Экранные учебные пособия

диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, предназначенные для обучения. Проецировать на экран проекционными аппаратами можно также фотографии, рисунки, карты, схемы и т. п. Экранные пособия — звуковые учебные пособия и проекционную аппаратуру объединяют в группу технических средств обучения. Просмотр Э. п. способствует накоплению зрительных образов, на основе которых у детей без непосредственного наблюдения создаются необходимые представления.

Демонстрация Э. п. на уроке проводится в сочетании с другими видами работы: беседой учителя, чтением статьи, объяснениями и т. д.

В спец. школах учителя-дефектологи планируют демонстрацию Э. п. соответственно учебной программе, возрасту и интеллекту ученика, обеспечивая доступность и усвоение содержания Э. п. В школах для слепых Э.п. не применяют.

В спец. школах демонстрируют диафильмы и немые кинофильмы, кинофрагменты, а также звуковые кинофильмы, предназначенные для начальной массовой школы. Однако в ряде случаев эти пособия приходится приспосабливать к возможностям детей, обучающихся в спец. школе. Так, напр., нередко приходится отключать звуковое сопровождение фильма при показе его умственно отсталым детям, т. к. дикторский текст оказывается трудным для понимания учащимся вспомогательнойшколы. В этом случае пояснения к фильму дает учитель.

В школе для глухих детей особую методическую задачу составляет рациональное сочетание словесных (объяснение учителя) и наглядных средств, т. к. восприятие учениками речи учителя в момент демонстрации фильма, диафильма и т. п. невозможно.

В школе для слабослышащих используется звукоусиливающая аппаратура, позволяющая уч-ся воспринимать речь учителя или диктора одновременно с показом.

Место Э. п. в изучаемой теме определяется задачей и содержанием занятий, а также характером самих Э. п. Длительность демонстрации строго ограничена (не более 20—25 мин.). Подготовка к экранизированным занятиям педагога-дефектолога должна быть особенно тщательной. В подборе Э. п. учитель руководствуется уч. программой и учебниками для данного типа спец. школы. Просмотр Э. п. проводится в специальном или обычном классе.

Виртуальные лабораторные работы по физике. 7–9 класс

  • Цена: 5000руб.

С этим товаром покупают

Внимание! Изображение товара может отличаться от полученного Вами товара. Поставщик оставляет за собой право изменять комплектацию и технические характеристики учебных пособий без предварительного уведомления, при этом функциональные и качественные показатели наглядных пособий не ухудшаются.

Информация о товаре носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой Статьей 437 ГК РФ.

Убедительная просьба, при покупке учебного оборудования согласовывать с менеджером важные для Вас характеристики, комплектацию и цену учебного оборудования.

Товар добавлен в корзину

2018 Фирма «Светоч». Все права защищены
Разработка и техническая поддержка осуществляются компанией « Информ-С »

Экранные учебные пособия

Внимание. Цены на мебель действительны до 1 декабря 2018 года

У нас можно приобрести Табурет обеденный из ЛДСП двух расцветок «Бук Натур» или «Бук Бавария»(темный), Шифр: ТО1К; ТО1К(кв-т), а так же стеллажи для библиотек

23 Октября 2018

В связи с ремонтом дороги, проезд по Заводскому шоссе закрыт до 31 декабря 2018 года.

Экранные учебные пособия

Внимание. Цены на мебель действительны до 1 декабря 2018 года

У нас можно приобрести Табурет обеденный из ЛДСП двух расцветок «Бук Натур» или «Бук Бавария»(темный), Шифр: ТО1К; ТО1К(кв-т), а так же стеллажи для библиотек

23 Октября 2018

В связи с ремонтом дороги, проезд по Заводскому шоссе закрыт до 31 декабря 2018 года.

ЭКРАННЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ. КИНОУРОКИ.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 июня 1972 г. «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию и о дальнейшем развитии общеобразовательной школы» определена задача дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса, поднятия теоретического и идейно-политического уровня преподавания, подчеркивается необходимость «последовательно обновлять и разнообразить методы преподавания, эффективно применять технические средства обучения — кино, радио и телевидение».
Экранные наглядные пособия (диапозитивы, диафильмы и кинофильмы) являются эффективным средством наглядности, активизирующим познавательную деятельность учащихся в процессе обучения истории. Демонстрируемые с экрана кадры являются увеличенным изображением фотографических снимков, культурно-исторических картин, памятников, портретов, схем, карт. Сюда относятся также серии открыток и других видов наглядных изображений (включая и иллюстрации учебника), демонстрируемых в затемненном классе посредством эпидиаскопа.
По существу, серия диапозитивов или диафильм является альбомом фотографий по той или другой теме учебной программы, перенесенных на экран через электроаппаратуру.
Преимущество экранного пособия состоит в крупных размерах изображения, что содействует коллективной работе в классе; некоторое неудобство — в необходимости иметь затемнение, аппаратуру (эпидиаскоп, киноаппарат, кинескоп и пр.). При желании каждый учитель может овладеть техникой работы с узкопленочным киноаппаратом или подготовить для этой цели любителей-киномехаников из числа учащихся.
Нередко учителя боятся темноты, боятся нарушения дисциплины учащимися в непривычной обстановке. Эта боязнь легко преодолевается, как только киноуроки становятся привычным делом для учащихся и учителя. Киноурок — не исключительное явление в школьной жизни, он должен стать органической составной частью системы наглядного обучения истории.
Методика работы с экранными пособиями по содержанию ничем не отличается от работы с любым настенным печатным пособием. Практика давно уже выработала приемы работы с диапозитивами и диафильмами. При сообщении нового учебного материала рекомендуется показ пяти-шести диапозитивов. Они постепенно включаются в процесс рассказа или беседы с классом; при повторении более целесообразен показ диафильма, на каждом кадре которого имеется подтекстовка, обычно дающая связный рассказ на данную тему1.
В последнее время появились цветные рисованные диафильмы. Педагогическое и методическое значение их несомненно. При подборе кадров автор серии диапозитивов или диафильма обычно связан наличием имеющегося иллюстративного материала, что ограничивает возможности композиционного построения фильма в целом. Рисованный художником диафильм, помимо того, что на экране появляются цветные изображения — более доходчивые и более эмоциональные, дает широкий простор для творческой работы художника и сценариста, автора диафильма, дает возможность более обстоятельно изложить тему. Так, в диафильме «Древний Рим»[94] [95] знаменитому восстанию рабов под предводительством Спартака уделено восемь кадров с рисунками художника Ю. Трузе к исторической повести «Спартак» В. Яна[96], а в рисованном цветном диафильме та же тема представлена 56 кадрами[97]. Перед глазами учащихся развертывается целая повесть с яркими иллюстрациями.
Просмотр диафильма и чтение с экрана повести производят глубокое впечатление, прочно закрепляют в памяти страницы героической борьбы восставших рабов, оказывают большое воспитательное воздействие на учащихся.
Беседа после просмотра и творческое сочинение могут быть рекомендованы для развития как воспроизводящего, так и творческого воображения детей.
К сожалению, в распоряжении школы имеется слишком мало рисованных цветных диапозитивов[98], но за ними будущее.
Методика работы с учебным историческим кинофильмом еще

мало разработана. Киноурок должен строиться в зависимости от характера и содержания кинофильма. Учебные кинофильмы обычно делят на фильмы, воссоздающие культурно-исторические памятники, художественно-монтажные и хроникальные, отражающие социально-политическую жизнь в прошлом и многогранную современность, так как кинохроника является завоеванием нашего века.
Фильмы «Памятники Древнего Египта», «Памятники культуры Древней Греции», «Памятники культуры Древней Руси»[99] и другие, по существу, являются диапозитивными кинофильмами. Средствами кино они показывают на экране неподвижные объекты, «объезжая» с разных сторон объективом киноаппарата культурно-исторические памятники. Для оживления кинофильма режиссер пользуется монтажными кадрами, он показывает учащихся на экскурсии, рассматривающих памятники и т. д.
Правда, пейзаж нередко выполняет существенную роль в восприятии памятника, но все же по отношению к изучению памятника пейзаж имеет второстепенное значение. Тем более необходимо обратить внимание учащихся на то, как выглядят среди природы творения рук человека: пирамиды среди пустыни, белоснежный мрамор афинского Акрополя на фоне ярко-голубого неба Эллады, величие архитектурных сооружений древнерусских умельцев среди зелени полей и лесов и т. п.
Кино может оказать неоценимую услугу в деле эстетического воспитания учащихся. Нужно лишь, чтобы кадры не мелькали один за другим, как в кинофильме «Памятники культуры Древней Руси», а чтобы учащиеся имели время всмотреться и вдуматься в экспонируемые предметы.
Методика работы со съемочным кинофильмом примерно такая же, как с историческим памятником на экскурсии. К историческому памятнику учащиеся подходят с вопросом, ответ на который они получают, рассматривая и изучая памятник. Этот вопрос ставит учитель. И чем более интригующим явится вопрос, тем с ббльшим интересом будут искать ответа дети и подростки. Почему египтяне строили пирамиды, а греки создали величественный Акрополь? Почему греки создали театр, а у египтян театра не было? Почему в Древней Руси так высоко было развито художественное ремесло? В чем выражаются общие характерные черты русского стиля в церковной резьбе по камню и в ювелирных украшениях?
Просматривая кинофильм, учащиеся будут искать ответ на поставленный вопрос, стараясь найти формулировку, которую они будут отстаивать в споре.
Что касается художественно-монтажных и хроникальных кинофильмов, то первым и основным вопросом методики их использования является вопрос о месте и времени работы с ними, который находится в тесной связи с творческим замыслом учителя. Как всякое другое наглядное пособие, кинофильм может быть источником знаний учащихся, иллюстрацией к изучаемому историческому материалу, средством повторения и закрепления учебного материала. Отсюда следует, что фильм может быть показан для изучения очередной темы, в процессе ее изучения и после изучения в порядке повторения и закрепления.
Главное, киноурок не должен быть только развлекательным для учащихся, ему должно быть придано серьезное познавательное значение.

Читайте так же:  Образец приказа о положении бухгалтерии

TEMPUS — Учебные пособия по цифровому искусству

Я уже сообщал, как 30 сентября 2016 г. в МГХПА имени С.Г.Строганова прошла финальная международная конференция по проекту Темпус «Улучшение российского креативного образования: новая магистерская программа в области цифрового искусства в сответствии со стандартами Европейского союза» . Проект, в котором участвовали три европейских университета и десять крупных российских учебных заведений, был нацелен на развитие магистерской ступени дизайн-образования в области цифрового искусства. Впервые в истории российского высшего художественного и дизайн-образования был создан уникальный блок учебных пособий для магистров в области цифрового искусства. Каждый из вузов-участников представил на координационном совещании в Лиссабоне в октябре 2015 года свои учебники, выполненные по единой логической схеме, единой структуре и дизайну. Комплексный дизайнерский проект серии изданий продуман в мелочах специалистами УрГАХУ. Таким образом, в России подготовлена целая библиотека, охватывающая все учебные курсы, зачастую разработанные заново. Теперь электронная версия любого из учебников, входящих в эту библиотеку находится в открытом доступе и доступна для скачивания:

Акатова О. И., Кумова С. В.
Проектирование визуальных коммуникаций: медиадизайн: учеб. пособие / О. И. Акатова, С. В. Кумова. — Саратов: Саратовский государственный университет имени Ю.А. Гагарина, 2015. Текстовое (символьное) электронное издание.

Учебное пособие предназначено для подготовки магистров в области компьютерного дизайна, а также для тех, кто хотел бы освоить основные технологии проектирования визуальных коммуникаций. Учебное пособие содержит материал по теории медиадизайна, в частности дизайна печатных и электронных СМИ, рекламных коммуникаций. Рассматриваются научные методы изучения печатных СМИ, их комплексная и композиционно-графическая модель, а также художественно-техническое оформление периодического издания; раскрываются вопросы, связанные с дизайном рекламных сообщений в СМИ и со спецификой рекламного дизайна в целом; представляется материал о фирменном стиле и фирменной айдентике. В практической части пособия детально представлены этапы работы в программе верстки, что, по замыслу авторов, поможет слабо подготовленному студенту освоить материал.

Вдовин А. С.
Дизайн игр и медиаиндустрии: персонажная графика и анимация: учеб. пособие / А. С. Вдовин. — Саратов: Саратовский государственный университет им. Ю.А. Гагарина, 2015. Текстовое (символьное) электронное издание.

Данное учебное пособие позволяет проследить весь путь от создания трехмерной модели до импорта ее в редактор компьютерных игр. Подробно описан алгоритм создания сложной поверхности на примере анимационного / игрового персонажа, основные инструменты анимации в 3ds Max, основы визуализации с помощью технологии Mental Ray и экспорт моделей в среду разработки компьютерных игр Unity. Описаны базовые методы создания, текстурирования и анимирования персонажа, с которых необходимо начинать учиться 3D-художникам.

Кумова С. В., Торопова О. А.
Анимация и веб-дизайн: учеб. пособие / С. В. Кумова, О. А. Торопова. — Саратов: Саратовский государственный университет им. Ю.А. Гагарина, 2015. Текстовое (символьное) электронное издание.

Учебное пособие содержит теоретический материал по основам веб-дизайна и практическим приемам разработки веб-анимации и веб-ресурсов. В пособии даются авторская трактовка принципов и законов веб-дизайна, анализ вариантов стилистических решений, соответствующих современным тенденциям в отрасли. В практических разделах представлено описание интерфейса и инструментария программы Adobe Flash, обсуждаются вопросы создания сценариев на встроенном в среду языке ActionScript версии 3.0 и публикации готовых проектов. Изложены основы языка НТМL (XHTML) и каскадных таблиц стилей, необходимые для эффективного применения анимационных и звуковых эффектов при создании веб-страниц. Множество иллюстраций и примеров наглядно демонстрируют возможности технологии Flash, а практические задания позволяют легко закрепить изученный материал и реализовать любые творческие идеи в области анимации.

Лаврентьев А. Н., Жердев Е. В., Кулешов В. В., Мясникова Л. Г., Сазиков А. В., Бирюков В. Е., Покровская Л. В., Левина О. Ю.
Цифровое искусство: история, теория, практика: учеб. пособие / А. Н. Лаврентьев, Е. В. Жердев, В. В. Кулешов и др. — М.: МГХПА им. С. Г. Строганова, 2016. — 280 с.: илл.

Учебное пособие предназначено для подготовки магистров в области компьютерного дизайна, а также для тех, кто интересуется современными проблемами дизайна, историей компьютерной графики и цифрового искусства, творческими и проектными концепциями в этой области на стыке современного дизайна, искусства и технологии. В издании обобщен опыт ведения теоретических и проектных дисциплин, раскрывающих основные проблемы современной визуальной проектной культуры в сфере дизайна и цифрового искусства. Авторы подчеркивают преемственность в развитии проектно-художественного творчества, связь многих современных проектных решений в области промышленного, графического и средового дизайна с историей науки, искусства, дизайна, выявляют роль универсальных алгоритмов, средств и приемов художественного творчества в использовании цифровых технологий в современной проектной деятельности. Контрольные вопросы и практические задания позволяют закрепить методические положения и приобрести проектный навык. Книга обобщает опыт, полученный в рамках выполнения проекта TEMPUS.

Читайте так же:  Банк коллекторы по телефону

Учебное пособие предназначено для подготовки магистров в области компьютерного дизайна, а также для тех, кто хотел бы получить современное представление о дизайнерских средствах проектирования экранного пространства, сложившихся под влиянием комплекса культурно-исторических и проектно-художественных предпосылок. Описаны различные приемы комплексного проектирования экранного и студийного пространства, применяемые в дизайне телеканалов, а также приемы производства анимационных мультимедиа-презентаций.

Вильчес-Ногерол А. В.
Мультимедиа в эксподизайне: учеб. пособие / А. В. Вильчес-Ногерол — М.: МГХПА им. С.Г.Строганова, 2016. — 288 с.: илл.

Учебное пособие предназначено для подготовки магистров в области компьютерного дизайна, а также для тех, кто интересуется современными проблемами дизайна музейных и выставочных экспозиций с использованием мультимедийных средств. История создания музейных и выставочных экспозиций в период XIX–XXI веков рассматривается в контексте использования мультимедийных средств, приводится разработанная автором типология художественно-образных и пространственных решений мультимедиа на основе цифровых технологий. Теоретические и практические задания позволяют закрепить методические положения и приобрести проектный навык.

А. Л. Автюшенко, С. В. Стрелков
Мультимедиа и компьютерная графика в цифровом искусстве / А. В. Вильчес-Ногерол — М.: МГХПА им. С.Г.Строганова, 2016. — 288 с.: илл. / А. Л. Автюшенко, С. В. Стрелков; под ред. проф. В. М. Иванова. — СПб.: СПбГПУ Петра Великого, 2015. — 172 с.

В книге рассматриваются принципы сочетания компьютерных технологий в процессе создания трехмерных изображений, особенности восприятия графической информации человеком. Специальное внимание отведено моделированию персонажей и их окружения в анимационных проектах. Книга обобщает опыт, полученный в рамках выполнения проекта TEMPUS.

Орлов П. А.
Программирование для дизайнеров: учеб. пособие / П. А. Орлов; под ред. проф. В. М. Иванова. СПб.: СПбГПУ Петра Великого, 2015. — 247 с.

Учебное пособие предназначено для подготовки магистров в области компьютерного дизайна, а также для профессиональных дизайнеров-инфографов, арт-директоров, редакторов издательств и СМИ, студентов и преподавателей профильных учебных заведений. В издании описывается программирование на языке Processing для дизайнеров и цифровых художников. Уделено внимание установке необходимых программных средств и библиотек для работы с 2D-графикой, анимацией, интерактивностью, векторной и растровой графикой, видеопотоками и системами частиц. Описаны возможности применения Processing для визуализации данных и разработки художественных инсталляций и приложений, последовательно рассматриваются основы программирования на графических примерах. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся генеративной графикой и разработкой произведений цифрового искусства.

Лаптев В. В.
Инфографика в цифровом искусстве: учеб. пособие / В. В. Лаптев; под ред. проф. В. М. Иванова. — СПб.: СПбГПУ Петра Великого, 2015. — 287 с.

Учебное пособие предназначено для подготовки магистров в области компьютерного дизайна, а также для профессиональных дизайнеров-инфографов, арт-директоров, редакторов издательств и СМИ, студентов и преподавателей профильных учебных заведений. Информационная графика является результатом проектно-художественной творческой деятельности и относится к современному цифровому искусству, т. к. использует в качестве инструмента соответствующие технологии. Объектом информационно-графического дизайна часто выступают различные области научных знаний, результаты научных исследований и наукоемкие технологии, требующие визуализации. Учебное пособие содержит изложение основного понятийного аппарата по инфографике как направлению художественно-проектной деятельности, основных концепций развития проектирования визуальных моделей массивов числовых данных, стилевых взаимоотношений и парадигм.

Липовка А. Ю., Бундова Е. С., Жоров Ю. В.
Креативное программирование: учеб. пособие / А. Ю. Липовка, Е. С. Бундова, Ю. В. Жоров. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. — 280 с.

Настоящее учебное пособие знакомит с понятием креативного программирования на примере двух современных сред — Processing и VVVV. Представлены текстовая и нодовая фундаментальные парадигмы программирования. Материал по каждой среде программирования содержит основы взаимодействия с интерфейсом, синтаксис, создание анимации, импорт и экспорт данных, работу с цветом, текстом, двухмерной и трехмерной графикой. Уделено внимание такой актуальной технологии, как программирование шейдеров, на примере двух наиболее распространенных языков — GLSL и HLSL. Рассмотрены механизмы взаимодействия программ и устройств. В заключительной части продемонстрированы четыре разных технологических подхода к программированию конкретной задачи.

Рассмотрены типы коммуникации, этапы разработки проекта видеопрезентации. Описаны функции программы АfterEffects как основного инструмента для создания видеопрезентации. Предназначено для подготовки магистрантов в области компьютерного дизайна. Будет полезно желающим освоить технологии разработки видеопрезентаций с использованием современных инструментов создания визуального контента.

В учебном пособии рассмотрены основные проблемы взаимосвязи типографики и массмедиа. Дана классификация шрифтов, методы и коды представления текстовой цифровой информации. Рассмотрены актуальные тенденции в современном шрифтовом дизайне. Предназначено для студентов высших учебных заведений магистерской подготовки по направлениям «Дизайн», «Дизайн архитектурной среды», «Градостроительство».

Григорьев А. Д., Усатая Т. В., Чернышова Э. П.
Проектирование и анимация в 3ds max: учебник / А. Д. Григорьев, Т. В. Усатая, Э. П. Чернышова. — Магнитогорск: МГТУ, 2015. — 476 с.

Учебник предназначен для подготовки магистров в области компьютерного дизайна. Цель данного учебника — научить трехмерному моделированию будущих дизайнеров, познакомить всех любителей трехмерной графики с широкими возможностями трехмерного моделирования и анимации в 3ds Max, начиная с основ — выполнения различных операций моделирования, наложения текстур, и заканчивая вопросами создания выбора источников света, выполнения фотореалистической визуализации, то есть задачами, которые рассматриваются в курсе компьютерной графики при подготовке студентов по специальности «Дизайн». В основу учебника положена эффективная авторская методика обучения работе в программе 3ds Max на примерах и упражнениях, рассмотрены основные методы создания трехмерных моделей объектов реального мира, вопросы моделирования с помощью геометрических объектов и сплайнов, полигональное моделирование, применение материалов, обработка сложных текстур, визуализация объектов сцены.

Учебник предназначен для подготовки магистров в области компьютерного дизайна. Изложены теоретические основы визуального восприятие человеком как непосредственно самих объектов, так и их изображений, которые, обладая высокой степенью наглядности, во многих случаях могут выступить в качестве визуальной модели и полностью или частично заменить сам объект. Для рассмотрения особенностей восприятия художников-проектировщиков автор классифицирует современное цифровое искусство и определяет место дизайна, который сегодня создает наибольшее количество компьютерных изображений. Описана практика их создания и восприятия потребителем. Учебник написан на стыке психологии, эргономики, эстетики и практики дизайна.

Э. П. Чернышова, А. Д. Григорьев, Н. С. Жданова, Т. В. Усатая
Эстетика компьютерного искусства: учебник / Э. П. Чернышова, А. Д. Григорьев, Н. С. Жданова, Т. В. Усатая. — Магнитогорск: МГТУБ, 2015. — 324 с.

Учебник предназначен для подготовки магистров в области компьютерного дизайна. Для удобства освоения курса темы подразделены на самостоятельные вопросы, которые могут стать предметом выступления на семинарском занятии, послужить темой для реферата или доклада. Первая часть учебника посвящена анализу философско-эстетической природы искусства, освещает вопросы природы, сущности, происхождения и теоретической истории искусства, а также категории эстетики, законы художественного восприятия. Учебник содержит основные теоретические принципы эстетики в компьютерном искусстве, историю эстетической мысли, раскрывает основные положения, влияющие на формирование художественного образа в компьютерном искусстве. Во второй части рассматривается феномен компьютерного искусства; социокультурные истоки и эволюция понятия “компьютерное искусство”; эстетические возможности различных видов компьютерного искусства. В учебнике также представлен краткий терминологический словарь.

Читайте так же:  Ходатайство о восстановлении исковой давности

НАГЛЯДНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Расстановка ударений: НАГЛЯ`ДНЫЕ УЧЕ`БНЫЕ ПОСО`БИЯ

НАГЛЯДНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ — плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, специально создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение Н. у. п. способствует формированию у уч-ся материалистич. представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Н. у. п. используются в школе на различных этапах уч. процесса: при объяснении учителем нового уч. материала, при закреплении его уч-ся, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний уч-ся, а также во внеклассной, кружковой работе. Н. у. п. должны соответствовать содержанию уч. программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям уч-ся, а также удовлетворять определённым науч., эстетич., санитарно-гигиенич., технич. и экономич. требованиям. Н. у. п. очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Их принято делить на 2 осн. группы: натуральные Н. у. п., состоящие из природных или производственных объектов, и изобразительные Н. у. и., изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.


Учебная картина ‘Баскаки’

По способам изображения различают: образные Н. у. п., показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы и др.), и схематич. условные Н. у. п., передающие в предмете или явлении только самое главное, основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы и др.). Изобразительные Н. у. п. могут выполняться в 2 (плоскостные Н. у. п.) или 3 измерениях (объёмные Н. у. п.).


Макет средневекового замка

Как плоскостные, так и объёмные изобразительные Н. у. п. создаются 2 видов: статичные, с неподвижными частями и деталями, и динамичные. Последние бывают различных видов: а) с подвижными или съёмными деталями, напр. иллюстративная таблица каменноугольной шахты с передвигающейся клетью, вагонетками, бункером и другими деталями, плоскостная модель по арифметике для решения задач на встречное движение с передвигающимися изображениями поездов, междугородных автобусов, пароходов и др.; б) разборные модели, напр. анатомич. разборные модели торса, глаза, уха человека и др.; в) действующие модели, напр. действующая модель подъёмного крана, водяной и паровой турбины и др. Из плоскостных изобразительных Н. у. п. выделяют в особую группу т. н. экранные наглядные пособия: диапозитивы, диафильмы и кинофильмы (см. Кинофильм учебный).

К Н. у. п. в широком смысле относят также и такие уч. пособия, как грампластинки и тонфильмы (магнитофонные ленты) с записями лит. произведений в исполнении мастеров художественного слова, выступлений гос. и общественно-политич. деятелей, писателей, артистов, учёных; с записями революционных песен, муз. произведений, текстов на иностранных яз. и др. (см. Грамзапись в обучении, Магнитофон).


Препарат морского конька

Экранные наглядные уч. пособия, звуковые уч. пособия, вместе с проекционной аппаратурой (проекционный фонарь, фильмоскоп, эпидиоскоп и др.), магнитофоном, патефоном, проигрывателем, телевизором и т. д. объединяются в группу технических средств обучения. К ним относят также обучающие машины и другие устройства, применяемые для программированного обучения.


Таблица метрических мер

По методам и приёмам использования Н. у. п. разделяют на 2 группы: демонстрационные пособия, к-рые учитель демонстрирует на уроке всему классу (картины, таблицы, коллекции крупных образцов различных предметов, чучела, скелеты и др.), и пособия, предназначенные для самостоятельной работы учащихся (наборы раздаточного дидактического материала, препараты мелких растений и животных, коллекции с мелкими образцами, наборы мелких моделей и технич. деталей, альбомы, атласы и др.).


Схема электростанции, работающей на ядерном горючем

Применение подвижных и сменяемых деталей в таблицах, действующих технич. моделей, разборных плоскостных и объёмных моделей значительно усиливает пед. эффективность демонстрационных Н. у. п. Демонстрационный подвижной изобразительный материал, состоящий из комплекта отдельных рисунков, даёт возможность подбирать и располагать их в различных сочетаниях и последовательности, в зависимости от конкретной дидактической задачи.


Модель сердца

Цели применения Н. у. п. разнообразны. Пособия могут служить источником знаний, объектом изучения, напр. все натуральные наглядные пособия, художественные картины на уроках рисования, модели и муляжи, слепки и т. д. В других случаях Н. у. п. иллюстрируют, конкретизируют изучаемый материал, напр. картины на уроках истории, лит-ры. В нач. классах на уроках рус. яз. и арифметики Н. у. п. часто выполняют только служебную, вспомогательную роль, напр. счётный материал, картинки, иллюстрирующие условие задачи, и др. (см. Наглядность в обучении).

Н. у. п. выпускаются для школ издательствами, учебно-технической промышленностью, киностудиями и другими организациями и предприятиями. Их описание с указанием назначения и приёмов использования содержится в специальных каталогах и справочниках (например, «Учебное оборудование начальной школы», 1959; «Учебное оборудование по физике для средней школы», 1958; «Учебное оборудование по химии для средней школы», 1958; «Учебное оборудование по биологии для средней школы», 1958).

В РСФСР все Н. у. п., подготовляемые пром-стью и издательствами к массовому производству и изданию, рассматриваются спец. комиссиями Учебно-методического совета Мин-ва просвещения.

Многие Н. у. п. изготовляются уч-ся на уроках ручного труда (в нач. классах), в уч. мастерских, в технич. и других ученич. кружках, а иногда и дома. При изготовлении Н. у. п. по природоведению, географии, лит-ре, истории школами широко используется местный природный, производственный, историко-археологич., лит. и статистич. материал.


Схема устройства ураново-графитового реактора

Долговечность Н. у. п. во многом зависит от правильного их хранения. Печатные наглядные пособия (картины, таблицы и др.) надо хранить в развёрнутом виде в невысоких шкафах с широкими выдвижными ящиками. Их целесообразно наклеивать на ткань, картон или окантовывать по краям. Настенные географич., историч. карты, к-рые печатаются обычно на 2 — 4 — 6 листах, как правило, наклеивают на полотно, к верхнему краю прикрепляют круглые палки. На них карты свёртываются и устанавливаются в спец. подставки. Модели, макеты и диорамы, изготавливаемые из картона, дерева и металла, хранятся в больших коробках или фанерных ящиках с крышками. Натуральные наглядные пособия (гербарии, сухие и влажные препараты, энтомологич. коллекции, чучела и скелеты), а также муляжи и анатомич. модели надо содержать в сухом помещении, не подвергать действию солнечных лучей, предохранять от выцветания и деформации.

Поэтому их помещают в картонные коробки с плотно закрывающимися крышками и хранят в шкафах с глухими дверцами. Для предохранения сухих препаратов, энтомологич. коллекций, чучел и гербариев от грибков и от насекомых-вредителей следует применять, особенно в период летних каникул, нафталин, парадихлорбензол и др.

Лит.: Конобеевский Н. П., Наглядные пособия как средство обучения в нач. школе, М., 1958; Занков Л. В., Наглядность и активизация уч-ся в обучении, М., 1960; Гельмонт А. М., Кино на уроке, М., 1961.

Н. П. Конобеевский. Москва.

  1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 880 с. с илл.