Экологическое право

Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Так экологическое правонарушение определяется в ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

Приведенное определение представляется неточным. При характеристике экологического правонарушения необходимо обратить внимание на следующие два обстоятельства. Первое касается того, что экологически значимое противоправное деяние не всегда должно быть виновным. В соответствии со ст. 1079 ГК РФ вред, причиненный источником повышенной опасности, должен быть компенсирован независимо от вины причинителя. Второе обстоятельство связано с тем, что совершение экологического правонарушения не всегда сопровождается причинением вреда. В определенных условиях вред мог не наступить, но была реальная угроза его наступления. Например, после выполнения агрохимических работ оставшиеся агрохимикаты были оставлены в поле на хранение, вместо перевозки их в хранилище, как этого требуют соответствующие правила. При определенных обстоятельствах (если бы пошел дождь или оставленные химикаты были съедены животными) мог быть причинен существенный экологический вред.

Часто экологическое правонарушение проявляется в нарушении законных прав и интересов гражданина или иного субъекта экологического права. Например, может быть нарушено право гражданина на получение достоверной, полной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

С учетом сказанного экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые – менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями. В соответствии с видами экологических правонарушений наступает дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

В соответствии с общей теорией права экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

В комментарии к Закону РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в качестве объекта экологического правонарушения называется окружающая природная среда 1 . Такое суждение представляется неубедительным. При отсутствии в экологическом законодательстве требований, касающихся регулирования определенных общественных отношений по поводу того или иного природного объекта, юридическая ответственность не может применяться за их нарушение. Природа, или окружающая среда, выступает в качестве предмета экологического правонарушения.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.

Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной – должностные лица и граждане, административной – юридические лица, должностные лица и граждане.

В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную – с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

а) противоправность поведения;

б) причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

в) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, т.е. не в установленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем (ст. 1083).

В то же время в природоохранительной практике, как уже отмечалось, может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность – за вред, причиненный источником повышенной опасности. Возмещение такого вреда регламентируется ст. 1079 ГК РФ.

Одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие – только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи – по неосторожности (например, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).

Понятие экологических правонарушений

Главная > Реферат >Государство и право

1.Понятие и виды экологических правонарушений

1.1.Понятие экологических правонарушений …………………………………..5

1.2. Классификация видов экологических правонарушений……………….…10

2.Признаки экологических правонарушений и деятельность органов государственной власти в области экологии

2.1. Признаки экологических правонарушений и их свойства.…….……..….16

2.2. Природоохранная деятельность органов государственной власти в области правоохранительной защиты экологии ………………………. …………. ….24

Список использованной литературы………………………………………. 31

Охрана окружающей среды является одной из актуальных проблем современности. История развития человеческого общества – это история расширения масштабов и разнообразия воздействия человека на природу, усиление ее эксплуатации, а отсюда – неизбежное обострение экологической ситуации, т.е. истощение запасов природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, нарушение физического и нравственного здоровья людей, невосполнимые потери в животном и растительном мире.

Республика Казахстан относится к ряду стран мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Средняя продолжительность жизни снижается, каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушений на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше указанного в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. Фактически, по стандартам ВОЗ при ООН народ РК находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций; только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен.

Свод законодательных актов, существующих в РК и касающихся защиты окружающей среды, служит одним из основных инструментов в деле сохранения и восстановления природы.

В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайне негативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работы природоохранных органов позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности, укреплении кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.

С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания. Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений, являются Конституция Республики Казахстан и законы Республики Казахстан охраны окружающей среды.

Цель данной работы состоит в кратком обзоре и анализе сущности явления экологических правонарушений.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

рассмотреть понятие экологических правонарушений;

изучить классификация видов экологических правонарушений;

исследовать признаки экологических правонарушений и их свойства;

выявить природоохранную деятельность органов государственной власти в области правоохранительной защиты экологии.

В ходе исследования использовались общенаучные (анализ, синтез, историко-правовой, индукция, дедукция) и частнонаучные методы познания: сравнительно-правовой, структурно-функциональный анализ.

Информационной основой работы послужил материал различного характера: Конституция РК, Законы РК, Постановления Правительства, а также работы известных авторов таких как: Транин А.А Олдак П. Г. Демина С.А. Ерофеев Б.В. и других.

1.Понятие и виды экологических правонарушений

1.1.Понятие экологических правонарушений

Одним из важнейших компонентов устойчивого развития Республики Казахстан является поддержание качества окружающей среды, благоприятного для жизни настоящего и будущего поколений людей. Важную роль в достижении данной цели играют механизмы правового регулирования отношений в области природопользования и охраны окружающей среды, которые в настоящее время нуждаются в совершенствовании.

Экологическое правонарушение — это незаконные действия, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека.

В связи с отсутствием единого подхода к определению юридической ответственности нет и единого подхода к определению экологические правонарушения. Сложившаяся ситуация порождает различные точки зрения на понятие этой ответственности.

В литературе отмечается, что ответственность за экологические правонарушения выражается в лишениях имущественного, организационного или личного характера. 1

Другие ученые полагают, что это «система принудительных мер, применяемых к нарушителям законодательства в области природопользования и ООПС в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения такого рода правонарушений и восстановления нарушенных прав» 2

Читайте так же:  Образец заявления на отказ от прививки манту

Некоторые авторы считают, что эта ответственность «предусматривает возложение обязанности претерпевать неблагоприятные последствия экологического правонарушения» 3

Своеобразную систематизацию понятий указанной ответственности в своих последних работах проводит Б.В. Ерофеев. Он предлагает рассматривать юридическую ответственность (в целом) и эколого-правовую ответственность (в частности) в трех различных, но взаимосвязанных значениях

1. Юридическая и эколого-правовая ответственность как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством. Государство, будучи заинтересованным в обеспечении законности и правопорядка, в том числе в области экологопользования и охраны окружающей среды, принимает все необходимые для этого меры. Основными методами достижения данных целей являются методы убеждения и принуждения. Причем первичное значение имеют методы убеждения. Принудительные меры воздействия носят вспомогательный характер и применяются, как правило, в том случае, когда меры убеждения бессильны. Это имеет особое значение для эколого-правовой ответственности, поскольку вред, причиненный в результате экологического правонарушения, бывает значительным и носит порой необратимый характер

2. Юридическая и эколого-правовая ответственность как правоотношение реализуется в рамках охранительных правоотношений, возникающих между государством в лице его органов и правонарушителем, который подвергается за содеянное неблагоприятным для него правовым санкциям. Факт правонарушения ставит субъект (правонарушителя) в определенную юридическую связь с государством. Для эколого-правовой ответственности характерно то, что в число органов, выступающих одной из сторон в правоотношении, кроме общих государственных органов (суда, прокуратуры, милиции и т. п.), входят специальные органы, которым предоставлено право рассмотрения дел о наказуемых в административном порядке экологических правонарушениях.

3. Юридическая и эколого-правовая ответственность как правовой институт представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих виды, средства и порядок применения государством и его органами принудительных мер воздействия к правонарушителю в целях обеспечения законности и правопорядка. Институт эколого-правовой ответственности носит комплексный характер, поскольку включает нормы различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранительного, трудового, гражданского, административного, уголовного права и др.).

Следует отметить, что в данном случае речь идет об эколого-правовой ответственности. Указанное понятие не полностью совпадает с понятием ответственности за экологические правонарушения. Особенно ярко это проявляется при рассмотрении понятия ответственности в аспекте правового института. Однако, Б.В. Ерофеев не сравнивает указанные понятия и не приводит критерии, по которым происходит отделение ответственности (эколого-правовой или ответственности за экологические правонарушения) от других видов ответственности. 4

Учитывая изложенное, в целом следует согласиться с позицией М.М. Бринчука, согласно которой под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается «отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания» 5 .

Ответственность по международному экологическому праву является ответственностью за экологические правонарушения в международном масштабе. Представляется, что она в целом соответствует внутригосударственной ответственности (ее основным структурным элементам), хотя, безусловно, имеет свои особенности. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики Казахстан являются составной частью ее правовой системы. Ответственность по международному экологическому праву определяют следующим образом. Некоторые авторы понимают под ней «возложение на субъекта международного права, нарушившего правовые экологические требования и обязательства, определенных тягот, лишений, взысканий, ограничении, а также обязанностей по компенсации причиненного экологическим правонарушением вреда». 6

Другие авторы считают, что под «международной ответственностью за экологические правонарушения понимается наступление для субъекта международного права окружающей среды, нарушившего предусмотренные им требования, неблагоприятных последствий» 7 . По сути, указанные определения не содержат противоречий.

В международном праве предусмотрено два вида ответственности государства: материальная и нематериальная (политическая). Материальная ответственность применяется посредством репарации, то есть материального, в основном денежного возмещения ущерба, или ресторации, то есть восстановления нарушенного состояния природной среды. Международная практика свидетельствует о том, что причинение вреда природной среде, как правило, влечет возмещение только прямого ущерба. Нематериальная (политическая) ответственность применяется в разных формах: сатисфакции (к примеру, принесение извинений, наказание государством виновных), применения экономических и иных санкций вплоть до применения вооруженной силы. 8

Таким образом, ответственность по международному экологическому праву, также как ответственность по казахстанскому экологическому праву, складывается в рамках соответствующего правоотношения по применению мер принуждения за совершение экологического правонарушения. Обобщая изложенное, можно заключить, что ответственность по экологическому праву:

возникает за совершенное экологическое правонарушение;

реализуется в рамках правоотношения между субъектами права;

заключается в применении мер принуждения;

осуществляется в установленном порядке, то есть правомерно.

Исходя из перечисленных сущностных черт, ответственность за экологическое правонарушение можно, в самом общем виде, определить как правомерное отношение между субъектами права по применению мер принуждения за совершенное экологическое правонарушение. Это определение верно для любой отрасли права при замене названия правонарушения употребляемое в соответствующей отрасли.

Однако ответственность за экологические правонарушения имеет ряд особенностей, которые отличают ее от других видов отраслевой ответственности. Она:

— во-первых, возникает при совершении именно экологического правонарушения, то есть правонарушения с особым объектом посягательства;

— во-вторых, содержит в себе практически весь комплекс механизмов, присущих другим видам ответственности, так как в зависимости от вида экологического правонарушения вступает в действие тот или иной механизм, свойственный для конкретного вида ответственности и ее реализации.

Таким образом, экологическое правонарушение – виновное противоправное деяние, нарушающее экологическое законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и природным ресурсам и здоровью людей. Необходимым элементом экологического правонарушения является наличие отрицательных последствий противоправного деяния, экономического вреда. Отрицательные последствия экологического правонарушения должны находиться в причинной связи с противоправным деянием правонарушителя.

Экологические правонарушения. Виды ответственности за экологические правонарушения

Действующим законодательством предусмотрена ответственность за экологические правонарушения, совершаемые в области использования природных резервов и сохранения окружающей среды. В соответствии с законами и нормами права, они выделены как самостоятельные правонарушения и преступления.

Экологические правонарушения или преступления – это действия или бездействия, которые противоречат установленным требованиям эколого-правовых норм. На практике это выражается как виновное противоправное экологически небезопасное или вредное действие, которое посягает на установленные порядки в сфере экологической безопасности пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды.

Экологические правонарушения характеризуются нанесением экологического вреда при осуществлении противоправных действий.

Суть понятия отражается в том, что правонарушителем были предприняты какие-либо действия или бездействия в отношении факторов, которые повлекли за собой изменения состояния природной среды, а также совершение правонарушений, определенных экологическим законодательством.

Понятие экологического правонарушения по своему содержанию определяет некие противоправные действия, за которые должны следовать наказания. За подобные нарушения, в соответствии с законом, предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность.

Виды экологических правонарушений

Выделяют 3 вида экологических правонарушений. Это:

  • Совершенные законными владельцами природных ресурсов.
  • Совершенные природопользователями.
  • Совершенные лицами, не принадлежащими ни к одной из этих подгрупп.

Следующим критерием является состояние объектов природы, по отношению к которым были выявлены экологические правонарушения. Это:

По объекту посягательства виды экологических правонарушений различают на: горные, земельные, водные, лесные.

Если в составе правонарушения выделяются объекты посягательства группы однородных правонарушений, имеет место следующая классификация:

  • Противоправное уничтожение и нанесение повреждений природным ресурсам, таким как загрязнения, засорение вод, уничтожение площадей лесов, существенное повреждение сельскохозяйственных угодий.
  • Нарушение и игнорирование правил передачи в собственность природных ресурсов, связанных с возможностью нанесения ущерба по отношению к окружающей среде. К таким нарушениям относится внедрение в эксплуатацию технических конструкций и предприятий, наносящих урон окружающей среде.
  • Бездействие или невыполнение установленных правил сохранения природных ресурсов.
  • Умышленное использование различных природных ресурсов в собственных корыстных целях. Например, сбор дикорастущих редких растений.

Состав преступления

В состав экологического правонарушения входят такие действия:

  • Засорение или истощение подземных вод и источников, нанесение им вреда, повлекшее за собой изменение их природных качеств. Особенно, если оно несет в себе опасность для животного и растительного близлежащего окружения.
  • Нарушение норм допустимых выбросов в атмосферу разнообразных вредных веществ или неправильная эксплуатация технических устройств и сооружений, повлекшая за собой загрязнение или изменение свойств воздуха.
  • Загрязнение морей и водных источников вследствие сброса веществ и материалов, которые имеют вредоносное воздействие на состояние здоровья человека или других живых ресурсов.
  • Отравление или загрязнение земельных площадей вредоносными продуктами хозяйственной деятельности вследствие неправильного использования и применения удобрений или ядохимикатов, а также возникшие вследствие неаккуратной их транспортировки.
  • Уничтожение или нанесение ущерба естественному или искусственно созданному лесному фонду в результате неправильного или неаккуратного обращения с огнем или другими источниками потенциальной опасности.
  • Незаконная вырубка леса или уничтожение отдельных видов растительной их части, совершенные в значительных размерах, нарушающие общий баланс природной среды.
  • Незаконная охота или истребление животных, нанесение ущерба в крупных размерах, а также с применением транспортных средств или взрывчатых веществ, отравляющих газов, применяемых в отношении фауны лесов и заповедников.
  • Незаконный вылов рыбы или морских млекопитающих, а также растительности, если они влекут за собой нанесение крупного ущерба и производятся с использованием самоходных транспортных средств, химических или взрывчатых веществ.
  • Производство лесоповала, сооружение незаконных строительных конструкций (дамб, мостов), если они повлекли за собой массовую гибель рыбы и других существ водной среды.
  • Производство вредных для окружающей среды отходов, их неправильная транспортировка и хранение, а также утилизация с помощью выброса в окружающую среду.
  • Незаконное или неаккуратное обращение с материалами радиоактивного воздействия.
  • Нарушение норм безопасности и санитарных правил, которые установлены действующим федеральным законодательством.

Ответственность за экологические правонарушения

Правила, установленные действующим законодательством в отношении предотвращения, выявления и пресечения нарушений в области сохранения природы, являются также способом контроля. Ответственность за совершение экологических правонарушений назначается в ходе судебных разбирательств или может быть определена контролирующими службами.

Экологический контроль производится не только государством и подразделяется на несколько видов:

  • Государственный.
  • Производственный.
  • Общественный.
  • Муниципальный.
  • Общий.
Читайте так же:  Приказ мз рф no 245

Каждый из этих видов контроля производится в целях:

  • Наблюдения физическими и юридическими лицами за соблюдением экологического законодательства и его норм.
  • Соблюдения всех предоставляемых требований и нормативных документов.
  • Обеспечения экологической сохранности и безопасности природного окружения.

Таким образом, экологический надзор представляет собой одно из средств управления охраной природного окружения и:

  • осуществляется специальными органами и лицами экологической инспекции от имени государства;
  • носит над- и вневедомственный характер;
  • является одной из функций экологического управления государством;
  • связан с применением различных мер административного принуждения.

Виды ответственности за экологические правонарушения

Государственный контроль осуществляется на основе правовой базы специальными государственными органами, имеющими полномочия и призванными обеспечивать регулярный и систематический экологический надзор.

Производственный контроль осуществляется с целью обеспечения, исполнения хозяйственных процессов или производственной деятельности, а также различных мероприятий, направленных на охрану природного окружения и рациональное расходование его ресурсов. Субъекты хозяйственной деятельности предоставляют сведения об организации органам исполнительной власти, которые проводят регулярные проверки в установленном законодательством порядке. Производится такой контроль экологической службой юридического лица, которая действует точно в соответствии с буквой закона и функция которого направлена устранение отрицательных последствий производственной деятельности организации. К предприятию и его руководителям применяется уголовная или административная, а к работникам – дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.

Муниципальный контроль производится на вверенной территории местными органами самоуправления в установленном законом порядке, в соответствии с нормативно-правовыми актами.

Юридическая ответственность

Виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарная, административная или материальная, а также в случае с преступлениями – уголовная. Привлечение к любому из видов такой ответственности не освобождает субъекта от возмещения нанесенного вреда и других видов денежных взысканий и компенсаций.

Субъектами, привлекаемыми к уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности, могут являться только физические лица. Тогда как административная ответственность за экологические правонарушения, а также гражданско-правовая наступает для физических и юридических лиц.

По действующему законодательству, привлечены к ответственности могут быть лица, достигшие 16-ти лет. В соответствии с гражданским судопроизводством, несовершеннолетние несут ограниченную ответственность начиная с 15 и до 18 лет. А по наступлению совершеннолетия – полную.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения наступает в случае совершенного оконченного преступления и не может быть присуждена за попытку его совершения или подготовку, а также покушение на преступление, если оно не было окончено.

Перечень преступлений

В соответствии с Уголовным кодексом, наказанию подлежат такие экологические преступления:

  • Нарушение правил безопасного использования микробиологических агентов или токсинов, повлекших за собой причинение вреда состоянию здоровья людей, распространение различных эпидемий, а также тяжких последствий, в том числе наступление смерти человека.
  • Отклонение от норм ведения ветеринарной деятельности, повлекшее за собой распространение эпизоотий или другие тяжкие последствия, носящие характер эпидемии и охватывающие целые поголовья на больших территориальных участках.
  • Нарушение правил, которые установлены в охране рыбных запасов, повлекших за собой массовую гибель популяции рыбы или других водных существ, а также значительное уничтожение их кормовых запасов.
  • Уничтожение местообитаний животных и организмов, которые занесены в Красную книгу.
  • Нарушение установленного режима территорий или объектов, находящихся под охраной, и причинение существенного ущерба этим природным ресурсам.
  • Нарушение установленных правил как следствие осуществления производственной деятельности или выполнения других работ, повлекших за собой изменение радиационного уровня и причинение ущерба здоровью людей или к массовому уничтожению популяций животных и других организмов.
  • Нарушение способов и правил хранения, утилизации вредных соединений и отходов, которые способны нести угрозу для людей или природной среды и влекут загрязнение и отравление, причинившее вред состоянию здоровья человека или приведшее к массовому уничтожению животных. А также если они были совершены в зонах с чрезвычайной экологической ситуацией или бедствием и повлекли за собой смерть человека либо массовые эпидемии.
  • Загрязнение водных ресурсов, повлекшее причинение ущерба рыбным запасам, животному и растительному миру, а также близлежащим лесным или хозяйственным угодьям, особенно если был нанесен вред состоянию здоровья человека или наступила его смерть.

  • Загрязнение атмосферы путем выброса в воздух отравляющих веществ, повлекшее за собой тяжкие последствия.
  • Порча земли, которая повлекла значительное причинение ущерба природным ресурсам, животным и людям, проживающим на этих территориях.
  • Нарушение установленных правил охраны и пользования недрами земли, включающее незаконную добычу ископаемых или нарушение правил для их использования или строительства, наносящего необратимый ущерб окружающей среде.
  • Незаконная охота, направленная на причинение крупного ущерба или истребление популяций животных, птиц, а также производимая на территории заповедников или заказников.
  • Незаконная вырубка деревьев и кустарников, приведшая к исчезновению или к угрозе исчезновения отдельных видов.
  • Уничтожение лесных насаждений и массивов в результате неосторожного использования огня.

Наступление административной ответственности

Административная ответственность за экологические правонарушения наступает в соответствии с совершением противоправных действий преднамеренно или по неосторожности.

К правонарушителям административного производства применяются наказания в виде штрафа, предупреждений, конфискации, изъятия орудия и лишения специальных прав физических лиц на осуществление определенного вида деятельности, в связи с которым был нанесен ущерб.

Перечень нарушений полностью соответствует уголовно наказуемым преступлениям с тем отличием, что административные экологические правонарушения не нанесли вреда состоянию здоровья человека или не привели к уничтожению растительных и животных ресурсов, но, тем не менее, нанесли существенный ущерб или были направлены на достижение определённых уголовных правонарушений, но не были осуществлены в полной мере.

Экологическая экспертиза

Для выявления и установления нарушений и преступлений создается экологическая экспертиза, которая направлена на предупреждение и выявление неблагоприятных воздействий на окружающую среду. Юридическая ответственность за экологические правонарушения наступает по результатам ее проведения.

Государственную экспертизу может производить только федеральная исполнительная власть. Все виды градостроительной документации различных проектов, вне зависимости от их назначения и применения, должны проходить обязательную экологическую экспертизу, в соответствии с пунктами федерального закона «Об экологической экспертизе». В случае выявления несоответствий наступает правовая ответственность за экологические правонарушения.

Экспертиза экологической обстановки основывается на принципах:

  • Выявления потенциальных экологических опасностей для природной среды от любой намечаемой хозяйственной и иных видов деятельности.
  • Обязательности проведения экспертизы до начала принятия решений по строительству и реализации проекта, на которую она направлена.
  • Комплексности оценки взаимодействий или наступивших последствий для природы от хозяйственной или других видов деятельности.
  • Обязательности учета требований, предоставляемых во время проведения экологической экспертизы, и их реализации.
  • Достоверности и полноты предоставляемой информации.
  • Независимости экспертного мнения экологической экспертизы.
  • Научной точности и обоснованности сделанных выводов и законности предоставленных заключений по результатам проведенной экологической экспертизы.
  • Гласности результатов.
  • Несения ответственности участниками экспертизы за ее организацию и качественное исполнение.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения может наступать вследствие заключения экспертизы при выявлении нарушений действующих норм и правил. В зависимости от того, какие именно нарушения были допущены, определяется способ и вид присуждаемой ответственности.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в виде вынесения строгого выговора, замечания в личное дело. А также увольнения должностного лица или работника организации.

Вопросы сохранения окружающей среды, а также флоры и фауны должны стать заботой не только контролирующих органов, но и каждого человека в отдельности. Особенно это касается хозяйственных объектов и предприятий, осуществляющих свою деятельность на вверенных территориях. Забота об окружающей среде не ограничивается заботой о собственном приусадебном участке. Во время осуществления своей профессиональной деятельности никогда не нужно забывать о том, что, сохраняя окружающую среду, мы дарим будущее нашим детям.

Экологическое правонарушение и его виды

Экологические правонарушения можно классифицировать следующим образом:

• по видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб, выделяются земельные, лесные, водные правонарушения, нарушения законодательства о недрах, о животном мире, атмосферном воздухе и т д;

• по характеру причиненного вреда — загрязнение окружающей природной среды и отдельных природных объектов (лесов, вод, недр, земель и др.); порча, повреждение, уничтожение природных объектов (псу ування земель, уничтожение животных, занесенных в. Красную книгу, повреждение лесов сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми отходами и др.); истощение природных ресурсов (истощение поверхностных и подземных вод, выборочный отработка богатых участков месторождений полезных ископаемых, что приводит к их необоснованных потерь и др.); нерациональное использование природных ресурс ов (например, нерациональное использование сельскохозяйственных земель и др.)н.);

• по характеру применяемых санкций, то есть в зависимости от вида наступающей ответственности, — уголовные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные и иные правонарушения;

• по степени общественной опасности — экологические преступления (уголовные правонарушения) и экологическая вина (административные, гражданские, дисциплинарные правонарушения)

Виды ответственности за экологические правонарушения. Согласно ст 68. Закона Украины»Об охране окружающей природной среды»ответственность за нарушение законодательства об охране навколишньог го природной среды влечет установленную настоящим законом и иным законодательством Украины дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственностьть.

Уголовная ответственность установлена ??за наиболее социально опасные деяния в сфере природопользования и охраны окружающей среды, предусмотренные. Уголовным кодексом Украины, — экологические и преступление.

Экологические преступления можно разделить в зависимости от их предмета на общие, направленные против окружающей среды в целом, например, ст163 -. Проведение взрывных работ с нарушением пр. Равиль охраны рыбных запасов, ст 78-1 -. Повреждение объектов магистральных нефте-, газо-и нефтепродуктопроводов, ст 157 -. Нарушение ветеринарных правил, повлекшее распространение эпизоотии или иные тяжкие и последствия, ст 158 -. Нарушение правил по борьбе с болезнями и вредителями растений, и специальные, которые посягают на отдельные природные объекты, например, в 159 -. Потрава посевов и повреждение насажу нь, ст 160 -. Незаконная порубка леса, ст 161 -. Незаконная охота;. В. 162 -. Незаконное занятие рыбным, звериным или другим водным добывающим промыслом, ст 162-1. Незаконная добыча полезных ископаемых. К о зования также относятся загрязнение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, нарушение правил использования и охраны недр, незаконная добыча водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных за ремней, незаконная охота, уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в. Красную книгу Украины, незаконная вырубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесов, нарушение режима природных территорий, особо охраняемых и природных объектеих об’єктів.

Читайте так же:  Переименование организации трудовой договор

В ряд статей. УК Украины введены новые квалифицирующие признаки экологических составов преступлений — совершение противоправных деяний в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации, осуществление действие яння лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Так, например, в 238. УК Украины:»Сокрытие или искажение сведений о е кологичний состоянии или заболеваемости населения»я»:

1. Сокрытие или умышленное искажение должностным лицом сведений об экологическом, в том числе радиационный, состояние, связанный с загрязнением земель, водных ресурсов, атмосферного воздуха, харчо овых продуктов и продовольственного сырья и такой, что негативно влияет на здоровье людей, растительный и животный мир, а также о состоянии заболеваемости населения в районах с повышенной экологической опасности екою — наказываются штрафом до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, или ограничением свободы на срок до трех лет 2. Те же деяния, совершенные повторно или в местности, объявленной зоной чрезвычайной экологической ситуации, или повлекшие гибель людей либо иные тяжкие последствия. Тесно связанного заний с группой экологических преступлений и такое преступление, как экоцид — (массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также осуществление иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу (в 441. УК Украины), которое. УК Украины относит к разделу о преступлениях против мира и безопасности человечествадства.

В виде санкций за экологические преступления применяются штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, исправительные работы, арест, ограничение свободы, лишение свободы на пе евний срок и и.

Административная ответственность установлена ??за виновные противоправные деяния, нарушающие установленный экологический правопорядок и предусмотренные нормами административного законодательства. Административные право опорушення установленные. Кодексом Украины об административных правонарушениях (разд 7″Административные правонарушения в области охраны природы, использования природных ресурсов, охраны памятников истории т а культуры»(в ст 52 — 92-1), а также некоторыми актами экологического законодательства (законами»Об охране окружающей природной среды»,»О животном мире», особо охраняемых. Земельным кодексом Украины и др. ін.).

Субъектами административной ответственности являются граждане и должностные

Большая часть данной административного проступка является нарушением правил рационального использования и охраны природных ресурсов, включая их нецелевое использование, а также нарушение права государственной собственно ости на природные ресурсы — незаконные операции с природными объектами, самовольное пользование ими и т.д.. Сюда относятся также порчи, повреждения и уничтожения природных объектев.

Административная ответственность применяется специально уполномоченными органами. Министерства охраны окружающей природной среды Украины: специально уполномоченными на это органами исполнительной й власти в области охраны окружающей природной среды в пределах их компетенции, предусмотренной законодательством Украин.

Мерами административных взысканий служат предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения, лишение специальных прав (например, права охоты)

Ряд противоправных деяний в сфере природопользования и охраны окружающей среды может привести к уголовной и административной ответственности. Отграничение экологических преступлений от экологической ческой вины происходит по признакам, установленным в законе повторности совершения противоправного деяния, причинению крупного ущерба или существенного вреда и ин.

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения предусматривается. Гражданским кодексом Украины и другими нормативными актами

Она применяется судом общей юрисдикции или арбитражным судом и наступает независимо от привлечения к другим видам ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной) по фактам спричы инення ущерба окружающей среде или совершения незаконных сделок с природными ресурсам.

Вред, причиненный вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, подлежит компенсации, как правило, в полном объеме без применения норм снижения размера взыскания и независимо от сбора за загрязнение окружающей природной среды и ухудшение качества природных ресурсов. Лица, которым причинен такой вред, имеют право на возмещение неполученных доходов с а время, необходимое для восстановления здоровья, качества окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов до состояния, пригодного для использования по целевому назначению. Лица володиют ь источниками повышенной опасности, обязаны компенсировать причиненный вред гражданам и юридическим лицам, если не докажут, что вред возник вследствие стихийных природных явлений или умышленных х действий потерпевших. Вред, причиненный окружающей среде в связи с выполнением соглашения о распределении продукции, подлежащей возмещению в соответствии с требованиями ст 29. Закона Украины»О соглашениях о разделе продукции»(в 6 9 -. Особенности применения гражданской ответственности. Закон Украины»Об охране окружающей природной среды»от 25 июня 1991 p991 p.).

Субъектами гражданско-правовой ответственности являются граждане и юридические лица

Согласно ст 12 п»д», 68. Закона Украины»Об охране окружающей природной среды»граждане и юридические лица, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан н, организаций, государства загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Это положение конкретизируется в нормах законов, регламентирующих правовой режим отдельных вы дев природных ресурсов (Кодекс»О недрах»,. Лесной кодекс Украины,. Водный кодекс Украины и др.ін.).

Как известно, ущерб по нормам гражданского права подлежит возмещению в натуре или в виде взыскания убытков. Однако, возмещение экологического ущерба имеет определенную специфику. Особенность такого вреда заключается есть в его невиправленности на основе денежного эквивалента и, как правило, необратимости вредных последствий, наступивших. Этим обусловлены формы возмещения ущерба, нанесенного природе, которое возможно только условно: в виде взыскания затрат на восстановление качества окружающей природной среды, проведение мероприятий по ее охране (очистка вод от загрязнения, воспроизводства диких животных и др. / возмещения ування в натуре может быть произведено чрезвычайно редко (например, рекультивация земель с помощью специально снятой плодородной поверхности почвы, сохраняется), к тому же оно обычно требует продолжалось го времени. Отдельные виды вреда вообще невозможно исправить (например, истребление редких животных, уничтожение памятников природыроди.).

Отсутствие денежного эквивалента экологического ущерба обусловливает и порядок определения размеров взыскания убытков — за так называемыми таксами (условным денежным единицам возмещения вреда отдельным природным объектам — лесам, животному миру и др.) или методиках исчисления ущерба, предусмотренных специальными нормативными актами (например, в сфере охраны вод, атмосферного воздуха, недр). Они включают стоит ость расходов государства на охрану соответствующих природных объектов, а также определенную денежную сумму в качестве наказания за экологические правонарушенияня.

При отсутствии указанных такс или специальных методик исчисления ущерба убытки определяются в соответствии с общими положениями гражданского законодательства по стоимости фактических затрат на восстановление нарушенного в состояния природной среды (работ по очистке и восстановлению природных объектов, приведению их в пригодное для использования состояние и др.) с учетом понесенных убытков, в том числе не полученной польз и (например, компенсаций за погибший сельскохозяйственный урожай и т дд.).

Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, также подлежит возмещению. При определении ее размеров учитываются: степень утраты працездатнос сти пострадавшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, на уход за больным, другие расходы и расходы, связанные с вынужденной сменой профессии, места жительства, а также моральный ущербу.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется в зависимости от норм трудового и иного законодательства, если эти нарушения связаны с невыполнением трудовых или служебных обя. ОКИ.

Субъектами дисциплинарной ответственности могут быть работники, чиновники, руководители предприятий и организаций, работники, отвечающие за состояние охраны природы

Согласно ст 68. Закона Украины»Об охране окружающей природной среды»дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение должностными лицами и работниками обязательных планов и мероприятий по охраны природы и рационального использования природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и других требований природоохранного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного поло. Ження.

Как дисциплинарные взыскания применяются замечание, выговор, строгий выговор, увольнение и др.

При этом незаконно добытые в природе ресурсы и изготовленная из них продукция подлежат безвозмездному изъятию, а орудия правонарушения — конфискации. Полученные от их реализации доходы направляются в в республиканский. Автономной. Республики. Крым и местные фонды охраны окружающей природной среды. Должностные лица и специалисты, виновные в нарушении требований по охране окружающей природной с ередовища и использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности по представлению государственных органов охраны окружающей природной среды согласно решениям их управленческих органов поз бавляються премий за основные результаты хозяйственной деятельности полностью или частичново.

Кроме рассмотренных основных видов юридической ответственности за экологические правонарушения могут применяться специальные санкции, установленные земельным, лесным, водным и другим законодательством за окр. Реми виды нарушений. Например, изъятие природного объекта в случае его освоение в течение определенного срока, использования его не по целевому назначению, нарушение экологических требований; ограничения, прекр инення права пользования природным объектом при нарушении правил его рационального использования и охраи.

1. Объекты экологического права

2. Источники экологического права

3. Право собственности на природные ресурсы и их содержание

4. Объекты и объекты права собственности на природные ресурсы

5. Ответственность за нарушение экологического законодательства

6. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения

Вопросы для самоконтроля:

1. С каких прав состоит права собственности на природные ресурсы?

2. В чем заключается своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы?

3. Что относится к природным ресурсам общегосударственного значения?

4. Что является основанием юридической ответственности за экологические правонарушения?

5. Что включает в себя состав экологического правонарушения?

6. Что является важнейшим признаком субъективной стороны экологического правонарушения?

7. Какие е виды экологических правонарушений?

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая