Для организаций соцобслуживания налог на прибыль обнулили по всем видам социальных услуг

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 464-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» установлен благоприятный налоговый режим для организаций социального обслуживания. В частности, таким организациям в период с 1 января 2015 года по 1 января 2020 года предоставлено право в отношении полученных ими доходов, включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль организаций, применять налоговую ставку в размере 0%.

В целях реализации организациями соцобслуживания такой меры господдержки Правительство РФ определило перечень соцуслуг, дающих право организациям соцобслуживания применять нулевую налоговую ставку по налогу на прибыль организаций. Подписано соответствующее постановление 1 .

Перечень соцуслуг сформирован исходя из видов социальных услуг и включает в себя:

  • социально-бытовые услуги (направлены на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту);
  • социально-медицинские услуги (организация ухода, оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематическое наблюдение за получателями соцуслуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья);
  • социально-психологические услуги (оказание помощи в коррекции психологического состояния, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия);
  • социально-педагогические услуги (направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности, формирование позитивных интересов, организацию досуга, оказание помощи семье в воспитании детей);
  • социально-трудовые услуги (оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией);
  • социально-правовые услуги (оказание помощи в получении юридических услуг, в защите прав и законных интересов получателей соцуслуг);
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
  • срочные социальные услуги.

Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования – 29 июня 2015 года. Отмечается, что принятое решение позволит организациям, занимающимся социальным обслуживанием граждан, реализовать право применения налоговой ставки 0% по налогу на прибыль.

Нулевая ставка налога на прибыль для негосударственных организаций, работающих в сфере соцобслуживания населения, распространена на все виды соцуслуг

Перечень сформирован исходя из видов социальных услуг, предусмотренных законом об основах соцобслуживания населения, и включает социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, срочные социальные услуги, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности.

Как ранее отмечал Министр Максим Топилин, «привлечение негосударственного сектора за счет благоприятного налогового режима будет способствовать развитию конкуренции в этой сфере, а значит, и повышению качества социальных услуг». По его словам, «это также поможет уменьшить очередность в стационарные организации социального обслуживания и на соцобслуживание на дому».

По состоянию на 1 января 2015 года очередь на получение социальных услуг в стационарных условиях составляла 16,1 тысячи человек, очередь на получение социальных услуг на дому – 8,2 тысячи человек.

Социальное обслуживание граждан

Новостная рассылка

Актуальная информация Минтруда у Вас на почте.

Налог на прибыль: перечень социальных услуг для применения нулевой ставки

Утвержден перечень социальных услуг, предоставляемых организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, для применения налоговой ставки 0% по налогу на прибыль организаций.

С 1 января 2015 г. действует новая ст. 284.5 НК РФ, устанавливающая особенности применения нулевой ставки по налогу на прибыль организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан. Согласно п. 1 ст. 284.5 НК РФ для целей настоящей статьи деятельностью по осуществлению социального обслуживания граждан признается деятельность по предоставлению гражданам социальных услуг, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ. Теперь такой перечень утвержден. Он состоит из восьми позиций:

1) социально-бытовые услуги;

2) социально-медицинские услуги;

3) социально-психологические услуги;

4) социально-педагогические услуги;

5) социально-трудовые услуги;

6) социально-правовые услуги;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

Как учреждениям социальной защиты отразить доходы от оказания платных социальных услуг

Вера Савелина заместитель министра социальной защиты населения Московской области

Социальные учреждения предоставляют услуги своим подопечным как бесплатно, так и за установленную плату.

Когда можно оказывать платные услуги

Платные услуги оказывайте только в тех случаях, когда не установлена обязанность оказывать бесплатную помощь. Когда же соцуслуги нужно предоставлять бесплатно?

Порядок оказания платных соцуслуг

Примерный порядок оказания соцуслуг (как бесплатных, так и за плату) утвердил Минтруд России:

Размещение информации о платных услугах

Соцучреждение должно своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о себе как о поставщике соцуслуг. Такая информация размещается в Интернете в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. № 1239. В частности, нужно указать следующую информацию:

Для оказания платных соцуслуг учреждение должно заключить договор с подопечным или с его законным представителем. Договор оформляйте только после того, как будет представлена индивидуальная программа реабилитации. Причем заключить договор нужно в течение суток с момента обращения.

Стоимость платных соцуслуг

Размер и порядок платы утверждаются региональными властями. Также они устанавливают тарифы на соцуслуги на основании подушевых нормативов. Например, в Москве тарифы на платные соцуслуги утверждены приказом ДСЗН г.

Порядок отражения поступления доходов по договору об оказании платных соцуслуг и расходов в учете зависит от типа учреждения.

Необходимость исчисления налога на прибыль с платных социальных услуг

Вопрос-ответ по теме

Государственное бюджетное учреждение оказывает услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми на основе стационарного социального обслуживания с оплатой в размере 75% от пенсии. В учреждение также имеются дополнительные койко-места с оказанием точно таких же услуг социального обслуживания. На данные платные социальные услуги установлены тарифы на основании подушевых нормативов финансирования услуг государственным комитетом РК по ценам и тарифам. Учреждение имеет бессрочную лицензию на предоставление медицинских услуг. Исчислять ли налог на прибыль с платных социальных услуги за дополнительные койко-места? Попадают ли указанные услуги под действие пп.3 п.2 ст. 149 НК РФ?

Читайте так же:  Опровергнуть исковое заявление

Учитывайте при налогообложении услуги по дополнительным койко-местам также, как по основным.

От налога на прибыль платные услуги социального обслуживания не освобождены. Поэтому облагайте их налогом на прибыль. Если выполняются условия учреждение вправе облагать доходы от социального обслуживания по нулевой ставке налога на прибыль.

Услуги социального обслуживания, порядок оказания которых регламентирован законом, освобождаются от НДС на основании подпункта 14.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Услуги социального обслуживания, порядок оказания которых определяете по договору с гражданами, не облагаются НДС на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Но чтобы применять это освобождение обязательно получить от граждан заключение из органов социальной защиты или медицинских организаций, что граждане нуждаются в уходе.

Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 23.01.2017 № 03-07-07/2817, от 26.11.2015 № 03-07-11/68712.

Как учреждениям социальной защиты отразить доходы от оказания платных социальных услуг
Социальные учреждения предоставляют услуги своим подопечным как бесплатно, так и за установленную плату. Платным обслуживанием клиентов обычно занимаются дома-интернаты, дома престарелых, социально-реабилитационные центры и другие учреждения.

Когда можно оказывать платные услуги

Платные услуги оказывайте только в тех случаях, когда не установлена обязанность оказывать бесплатную помощь. Когда же соцуслуги нужно предоставлять бесплатно?

В соответствии с федеральным законодательством бесплатно соцуслуги предоставляются следующим категориям населения:

 людям, которые пострадали в результате чрезвычайных ситуаций или вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

 другим категориям, утвержденным на региональном уровне. Так, в Москве утвержден дополнительный перечень граждан, которым нужно оказывать бесплатную помощь (постановление правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. № 827-ПП). В соответствии с этим перечнем бесплатную помощь также должны получить:
– инвалиды и участники Великой Отечественной войны (в т. ч. работники тыла, узники концлагерей, супруги погибших военнослужащих);
– инвалиды с детства на условиях пятидневного содержания;
– люди, которые подверглись насилию.

Бесплатные услуги могут быть предоставлены в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах:

 пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

 другим категориям граждан в соответствии с региональными правовыми актами.

Причем соцуслуги на дому или в форме полустационара нужно оказывать только тем, чей доход на дату обращения ниже или равен предельной величине среднедушевого дохода. Правила определения среднедушевого дохода утверждены постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 г. № 1075. А предельную величину должны установить региональные власти. Например, в Москве, если среднедушевой доход подопечного ниже или равен полуторной величине прожиточного минимума, услуги ему оказывают бесплатно (п. 6.2.3 приложения 1 к постановлению правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. № 829-ПП).

Об этом сказано в пункте 13 статьи 8, частях 1, 2, 3 статьи 31 Закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ и информации Минтруда России от 25 ноября 2015 г. № б/н. Кстати, в информации Минтруда России также рассказано, какие документы должны подать граждане для получения соцуслуг.

Всем остальным гражданам соцучреждения могут оказывать платные услуги. Причем подопечные могут находиться как на полном платном обеспечении, так и на частичном (ч. 2 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ, информация Минтруда России от 25 ноября 2015 г. № б/н).

В учете бюджетных учреждений:

Бюджетное учреждение соцобслуживания вправе оказывать за плату соцуслуги, относящиеся к основной деятельности. Доходы поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им в соответствии с уставными целями.

Об этом сказано в пункте 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, пункте 4 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Стоимость платных соцуслуг

Размер и порядок платы утверждаются региональными властями. Также они устанавливают тарифы на соцуслуги на основании подушевых нормативов. Например, в Москве тарифы на платные соцуслуги утверждены приказом ДСЗН г. Москвы от 24 декабря 2014 г. № 1069. Так, санитарно-гигиенические услуги оказываются в течение 30 минут и оплачиваются по тарифу 157 руб. 50 коп.

Такие правила установлены в пунктах 11, 14 статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ.

Важно: учреждение не может самостоятельно установить стоимость соцуслуг. Оно должно руководствоваться утвержденными тарифами. То есть в результате из всех видов услуг, которые будут оказаны подопечному, и складывается их общая стоимость.

Налог на прибыль

Бюджетные и автономные учреждения соцобслуживания при расчете налога на прибыль средства от оказания платных соцуслуг должны включить в состав доходов от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ).

При кассовом методе выручку учтите в момент получения средств. Предварительную оплату (аванс) также учтите в доходах в момент получения (п. 2 ст. 273, подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это правило действует несмотря на то, что услуги еще фактически не оказаны (не приняты заказчиком) (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98).

Если учреждение соцобслуживания применяет метод начисления, момент признания выручки доходом зависит от вида оказываемых услуг. Социальные услуги, как правило, носят длительный характер, поэтому выручку от реализации учитывайте равномерно в течение периода, в котором эти услуги оказываются (п. 2 ст. 271, ст. 316 НК РФ). Если же в договоре об оказании соцуслуг предусмотрена поэтапная сдача, то доходы признавайте в том налоговом периоде, в котором они имели место (п. 1 ст. 271 НК РФ).

Если учреждение оказывает разовые соцуслуги (например, оказание помощи в оформлении документов на погребение, психологической помощи, организация проведения диспансеризации), выручку отразите по факту оказания услуг (п. 3 ст. 271 НК РФ).

Выручку уменьшите на расходы, связанные с оказанием платных соцуслуг (подп. 1 п. 3 ст. 315 НК РФ):

 расходы на оплату труда;

 суммы начисленной амортизации;

Подробнее об учете доходов и расходов см. здесь.

Льгота по налогу на прибыль

Учреждения соцобслуживания вправе применять ставку налога на прибыль 0 процентов (п. 1 ст. 284.5 НК РФ). Перечень соцуслуг, которые позволяют применять эту ставку, утвержден постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 638.

Применение нулевой ставки возможно, если соблюдены все обязательные условия.

Если хотя бы одно из этих условий будет нарушено, налог придется пересчитать по ставке 20 процентов. Сделайте это с начала налогового периода, в котором было нарушение. На сумму восстановленного налога также нужно начислить пени. Их начисляйте со дня, следующего за сроком внесения авансового платежа за соответствующие отчетные периоды.

Читайте так же:  Отказ в материнском капитале судебная практика

Важно: при повторном нарушении вернуться к применению льготы нельзя.

Об этом сказано в пунктах 4, 9 статьи 284.5 Налогового кодекса РФ.

Чтобы получить льготу, нужно подать в налоговую инспекцию по месту учета заявление вместе со сведениями, подтверждающими условия ее применения. Сделать это нужно не позже чем за месяц до года, когда планируете применять льготу (п. 5 ст. 284.5 НК РФ).

Льготу нужно подтвердить. Для этого вместе с декларацией по налогу на прибыль подайте в инспекцию следующие документы:

 выписку из реестра поставщиков соцуслуг;

 сведения о доле доходов от льготируемых социальных услуг;

 сведения о численности штатных сотрудников.

Сведения нужно подавать по форме, утвержденной приказом ФНС России от 23 октября 2015 г. № ММВ-7-3/467. Такой порядок предусмотрен пунктами 6 и 7 статьи 284.5 Налогового кодекса РФ.

Внимание: если сведения поданы несвоевременно (т. е. не одновременно с декларацией), учреждение соцобслуживания потеряет право на применение нулевой ставки (п. 7 ст. 284.5 НК РФ).

В таком случае налог за отчетный год придется восстановить (пересчитать по ставке 20%) и уплатить в бюджет. К тому же с учреждения взыщут пени за неуплату авансовых платежей.

Отказ от льготы

Отказаться от применения льготы учреждение соцобслуживания может в любое время, подав в налоговую инспекцию заявление. Однако при отказе от льготы с середины года налог на прибыль придется пересчитать по ставке 20 процентов с начала этого года. Восстановленную сумму налога нужно будет перечислить вместе с начисленными на нее пенями.

Об этом сказано в пункте 8 статьи 284.5 Налогового кодекса РФ.

В бюджетных и автономных учреждениях социальное обслуживание бездомных, несовершеннолетних детей, а также граждан пожилого возраста и инвалидов освобождено от НДС (подп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ). При оказании других платных услуг НДС начисляйте в общем порядке. При этом нужно вести раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС.

По какой ставке платить налог на прибыль

13. Доходы организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

Прибыль организаций, которые занимаются социальным обслуживанием граждан (кроме дивидендов и доходов по операциям с отдельными видами долговых обязательств), при выполнении определенных условий может облагаться налогом по ставке 0 процентов. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 284.5 Налогового кодекса РФ.

Перечень социальных услуг, оказание которых позволяет применять нулевую налоговую ставку, утвержден постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 № 638. Постановление вступило в силу 29 июня 2015 года. До этой даты организации, которые оказывали услуги, включенные в перечень, начисляли авансовые платежи без учета льготной ставки. Теперь их можно пересчитать. Излишне начисленные суммы авансовые платежей за отчетные периоды 2015 года можно вернуть или зачесть.

Применять нулевую налоговую ставку можно, если выполняются следующие условия:

 организация включена в региональный реестр поставщиков социальных услуг. Правила включения организаций в этот реестр определяются профильными ведомствами субъекта РФ. Примеры таких нормативных актов – постановление Минтрудсоцразвития Архангельской области от 20 ноября 2014 № 35-п, приказ Министерства труда и социальной защиты Тульской области от 23 сентября 2014 № 316-осн, приказ Министерства социальной политики Свердловской области от 21 ноября 2014 № 706. Вот реестры поставщиков социальных услуг в Ленинградской области, в Ростовской области, в Краснодарском крае;

 доходы организации от деятельности по предоставлению гражданам социальных услуг за налоговый период (год) составляют не менее 90 процентов ее доходов либо организация не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы. При этом, если наряду с социальным обслуживанием организация ведет медицинскую и (или) образовательную деятельность, ограничение по доходам в 90 процентов нужно считать отдельно только по социальной деятельности. Если в совокупности доходы от социальной, медицинской и образовательной деятельности будут 90 процентов и более, а от деятельности по социальному обслуживанию – менее 90 процентов, нулевую ставку применять нельзя. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 17 июля 2015 № 03-03-10/41223 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 14 августа 2015 № ГД-4-3/14370);

 в штате организации непрерывно в течение налогового периода состоят не менее 15 сотрудников;

 организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами.

Применять нулевую ставку налога на прибыль можно с начала очередного налогового периода. Для этого не позднее чем за один месяц до его начала в налоговую инспекцию нужно подать заявление и необходимый пакет документов (п. 5 ст. 284.5 НК РФ).

По окончании года вместе с декларацией по налогу на прибыль в инспекцию нужно сдать сведения, подтверждающие правомерность применения нулевой налоговой ставки в истекшем году. В состав этих сведений входит расчет доли доходов от социальной деятельности и справка о численности сотрудников. Сведения нужно подавать по форме, утвержденной приказом ФНС России от 23 октября 2015 № ММВ-7-3/467. Такой порядок предусмотрен пунктами 6 и 7 статьи 284.5 Налогового кодекса РФ.

Если организация применяла нулевую ставку налога на прибыль, а затем добровольно или вынужденно отказалась от нее, повторный переход на нулевую налоговую ставку для нее невозможен (п. 9 ст. 284.5 НК РФ).

Перечень включает в себя социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые и срочные социальные услуги, а также на услуги, оказываемые в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности. Документ вступил в силу со дня его опубликования. «Принятое решение позволит организациям, занимающимся социальным обслуживанием граждан, реализовать право применения налоговой ставки 0% по налогу на прибыль», — говорится в справке к документу.

Установление столь комфортного налогового режима для компаний в области соцобслуживания, безусловно, является крайне позитивным фактором, который в дальнейшем будет способствовать появлению новых игроков на рынке, полагает Елена Стюарт, партнер инфраструктурной практики Stuart s Legal: «Бизнес, оказывающий социальные услуги населению, никогда не отличался высокой степенью доходности по сравнению с другими индустриями, поэтому налоговые льготы должны использоваться им эффективно. Не думаю, что останутся компании, которые не воспользуются этим правом».

Читайте так же:  Требования к наблюдению психология

Порядок применения нулевой ставки по налогу на прибыль для компаний в социальной сфере, видимо, будет аналогичен порядку применения нулевой ставки для компаний в области образовательных и медицинских услуг. Компании должны будут предоставить соответствующее заявление и подтверждающие документы в Федеральную налоговую службу в течение двух месяцев со дня официального опубликования правительством перечня социальных услуг, в отношении которых будет применяться нулевая ставка по налогу на прибыль. Порядок применения нулевой ставки по налогу на прибыль для компаний в области социальных услуг должен быть дополнительно уточнен в письме ФНС, напоминает Елена Стюарт.

Чтобы воспользоваться этим правом, организация, оказывающая социальные услуги, должна быть включена в реестр поставщиков соцуслуг, в штате организации должно быть не менее 15 человек, при этом доходы от деятельности по оказанию соцуслуг должны составлять не менее 90% от общего дохода.

Социальные услуги должны быть приближены к человеку

Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин принял участие в работе пленарной сессии Второго форума социальных инноваций регионов, который открылся в г. Красногорске (Московская область).

В своем выступлении глава Минтруда России подчеркнул, что в сфере социального обслуживания населения «за последнее время мы значительно продвинулись вперед – как в технологиях работы, так и в законодательном совершенствовании».
Министр Максим Топилин отметил важную роль в данном процессе всех социальных работников: «Всех с праздником соцработника, спасибо вам огромное за то, что вы делаете».

«В предыдущие годы мы очень серьезно работали над совершенствованием законодательной базы, и с 2015 года, когда был принят закон об основах социального обслуживания, в регионах проделана колоссальная работа по инвентаризации и написании фактически нового регионального законодательства в социальном обслуживании. Я очень рад, что мы эту работу сделали», – сказал руководитель министерства.

По словам Министра Максима Топилина, «серьезный переворот в формировании законодательства в сфере социального обслуживания» произошел в том числе благодаря публичным дискуссиям с представителями некоммерческих организаций и бизнес-структур. «Мы выработали те предложения, которые легли в основу нового закона, которые начинают постепенно работать, – отметил он. – В социальной сфере пять-семь лет назад не было никаких проектов государственно-частного партнерства, не было участия НКО, коммерческих организаций. За это время произошел колоссальный переворот в сознании и нашем понимании того, как мы должны работать».

«Мы открыты для диалога и настроены на то, чтобы с целью расширения спектра оказания услуг, приближения услуг к человеку, повышения качества услуг, действительно выработать предложения для дальнейшего развития нашего законодательства», – акцентировал глава Минтруда России.

Максим Топилин сообщил, что постепенно начинают работать государственные решения, направленные на расширение участия некоммерческого и коммерческого секторов в оказании услуг по социальному обслуживанию населения. «Мы приняли законодательство о том, что ставка налога на прибыль в учреждениях, которые оказывают социальные услуги, равно нулю. Такого не было. Закон только набирает силу, и более 700 организаций уже пользуются этими льготами. И это не потери для бюджетов регионов – наоборот, наращивание потенциала», – подчеркнул он.

Кроме того, были обновлены санитарные нормы и правила касательно учреждений социального обслуживания населения (в частности, домов престарелых). «Теперь это гораздо более разумные требования, которые могут выполняться частным бизнесом», – отметил Максим Топилин.

Также Министр напомнил участникам форума о предоставлении из федерального бюджета субсидий регионам на возмещение части затрат на субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов в сфере социального обслуживания. «В этом году мы впервые начали субсидировать из федерального бюджета проект ГЧП по строительству учреждения по социальному обслуживания пожилых людей, – сообщил глава министерства, предложив учесть расходы по данному направлению в федеральном бюджете 2018-2020 годов. «Это гораздо более дешевый способ, чем строить за счет государства те или иные объекты. Это совершенно новое качество, новые подходы и технологии», – сказал Максим Топилин.

Также Министр отметил прогресс в обеспечение доступности среды и услуг для инвалидов. «Мы стали совершенно по-другому работать в отношении доступности. Сегодня уже на выставках мы видим новые проекты по импортозамещению и производству технических средств реабилитации», – рассказал он.

При этом глава Минтруда России отметил, что в России «колоссальные резервы по созданию индустрии доступности» в связи с ростом продолжительности жизни населения. «Продолжительность жизни растет, пожилых людей будет больше, они будут гораздо более активны, для них нужны будут формы доступности везде. Это будет связано и с обычным передвижением, и физическими средствами доступности, и доступностью услуг – целая инфраструктура, и у нас мало кто это производит. Надо создать соответствующие информационные ресурсы, которые позволят это развивать и давать доступ к информации, кто эти услуги и средства производит», – сказал он. «И здесь можно подумать вместе с министерством промышленности над экономическими стимулами, дополнительными льготами в этом направлении», – предложил Максим Топилин.

Министр также обратился к участникам форума подготовить предложения, связанные с оказанием социальных услуг в электронном формате, и привел в пример Федеральный реестр инвалидов, который запущен в эксплуатацию с января 2017 года. «Это не просто база данных. Задачка заключается в том, чтобы инвалиды могли иметь специализированный удобный портал – чтобы не ходить по учреждениям, чтобы мы не требовали различные справки от них, чтобы они могли через портал получать услуги, не обращаясь в учреждения. Мы должны минимизировать все эти барьеры», – пояснил он.

Кроме того, Максим Топилин напомнил о работе по созданию Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО), запуск которой запланирован на 1 января 2018 года. «Сейчас мы делаем единый ресурс по социальному обслуживании и социальным услугам. Все услуги по получению различных видов пособий, выплат будут переведены в электронный вид и подсоединены к порталу госуслуг. Это позволит нам сделать жизнь и предоставление услуг нашим гражданам гораздо более удобным и простым».

Министр также поблагодарил Председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко, Заместителя Председателя Совета Федерации Галину Карелову, Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Владимира Рязанского, Губернатора Московской области Андрея Воробьева, Первого заместителя Председателя Правительства Московской области Ольгу Забралову за высокую организацию Второго форума социальных инноваций регионов.