Налоговый кодекс Республики Беларусь
Статья 160-1. Особенности определения налоговой базы, исчисления, удержания и уплаты подоходного налога с физических лиц при получении доходов по операциям доверительного управления денежными средствами

1. Для целей настоящей статьи плательщиком подоходного налога с физических лиц признается физическое лицо, выступающее в качестве вверителя и (или) выгодоприобретателя по договору доверительного управления денежными средствами и получившее доход в соответствии с таким договором.

2. Налоговая база подоходного налога с физических лиц по доходам, полученным плательщиком по операциям доверительного управления денежными средствами, определяется отдельно по каждому договору доверительного управления денежными средствами и представляет собой доход в виде прибыли, полученной по такому договору в сумме, определенной доверительным управляющим на основе данных бухгалтерского учета операций доверительного управления в порядке, установленном законодательством, и выплачиваемой плательщику.

При этом налоговая база подоходного налога с физических лиц по доходам, полученным плательщиком по операциям доверительного управления денежными средствами, определенная в соответствии с частью первой настоящего пункта, уменьшается на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, возмещенных (понесенных) вверителем и (или) выгодоприобретателем и связанных с операциями, совершаемыми доверительным управляющим по договору доверительного управления денежными средствами.

Документально подтвержденные расходы, указанные в части второй настоящего пункта, произведенные в иностранной валюте, подлежат пересчету в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату фактического получения плательщиком доходов по операциям доверительного управления денежными средствами.

Документы, подтверждающие фактически произведенные вверителем и (или) выгодоприобретателем расходы, указанные в части второй настоящего пункта, должны содержать информацию о фамилии, собственном имени, отчестве (при его наличии) вверителя и (или) выгодоприобретателя, сумме и дате оплаты, назначении платежа, если такие требования предусмотрены законодательством, регулирующим порядок оформления указанных документов. В случае, если документы не содержат этих реквизитов, к ним прилагается справка получателя платежа, скрепленная печатью, содержащая недостающую информацию.

Налоговому агенту могут быть представлены копии документов, подтверждающих фактически произведенные вверителем и (или) выгодоприобретателем расходы, указанные в части второй настоящего пункта. В этом случае представленные копии сверяются налоговым агентом с оригиналами, о чем делается соответствующая отметка на копиях документов, а на оригиналах этих документов – отметка о сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, учтенных в целях налогообложения.

Налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется на дату фактической выплаты дохода плательщику по операциям доверительного управления денежными средствами.

3. Налоговым агентом в целях настоящей статьи признается доверительный управляющий, осуществляющий выплату плательщику доходов по операциям доверительного управления денежными средствами.

Подоходный налог с физических лиц с доходов по операциям доверительного управления денежными средствами исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет налоговым агентом при фактической выплате таких доходов физическому лицу в порядке, установленном статьей 175 настоящего Кодекса.

4. При передаче доверительным управляющим плательщику ценных бумаг, приобретенных по договору доверительного управления денежными средствами, этот доверительный управляющий обязан выдать письменное подтверждение о передаче плательщику таких ценных бумаг с указанием даты выбытия ценных бумаг, их количества и балансовой стоимости, определенной на дату выбытия.

Такое письменное подтверждение является документом, подтверждающим фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, понесенные плательщиком для приобретения таких ценных бумаг.

5. При невозможности удержания налоговым агентом исчисленной суммы подоходного налога с физических лиц по причине отсутствия выплат доходов в денежной форме или недостаточности выплачиваемых плательщику доходов в денежной форме для удержания подоходного налога с физических лиц удержание налога производится в порядке и сроки, установленные пунктами 2 и 5 статьи 181 настоящего Кодекса.

Налоговый кодекс Республики Беларусь
Статья 166. Имущественные налоговые вычеты

1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 156 настоящего Кодекса плательщик имеет право применить следующие имущественные налоговые вычеты:

1.1. в сумме фактически произведенных плательщиком и членами его семьи (супругом (супругой), их не состоящими в браке на момент осуществления расходов детьми и иными лицами, признанными в судебном порядке членами семьи плательщика), состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на строительство, в том числе путем приобретения жилищных облигаций, либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры, в том числе в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на строительство, приобретение жилищных облигаций либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры.

Для целей применения настоящего вычета строительством признается строительная деятельность по возведению объекта, реконструкции объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации на возведение, реконструкцию объекта, выполнение строительных, специальных, монтажных и пусконаладочных работ.

Право на имущественный налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, имеют плательщики и члены их семей, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае, если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами.

Право на имущественный налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, имеют физические лица, указанные в части третьей настоящего подпункта, осуществившие на основании договора строительного подряда реконструкцию одноквартирного жилого дома или квартиры, при условии, что в результате такой реконструкции физические лица утрачивают основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

При строительстве одноквартирного жилого дома или квартиры с привлечением застройщика и (или) подрядчика фактически произведенные плательщиками и членами их семей расходы на такое строительство подлежат вычету в пределах стоимости строительства одноквартирного жилого дома или квартиры, цены объекта долевого строительства квартиры, указанных в договоре о строительстве, а при строительстве квартиры в составе жилищно-строительного кооператива без заключения договора о строительстве – в пределах стоимости строительства квартиры, указанной в справке, выдаваемой такими кооперативами, либо в ее копии.

При строительстве квартиры путем приобретения жилищных облигаций фактически произведенные плательщиками и членами их семей расходы на такое строительство подлежат вычету в пределах размера денежных средств, подлежащих внесению в оплату стоимости жилого помещения путем приобретения жилищных облигаций, указанного в договоре, в соответствии с которым предусматривается строительство жилого помещения для владельца жилищных облигаций.

При строительстве одноквартирного жилого дома или квартиры, осуществляемом физическим лицом без привлечения застройщика или подрядчика, расходы на такое строительство подлежат вычету в пределах стоимости строительства, указанной физическим лицом в заявлении, представляемом налоговому агенту (налоговому органу).

При приобретении одноквартирного жилого дома или квартиры в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга, фактически произведенные расходы на такое приобретение подлежат вычету в пределах оплаты стоимости предмета лизинга – одноквартирного жилого дома или квартиры, указанной в договоре финансовой аренды (лизинга).

Имущественный налоговый вычет в сумме расходов, направленных на строительство одноквартирного жилого дома, предоставляется после получения плательщиком свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации земельного участка и прав на него, или государственного акта на право частной собственности, пожизненного наследуемого владения, или договора аренды земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома.

Имущественный налоговый вычет в сумме расходов на приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры предоставляется после государственной регистрации права собственности на одноквартирный жилой дом или квартиру.

Имущественный налоговый вычет в размере, указанном в части восьмой настоящего подпункта, при приобретении одноквартирного жилого дома или квартиры в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) предоставляется после подписания акта приемки-передачи предмета лизинга.

В фактически произведенные расходы на строительство, в том числе путем приобретения жилищных облигаций, либо приобретение одноквартирного жилого дома или квартиры включаются в том числе:

Читайте так же:  Нотариус новокузнецк режим работы

расходы на приобретение одноквартирного жилого дома, квартиры;

расходы на работы, связанные с внутренней отделкой одноквартирного жилого дома, квартиры, – при строительстве одноквартирного жилого дома или квартиры;

расходы на разработку проектно-сметной документации;

расходы на приобретение строительных и отделочных материалов;

расходы на приобретение жилищных облигаций;

расходы по оплате лизинговых платежей в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга, в части оплаты стоимости предмета лизинга – одноквартирного жилого дома или квартиры.

При приобретении одноквартирных жилых домов и квартир в общую долевую либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с настоящим подпунктом, распределяется между участниками общей долевой либо общей совместной собственности пропорционально их доле либо в соответствии с их письменным заявлением (в случае приобретения одноквартирного жилого дома или квартиры в общую совместную собственность).

В случае применения (частичного применения) плательщиком имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, плательщик не вправе применить имущественный налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, в отношении иной квартиры или иного одноквартирного жилого дома.

Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет, установленный настоящим подпунктом, не применялся или использовался не полностью, то неиспользованная сумма переносится на последующие налоговые периоды до полного ее использования;

1.2. в сумме фактически произведенных плательщиком и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества (за исключением реализации плательщиком принадлежащих ему ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, доли (части доли) в уставном фонде (пая (части пая)) организации, предприятия как имущественного комплекса), в порядке, установленном статьей 167 настоящего Кодекса.

При реализации имущества, находящегося в общей долевой собственности, размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с настоящим подпунктом, распределяется между участниками общей долевой собственности пропорционально их доле.

При получении дохода в виде частичной оплаты имущества расходы, связанные с приобретением имущества, исключаются пропорционально размеру частичной оплаты имущества.

Вместо получения имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества (за исключением реализации плательщиком принадлежащих ему ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, доли (части доли) в уставном фонде (пая (части пая)) организации, предприятия как имущественного комплекса), плательщики имеют право применить имущественный налоговый вычет в размере 10 процентов общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от реализации имущества, указанного в части первой настоящего подпункта.

Положения настоящего подпункта не распространяются на доходы, получаемые плательщиками от продажи имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных в пункте 11 статьи 176 настоящего Кодекса.

2. Имущественный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.1 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется плательщикам:

нанимателями – по месту основной работы (службы, учебы);

налоговым органом – по доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы) и (или) подлежащим налогообложению в соответствии с пунктом 1 статьи 178 настоящего Кодекса, при подаче налоговой декларации (расчета) по окончании налогового периода.

Индивидуальные предприниматели (нотариусы, адвокаты), не имеющие в течение отчетного (налогового) периода места основной работы (службы, учебы), применяют имущественный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.1 пункта 1 настоящей статьи, при исчислении подоходного налога с физических лиц за отчетный (налоговый) период.

Имущественный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.1 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется плательщику на основании следующих документов:

справки (ее копии) местного исполнительного и распорядительного органа или иного государственного органа и других государственных организаций, организаций негосударственной формы собственности по месту работы (службы), подтверждающей, что плательщик и члены его семьи состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состояли на таком учете на момент заключения кредитного договора или договора займа. Справка выдается по форме, утверждаемой Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь;

выписки (либо ее копии) из решения общего собрания членов организации застройщиков (собрания уполномоченных) о включении плательщика или члена его семьи в состав жилищно-строительного кооператива – при строительстве квартир в составе жилищно-строительного кооператива;

копии договора о строительстве одноквартирного жилого дома или квартиры, а при строительстве квартиры в составе жилищно-строительного кооператива без заключения договора на строительство – справки (либо ее копии) о стоимости строительства квартиры, выдаваемой такими кооперативами;

решения (его копии) местного исполнительного и распорядительного органа либо иного государственного органа, другой организации, принявших плательщика или члена его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, о снятии с такого учета в связи с осуществленной реконструкцией одноквартирного жилого дома или квартиры – в случае осуществления реконструкции одноквартирного жилого дома или квартиры;

копии договора строительного подряда на реконструкцию одноквартирного жилого дома или квартиры – в случае осуществления реконструкции одноквартирного жилого дома или квартиры;

копии документов, подтверждающих регистрацию права собственности на одноквартирный жилой дом, квартиру, договора купли-продажи одноквартирного жилого дома, квартиры, – при приобретении одноквартирного жилого дома, квартиры;

подтверждающих фактическую оплату товаров (работ, услуг, за исключением риэлтерских услуг) квитанций к приходным кассовым ордерам, платежных инструкций о перечислении денежных средств со счета плательщика на счет продавца (подрядчика, исполнителя), товарных и кассовых чеков, актов о закупке товаров (выполнении работ, оказании услуг) у физических лиц и других документов;

копии кредитного договора – при получении плательщиком в банках Республики Беларусь кредитов на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры, а также на приобретение жилищных облигаций;

копии свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации земельного участка и прав на него, или государственного акта на право частной собственности, пожизненного наследуемого владения, или договора аренды земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома, – при строительстве одноквартирных жилых домов;

копии договора на приобретение товаров (выполнение работ, оказание услуг) – при строительстве одноквартирных жилых домов. При приобретении таких товаров (выполнении работ, оказании услуг) у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в договоре должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер документа, удостоверяющего личность такого физического лица;

подтверждающих фактическое погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), уплату паевых взносов;

копии договора займа – при получении заемных средств от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей;

копии свидетельства о рождении ребенка (детей), свидетельства о заключении брака, о расторжении брака, решения суда – при получении имущественного налогового вычета членами семьи;

справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, иных документов, подтверждающих получение дохода, – при предоставлении имущественного налогового вычета налоговым органом;

подтверждающих фактическую оплату стоимости приобретения одноквартирного жилого дома или квартиры;

копии договора, в соответствии с которым предусматривается строительство жилого помещения для владельца жилищных облигаций;

документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение жилищных облигаций;

копии договора финансовой аренды (лизинга), предусматривающего выкуп предмета лизинга – одноквартирного жилого дома или квартиры;

копии акта приемки-передачи предмета лизинга – при приобретении одноквартирного жилого дома или квартиры в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга;

подтверждающих фактическую оплату лизинговых платежей в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга, с указанием в них суммы оплаты части стоимости предмета лизинга – одноквартирного жилого дома или квартиры.

Документы, подтверждающие фактически произведенные плательщиком и членами его семьи расходы на строительство или приобретение одноквартирного жилого дома или квартиры, погашение кредитов банков Республики Беларусь, погашение займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры, должны содержать информацию о фамилии, имени, отчестве плательщика, сумме и дате оплаты, назначении платежа, если такие требования предусмотрены законодательством, регулирующим порядок оформления указанных документов. В случае, если документы не содержат указанных реквизитов, к ним прилагается справка получателя платежа, скрепленная печатью, содержащая недостающую информацию.

Читайте так же:  Налоговый вычет за прошедший год

Налоговому агенту (налоговому органу) могут быть представлены копии документов, указанных в части четвертой настоящего пункта. В этом случае налоговым агентом (налоговым органом) представленные копии сверяются с оригиналами, о чем делается соответствующая отметка на копиях документов, а на оригиналах этих документов – отметка о сумме предоставленного имущественного налогового вычета.

Документы, являющиеся основанием для получения имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 1.1 пункта 1 настоящей статьи, и представленные налоговому агенту (налоговому органу) в предыдущем налоговом периоде, в последующие налоговые периоды повторно этому налоговому агенту (налоговому органу) не представляются.

В случае утери плательщиком документов, указанных в части четвертой настоящего пункта, налоговому агенту (налоговому органу) представляется письменное подтверждение получателя денежных средств о поступлении таких средств с указанием фамилии, имени, отчества плательщика, суммы и даты оплаты, назначения платежа.

3. Имущественный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.2 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется без учета требований абзаца четвертого части второй пункта 5 статьи 43 настоящего Кодекса по выбору плательщика:

в течение налогового периода налоговым агентом, являющимся источником выплаты дохода этому плательщику за возмездно приобретенное у него имущество, в размере, установленном частью четвертой подпункта 1.2 пункта 1 настоящей статьи;

при подаче им в налоговый орган налоговой декларации (расчета) по окончании налогового периода с представлением справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов или в размере, установленном частью четвертой подпункта 1.2 пункта 1 настоящей статьи.

Подоходный налог в Беларуси

Как можно легко догадаться по названию, подоходный налог с физических лиц взимается с доходов, которые получают граждане. Однако целый ряд категорий трудоспособных людей имеют льготы при налогообложении.

В настоящее время подоходный налог в РБ взимается по различным ставкам. Для разных категорий граждан они составляют:

  • для физических лиц, работающих по найму – 13%;
  • для физлиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих трудовую деятельность, связанную с Парком высоких технологий – 9%;
  • для граждан, осуществляющих нотариальную либо адвокатскую деятельность – 16%;
  • для граждан, получающих доходы в виде различных дивидендов – 13%.

Отдельно стоит упомянуть про подоходный налог с физических лиц, сдающих в аренду недвижимость. Размер налога в данном случае является фиксированным и устанавливается городскими (областными) Советами депутатов.

Подоходный налог с юридических лиц не взимается – данный вид налогообложения применим только к физлицам. Организации и предприятия уплачивают налог на прибыль и другие виды налогов, предусмотренные законодательством РБ именно для данной категории налогоплательщиков.

Как происходит уплата подоходного налога в Беларуси в 2018 году?

Наемные сотрудники освобождены от самостоятельного расчета подоходного налога – эту работу за них выполняют бухгалтера организаций, на которых они трудоустроены. Самостоятельно рассчитывать и уплачивать подоходный должны индивидуальные предприниматели, а также граждане, получающие доход из нескольких источников.

Вычеты по подоходному налогу – льготы при налогообложении

Законодательством Беларуси предусмотрены различные льготы по уплате подоходного налога. Такие льготы называются вычетами и применяются по отношению к работникам, у которых имеются какие-либо основания не платить в полной мере подоходный. Иными словами, если данные работники имеют какие-либо расходы или доходы, на которые предусмотрен вычет, то с таких доходов (расходов) подоходный не уплачивается.

Стандартные вычеты на подоходный налог в 2018 году в Беларуси предоставляются следующим категориям работников

  • гражданам, получившим льготный кредит на жилье и осуществляющим по нему регулярные выплаты;
  • работоспособным людям с низким доходом, составляющем менее 620 бел. рублей в месяц;
  • гражданам с одним, двумя и более несовершеннолетними детьми на иждивении;
  • инвалидам 1-ой и 2-ой группы, в том числе – инвалидам детства, а также гражданам, воспитывающим детей-инвалидов;
  • ветеранам Великой Отечественной и Героям СССР.

При этом максимальная сумма налогового вычета, согласно действующему законодательству, не может превышать 144 рублей. В целом же налоговые вычеты по подоходному налогу в РБ помогают гражданам экономить до 13% от получаемого ими дохода.

Когда подоходный налог не уплачивается вовсе?

Законодательством предусмотрены многочисленные случаи, в которых граждане не обязаны платить подоходный. Перечислим наиболее распространенные из них:

  • получение подарков и призов, выигрыши в денежные и вещевые лотереи, электронные и виртуальные игры;
  • сдача вторсырья на переработку;
  • доходы, полученные по праву наследования;
  • получение в дар собственности, недвижимости, денежных сумм.

Подоходный налог – один из основных налогов в Республике Беларусь. Однако по его уплате предусмотрены многочисленные льготы (вычеты), которые позволяют гражданам получать более высокий доход. Ставки подоходного в РБ колеблются от 9 до 16%, а их повышение в ближайшем будущем не планируется.

Подоходный налог в Республике Беларусь

Подоходный налог – это, как следует из названия, налог которым облагаются доходы граждан. Один из основных видов налогов. Рассчитывается, обычно, как процент от суммы дохода. Уплачивается в бюджет. Размер и иные аспекты исчисления и уплаты подоходного налога регулируются государственным законодательством.

В Республике Беларусь основным документом налогового законодательства является Налоговый Кодекс.

С 1 января 2015 года вступил в действие Закон Республики Беларусь №224-3 от 30.12.2014 года. «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь».

В настоящий момент в Беларуси применяются следующие ставки подоходного налога:

  • на доходы, получаемые в качестве дивидендов – 13%;
  • на доходы от предпринимательской, адвокатской, нотариальной деятельности – 16%;
  • на доходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанные с парком высоких технологий – 9%;
  • на доходы от сдачи недвижимости, для физических лиц (в случае, если доходы не превышают 5 555 рублей в год) – устанавливаются фиксированные суммы налога, их размер определяется областным и Минским городским Советами депутатов.
  • для физических лиц на все иные доходы – 13%.

Суммы доходов по каждому из источников складываются в налогооблагаемую базу, которая, в свою очередь, становится отправной точкой для расчета и источником выплаты подоходного налога. Основная информация, определяющая порядок его исчисления и уплаты, содержится в Главе 16 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Большинство плательщиков подоходного налога — наемные работники на предприятиях, потому они не рассчитывают и не уплачивают налог сами, но доверяют это бухгалтерам начисляющим зарплату. Самостоятельно подают декларацию о доходах, как правило, разного рода предприниматели и некоторое количество физлиц получавших доходы из нескольких источников.

На практике основную сложность при расчете суммы подоходного налога, представляет правильное применение системы налоговых вычетов из налогооблагаемой базы.

Так вычету подлежат:

  • стоимость путевок для оздоровления детей, в размере 705 рублей на ребенка до восемнадцати лет, приобретенных из средств белорусских организаций или индивидуальных предпринимателей — ст.163, п.1, пп.1.10;
  • получаемые от физических лиц доходы, в сумме из всех источников не более 5 555 рублей — ст.163, п.1, пп.1.18;
  • доходы, не являющиеся оплатой труда, в т.ч. подарки, призы, материальная помощь, получаемые по месту основной работы, не более 1 678 рублей, то же от иных организации в сумме не более 111 рублей, из каждого источника соответственно — ст.163, п.1, пп.1.19;
  • получаемая инвалидами и сиротами помощь, в сумме не более 11 102 рублей из всех источников в течение календарного года — ст.163, п.1, пп.1.21;

В статье 164 Кодекса определены стандартные налоговые вычеты, право на которые имеет любой плательщик:

  • ст.164, п.1, пп.1.1 — в случае получения налогооблагаемого дохода меньше 563 рублей в месяц, сумма налогового вычета составит 93 рубля;
  • ст.164, п.1, пп.1.2 — 27 рублей на каждого ребенка до 18 лет или иждивенца, независимо от суммы дохода;
  • ст.164, п.1, пп.1.2 — вышеуказанный вычет на ребенка или иждивенца, предоставляемый вдове (вдовцу), опекуну, попечителю, приемному родителю составляет 52 рубля;
  • ст.164, п.1, пп.1.2 — тот же вычет для родителей имеющих двоих и более детей или детей-инвалидов также составит 52 рубля;

Согласно статье 164, п.1, пп.1.3 право на вычет в размере 131 рубль имеют:

  • ликвидаторы и иные лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы;
  • Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Беларуси, Полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы, Отечества;
  • участники ВОВ;
  • лица, имеющие льготы согласно закону «О Ветеранах» от 17.04.1992 года;
  • инвалиды первой и второй группы, инвалиды с детства, дети-инвалиды.

Согласно пп.1.2, п.1 статьи 165 настоящего Кодекса, суммы страховых взносов до 2 874 рублей по договорам страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов заключенным с белорусскими страховыми организациями подлежат налоговому вычету.

Читайте так же:  Договор на платные услуги к кружке

Также вычету подлежат расходы на приобретение жилья в лизинг – ст.166, п.1, пп.1.1.

В Беларуси за счет подоходного налога формируется примерно 10% бюджета.

Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)

29 декабря 2009 г. № 71-З

Принят Палатой представителей 11 декабря 2009 года
Одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 года

* При применении ссылки на Налоговый кодекс Республики Беларусь (его структурный элемент) в случае внесения в него изменений и (или) дополнений, его толкования, приостановления действия, отмены либо признания утратившим силу указываются дата принятия Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (19 декабря 2002 года) и источники официального опубликования Общей и Особенной частей Налогового кодекса Республики Беларусь.

Налоги-2018: льготы, вычеты и ставки подоходного налога

НОВЫЙ ДОКУМЕНТ. Указ Президента N 29 «О налогообложении» подписан: читать о всех новшествах в налогообложении в 2018 год у

Проект утвержденного документа :

Проект Закона «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» предусматривает ряд корректировок в порядок исчисления и уплаты подоходного налога, которые могут вступить в силу с 1 января 2018 г.

Льготы

В перечень доходов, освобождаемых от подоходного налога, предлагается включить единовременное предоставление семьям безналичных денежных средств при рождении, усыновлении (удочерении) треть­его или последующих детей.

Расширена сфера применения некоторых имеющихся льгот. Так, планируется освобождать в соответствии с подп. 2.11 п. 2 ст. 53 НК от налогообложения не только суммы, оплаченные за счет средств организации или ИП за своих работников на проведение медосмотров, внеочередных медосмотров при ухудшении состояния здоровья, проводимых в порядке, установленном Минздравом по согласованию с Минтруда и соцзащиты, но и суммы, возмещенные нанимателями своим работникам, которые они потратили самостоятельно.

Также будут освобождаться от налогообложения доходы, полученные от реализации ак­ций белорусских организаций, отчуждаемых не ранее 3 лет с даты приобретения, в т.ч. лицу (эмитенту), у которого эти ак­ции приобретались. Сейчас эта льгота применяется только в случае, если такие акции отчуждаются любому третьему лицу (подп. 1.24 1 п. 1 ст. 163 НК).

Планируется отменить освобождение от подоходного налога денежных средств, поступающих с 2006 г. физлицам в виде грантов и в рамках проектов, предоставляемых (выполняемых) в соответствии с Со­глашением о научном сотрудничестве между Правительством Республики Беларусь и Международной ассоциацией по содействию сотрудничеству с учеными из независимых государств бывшего Советского Союза от 3.07.1995 (подп. 1.44 п. 1 ст. 163 НК).

Вид освобождения

2017 г.

2018 г. (проект)

Cтоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации РБ, приобретенные для детей в возрасте до 18 лет и оплаченные (возмещенные) за счет средств белорусских организаций и (или) ИП (на каждого ребенка от каждого источника в течение календарного года)

705

776

Подарки от физлиц, не являющихся ИП, а также получаемая бесплатно недвижимость по договору ренты

5555

6111

Доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде матпомощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.10 1 п. 1 ст. 163 НК), от каждого источника в течение календарного года, получаемые:

– от организаций и ИП, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у ИП;

– от иных организаций и ИП

1678

111

1846

122

Сумма оплаты страховых услуг страховых организаций РБ, в т.ч. по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов, получаемых от организаций и ИП, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у этих ИП*

2874

3161

Безвозмездная (спонсорская) помощь в денежной и (или) натуральной формах, поступившая на благотворительный счет банка РБ, пожертвования, получаемые инвалидами, несовершеннолетними детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

11 102

12 212

Доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, получаемых от профсоюзных организаций их членами

336

370

* Согласно проекту эта льгота будет применяться и в отношении указанных доходов, получаемых от профсоюзных организаций их членами.

Традиционно ежегодно ин­дексируются суммы, в пределах которых предоставляются льготы. С 2018 г. такие лимиты в среднем увеличиваются на 10%.

Стандартные вычеты

В таком же размере планируется проиндексировать и стан­дартные вычеты. Проектом пре­дусмотрено увеличить с 1 ян­варя вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК, с 93 до 102 BYN, а предельный размер месячного дохода, при котором он может предоставляться, – с 563 до 619 BYN.

Стандартный вычет для ИП (нотариусов, адвокатов), не имеющих в течение календарного года (его части) места основной работы (службы, учебы), составит 102 BYN, а лимит дохода, подлежащего налогообложению, уменьшенный на сумму профессиональных налоговых вычетов, в соответствующем календарном квар­тале увеличивается с 1687 до 1856 BYN.

Для лиц, воспитывающих ребенка до 18 лет либо содержащих иждивенца, стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК, повышается с 27 до 30 BYN в месяц на ребенка и (или) иждивенца (в 2017 г. он составляет 27 BYN). Для вдов (вдовцов), одиноких родителей, опекунов или попечителей, а также лиц, имеющих двух и более детей в возрасте до 18 лет или такого же возраста ребенка-инвалида, с 2018 г. стандартный вычет предлагается увеличить с 52 до 57 BYN в месяц на каждого такого ребенка и (или) иждивенца.

В перечень лиц, которые в целях предоставления стандартного налогового вычета при­знаются иждивенцами, с 2018 г. предлагается внести, среди прочего, инвалидов I и II груп­пы старше 18 лет, не имеющих доходов в виде зарплаты и иных доходов в соответствии с трудовыми договорами (конт­рактами), гражданско-правовыми договорами, а также доходов от осуществления пред­принимательской (нотариальной, адвокатской) деятельности, – для их родителей (усыновителей), супруга (супруги), опекуна или попечителя. При этом основанием для предоставления вычета будут копии удостоверения инвалида, свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении ребенка (детей), иных документов, подтверждающих степень близкого родства, выписки из решения органов опеки и попечительства.

Социальный вычет

Размер социального налогового вычета в сумме, уплаченной плательщиком страховым организациям РБ (возмещенной плательщиком налоговому агенту) в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, за­ключенным на срок не менее 3 лет, а также по договорам до­бровольного страхования медицинских расходов (подп. 1.2 п. 1 ст. 165 НК), предлагается увеличить с 2874 до 3161 BYN.

Имущественный вычет

В новом году может измениться порядок предоставления имущественного налогового вычета в размере расходов, направленных плательщиком на строительство и приобретение жилья (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК). Предлагается не учитывать в составе данного вычета расходы на строительство, понесенные физическим лицом после принятия решения об утверждении акта приемки од­ноквартирного жилого дома или квартиры в эксплуатацию. При этом выписка (либо ее копия) из решения (приказа, постановления, распоряжения) лица (органа), назначившего приемочную комиссию, об ут­верждении акта приемки од­ноквартирного жилого дома или квартиры в эксплуатацию представляется плательщиком налоговому агенту (налоговому органу) не позднее одного месяца после приема такого жилого дома или квартиры в эксплуатацию.

Ставки

Предельный размер дохода, полученного плательщиками от сдачи физическим лицам в аренду (субаренду), наем (под­наем) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории РБ (за исключением таких доходов, полученных ими от осуществления предпринимательской деятельности или от ИП в результате заключения с ними договоров аренды (субаренды), найма (поднайма) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории РБ), при получении которого ставки подоходного налога устанавливаются в фик­сированных суммах, может увеличиться на 10%: с 5555 до 6111 BYN.

Налоговые агенты

В настоящее время налоговые агенты обязаны ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом, в электронном виде в порядке и по форме, утвержденным МНС, представлять в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах по установленному в этом пункте перечню таких доходов (п. 11 ст. 175 НК). Теперь перечень доходов, о которых должны представляться сведения, будет определять МНС. Налоговым агентам придется представлять такие сведения в налоговый орган по месту постановки на учет ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в виде электронного документа или документа в элек­тронном виде.

Автор публикации: Отдел налогообложения «ЭГ»