Новые полномочия муниципальных депутатов Москвы*

1. Право больше слушать

Депутаты смогут заслушивать отчеты о деятельности главы управы, руководителей инженерной службы района, руководителя центра предоставления государственных услуг и главврача местной поликлиники.

Никаких организационных, кадровых, финансовых или иных решений по результатам таких «заслушиваний» депутаты принимать не вправе.

2. Право быть недовольными…

…и, как следствие, выражать недоверие главе управы. Впрочем, сделать это не так просто. Во-первых, только для начала обсуждения вопроса о недоверии нужны голоса половины депутатов. Во-вторых, решение о недоверии принимается двумя третями голосов. В-третьих, нельзя выразить недоверие главе управы в течение года со дня начала срока его полномочий и в течение года со дня отклонения предыдущей инициативы о выражении недоверия. Наконец, даже если недоверие выражено, для мэра оно — всего лишь необязательная рекомендация.

3. Право согласовывать

Депутаты смогут согласовывать:

  • планы благоустройства дворов, парков и скверов;
  • перечень домов, подлежащих капремонту;
  • акт префектуры о выборе участка для строительства гаражей и объектов религиозного назначения;
  • схемы размещения нестационарных торговых объектов и сезонных кафе;
  • план размещения объектов капитального строительства площадью до 1500 кв. м.

Ограничение объема объектов капстроительства 1500 квадратными метрами фактически выводит большую часть строительства в районе за пределы компетенции депутатов. Более того, чтобы запретить возведение таких объектов, а также гаражей и объектов религиозного назначения, потребуются две трети голосов депутатов.

4. Право планировать

Депутаты смогут формировать план дополнительных мероприятий по социально-экономическому развитию района. Но его объем будет ограничен бюджетными ассигнованиями правительства Москвы и в любом случае подлежит согласованию с главой управы.

* Согласно закону «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы», который вступает в силу с 1 августа 2012 года.

Муниципальные депутаты москвы полномочия

ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ от 11 июля 2012 года № 39 О НАДЕЛЕНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОКРУГОВ В ГОРОДЕ МОСКВЕ ОТДЕЛЬНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ГОРОДА МОСКВЫ

1. Совет депутатов состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах жителями на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.

2. Полномочия Председателя Совета депутатов исполняет глава муниципального округа.

3. Совет депутатов состоит из 13 депутатов.

4. Срок полномочий Совета депутатов – 5 лет.

5. Совет депутатов может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

6. Совет депутатов осуществляет свои полномочия на заседаниях. Заседания Совета депутатов проводятся в соответствии с Регламентом Совета депутатов, но не реже одного раза в три месяца.

Регламент Совета депутатов принимается большинством голосов от установленной численности депутатов.

7. Вновь избранный Совет депутатов собирается на первое заседание не позднее 30 дней со дня избрания Совета депутатов в правомочном составе в порядке, установленном Регламентом Совета депутатов.

8. Заседание Совета депутатов правомочно, если на нем присутствуют не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

9. Советом депутатов могут образовываться постоянные комиссии, рабочие группы и иные формирования Совета депутатов в порядке, установленном Регламентом Совета депутатов.

10. Полномочия Совета депутатов прекращаются со дня начала работы Совета депутатов нового созыва (его первого заседания).

11. Полномочия Совета депутатов могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Полномочия Совета депутатов также прекращаются:

1) в случае принятия Советом депутатов решения о самороспуске, в порядке, предусмотренном настоящим Уставом;

2) в случае вступления в силу решения Московского городского суда о неправомочности данного состава депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3) в случае преобразования муниципального округа;

4) в случае увеличения численности избирателей муниципального округа более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального округа.

12. Досрочное прекращение полномочий Совета депутатов влечет досрочное прекращение полномочий депутатов.

13. В случае досрочного прекращения полномочий Совета депутатов досрочные выборы депутатов проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

14. Совет депутатов имеет печать и бланки с изображением герба муниципального округа.

Полномочия Совета депутатов

1. В исключительной компетенции Совета депутатов находится:

1) принятие Устава муниципального округа (далее – Устав) и внесение в Устав изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития муниципального округа, утверждение отчетов об их исполнении;

4) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

5) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

6) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

7) осуществление права законодательной инициативы в Московской городской Думе в порядке, установленном законом города Москвы;

8) принятие решения о проведении местного референдума;

9) принятие решения об участии муниципального округа в организациях межмуниципального сотрудничества;

10) образование постоянных комиссий Совета депутатов;

11) внесение в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, Комиссию по монументальному искусству предложений по вопросам местного значения в соответствии с пунктом 2 статьи 3 настоящего Устава;

12) согласование предложений по вопросам местного значения, установленных подпунктом 18 пункта 2 статьи 3 настоящего Устава;

13) внесение предложений в соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 3 настоящего Устава;

14) установление порядка реализации правотворческой инициативы граждан;

15) принятие решения об удалении главы муниципального округа в отставку в случаях и порядке, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

16) заслушивание ежегодных отчетов главы муниципального округа о результатах его деятельности, деятельности администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов.

2. К полномочиям Совета депутатов по решению вопросов местного значения относится:

1) установление местных праздников и иных зрелищных мероприятий, развитие местных традиций и обрядов;

2) учреждение знаков отличия (почетных знаков, грамот, дипломов) муниципального округа, как формы признания заслуг и морального поощрения лиц и организаций за деятельность во благо жителей и установление порядка их присвоения, награждения;

3) участие в проведении публичных слушаний по вопросам градостроительства;

4) участие в организации работы общественных пунктов охраны порядка и их советов;

5) принятие решения о подготовке, переподготовке и повышении квалификации главы муниципального округа за счет средств местного бюджета.

6) иные полномочия, установленные настоящим Уставом.

3. Совет депутатов осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и законами города Москвы.

Порядок самороспуска Совета депутатов

1. Самороспуск Совета депутатов – досрочное прекращение осуществления Советом депутатов своих полномочий (далее – самороспуск).

2. С мотивированной инициативой о самороспуске может выступить группа депутатов численностью не менее 50 процентов от установленной численности депутатов, путем подачи главе муниципального округа письменного заявления, подписанного депутатами этой группы.

3. Письменное заявление, указанное в пункте 2 настоящей статьи, должно быть рассмотрено на заседании Совета депутатов не позднее чем через 30 дней со дня его получения главой муниципального округа.

4. Решение Совета депутатов о самороспуске принимается Советом депутатов большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов.

5. Решение Совета депутатов о самороспуске подлежит официальному опубликованию не позднее семи дней со дня его принятия.

6. Решение Совета депутатов о самороспуске не позднее трех дней со дня его принятия должно быть доведено до сведения избирательной комиссии, проводившей выборы на территории муниципального округа.

Депутат

1. Депутат в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом города Москвы, законами города Москвы, настоящим Уставом, муниципальными правовыми актами.

2. Срок полномочий депутата – 5 лет.

3. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Совета депутатов нового созыва (его первого заседания).

4. Срок полномочий депутата, указанный в пункте 2 настоящей статьи, не может быть изменен в течение текущего срока полномочий депутатов, за исключением случаев, указанных в пункте 7 настоящей статьи.

5. Депутаты осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.

6. Формы деятельности депутата и порядок их осуществления устанавливается Регламентом Совета депутата.

7. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае:

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий Совета депутатов;

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

Читайте так же:  Федеральный закон о налогах на имущество физических лиц 2003-1

11) в иных случаях, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

8. Решение Совета депутатов о досрочном прекращении полномочий депутата принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Совета депутатов, – не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Гарантии осуществления полномочий депутата

1. Депутат в связи с осуществлением своих полномочий:

1) осуществляет правотворческую инициативу;

2) пользуется правом на материально-техническое обеспечение своей деятельности;

3) пользуется правом на прием в первоочередном порядке должностными лицами территориальных органов исполнительной власти города Москвы, в границах территорий которых находится муниципальный округ, территориальных структурных подразделений органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, руководителями организаций независимо от их организационно-правовой формы, действующих на территории муниципального округа (далее – организации), и органов управления общественных объединений, действующих на территории муниципального округа (далее – общественные объединения), по вопросам местного значения или по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы, переданных органам местного самоуправления законами города Москвы (далее – переданные полномочия);

4) пользуется правом на беспрепятственный доступ к правовым актам, изданным органами и должностными лицами местного самоуправления;

5) пользуется правом на обеспечение условий для приема избирателей, проведения встреч с избирателями и отчетов перед ними;

6) вправе обращаться в письменной или устной форме в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, к соответствующим должностным лицам и руководителям по вопросам местного значения или по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий;

7) вправе направлять депутатские запросы в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления, их должностным лицам по вопросам местного значения или по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий;

8) вправе непосредственно участвовать в рассмотрении поставленных им в обращении к должностным лицам вопросов;

9) вправе получать и распространять информацию;

10) вправе выступать по вопросам местного значения или по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий в средствах массовой информации.

2. Гарантии прав депутата при привлечении его к уголовной и административной ответственности устанавливаются федеральным законодательством.

3. Гарантии осуществления депутатом своих полномочий обеспечиваются в соответствии с Законом города Москвы от 25 ноября 2009 года № 9 «О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в городе Москве» и решениями Совета депутатов.

Полномочия муниципальных депутатов в Москве. Что они могут на самом деле?Обзор комментариев и мнений

Накануне неотвратимо приближающихся муниципальных выборов в Москве осенью этого года мы решили проанализировать, насколько широки полномочия тех самых муниципальных депутатов, которых мы будем избирать. Мы обратились за комментариями к юристам, и предлагаем вашему мнению этот обзор.

Как отмечает заместитель генерального директора компании «ЮрЛига-М» Леонид Филатов, «в целом, полномочий у депутатского корпуса в Советах депутатов столицы крайне мало, несмотря на постоянную шумиху об их расширении.

В действительности, за последние годы произошла девальвация статуса местного депутата, который не способен в одиночку решать проблемы своих избирателей, Советы депутатов стали проводниками не мнения местного сообщества жителей, а утилитарных решений органов исполнительной власти. Какие есть у депутатов реальные полномочия? Никаких, кроме тех, которые формально зафиксированы, но не реализуемые на практике.

Как правило, депутат способен, в лучшем случае принять жителя в день своего дежурства (раз-два в месяц по часу) и направить депутатский запрос, который ничего по сути не решает.

Депутаты, формально, занимаются вопросами попечительства и опеки, а также организацией спортивно-досуговой работы с жителями района. Однако, всё это в основном на словах или на бумаге.

Депутатам предоставлено право распоряжаться имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и принимать муниципальный бюджет.

Однако, если поприсутствовать на заседании Совета депутатов, когда принимается муниципальный бюджет и задать вопрос любому их них: «Чем Вы руководствовались при принятии именно такого муниципального бюджета?», то четкого ответа услышать практически никогда не придётся, т.к. часть депутатов вообще смутно понимают то, за что они голосуют.

Увы, но мундепы реально так и не стали важным связующим звеном в системе «общество — государство» и авторитет их с каждым годом падает».

Как отмечает главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы», кандидат юридических наук Дмитрий Ястребов: «Проблема полномочий муниципальных депутатов в городе Москве, весьма актуальна в преддверии выборов в Советы депутатов (муниципальные собрания) осенью 2017 года.

Маловероятна ожесточенная борьба на этих выборах, многие разочарованы в своих избранниках, в том числе и из-за того, муниципальная реформа так и не сделала местных депутатов реальными субъектами столичной политики, а местное самоуправление – прочной основой демократии и гражданского согласия. Часть, решений принимаются депутатами, без учета мнения местных жителей, что подрывает авторитет муниципальной власти.

Полномочия муниципальных депутатов, остаются достаточно скромными, несмотря на то, что с 2012 г. им неоднократно «подбрасывали» дополнительные, но не особо значимые полномочия.

Депутат имеет право реализовывать свои полномочия в следующих основных формах:

1) осуществлять правотворческую инициативу, чем пользуется крайне редко;

2) пользоваться правом на прием в первоочередном порядке должностными лицами территориальных органов исполнительной власти города Москвы, в границах территорий которых находится муниципальный округ;

3) пользоваться правом на обеспечение условий для приема избирателей, проведения встреч с избирателями и отчетов перед ними;

4) вправе обращаться в письменной или устной форме в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, к соответствующим должностным лицам и руководителям по вопросам местного значения или по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий;

5) вправе направлять депутатские запросы в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления, их должностным лицам по вопросам местного значения или по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий;

6) вправе непосредственно участвовать в рассмотрении поставленных им в обращении к должностным лицам вопросов;

7) вправе выступать по вопросам местного значения или по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий в средствах массовой информации;

8) вправе участвовать в заседаниях Совета депутатов, а также в работе постоянных комиссий, рабочих групп и иных формирований Совета депутатов;

9) вправе участвовать в работе по подготовке проектов муниципальных нормативных и иных правовых актов Совета депутатов и поправок к ним;

10) вправе направлять депутатский запрос и депутатское обращение.

Однако, депутатское обращение подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», как и обращения граждан. Депутатский запрос – рассматривается в срок до 15 дней.

Таким образом, депутатское обращение, практически ничем не отличается от аналогичного обращения гражданина, а депутатский запрос – лишь имеет сокращенный срок рассмотрения.

Необходимо отметить, – часть полномочий Совета депутатов сформулирована таким образом, что при принятии решения о недопущении, например, какого-либо строительства, решение будет иметь силу, лишь при условии, что две трети от установленной численности депутатов Совета депутатов не проголосуют «ПРОТИВ» согласования этого строительства. А этот результат получить, практически невозможно, если эта стройка «одобрена» органами исполнительной власти.

Также, много будет зависеть и от того, на сколько Совет депутатов хочет уклониться от обсуждения проблемной темы (проекта). Так, ряд решений советов депутатов, принимаемые при реализации отдельных полномочий, принимаются в течение 30 дней со дня внесения вопроса на рассмотрение в Совет депутатов. Если в течение установленных сроков решения советов депутатов не были приняты, представленные на согласование проекты «считаются согласованными».

То есть, достаточно пропустить по какой-нибудь «технической причине» этот срок, и в результате — автоматическое одобрение проблемного проекта (например застройки территории общего пользования).

Таким образом, депутатам даже нет необходимости голосовать против какого-то решения, им достаточно просто «пропустить» срок, установленный законом для принятия решения, и «нужное» решение будет считаться принятым!

При этом важно ответить, фактическую безответственность депутатов перед своими избирателями.

Право на отзыв установлено лишь формально: сами депутаты и определяют перечень оснований и процедуру отзыва в уставе муниципального образования. Как правило, основаниями для отзыва депутата могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), но лишь в случае их подтверждения в судебном порядке».

Префектуры и управы перекрывают самоуправление

Муниципальные депутаты Москвы и Санкт-Петербурга начали борьбу за расширение полномочий местного самоуправления

Муниципальные депутаты Москвы и Санкт-Петербурга обратились в Конституционный суд с просьбой упразднить московские префектуры, районные управы и петербургские районы, которые подменяют местное самоуправление.

Обращение за подписью полутора десятков оппозиционных депутатов муниципальных собраний Москвы и муниципальных советов Санкт-Петербурга было подано одновременно в двух столицах в полдень в среду. Подачу петиции инициировали несколько инициативных групп: в столице это «Общественная коалиция в защиту Москвы» при поддержке объединения муниципальных депутатов «Наш город», в Петербурге – с подачи еще одного московского объединения «Реальная власть самоуправлению – народу».

Главное требование жалобщиков – признать незаконным существующий в двух столицах порядок административного деления, при которых районные управы в Москве и администрации районов в Санкт-Петербурге подменяют собой органы местного самоуправления – муниципальные собрания и муниципальные советы соответственно.

Два города федерального значения получили особый статус в системе местного самоуправления согласно закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ст. 79 этого закона говорит о том, что городская администрация по факту может самостоятельно определять, какие функции передавать местной власти, а какие оставлять за собой. «Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами (…) Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства», — говорится в тексте закона.

Читайте так же:  Летняя резина штраф россия

Естественно, с подачи мэрии Москвы и администрации Петербурга за местным самоуправлением был оставлен минимальный набор функций, которые свелись к организации деятельности органов опеки и попечительства, досуговых учреждений и проведения праздников районного масштаба. Муниципальной собственности, которая фактически оставалась единственным источником каких-то дополнительных средств, у муниципалитетов обеих столиц в ходе реформы также не оказалось: большинство объектов было переведено на баланс городов.

«Мы же понимаем, что ситуация, которая складывалась десять лет назад, и та, что есть сейчас, — разные, — объясняет «Газете.Ru» депутат муниципального совета петербургского округа Оккервиль Роман Шайхайдаров. – Настал момент наделить местную власть более значимыми полномочиями».

Один из заявителей в Москве, депутат муниципального собрания района Зюзино Константин Янкаускас, входящий в политсовет движения «Солидарность», настроен по отношению к нынешней системе разделения функций на районном уровне жестче: «Ст. 132 Конституции не содержит никаких отсылочных норм, а в соответствии со 131-м законом уставы города Москвы и Санкт-Петербурга ущемляют местное самоуправление».

В Москве к этому депутатов-активистов подталкивают недавно принятые поправки к городскому закону о местном самоуправлении. Они были приняты в связи с задуманным президентом Дмитрием Медведевым расширением столицы, которое практически без какого-либо обсуждения быстро было воплощено в жизнь столичными властями и их коллегами из Московской области.

Согласно принятым поправкам, с 1 июля этого года в столице будут существовать три разных типа самоуправления – муниципальные округа в районах «старой» Москвы, которые до реформы назывались «внутригородскими муниципальными образованиями», а на присоединенных территориях области – городские округа Троицк и Щербинка и 19 «поселений».

За каждым из этих типов закреплен свой пакет полномочий, причем за новоприсоединенными территориями он больше. Новые земли сохраняют за собой право вводить собственные налоги и сборы, решать проблемы с жильем малоимущих граждан, заниматься организацией начального и среднего образования, благоустройством и озеленением, изменять правила землепользования и застройки и ряд прочих функций, которые они имели, находясь в составе Московской области.

«В Москве в результате расширения границ к сегодняшнему дню сложилась парадоксальная ситуация: граждане, проживающие на территории одного субъекта Российской Федерации, имеют принципиально разный объем прав в сфере местного самоуправления», — говорится в обращении. Такая же ситуация, предупреждают истцы, может сложиться и в Санкт-Петербурге, к которому, как они опасаются, могут быть присоединены Гатчинский и Всеволожский районы Ленинградской области.

«Мы предлагаем Конституционному суду Российской Федерации воспользоваться правом законодательной инициативы (…) и внести в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации проект федерального закона об исключении» ст. 79 из ФЗ-131, указывают заявители.

По смыслу обращения и в Москве, и в Санкт-Петербурге одинаковые, так что, предположительно, по факту они будут рассмотрены Конституционным судом вместе.

Юридически эти обращения не подразумевают формального ответа со стороны КС, как это определено федеральным законом «О Конституционном суде Российской Федерации».

Янкаускас, один из нескольких десятков оппозиционных активистов, выбранных в муниципальные собрания на протестной волне 4 марта, называет подачу этого обращения «планом А». Он рассчитывает, что в скором времени в КС его коллегам можно будет подавать и на формальных основаниях, используя судебный прецедент. Подготовкой такового сейчас занимаются юрист Витта Владимирова и депутат муниципального собрания Лефортово Александра Андреева.

Для подачи жалобы в КС может быть использован готовящийся иск с требованием признания незаконными принятых 11 апреля этого года поправок в Градостроительный кодекс Москвы и закон «О защите зеленых насаждений».

Эти поправки упростили процедуру строительства на природных и озелененных территориях, правда не всех объектов, а только школ и детских садов, а также исключили из состава особо охраняемых природных территорий те участки, которые по факту заняты гаражами. «Эти поправки на самом деле позволяют вырубить и застроить все московские парки», — беспокоится Андреева.

Есть у инициаторов пересмотра еще один способ добиться желаемого – организовать городские референдумы по вопросу о расширении полномочий местного самоуправления. Для этого им потребуется широкая информационная кампания, частью которой, как признают инициаторы сегодняшнего обращения, может стать и петиция в КС.

«Пока это демонстрация», — комментирует инициативу председатель комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев. Он приветствует саму инициативу муниципальных депутатов, считая при этом необходимым расширение полномочий местного самоуправления. «Но в полном объеме добиться своих требований им не удастся», — говорит эксперт «Газете.Ru». «Московская власть в принципе готова на расширение прав муниципалитетов, но такая передача полномочий им будет осуществляться только шаг за шагом», — считает Глазычев.

Депутат Мосгордумы от «Единой России» Александр Семенников говорит об инициативе скептически. «Таких обращения в Конституционный суд были неоднократны — в 2002, 2003 годах, в 2005 году жалобу на положения закона Санкт-Петербурга «О местном самоуправлении» суд даже не принял, — рассуждает он. — Так что на вопрос, вправе ли субъекты Федерации Москва и Санкт-Петербург разграничивать полномочия между исполнительной властью и местным самоуправлением так, как они это делают, ответ «да». Депутат указывает, что ссылка на единство городского хозяйства в законе — это не пустой звук. «Коммуникационные системы одни, канализация, электроэнергетические сети, в городе, где каждый из 125 районов будет самостоятельно решать вопросы городского управления будет сложно жить», — заявил Семенников «Газете.Ru». В то же время депутат не исключил, что в дальнейшем городские власти смогут передать какие-то функции вниз, в рамках объявленной Медведевым децентрализации. Семенников назвал лишь одну такую область — размещение объектов мелкорозничной торговли. Передача муниципалитетам вопросов благоустройства территорий уже вызовет, по его мнению, сложности — «передавать полномочия можно только вместе с бюджетом».

Кто такой муниципальный депутат

10 сентября муниципальные выборы прошли в 125 районах Москвы. По данным столичного избиркома, на 1502 мандата выдвинулись 8329 кандидатов. Среди них были как самовыдвиженцы, так и представители 32 партий. О том, кто такие муниципальные депутаты,— в справке “Ъ”.

Депутатом представительного органа муниципального образования может быть избран совершеннолетний гражданин России, не имеющий гражданства или вида на жительство в другой стране.

Полномочия депутатов отличаются в зависимости от региона и часто напоминают волонтерскую нагрузку. В Москве муниципалитеты в основном занимаются вопросами досуга, капитального ремонта домов, благоустройства дворов, опеки и попечительства. Главной мерой воздействия для них является депутатский запрос, на который представители власти и организаций обязаны ответить в течение месяца.

По закону муниципальные депутаты обязаны раз в месяц принимать избирателей и раз в год информировать их о своей работе на встречах или через СМИ. С этим связано одно из главных преимуществ работы «низового» депутата: он может без уведомления властей встречаться с избирателями во дворах и помещениях, предоставленных органами местного самоуправления.

Влияние муниципальных депутатов обычно возрастает во время предвыборных кампаний. В 2012 году, когда в России вернули прямые выборы губернаторов, законодатели ввели муниципальный фильтр. С тех пор кандидатам нужно собрать от 5% до 10% подписей муниципальных депутатов и глав муниципальных образований, чтобы зарегистрироваться на выборах главы региона.

Муниципальные депутаты, так же, как и их коллеги из Государственной думы, отчитываются о своих доходах и пользуются закрепленной в УПК депутатской неприкосновенностью (предусмотрен особый порядок привлечения их к ответственности). Но при этом они не получают зарплату. Одной из немногих привилегий считается бесплатный проезд в общественном транспорте.

Во многом из-за этого большинство муниципальных депутатов занято лишь частично, но 10% депутатского корпуса работают на постоянной основе. В этом случае они не могут заниматься бизнесом, руководить некоммерческими организациями или работать за вознаграждение (исключение сделано только для преподавательской, научной и творческой деятельности). Кроме того, муниципальный депутат не может совмещать свою деятельность с государственной службой, работой в Госдуме РФ или заксобрании региона.

Срок полномочий избранных депутатов устанавливается уставом муниципального образования, но он не может быть меньше двух или больше пяти лет. Число депутатов в представительном органе может отличаться: в Москве оно не должно быть меньше десяти человек. Прекратить полномочия депутата можно в нескольких случаях — в частности, его могут отозвать избиратели, признать в суде недееспособным или призвать в армию.

муниципальный округ аэропорт

Полномочия Главы Муниципального округа

Статья 15. Полномочия главы муниципального округа

1. Глава муниципального округа в пределах предоставленных ему полномочий:

1) представляет муниципальный округ в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального округа;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, муниципальные нормативные и иные правовые акты, принятые Советом депутатов;

3) издает в пределах своих полномочий муниципальные правовые акты;

4) осуществляет организацию деятельности Совета депутатов;

5) ведет заседания Совета депутатов;

6) обеспечивает контроль за исполнением муниципальных нормативных правовых актов Совета депутатов;

7) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий города Москвы, переданных органам местного самоуправления законами города Москвы (далее – отдельные полномочия города Москвы);

8) взаимодействует с общественными объединениями;

— требовать созыва внеочередного заседания Совета депутатов;

— вносить в Совет депутатов инициативу о проведении опроса граждан;

— назначить публичные слушания;

— проводить собрания граждан;

10) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов местного самоуправления;

11) принимает решение о создании официального сайта главы муниципального округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о его деятельности (далее – официальный сайт главы муниципального округа);

Читайте так же:  Ликвидация завода

12) иные полномочия, установленные настоящим Уставом, муниципальными нормативными и иными правовыми актами Совета депутатов.

2. Глава муниципального округа ежегодно, не позднее 1 марта, представляет Совету депутатов отчет о результатах своей деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов.

3. Полномочия главы муниципального округа прекращаются досрочно в случае:

2) отставки по собственному желанию;

3) удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

4) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

10) отзыва избирателями;

11) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального округа;

12) преобразования муниципального округа;

13) увеличения численности избирателей муниципального округа более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального округа.

3.1. Глава муниципального округа должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами.

4. Заявление об отставке по собственному желанию подается главой муниципального округа в Совет депутатов.

5. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального округа оформляется муниципальным правовым актом Совета депутатов, в котором определяется дата прекращения полномочий главы муниципального округа.

6. В случае временного отсутствия или досрочного прекращения полномочий главы муниципального округа его полномочия временно исполняет заместитель Председателя Совета депутатов.

муниципальный округ аэропорт

Полномочия Совета депутатов
муниципального округа

Статья 9. Полномочия Совета депутатов

1. В исключительной компетенции Совета депутатов находятся:

1) принятие Устава и внесение в него изменений и дополнений;

2) рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

5) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий;

6) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

7) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

8) осуществление права законодательной инициативы в Московской городской Думе, в порядке, установленном законом города Москвы;

9) принятие решения о проведении местного референдума;

10) принятие решения об участии муниципального округа в организациях межмуниципального сотрудничества;

11) внесение в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы предложений:

а) к проектам городских целевых программ;

б) об установлении и упразднении на территории муниципального округа особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий в городе Москве;

в) по созданию условий для развития на территории муниципального округа физической культуры и массового спорта;

г) по организации и изменению маршрутов, режима работы, остановок наземного городского пассажирского транспорта;

д) по повышению эффективности охраны общественного порядка на территории муниципального округа;

е) по благоустройству территории муниципального округа;

12) внесение в Комиссию по монументальному искусству предложений по возведению на территории муниципального округа произведений монументально-декоративного искусства;

13) образование постоянных комиссий Совета депутатов;

14) согласование вносимых управой района Аэропорт города Москвы в префектуру Северного административного округа города Москвы предложений:

а) по схеме размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети;

б) по вопросам целевого назначения находящихся в государственной собственности города Москвы нежилых помещений, расположенных в жилых домах;

15) установление порядка реализации правотворческой инициативы граждан;

16) внесение в соответствии с Законом города Москвы от 25 июня 2008 года № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» в орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры, или в соответствующую окружную комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы предложений в части, касающейся территории муниципального округа:

а) к проектам Генерального плана города Москвы, изменений Генерального плана города Москвы;

б) к проектам правил землепользования и застройки;

в) к проектам территориальных, отраслевых схем, содержащих положения о развитии, реконструкции, реорганизации жилых территорий, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и исторических зонах;

г) к проектам планировки территорий;

д) к проектам межевания не подлежащих реорганизации жилых территорий, на территориях которых разработаны указанные проекты;

е) к проектам разработанных в виде отдельных документов градостроительных планов земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на не подлежащей реорганизации жилой территории;

ж) к проектам решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства или на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства;

17) принятие решения об удалении главы муниципального округа в отставку в случаях и порядке, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

18) заслушивание ежегодных отчетов главы муниципального округа о результатах их деятельности, деятельности аппарата , в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов;

2. К полномочиям Совета депутатов по решению вопросов местного значения относится:

1) установление и организация местных праздников и иных зрелищных мероприятий, развитие местных традиций и обрядов;

2) установление порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления в муниципальном округе (далее – территориальное общественное самоуправление), в том числе порядка регистрации уставов территориального общественного самоуправления и ведения реестра таких уставов;

3) учреждение знаков отличия (почетных знаков, грамот, дипломов) муниципального округа, как формы признания заслуг и морального поощрения лиц и организаций за деятельность во благо жителей и установление порядка их присвоения, награждения;

4) установление официальных символов и порядка их официального использования;

5) участие в проведении публичных слушаний по вопросам градостроительства;

6) участие в организации работы общественных пунктов охраны порядка и их советов;

7) содействие созданию и деятельности различных форм территориального общественного самоуправления, взаимодействие с их органами, а также органами жилищного самоуправления;

8) взаимодействие с общественными объединениями.

9) принятие решения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании главы муниципального округа за счет средств местного бюджета.

3. К полномочиям Совета депутатов относится:

— порядка осуществления аппаратом Совета депутатов от имени муниципального округа прав собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности;

— полномочий собрания (конференции) граждан, проживающих на территории муниципального округа (далее – граждане);

— размера должностного оклада, а также размера ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальному служащему в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;

— порядка и случаев проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы;

— порядка формирования кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы;

2) принятие муниципальных нормативных и иных правовых актов:

— об учреждении официального издания муниципального округа, о создании официального сайта Совета депутатов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащего информацию о его деятельности (далее – официальный сайт Совета депутатов);

— о самороспуске Совета депутатов в порядке, предусмотренном настоящим Уставом;

— о предоставлении субсидии бюджету города Москвы на финансирование общегородских расходов;

— о порядке и сроках утверждения численного состава инициативной группы граждан, имеющих право присутствовать на открытых заседаниях Совета депутатов при рассмотрении проектов муниципальных нормативных и иных правовых актов, внесенных на рассмотрение гражданами;

— о порядке назначения и проведения собрания (конференции) граждан;

— о порядке назначения и проведения опроса граждан;

— о порядке организации и проведения публичных слушаний;

— о поощрении главы муниципального округа;

— о видах поощрений муниципальных служащих;

а) квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, определенных Законом города Москвы от 22 октября 2008 года № 50 «О муниципальной службе в городе Москве» в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы, установленным названным Законом;

б) требований для замещения должностей муниципальной службы к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей муниципальных служащих с учетом задач и функций аппарата Совета депутатов;

в) перечня должностей муниципальной службы с ненормированным рабочим днем.

3) установление порядка:

— ведения реестра муниципальных служащих;

— предоставления муниципальному служащему гарантий, установленных федеральным законодательством и законами города Москвы;

— оплаты труда муниципальных служащих;

— официального опубликования итогов голосования по отзыву депутата и сроков их опубликования;

— структуры аппарата Совета депутатов;

— Регламента Совета депутатов.

4. Иные полномочия, установленные федеральными законами, законами города Москвы и настоящим Уставом.