договор в этом случае желательно включить положения о размере ответственности как за ненадлежащий выбор арендодателем продавца, так и за конкретные дефекты имущества — предмета лизинга. Отсутствие в договоре положений об ответственности повлечет необходимость доказывания убытков, что на практике нередко вызывает проблемы.

Если выбор продавца осуществляет арендодатель, необходимо учитывать нормы п. 2 ст. 670 ГК РФ, предусматривающие солидарную ответственность продавца и арендодателя перед арендатором.

6. Правовая природа договора лизинга состоит в том, что данный договор является возмездным, поскольку в ч. 1 комментируемой статьи говорится о том, что стороны обязуются предпринять определенные действия. Кроме того, договор лизинга всегда возмездный, поскольку в тексте нормы сказано о приобретении имущества у продавца (что предполагает элементы купли-продажи) и передаче имущества за плату. Это означает, что даже если в тексте договора лизинга содержатся условия о безвозмездности, то арендодатель все равно может потребовать оплаты на основании п. 3 ст. 424 ГК РФ.

7. Комментируемая статья, называя в качестве сторон договора лизинга арендодателя и арендатора и упоминая продавца предмета лизинга, не отвечает на вопрос о том, могут ли данные субъекты, в частности продавец и арендатор, совпадать в одном лице. На таком совпадении основана конструкция особой разновидности лизинга — возвратного лизинга. Возвратный лизинг предполагает, что арендодатель покупает имущество для целей передачи его в аренду бывшему собственнику — продавцу данного имущества. Возвратный лизинг нормами комментируемого параграфа не предусмотрен, но и какие-либо противоречия отсутствуют. На практике отношения возвратного лизинга имеют место.

8. Правовая база лизинга не исчерпывается нормами комментируемого параграфа, хотя в нем и не содержится упоминание о возможности регламентации соответствующих отношений нормами иных федеральных законов, иных правовых либо нормативных актов. Именно с издания иных правовых актов (ныне недействующих Указа Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» и Постановления Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 663 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», утвердившего временное положение о лизинге ) началась история регламентации лизинга в России. Не будучи урегулированы, отношения лизинга на практике существовали в России с конца 80-х гг. Мировой практике отношения лизинга были известны гораздо раньше; к 1988 г. относится Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава). Россия к данной Конвенции присоединилась по Федеральному закону от 8 февраля 2008 г. N 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» . Следует отметить, что в соответствии с данным Законом п. 3 ст. 8 Конвенции, допускающий включение в договор лизинга условия о возможности освобождения от ответственности арендодателя даже за умышленное нарушение обязательств, не применяется. Поскольку данное положение противоречит императивной норме п. 4 ст. 401 ГК РФ («заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательств ничтожно»), а ст. 20 Конвенции допускает совершение присоединяющимся государством оговорки о применении в данном контексте национального законодательства, Российская Федерация воспользовалась указанной возможностью.

Читайте так же:  Заявление о снятии с учета енвд в 2018 бланк для ооо

———————————
Собрание законодательства РФ. 1994. N 22. Ст. 2463.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 27. Ст. 2591.

Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 787.

Уже после регламентации лизинга (§ 6 гл. 34 ГК) и присоединения России к Конвенции о международном финансовом лизинге был принят Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Нормы данного Закона во многом противоречили и ГК РФ, и Конвенции, что повлекло необходимость разработки и внесения изменений в текст Закона.

При наличии в настоящее время достаточно развитой правовой базы регламентации отношений лизинга можно констатировать ряд практических проблем, урегулированных крайне недостаточно. Например, сложности возникают в ситуациях, когда в отношении одного из субъектов лизинга возбуждается производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

9. Статья 7 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ, упоминавшегося выше, дополнила комментируемую статью ч. 3, установив, что если арендатором по договору лизинга является бюджетное учреждение, то договором лизинга должно быть установлено, что выбор продавца имущества по договору лизинга осуществляется арендодателем. Возникает вопрос о последствиях неисполнения данного требования. На наш взгляд, возможны два варианта толкования.

Можно доказать, во-первых, что такой договор лизинга (в котором арендатор указал продавца имущества) является недействительным в силу того, что его содержание противоречит императивной норме закона, и во-вторых, что отсутствие в договоре условия, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, на действительность договора не влияет, но к такому договору следует применять те нормы ГК РФ, которые установлены для регламентации лизинговых отношений, в которых выбор продавца осуществил арендодатель. Последнее толкование представляется более соответствующим позиции законодателя.

Еще одна проблема, возникающая в связи с включением в ГК РФ ч. 3 комментируемой статьи, состоит в ответе на вопрос: должен ли арендодатель помимо выбора продавца осуществлять также и выбор предмета лизинга? Иначе говоря, будет ли соответствовать закону ситуация, когда арендодатель выбрал продавца, а выбор предмета лизинга осуществил арендатор — бюджетное учреждение? При буквальном толковании на последний вопрос следует дать положительный ответ. Однако такой ответ повлечет необходимость дифференциации правового режима последствий выбора продавца и имущества, что в ГК РФ не предусмотрено. Во избежание возникновения указанных проблем целесообразно применение расширительного толкования нормы ч. 3 комментируемой статьи.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей (ст. 665 ГК).

Договор лизинга является двусторонним, взаимным, консенсу-альным, возмездным.

Стороны договора лизинга: арендодатель (лицо, приобретающее в собственность указанное арендатором имущество у определенного продавца и предоставляющее имущество во владение и пользование по договору лизинга) и арендатор (лицо, владеющее и пользующееся лизинговым имуществом). Арендодатель и арендатор в договоре лизинга во многих литературных источниках и правовых актах именуются соответственно лизингодателем и лизингополучателем.

В соответствии с нормой ст. 665 ГК договор лизинга может преследовать только предпринимательские цели. Поэтому сторонами в договоре лизинга могут быть лишь субъекты, обладающие правом на осуществление коммерческой деятельности, в том числе и некоммерческие юридические лица, когда коммерческая деятельность разрешена им законом (например, учреждения, в силу п. 2 ст. 298 ГК).

В качестве арендодателей (лизингодателей) чаще всего выступают субъекты, располагающие большими финансовыми ресурсами или имеющие доступ к таким ресурсам:

• лизинговые структуры, созданные непосредственно в банках;

• универсальные лизинговые компании, создаваемые банками;

1. специализированные лизинговые компании, создаваемые крупными производителями машин и оборудования.

Деятельность по оказанию лизинговых услуг является лицензируемой (ст. 5, 6 Федерального закона «О лизинге»)1.

1 См Положение о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г № 167 (СЗ РФ 1996 № 10 Ст 829) Приведенное положение применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 16 сентября 1998 г «О лицензировании отдельных видов деятельности» (СЗ РФ 1998 № 39 Ст 4857) Следует иметь в виду, что коммерческие банки как юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, вправе совершать лизинговые операции без получения специальных лицензий в силу прямого предписания закона, определяющего границы такой правоспособности (ст 5 Закона РФ «О банках и банковской деятельности»)

Форма договора финансовой аренды, как всякой предпринимательской сделки, должна быть письменной (п. 1 ст. 160 ГК). Договор лизинга недвижимого имущества подлежит регистрации по правилам о регистрации договоров аренды (п. 2 ст. 609 ГК). Договор лизинга, предусматривающий переход в дальнейшем права собственности на это имущество к лизингополучателю, заключается в форме, предусмотренной для договора купли-продажи такого имущества (п. 3 ст. 609 ГК).

Срок договора финансовой аренды определяется по усмотрению сторон в соответствии с правилами ст. 610 ГК. В зависимости от сроков, на которые передается в пользование предмет лизинга, лизинг подразделяется на долгосрочный (от трех лет и более), среднесрочный (от полутора до трех лет) и краткосрочный (до полутора лет) (п. 2 ст. 7 Федерального закона «О лизинге»).

Читайте так же:  Служба в армии в стаж для больничного входит

Из легального определения договора финансовой аренды, данного в ст. 665 ГК, можно сделать вывод, что существенными условиями договора лизинга являются условия о предмете лизинга, о продавце предмета лизинга, а также условия об исключительно предпринимательской цели использования предмета аренды1. Условие о предмете лизинга отнесено к числу существенных непосредственно законом (п. 3 ст. 607 ГК). Условия о продавце предмета лизинга, а также условия об исключительно предпринимательской цели использования предмета аренды должны оцениваться в качестве существенных, как необходимые для договора лизинга в силу его сущности (п. 1 ст. 432 ГК).

Одним из главных юридических признаков, отличающих договор лизинга от иных разновидностей договора аренды, согласно закону является обязанность арендодателя купить указанный арендатором предмет лизинга у продавца, определенного арендатором (ст. 665 ГК). Вместе с тем в законе указано, что договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем (абз. 2 ст. 665 ГК). В связи с этим любое соглашение об аренде, в котором будет отсутствовать условие о продавце имущества, подлежащего передаче арендатору, нельзя квалифицировать как договор лизинга. Необходимость обязательного согласования в договоре лизинга условия о продавце не превращает договор лизинга в трехстороннюю сделку. Как будет показано ниже, стороны в договоре лизинга находятся с продавцом предмета лизинга в различных от-

1 В некоторых странах, например в Германии, договор лизинга может использоваться субъектами не только для предпринимательских целей, но и для личных нужд

(см.: ШпитлерХЙ. Указ. соч.. С. 18).

ношениях, основанных на договоре купли-продажи предмета лизинга, а не на договоре лизинга.

Предпринимательская цель — это квалифицирующий признак договора лизинга. Поэтому если она не оговорена в договоре и арендатор владеет и пользуется имуществом в личных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, то договор лишается специфических лизинговых черт и превращается в простой договор аренды.

Договор лизинга всегда регламентирует сложные отношения. В силу этого при его заключении сторонам необходимо согласовать весьма многочисленные и разнообразные условия, такие как:

объем правомочий пользователя (арендатора)1;

место и порядок передачи предмета лизинга;

порядок балансового учета предмета лизинга;

порядок содержания и ремонта предмета лизинга;

перечень дополнительных услуг, предоставляемых лизингодателем;

общая сумма договора лизинга и размера вознаграждения лизингодателя;

порядок расчетов (график платежей);

порядок страхования предмета лизинга и т. д.

Гражданский кодекс лизинг это

Лизинговая сделка предполагает участие трех субъектов

  • лизингодатель (арендодатель) — лицо, которое специально приобретает имущество для сдачи его во временное пользование;
  • лизингополучатель (арендатор) — лицо, получающее имущество во временное пользование;
  • продавец — лицо, продающее имущество, являющееся объектом сделки
    Лизинговые сделки могут иметь разные схемы. Рассмотрим две простейших. Вариант 1

    2 — Лизингополучатель обращается к будущему лизингодателю с просьбой о его участии в сделке.

    3-4 — Лизингодатель покупает у поставщика выбранное лизингополучателем имущество.

    5 — Лизингодатель передает имущество лизинго-получателю на оговоренных условиях.

    2-3 — Лизингодатель находит продавца и покупает у него имущество.

    4 — Лизингодатель передает имущество лизинго-получателю на оговоренных условиях.

    Статья 665 ГК РФ. Договор финансовой аренды (действующая редакция)

    По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.

    Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.

    Часть третья утратила силу. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 512-ФЗ.

    Особенности договора финансовой аренды (договора лизинга), заключаемого государственным или муниципальным учреждением, устанавливаются Федеральным законом от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

    • URL
    • HTML
    • BB-код
    • Текст

    Комментарий к ст. 665 ГК РФ

    1. Финансовая аренда (лизинг) — это особый вид договора аренды, поскольку в нем участвуют три субъекта:

    — продавец — лицо, которое изначально является собственником предмета договора финансовой аренды и продает его;

    — арендодатель — второй (последующий) собственник предмета договора финансовой аренды, который приобретает его у продавца, указанного арендатором, и предоставляет его арендатору;

    — арендатор — лицо, которое дает задание арендодателю приобрести конкретное имущество у конкретного продавца, а затем приобретает его у арендодателя по договору финансовой аренды за плату во временное владение и пользование.

    Предметом договора финансовой аренды может быть любое имущество, поскольку конкретных его видов и признаков в ГК РФ не установлено, однако на практике это такое имущество, которым на праве собственности может обладать только определенное лицо, например транспортное средство, оборудование, средства производства и т.д. Также лицо, обладающее предметом договора финансовой аренды, может находиться в строго определенном месте (субъекте РФ, муниципальном образовании). Арендатор в таких случаях не может приобрести имущество в аренду непосредственно у собственника, как у арендодателя, поэтому он обращается (дает задание) к арендодателю, который имеет возможность приобрести это имущество в собственность и передать его арендатору.

    При этом в договоре финансовой аренды может содержаться условие о том, что выбор первоначального собственника имущества (продавца) осуществляет арендодатель, например, в случаях, когда арендодатель имеет для этого специальные знания, навыки и опыт, а в случаях, когда арендатором является бюджетное учреждение, в договоре финансовой аренды должно быть установлено, что выбор продавца имущества по договору финансовой аренды осуществляется арендодателем, так как правовой статус и цели деятельности бюджетного учреждения не предполагают наличия у них права на выбор продавца имущества.

    Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

    2. Применимое законодательство:

    — ФЗ от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;

    Читайте так же:  Приказ номер 82

    — ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

    3. Судебная практика:

    — Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.10.2014 N Ф07-7245/14 по делу N А56-78945/2013;

    — Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 N 10АП-9942/11;

    — Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.10.2014 N Ф02-4799/14 по делу N А74-7257/2013;

    — Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.10.2014 N Ф02-4808/14 по делу N А74-7258/2013;

    — Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.10.2014 N Ф02-4802/14 по делу N А74-7255/2013;

    — Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.10.2014 N Ф02-4807/14 по делу N А74-7256/2013;

    — Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 N 05АП-9706/2014;

    — Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 N 11АП-13623/14;

    — решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.01.2012 N А60-31133/2011;

    — Постановление ФАС Московского округа от 13.04.2004 N КГ-А40/701-04;

    — Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 N 15АП-10126/13;

    — Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2010 N 09АП-10400/2010-ГК.

    ГК РФ разведет понятия финансового лизинга и финансовой аренды

    Минфин разработал поправки в Гражданский кодекс РФ, отделяющие понятие финансового лизинга от финансовой аренды. Цель — привести правовое регулирование в соответствие с фактически сложившимся переходом лизинга от арендной модели к финансово-обеспечительной.

    Минфин предлагает дополнить ГК главой 43.1 «Финансовый лизинг», а статью 391 ГК — пунктом 3.1, исключив из кодекса параграф 6 главы 34 «Финансовая аренда». В результате изменений нормами гражданского законодательств будет установлено, что после заключения договора финансового лизинга обязательна к применению следующая схема расчетов:

    • лизингодатель предоставляет лизингополучателю финансирование стоимости предмета лизинга либо его части путем оплаты по договору, заключенному с третьим лицом;
    • лизингодатель возвращает предоставленное финансирование с учетом платы за пользование им (лизинговые платежи).

    Лизингодатель будет обязан уведомить владельца приобретаемого им имущества, что оно предназначено для передачи лизингополучателю по договору финансового лизинга. В случае если передача имущества не состоится, лизингополучатель будет иметь право требовать от лизингодателя возмещения убытков.

    Законопроектом предусмотрено также определение в договоре финансового лизинга состава лизинговых платежей — твердая сумма либо способ их расчета. В состав платежей вместе с платой за пользование финансированием и расходами лизингодателя по выполнению договора предположительно войдет его вознаграждение.

    Также в случае реализации законопроекта Минфина Гражданский кодекс будет регламентировать:

    • государственную регистрацию договора финансового лизинга и прав его сторон;
    • защиту имущественных прав лизингодателя с применением нотариальной исполнительной надписи;
    • ответственность лица, у которого приобретается предмет лизинга;
    • страхование и реализацию предмета лизинга;
    • досрочное исполнение договора финансового лизинга.

    Предложенные новеллы, по замыслу Минфина, обеспечат правовое регулирование финансово-обеспечительной модели лизинга, в рамках которой право собственности на предмет лизинга приобретается лизингодателем, чтобы гарантировать возврат предоставленного лизингополучателю финансирования.

    В настоящее время законопроект Минфина с поправками в ГК РФ проходит процедуры публичного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы, которые продлятся до 09.10.2018.

    Статья 636. Договор финансовой аренды (лизинга)

    По договору финансовой аренды (лизинга) (далее – договор финансовой аренды) арендодатель (лизингодатель), являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору (лизингополучателю) это имущество, составляющее предмет договора финансовой аренды, за плату во временное владение и пользование. Арендодатель (лизингодатель) в этом случае не несет ответственности за выбор предмета договора финансовой аренды и продавца (поставщика).

    Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца (поставщика) и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем (лизингодателем).

    Арендатор (лизингополучатель) может выступить в качестве продавца (поставщика) имущества, передаваемого ему в качестве предмета договора финансовой аренды.

    Арендодатель (лизингодатель) вправе осуществлять контроль за сохранностью предмета договора финансовой аренды и поддержанием его в рабочем состоянии, соблюдением установленных им ограничений на использование предмета договора финансовой аренды, в том числе переданного сублизингополучателю во временное владение и пользование по договору сублизинга.

    Минфин России подготовил поправки в ГК РФ, касающиеся финансового лизинга

    Министерство предлагает отделить понятие «финансовый лизинг» от «финансовой аренды». Разработанным им законопроектом предполагается, что по договору финансового лизинга лизингодатель будет обязан предоставить финансирование лизингополучателю путем оплаты по договору, заключенному им с третьим лицом, стоимости предмета лизинга либо его части, а лизингополучатель – возвратить предоставленное финансирование, а также внести плату за пользование им (лизинговые платежи) 1 . Кроме того, лизингодателей могут обязать уведомлять лиц, у которых они приобретают имущество, о том, что оно предназначено для передачи лизингополучателю по договору финансового лизинга. Причем лизингополучателю планируется предоставить право требовать возмещения с лизингодателя убытков, возникших в связи с нарушением последним указанной обязанности.

    Предполагается также определить состав лизинговых платежей. В частности, что они могут быть определены в твердой сумме либо посредством указания способа их расчета. При этом предлагается включать в их состав вознаграждение лизингодателя наряду с платой за пользование финансированием, а также, по общему правилу, расходы лизингодателя, связанные с исполнением им договора.

    Кроме того, документом планируется, в частности, регламентировать:

    • госрегистрацию и учет прав по договору финансового лизинга;
    • страхование и реализацию предмета лизинга, а также ответственность лица, у которого он приобретается;
    • защиту имущественных прав лизингодателя с использованием исполнительной надписи нотариуса;
    • досрочное исполнение договора финансового лизинга.

    С примерной формой лизингового соглашения, подготовленной экспертами компании «Гарант», можно ознакомиться в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

    В этих целях Минфин России предлагает дополнить ст. 391 Гражданского кодекса новым п. 3.1. и гл. 43.1 «Финансовый лизинг”, а § 6 гл. 34 ГК РФ исключить. Как поясняет министерство, это необходимо для закрепления фактически сложившегося в стране перехода лизинга от арендной модели правового регулирования финансового лизинга к модели обеспеченного финансирования. В рамках этой модели право собственности на предмет лизинга приобретается лизингодателем для целей обеспечения денежного обязательства лизингополучателя по возврату предоставленного ему финансирования.

    Публичное обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза документа завершатся 9 октября.

    1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования гражданско-правового регулирования лизинговой деятельности)» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/09-18/00083902).