Международный договор

Международный договор — официальное соглашение, заключенное в письменной форме, устанавливающее обязательства между двумя или более субъектами международного права (в первую очередь государствами и международными организациями). Положения, касающиеся договоров между государствами, содержатся в Венской конвенции о праве международных договоров (1969), а между государствами и международными организациями в Венской конвенции о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986).

Термин международный договор используется как обобщающее наименование различных инструментов, в том числе конвенций, деклараций, соглашений, протоколов, пактов, уставов и актов. Тем не менее, в строгом смысле данного слова многие такие документы не являются международными договорами. Основной отличительной особенностью договора является то, что он имеет обязательный характер. Например, Устав Организация Объединенных Наций (ООН) (1945) налагает на государства юридические обязательства и, таким образом, представляет собой международный договор, а Парижская хартия (1990), принятая на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, как таковая не является обязывающим документом и, следовательно, официально не является международным договором. Предполагается, что международные договоры будут исполняться в духе доброй воли в соответствии с принципом pacta sunt servanda (лат. договоры должны соблюдаться) – возможно, самым старым принципом международного права. Без этого принципа, который прямо упоминается во многих соглашениях, договоры не имели бы обязательной силы, а их исполнимость была бы непредсказуемой.

Международные договоры, как правило, принимаются в результате переговоров между представителями государственной власти соответствующих стран, обладающих необходимыми «полномочиями» заключать договоры. Полномочие – это документ компетентного государственного органа, наделяющий одно или несколько лиц правом согласования, заключения и подписания договора от имени государства. Подписи представителя той или иной страны часто бывает достаточно для выражения согласия на обязательность договора особенно в случае двусторонних договоров. Однако, многосторонние договоры после подписания, как правило, подлежат официальной ратификации со стороны правительства государств. Помимо такого положения, документ не становится официально обязательным, пока не был произведен обмен ратификационными грамотами. Многосторонние договоры являются обязательными только для государств, являющихся их участниками, и вступают в действие после того, как установленное число ратификационных грамот было передано на хранение в депозитарий. В качестве депозитария международного договора, как правило, выступает либо государство, либо международная организация, назначенные договаривающимися сторонами в качестве хранителя подлинника договора и документов о ратификации. По истечении времени, установленного для подписания договора, государства могут стать его участниками посредством процесса, известного как присоединение.

В 20-м веке значительно увеличилось количество многосторонних международных договоров (например, Версальский договор 1919 или Устав ООН 1945). Они оказались эффективным способом устанавливать новые нормы международного права, особенно при необходимости быстрого реагирования на изменяющиеся обстоятельства либо урегулирования определенных вопросов. Примером первого типа договоров является Конвенция по морскому праву, которая был подписана в 1982 году и вступила в действие через 12 лет в 1994 году. Этот всеобъемлющий договор, разработка которого длилась более десяти лет интенсивных переговоры, определяет правовой статус морских пространств и международного района морского дна. Примером второго типа договоров может служить ряд природоохранных договоров, таких как Женевская конвенция о трансграничном загрязнении воздуха (1979) и Венская конвенция об охране озонового слоя (1985) и дополнительные протоколы к ним, а также Рамочная конвенция ООН об изменении климата и Конвенции о биологическом разнообразии, которые были приняты в 1992 году. Кроме того, существенно поднялся уровень защиты прав человека после принятия ряда международных конвенций и региональных соглашений, включая Конвенцию о предотвращении и наказании преступления геноцида (1948), Европейскую конвенцию о правах человека (1950), Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), а также Межамериканскую конвенцию по правам человека (1969).

Международным договорам не требуется придерживаться какой-либо специальной формы. Договоры часто составляются в форме соглашения, но они также могут представлять собой совместную декларация или обмен нотами (как договор Раша-Бэгота 1817 года между США и Великобританией о демилитаризации района Великих озер). Однако, важные международные договоры, как правило, придерживаются определенной схемы. В водной части договора – преамбуле излагаются исходные предпосылки, мотивы и общие цели, послужившие поводом для его создания. Главная часть договора обычно начинается с общих положений, определения терминов и сферы применения; в ней содержатся объект и предмет договора, указываются права и обязанности участников, инструменты и условия для исполнения взятых сторонами обязательств. Если договор заключается на конкретный срок, указывается период его действия и порядок продления; если договор бессрочный, может быть включено положение, позволяющее любой из сторон его «денонсировать» (то есть, подать уведомление о прекращении действия). Договоры могут содержать разрешение или запрет оговорок, посредством которых отдельные государства могут исключать или изменять юридическое действие договора применительно к себе. Далее следуют статьи, устанавливающие порядок ратификации данного договора, время и место обмена ратификационными грамотами. Договор, как правило, заканчивается пунктом: «в удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные представители, подписали настоящий договор», ниже которого ставятся подписи, указывается место и дата подписания.

Специалисты по международному праву ведут классификацию международных договоров по нескольким принципам. По числу участников договоры различаются на двусторонние и многосторонние. Различаются договоры, представляющие собой определенную сделку (например, уступка территории), и договоры, устанавливающие общее нормы поведения (например, «отказ от войны»). Международные договоры также классифицируются по объекту регулирования:

  1. политические договоры, в том числе мирные договоры, договоры о дружественных отношениях, о территориальных уступках и договоры в области разоружения;
  2. экономические договоры, в том числе договоры о тарифах, консульские договоры, соглашения в области морского торгового судоходства и рыбного промысла;
  3. конституционные и административные договоры, такие как конвенции о создании и регулирования деятельности международных союзов, организаций и специализированных органов;
  4. договоры, касающиеся уголовного правосудия, такие, как договоры, определяющие международные преступления и порядок экстрадиции;
  5. договоры, касающиеся гражданского правосудия, такие как конвенции по защите прав человека, товарных знаков и авторских прав, а также договору о признании и исполнении решений иностранных судов;
  6. договоры кодификации международного права, такие как процедуры мирного урегулирования международных споров, правила ведения войны, а также договоры, определяющие права и обязанности государств.

На практике часто бывает затруднительно установить соответствии конкретного договора одному из этих классов, а юридическое значение таких различий минимально.

Прекращение международного договора или приостановление его действия может осуществляться в соответствии с положениями договора (при наличии таковых) или с согласия всех его участников. В случае существенного нарушения – то есть недопустимом отказе от договора или нарушение какого-либо положения, необходимого для реализации целей данного договора, одной стороной двустороннего договора другая сторона имеет право ссылаться на это нарушение как на основание для прекращения договора или приостановления его действия. Многосторонние международные договоры могут быть прекращены или приостановлены по единогласному решению всех участников. Участник, особо пострадавший в результате нарушения многостороннего договора, может приостановить действие договора в отношениях между ним и нарушившим договор государством. В том случае, когда нарушение одной из сторон коренным образом меняет положение каждого участника, другие стороны могут приостановить действие договора в целом или в части.

12.4. Заключение международных договоров

Заключение международных договоров представляет собой процесс, который включает следующие стадии: подготовка и при нятие текста договора, установление аутентичности текстов договора и выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора.

Заключению договора предшествует договорная инициатива, т.е.

Законодательство государств и правила международных организаций определяют, какие органы могут от их имени заключать договоры. Как правило, договоры от имени государств или международных организаций заключают специально уполномоченные такими органами лица. Этим лицам выдается документ, который называется полномочиями. Полномочия могут выдаваться на все стадии заключения договора или только на какую-то определенную стадию.

Международное право установило, что определенные лица, представители государств или международных организаций, не нуждаются в полномочиях. Это положение нашло закрепление в ст. 7 Венской конвенции 1969 г. В этой статье предусматривается, что главы государств, главы правительств и министры иностранных дел не нуждаются в полномочиях и могут совершать все действия, относящиеся к заключению договоров. Главы дипломатических представительств и представительств при международных организациях, а также главы делегаций на международных конференциях также не нуждаются в полномочиях лишь в целях принятия текста договора.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» Президент РФ, Председатель Правительства РФ и Министр иностранных дел РФ могут вести переговоры и подписывать договоры без предъявления полномочий. Федеральный министр и руководитель иного федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции ведут переговоры и подписывают договоры также без предъявления полномочий. Без предъявления полномочий глава российского дипломатического представительства или глава представительства при международной организации вправе вести переговоры в целях принятия текста договора между Россией и государством пребывания или в рамках международной организации.

Полномочия предоставляются соответствующим лицам Президентом РФ либо Правительством РФ. Они оформляются соответственно от имени Президента РФ либо Правительства РФ, МИД России. В отношении договоров межведомственного характера полномочия предоставляются федеральным министром или руководителем иного федерального органа исполнительной власти.

Международная организация представляется лицом, имеющим специальные полномочия, либо лицом, которое на основании правил международной организации представляет ее без предъявления полномочий (ст. 7 Венской конвенции 1986 г.).

Подготовка текста договора осуществляется путем переговоров через обычные дипломатические каналы, на международных конференциях и в международных организациях. Путем дипломатических переговоров подготавливаются, как правило, тексты двусторонних договоров. В международных организациях подготавливаются тексты многосторонних договоров, и такая подготовка осуществляется их главными органами либо специально созданными для таких целей вспомогательными органами. Так, в рамках ООН действует Комиссия международного права, вспомогательный орган ГА ООН, которая подготовила ряд проектов конвенций. В международной практике имеются примеры, когда международная конференция сама вырабатывала проект договора. В качестве примера можно назвать Конвенцию по морскому праву 1982 г., текст которой III Конференция ООН готовила с 1974 по 1982 г.

Принятие текста договора. Принятие текста договора является необходимой процедурой. Международная практика выработала различные формы принятия текстов договора. Такими формами могут быть подписание или парафирование текста договора. На международной конференции текст договора принимается путем голосования за него двух третей государств, присутствующих и участвующих в голосовании, если иное не было установлено ее участниками (ст. 9 Венской конвенции 1969 г.).

В международных организациях тексты договоров принимаются в соответствии с правилами таких организаций. Текст договора обычно включается в качестве приложения к принимаемой в этой связи резолюции.

Текст договора может быть принят в международных организациях и на международных конференциях посредством консенсуса, т.е. без голосования, путем согласования позиций участни ков и при отсутствии официальных возражений со стороны любого из участников.

Принятие текста договора сопровождается и такой процедурой, как установление его аутентичности. Аутентичность текста договора означает, что данный текст является подлинным и достоверным. После того как установлена аутентичность, текст договора не подлежит дальнейшим изменениям.

Как указывается в ст. 10 Венской конвенции 1969 г., «текст договора становится аутентичным и окончательным» путем процедуры, о которой условились участвующие в переговорах государства, либо путем подписания ad referundum (условное подписание), парафирования самого текста договора или же заключительного акта конференции, содержащего этот текст.

Подписание ad referendum означает, что такое подписание нуждается в последующем подтверждении соответствующим государством или соответствующей международной организацией. Парафирование предполагает подписание, как правило, инициалами уполномоченных лиц первой или последней страницы либо каждой страницы текста договора.

Последней стадией заключения договора является выражение субъектов международного права согласия на его обязательность. Международная практика к таким способам относит подписание, обмен документами, образующими договор, ратификацию, акт официального подтверждения, утверждение, принятие, одобрение, присоединение к договору. Это нашло закрепление в ст. 11 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. Однако данный перечень не является исчерпывающим. Как указывается в названных статьях, стороны могут договориться и об иных способах выражения согласия на обязательность договора.

Наиболее распространенным способом выражения согласия на обязательность договора является подписание. Подписание двусторонних договоров осуществляется в порядке альтерната (чередования) . Альтернат в отношении двусторонних договоров означает, что подписи представителей государств ставятся друг против друга либо одна под другой. В экземпляре договора (на двух языках) подпись слева (в текстах на арабском языке — справа) или сверху ставит представитель того государства, у которого будет храниться данный экземпляр договора. В таком экземпляре название этого государства упоминается первым.

Подписи под многосторонними договорами ставятся одна под другой в алфавитном порядке названий государства на языке, о котором договорились участники. Обычно подписание многостороннего договора открыто до определенного срока либо до вступления в силу.

В том случае, если подписание предшествует ратификации, утверждению или одобрению, Венские конвенции 1969 и 1986 гг. (ст. 18) предусматривают, что государства и международные организации должны воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели.

Ратификация — это один способов выражения согласия государств на обязательность договора. Как правило, ратификация осуществляется высшим органом государственной власти — парламентом либо главой государства.

Венские конвенции 1969 и 1986 гг. не определяют, какие конкретно договоры подлежат ратификации. В них только устанавливается, что договор подлежит ратификации, если об этом условились договаривающиеся государства либо их представители подписали договор под условием ратификации.

Законодательные акты государств предусматривают, какие договоры подлежат обязательной ратификации. Так, в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» ратификация осуществляется в форме федерального закона. В законе устанавливается, что подлежат ратификации, например, договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов; договоры, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; договоры о территориальном разграничении и др.

Международные организации в целях выражения своего согласия на обязательность договора применяют акт официального подтверждения, который приравнивается к ратификации.

Утверждение, принятие, одобрение также являются способами выражения согласия на обязательность договора. Они применяются в том случае, если об этом условились договаривающиеся стороны либо это предусмотрено нормативными актами таких сторон. Обычно утверждение, принятие и одобрение осуществляются тем государственным органом, органом исполнительной власти, от имени которого заключен договор. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» предусматривает применение таких способов, как утверждение и принятие, которые могут осуществляться Президентом РФ, Правительством РФ либо федеральным органом исполнительной власти.

Читайте так же:  Доклад о профессии адвокат

Присоединение используется в том случае, когда государство или международная организация, не участвовавшие в переговорах по заключению договора, решили стать его участниками. Присоединение осуществляется в отношении договоров, вступивших в силу. Присоединение осуществляется также в том случае, когда государство, хотя и участвовало в переговорах по заключению договора и подписало его, однако не выразило согласия на его обязательность до вступления договора в силу. Присоединение может осуществляться в форме ратификации, утверждения, принятия или одобрения, что определяется либо положениями соответствующего договора, либо нормативными актами государства.

Согласие на обязательность договора может быть выражено государствами и международными организациями путем обмена документами (нотами или письмами), образующими договор.

Международное право признает, что государства и другие субъекты имеют право делать оговорки.

В соответствии со ст. 2 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. под оговоркой понимается одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, акте официального подтверждения, принятии, утверждении или присоединении, посредством которого эти субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству или данной организации.

Государство или международная организация не могут делать оговорки в тех случаях, когда они договором запрещены либо не совместимы с его объектом и целями. Иногда договор прямо предусматривает, к каким его положениям разрешается делать оговорки.

Оговорка изменяет действие договора в целом либо его отдельного положения, к которому сделана оговорка, между государ ством, сделавшим такую оговорку, и другими участниками договора. Государство может возразить против оговорки и заявить, что договор действует, за исключением положения, к которому сделана оговорка, либо договор не будет действовать в целом между ним и участником, сделавшим оговорку. Если государство признает оговорку, то договор будет действовать между ним и участником, сделавшим оговорку, за исключением соответствующего положения договора.

Оговорка, возражения против оговорки и согласие с ней должны быть сделаны в письменной форме и доведены до сведения договаривающихся сторон. Если оговорка была сделана при подписании договора, который подлежал ратификации, акту официального подтверждения, принятию или утверждению, то она должна быть подтверждена сделавшим оговорку участником при выражении своего согласия на обязательность договора.

Государство, сделавшее оговорку, может в любое время ее снять. Снятие оговорки или возражения против оговорки осуществляются в письменной форме.

Ратификация, акт официального подтверждения, принятие, утверждение или присоединение оформляются официальными документами. Такими документами служат ратификационные грамоты и документы об официальном подтверждении, утверждении, принятии или присоединении. Эти документы являются, как следует из ст. 16 Венских конвенций 1969 и 1986 гг., формами согласия на обязательность договоров.

В случае двусторонних договоров происходит обмен ратификационными грамотами и документами об официальном подтверждении, принятии или утверждении.

В отношении многосторонних договоров осуществляется сдача названных документов на хранение.

Венские конвенции 1969 и 1986 гг. (ст. 16) предусматривают, что вместо обмена или сдачи ратификационных грамот или иных документов может применяться и такая упрощенная форма, как уведомление о выражении согласия на обязательность договора. Эта форма применяется в том случае, когда она предусматривается в самом договоре. Уведомление осуществляется, как правило, в виде ноты.

Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что на основании федерального закона о ратификации международного договора Президент РФ подписывает ратификационную грамоту, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел (ст. 18). Обмен ратификационными грамотами и сдача этих грамот на хранение производится, если стороны не договорились об ином, МИД России либо по его поручению дипломатическим представительством в иностранном государстве или российским представительством при международной организации (ст. 19).

Депозитарий — это хранитель подлинного текста договора, т.е. аутентичного текста. Он назначается в отношении многосторонних договоров.

В качестве депозитария может быть назначено одно или несколько государств, международная организация либо главное должностное лицо такой организации. Так, депозитарием Венских конвенций 1969 и 1986 гг. и Конвенции по морскому праву 1982 г. является Генеральный секретарь ООН.

В соответствии со ст. 77 Венской конвенции 1969 г. и ст. 78 Венской конвенции 1986 г. в функции депозитария входят хранение подлинного текста договора и переданных ему полномочий, а также всех документов, относящихся к договору: ратификационных грамот, других документов о согласии на обязательность договоров, документов о денонсации, заявлений об оговорках и возражений против них и т.д. Кроме этого, депозитарий осуществляет и такие функции, как подготовка заверенных копий с подлинного текста договора для рассылки участникам, получение подписей под договором, получение и хранение документов, уведомлений или сообщений, изучение вопроса о том, находятся ли эти подписи, документы, уведомления и сообщения в полном порядке и надлежащей форме, информирование участников о таких документах, уведомлениях и сообщениях, регистрация договора в Секретариате ООН и другие функции.

Функции депозитария являются по своему характеру международными. Депозитарий при исполнении своих функций обязан действовать беспристрастно.

Статья 102 Устава ООН предусматривает, что государства — члены ООН должны при первой возможности зарегистрировать любой международный договор. В том случае, если договор не будет зарегистрирован, ни одна из сторон договора не может на него ссылаться ни в одном из органов ООН. В соответствии с пра- вилами регистрации и опубликования договоров, одобренными резолюцией ГА ООН от 14 декабря 1946 г., только вступивший в силу договор подлежит регистрации. Регистрация может быть произведена одной из сторон договора. Если договор зарегистрирован одной из сторон договора, то другие стороны освобождаются от обязательства такой регистрации.

Участники Венских конвенций 1969 и 1986 гг. на основании ст. 80 и 81 соответственно обязаны направить вступившие в силу договоры в Секретариат ООН для регистрации или для хранения в делах и для опубликования.

Регистрацию договоров производят и другие международные организации, например ИКАО, МАГАТЭ, МОТ. Даже если договор зарегистрирован в международной организации, он подлежит, как следует из Венских конвенций, обязательной регистрации в Секретариате ООН.

Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» на МИД России возлагается обязанность регистрировать международные договоры РФ в Секретариате ООН и в соответствующих органах других международных организаций.

Зарегистрированные Секретариатом ООН договоры публикуются в специальной серии «Treaty series». Договоры публикуются и другими международными организациями.

Многими государствами предусматривается порядок публикации договоров, заключенных с их участием. Внутригосударственная публикация носит наименование промульгации.

Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» предусмотрен следующий порядок опубликования международных договоров. Как указывается в ст. 30, вступившие в силу для России международные договоры, решения о согласии на обязательность которых было принято в форме федеральных законов, подлежат официальному опубликованию в Собрании законодательства Российской Федерации (они также публикуются в Бюллетене международных договоров, являющемся официальным изданием). Остальные международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) публикуются в Бюллетене международных договоров. Договоры межведомственного характера публикуются по решению федеральных органов исполнительной власти в официальных изданиях соответствующих органов.

зав Закон также предусматривает создание Единой государственной системы регистрации и учета международных договоров РФ, находящейся в ведении МИД России.

Понятие и виды международных договоров

Международные договоры могут состоять из одного документа и бо­лее. Например, международный договор может быть заключен посредст­вом обмена нотами.

В международном праве существует множество видов международных договоров. Их классификацию можно провести по следующим основаниям:

1. По объекту регулирования:

— экономические (например, Договор о Таможенном союзе и едином эко­номическом пространстве 1999 г.);

— военно-политические (например, Договор между Российской Федераци­ей и Соединенными штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограни­чении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) 1993 г.);

— культурные (например, Конвенция о признании квалификаций, относя­щихся к высшему образованию в Европейском регионе, 1997 г.);

— социальные (например, Договор между Российской Федерацией и Коро­левством Испания о социальном обеспечении 1994 г.)

2. По сфере регулирования:

— общие (например, Венская конвенция о праве международных догово­ров 1969 г.);

— специальные (например, Рамочная конвенция Организации Объединен­ных Наций об изменении климата);

3. По сфере действия:

— универсальные (например, Устав ООН);

— региональные (например, Конвенция о правовой помощи и правовых от­ношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.);

— двусторонние (например, Консульская конвенция между Российской Федерацией и Португальской Республикой 2001 г.);

4. По сроку действия:

— срочные договоры (например, Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г.);

— бессрочные (например, Конвенция по морскому праву 1982 г.);

5. По возможности присоединения:

— открытые (например, Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.);

— закрытые (например, Договор об учреждении Европейского союза 1992 г.).

Кроме того, в практике встречаются многосторонние договоры, в которых

наряду с государствами и другими субъектами участвуют несубъекты междуна­родного права. Такие многосторонние договоры можно условно назвать «сме­шанными», или сложными, по своей юридической природе. Примером может служить Эксплуатационное соглашение о Международной организации мор­ской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) 1976 г. Участниками этого многосто­роннего соглашения кроме государств являются национальные организации публичного или частного характера, назначаемые правительствами государств для подписания соглашения. Такая организация называется участником (signato­ry) соглашения и находится под юрисдикцией государства, ее назначившего.

Комиссия международного права считает, что если в соглашении наряду с одним или несколькими частными юридическими лицами участвует несколь­ко государств, то такое соглашение может действовать как международный договор, поскольку это касается лишь взаимоотношений между участвующи­ми в нем государствами.

Таким образом, в такого рода «смешанных» договорах могут содержаться два вида обязательств:

1) между государствами (и другими субъектами международного права) — международно-правовые обязательства;

2) между государствами и несубъектами международного права — граж­данско-правовые и другие немеждународно-правовые обязательства.

В теории международного права также выделяют и международные со­глашения, не обладающие юридической силой. К таким соглашениям, как правило, относят резолюции международных организаций и политические со­глашения между государствами. Не будучи юридически обязательными, эти акты обладают морально-политической силой, например, резолюции Гене­ральной Ассамблеи ООН.

Достаточно широко в международной практике встречаются двусторон­ние и многосторонние политические соглашения. Такие соглашения имену­ются «договоренностями». Они могут иметь письменную и устную форму («джентльменские соглашения»).

Наиболее распространенными письменными формами являются совме­стные коммюнике, декларации, заявления. Такие соглашения могут высту­пать в качестве программ либо посылкой к дальнейшему заключению меж­дународного договора. Например, в Совместном заявлении Российской Фе­дерации и Европейского союза о транзите между Калининградской обла­стью и остальной территорией Российской Федерации. Во-первых, п. 4 данного заявления указывает, что действия его субъектов и данный акт ос­новывается на Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС 1994 г., во-вторых, заявление не содержит правовых норм, а только наме­рения по осуществлению мер для свободного транзита, в-третьих, в п. 11 подтверждается намерение РФ заключить межправительственное соглаше­ние с Литовской Республикой о реадмиссии.

Таким образом, в совместных актах государств подчеркивается, что при формировании своих отношений стороны будут руководствоваться как за­ключенными между ними договорами, так и политическими документами.

Структура, форма и наименование договоров

Структура выражает упорядоченность элементов договора, их располо­жение, характер взаимосвязи, то есть внутреннюю организацию. Структура упорядочивает его целостность, единство.

В соответствии с принципом единства договор должен рассматриваться как единая система норм, являющихся обязательными.

Договор состоит из отдельных компонентов, которые образуют единую упорядоченную систему. Такими компонентами являются наименование до­говора или титул, преамбула, основная и заключительная части, подписи сто­рон, приложения. Наличие всех этих компонентов не обязательно, и отсутст­вие одного или другого не влияет на юридическую силу договора. Например, не все договоры сопровождаются приложениями, или не все договоры имеют преамбулу. Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора. Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых догово­рах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования. В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступле­ния в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст дого­вора, и т. д. Международные договоры часто имеют приложения в виде про­токолов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и пр.

В международном праве договоры могут иметь различное наименование, что не влияет на их юридическую силу. Однако наименование определенным образом имеет значение для определения природы международных соглаше­ний. Так, есть ряд наименований, которые свидетельствуют о том, что речь идет о международно-правовом акте, например, пакт, конвенция, договор. Наименование может иметь и политическое значение.

Виды международных договоров

Существуют различные варианты международно-правового сотрудничества, в которых могут принимать участие страны, а также иные субъекты международных правовых отношений и наиболее распространенной среди этих форм являются договоры, а также иные соглашения. Каждому, кто намерен занимать международным предпринимательством и желающему избежать возможных проблем, необходимо знать все существующие виды международных договоров в XXI веке. Это единственный способ бизнесменам оказаться достаточно образованными в юридических нюансах таких вопросов и смогут избежать взаимодействия с лже-поставщиками, а также мошенниками-сопроводителями, которые будут предлагать подписать поддельные бумаги.

Международный договор: понятие и регулирование

Международный договор представляет собой явно выраженный правовой акт, заключаемый либо между двумя, либо же большим количеством субъектов права, которое регулирует взаимоотношения между участниками при помощи указания прав и обязанностей в политике, деятельности в области культуры, а также иных сферах. Международное право базируется именно на таких договорах. Также, они являются одним из основных инструментов для претворения в жизнь политики стран на внешней арене. Существуют различные виды международных договоров источников международного права в современном законодательстве. К 2016 году на всей планете заключено более 500 000 различных соглашений и договоров такого рода.

Для законодательства, регулирующего область соглашений международного уровня, базовыми источниками являются:

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.;

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.;

Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.

Также нужно понимать, что порядок заключения, исполнения и правомерного выхода из международных соглашений регулируются в том числе и отдельными положениями Конституции России, а помимо нее — Федеральным Законом РФ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года.

Венская конвенция 1969 г. гласит, что международные акты являются важным средством мирных отношений между странами вне зависимости от того, как различаются социально-экономические системы в них, а также уделяет внимание некоторым особенностям этой сферы права, в том числе таким, как порядок вступления в международные договоры, их влияние на третьи страны, причины для признания подобных соглашений недействительными, возможность для оговорки и вводит в международный правовой оборот определенные нюансы, такие как участие в договоре двух государств, которые не признают друг друга, универсальные договоры и возможность для стран принимать в них участие, положение и обязанности депозитария, а еще иные значимые аспекты международных соглашений.

Читайте так же:  Специалист по маркетингу квалификационные требования

Объектом международного договора, в большинстве случаев, становятся отношения между субъектами международного права в сферах материальных и нематериальных благ, а также определенные действия или наоборот воздержание от них.

Международный договор как источник международного права

В рамках международного права международный договор выступает для него базовым и главным источником, это подтверждено как Уставом ООН, так и в Статуте Международного Суда ООН. Далее будут подробно рассмотрены международные договоры понятие и виды таких соглашений

Договор является самой конкретной и понятной формой выражения соглашения, которое заключают различные субъекты международно-правовых отношений для создания юридически обязывающих для данных участников правил – то есть международно-правовых норм, которые касаются появления, пересмотра или прекращения взаимных прав и обязанностей данных субъектов. Именно договорной характер имеет подавляющая часть существующих норм международного права. Такой нормативный акт, будучи источником международного права, в части случаев определяет общие нормы, которые предназначены для многократного применения, в других же ситуациях индивидуальные, созданные для определенной частной ситуации. В число источников данного вида права входят не только межгосударственные нормативные акты, но также и те, что были заключены при участии международных организаций.

Вне зависимости от того, какое количество участников заключает договор, все эти нормативные акты являются источником международного права. В качестве источников для международной отрасли права, международные нормативные акты имеют разное значение. Универсальные соглашения, которые отражают интересы всех стран, а также открыты для участия в них любых государств. Среди всех международных нормативных актов высшую юридическую силу занимает Устав Организации Объединенных Наций, который является таким образом главным источником международного права. Ст. 103 Устава гласит, что «в том случае, когда обязательства Членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу».

Виды договоров в международном праве с примерами

Современные виды договоров в международном праве можно классифицировать в соответствии с различными основаниями формирования классификации. Современными видами международных договоров являются такие:

По числу участников на:

Односторонний международный юридический акт. Его существование объясняется наличием для субъекта международного права одностороннего волеизъявления, которое при этом несет юридические последствия исключительно для данного субъекта. К подобным актам относятся:

Нотификация, которая представляет собой сообщение в установленной форме определенного факта, который может нести за собой какие-то юридические последствия, которые появляются в том случае, если страна, которая нотификуе, берет на себя обязательство одностороннего характера, к примеру, возместить какой-то ущерб или вывести войска с определенной территории;

Признание – оно может быть выполнение как в форме нотификации, как и любых других. В данном случае, значение имеет сам по себе факт закрепления государственной воли, который переводит фактическое положение в юридическое (к примеру, признание de jure);

Протест – данное действие имеет противоположное значение признанию. Его суть в том, что субъект международного права не признает законность чего-либо (к примеру, непризнание оккупации одним государством определенной территории иного государства). Такой протест должен исходить от уполномоченного органа государственной власти, обычно того, который занимается областью внешних отношений, к примеру, министерство иностранных дел.

Отказ – имеет определенные последствия только при наличии воли того, собственно совершает отказ. В современном международном праве существует обычай, по которому отказываться можно только от прав, а от обязанностей – нельзя. Но и от всех прав также отказываться невозможно. К примеру, лишать себя прав, которые требуются для исполнения юридически закрепленных обязательств по соглашению с партнерами нельзя. Но вновь образованное государство имеет возможность отказаться от прав в том случае, если заявляет об отсутствии правопреемства (tabula rasa) от существовавшего ранее государства. Но даже в этом случае нельзя отказываться от тех обязательств, которые появились после заключения правопредшественником международных договоров – это правило носит название «правопреемство приобретенных прав». Для отказа в данном случае необходимо четко и явно высказанное изъявление воли государства внешнему миру, в данном случае просто бездействия нет необходимости.

Двусторонние договоры, заключенные между двумя субъектами. Также, в подобном договоре возможны иные ситуации, например, участие с одной из сторон единственного государства, а со второй – сразу нескольких;

Многосторонние договоры, участники которых выступает трое и больше субъектов;

Необходимо также отдельно указать общие многосторонние договоры, которые хотя и заключаются между несколькими государства, но значение имеют для всего или подавляющей части мирового сообщества. В 1968-1969 на Венской конференции, советская делегация предложила проект, дававший определение общему многостороннему договору как таковому, связанному с вопросами, находящимся в сфере интересов всего международного сообщества. Помимо этого, делегация также внесла предложение еще одного дополнения к таким договорам в виде формулировки: «Все государства имеют право на участие в общих многосторонних договорах в соответствии с принципом суверенного равенства». Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года, первыми участниками которого являлись три страны – СССР, Великобритания, США – является примером подобного договора. В связи с особым характером, который имеет объект правового регулирования этого договора, другие государства также заявили о желании стать его участниками. Но в условиях данного договора было прописано особое положение первых стран, вступивших в него: договор считается вступившим в силу с момента, когда США, СССР и Великобритания его ратифицировали, их же согласие необходимо при внесении в него любых поправок. Таким образом, если бы какая-то из первых стран-участниц покинула договор, он потерял бы свое значение.

По области действия и силе основные виды международного договора:

Универсальные договоры, в которых принимают участие все или почти все государства, являющиеся членами мирового сообщества (такие, как Устав ООН)

Региональные договоры – участниками подобных соглашений становятся государства, относящиеся к какому-то конкретному географическому региону, на который и распространяется его действие (так подписантами Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. стали европейские же страны – участники Совета Европы).

Субрегиональные договоры – участниками их становятся страны, находящиеся внутри региона (например, соглашения об образовании Еврорегионов)

По уровню все виды международно-правовых договоров подразделяются по открытости:

Открытые соглашения – такие соглашения предусматривают возможность присоединяться для любой страны, которая этого пожелает. Подобные соглашения, согласно положениям Венской декларации об универсальности 1969 года «должны быть открыты для всеобщего участия»;

Закрытые соглашения – в таком случае, имеется закрытый список конкретных субъектов, участвующих в договоре.

По субъекту, заключающему данный договор:

Межгосударственные соглашения (страны являются участниками соглашения)

Соглашения между правительствами (их участниками выступают правительства)

Между ведомствами (создают отношения между некими частями исполнительной ветви власти, такими как министерства, ведомства и т.д.)

По критерию формы, которую имеет договор:

Нормативные акты, созданные письменно — большинство договоров в XXI веке заключаются именно подобным образом.

Устный договор, который также принято называть «джентльменским соглашением. На практике такой вид договора возникает редко. Примером может послужить джентльменский договор, созданный для конкретизации правил процедуры III Конференции ООН по морскому праву Генеральной Ассамблеей ООН 16.11.1973 года.

По объекту, который будет подвергнут регулированию данным договором в рамках международного права:

Нормативные акты политического характера;

Соглашения, посвященные различным правовым вопросам;

Соглашения по вопросам пограничного характера;

Договоры, регулирующие экономические вопросы;

Соглашения, регулирующие транспорт и связь;

Соглашения в области охраны здоровья граждан;

Нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы военных действий.

Подобная классификация по объектному критерию, хотя и не обладает юридической силой на практике, использовалась в советские времена Министерством иностранных дел в действующих сборниках, которые публиковались на базе действующих договоров с другими государствами.

Перечисленные выше виды толкования международных договоров являются наиболее распространенными.

Международное право имеет ряд требований к международным договорам:

Наличие субъекта, обладающего правоспособностью;

У каждой сделки должен быть конкретный объект;

Независимое волеизъявление любых участвующих сторон. Так, до 1917 года правила международно-правового регулирования включали формулировку, звучавшую как: «хотя я заключаю международный договор под давлением, но я его желаю», подразумевавший, что сторона, которая была побеждена агрессором вынуждена стать участником определенного соглашения, которое далее будет обязана исполнять. Сейчас же подобное принуждение к заключению договоренности – это причина для того, чтобы позднее его возможно будет признать ничтожным.

Следование во время создания соглашения определенной формы таких соглашений.

Когда осуществляется процесс создания нового правового нормативного акта международного уровня, определяющим влиянием на признание его действительным обладает форма международного договора.

Что включают в себя формы международных договоров

В состав формы международного договора входят:

Язык международного договора. Если смотреть на данный вопрос с точки зрения истории, то долгое время главным языком для подобных соглашений между странами была латынь, а в последующие века в данной роли выступал французский. Сейчас, при оформлении двухсторонних соглашений создаются идентичные копии на языках обеих стран, также в самом тексте делается примечание о том, что и тот, и другой вариант обладают одинаковой юридической силой, иначе говоря, они аутентичны. В отдельных ситуациях, когда язык одного из участников с точки зрения базы терминологии развит в недостаточной степени, договор может заключаться в трех языковых вариантах.

В том случае, если соглашения являются многосторонними, то их заключение может оформляться как в единственном языковом варианте, так и на нескольких одновременно. Для других языков создаются переводы, которые получают официальный статус, для чего осуществляется процедура визирования депозитарием данного соглашения и после этого они отдаются участвующим сторонам. В некоторых ситуациях переводы не оформляются. Так, некоторые из нормативных актов, которые были заключены в СНГ, оформлялись на одном русском языке. Если же международный договор оформляется в под эгидой определенной организации или конференции международного характера, его текст составляются на одном из языков, входящих в группу официальных или рабочих для этой международной структуры.

В качестве официальных языков таких международных структур, как организации и конференции считаются такие языки, которые используются для проведения дискуссий в основных органах подобной структуры, а также создаются или же публикуются официальные документы данной организации или конференции, такие как решения, протоколы и другие.

В качестве рабочих языков имеются в виду те языки, на которых проводится дискуссия по вопросам в рабочем порядке вспомогательными органами международных структур либо же при создании определенных нормативных актов. Пятью рабочими языками ООН являются английский, испанский, китайский, русский и французский – именно они используются в работе Генеральной ассамблеи и ее внутренними комитетами и подкомитетами, они же имеют положение официальных. Когда проходило Совещание по безопасности в Европе 1975 года, по итогам которого был принят Заключительный акт, чье влияние в рамках международно-правовых отношений достаточно велико, положение официального занимало больше языков: русский, французский, английский, испанский, итальянский, немецкий;

Структура международного договора. Согласно тексту Венской конвенции, какой-либо определенной регламентации данной части формы международных соглашений не дано. В большинстве случаев, нормативные акты международного уровня включают в себя такие составляющие: преамбула (содержит формулировку с какими целями создается данный нормативный акт, участники соглашения, те базовые правила общепризнанного характера, находящихся в базе данного договора и т.д.), главная часть договора в его центре (включающая такие элементы, как объект и предмет, указанные в данном договоре права, а также обязанности участников, инструменты и условия для исполнения сторонами взятых на себя по нормативному акту обязательств), заключения (в нее входят условия, который которые требуются для вступления договора в силу, срок его действия, установленный порядок для прекращения его действия, определенный порядок действий, необходимых для продления и т.д.). В некоторых случаях, договоры также дополняются приложениями, содержащими нормы, объясняющими основную часть текста, а также правила, применяемые для урегулирования разногласий, дополнительные схемы, географические карты и так далее. Необходимо знать, что каждая часть договора имеет одинаковую с другими юридическими силу и потому применяется с учетом каждой.

Договор иногда подразделяется на статьи и параграфы, также договоры большого объема делятся на раздела, которые могут как именоваться, так и нумероваться, иногда делается и то, и другое одновременно.

Наименование международного договора. Согласно положениям Венских конвенций, в которых применяется только определение «международный договор», с точки зрения юридической силы никакой разницы в зависимости от наименования между международными соглашениями нет. Но определенные наименования таких соглашений в обычной практике все же оказались закреплены за некоторыми видами соглашений.

Международные договоры могут иметь такие наименования:

Трактат – он представляет собой многостороннее соглашение, устанавливающее взаимоотношений его участников в области определенных политических соглашений (к примеру, Берлинский трактат 1878 года, заключенный между государствами-участниками Берлинского конгресса – Германией, Австро-Венгрией, Великобританией, Италией, Турцией, Францией и подтвердивший независимость таких стран, как Черногория, Румыния и Сербия. По данному трактату, северная часть Болгарии образовала независимое государство, южная же осталась в составе Турции в статусе региона с определенной степенью автономии; Австро-Венгрия заняла Боснию и Герцоговину; Россия получила территории в устье Дуная, а также такие укрепления, как Каре, Ардаган и Батум с их округами);

Договор – является самым распространенным наименованием нормативных актов, которые заключаются для урегулирования вопросов в сферах политики, экономики и так далее.

Пакт – это сделка государств, носящая двухсторонний или многосторонний характер, которая заключается чтобы решить некий конкретный важный вопрос (к примеру, Пакт о Ненападении или же Международный пакт о гражданских и политических правах.

Соглашение – договор между государствами, в большинстве случаев заключающийся между правительствами различных держав, зачастую не подлежит ратификации.

Конвенция – оформляется в определенной области со значительного ряда вопросов: по режиму использования морских вод, экологии, о охране прав человека и так далее.

Декларация – представляет собой независимое заявление единственного государства чаще всего, иногда сразу нескольких держав по определенному вопросу, к примеру, Декларация прав человека 1948 года

Конкордат – специфический международный договор, в котором одним из участников всегда выступает Ватикан, а другой – католическое государство и в котором оговариваются отношения этой страны с престолом Папы Римского.

Картель – это соглашение, обычно использующееся для решения вопросов передачи военнопленных, а также – экстрадиции преступников.

«Модус вивенди» — в переводе означает «способ существования» и представленное собой временный нормативный акт, которое в какой-то определенный момент будущего предполагается заменить иным, постоянным.

Обмен нотами или памятными соглашениями – является международным договором в том случае, если содержание нот одинаковое. Эта форма соглашений весьма распространена – из почти 5000 договоров, заключенными между странами в период с 1920 по 1946 годы и опубликованы Лигой Наций, чуть менее 25% были созданы в виде обмена нотами. Среди 1000 сделок, которые первыми были зарегистрированы Секретариатом ООН, 280 были созданы путем обмена нотами между государствами;

Читайте так же:  Приказ минфина россии от 231214 163н

Коммюнике – обычно данный документ является официальным обращением международного характера, к примеру о ходе войны, начале или завершении работы органов международной организации и так далее, не являясь международным договором. В рассматриваемом аспекте интересным является общее коммюнике, которое является обычно сообщением об итогах международных встреч. Подобное сообщение, помимо информационного материала, также включает в себя указания на ту позицию, которую занимают страны по рассматриваемым вопросам жизни международного сообщества, а также заявления о намерениях или оценки. Также, документ может содержать обязательства государств о характере и образе их дальнейших действий, поведения, общие усилия для достижения поставленных задач. В подобных частях коммюнике может иметь международно-правовую форму и иметь соответствующее значение, т.е. выступать как международный двухсторонний или многосторонний договор.

Акт – обозначает международное обязательство или же одностороннее заявление, которые носят особенный торжественно-декларативный характер. Это такие документы, как Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года

Меморандум – дипломатический нормативный акт, публикуемый государством, тщательно фиксирующий фактическое положение некоего международного вопроса. Меморандум представляет собой одностороннее заявление страны и его различие с декларацией состоит в том, что он касается не таких значимых проблем. Меморандумы существуют 2 типов: а) дополнение к ноте личного или устного характера, создающее для того, чтобы уменьшить ее текст или более внимательно рассмотреть вопрос, являющийся основным в ноте; б) нормативный акт самостоятельного характера, который в подобной ситуации доставляется лично или же посредством курьера. В первом случае, для меморандума используется стандартная, а не гербовая бумага, на него не наносится печать, а также такая информация как номер, дата отправки, адрес не указывается. В том случае, когда этот документ оформляется как самостоятельный, то для него используется специальный бланк, предназначенный для нот, на котором приводится дата и место отправления, но не применяются такие реквизиты, как печать и номер;

Протокол – официальный документ, чья функция вспомогательная, с его созданием уточняется и конкретизируется некий международный нормативный акт. Протокол бывает как дополнением к основному акту, так и отдельным документом, но и в этом случае он будет связан с выполнением какого-то соглашения, которое заключено ранее (Протокол окончания вывода советских войск из Чехословакии от 9 ноября 1991 года). Также, иногда этим термином называют такое соглашение, которое обладает большим международным и политическое значение, а, значит, носит самостоятельный характер (Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 года).

Какие организации разрабатывают типовые виды международных торговых договоров

Хотя издатели современной литературы юридического характера предлагают большое количество образцов договоров и оговорок, сама концепция «типового» договора предполагает, что он должен быть составлен командой специалистов – внимательно и профессионально. Обычно, международная или неправительственная организация создает такие образцы:

Типовые договоры Международной торговой палаты («Типовые договоры ICC») – сформулированы с намерением максимально широкого использования, принимая во внимание положение ICC как международного, многоотраслевого объединения. Сбалансированный и нейтральный подход представляет собой уникальную особенность типовых договоров ICC. Текст данных документов составлен с таким замыслом, чтобы ни для одной из сторон согласие не несло в себе негативных последствий. Типовые договоры ICC создаются многонациональными группами профессионалов в области права, которые трудятся в рамках Комиссии ICC по коммерческому праву и практике. До того, как проекты будут окончательно приняты Международной торговой палатой, они направляются представителям местных комитетов ICC для внесения комментариев и оценки.

Центр по международной торговле (ЦМТ), являющийся совместным агентством, созданным Всемирной торговой организацией и Комиссией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (сокращенно ЮНКТАД) также создал ряд стандартных договоров, которые более всего подходят для использования небольшими компаниями. В предложение ЦМТ входят международные стандартные договоры для альянсов, созданных на базе договора, а также предприятий, находящихся в совместном владении нескольких компаний, коммерческих продаж товаров, поставок долгосрочного типа, для изготовления товаров по заказу и их дистрибуции, коммерческого представительства и предоставления услуг.

Отдельные отрасли имеют специально разработанные для них сложные и детализированные стандартные договоры, подходящие только для совершения сделок в этом конкретном секторе.

Такая организация как ФИДИК (Международная федерация инженеров-консультантов) существует для интересов профессионалов из сектора международного консультативного инжиниринга. ФИДИК сформулировала некоторое число стандартных нормативных актов и оговорок для соглашений о сервисе, в основе которых лежат международные технологии. Оргалайм, Европейская ассоциация машиностроительной промышленности в свою очередь издала ряд стандартных соглашений, а также общих условий, применяемых при поставках товаров механического, электротехнического и электронного типа.

Основные виды международных договоров от ICC

В современный перечень Типовых договоров ICC для компаний международного уровня входят:

Типовой договор ICC международной купли-продажи. В области торговли на международном рынке именно соглашение о купле-продаже являются самым часто встречающимся. Существуют различные виды договоров международной купли-продажи для сделок разного типа. ICC создала стандартный нормативный акт целенаправленно для сделок по купле-продаже товаров промышленного производства, которые в последствии будут перепроданы. Нужно также акцентировать внимание на том, что из области действия подобного договора (сделки с товарами промышленного производства, имеющие характер разовой договоренности) исключены сделки об экспорте и импорте сырья, а также долгосрочные договоренности о продажах. Образец договора ICC для международной купли-продажи целенаправленно составлен так, чтобы максимально гармонировать с положениями Венской конвенции 1980 г.

Типовой договор ICC коммерческого представительства (типовой агентский договор). При проведении экспансии компании на международный рынок часто встречающейся ступенью становится использование коммерческих агентов из других стран. Коммерческий представитель занимает положение независимого торгового представителя, который получает прибыль в виде комиссионных.

Польза от сотрудничества с представителями состоит в том, что они обладают необходимыми знаниями об особенностях местных условий рынка, сектора промышленности, а также имеют заинтересованность в развитии своей территории. Для коммерческого представительства необходимо значительно большие инвестиции, чем если используется обычный экспорт прямым способом, так как экспортер имеет дополнительные расходы на переговоры и заключение сделки с представителем, а также отдавать ему часть прибыли. Не смотря на это, другие методы расширения бизнеса в иностранные государства, такие как открытие филиала или совместного предприятия, на практике оказываются все же более дорогостоящими, чем использование агентов.

Типовой дистрибьюторский договор ICC (монопольный импортёр-дистрибьютор). У дистрибьюторства есть общие черты с коммерческим представительством, в данном случае дистрибьютор аналогичным образом договаривается о сотрудничестве с иностранным посредником. Отличием выступает то, что дистрибьютор действительно покупает товары, для того, чтобы потом перепродать их с прибылью на оговоренной территории (агентами товар не приобретается, они также не являются и их собственниками, их цель – создание нового рынка).

Типовой договор ICC выборочного дистрибьюторства (монопольный импортёр-дистрибьютор). При осуществлении выборочного дистрибьюторства возникает такая схема, при которой товар реализуется при помощи сети специальных фирм, которые занимаются перепродажей. Такая схема обычно используется для реализации товаров высокой стоимости, таких как предметы роскоши или продукты высоких технологий. Благодаря использованию выборочного дистрибьюторства дает экспортеру возможность не только контролировать то, каким образом реализуется товар, но также и предоставлять конечному потребителю некоторый уровень послепродажного обслуживания. Для того, чтобы поддерживать строгие критерии селекции для розницы делает необходимой сеть закрытого типа, которая запрещает участвующим в ней компаниям продавать товары неавторизованным дилерам.

Типовой франчайзинговый договор ICC. Среди всех способов расширения бизнеса на международном рынке рядом особенностей выделяется франчайзинг, при котором франшизодатель (он же франчайзер) дает франшизополучателю (он же франчайзи) право применять некоторую совокупность прав на определенную собственность интеллектуального характера, а также стратегии ведения бизнеса и репутацию бренда взамен на плату, которая обычно является процентной частью последующих продаж. В значительной части современных государств сделки в области франчайзинга подлежат строгой регулировке законом.

Франчайзеры имеют два основных способа расширения своей компании на международном рынке: через прямой франчайзинг или же при помощи конструкции «мастер-франшизы». Последний термин обозначает соглашение, по которому партнер франчайзера из другой страны заключает сделки субфраншизы и тем самым расширяет территорию. Стандартный договор ICC для франчайзинга создан как для прямого, так и единоличного франчайзинга. С целью создания договоров по «мастер-франшизам» на международном рынке УНИДРУА сформулировало руководство.

Типовой договор ICC для сделки на строительство «под ключ». Такие сделки «под ключ» являются сделками, в чьих рамках один из участников берет на себя обязанность создать проект и провести в дальнейшем возведение определенного объекта, предназначенного для промышленности для заказчика. Понятие «под ключ» указывает на обязательство исполнителя выполнить полный комплекс услуг и работ, а также передать материалы для того, чтобы заказчик мог «простым поворотом ключа» запустить объект в работу.

Образец соглашения ICC для сделки на строительство «под ключ» включает в себя расширенные универсальные употребления в сравнении с аналогичными контрактами, созданные организациями ФИДИК или Оргалайм.

Типовой договор ICC для реализации крупных проектов «под ключ». Стандартное соглашение ICC для реализации крупных проектов «под ключ» представляет собой версию Типового договора ICC для строительства объектов «под ключ», но обладающей большей подобностью и полнотой. Это стандартное соглашение включает в себя 110 страниц и существует для образования схемы, которая помогает во время переговоров об условиях масштабных проектов строительного или инжинирингового характера или тех из них, что обладают высокой стоимостью. Интересно то, что это соглашение включает в себя подробные пункты об урегулировании разногласий путем подачи заявки в Объединенный совет по разрешению споров (CDB). Стороны, участвующие в договоре, получают возможность миновать многие спорные ситуации или же в короткий срок разрешить их во многом именно из-за того, что указанные выше положения такие подробные.

Типовой договор ICC случайного посредничества. Схема дистрибуции, предполагающая использование посредника, которого также именуют «комиссионером» занимает важное место в числе существующих вариантов дистрибьюторства. Естественным является желание комиссионера в таком положении оказаться защищенным договором об неразглашении информации, а также невозможности его обхождения. Одним из предназначений такого рода договора является предотвращение применения участниками сделки данных, содержащихся в соглашении, недобросовестно – например, с целью миновать комиссионера и напрямую связаться с производителем. ICC применяет понятие «случайное посредничество» для наименования того участника, который принимает на себя обязанность предоставить услуги одной или нескольким компаниям без взятия на себя обязанностей постоянного характера.

Типовой договор ICC о передаче технологий. Такого рода нормативные акты, как международные лицензии на пользование патентом или ноу-хау подпадают под определение «передачи технологий». Стандартное соглашение ICC для сделок такого рода было целенаправленно создано для таких случаев, в которых изготовитель передает лицензиату лицензию на некую конкретную общность прав на собственность промышленного характера и право пользоваться информацией с той целью, чтобы предоставить лицензиату способность создавать товары с применением технологии лицензиара.

Типовой договор ICC для слияний и поглощений № 1 – Договор купли-продажи акций. Каждая компания на определенном этапе своего развития на международном уровне начинает стремиться получать доступ к новым рынкам через покупку компаний, как сразу целиком, так и отдельными частями. Подобные покупки могут представлять собой в значительной степени сложный процесс и требоваться исполнения местных нормативных актов о ценных бумагах. Типовой договор ICC для слияний и поглощений – это первый из группы стандартных соглашений, посвященных переходу фирм или бизнеса иностранному покупателю. Данный стандартный договор представляет собой сделку по купле-продаже акций (SPA), предназначенную для приобретения всех ценных бумаг предприятия, которые были выпущены. Его использование для покупки публичных фирм или же комплексных сделок не предполагалось, так как они определяются жесткими нормативными актами о ценных бумагах.

Типовой договор ICC о лицензировании товарных знаков. Высокую скорость распространения на международном рынке потребительские бренды, а также брендированные продукты часто получаются благодаря соглашениям о лицензировании товарных знаков. Для вхождения на определенный рынок или же сектор, могут потребоваться средства, которых нет у владельца выгодного товарного знака, к примеру наименования знаменитой марки. Производитель из другой страны или другой лицензиат может предложить развитие рынка, сектора, а также оплату процентов взамен на возможность применять определенную марку по условиям соответствующего соглашения. Данный стандартный договор ICC базируется на идее, что разработка и производством будет проводиться лицензиатом, а также на том, что главной задачей лицензиара будет проверка, подходит ли уровень продукции под репутацию бренда, ассоциированного с этим товарным знаком.

Типовой договор ICC о конфиденциальности. Среди самых популярных условий соглашений конфиденциальность является одним из самых часто встречающихся. Данное стандартное соглашение ICC включает в себя как полный договор о конфиденциальности, так и отдельную оговорку о ней.

Порядок заключения и выполнения международного договора

Международное соглашение, которое было подписано государствами, выступающими в качестве договаривающихся сторон данного договора, обычно также подлежит ратификации или принятию (утверждению). В силу договор вступает в зависимости от того, как указано в его тексте либо с момента подписания, либо после того, как стороны обменяются грамотами о ратификации или же уже после того, как они будут переданы депозитарию для хранения. Публикация международных договоров обычно осуществляется заинтересованными сторонами в официальных изданиях правительства страны, а также различной периодической печати, сборниках и так далее. В некоторых странах, силой закона обладают именно обнародованные, то есть промульгированные, международные соглашения.

Существует возможность регистрации заключенных международных соглашений как в Секретариате ООН, так и в органах иных международных организаций. Организация Объединенных Наций публикует зарегистрированные в ее Секретариате международные акты в специальных сборниках.

Прекращение действия международного соглашения возможно в ряде случаев: в связи с истечение срока его действия по условиям договора; после того, как все выполненные обязательства будут исполнены сторонами; по взаимному желанию участников; в рамках процедуры денонсации, ревизии (пересмотра); через аннулирование и в некоторых других случаях.

Право международных договоров определяет порядок заключения, исполнения и правового выхода из участия в соглашении. Данным вопросам посвящены такие документы, как Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года.

При заключении, а также выполнении и прекращении РФ международных договоров процесс регулируется законодательством. Все виды международных договоров Российской Федерации с другими странами, а также международными структурами заключаются либо от имени самой Российской Федерации (в таком случае, это межгосударственные договоры), либо от имени правительства (межправительственные), иных органов исполнительной власти федерального уровня (межведомственные соглашения). Все виды международных договоров РФ необходимо ратифицировать в форме закона.