Оглавление:

Налог на прибыль предприятия 2011

Библиографическая ссылка на статью:
Шагунова М.А. Налог на прибыль организаций на примере коммерческого предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5359 (дата обращения: 23.09.2018).

Налог на прибыль организации является основным источником пополнения бюджета Российской Федерации. Основной целью любой организации является получение прибыли, а налог на прибыль организации у большинства предприятий является наиболее весомым в общей структуре налогового бремени. И нередко организации, пытаясь уклониться от налогов, в том числе и от налога на прибыль, используют незаконные схемы. В своем исследовании на примере коммерческого предприятия, изучив его финансовое состояние, налоги, уплачиваемые им, мы выявили возможности законного уменьшения налога на прибыль.

Согласно ст.8 НК РФ понимает налог как обязательный, безвозмездный платеж организаций/физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства/муниципальных образований. [1]

Налог на прибыль организаций – это прямой налог, взимаемый с прибыли предприятия за минусом суммы установленных вычетов и скидок.

Согласно ст. 247 НК, объект налога на прибыль – это прибыль полученная налогоплательщиком, в свою очередь под прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Общую характеристику налоге на прибыль можно свести в следующую таблицу 1.

Таблица 1 – Краткая характеристика налога на прибыль организации

Тип налога на прибыль

Налог с предприятий и организаций

Следует так же отметить, что прибыль согласно бухгалтерскому балансу и прибыль для целей налогообложения часто не совпадают из-за разницы в методах определения прибыли.

Классификация доходов/расходов для определения налога на прибыль включает две группы:

— доходы/расходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (иначе – доходы от реализации);

Налоговые ставки по налогу на прибыль организации установлены согласно ст.284 Налогового кодекса РФ. Ставок несколько – 0%, 9%, 15%, 20%, которые применяются в зависимости от объекта налогообложения. Базовая ставка на сегодня составляет 20%: 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% — в бюджеты субъектов РФ. [2]

Главой 25 НК РФ предусмотрены два метода признания доходов/расходов в налоговом учете: метод начислений и кассовый метод. Разница двух методов состоит в порядке признания доходов/расходов.

Основным видом деятельности исследуемого коммерческого предприятия является вылов и переработка рыбной продукции. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации был проведен на основе предоставленных предприятием данных в открытом доступе на сайте компании, за 2010-2011гг.

Коммерческое предприятие отвечает общим требованиям, которые предъявляются к хозяйствующим субъектам в условиях рынка, и имеет свою специфику в формировании собственных средств и активов. Анализ финансово-хозяйственной деятельности, проведенный на основе бухгалтерской отчетности компании показал, что коммерческое предприятие имеет достаточный уровень финансовой устойчивости. Однако выявлен ряд недостатков, на которые руководству компании следовало бы обратить внимание.

Таблица 2 – Анализ платежеспособности исследуемой организации в 2010-2011гг.

Значения показателей 2010 г.

Значения показателей 2011 г.

Коэффициент абсолютной ликвидности

Коэффициент текущей ликвидности

Коэффициент критической ликвидности

Коэффициент восстановления платежеспособности

Что касается уровня платежеспособности организации в 2011 г. (таблица 2), он снизился относительно 2010г. по всем показателям. Из чего делаем вывод о том, что баланс не является абсолютно ликвидным, соответственно предприятие не сможет своевременно рассчитаться по краткосрочным обязательствам при возникшей необходимости. Но так же стоит отметить, что коэффициент текущей ликвидности и восстановления платежеспособности находятся в рамках нормативов – не менее 1.

Говоря о рентабельности исследуемой компании (таблица 3), мы выявили что, рентабельность продаж по чистой прибыли выросла на 1,2 %, в тоже время как рентабельность собственного капитала снизилась на 41,3%.

Таблица 3 – Анализ рентабельности исследуемой компании в 2010-2011 гг.

Значения показателей 2010г.

Значения показателей 2011г.

Рентабельность продаж по чистой прибыли

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли

Рентабельность заемного капитала

Рентабельность основной деятельности по чистой прибыли

Увеличение плеча финансового рычага компании (таблица 4) связано с увеличением собственных средств компании. Так в 2010-2011гг. на 1 рубль собственных средств компания привлекла 0,84-0,99 рубля.

Расчет коэффициента финансовой устойчивости коммерческого предприятия показал, что он ниже расчетных нормативов – 0,6, а это говорит о недостаточности собственных средств, финансируемых за счет устойчивых финансовых источников.

Таблица 4 – Анализ финансовой устойчивости исследуемой организации в 2010-2011гг.

Значения показателей 2010г.

Значения показателей 2011г.

Коэффициент финансовой устойчивости

Коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага)

Коэффициент маневренности собственного капитала

Низкий показатель коэффициента оборачиваемости активов организации (таблица 5) в исследуемый период – 2010-2011гг. означает бездействие части собственных средств, что указывает на необходимость вложения собственных средств в другой более подходящий источник доходов.

Таблица 5 – Анализ оборотного каптала исследуемой организации в 2010-2011 гг.

Значения показателей 2010г.

Значения показателей 2011г.

Коэффициент оборачиваемости активов (коэффициент капиталоотдачи)

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

Коэффициент оборачиваемости денежных средств

Коэффициент оборачиваемости краткосрочной дебиторской задолженности

Коэффициент оборачиваемости запасов

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

Длительность одного оборота (в днях) оборотных активов

Длительность одного оборота (в днях) денежных средств

Длительность одного оборота (в днях) краткосрочной дебиторской задолженности

Длительность одного оборота (в днях) запасов

Длительность одного оборота (в днях) кредиторской задолженности

Снижение оборачиваемости дебиторской задолженности в 2010-2011гг. отражает ухудшение платежной дисциплины покупателей – своевременное погашение покупателями задолженности перед предприятием и сокращение продаж с отсрочкой платежа. Динамика этого показателя во многом зависит от кредитной политики предприятия, от эффективности системы контроля, обеспечивающей своевременность поступления оплаты.

Анализ использования основных средств в 2010-2011гг. показал рост как фондоотдачи на 1,4 пункта, так и фондоемкости, что говорит об эффективности их использования.

Производительность труда в исследуемой компании в 2010-2011гг. снизилась за счет непропорционального роста сотрудников и выручки. В 2010г. на предприятии работало 597 сотрудников, в 2011г. – 621 человек.

Исследуемая организация своевременно производит уплату всех налогов и сборов, соответствующих законодательству.

Таблица 6 – Сведения об уплате налогов и взносов в бюджет и во внебюджетные фонд исследуемого предприятия в 2010-2011гг. [3]

Как видно из таблицы 6, значительно вырос налог на добавленную стоимость – 230%, взносы в ПФР и ФОМС – 128% и 161% соответственно, снизились: сбор за водные биологические ресурсы – 94%, плата за загрязнение окружающей среды – 87%.

На рисунке 1 представлено долевое участие каждого вида налогов, уплачиваемого исследуемой организацией, в общей структуре. Из последнего видно, что основную долю налоговых выплат компании оставляет налог на прибыль – 36%.

Рисунок 1 – Структура налогового бремени исследуемой компании в 2011гг.

Рассмотрим детально расчет налога н прибыль исследуемой коммерческой организации в 2010-2011гг. Доходы и расходы организации представлены в таблице 7.

Таблица 7 – Сведения о доходах и расходах исследуемой компании в 2010-2011гг. [3]

Таким образом, рассчитаем налоговую базу для налога на прибыль и сам налог на прибыль данной коммерческой организации в 2010-2011г.

Прибыль (убыток) до налогообложения (2010г.) = 1998828+430+172014 – 1247506 – 260688 – 52507 – 166006 = 444565 тыс.руб.

Прибыль (убыток) до налогообложения (2011г.) = 1995984 + 960+358338 – 1233770 – 294425 – 69899 – 286884 = 470304 тыс.руб.

Текущий налог на прибыль (2010г.) = 444565*0,2 – 188 – 10559 = 78166

Текущий налог на прибыль (2011г.) = 470304*0,2 – 63 – 1673 – 1507 + 7223 = 98041 тыс.руб.

Следует отметить, что выручка компании в 2011г. была ниже, чем в 2010г. всего на 1%, а налог на прибыль вырос на 123%. Рост налога на прибыль обусловлен ростом статьи «прочих доходов» в исследуемом периоде на 208%.

Любое предприятие стремится снизить налог на прибыль. Для осуществления этого можно использовать различные варианты учетной политики для целей налогообложения, предусмотренные в Налоговом Кодексе РФ. Рассмотрим те варианты по оптимизации налога на прибыль, которые подходят исследуемой коммерческой организации, таблица 8.

Таблица 8 – Варианты формирования учетной политики исследуемой организации для целей налогообложения по налогу на прибыль [4]

Элементы учетной политики

Таким образом, для снижения налога на прибыль исследуемой коммерческой организации мы предлагаем внести следующее изменения в учетную политику компании:

а) включить в состав расходов организации:

— Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет;

— Резерв на ремонт основных средств;

— Резерв по сомнительным долгам;

б) включать в состав внереализационных доходов скидки, предоставленные компанией покупателям согласно условиям договора;

в) приравнивать к внереализационным расходам убытки, полученные исследуемой организацией в предыдущем налоговом периоде, но выявленные в отчетном.

Как указывалось выше, анализ дебиторской задолженности организации выявил снижение оборачиваемости дебиторской задолженности, возникшей по договорам поставки и подтвержденной контрагентами. В тоже время компания не имеет резерва по сомнительным долгам. Ст.266 НК указывает, что сомнительным долгом признается любая не погашенная в срок задолженность перед организацией, которая возникла в связи с основной деятельностью. [1] Поэтому мы предлагаем использовать как вариант снижения налога на прибыль – формирование резерва по сомнительным долгам.

Порядок формирования резерва по сомнительным долгам включает их обязательную ревизию по срокам давности, согласно которой определяется сумма сомнительной задолженности для включения ее в резерв, учитываемый при налогообложении прибыли. Налоговое законодательство так же указывает, что необходимо следить за суммой резерва по сомнительным долгам, она не должна превышать 10% от выручки (доходов от реализации) данного отчетного периода (с учетом НДС).

Согласно НК РФ отчисления в зависимости от сроков задолженности исчисляется различным способом, таблица 9.

Таблица 9 – Порядок отчисления в резерв по сомнительным долгам [1]

Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет формируется согласно п. 24 ст. 255, ст. 324.1 НК РФ. Нормативно алгоритм и критерии формирования данного резерва в бухгалтерском учете не установлены, поэтому порядок зачисления, размер зачисляемых в него средств организация должна разработать самостоятельно и затем отразить в учетной политике. Величина резерва рассчитывается исходя из предполагаемых (плановых) расходов на выплату отпускных за год и начисляется в течение года ежемесячно из расчета 1/12 его годовой суммы. Но следует так же учесть, что для того, что бы налоговая инспекция признала начисленные суммы резерва в целях налогообложения, организация должна установить обоснованный критерий, по которому она на конец года будет уточнять размер остатка резерва, переходящего на следующий налоговый период.

Между суммами начисления и сформированным резервом, как правило, возникает разница, так как этот резерв формируют в периоде предыдущем отчетному, а сами начисление и выплата производятся уже в последующем. Согласно законодательству, остаток суммы данного резерва от фактического начисленного вознаграждения по итогам работы за предыдущий год с учетом ЕСН должен быть включен в расходы на оплату труда.

Предлагаемые меры позволят снизить налог на прибыль организации, тем самым увеличив чистую прибыль.

Налог на прибыль организаций 2017

Основание и правовые основы

Налог на прибыль является одним из основных налогов, уплачиваемых организацией, при условии, что она не применяет специальные налоговые режимы.

Правовые основы налога изложены в главе 25 НК РФ в статьях с 246 по 333.

Есть и региональные законы, регулирующие уплату налога на прибыль в части применения налоговых льгот.

Многочисленны и разъяснения Минфина и ФНС, которые хоть и не носят нормативного характера, но имеют большое значение и активно применяются для работы бухгалтерами и юристами.

Налогоплательщики

Плательщиками налога на прибыль являются:

  • Российские организации, кроме перешедших на специальные налоговые режимы — УСН, ЕНВД, ЕСХН, занимающихся игорным бизнесом и ряда других.
  • Иностранные организации, действующие через постоянные представительства в РФ, и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Организации, являющиеся ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются налогоплательщиками в отношении налога на прибыль организаций по этой консолидированной группе налогоплательщиков.

Освобождаются от уплаты налога на прибыль:

  1. Организации на ЕНВД или занимающиеся игорным бизнесом (если их деятельность шире, то на неё они исчисляют и уплачивают налог на прибыль в общем порядке).
  2. Организации на УСН (упрощенная система налогообложения) и ЕСХН (сельхозпроизводители) (но они обязаны уплачивать налог с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам).
  3. Организации, связанные с подготовкой и проведением в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.: собственно, FIFA и ее дочерние компании, а также национальные футбольные ассоциации, конфедерации, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA и поставщики медиаинформации.

Объект налогообложения

Объект налогообложения – это прибыль, которую получила организация в процессе деятельности, что следует из названия.

Согласно статье 247 НК РФ, прибыль – это:

  • для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;
  • для организаций-участников консолидированной группы налогоплательщиков — величина совокупной прибыли группы, приходящаяся на данного участника;
  • для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;
  • для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в РФ (определены статьей 309 Налогового кодекса РФ).

Что такое доходы и расходы?

Доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Она оценивается и определяется согласно правилам главы 25 Налогового кодекса.

Читайте так же:  Доверенность от ооо на физ лицо для налоговой

Для целей обложения налогом на прибыль под доходами понимаются общие поступления организации (в денежной и натуральной формах) без учета расходов, понесенных организацией. Есть лишь одно исключение из этого правила — из суммы доходов исключаются налоги, которые организация предъявляет покупателям (например, сумма НДС в счете покупателю).

Величина дохода определяется на основании любых документов, так или иначе подтверждающих его получение. К ним относятся первичные учетные документы, документы налогового учета, расчетные документы, договоры и т.д.

Доходы, которые учитываются при налогообложении прибыли, подразделяются на:

  • доходы от реализации (выручка от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав);
  • внереализационные доходы (все иные поступления, например, полученные организацией дивиденды, пени, неустойки, доходы от аренды имущества, проценты по кредитам и займам и т.д.).

Не учитываются при налогообложении прибыли следующие виды доходов:

  • имущество или имущественные права, полученные в форме залога или задатка;
  • имущество, полученное безвозмездно от российской организации или частного лица, владеющими более 50% доли компании, которой это имущество передано;
  • взносы в уставный капитал организации;
  • имущество, полученное по договорам кредита или займа;
  • капитальные вложения в форме неотделимых улучшений арендованного (полученного в безвозмездное пользование) имущества, произведенных арендатором (ссудополучателем);
  • имущество, полученное в рамках целевого финансирования;
  • другие доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Расходы должны быть произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Расход — это показатель, на который организация может уменьшить свой доход.

Не учитываются при налогообложении прибыли следующие виды расходов:

  • суммы пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет;
  • дивиденды;
  • суммы налога, а также платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • расходы на добровольное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение;
  • материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям
  • и т.д.

Этот перечень достаточно длинный (несколько десятков позиций), но он является исчерпывающим. Установлен он статьей 270 НК РФ.

Некоторые расходы могут быть приняты к уменьшению налоговой базы не полностью, а частично — в пределах специально установленных норм (статьи 254, 255, 262, 264-267, 269, 279 НК РФ). Они так и называются — «нормируемые расходы».

Обращаем внимание!

С 1 января 2017 года суммы, потраченные на оценку квалификации работников, можно включить в расходы. С 2017 года вступил в силу Закон о независимой оценке квалификации. Чтобы стимулировать участие в оценке, будут введены, например, положения об учете стоимости оценки в расходах по налогу на прибыль (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Для проведения независимой оценки квалификации работника требуется его письменное согласие. Учесть расходы организация может, если оценка проведена на основании договора об оказании соответствующих услуг и ей подвергалось лицо, заключившее с налогоплательщиком трудовой договор. Сроки хранения документов, подтверждающих расходы на независимую оценку квалификации работника, установлены в новом абз. 5 п. 3 ст. 264 НК РФ. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ.

научная статья по теме НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ЕГО МЕСТО В ДОХОДАХ БЮДЖЕТОВ Экономика и экономические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ЕГО МЕСТО В ДОХОДАХ БЮДЖЕТОВ»

Налог на прибыль предприятий и его место в доходах бюджетов

канд. экон. наук, доц., доцент кафедры «Финансы и кредит», Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (362025, Россия, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46;; e-mail: [email protected])

Аннотация. Предметом исследования является рассмотрение совокупности теоретических и практических аспектов взимания налога на прибыль организаций в России, рассмотрение проблем и путей их решения. Автор рассматривает такие вопросы, как значение и место налога на прибыль организаций в доходах бюджета, специфику уплаты налога на прибыль, проблемные стороны налогообложения прибыли организаций, а также выводит предложения по совершенствованию действующей системы налогообложения прибыли предприятий. Объектом исследования является налог на прибыль организаций. Особое внимание автор уделил оценке динамики поступлений налога на прибыль организаций в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за 2011-2013 гг. В данной статье автор использовал экономические методы исследования, обобщения и прогнозирования.Автор справедливо считает, что налог на прибыль, обладая широкими фискальными и регулирующими функциями, способен эффективно воздействовать на финансовые показатели и рентабельность организаций всех отраслей экономики, регулировать темп накопления капитала, поощрять (с помощью вычетов и скидок) отдельные виды деятельности и стратегические отрасли экономики, стимулировать отдельные категории налогоплательщиков. Научная новизна исследования заключается в обосновании комплекса теоретических и практических положений, которые направлены на совершенствование налогообложения прибыли предприятий и организаций.

Abstract. The subject of the study is to examine the totality of the theoretical and practical aspects of tax on profit of organizations in Russia, consideration of problems and ways of their solution. The author examines such issues as the meaning and place of tax on profit of organizations in budget revenues, the specifics of the tax on profits, issues of taxation profit organizations, and displays suggestions for improving the existing system of taxation of profits of enterprises. Object of research is the tax on profit of organizations. Special attention is paid to the assessment of income tax on profit of organizations in the budgets of the budgetary system of the Russian Federation for 2011-2013.In this article, the author used the economic research methods, generalization and prediction. The author rightly believes that the income tax with a broad fiscal and regulatory functions, can effectively influence the financial performance and profitability of organizations in all sectors of the economy, to regulate the pace of capital accumulation, to encourage (through rebates and discounts) individual activities and strategic sectors of the economy, to encourage certain categories of taxpayers. Scientific novelty of the research is to study the complex theoretical and practical provisions, which are aimed at improving the taxation of profits of enterprises and organizations.

Ключевые слова: налог на прибыль, доходы бюджета, налоговое законодательство, налоговое регулирование, налоговая ставка, хозяйствующие субъекты, прибыль организаций, налоговые льготы, инвестиции, совершенствование налогообложения.

Keywords: tax on profits, revenues, tax laws, tax regulations, tax rate, businesses, profits, tax incentives, investment, improvement of taxation.

Формирование доходов государственного бюджета происходит посредством поступления части денежных средств предприятий, организаций и населения в пользу государства в форме налогов, сборов и иных платежей. На этой основе возникают финансовые отношения государства с налогоплательщиками.

В настоящее время в условиях значительного снижения доли государственного сектора экономики в нашей стране преобладает налоговая форма построения доходов бюджетов всех уровней. Структура бюджетных доходов подвижна и в значительной степени определена экономическими условиями жизнедеятельности предприятий и организаций.

Налог на прибыль — один из основных инструментов налогового регулирования, он способен стимулировать рост производства и тормозить его при плохо продуманном законодательстве. Проблема налогообложения прибыли

организаций в условиях экономической нестабильности является одной из наиболее важных для государства. Поэтому вопросы, касающиеся налогообложения прибыли организаций являются особо актуальны.

Прибыль — это достаточно сложная структура, включающая в себя сумму доходов от реализации товаров, услуг или имущественных прав, а также внереализационных доходов, уменьшенных на сумму расходов, связанных с производством и реализацией, а также на сумму внереализационных расходов.

Налог на прибыль организаций является одним из самых важных элементов в структуре доходов как федерального, так и регионального бюджета с момента ее введения и по сей день.

Налог на прибыль со времени его принятия и до сегодняшнего дня используется государством в качестве регулятора экономических отношений. Первый нормативно правовой акт по

Journal of Economy and entrepreneurship, Vol. 8, Nom. 12-3

данному налогу — Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций» 1990г. был принят еще в советский переходный период. Позже, уже после распада СССР, Верховным Советом РФ 27 декабря 1991г. был принят закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Именно он и определял политику российского государства в наиболее острой и болезненной сфере интересов государства и бизнеса — налогообложении прибыли на протяжении десяти лет, до принятия в 2002 году гл. 25 НК РФ.

Налогоплательщики надеялись, что после принятия гл. 25 Налоговый кодекс РФ стабилизирует правовое регулирование по данному налогу, также внесет четкие правила в вопросе учета произведенных расходов при получении прибыли, а самое главное снизит налоговое бремя.

А государство, в свою очередь, предполагало, что при принятии соответствующей главы НК пресечет случаи необоснованного ухода от налогообложения прибыли, которые имели место, так как действующее законодательства в области налогообложения прибыли было далеко не совершенным.

Однако с момента его принятия и до настоящего времени, происходит постоянное экспериментирование с законодательной базой по налогу на прибыль, выражающаяся в большом количестве издаваемых изменений и дополнений. Причиной тому являются те многочисленные пробелы в законодательстве, которые государство не смогло искоренить с принятием данной главы в НК РФ. Все происходящее порождает в конечном итоге споры и разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками, так как каждый трактует нормы законодательства как ему выгодно.

Вместе с тем, в Российской Федерации фискальная роль налога на прибыль сохраняется достаточно высокой в отличие от большинства развитых стран мира. Этот налог сохраняет достаточно большую долю в бюджете РФ, уступая по сборам НДС, в структуре доходов федерального бюджета и является вторым по сборам после НДФЛ в структуре доходов бюджетов субъектов РФ.

Согласно Налоговому кодексу РФ и Бюджетному кодексу РФ, налог на прибыль поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации, посредством чего достигается выравнивание финансовой обеспеченности территорий.

Основная ставка по налогу на прибыль организаций составляет 20%.

Так, 100% от суммы налога на прибыль, исчисленной по налоговой ставке в размере 2% зачисляется в федеральный бюджет, а 100% от суммы налога, исчисленной по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации могут понижать свою долю налога на прибыль до 13,5%.

Таким образом, налог на прибыль не только обеспечивает стабильное поступление денежных средств в государственные финансо-

вые фонды, но, поступая в бюджет, фактически теряет адресата, и с его помощью происходит перераспределение доходов федерального бюджета между территориями Российской Федерации в целях сбалансированности развития всех регионов страны [4].

То есть в рамках осуществления фискальной функции налоги фактически выполняют две важнейшие задачи: аккумулирование денежных средств в бюджет и распределение (а также перераспределение) данных средств в бюджетной системе страны.

Рассмотрим динамику поступлений налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации (Таблица 1).

Из таблицы 1 видно, что с помощью налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации ежегодно поступает в среднем около 57% доходов государства. В период с 2011 по 2013 годы поступления от налогов возросли с 11076 млрд. рублей до 12832,16 млрд. рублей, то есть на 1756,16 млрд. рублей. По итогам 2011 года объем налоговых поступлений в бюджетную систему РФ составил 11076 млрд. руб., в 2012 году — 12541,6 млрд. руб., а в 2013 г. — 12832,16 млрд. руб.

Что же касается налога на прибыль организаций, то поступления от него в последние три года в среднем приносят более 10% от всех доходов консолидированного бюджета России, что, безусловно, говорит о большом фискальном значении данного налога для бюджетной системы страны.

Поступления от данного налога возросли с 2270,6 млрд. рублей в 2011 году до 2355,7 млрд. рублей в 2012 году, а затем в 2013 году поступления по налогу на прибыль уменьшились до 2071,9 млрд. руб.

Российская налоговая система в целом характеризуется относительно невысоким уровнем перераспределения ВВП с помощью налогов. Удельный вес налоговых доходов в ВВП, характеризующий эффективность налоговой системы, относительно стабилен и не превышает за три года 19,9% (таблица 2). В то же время следует отметить тенденцию сокращения доли ВВП, перераспределяемой через налоговую систему с 20,29% в 2011 г. до 19,22% в 2013 г.

Рассматривая динамику удельного веса налога на прибыль организаций в ВВП можно отметить, что сумма изъятий налога на прибыль за 2011-2013 гг. подвержена сильным колебаниям. Налог на прибыль организаций — один из основных источников

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Декларация ставка 2011 по налогу на прибыли, учет

Налог на прибыль организаций, расчет налога

Налоги на прибыль предприятия относятся к прямым налогам и взимаются с прибылей, полученных организацией, его платят все российские и иностранные компании, ведущие бизнес в РФ. Под прибылью понимается суммарный доход от деятельности фирмы за вычетом расходов и установленных законом налоговых льгот и скидок. Доходы и расходы учитываются методом начисления или применяется кассовый метод. Определение расходов и доходов в бухгалтерском и налоговом учете отличается, поэтому организациям приходится вести две формы учета, налоговый и бухгалтерский, иногда к ним добавляется еще и третья, управленческий. Расчет налога на прибыли производится на основании тарифной ставки и налоговой базы.

Ставка налога на прибыли в 2011 году для организаций.

Налог на прибыль организации взимается с организаций на основе налоговой декларации, которая составляется по итогам отчетного периода. Базовая ставка налога не изменялась с 2009 года и в 2011 году составляет 20 процентов (ранее было 24%), из них 2% поступает в федеральный бюджет и 18% остаются в казне субъектов Российской Федерации. По закону налоги на прибыли не платит ряд организаций, связанных с проведением Олимпийских игр в Сочи в 2014 году, а также те предприятия и ИП, которые платят налоги по другим схемам: перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, применяющие УСН (упрощенную систему налогообложения) или ЕНВД (единый налог на вмененный доход) и занимающиеся игорным бизнесом (для них установлены специальные отчисления). Все остальные в силу статьи 246 Налогового кодекса признаются налогоплательщиками и должны уплачивать эти сборы. В отдельных случаях ставка налогов в местный бюджет может быть снижена, но не ниже 13.5 процентов.

Читайте так же:  Штраф за курение в кафе

Налоговая декларация по налогу на прибыль

Декларацию по налогам на прибыли обязаны составлять все организации, работающие по общей системе налогообложения, а также налоговые агенты вне зависимости от режима, по которому они производят платежи налогов. Организации-налогоплательщики обязаны сдавать налоговые декларации на себя и свои обособленные подразделения в налоговую инспекцию по местонахождению предприятия и этих подразделений. Даже если за отчетный налоговый период у них не возникли обязанности по налогу на прибыль, этот документ все равно должен заполняться и сдаваться в ИФНС. Сроки подачи деклараций по налогу на прибыль в налоговую инспекцию едины для всех — не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Новая форма декларации по налогу на прибыль была утверждена Приказом от 15 декабря 2010 года № ММВ-7-3/[email protected], ее и нужно заполнять в 2011 году. Она почти не отличается от прежней формы, изменения коснулись налогообложения дивидендов и доходов по операциям с ценными бумагами и срочными сделками. Налоговая декларация о доходах и расходах дополнена также новым специальным приложением, в котором отражаются доходы, не учитываемые при исчислении налоговой базы, а также расходы, учитываемые в особом порядке. Некоторые изменения претерпели также листы 4 и 5.

Заполнение налоговой декларации, платежи по налогам

Несвоевременная подача налоговой декларации и опоздание с платежами по налогам считаются налоговым правонарушением, поэтому важно знать, как заполнить и сдать налоговую декларацию по налогу на прибыль. Налоговая декларация по налогу на прибыль состоит из ряда листов и приложений, из которых обязательными для заполнения является только титульный лист, подраздел 1.1, лист 2 и приложения 1 и 2 к листу 2. Остальные листы и приложения заполняются только в том случае, если налогоплательщик доходы, расходы, убытки или средства, подлежащие отражению на них. Если организация ежемесячно уплачивает авансовый платеж по налогу, то отчетным периодом является месяц, в противном случае — квартал. Предприятия и предприниматели, работающие по ЕНВД, УСН и ЕСХН, вместо декларации представляют в налоговые органы так называемый расчет налога. Расчет состоит из титульного листа, подраздела 1.3 и листа 3 все той же формы.

Объект налогообложения и налоговая база

Объектом налогообложения является прибыль, которой признаются согласно статьи 247 Налогового кодекса полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК. Если прибыль облагается по разной ставке, то налоговая база определяется раздельно. Доходы в натуральной форме также учитываются для целей налогообложения. Доходы предприятия делятся на доход от реализации и внереализационные доходы. Выручка от реализации товаров определяется на основе всех денежный или натуральных поступлений за проданные товары, выполненные работы и оказанные организацией услуги, к ней также относится прибыль от уступки имущественных прав.

Расходами предприятия в соответствии со статьей 252 НКРФ считаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, а также убытки налогоплательщика, предусмотренные статьей 265 НК. Однако не любые расходы компании признаются основанием для уменьшения дохода при расчете налога: есть затраты, на которые уменьшать налогооблагаемую базу нельзя, они указаны в статье 270. Расходы, включающиеся в расчет прибыли, можно отнести к одной из трех групп: производственные, связанные с реализацией и внереализационные. Производственные расходы — это оплата труда работников, за которых платится подоходный налог НДФЛ, затраты на сырье и материалы, суммы начисленной амортизации и некоторые другие, они бывают прямыми и косвенными. К внереализационным расходам относятся затраты на осуществление деятельности предприятия, не связанные непосредственно с производством и продажей товаров или услуг: это проценты по кредитам и займам, услуги банка, судебные расходы и т.п., сюда же можно отнести убытки от хозяйственной деятельности.

Авансовые платежи налогов на прибыли

По правилам, установленным Налоговым кодексом РФ, организации, у которых за прошедшие 4 квартала выручка от реализации не превышала в среднем 10 миллионов рублей за каждый квартал, платят авансовые платежи ежеквартально. Авансовый платеж по налогу на прибыль за прошедший квартал нужно заплатить до 28-го числа месяца, следующего за этим кварталом. Все остальные компании за небольшим исключением должны оплачивать авансовые платежи каждый месяц. Есть два способа уплаты ежемесячных авансовых платежей: на основании суммы налога за прошлый квартал или исходя из фактической прибыли за этот месяц. Применять выбранный метод расчета авансовых платежей организация должна в течение всего года.

Способ уплаты авансового налога по прошлому кварталу

Предприятия, которые способ расчета авансового налога по прошлому кварталу, должны ежемесячно не позднее 28-го числа заплатить аванс по налогу в размере одной трети суммы налога на прибыль, уплаченной за предшествующий квартал. По окончании квартала организация сравнивает размер уплаченных ежемесячных платежей с суммой налога, которая рассчитывается исходя из прибыли, фактически полученной за квартал.

Если рассчитанная сумма прибыльного налога будет больше суммы уплаченных взносов, то по итогам квартала налог сделует доплатить. Сделать это нужно до 28-го числа месяца, следующего за прошедшим кварталом. Если же полученная сумма окажется меньше суммы авансового налога, то можно подать заявление в налоговую инспекцию с просьбой зачесть сумму переплаты в счет предстоящих платежей или же произвести возврат.

Оплата аванса с учетом фактической прибыли за месяц

Компании, которые платят на основании фактической прибыли за месяц, выплачивают авансовый налог на прибыль за прошедший месяц до 28-го числа текущего месяца. Если предприятие в будущем году решила рассчитывать аванс по оплате сборов, исходя из фактической прибыли за месяц, то оно должно уведомить об этом налоговую инспекцию не позднее 31 декабря текущего года.

По окончании года организация рассчитывает сумму налога на прибыль, которая подлежит уплате, исходя из формулы «доходы минус расходы». При этом разница между суммой авансового налога, подсчитанной по итогам года, и суммой уплаченных в течение года авансовых платежей должна быть перечислена в бюджет до 28 марта. Если же сумма уплаченных сборов окажется больше суммы налога на прибыль, который надо уплатить по итогам года, то можно подать заявление в налоговую инспекцию с просьбой зачесть сумму переплаты в счет предстоящих платежей или возвратить ее.

Налог на прибыль. Изменения 2011 года

Мы продолжаем анализировать поправки, внесенные в главу 25 НК РФ в конце июля 2010 года1. Рассмотрим нововведения в порядке исчисления налога на прибыль, которые вступят в силу c 1 января 2011 года

Среди изменений, внесенных в главу 25 Налогового кодекса Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ (далее — Закон № 229-ФЗ), есть такие, которые налогоплательщикам предстоит учитывать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль со следующего года. Разберемся, в чем суть этих новых норм и как их применять на практике.

Новый лимит стоимости амортизируемого имущества

Из всех нововведений в главу 25 НК РФ, которые начнут действовать c 2011 года, самыми значимыми для налогоплательщиков, пожалуй, являются изменения в части налогового учета амортизируемого имущества. Так, согласно новой редакции пункта 1 статьи 256 НК РФ со следующего года увеличится минимальная стоимость амортизируемого имущества — c 20 000 руб. она возрастет до 40 000 руб.

Аналогичное изменение c 2011 года внесено и в пункт 1 статьи 257 НК РФ, в котором приведено определение основных средств. Новый лимит стоимости (более 40 000 руб.) можно применять в отношении объектов амортизируемого имущества, и в частности основных средств, которые введены в эксплуатацию после 1 января 2011 года. Если имущество приобретено и введено в эксплуатацию, например, в декабре 2010 года, оно учитывается по правилам, действующим в этом году. Налогоплательщик должен включить его в состав амортизируемого имущества, если первоначальная стоимость этого имущества — более 20 000 руб.

Допустим, ЗАО «Мелисса» в конце 2010 года приобрело два компьютера, бывших в употреблении, стоимостью по 30 000 руб. каждый (без учета НДС). Один компьютер был введен в эксплуатацию сразу после покупки — в декабре 2010 года. Этот объект подпадает под старые правила налогового учета. Он учтен в составе амортизируемого имущества, поскольку его первоначальная стоимость составляла более 20 000 руб. С января 2011 года ЗАО «Мелисса» начнет начислять ежемесячную амортизацию по этому компьютеру.

Второй компьютер было решено сначала модернизировать c целью увеличения его мощности. Затраты на его модернизацию составили 5000 руб. (без учета НДС). Ремонт компьютера закончился в январе 2011 года, и в этом же месяце он был введен в эксплуатацию. В итоге его первоначальная стоимость составила 35 000 руб. (30 000 руб. + 5000 руб.).

Модернизированный компьютер следует учитывать по новым правилам главы 25 НК РФ, действующим c 2011 года. Следовательно, ЗАО «Мелисса» не вправе включить этот компьютер в состав амортизируемого имущества, так как его первоначальная стоимость составляет менее 40 000 руб. В целях налогообложения прибыли стоимость второго компьютера (35 000 руб.) единовременно включается в состав материальных расходов в январе 2011 года.

Изменения в порядке уплаты налога на прибыль и авансовых платежей

В пункте 3 статьи 286 НК РФ определен круг налогоплательщиков, которым дано право не уплачивать ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль, а перечислять в бюджет только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. В частности, к таким налогоплательщикам в настоящее время относятся организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые по правилам статьи 249 НК РФ, не превышают в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал.

Законом № 229-ФЗ в названную выше норму главы 25 НК РФ внесена важная поправка. С 2011 года указанное ограничение возрастет до 10 млн. руб.в среднем за квартал. Это весьма существенная сумма, и наверняка многие налогоплательщики со следующего года захотят воспользоваться правом перечислять в бюджет авансовые платежи по налогу на прибыль только по итогам квартала. Это облегчит работу как налогоплательщикам, так и налоговым органам.

Согласно налоговой учетной политике у ООО «Ромашка» в 2010 году отчетными периодами по налогу на прибыль являлись I квартал, полугодие и девять месяцев. Организация регулярно рассчитывала величину выручки за четыре предыдущие квартала и выводила среднеквартальную сумму дохода от реализации, определяемого по правилам налогового учета. При этом выручка от реализации в среднем за квартал у организации составляла от 3,5 до 4 млн. руб. Поэтому ООО «Ромашка» в 2010 году уплачивало в бюджет не только квартальные, но и ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль.

Предположим, в начале января 2011 года бухгалтер организации рассчитал величину среднеквартальной выручки от реализации за 2010 год. Ее размер составлял 5 млн. руб. Руководитель ООО «Ромашка» принял решение воспользоваться новой нормой пункта 3 статьи 286 НК РФ и перейти на уплату только ежеквартальных авансовых платежей по налогу на прибыль. Об этом организация уведомила налоговую инспекцию, в которой она состоит на учете, представив заявление в произвольной форме.

Законом № 229-ФЗ внесены изменения и в статью 287 НК РФ, в которой установлены сроки уплаты налога на прибыль. Поправки коснулись налоговых агентов. Так, c 2011 года изменится срок перечисления в бюджет суммы налога, удержанной из доходов иностранной организации налоговым агентом — источником выплаты дохода. Согласно правилам, действующим в настоящее время, такие налоговые агенты обязаны перечислить в бюджет удержанную сумму налога на прибыль в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств или иного получения доходов иностранной организацией. Согласно поправкам, внесенным в пункт 2 статьи 287 НК РФ, названные налоговые агенты со следующего года будут обязаны перечислить в бюджет удержанные суммы налога не позднее дня, следующего за днем выплаты указанных доходов.

Аналогичное изменение появилось и в абзаце 1 пункта 4 статьи 287 НК РФ. В данном абзаце речь идет о перечислении в бюджет суммы налога на прибыль, удержанной c доходов в виде дивидендов и (или) процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам. В настоящее время на налогового агента, осуществившего выплату дивидендов или процентов по таким ценным бумагам, возлагается обязанность удержать сумму налога на прибыль у налогоплательщика (получателя дохода) в момент выплаты и перечислить налог в бюджет в течение 10 рабочих дней со дня выплаты дохода. С 2011 года указанный срок уменьшится, поскольку налоговые агенты будут обязаны уплатить в бюджет сумму налога, удержанную c дивидендов или процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, не позднее дня, следующего за днем выплаты.

Кроме того, Законом № 229-ФЗ изменен срок перечисления в бюджет налога, удержанного у иностранных организаций, получивших от источников в РФ виды доходов, поименованные в статье 309 НК РФ. Сейчас налоговые агенты должны уплатить в бюджет налог, удержанный c таких доходов, одновременно c их выплатой. А c 2011 года для данной категории налоговых агентов будет установлен двухдневный срок уплаты в бюджет удержанного налога. Как видим, в данном случае срок уплаты налога в бюджет увеличился.

Перенос убытков на будущее

Законом № 229-ФЗпункт 1 статьи 283 НК РФ дополнен новым абзацем, в котором излагаются правила признания убытков, полученных за предыдущие налоговые периоды. Согласно новой норме налогоплательщик не сможет осуществлять перенос убытков прошлых лет на последующие отчетные (налоговые) периоды в том случае, если эти убытки получены в период налогообложения его доходов по ставке 0%.

Напомним, в отношении каких доходов применяется нулевая ставка налога на прибыль. Во-первых, до конца 2012 года по ставке 0% облагаются доходы сельхозтоваропроизводителей от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной ими собственной сельхозпродукции. Это определено статьей 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ. Данная норма распространяется на тех сельхозтоваропроизводителей, которые не перешли на ЕСХН, а применяют общий режим налогообложения. Причем нулевую ставку налога на прибыль вправе использовать только сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным пунктом 2 и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 НК РФ.

Читайте так же:  Приказ по школе о проведении промежуточной аттестации

Во-вторых, согласно пункту 5 статьи 284 Налогового кодекса по нулевой ставке облагается прибыль, полученная Банком России от осуществления деятельности, связанной c выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Таким образом, c 2011 года сельхозтоваропроизводители и Банк России утратят право переносить на будущее сумму убытков, полученных от соответствующих видов деятельности за предыдущие налоговые периоды.

Федеральным законом от 27.12.2009 № 368-ФЗ внесены изменения в подпункт 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ, вступающие в силу c 2011 года. Согласно новым нормам нулевая ставка налога на прибыль будет применяться в отношении доходов, полученных российскими организациями в виде дивидендов, если на день принятия решения о выплате дивидендов организация — получатель дивидендов в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) организации, выплачивающей дивиденды, или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

Кроме того, по ставке налога 0% облагаются доходы в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации. Об этом говорится в подпункте 3 пункта 4 статьи 284 НК РФ.

Возникает вопрос: если организация получает подобные доходы (дивиденды и проценты по ценным бумагам) и применяет по ним нулевую ставку налога на прибыль, утратит ли она c 2011 года право на признание убытка за прошлые налоговые периоды? Нет, к этим случаям применения нулевой ставки налога на прибыль новая норма пункта 1 статьи 284 НК РФ не относится. Ведь убыток от получения дивидендов или процентов по ценным бумагам налогоплательщик получить не может.

Обслуживающие производства и хозяйства

В статье 275.1 НК РФ изложены особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщиками, которые осуществляют деятельность, связанную c использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (ОПХ). Напомним, что в таком случае формируется отдельная налоговая база. Прибыль от использования объектов ОПХ увеличивает общую налоговую базу налогоплательщика за отчетный (налоговый) период. Если же при использовании объектов ОПХ получен убыток, он учитывается c соблюдением ограничений, установленных правилами статьи 275.1 НК РФ.

В частности, в настоящее время в абзацах 7–9 указанной статьи изложены правила для градообразующих предприятий. Этим налогоплательщикам дано право признать в налоговом учете фактически осуществленные расходы на содержание объектов ОПХ (даже если получен убыток от их использования). Но такие расходы можно учесть только в пределах нормативов на содержание аналогичных обслуживающих хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Подобные нормативы устанавливаются далеко не везде. Согласно действующей в текущем году редакции статьи 275.1 НК РФ в этом случае налогоплательщики — градообразующие организации могут применять тот порядок определения расходов, который применяется для аналогичных объектов ОПХ, подведомственных соответствующим органам местного самоуправления и находящихся на данной территории или в другом муниципальном образовании. А если аналогичных объектов ОПХ также нет, тогда градообразующие предприятия могут применять нормативы затрат на содержание обслуживающих производств и хозяйств, которые утверждены органами исполнительной власти субъектов РФ по месту нахождения налогоплательщика.

Безусловно, ныне действующие правила весьма запутанны. При их применении возникают проблемы. На практике органы местного самоуправления устанавливают для градообразующих организаций те нормативы затрат, которые продиктуют им эти предприятия. А если нормативы для них не устанавливаются, то далеко не всегда налогоплательщикам доступна информация о нормативах затрат, утвержденных органами местного самоуправления или исполнительной власти субъектов РФ для аналогичных объектов ОПХ. Это приводит к тому, что указанные положения статьи 275.1 НК РФ практически не работают. По этой причине для градообразующих предприятий c 2011 года вводятся новые правила. Согласно поправкам, внесенным Законом № 229-ФЗ в статью 275.1 НК РФ, такие налогоплательщики смогут учитывать всю сумму фактически осуществленных расходов на содержание отдельных объектов ОПХ. К ним относятся структурные подразделения по эксплуатации жилищного фонда, объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы.

Если на балансе градообразующего предприятия числятся объекты ОПХ, не указанные в новой редакции абзаца 7 статьи 275.1 НК РФ (например, подсобные хозяйства, учебно-курсовые комбинаты), то полученный по ним убыток придется учитывать по общему правилу этой статьи, которое действует сегодня и не изменилось. Данное правило изложено в абзаце 6 статьи 275.1 НК РФ. В нем сказано, что убыток от использования объектов ОПХ налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий 10 лет, и погашать его только за счет прибыли, полученной при осуществлении данного вида деятельности.

Обратите внимание: в статье 275.1 НК РФ появится определение градообразующих организаций. В целях налогообложения прибыли c 2011 года такими организациями будут считаться налогоплательщики, у которых численность работников составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

Расходы на освоение природных ресурсов

Законом № 229-ФЗ внесены значительные изменения в порядок налогового учета расходов на освоение природных ресурсов. Причем некоторые из них вступают в силу c 2 сентября 2010 года, а другие — c 1 января 2011 года.

Расходы на получение лицензии

В статье 325 НК РФ раскрывается порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов. В частности, в пункте 1 этой статьи говорится об учете расходов на получение лицензии на право пользования недрами. Законом № 229-ФЗ в этот пункт внесен ряд изменений, которые вступают в силу c 2 сентября 2010 года, за исключением одной поправки, которая относится к следующему году. Начнем именно c нее как наиболее важной.

Итак, c 1 января 2011 года сокращается срок списания расходов, предварительно осуществленных налогоплательщиком для приобретения лицензии, если она не получена. Это может произойти, если налогоплательщик, осуществивший такие расходы, не выиграл в конкурсе (на аукционе), или отказался от участия в нем, или принял решение о нецелесообразности приобретения лицензии. Новый срок списания расходов на приобретение лицензии в подобных случаях будет составлять не пять лет, а всего лишь два года.

Новые правила о сроке списания затрат, связанных c приобретением лицензии на право пользования недрами, если она в конечном счете так и не получена, применяются в отношении расходов, которые осуществлены налогоплательщиком после 1 января 2011 года. Такой порядок предусмотрен пунктом 10 статьи 10 Закона № 229-ФЗ.

Следовательно, если затраты на приобретение лицензии понесены в 2010 году или ранее, но налогоплательщик ее не получил, эти расходы нужно списывать по прежним правилам — в течение пяти лет c 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором проводился конкурс (аукцион) либо принято решение об отказе от участия в конкурсе (аукционе) или о нецелесообразности получения лицензии. Уменьшить срок списания таких расходов до двух лет налогоплательщик не может, так как это не предусмотрено ни главой 25 НК РФ, ни Законом № 229-ФЗ.

Теперь рассмотрим изменения в статье 325 НК РФ, которые вступили в силу c 2 сентября 2010 года. Среди предварительных затрат, направленных на приобретение лицензии, которые перечислены в пункте 1 статьи 325 НК РФ, упоминаются расходы на участие не только в конкурсе, но и в аукционе. Кроме того, в этом пункте уточняется, что стоимость лицензии формируется не только из расходов, связанных c процедурой участия в конкурсе, но и из всех затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях приобретения лицензии.

Законом № 229-ФЗ статья 325 НК РФ дополнена пунктом 6. Новые нормы, приведенные в нем, затрагивают две ситуации. Первая — когда право пользования участком недр по закону переходит от налогоплательщика к третьему лицу. В этом случае налогоплательщик — прежний владелец лицензии может списать в налоговом учете фактически осуществленные расходы на освоение природных ресурсов. Эти затраты учитываются в обычном порядке по правилам статьи 325 НК РФ. Другими словами, расходы на освоение природных ресурсов подлежат списанию в течение двух лет начиная c месяца, следующего за месяцем, в котором произошел переход права пользования участком недр. Причем эти расходы можно признать в налоговом учете только в том случае, если право пользования участком недр перешло к третьему лицу не по соглашению сторон, а в соответствии c законодательством России.

Вторая ситуация, рассмотренная в пункте 6 статьи 325 НК РФ, связана c реорганизацией организации. Если при этом к правопреемнику переходит право пользования участком недр, то расходы на освоение природных ресурсов, фактически осуществленные прежним владельцем лицензии, учитываются согласно пункту 2.1 статьи 252 НК РФ. Напомним, что в этом пункте излагаются общие правила налогового учета расходов при реорганизации юридических лиц.

Расходы на освоение участка недр

Изменения в статье 261 НК РФ, вступившие в силу с 2 сентября 2010 года. В абзаце 3 пункта 1 статьи 261 НК РФ расширен перечень расходов на освоение природных ресурсов. В него добавлено положение о расходах, связанных со строительством (бурением) и (или) ликвидацией (консервацией) скважин. Но если скважины относятся к амортизируемому имуществу, на них правила статьи 261 НК РФ не распространяются. Их стоимость списывается в налоговом учете в общеустановленном порядке — путем начисления ежемесячной амортизации.

В пункте 4 статьи 261 НК РФ вместо слов «нефть и газ» появился термин «углеводородное сырье». Это дает возможность налогоплательщикам учесть расходы по непродуктивным скважинам на месторождениях любого углеводородного сырья, а не только нефти и газа.

В абзац 5 пункта 1 статьи 261 НК РФ внесена уточняющая поправка. Ранее в нем шла речь о компенсациях, предусмотренных договорами (соглашениями) c органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов. Законом № 229-ФЗ слово «компенсации» заменено на слово «расходы». Значит, налогоплательщик вправе учесть по правилам статьи 261 НК РФ в составе расходов на освоение природных ресурсов любые виды затрат (а не только компенсации), которые он осуществляет на основании таких договоров (соглашений).

Изменения в статье 261 НК РФ, которые начнут действовать c 1 января 2011 года. В пункте 2 статьи 261 НК РФ определен порядок списания расходов на освоение природных ресурсов. Напомним порядок, действующий сегодня. В целях налогообложения прибыли расходы на освоение природных ресурсов учитываются в составе прочих расходов начиная c 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были завершены работы (этапы работ). При этом затраты, перечисленные в абзаце 3 пункта 1 этой статьи, списываются равномерно в течение 12 месяцев. А расходы, поименованные в абзацах 4 и 5 пункта 1 статьи 261 НК РФ, включаются в состав прочих расходов равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации участка недр.

Законом № 229-ФЗ сокращен срок списания последней из названных групп расходов. Согласно новой редакции пункта 2 статьи 261 НК РФ налогоплательщики смогут списывать данные расходы в течение не пяти, а двух лет. Причем новый срок будет применяться только для списания расходов на освоение природных ресурсов, осуществленных после 1 января 2011 года. Это определено пунктом 10 статьи 10 Закона № 229-ФЗ.

Как быть, если расходы на освоение природных ресурсов осуществлены, например, в 2010—2011 годах, а работы на участке недр завершены в 2011 году? По каким правилам — старым или новым — следует учитывать понесенные затраты? На наш взгляд, дата завершения работ (этапа работ) не имеет значения. Ведь в статье 261 НК РФ указано лишь на момент осуществления расходов на освоение природных ресурсов.

В рассматриваемой ситуации налогоплательщику придется вести раздельный учет расходов, осуществленных до конца 2010 года и c 1 января 2011 года. После завершения работ (этапа работ) на данном участке недр налогоплательщик c 1-го числа следующего месяца начнет списывать затраты, указанные в абзацах 4 и 5 пункта 1 статьи 261 НК РФ, в следующем порядке:

расходы, которые были произведены в 2010 году и ранее, — равномерно в течение пяти лет; расходы, осуществленные после 1 января 2011 года, — равномерно в течение двух лет.

В настоящее время порядок списания расходов, предусмотренных пунктом 2 статьи 261 НК РФ, применяется также к безрезультатным работам по освоению природных ресурсов. Согласно пункту 3 этой статьи налогоплательщик может списывать расходы по безрезультатным работам начиная c 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик уведомил Федеральное агентство по недропользованию или его территориальное подразделение о прекращении работ на данном участке.

С 1 января 2011 года утрачивает силу пункт 3 статьи 261 НК РФ, регулирующий порядок учета расходов по безрезультатным работам. Затраты по таким работам будут признаваться в общем порядке, то есть c 1-го числа месяца, следующего за месяцем их завершения (п. 2 ст. 261 НК РФ).

С будущего года отменяются и нормы пункта 5 статьи 261 и пункта 35 статьи 270 НК РФ. Сейчас в них содержится запрет признавать расходы на освоение природных ресурсов при безрезультатных работах, если в течение пяти лет до момента предоставления налогоплательщику прав на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых на этом участке недр уже велись аналогичные работы. С 2011 года таких ограничений в главе 25 НК РФ не будет.

1 Об изменениях по налогу на прибыль, относящихся к 2010 году, подробно читайте в РНК, 2010, № 18. — Примеч. ред.