Под хищением понимается противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом с корыстной целью, делится на соб­ственно хищение и покушение на него.

Размер похищенного во время мелкого хище­ния имущества физического лица не пре­вышает двух базовых величин (то есть 70 тысяч рублей), а юридического лица — десяти базовых величин (350 тысяч рублей). Если раз­меры похищенного выше, то наступает уголовная ответственность.

При этом хищение ордена, медали, нагрудного знака либо хищение, совершённое группой лиц, либо путём кражи, совершённой из одежды или ручной клади, либо с проникновением в жилище, явля­ются уголовно наказуемыми деяниями.

Мелкое хищение имущества юридического лица (организаций) может быть совершено путём кражи, мо­шенничества, злоупотребления служебными пол­номочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое имущество.

Кража — это тайное незаконное безвозмездное с корыстной целью завладение имуществом, на­ходящимся во владении или собственности юри­дического лица.

Мошенничество выражается в завладении имуществом путём обмана, умышленным сокры­тием, или искажением истины, или злоупотреб­лением доверия. Для мошенничества характерно то, что соб­ственник сам добровольно передаёт его виновному лицу под влиянием обмана или злоупотребления дове­рием.

Покушением на мелкое хищение в соответ­ствии со ст. 2.3 КоАП признаётся умышленное действие физического лица, на­правленное на совершение кражи, мошенниче­ства, злоупотребления служебными полномочи­ями, присвоения или растраты, если при этом оно не было доведено до конца. Например, гр-н, находясь в магазине самообслуживания, взял шоколадку, спрятал её в рукаве пальто и пытался пройти узел расчёта. Налицо покуше­ние, но не кража, так как совершены лишь действия, непосредственно направленные на её осуществление.

Оконченным покушение считается тогда, когда виновное лицо делает всё для неправомерного завладения чужим имуще­ством, однако задуманное не реализуется. При­мером может служить рассмотренный случай. Неоконченным покушение будет, когда правона­рушитель не может сделать всё то, что считает необходимым для совершения правонарушения не по своей воле. Например, С. проник в салон автомобиля, принадлежащего Л., и взял мехо­вые перчатки, лежащие на переднем сидении с целью их похищения, но оказавшийся рядом во­дитель Л. не допустил осуществить желаемое.

За совершение повторно в течение года после наложения административного взыскания за та­кие же правонарушения предусмотрен штраф в размере от 30 до 50 базовых величин (от 1.050 до 1.750.000 рублей) или адми­нистративный арест.

Статья 10.5. Мелкое хищение

1. Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Мелкое хищение беларусь

текст кодекса по состоянию на октябрь 2009 года

Кодекс РБ об административных правонарушениях

Статья 9.17. Нарушение правил по охране труда

1. Нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил по охране труда нанимателем, лицом, ответственным за их соблюдение, —

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до трехсот базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, —

влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от ста до четырехсот базовых величин.

Статья 9.18. Нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений

1. Непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, —

влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.

2. Неисполнение обязательного для сторон коллективного трудового спора решения трудового арбитража, Республиканского трудового арбитража —

влечет наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин.

3. Действия, создающие препятствия исполнению своих трудовых обязанностей работником, не участвующим в забастовке, —

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Статья 9.19. Нарушение законодательства о труде

1. Нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы —

влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо — до ста базовых величин.

2. Незаконное привлечение уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к ответственности —

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до ста базовых величин.

3. Непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения, —

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до ста базовых величин.

4. Иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных статьями 9.16 — 9.18 настоящего Кодекса и частями первой — третьей настоящей статьи, причинившие вред работнику, —

влекут наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

Статья 9.20. Сокрытие страхового случая

Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний —

влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от пятидесяти до ста базовых величин.

Статья 9.21. Нарушение авторских, смежных и патентных прав

Незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности, а также сорта растения или топологии интегральной микросхемы —

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, на индивидуального предпринимателя — до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, а на юридическое лицо — до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.

Статья 9.22. Нарушение законодательства о языках

Публичное оскорбление, порочение государственных и других национальных языков, создание препятствий и ограничений в пользовании ими, проповедь вражды на языковой почве —

влекут наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.

Статья 9.23. Нарушение порядка и условий трудоустройства граждан за границей

1. Незаключение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданином письменного договора о содействии в трудоустройстве у иностранного нанимателя за пределами Республики Беларусь, а равно заключение договора без учета предусмотренных законодательством требований к такому договору —

влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от пятидесяти до двухсот базовых величин, а на юридическое лицо — от пятисот до тысячи базовых величин.

2. Введение граждан в заблуждение о характере будущей трудовой деятельности, а также нарушение установленного порядка направления их за границу для трудовой деятельности, совершенные должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по трудоустройству граждан за границей, если в этих действиях нет состава преступления, —

влекут наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, и лишением права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо — от ста до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, и лишением права заниматься определенной деятельностью.

Статья 9.24. Нарушение законодательства о книге замечаний и предложений

Нарушение руководителем государственного органа, иной организации или уполномоченным лицом, ответственным за ведение книги замечаний и предложений, либо индивидуальным предпринимателем порядка ведения книги замечаний и предложений в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, у индивидуального предпринимателя, а также в местах реализации ими товаров (выполнения работ, оказания услуг), либо непредъявление книги замечаний и предложений по первому требованию гражданина, либо нарушение установленного срока рассмотрения изложенных в указанной книге замечаний и предложений, либо неинформирование гражданина в установленный срок об отказе в удовлетворении замечания и (или) предложения —

влекут наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.

Статья 9.25. Нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров

Несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, —

влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере десяти процентов от суммы договора.

Статья 9.26. Нарушение порядка и сроков выдачи справок либо иных документов, а также сроков представления документов и (или) сведений, необходимых для выдачи справок либо иных документов

Требование руководителем государственного органа, иной организации или работником государственного органа, иной организации, ответственным за выполнение соответствующих функций, представления гражданами для выдачи им справок либо иных документов сведений и (или) документов, не предусмотренных законодательством, либо несоблюдение установленных законодательством сроков представления сведений и (или) документов, необходимых для выдачи справок либо иных документов, сроков выдачи справок либо иных документов, а равно неправомерное взимание платы за выдачу справок либо иных документов — влекут наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.

Глава 10

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

Статья 10.1. Нарушение права государственной собственности на недра

Самовольное пользование недрами либо совершение сделок, нарушающих право государственной собственности на недра, —

влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.

Статья 10.2. Нарушение права государственной собственности на воды

Самовольные захват водных объектов или водопользование, а также самовольная переуступка права водопользования либо совершение других сделок, нарушающих право государственной собственности на воды, —

влекут наложение штрафа в размере от четырех до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.

Статья 10.3. Нарушение права государственной собственности на леса

Самовольная переуступка права лесопользования или совершение других сделок, нарушающих право государственной собственности на леса, —

влекут наложение штрафа в размере от четырех до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.

Статья 10.4. Нарушение права государственной собственности на животный мир

Самовольные пользование или переуступка права пользования объектами животного мира либо совершение других сделок, нарушающих право государственной собственности на животный мир, —

влекут наложение штрафа в размере от четырех до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.

Статья 10.5. Мелкое хищение

1. Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение —

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, —

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Примечание. Под мелким хищением понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.

Статья 10.6. Присвоение найденного имущества

Присвоение найденного заведомо чужого имущества или клада —

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти базовых величин.

Статья 10.7. Причинение имущественного ущерба

Причинение ущерба в незначительном размере посредством извлечения имущественных выгод в результате обмана, злоупотребления доверием или путем модификации компьютерной информации при отсутствии признаков мелкого хищения —

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Статья 10.8. Уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений

Грабеж, мелкое хищение, кража. В чем отличие?

Как сообщил начальник Октябрьского ОВД Сергей Стельмах, за 8 месяцев в Октябрьском районе было зарегистрировано 30 случаев грабежей, 27 — раскрыты. Третья часть таких происшествий случается в магазинах.

Если человека задержали при выходе из магазина с товаром, то это административное правонарушение по статье 10.5 КоАП, но бывает, когда мелкое хищение (штраф от 10 до 30 базовых величин) перерастает в грабеж. Это случается, если при задержании «несуна» тот пытается убежать. Такие действия будут квалифицированы уже по статье 206 Уголовного кодекса Республики Беларусь (грабеж), санкции которой предусматривают наказание до 4 лет ограничения или лишения свободы на тот же срок.

Но, к примеру, если покупатель «перестарался» и вынес из магазина очень дорогой марочный коньяк, стоимость которого превышала 10 базовых величин, то это дело квалифицируется по статье 205 (кража).

Если вы подверглись административному наказанию за мелкое хищение и не платите штраф, то сотрудники милиции имеют право наложить арест на ваше имущество, которое судебные исполнители затем продадут в счет возмещения долга. Так что думайте прежде, чем протянуть руку к тому, что вам не по карману.

Вступили в силу изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

Дополнения и изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП), внесенные Законом Республики Беларусь от 8 января 2018 г. № 95-З (далее – Закон), вступили в силу 31 января 2018 года.

Основные положения Закона направлены на смягчение административной ответственности по ряду статей КоАП. Рассмотрим наиболее важные из них по распространенным категориям административных дел.

В санкции части 1 статьи 10.4 КоАП (мелкое хищение) минимальный размер штрафа снижен с 10 до 2 базовых величин.

Из диспозиции статьи 17.1 КоАП (мелкое хулиганство) исключено указание на нецензурную брань, как на самостоятельное основание административной ответственности.

Изменены условия наступления ответственности за неуплату или неполную уплату обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование. В новой редакции статьи 11.54 КоАП исключена наказуемость за неуплату взносов в размере менее 10 базовых величин, снижен минимальный (до двух базовых величин) и максимальный (до двадцати базовых величин) размер штрафа, налагаемого на физическое лицо. Законом статья 11.54 КоАП дополнена примечанием, которым исключена наказуемость в случае, если взносы были уплачены в полном объеме не позднее дня выплаты заработной платы.

Исключено административное взыскание в виде конфискации за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1,3 статьи 14.5 КоАП (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров).

Взамен исключаемой конфискации в санкции ч.1,3 ст. 14.5 КоАП установлен штраф, размер которого определяется в процентном отношении к стоимости предмета совершенного правонарушения.

Вместо обязательной введена альтернативная конфискация в части 2 ст. 14.5 (недекларирование перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза физическими лицами подлежащих таможенному декларированию наличных денежных средств и (или дорожных чеков).

Примечание к статье 14.5 КоАП дополнено нормой, предусматривающей освобождение от административной ответственности за недекларирование и недостоверное декларирование товаров (ч.1, 3 ст. 14.5 КоАП) при условии самостоятельного выявления субъектом хозяйствования таких нарушений, добровольного сообщения об этом в таможенный орган и устранения вредных последствий нарушения.

Читайте так же:  Договор на оказание услуг сео

Исключена часть 3 статьи 14.7 КоАП — пользование или распоряжение транспортными средствами для личного пользования, зарегистрированными на территории иностранного государства, лицами, не ввозившими такие транспортные средства на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в нарушение установленного порядка, — что влечет обязательное применение требований статьи 1.5 КоАП об обратной силе закона.

Исключена из Особенной части КоАП ст. 18.18 — управление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных правилами дорожного движения.

Новой редакцией ст.3.2 ПИКоАП к компетенции районных (городских) судов отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 18. 19 КоАП (повторное управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления), поскольку санкция данной статьи дополнена взысканием в виде административного ареста.

Расширен перечень способов направления постановления по делу об административном правонарушении лицу, в отношении которого оно вынесено, а также органу, направившему дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд: посредством факсимильной, электронной или другой связи, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет (ч.2 ст. 11.11 ПИКоАП). Такая возможность связана с обязательным наличием соответствующего ходатайства участников процесса.

Кроме того, расширен перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, к которым отнесены (ст. 7.2 КоАП):
— добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
— добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, ведущий административный процесс, о совершенном административном правонарушении;
— оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, ведущему административный процесс, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Леванчук О.А., адвокат, осуществляющий
адвокатскую деятельность индивидуально

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Новости прокуратуры

Немалый штраф за мелкое хищение

Под мелким хищением понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния (1 800 000 рублей), а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния (360 000 рублей).
За мелкое хищение предусмотрена административная ответственность. Таким образом, может показаться, что из магазина (как юридического лица) можно «вынести» товара на приличную сумму, при этом избежать уголовной ответственности, если поймают.
Однако, так кажется только на первый взгляд. Санкция ч.1 ст. 10.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП) предусматривает ответственность за мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение, в виде штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин (от 1 800 000 до 5 400 000 рублей) или административный арест.
Если же кто-то повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за мелкое хищение, снова позарился на чужое «по мелочи», размер штрафа составит уже от тридцати до пятидесяти базовых величин (от 5 400 000 до 9 000 000 рублей).
Хищения совершаются большей частью из магазинов, где товар доступен для покупателей (чаще других «Торговый центр» и «Евроопт»). Изучение дел об административных правонарушениях показывает, что в основном хищения совершаются не теми людьми, которыми не за что купить покушать. К примеру, одна женщина пенсионного возраста в течение декабря 2014 – января 2015 года 10 раз совершила хищения из магазина «Евроопт», каждый раз по плитке шоколада, хищения были выявлены не сразу, но с помощью системы видеонаблюдения были доказаны. Возможно, кому-то будет жалко бабушку, но не стоит забывать о работниках магазинов, которым, как материально ответственным приходится возмещать похищенное из собственного кармана.
Нередки хищения спиртных напитков, причем, если любители выпить при наличии денег покупают недорогое вино, то «без денег» берут алкоголь покрепче.
Отдельные «хозяйственные» граждане умудряются похитить пролеты забора, установленные сельсоветом.
Таким образом, если кому-то пришла в голову мысль взять немножко чужого безвозмездно, следует задуматься о том, сколько можно купить за ту сумму, что составляет штраф, при этом не забывать, что кроме штрафа, будет взыскана и стоимость похищенного.

Заместитель прокурора района А.А. Лапушинский

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

от 21 апреля 2003 года №194-З

(В редакции Законов Республики Беларусь от 28.07.2003 г. №230-З, 08.12.2003 г. №255-З, 14.06.2004 г. №290-З, 05.07.2004 г. №299-З, 04.05.2005 г. №13-З, 04.05.2005 г. №15-З, 19.07.2005 г. №31-З, 19.07.2005 г. №32-З, 19.07.2005 г. №40-З, 02.11.2005 г. №47-З, 05.01.2006 г. №85-З, 05.01.2006 г. №91-З, 16.05.2006 г. №110-З, 16.05.2006 г. №114-З, 16.05.2006 г. №115-З, 29.06.2006 г. №134-З, 29.06.2006 г. №136-З, 29.06.2006 г. №137-З, 17.07.2006 г. №146-З, 17.07.2006 г. №147-З, 17.07.2006 г. №148-З, 20.07.2006 г. №162-З, 20.12.2006 г. №187-З, 30.12.2006 г. №199-З, 04.01.2007 г. №201-З, 07.05.2007 г. №209-З, 07.05.2007 г. №210-З, 07.05.2007 г. №212-З, 10.05.2007 г. №222-З, 15.05.2007 г. №228-З, 17.05.2007 г. №229-З, 18.05.2007 г. №231-З, 18.05.2007 г. №233-З, 12.06.2007 г. №235-З, 27.06.2007 г. №246-З, 11.07.2007 г. №251-З, 20.07.2007 г. №273-З, 20.07.2007 г. №274-З, 29.10.2007 г. №279-3, 03.12.2007 г. №288-3, 20.12.2007 г. №291-З, 26.12.2007 г. №300-3, 27.12.2007 г. №304-3, 04.01.2008 г. №309-3, 05.01.2008 г. №320-3, 05.01.2008 г. №321-3, 02.05.2008 г. №337-З, 08.07.2008 г. №367-3, 15.07.2008 г. №411-З, 05.08.2008 г. №428-З, 10.11.2008 г. №451-З, 15.06.2009 г. №26-З, 28.12.2009 г. №98-З, 01.07.2010 г. №146-З, 15.07.2010 г. №166-З, 30.11.2010 г. №198-З, 30.12.2010 г. №225-З, 03.07.2011 г. №282-З, 08.11.2011 г. №309-З, 25.11.2011 г. №317-З (вступил в силу 06.01.2012 г.), 13.12.2011 г. №325-З, 26.05.2012 г. №376-З (вступил в силу 05.09.2012), 13.07.2012 г. №409-З; Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 г. №428-З, 12.07.2013 г. №60-3 (вступил в силу 24.10.2013 г.), 12.07.2013 г. №64-З, 04.01.2014 г. №120-З, 30.06.2014 г. №165-З (вступил в силу 04.01.2015 г.), 11.07.2014 г. №176-З, 24.10.2014 г. №197-З, 05.01.2015 г. №241-З, 10.01.2015 г. №242-З (вступил в силу 23.07.2015 г.), 10.01.2015 г. №243-З, 28.04.2015 г. №256-З, 15.07.2015 г. №305-З, 04.01.2016 г. №351-З, 20.04.2016 г. №358-З, 19.07.2016 г. №407-З (см. сроки вступления в силу), 24.10.2016 г. №439-З, 09.01.2017 г. №16-З, 08.01.2018 г. №95-З, 17.07.2018 г. №129-З (см. сроки вступления в силу), 17.07.2018 г. №131-З (см. сроки вступления в силу))

Принят Палатой представителей 17 декабря 2002 года

Одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 года

Раздел I. Общие положения


Глава 1. Задачи и действие кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях


Статья 1.1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях*

*Статьи в настоящем Кодексе обозначаются несколькими арабскими цифрами, разделенными точками. Цифры до точки обозначают номер главы, а после точки — порядковый номер в пределах главы; части статей и примечаний (за исключением имеющих одну часть) нумеруются арабскими цифрами с точкой, пункты частей статей — арабскими цифрами со скобкой.

1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Настоящий Кодекс является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах международного права.

Статья 1.2. Задачи Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

1. Задачами настоящего Кодекса являются защита человека, его прав и свобод, законных интересов, прав юридических лиц, окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, а также защита установленного правопорядка от административных правонарушений.

(В часть 1 статьи 1.2 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)

2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях направлен на предупреждение административных правонарушений.

Статья 1.3. Разъяснение отдельных терминов Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Для целей единообразного и точного применения терминов, используемых в настоящем Кодексе, принимаются следующие их определения:

вредные последствия — причинение имущественного, морального и иного вреда охраняемым настоящим Кодексом правам и интересам;

должностное лицо — физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе;

заведомо — признак, указывающий, что физическому лицу, совершающему административное правонарушение, известны юридически значимые обстоятельства, предусмотренные настоящим Кодексом;

лицо, заменяющее родителей, — опекун, попечитель;

малолетний — физическое лицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста четырнадцати лет;

незначительный размер ущерба — размер ущерба на сумму до сорока базовых величин;

несовершеннолетний — физическое лицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста восемнадцати лет;

пиво — напиток, получаемый путем сбраживания охмеленного солодового сусла пивными дрожжами, с объемной долей этилового спирта 0,5 и более процента;

слабоалкогольные напитки — напитки (за исключением кисломолочных напитков, кваса и пива) с объемной долей этилового спирта от 0,5 до 7 процентов;

физическое лицо — гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства, если иное не оговорено в настоящем Кодексе.

(В статью 1.3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 26.05.2012 г. №376-З)

Статья 1.4. Действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в пространстве

1. Физическое или юридическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения на территории Республики Беларусь, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом физическое лицо, совершившее административное правонарушение на судне под флагом Республики Беларусь, находящемся вне пределов внутренних вод Республики Беларусь, или на воздушном судне, зарегистрированном в Республике Беларусь, находящемся в воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь, на военном корабле или военном воздушном судне Республики Беларусь независимо от места их нахождения, а также на территории официального представительства Республики Беларусь, на которую распространяется административная юрисдикция Республики Беларусь.

4. Вопрос об ответственности за административное правонарушение, совершенное на территории Республики Беларусь иностранным гражданином, который в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуется иммунитетом от административной юрисдикции государства пребывания, разрешается дипломатическим путем.

5. Гражданин Республики Беларусь и лицо без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, совершившие административные правонарушения вне пределов Республики Беларусь, подлежат ответственности по настоящему Кодексу, если совершенные ими деяния признаны в Республике Беларусь административными правонарушениями и наказуемы в государстве, на территории которого они были совершены, и если эти лица не были привлечены к ответственности в этом государстве. В указанных случаях административное взыскание налагается на лицо в пределах санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса, но не должно превышать верхний предел санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено правонарушение.

Статья 1.5. Действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях во времени

1. Противоправность деяния и административная ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения деяния признается время осуществления противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.

2. Акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено. Со дня вступления в силу акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением.

3. Акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение физического или юридического лица, обратной силы не имеет.

Раздел II. Административное правонарушение. Административная ответственность


Глава 2. Административное правонарушение


Статья 2.1. Понятие административного правонарушения

1. Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

2. Административным правонарушением может быть деяние в виде:

1) оконченного административного правонарушения;

2) покушения на административное правонарушение.

Статья 2.2. Оконченное административное правонарушение

1. Административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния.

2. Административное правонарушение, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части настоящего Кодекса, признается оконченным с момента фактического наступления этих последствий.

Статья 2.3. Покушение на административное правонарушение

1. Покушением на административное правонарушение признается умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.

2. Административная ответственность за покушение на административное правонарушение наступает в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 2.4. Соучастие в административном правонарушении

1. Соучастием в административном правонарушении признается умышленное совместное участие двух или более физических лиц в совершении административного правонарушения.

2. Соучастниками административного правонарушения наряду с исполнителями признаются организаторы и пособники.

3. Исполнителем признается физическое лицо, непосредственно совершившее административное правонарушение, либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими физическими лицами, либо совершившее административное правонарушение посредством использования других физических лиц, не подлежащих в силу акта законодательства административной ответственности.

4. Организатором признается физическое лицо, организовавшее совершение административного правонарушения или руководившее его совершением.

5. Пособником признается физическое лицо, содействовавшее совершению административного правонарушения советами, указаниями, предоставлением информации, орудий или средств для совершения административного правонарушения, устранением препятствий или оказанием иной помощи либо заранее обещавшее скрыть физическое лицо, совершившее административное правонарушение, орудия или средства совершения административного правонарушения, следы административного правонарушения либо предметы, добытые противоправным путем, а равно заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

6. За деяние, совершенное исполнителем и не охватывавшееся умыслом соучастников, другие соучастники административной ответственности не несут.

7. Пособник несет административную ответственность только за соучастие в административных правонарушениях, предусмотренных статьями:

2) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

3) незаконное использование деловой репутации конкурента (статья 11.26);

4) подделка проездных документов (статья 11.33);

5) нарушение правил торговли и оказания услуг населению (статья 12.17);

6) перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза вне определенных законодательством мест или в неустановленное время (статья 14.1);

9) незаконное уничтожение, изъятие или повреждение деревьев и кустарников или иной растительности (статья 15.22);

10) нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, добычи других водных животных (статья 15.35);

11) нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты (статья 15.37);

12) незаконное проникновение на охраняемые объекты (статья 23.14);

13) незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь (статья 23.29);

13-1) нарушение пограничного режима (статья 23.30);

14) нарушение режима Государственной границы Республики Беларусь (статья 23.31);

15) самовольное занятие земельного участка (статья 23.41).

8. Ответственность организатора и пособника наступает по той же статье Особенной части настоящего Кодекса, что и ответственность исполнителя, со ссылкой на настоящую статью.

(В статью 2.4 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З, 24.10.2014 197-З, 10.01.2015 г. №242-З, 04.01.2016 г. №351-З)

Статья 2.5. Совершение административного правонарушения повторно

1. Повторностью совершения административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных одной и той же частью статьи либо статьей Особенной части настоящего Кодекса, когда статья состоит из одной части.

Читайте так же:  Как оформить субсидию в днепропетровске в 2018 году

2. Совершение административного правонарушения не признается повторным, если за ранее совершенное административное правонарушение физическое лицо, его совершившее, или юридическое лицо были освобождены от административной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в связи с истечением срока, по окончании которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

Статья 2.6. Длящееся административное правонарушение

Длящимся административным правонарушением признается деяние, предусмотренное настоящим Кодексом, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо актом законодательства под угрозой административного взыскания. Длящееся административное правонарушение начинается со дня совершения указанного деяния и заканчивается вследствие действий лица, его совершающего, свидетельствующих о прекращении им продолжения административного правонарушения, или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению административного правонарушения.

Статья 2.7. Совокупность административных правонарушений

1. Совокупностью административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных различными частями статьи (статей) либо статьями Особенной части настоящего Кодекса, когда статьи состоят из одной части, ни за одно из которых лицо не было привлечено к административной ответственности. При этом не учитываются административные правонарушения, за которые физическое или юридическое лицо было освобождено от административной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в связи с истечением срока, по окончании которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

2. Если административное правонарушение предусмотрено различными частями статьи (статей) либо статьями Особенной части настоящего Кодекса, когда статьи состоят из одной части, из которых одна норма является общей, а другая — специальной, совокупность административных правонарушений отсутствует и административная ответственность наступает по специальной норме.

Статья 2.8. Срок, по истечении которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию

Физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение одного года со дня окончания исполнения основного и дополнительного административных взысканий не совершит нового административного правонарушения.

(В статью 2.8 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)

Статья 3.1. Вина физического лица и ее формы

1. Вина — психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности.

2. Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Статья 3.2. Совершение административного правонарушения умышленно

1. Административным правонарушением, совершенным умышленно, признается противоправное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

2. Административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления.

3. Административное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Статья 3.3. Совершение административного правонарушения по неосторожности

1. Административным правонарушением, совершенным по неосторожности, признается противоправное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

2. Административное правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если физическое лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение.

3. Административное правонарушение признается совершенным по небрежности, если физическое лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Статья 3.4. Вина в совершенном административном правонарушении, не связанном с наступлением последствий

Форма вины при совершении административного правонарушения, не связанного с наступлением вредных последствий, устанавливается по отношению физического лица к противоправному деянию.

Статья 3.5. Вина юридического лица

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.

Глава 4. Принципы и условия административной ответственности


Статья 4.1. Административная ответственность

Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 4.2. Принципы административной ответственности

1. Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.

2. Привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании настоящего Кодекса.

3. Физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства или места пребывания, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

4. Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.

5. Каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности.

6. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

7. Административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение.

8. Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий.

9. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации.

Статья 4.3. Возраст, с которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:

1) за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (статья 9.1);

2) за мелкое хищение (статья 10.5);

3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);

6) за разведение костров в запрещенных местах (статья 15.58);

7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);

8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части 1-3, 5 статьи 18.3);

9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);

10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);

11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);

12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);

13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или культурных ценностей, которым может быть придан статус историко-культурной ценности (статья 19.4);

14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);

15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);

16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

3. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

(В статью 4.3 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З, 08.01.2018 г. №95-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4.4. Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие психического расстройства (заболевания).

(В статью 4.4 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 г. №131-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4.5. Деяния, влекущие административную ответственность по требованию

Деяния, содержащие признаки административных правонарушений:

умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 9.1);

отказ в предоставлении гражданину информации (статья 9.6);

нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности (статья 9.21);

присвоение найденного имущества (статья 10.6);

причинение имущественного ущерба (статья 10.7);

уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений (статья 10.8);

умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения (часть 1 статьи 18.17);

нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения (часть 4 статьи 18.23) в случае причинения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества;

разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны либо персональных данных (статья 22.13), —

влекут административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.

(В статью 4.5 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 г. №131-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4.6. Ответственность несовершеннолетних

1. Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, наступает в соответствии с настоящим Кодексом.

2. На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет не могут налагаться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением случаев, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ.

3. На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 4.7. Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине

1. Лица, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям несут ответственность за совершение административных правонарушений на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные взыскания в виде исправительных работ или административного ареста, а к военнослужащим срочной военной службы – и штраф.

2. Физические лица, кроме указанных в части 1 настоящей статьи, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, за совершение административных правонарушений несут административную ответственность на общих основаниях.

(В статью 4.7 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 13.12.2011 г. №325-З, 12.07.2013 г. №64-З, 10.01.2015 г. №243-З)

Статья 4.8. Ответственность индивидуального предпринимателя и юридического лица

1. Физическое лицо несет административную ответственность как индивидуальный предприниматель за совершение административного правонарушения, связанного с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части настоящего Кодекса. При этом за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования физическое лицо несет административную ответственность как индивидуальный предприниматель при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1) совершенным деянием причинен вред жизни или здоровью людей либо создана угроза причинения вреда жизни или здоровью людей;

2) совершенным деянием причинен имущественный вред охраняемым настоящим Кодексом правам и интересам в размере свыше сорока базовых величин;

3) стоимость предмета административного правонарушения превышает сорок базовых величин;

4) сумма сделки, внешнеторговой операции либо дохода в совокупности превышает сорок базовых величин – в случаях, когда в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрено определение штрафа в процентном либо кратном отношении к сумме сделки, внешнеторговой операции либо дохода;

5) сумма дохода превышает сорок базовых величин – в случаях, когда в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрена конфискация дохода, полученного в результате противоправной деятельности;

6) в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрена обязательная конфискация.

2. Привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части настоящего Кодекса для физического лица.

3. Юридическое лицо несет административную ответственность, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части настоящего Кодекса. При этом за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования юридическое лицо несет административную ответственность при наличии хотя бы одного из условий, указанных в пунктах 1–6 части 1 настоящей статьи.

4. За совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1–3 статьи 11.16, статьями 11.21, 11.43, 11.64, 11.65, 11.70, частью 1 статьи 11.72, статьями 11.79, 11.80, частью 5 статьи 12.10, частями 2–6 статьи 12.11, статьями 12.28, 12.36, 12.47, частями 1 и 9 статьи 13.6, частями 1 и 2 статьи 13.7, частями 1 и 2 статьи 13.10, частью 1 статьи 13.11 настоящего Кодекса, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо несут административную ответственность независимо от условий, указанных в пунктах 1–6 части 1 настоящей статьи.

5. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

6. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

7. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

8. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

9. Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Примечание. Базовая величина для целей настоящей статьи принимается в размере, установленном на день совершения административного правонарушения, а если такой день установить невозможно, – на день его обнаружения.

(Статья 4.8 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 г. №95-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4.9. Ответственность собственников (владельцев) транспортных средств

1. В случаях фиксации превышения скорости движения, нарушения правил остановки или стоянки транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, административной ответственности подлежит собственник (владелец) транспортного средства, за исключением случаев, определенных частями 3 и 4 настоящей статьи.

2. В случае, если собственником (владельцем) транспортного средства является юридическое лицо, привлечению к административной ответственности в порядке, предусмотренном частью 3-1 статьи 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, подлежит лицо, управлявшее таким транспортным средством.

3. При наличии у органа, ведущего административный процесс, до вынесения постановления о наложении административного взыскания в порядке, предусмотренном частью 3-1 статьи 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, информации о лице, управлявшем транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения, административной ответственности подлежит это лицо.

Читайте так же:  Пример подачи заявления в арбитражный суд

4. Собственник (владелец) транспортного средства не подлежит административной ответственности, если при ведении административного процесса будет установлено, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

(В статью 4.9 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 11.07.2014 г. №176-З)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 5. Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением


Статья 5.1. Необходимая оборона

1. Каждое физическое лицо имеет право на защиту от противоправного посягательства. Это право принадлежит ему независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим физическим лицам или уполномоченным государственным органам.

2. Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда.

Статья 5.2. Причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение

Не является административным правонарушением причинение вреда физическому лицу, совершившему преступление или административное правонарушение, при его задержании для передачи уполномоченным государственным органам и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным.

Статья 5.3. Крайняя необходимость

1. Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный.

2. Состояние крайней необходимости признается также в случае, если действия, совершенные с целью предотвращения опасности, не достигли своей цели и вред наступил, несмотря на усилия физического лица, добросовестно рассчитывавшего его предотвратить.

Статья 5.4. Обоснованный риск

1. Не является административным правонарушением причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом законным интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели.

2. Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, обоснованно рассчитывало, что предприняло все возможные меры для предотвращения вредных последствий.

3. Экономический (деловой) риск может признаваться обоснованным, если поставленная цель могла быть достигнута и не рискованными деяниями (решениями), но с меньшим экономическим результатом.

(В статью 5.4. внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.01.2015 г. №241-З)

Статья 5.5. Иные обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением

Не являются административными правонарушениями при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда не позднее трех рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, а также международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза:

неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом (за исключением должностного лица юридического лица) налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в республиканский или местные бюджеты (далее в настоящей статье — иные обязательные платежи), учет которых осуществляется налоговыми органами, в размере не более одного процента от исчисленных такими лицами сумм налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года);

неуплата или неполная уплата должностным лицом юридического лица налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей за период выполнения должностным лицом соответствующих функций (но не более чем за проверенный период) не превышает одного процента от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами;

неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшие причинение имущественного вреда, в том числе завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более одного процента от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период (для должностного лица юридического лица — за период выполнения им соответствующих функций, но не более чем за проверенный период), а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более десяти базовых величин.

неуплата или неполная уплата в установленный срок юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем таможенного платежа, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, в размере не более одного процента от уплаченных сумм таможенных платежей за каждый календарный год, в котором было совершено такое деяние.

(В статью 5.5 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З, 08.01.2018 г. №95-З)

Раздел III. Административное взыскание


Глава 6. Понятие, цели и виды административных взысканий


Статья 6.1. Понятие и цели административного взыскания

1. Административное взыскание является мерой административной ответственности.

2. Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами.

3. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.

4. Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством.

(В часть 4 статьи 6.1 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)

Статья 6.2. Виды административных взысканий

1. За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:

3) исправительные работы;

4) административный арест;

5) лишение специального права;

6) лишение права заниматься определенной деятельностью;

9) взыскание стоимости;

10) административный запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений.

(В пункт 9 части 1 статьи 6.2 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)

2. В отношении юридических лиц применяются административные взыскания, указанные в пунктах 1, 2, 6, 7, 9 части 1 настоящей статьи.

3. Административные взыскания, указанные в пунктах 3, 4, 6, 7, 9, 10 части 1 настоящей статьи, налагаются только судом, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.

(В часть 3 статьи 6.2 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)

4. Административные взыскания в виде административного ареста за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.27 настоящего Кодекса, а также в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, налагаются органами внутренних дел.

(Часть 4 статьи 6.2 изложена в новой редакции и вступает в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)
(см. предыдущую редакцию)

(В статью 6.2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 г. №131-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 6.3. Основные и дополнительные административные взыскания

1. Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания.

2. Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.

3. Конфискация, взыскание стоимости, административный запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений предмета применяются в качестве дополнительного административного взыскания.

(В часть 3 статьи 6.3 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)

4. За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания.

(В часть 4 статьи 6.3 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)

5. Дополнительные административные взыскания применяются в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, за исключением взыскания стоимости и административного запрета на посещение физкультурно-спортивных сооружений.

(В часть 5 статьи 6.3 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)
(см. предыдущую редакцию)

(В статью 6.3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 г. №131-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 6.4. Предупреждение

Предупреждение состоит в письменном предостережении лица о недопустимости противоправного поведения.

Статья 6.5. Штраф

1. Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, — в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки.

2. Минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины. Минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может быть менее двух базовых величин, а на юридическое лицо — менее десяти базовых величин. Штраф, исчисляемый в базовых величинах, за административные правонарушения против порядка налогообложения, а также предусмотренные статьей 23.74 настоящего Кодекса, налагаемый на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, может быть установлен в меньшем размере, но не может быть менее одной десятой базовой величины для индивидуального предпринимателя, менее пяти десятых базовой величины для юридического лица.

3. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин, за нарушение законодательства в области безопасности движения и эксплуатации транспорта, нарушение сроков проектирования, строительства, технического переоснащения производств продукции деревообработки – ста базовых величин, а за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления – двухсот базовых величин. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин, за нарушение сроков проектирования, строительства, технического переоснащения производств продукции деревообработки – трехсот базовых величин, а за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления – пятисот базовых величин. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на юридическое лицо, не может превышать тысячи базовых величин.

4. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо доходу, полученному в результате сделки, не может превышать двукратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки. Штраф за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, против порядка использования топливно-энергетических ресурсов может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать пятикратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки.

5. Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо в соответствии со статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь, устанавливается от пяти до тридцати базовых величин.

6. При наложении штрафа на физическое лицо в порядке, установленном частью 3 статьи 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, применяется нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение, а в случае его неустановления в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса — не более пяти десятых базовой величины. При этом в случае неуплаты такого штрафа в сроки, установленные частью 1 статьи 15.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, примененный размер штрафа увеличивается на две базовые величины.

7. Положение части 6 настоящей статьи не применяется:

1) к физическому лицу, если в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены административный арест, лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью или конфискация;

2) к индивидуальному предпринимателю, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью;

3) если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность;

4) по делам об административных правонарушениях, указанных в статье 4.5 настоящего Кодекса;

5) к иностранному гражданину или лицу без гражданства, если в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрена депортация, за исключением иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в пункт пропуска через Государственную границу Республики Беларусь для выезда из Республики Беларусь.

(В статью 6.5. внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З, 12.07.2013 г. №60-3, 04.01.2014 г. №120-З, 04.01.2016 г. №351-З, 08.01.2018 г. №95-З)

Статья 6.6. Исправительные работы

1. Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

2. Из заработка физического лица, которому назначены исправительные работы в соответствии с частью 1 настоящей статьи, производится удержание в доход государства в размере двадцати процентов.

3. Исправительные работы не могут быть назначены беременным женщинам, инвалидам I и II группы, лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, а также лицам, указанным в части 2 статьи 4.6 и части 1 статьи 4.7 настоящего Кодекса.

(В статью 6.6 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З, 08.01.2018 г. №95-З)

Статья 6.7. Административный арест

1. Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.

2. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, инвалидам I и II группы, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, к лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы, к лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста, к лицам, указанным в части 2 статьи 4.6 и части 1 статьи 4.7 настоящего Кодекса, а также к лицам, указанным в части 6 статьи 8.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Статья 6.8. Лишение специального права

1. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом.

2. Лишение специального права устанавливается на срок от трех месяцев до трех лет.

3. Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к физическому лицу, которое пользуется этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, отказа от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, или употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

(В часть 3 статьи 6.8 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)