Материальная ответственность государственных служащих

Согласно части 7 статьи 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Возмещение убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу, причиненных действием, бездействием государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов согласно статье 16 ГК РФ осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Как следует из содержания статьи 1069 ГК РФ вред, который причинен гражданину либо юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа либо органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации либо казны муниципального образования.

За действия своих должностных лиц несет ответственность перед гражданином или юридическим лицом непосредственно государственный орган или орган местного самоуправления. А сами должностные лица будут нести дисциплинарную, материальную, административную, уголовную ответственность.

Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрена только дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих (далее по тексту – Закон №79-ФЗ). Но так как служебный контракт, заключаемый с гражданским служащим, является специфической разновидностью трудового договора, то на гражданского служащего распространяются также нормы трудового законодательства, регулирующие материальную ответственность. Государственный орган, возместив ущерб физическому либо юридическому лицу, причиненный его работником при исполнении им трудовых обязанностей, имеет право взыскать в порядке регресса сумму причиненного ущерба со своего работника.

Увольнение государственного гражданского служащего со службы не является основанием для освобождения его от материальной ответственности.

Материальная ответственность государственного гражданского служащего наступает за вред, который он причинил своими действиями при исполнении трудовых обязанностей организации. Возмещение ущерба производиться либо по требованию администрации этого органа, либо в судебном порядке. Государственные гражданские служащие несут, как правило, ограниченную материальную ответственность, предусмотренную нормами статьи 238 ТК РФ. К полной материальной ответственности их можно привлечь только по решению суда.

Ответственность за вред, причиненный государственным гражданским служащим не при исполнении трудовых обязанностей, он будет нести в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Право на обжалование решения представителя нанимателя (работодателя) о привлечении государственного гражданского служащего к материальной ответственности и сроки обжалования, предусмотренные ТК РФ, рассмотрены в разделе 2.2.4.

В статье 37 Закона №79-ФЗ рассмотрены основания расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, в числе которых имеются такие как:

подпункт «г» пункта 3 статьи 37 – «совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях»;

пункт 4 части 1 статьи 37 – «совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя»;

пункт 5 части 1 статьи 37 – «принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа».

Увольнение по основаниям, предусмотренным подпунктом «г» пункта 3 статьи 37, пункт 5 части 1 статьи 37 Закона №79-ФЗ, являются согласно части 1 статьи 57 этого Закона мерами дисциплинарного взыскания. Однако привлечение работника к дисциплинарной ответственности не мешает привлечь того же работника к ответственности материальной в порядке, предусмотренном ТК РФ. Как уже было сказано раньше в части 6 статьи 248 ТК РФ: возмещение ущерба производится вне зависимости от привлечения работника к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

Некоторые категории государственных служащих несут ответственность на основании других нормативных актов. Так, например, вопрос о материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также порядок возмещения причиненного ими ущерба регламентируется Федеральным законом от 12 июля 1999 года №161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (далее по тексту – Закон №161-ФЗ).

Необходимо отметить, что ТК РФ согласно части 8 статьи 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

— военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

— члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор).

Следовательно, положения ТК РФ о материальная ответственности не распространяются на военнослужащих, если только они не относятся к вышеуказанным категориям.

Действие Закона №161-ФЗ распространяется на военнослужащих, которые проходят военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Согласно статьи 3 этого Закона военнослужащие могут нести материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб. Военнослужащие, причинившие ущерб не во время несения службы будут нести материальную ответственность в рамках гражданского законодательства. При этом согласно пункту 4 статьи 3 Закона №161-ФЗ военнослужащие, причинившие ущерб, могут быть привлечены к материальной ответственности в течение 3 лет со дня обнаружения ущерба.

Не могут быть привлечены к этому виду ответственности военнослужащие, причинившие ущерб в результате выполнения приказа командира (начальника) и в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

Законом №161-ФЗ установлены 2 вида материальной ответственности военнослужащих – полная и ограниченная.

Определение размера причиненного ущерба, а также порядок его возмещения предусмотрен нормами указанного Закона.

Более подробно с вопросами, касающимися оснований для привлечения к материальной ответственности работников организации, включая директора и должностных лиц организации, порядок привлечения к такой ответственности, а также порядок взыскания причиненного ущерба Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Материальная ответственность ».

§ 1. Материальная ответственность должностных лиц и других работников налоговых органов

Одним из общих признаков административных, дисциплинарных правонарушений является их общественная вредоносность. Не все правонарушения имеют последствия, где вред от их совершения является имущественным и (или) моральным. Поэтому последствия указанных правонарушений, выраженные в качестве какого-либо имущественного ущерба или иного вреда, в объективной стороне состава правонарушения считают факультативным.

Ответственность за причиненный имущественный вред субъектами указанных правонарушений называют материальной ответственностью.

Материальная ответственность государственных служащих регулируется как нормами трудового законодательства, так и нормами административного права.

Правовое регулирование материальной ответственности государственных служащих в Российской Федерации в целом не систематизировано. Наиболее полное правовое регулирование в рассматриваемой сфере имеется только для военной государственной службы. Для гражданской и правоохранительной службы эта ответственность нормами административного права урегулирована не полно и базируется в основном на нормах трудового и гражданского права.

Вместе с тем необходимо отметить, что материальная ответственность сформировалась и выделилась в самостоятельный вид из гражданско-правовой ответственности. Поэтому здесь важно знать и понимать критерии отграничения материальной ответственности по трудовому праву, по административному праву от имущественной ответственности по гражданскому праву.

Разграничение материальной и имущественной ответственности можно произвести по следующим основаниям: субъектам (физическим лицам), подлежащим материальной или имущественной ответственности; особенностям правовых норм, регулирующих отношения материальной и имущественной ответственности; механизму причинения ущерба; размеру возмещаемого ущерба; порядку возмещения ущерба; срокам обращения в суд о возмещении ущерба (см. таблицу разграничения материальной ответственности по трудовому праву, по административному праву и имущественной ответственности по ГК РФ).

Основанием привлечения государственного служащего, работника к материальной ответственности является совершенное им служебное (трудовое) имущественное правонарушение, юридическими элементами являются:

а) служебный контракт (трудовой договор);

б) нормы действующего законодательства, предусматривающего конкретный вид ответственности;

в) условия возникновения;

г) материальный ущерб.

При отсутствии хотя бы одного из вышеуказанных элементов служебное (трудовое) имущественное правонарушение возникнуть не может.

Таким образом, материальную ответственность работников по трудовому праву не следует считать разновидностью гражданской, она также является одним из видов юридической ответственности, заключается в обязанности возместить причиненный другой стороне реальный имущественный ущерб и наступает при наличии оснований и условий в объеме, закрепленном в трудовом законодательстве. Что же касается материальной ответственности государственных служащих, то она является разновидностью дисциплинарной ответственности и применяется в административном или ином порядке на основе норм трудового права, как правило, после наложения на виновное лицо дисциплинарного взыскания.

Таблица разграничения материальной и имущественной ответственности по отраслям права

Материальная ответственность государственных служащих (работников), как мера по возмещению вреда, имеет ряд общих и специальных признаков.

Общие признаки материальной ответственности сторон служебного контракта (трудового договора) государственного служащего и работника: возникновение двусторонней материальной ответственности, основанной на заключенном между ними служебного контракта (трудового договора); субъектами материальной ответственности являются только стороны этого контракта (договора); такая ответственность возникает в результате нарушения обязанностей по служебному контракту (трудовому договору); и государственный служащий, работник, и государственный орган и работодатель несут материальную ответственность за причинение ущерба другой стороне своими виновными действиями; каждая сторона может возместить ущерб добровольно.

Читайте так же:  Приказ о несоответствии занимаемой должности

К особенным признакам материальной ответственности относятся:

1) установление различных видов материальной ответственности (государственные служащие и работники могут привлекаться как к ограниченной, так и к полной материальной ответственности, государственный орган и работодатель всегда несут полную материальную ответственность);

2) установление различных пределов и размеров возмещаемого ущерба;

3) установление различного порядка возмещения ущерба (в отношении государственного служащего и работника допускается взыскание материального ущерба в пределах среднемесячного заработка по распоряжению органа или работодателя без согласия работника);

4) установление права на возмещение морального вреда только одной стороне служебного контракта (трудового договора) — государственному служащему и работнику;

5) различные подходы к формам вины — в отношении материальной ответственности государственного служащего и работника учитывается форма его вины (умышленная или неосторожная);

6) различный порядок снижения размера возмещаемого ущерба (представитель нанимателя и орган по рассмотрению трудовых споров вправе с учетом степени и формы вины, материального положения государственного служащего и работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с государственного служащего и работника).

В отличие от видов юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной) гражданская (имущественная) и материальная ответственность являются правовосстановительными. Восстановительно-компенсационная ответственность направлена на принудительное исполнение возложенных на субъектов права обязанностей в случае их неисполнения, на восстановление нарушенного состояния. Принудительное исполнение юридической ответственности может быть связано с некоторым обременением, уроном для правонарушителя в виде возмещения или компенсации нанесенного правонарушителем ущерба. Поэтому можно считать, что материальная ответственность государственных служащих — это комплексная восстановительно-компетенционная мера, применяемая как в добровольном, так и принудительном порядке.

Что же касается материальной ответственности государственных гражданских служащих, в том числе и государственных служащих налоговых органов, то здесь необходимо отметить следующее.

В зависимости от вида системы государственной службы, комплексный институт материальной ответственности государственных служащих можно подразделить на следующие институты материальной ответственности: институт материальной ответственности государственных гражданских служащих; институт материальной ответственности государственных служащих правоохранительных органов и институт материальной ответственности военнослужащих. Последний институт в большей мере урегулирован нормами административного права, а первые два — как нормами трудового права, так и нормами административного права. Согласно ч. 7 ст. 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, которые предусмотрены федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе.

Государственный гражданский служащий налоговых органов является должностным лицом, состоящим на государственной гражданской службе. Ответственность государственного служащего предусмотрена Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». Государственный служащий отвечает перед государством за надлежащее исполнение им своих обязанностей. Он находится в трудовых (служебных) отношениях с государством и несет материальную ответственность по нормам трудового права.

В ст. 22 ТК РФ закреплено право работодателя привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке установленном ТК РФ, иными федеральными законами. Кроме того, основания и порядок привлечения к материальной ответственности сторон трудового договора, а в нашем случае и служебного контракта, закреплены в ст. ст. 232 — 250 ТК РФ.

Обязанность государственного гражданского служащего в виде материальной ответственности закреплена как в должностном регламенте, так и в служебном контракте, последний является разновидностью трудового договора, в связи с этим на государственного гражданского служащего распространяются нормы трудового законодательства, регулирующие материальную ответственность.

За незаконные действия своих должностных лиц перед гражданином и юридическим лицом ответственность, в рамках нанесенного ущерба, несет государственный орган, а сами должностные лица, в зависимости от степени общественной вредности правонарушения, несут различные виды юридической ответственности.

Материальная ответственность налоговых органов за вред, причиненный в сфере осуществления деятельности по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, имеет комплексный характер, поскольку содержит элементы публичного и частного права.

Гражданское правоотношение по возмещению вреда, причиненного налоговыми органами их должностными лицами, является имущественным, относительным, обязательственным и охранительным.

Единственным основанием гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный налоговыми органами и их должностными лицами, является гражданское правонарушение, состоящее в издании налоговыми органами незаконного акта, а также осуществлении незаконных действий (бездействия) налоговыми органами в рамках деятельности по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Например, ст. 395 ГК РФ применяется в случае неправомерного изъятия налоговыми органами денежных средств, в частности в виде санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Незаконные акты, действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц — это акты, действия (бездействие), противоречащие закону и иным нормативным правовым актам, а также формально законные по своему характеру, однако причиняющие вред правомерно действующим субъектам.

Рассматривая материальную ответственность государственных гражданских служащих и, в частности, материальную ответственность государственных гражданских служащих налоговых органов, можно отметить следующие ее особенности:

— Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предусмотрев дисциплинарную ответственность, не предусматривает материальную ответственность;

— материальная ответственность государственных гражданских служащих наступает за вред, который они причинили своими незаконными действиями при исполнении служебных обязанностей в государственном органе, поэтому она связана негативными последствиями нарушений служебной дисциплины;

— материальная ответственность в сфере государственной службы носит правовосстановительный характер, в отличие от дисциплинарной, административной или уголовной, которые имеют наказательное значение;

— материальная ответственность в системе государственной службы наступает на основе действия правовых норм ряда отраслей российского права: административного, трудового, гражданского и областей законодательства о государственной службе, специальных нормативных актов;

— существует обязанность государственного служащего возместить причиненный материальный ущерб только в отношении государственного органа; если вред причинен третьим лицам, то он возмещается в административном порядке (ст. 4.7 КоАП РФ) или в порядке гражданского судопроизводства (ст. 1069 ГК РФ);

— материальная ответственность государственных служащих является разновидностью дисциплинарной ответственности;

— материальная ответственность наступает при наличии прямого действительного ущерба: непосредственной причинной связи между противоправными действиями и наступившими вредными последствиями (ущербом); вины правонарушителя в причинении ущерба, если противоправные действия (бездействие) допущены им при исполнении должностных (служебных) обязанностей;

— порядок и условия привлечения государственных служащих к материальной ответственности различаются по видам государственной службы;

— возмещение ущерба лицом осуществляется либо в судебном, либо в внесудебном порядке; либо в добровольном, либо в принудительном порядке;

— государственные гражданские служащие несут, как правило, ограниченную материальную ответственность (в рамках своего должностного оклада);

— вред, причиненный государственным гражданским служащим вне рамок служебной деятельности, возмещается в порядке, предусмотренном нормами гражданского права и процесса;

— увольнение государственного гражданского служащего со службы не является основанием для освобождения его от материальной ответственности.

Материальная ответственность — это обязанность лица возместить причиненный ущерб в пределах и в порядке, установленных законодательством. Суть материальной ответственности состоит в возмещении виновным государственным служащим причиненного им имущественного ущерба (вреда) в процессе служебной (трудовой) деятельности.

Имущественный вред и имущественный ущерб в настоящем параграфе рассматриваются как синонимы.

Материальная ответственность работников — одно из средств в защите форм собственности, ибо она представляет собой юридическую обязанность работника, виновного в причинении ущерба имуществу работодателя, возместить его в установленном законом порядке.

Правовой основой материальной ответственности государственного, муниципального служащего, работника является ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, устанавливающая защиту всех форм собственности, в том числе государственной, муниципальной и частной.

Материальная ответственность государственных гражданских служащих закрепляется в различных нормативных правовых актах. Статья 5 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает, что регулирование отношений государственной гражданской службы осуществляют не только Конституция РФ, названный Закон, но и другие федеральные законы, в том числе федеральные законы, регулирующие особенности прохождения гражданской службы.

В основном регулирование отношений материальной ответственности государственных гражданских служащих, в том числе и процедурного характера, осуществляется нормами ТК РФ (ст. ст. 238 — 250), так как статьи ТК РФ распространяются свое действие и на случаи материальной ответственности государственных служащих. Материальная ответственность может наступать в отношении всех государственных гражданских служащих независимо от того, какую должность служащий занимает и в каком органе исполнительной власти осуществляет свою трудовую функцию.

В настоящее время материальная ответственность в нормативно-правовых актах признается в качестве самостоятельного вида юридической ответственности, регулируемого трудовым законодательством. В трудовом законодательстве отсутствует определение материальной ответственности.

В целом режим материальной ответственности устанавливается законодательными актами двух видов:

1) законодательством о труде (действующий ТК РФ);

2) специальными законами и иными нормативными правовыми актами (например, ФЗ РФ от 12 июля 1999 года «О материальной ответственности военнослужащих»).

Трудовой кодекс Российской Федерации регламентирует порядок привлечения лиц к материальной ответственности независимо от форм собственности (государственная, муниципальная, частная и т.п.), а также видов организаций, учреждений и предприятий. В этом случае можно говорить о материальной ответственности на общих основаниях.

Если вред государственным служащим причиняется государственному органу или наоборот, то его возмещение осуществляется на основе норм трудового законодательства, но если вред государственного органа или государственного гражданского служащего причиняется третьим лицам, не находящимся в служебной подчиненности органу власти, то в этом случае вред возмещается на основе норм гражданского законодательства. Иными словами, если ущерб был причинен не при исполнении трудовых обязанностей, то тогда наступает материальная ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

Читайте так же:  Договор дарения относится к договорам

Государственные служащие, работники по общему правилу несут ограниченную материальную ответственность, а работодатели — полную. Материальная ответственность государственных служащих, работников дифференцирована, и ее виды предусмотрены в ст. ст. 238 — 250 ТК РФ. За причиненный ущерб государственный служащий, работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами.

По общему правилу при доказанности юридически значимых обстоятельств и решении вопроса о привлечении государственного служащего, работника к материальной ответственности таковая ограничивается его средним месячным заработком. Сумма ущерба, превышающая средний месячный заработок, возмещению за причиненный ущерб работодателю не подлежит. Таким образом, ст. 241 ТК РФ устанавливает пределы материальной ответственности государственных служащих, работников. В зависимости от предела допускаемого законом взыскания ущерба, причиненного работодателю, материальная ответственность государственных служащих, работников подразделяется на два вида:

1) ограниченная материальная ответственность в пределах среднего месячного заработка;

2) полная материальная ответственность — обязанность возмещения ущерба в полном объеме независимо от заработка государственного служащего, работника без каких-либо ограничений (ст. ст. 242 — 243 ТК РФ).

ТК РФ признает ограниченную материальную ответственность основным видом ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю.

Введение полной материальной ответственности вместо ограниченной ТК РФ не допускает, в связи с чем в ТК РФ определен исчерпывающий перечень случаев полной материальной ответственности.

При установлении материальной ответственности государственного служащего, работника и для них, и для представителя нанимателя, работодателя важно знать все ограничения размеров удержаний из заработной платы, установленные ст. 138 ТК РФ. Согласно этой статьи общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50% заработной платы, причитающейся государственному служащему, работнику. При удержании из зарплаты по нескольким исполнительным листам за государственным служащим, работником в любом случае должно быть сохранено 50% его заработной платы.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на государственного служащего, работника ст. 243 ТК РФ в следующих случаях:

1) когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на государственного служащего, работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении государственным служащим, работником служебных (трудовых) обязанностей;

2) недостача ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

3) умышленное причинение ущерба (в этом случае работодатель должен доказать не только размер причиненного ему ущерба, но и умысел государственного служащего, работника, однако здесь могут возникнуть определенные трудности, и прежде всего потому, что понятие умысла в ТК РФ не раскрыто);

4) причинение ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

5) причинение ущерба в результате преступных действий государственного служащего, работника, установленных приговором суда;

6) причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

7) разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

8) причинение ущерба не при исполнении государственным служащим, работником служебных (трудовых) обязанностей .

Под выполнением служебных (трудовых) обязанностей понимается осуществление определенной служебной деятельности, работы в соответствии с заключенным трудовым договором (служебным контрактом) и распоряжениями работодателя.

Представители работодателя должны доказать, что:

а) причинение ущерба имуществу работодателя имело место за рамками рабочего времени и не с целью выполнения возложенных на него трудовым договором (служебным контрактом) обязанностей;

б) причинение ущерба имуществу работодателя государственным служащим, работником имело место в рабочее время при выполнении служебной деятельности, работ, не связанных с его служебной (трудовой) функцией, проводимых не в интересах работодателя.

В этом случае имущественный ущерб должен возмещаться в полном размере.

Полная материальная ответственность, основанная на специально заключаемом договоре, может быть индивидуальной или коллективной.

Полная материальная ответственность государственного служащего, работника устанавливается:

а) Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами;

б) письменными договорами о полной материальной ответственности государственного служащего, работника.

По договорам о полной индивидуальной материальной ответственности государственный служащий, работник самостоятельно и в полном объеме несет ответственность за ущерб, причиненный имуществу работодателя.

В ТК РФ закреплены и специальные случаи, когда лицо, причинившее ущерб, освобождается от материальной ответственности. В законе закреплены обстоятельства, исключающие материальную ответственность только государственного служащего, работника. ТК РФ не предусматривает случаев исключения материальной ответственности работодателя.

Согласно статье 239 Трудового кодекса РФ материальная ответственность государственного служащего, работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие:

1) непреодолимой силы;

2) крайней необходимости;

3) необходимой обороны;

4) нормального хозяйственного риска;

5) неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного государственному служащему, работнику.

Основных участников производства о материальной ответственности определяет трудовое законодательство. К ним ТК РФ относит работодателя и работника, государственного служащего. Данные участники производства имеют процессуальные права и обязанности (специалисты, эксперты и др.).

Права и обязанности государственного служащего, работника:

— право требовать возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;

— право знакомиться со всеми материалами дела по возмещению материального (имущественного) ущерба;

— право доказывать свою непричастность к нанесению материального (имущественного) ущерба;

— право обжаловать решения о привлечении к материальной ответственности в суд;

— право пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с действующим законодательством.

Права и обязанности представителя нанимателя, работодателя:

— право назначать проверки по фактам причинения материального (имущественного) ущерба;

— право требовать письменные и устные объяснения виновных;

— право устанавливать, на основании заключения проверки, размер причиненного ущерба;

— право издавать (подписывать) приказы или распоряжения о привлечении государственного служащего, работника к материальной ответственности, как правило, не превышающей одного должностного оклада;

— право освобождать от материальной ответственности;

— право на обращение в суд в порядке регрессного иска;

— право на контроль за исполнением решения о привлечении к материальной ответственности.

Материальная ответственность государственного служащего

Материальная ответственность в сфере государственной службы – это самостоятельный вид юридической ответственности государственных служащих на основе норм законодательства. В отличие от мер других видов ответственности меры материальной ответственности имеют не карательный, а правовосстановительный характер. С этим связана главная особенность материальной ответственности: она может быть наложена независимо от привлечения государственного служащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за это же правонарушение. Различают четыре вида материальной ответственности государственных служащих:

  • 1) материальная ответственность по трудовому законодательству;
  • 2) материальная ответственность по гражданскому законодательству;
  • 3) возмещение материального ущерба, возникшего в результате совершения административного правонарушения;
  • 4) имущественная ответственность по приговору суда за уголовное преступление.

Материальная ответственность по нормам трудового права наступает в случае причинения ущерба юридическому лицу, в данном случае государственному органу. Основными условиями применения материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством являются:

  • – наличие прямого действительного ущерба;
  • – противоправность поведения (действия или бездействия) должностного лица;
  • – причинная связь между поведением должностного лица и возникшим ущербом;
  • – вина должностного лица. Согласно ТК РФ отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает возможность возложения па государственного служащего материальной ответственности.

Трудовой кодекс РФ предусматривает два вида материальной ответственности: ограниченную и полную. Последняя является своего рода исключением и может применяться лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.

Во всех случаях полной материальной ответственности виновный работник обязан возместить причиненные предприятию убытки в полном размере без каких бы то ни было ограничений, независимо от величины. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям на основании данных бухгалтерского учета.

Применение мер полной материальной ответственности является достаточно серьезной мерой. В некоторых случаях речь идет о возмещении достаточно значительных сумм. В особенности это касается финансовых и бухгалтерских работников, чьи неосторожные действия могут причинить существенный ущерб организации.

Во всех остальных случаях на работника может быть возложена только ограниченная материальная ответственность. При ограниченной материальной ответственности работник возмещает ущерб в заранее установленных пределах. Таким пределом, как правило, является средний месячный заработок.

Наряду с общими нормами материальной ответственности, распространяющимися па всех работников независимо от занимаемой ими должности, трудовое законодательство содержит некоторые специальные нормы, касающиеся должностных лиц, в том числе должностных лиц государственной службы.

Должностные лица, виновные в незаконном увольнении или переводе на другую работу рабочего или служащего, обязаны возместить предприятию ущерб, причиненный в связи с оплатой за время вынужденного прогула или за время выполнения нижеоплачиваемой работы. Более интересным представляется вопрос о возмещении должностным лицом государственного органа материального вреда, причиненного гражданам его незаконными действиями. В Российской Федерации право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их государственных служащих закреплено в Конституции РФ. Однако нормативные правовые акты указывают, что вред во всех случаях возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. Субъектом ответственности, таким образом, выступает государство в целом, а не отдельные государственные служащие. Административное законодательство в отдельных случаях допускает возмещение вреда в случае совершения должностным лицом административного правонарушения, повлекшего за собой причинение ущерба, в том числе и полное. Однако следует подчеркнуть, что в данном случае идет речь о материальной ответственности на общих основаниях, ответственности как гражданина, а нс как государственного служащего.

Все сказанное свидетельствует о том, что институт юридической ответственности играет важную роль в системе организации государственной власти и государственной службы. Именно ответственность государственных служащих позволяет контролировать их деятельность с целью недопущения нарушения прав и законных интересов как отдельных граждану так и всего государства, являясь, таким образом, своеобразной обратной связью в отношениях между государственно-управленческими системами и социумом.

Читайте так же:  Ботинки профи-зима иск мех

Материальная ответственность государственных и муниципальных служащих: правовая природа, место в системе отраслей права (Добробаба М.Б.)

Дата размещения статьи: 19.05.2015

В теоретическом плане не решен вопрос о природе материальной ответственности государственных и муниципальных служащих, ее отраслевом либо междисциплинарном характере. В научной литературе встречаются утверждения о сходстве материальной ответственности в сфере публичной службы с гражданско-правовой ответственностью либо ее связывают с действием норм трудового права .
———————————
См.: Рудичева Н.И. Вопросы материальной ответственности военнослужащих // Российский военно-правовой сборник. 2006. N 7; Актуальные проблемы правового регулирования материального обеспечения военнослужащих. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М.: За права военнослужащих, 2006. Вып. 66. С. 315 — 321.
См.: Труд государственных служащих: Учебное пособие / Институт труда. М.: Финстатинформ, 2000; Чиканова Л.А. Государственные служащие / Под ред. проф. Б.А. Шеломова. М.: Юристъ, 1998 и др.

Современное административное право как правовая отрасль и соответствующая область российского законодательства переживает период интенсивного развития, в процессе которого уточняется предмет правового регулирования, реформируются практически все его институты и сама система. Как отмечает Ю.Н. Старилов, наука административного права пытается обобщить происходящие изменения, сформулировать новые положения, обосновать и предложить направления дальнейшего реформирования . В последнее время в административно-правовой науке появились работы, в которых обосновывается существование административно-деликтного права как подотрасли или даже отрасли российского права , однако до сих пор никем из ученых не поднимался вопрос о необходимости формирования в рамках административного права института служебно-деликтного права, включающего в себя нормы служебного законодательства, основное назначение которых состоит в недопущении отклонения служебных правоотношений от надлежащей реализации, являющиеся средствами обеспечения служебных правоотношений.
———————————
Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. М.: Норма; ИНФРА-М, 2002. С. 299.
См.: Административное право России: Учебник / Под ред. Н.М. Конина, Ю.Н. Старилова. Саратов, 2006. С. 256; Кирин А.В. Административно-деликтное право (теория и законодательные основы): Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012 и др.
Крамник А.Н. Административно-деликтное право. Общая часть: Пособие для студентов вузов. Минск, 2004. С. 10 — 13; Рогачева О.С. Эффективность норм административно-деликтного права: Монография. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2011.

Служебно-деликтное право является комплексным правовым институтом административного права, концепция формирования которого требует обоснования включения в его структуру такого субинститута, как материальная ответственность государственных (муниципальных) служащих. Традиционно материальная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности по нормам трудового права. В рамках служебно-деликтного права интерес представляет материальная ответственность государственных (муниципальных) служащих за ущерб, причиненный имуществу государственного (муниципального) органа. К сожалению, ни в теории, ни в правоприменительной практике нет достаточно четкого понимания специфики направленности мер материальной ответственности государственных (муниципальных) служащих, не установлены основные критерии ущерба, подлежащего возмещению, что, несомненно, оказывает негативное воздействие на эффективное функционирование аппарата отдельных государственных органов, а также качество государственного управления в целом.
Полагаем, что общая концепция материальной ответственности в современных условиях, связанных с бурным развитием служебного законодательства и активными исследованиями вопросов общей теории юридической ответственности, нуждается в пересмотре. Несмотря на то что санкции материальной ответственности государственных (муниципальных) служащих имеют правовосстановительный (имущественный) характер, сама материальная ответственность в служебном праве имеет публичный характер. Подобный вывод безоговорочно справедлив применительно к военнослужащим, материальная ответственность которых регулируется специальным Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ (в ред. от 04.12.2006) «О материальной ответственности военнослужащих» (далее — Федеральный закон о материальной ответственности военнослужащих).
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 29. Ст. 3682; 2006. N 50. Ст. 5281.

Так, обосновывая административно-правовой характер материальной ответственности военнослужащих, Д.Н. Лопатин определяет материальную ответственность как институт административного права, представляющий собой совокупность норм административного права, которые регламентируют отношения по возмещению материального ущерба, причиненного военнослужащими, в связи с чем он реализуется в административно-правовом порядке .
———————————
Лопатин Д.В. Административно-правовое регулирование материальной ответственности военнослужащих в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2007. С. 6.

Институт материальной ответственности обстоятельно исследован в трудовом праве, однако, даже учитывая административно-правовое регулирование материальной ответственности военнослужащих, целостной концепции публично-правового регулирования данного правового института на сегодняшний день не сформировано. Полагаем, что, учитывая специфику направленности мер материальной ответственности государственных (муниципальных) служащих, отличную от материальной ответственности работников по нормам трудового права, будет целесообразным дифференцировать материальную ответственность на два вида: 1) служебно-материальную, которая должна стать субинститутом служебно-деликтного права; 2) материально-трудовую — традиционный вид ответственности работников по нормам трудового права.
Если ущерб причинен имуществу государственного (муниципального) органа в рамках служебных правоотношений, т.е. в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением государственным (муниципальным) служащим своих служебных обязанностей, последний должен быть привлечен к служебно-материальной ответственности, имеющей административно-правовую природу; если же такой ущерб причинен государственным (муниципальным) служащим вне рамок служебных правоотношений, возмещение ущерба должно производиться по нормам гражданского права.
Представляется, что материальную ответственность государственных и муниципальных служащих следует рассматривать в качестве разновидности мер дисциплинарного принуждения , заключающейся в применении правовосстановительных санкций за вред, который служащий причинил своими действиями государственному (муниципальному) органу при исполнении служебных обязанностей.
———————————
Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2005. С. 574.

Распространение норм трудового законодательства, регулирующих материальную ответственность, на гражданских служащих, на служащих правоохранительных органов и муниципальных служащих связано с тем, что в служебном законодательстве отсутствует специальный нормативно-правовой акт о материальной ответственности государственных и муниципальных служащих. Регламентация материальной ответственности военнослужащих специальным Федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих, имеющим административно-правовую природу, по мнению Д.В. Лопатина, обусловлена административно-правовой природой их материальной ответственности .
———————————
Лопатин Д.В. Указ. соч. С. 20.

Подобный подход законодателя, устанавливающий возможность привлечения к материальной ответственности военнослужащих в рамках служебных правоотношений, позволяет сделать вывод о включении данного субинститута в административно-правовой институт служебно-деликтного права. В связи с этим сложно понять логику законодателя, не установившего административно-правовой порядок привлечения к материальной ответственности служащих правоохранительных органов. Так, правоохранительная служба как вид государственной службы считается военизированной, выполняет особые функции — обеспечение безопасности, законности и правопорядка, борьба с преступностью, защита прав человека и гражданина . Названные особенности правоохранительной службы позволяют сделать вывод о необходимости законодательного регулирования института материальной ответственности служащих правоохранительной службы исключительно нормами административного права и, соответственно, включении в перспективе данного субинститута в административно-правовой институт служебно-деликтного права.
———————————
Ст. 7 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ (в ред. от 28.12.2010, с изм. от 06.12.2011) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 22. Ст. 2063; 2011. N 1. Ст. 31.

В то же время в научной литературе ряд ученых указывают на особую правовую природу материальной ответственности государственных служащих иных видов и муниципальных служащих . Как отмечают М.В. Пресняков и С.Е. Чаннов, институт материальной ответственности на государственной и муниципальной службе обладает существенной спецификой по сравнению с трудовым законодательством, в связи с чем служащие, наделенные распорядительными полномочиями, должны нести полную материальную ответственность в случае принятия ими неправомерных управленческих решений, причинивших неоправданный ущерб физическим и юридическим лицам. В отношении некоторых государственных и муниципальных служащих возможно страхование их ответственности .
———————————
См., например: Буравлев Ю.М. Виды юридической ответственности в системе государственной службы: Монография. М.: Юрист, 2008; Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика / Под ред. Г.Н. Комковой. М.: Научная книга, 2008. С. 79.
Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Указ. соч.

Полагаем, что, поскольку материальная ответственность государственных (муниципальных) служащих всегда связана с совершением дисциплинарного проступка (служебно-дисциплинарного деликта), в результате которого причинен материальный ущерб государственному (муниципальному) органу, являясь разновидностью мер дисциплинарного принуждения, она должна рассматриваться в качестве дополнительной меры дисциплинарного воздействия.
С учетом особой правовой природы материальной ответственности государственных и муниципальных служащих существует объективная необходимость в разработке и нормативно-правовом регулировании административно-правовых основ материальной ответственности государственных служащих — служебно-материальной ответственности, что позволит включить материальную ответственность государственных служащих всех видов (а не только военнослужащих), а также муниципальных служащих в качестве субинститута в структуру правового института служебно-деликтного права.

Литература

1. Административное право России: Учебник / Под ред. Н.М. Конина, Ю.Н. Старилова. Саратов, 2006. С. 256.
2. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2005. С. 574.
3. Буравлев Ю.М. Виды юридической ответственности в системе государственной службы: Монография. М.: Юрист, 2008.
4. Кирин А.В. Административно-деликтное право (теория и законодательные основы): Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012 и др.
5. Крамник А.Н. Административно-деликтное право. Общая часть: Пособие для студентов вузов. Минск, 2004. С. 10 — 13.
6. Лопатин Д.В. Административно-правовое регулирование материальной ответственности военнослужащих в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2007. С. 6.
7. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика / Под ред. Г.Н. Комковой. М.: Научная книга, 2008. С. 79.
8. Рогачева О.С. Эффективность норм административно-деликтного права: Монография. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2011.
9. Рудичева Н.И. Вопросы материальной ответственности военнослужащих // Российский военно-правовой сборник. 2006. N 7.
10. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. М.: Норма; ИНФРА-М, 2002. С. 299.
11. Чиканова Л.А. Государственные служащие / Под ред. проф. Б.А. Шеломова. М.: Юристъ, 1998 и др.