Все о требованиях к водителю наставнику 2018

Какие требования к водителю наставнику 2018 предъявляет закон? Проведение обязательных стажировок порой вызывает вопросы у кадровиков. Ведь именно на кадровых специалистов обычно возлагают обязанность по документальному оформлению стажировки. Несмотря на то, что многим знакомо понятие стажировки, правила ее проведения нередко вызывают вопросы. Например, какие установлены требования к водителю наставнику на автобусе или ином типе транспортных средств знают далеко не все. Поговорим об этом в материале.

Работы с риском

Несмотря на распространенное мнение, обязанность проводить стажировку установлена исключительно для работодателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), принимающих сотрудников на работу с вредными и опасными условиями труда. Кроме этого обязательные стажировки предусмотрены некоторыми отраслевыми нормативно-правовыми актами (ст. 225 ТК РФ).

Так, например, водители, работающие на перевозках пассажиров и перевозках грузов, должны в обязательном порядке проходить стажировку (руководящий документ Минавтотранса РСФСР от 20.01.1986 № РД-200-РСФСР-12-0071-86-12).

Обязательная стажировка нередко вызывает вопросы, связанные с ее проведением. Один из популярных – вопрос про требования, предъявляемые к водителю наставнику. Ведь понятно, что на эту роль может претендовать далеко не всякий шофер.

В тоже время опасные условия труда – это производственные факторы, которые могут привести к травме или увечью работника.

– приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163).

Так как вопрос о квалификации руководителя стажировки не праздный, расскажем про требования к водителю наставнику. Нормативные документы, регулирующие данную сферу, подтвердят сделанные нами выводы.

Стаж рулит и бибикает

Итак, руководителем стажировки шоферов является водитель-наставник. Его кандидатура подбирается из штатных водителей предприятия, подходящих под следующие требования:

  • потенциальный наставник не совершил за последний год по своей вине ни одного дорожно-транспортного происшествия;
  • имеет подходящий стаж управления соответствующим транспортным средством (легковым такси или грузовиком – не менее 3 лет; автобусом, трамваем, троллейбусом – не менее 5 лет).

Таким образом, требования к водителю наставнику грузового автомобиля – это безаварийная езда и стаж управления грузовиком не менее трех лет.

Напомним, что стажировать водителей нужно не всегда. Министерство транспорта устанавливает конкретный перечень ситуаций, когда без стажировки не обойтись (п. 13-22 Порядка, утв. приказом Минтранса России от 11.03.2016 № 59):

  • сотрудник устраивается на работу непосредственно после окончания учебы;
  • трудоустройство происходит после перерыва в работе продолжительностью более года;
  • сотрудник устраивается на работу на горный маршрут;
  • сотрудник будет трудиться на новом типе транспортного средства или новом маршруте перевозок пассажиров.

Ученический договор можно заключить, в том числе, с лицом, собирающимся устроиться на работу. В данной ситуации договор станет гарантией, что трудоустройство состоится. Если вдруг после получения образования соискатель передумает заключать с работодателем трудовой договор, то он должен будет возместить ему затраты, связанные с обучением (подробнее об этом см., «Заключаем ученический договор с соискателем (образец 2018)»).

В свою очередь, требования к водителю наставнику автобуса более серьезные. Помимо отсутствия аварий, совершенных по вине руководителя стажировки, стаж его работы на автобусе должен быть не менее пяти лет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

2. Общие обязанности водителей

ПДД 2018, 2019 с комментариями онлайн

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  • документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

До начала движения водитель обязан пристегнуться ремнями безопасности проверить, чтобы пристегнулись пассажиры.
Мотошлем для мотоциклиста и его пассажира – это одно из основных средств пассивной безопасности. К таким средствам еще относится соответствующая экипировка с защитными накладками, но ПДД запрещают движение на мотоцикле именно без застегнутого мотошлема.

2.2. Водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан:

  • иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа — и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении, а также документы, предусмотренные таможенным законодательством Евразийского экономического союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз данного транспортного средства (при наличии прицепа — и прицепа);
  • иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа — и на прицепе) регистрационные и отличительные знаки государства, в котором оно зарегистрировано. Отличительные знаки государства могут помещаться на регистрационных знаках.

Водитель, осуществляющий международную автомобильную перевозку, обязан останавливаться по требованию уполномоченных должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах и предъявлять для проверки транспортное средство, а также разрешения и другие документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.

2.2.1. Водитель транспортного средства, в том числе не осуществляющего международные перевозки товаров, обязан останавливаться и предъявлять уполномоченному должностному лицу таможенных органов транспортное средство, находящиеся в нем товары и документы на них для проведения таможенного контроля в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, также на иных территориях Российской Федерации, определенных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, в местах, специально обозначенных дорожным знаком 7.14.1, по требованию уполномоченного должностного лица таможенных органов.

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем — Основные положения).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности;

ПДД подразделяют неисправности ТС на две подгруппы. Первая подгруппа включает неисправности, при которых запрещается движение ТС. Их пять, они перечислены в этом пункте ПДД. Стоим на месте (не начинаем и не продолжаем движение) при неисправности:

  • рабочей тормозной системы
  • рулевого управления
  • сцепного устройства (в составе автопоезда)
  • негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости
  • не работающим со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

К второй подгруппе относятся неисправности, при которых запрещается эксплуатация ТС. При возникновении этих неисправностей, движение ТС не запрещено. Двигаясь к месту ремонта, водитель обязан помнить, что в случае ДТП ответственность за управление неисправным автомобилем будет на нем. К мерам предосторожности, которые можно использовать при управлении ТС в данном случае, относятся: движение по крайней правой полосе с малой скоростью, включение аварийной сигнализации и другие действия в зависимости от возникшей неисправности.

2.3.2. По требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Водитель транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения также по требованию должностных лиц военной автомобильной инспекции.

В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.

Читайте так же:  Федеральный закон от 291212 275-фз

Водитель, в отношении которого имеются основания предположить, что он находится в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), подлежит отстранению от управления транспортным средством. В соответствии со ст. 27.12 КоАП. основаниями полагать, что водитель, управляющий ТС, находится в состоянии опьянения, являются: характер движения ТС, вызывающий сомнение в способности водителя управлять им; наличие признаков опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, изменение зрачков при соответствующем поведении); заявления свидетелей об употреблении водителем спиртных напитков или наркотических средств.

При наличии таких оснований сотрудники полиции в соответствии с действующим законодательством имеют право направлять (доставлять) этих лиц на медицинское освидетельствование, с целью установления состояния опьянения.

2.3.3. Предоставлять транспортное средство:

  • сотрудникам полиции, органам государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;
  • медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

Примечание. Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по просьбе водителя выдать ему справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации), а медицинские и фармацевтические работники — выдать талон установленного образца.

По требованию владельцев транспортных средств федеральные органы государственной охраны и органы федеральной службы безопасности возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством.

2.3.4. В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.

Пункт 2.3.4 имеет законную силу с 18 марта 2018 года. Подробнее — в статье Световозвращающий жилет для водителя в пдд.

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а также:

уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;

уполномоченным должностным лицам таможенных органов в отношении остановки транспортных средств, в том числе не осуществляющих международные перевозки товаров, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, также на иных территориях Российской Федерации, определенных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, в местах, специально обозначенных дорожным знаком 7.14.1.

Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и таможенных органов должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

По требованию водителя остановленного транспортного средства лица, указанные в данном пункте, обязаны представиться и предъявить (показать) ему служебное удостоверение. Работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах, уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта также являются регулировщиками движения, но проверять документы у водителей не имеют права. Сотрудники военной автоинспекции имеют право проверять только транспорт Министерства обороны.

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. При нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности.

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:

  • принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
  • в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
  • записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Действия водителя, который причастен к ДТП, должны выполняться именно в той последовательности, как это изложено, и как можно быстрее. Если, кроме водителя, на месте ДТП есть пассажиры или другие лица, которые могут оказать помощь, их следует также при влечь, например, для вызова «скорой», сообщения о ДТП в полицию и т.д. Если необходимо зафиксировать следы ДТП, но при этом следует освободить проезжую часть, рекомендуется каким-либо острым предметом отметить на дороге расположение колес в районе осей транспортного средства, чтобы потом можно было предельно точно установить его недавнее местонахождение. Рисовать мелом нежелательно, так как такие следы вскоре могут быть стерты проходящим мимо транспортом.

Следует обратить внимание на правильность составления протокола и схемы аварии, так как первичные документы имеют значительный «вес» при дальнейшем разборе происшествия в отделе ГИБДД. Можно будет дополнить написанное и подписанное ранее, но исправить первичные документы будет уже невозможно.

2.6.1. Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств.

Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.

Ожидать прибытия сотрудника ДПС к месту аварии иногда приходится очень долго (в условиях крупного города так случается часто). Есть возможность оформить ДТП своими силами, но это можно сделать только, если в ДТП участвовало только 2 автомобиля, имеющих ОСАГО, и вред причинен только автомобилям. Если между участниками разногласий нет, то можно оформить ДТП самостоятельно, в таком случае ущерб будет возмещен до 100 тыс. рублей.

Прежде чем покидать место происшествия, следует грамотно все оформить: составить схему аварии, зафиксировать средствами фотосъемки или видеозаписи положение транспортных средств по отношению друг к другу и к элементам дорожной инфраструктуры, указать свидетелей и виновника (если таковой имеется), текущее время и прочие обстоятельства, а также поставить под этим подписи всех участников ДТП.

С 1 июля 2018 года можно оформить ДТП без участия ГИБДД даже в случае, если между участниками имеются разногласия. Но оформление ДТП при разногласиях должно быть зафиксировано с помощью ГЛОНАСС или специального мобильного приложения, одобренного союзом автостраховщиков. В этом случае будет возмещен ущерб до 100 тысяч рублей (для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей — до 400 тыс. рублей). Если у участников ДТП нет ни ГЛОНАСС, ни приложения, то при наличии разногласий между собой самостоятельное оформление ДТП будет невозможно.

В любом случае получить ответы на вопросы об оформлении ДТП можно позвонив по телефону в ГИБДД и сообщив обстоятельства ДТП. Важно: водители могут ехать для оформления на пост ГИБДД только после того, как сообщат о ДТП по телефону, и получат соответствующие инструкции.

2.7. Водителю запрещается:

  • управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
  • передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или подкатегории, кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;
  • пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
  • употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;
  • управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок — международными договорами Российской Федерации;
  • пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;
  • опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.
Читайте так же:  Заявление на загранпаспорт рт

Вероятность попасть аварию у заболевшего человека значительно выше, чем у здорового. Это может быть связано как с общим болезненным состоянием водителя, так и с побочным действием многих лекарств, которые он принял. Также опасно и простое переутомление. Если во время поездки ощущается сонливость, вялость, притупление внимания, чувствуется потеря остроты зрения, замедленность действий, то поможет лишь остановка и отдых. Музыка, разговор с попутчиком для того, чтобы не заснуть, оказывает лишь недолгое действие, чаще всего обманчивое.

Пользование телефоном во время движения запрещается потому, что во время разговора отвлекается внимание водителя и затрудняется управление автомобилем. Рассеянное внимание, соответственно, нередко приводит к ДТП.

Общие требования к будущему водителю и противопоказания

Любой будущий водитель должен соответствовать квалификационным требованиям, которые относятся к управлению автотранспортным средством. К ним причисляются специальные знания и умения, позволяющие уверенно чувствовать себя на дороге и обеспечивать безопасное дорожное движение.

Существуют установленные медицинские противопоказания, которые запрещают управлять автотранспортным средством. Они касаются как общей, так и ограниченной пригодности водителя к участию в дорожном движении. В частности, к управлению автомобилем не допускаются граждане, которые страдают:

  • хроническими заболеваниями оболочек глаза, сопровождающимися значительным нарушением функции зрения;
  • хроническим слезотечением и устойчивой диплопии, препятствующих нормальной видимости, а также ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом направлении;
  • хроническими заболеваниями ушей и имеют проблемы со слухом;
  • нарушением функций вестибулярного аппарата;
  • синдромом головокружения;
  • заболеваниями сосудов, гипертонической болезнью III степени;
  • болезнями сердца (эндокардит, миокардит и проч.);
  • хроническими заболеваниями лёгких;
  • эндокринными заболеваниями/

Управление автотранспортным средством запрещается при остроте зрения с коррекцией ниже 0,6 на лучшем глазу, ниже 0,2 на худшем. При близорукости и дальнозоркости допустимая коррекция составляет 8 ОД, причём разница между обоими глазами не должна превышать 3 ОД.

Запрет на управление автомобилем касается граждан, у которых отсутствует один глаз, нарушены зрительные цветоощущения, выявлены заболевания сетчатки и зрительного нерва. При глаукоме важно следить за состоянием остроты зрения. Если она не ниже перечисленных выше значений, то водителю потребуется отдельное медицинское освидетельствование.

К управлению автотранспортными средствами не допускаются лица, имеющие . К противопоказаниям относится полная глухота и хронические заболевания ушей, которые влияют на слух. Будущий водитель должен обладать возможностью слышать звук разговорной речи на расстоянии не менее трёх метров и шёпот на расстоянии не менее одного метра.

Медицинские противопоказания включают в себя также нарушения функций вестибулярного аппарата, синдромы головокружения и нарушения, связанные с заболеваниями сосудов, гипертонической болезнью III ст., болезнями сердца (эндокардит, миокардит и проч.), хроническими заболеваниями лёгких, эндокринными заболеваниями и т.д. Ну и конечно, важно внимательно следить за состоянием водителя, если он переживает послеоперационный период. В целом, перечень противопоказаний является довольно обширным, но многие его пункты определяются в индивидуальном порядке.

Согласно существующим правилам, водитель должен знать назначение, расположение, устройство, принцип действия автотранспортного средства, а также разбираться в его техническом обслуживании и эксплуатации. Естественно, будущего водителя нельзя представить без знания правил дорожного движения и основ безопасного управления автомобилем. Этому уделяется особое внимание. Помимо перечисленных знаний, водитель должен владеть правилами перевозки различных грузов и, вместе с тем, разбираться в основных показателях работы автомобиля, чтобы уметь самостоятельно обеспечивать перевозки.

В ходе эксплуатации автомобиля нередко случаются различные неисправности, которые требуют от водителя знаний по их обнаружению и устранению. Также для автовладельца важно знать порядок проведения технического обслуживания автомобиля, правила хранения транспортного средства в гаражах и на открытых стоянках и правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин. Обязательными являются знания о том, как погодные условия оказывают влияние на безопасность дорожного движения, и приёмы оказания первой доврачебной помощи при дорожно-транспортных происшествиях. Ну и конечно, водитель должен представлять, как оформляется первичная документация по учёту работы автотранспортного средства.

Квалификационные требования к водителю также предусматривают необходимые навыки, к которым относится умение управлять автомобилем и его оборудованием, заправлять машину топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью, оформлять сопутствующие документы, проверять техническое состояние автомобиля, устранять возникшие эксплуатационные неисправности.

В целом, будущий водитель, обладающий квалификационными знаниями и навыками, не имеющий медицинских противопоказаний к управлению автотранспортным средством, может беспрепятственно участвовать в дорожном движении.

Требования к будущему водителю

Чтобы поддерживать безопасность дорожного движения и чувствовать себя комфортно при движении, любой потенциальный водитель должен отвечать квалификационным требованиям, а именно обладать специальными навыками и знаниями. Кроме того, существуют медицинские противопоказания, запрещающие управлять транспортным средством. Инструкторы по вождению расскажут, какие требования предъявляются к будущим водителям.

Медицинские противопоказания

Управлять автомобилем запрещается при остроте зрения менее 0,2 на лучшем и менее 0,6 на худшем глазе с коррекцией.

Допустимая коррекция при дальнозоркости и близорукости может быть не более 8 ОД, причем разница между глазами не должны превышать трех ОД.

Запрещается управлять машиной людям, имеющим только один глаз, страдающим заболеваниями сетчатки, зрительного нерва или с нарушенным цветовосприятием. При глаукоме потребуется дополнительное, более точное, медицинское освидетельствование.

Хронические заболевания органов слуха и глухота также являются противопоказаниями для управления транспортным средством. Сюда же относятся нарушение функционирования вестибулярного аппарата, заболевания сосудов, головокружения, гипертоническая болезнь 3-ей степени, болезни сердца, эндокринные заболевания, хронические легочные заболевания.

В целом этот список достаточно обширен, но многие его аспекты определяются достаточно индивидуально.

В последнее время в ГИБДД стали более внимательно относиться к предоставляемым водителями медицинским справкам. Поэтому не поленитесь пройти Настоящий медосмотр.

Потеряв немного времени, вы защититесь от ненужных разбирательств и можете узнать много интересного о своем здоровье.

Посмотрим видеосюжет о зрении водителей:

Требования к навыкам и знаниям

Согласно действующим правилам, водитель обязан знать назначение, устройство, расположение и принцип действия машины, и немного разбираться в её техобслуживании и эксплуатации.

Также он должен знать правила перевозки грузов, разбираться в показателях работы транспортного средства.

Это кроме обязательных навыков безопасного управления машиной и знания ПДД.

Обслуживание авто

Водитель должен иметь представление о техническом обслуживании автомобиля, так как в процессе эксплуатации нередки различные поломки. Также сюда относятся знания правил гаражного и стояночного хранения машины, особенности эксплуатации шин и аккумуляторных батарей.

Обязательными являются знания о влиянии различных погодных условий на безопасность движения и приемы оказания медицинской помощи при аварии.

Не стоит забывать о навыках заполнения первичной документации по работе машины и оформления ДТП.

Как бы это глупо не звучало, водитель должен уметь заправлять автомобиль топливом, различными маслами и смазками, охлаждающими жидкостями, управлять машиной и всем имеющимся в ней оборудованием.

Чтобы полноправно управлять машиной требуется достаточно обширный набор навыков, знаний и отсутствие медицинских противопоказаний.

Только в этом случае вы можете беспрепятственно принимать участие в дорожном движении.

Инструкция по охране труда для водителя автобуса (микроавтобуса)

ИНСТРУКЦИЯ №
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ АВТОБУСА
(МИКРОАВТОБУСА)

I. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе в качестве водителя автобуса допускаются лица, прошедшие:
вводный инструктаж;
инструктаж по пожарной безопасности;
первичный инструктаж на рабочем месте;
обучение безопасным методам и приемам труда не менее чем по 10 часовой программе (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности — 20 часовой программе);
инструктаж по электробезопасности на рабочем месте и проверку усвоения его содержания с присвоением квалификационной группы I.
Для выполнения обязанностей водителя автобуса (микроавтобуса) допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии, достигшие 20 летнего возраста.
1.2. Водитель автобуса должен проходить:
повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности- 30 календарных дней);
диспансерный медицинский осмотр согласно приказу № 90 от 14.03.96 г.
1.3. Водитель автобуса обязан:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
соблюдать требования к эксплуатации оборудования;
использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.4. Водитель автобуса должен:
уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;
выполнять правила дорожного движения ПОТ РО-200-01;
выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения мастера или начальника цеха;
во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
содержать рабочее место в чистоте и порядке.
1.5. Водитель автобуса должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.6. При обнаружении неисправностей оборудования, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно сообщить мастеру или начальнику цеха. Приступить к работе можно только с их разрешения после устранения всех недостатков.
1.7. При обнаружении загорания или в случае пожара:
остановить автобус и вывести на безопасное расстояние пассажиров;
сообщить в пожарную охрану и администрации;
приступить к тушению пожара имеющимися в цехе первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности.
1.8.При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (состояние оборудования), если это не создает опасности для окружающих.
1.9.За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.
1.10.Основными опасными и вредными и производственными факторами при определенных обстоятельствах могут быть:
движущиеся и вращающиеся детали и узлы автобуса (микроавтобуса);
горячие поверхности двигателя, системы охлаждения, глушителя и т.п.;
отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;
столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей;
повышенный шум и вибрация в автобусе.

Читайте так же:  Образец приказа об увольнение по сокращению штата

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Убедиться в исправности одежды, застегнув ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор. Перед началом работы водитель обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр.
2.2. Внешним осмотром убедиться в полной исправности автобуса (микроавтобуса) и проверить:
техническое состояние автобуса, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, сцепных устройств, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистители, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и надписей, а также отсутствие подтекания топлива, масла и воды, а у газобаллонных автобусов на герметичность газовой аппаратуры и магистралей;
давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
наличие инструмента и приспособлений, а также огнетушителя, мед.аптечки, упоров под колеса, знаков аварийной остановки;
заправку автобуса (микроавтобуса) топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее.
2.3. Пуск двигателя производить только при нейтральном положении рычага коробки передач. При пуске двигателя с помощью пусковой рукоятки, брать ее в обхват или применять какие-либо предметы, действующие на нее не допускается. Запрещается пуск двигателя буксированием с помощью других транспортных средств.
2.4. После запуска и прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу «СТОП» сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.
2.5. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации транспортного отдела.
2.6. Заправку автобуса (микроавтобуса) топливом производить после остановки двигателя. Во время заправки машины топливом пассажирам находиться в салоне автобуса (микроавтобуса) запрещается. На территории автозаправочной станции не допускается: курить, производить какие-либо ремонтно-регулировочные работы, заливать топливо в посторонние емкости, открывать крышки бензобака металлическими предметами.
2.7. При работе автобуса на этилированном бензине соблюдать следующие правила:
операции по приемке, заправке автобуса (микроавтобуса) и перекачке этилированного бензина производить механизированным способом, находясь с наветренной стороны автобуса (микроавтобуса);
продувку бензосистемы производить насосом;
использовать этилированный бензин разрешается только в качестве топлива;
при попадании этилированного бензин на кожу немедленно смыть керосином, а затем теплой водой с мылом;
в случае попадания этилированного бензина в глаза немедленно обратиться за медицинской помощью;
при заправке автобуса (микроавтобуса) этилированным бензином необходимо пользоваться прорезиненными фартуками и резиновыми перчатками.
2.8. Открывать крышку радиатора следует при охлажденном двигателе, оберегая руки и лицо от ожогов. Снимать и надевать шланг нормоподогрева, только при закрытом вентиле нормоподогрева.
2.9. При обслуживании газобаллонных автобусов водитель обязан произвести осмотр машины с целью обнаружения возможных утечек газа и неисправности газовой аппаратуры, запорной арматуры, проверить крепление газовых баллонов.
2.10. Перед запуском двигателя после длительной стоянки следует открыть капот и в течение некоторого времени держать его открытым, убедиться в герметичности газовой аппаратуры, трубопроводов и их соединений. Магистральный и расходный вентили на баллонах следует открывать медленно во избежание гидравлических ударов.
2.11. Водитель, принимающий участие в техническом обслуживании и ремонте газобаллонных автобусов и газовой аппаратуры должен пройти специальную подготовку, сдать экзамен квалификационной комиссии и получить удостоверение установленного образца.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.
3.2. Быть внимательным и осторожным при движении с места задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автобуса (микроавтобуса).
3.4. При перевозке детей:
-должен быть дополнительно оборудован спереди и сзади предупреждающем знаком «Дети», а также 2-мя огнетушителями;
-детей должны сопровождать двое взрослых;
-во время движения запрещается стоять и ходить по салону;
-скорость движения не выше 60 км в час.
-перевозку осуществлять только в светлое время суток.
3.5. Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с Правилами дорожного движения.
3.6. Оставлять автобус разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.
3.7. При ремонте автобуса (микроавтобуса) на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автобус (микроавтобус) с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под машиной находиться с противоположной стороны проезжей части. Не допускать к ремонту автобуса (микроавтобуса) лиц, не имеющих на это право (сопровождающих, пассажиров и т.д.).
3.8. Водителю автобуса не разрешается:
управлять автобусом в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
выезжать в рейс (на линию) в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
передавать управление автобусом другим лицам;
выполнять буксировку автобуса с целью пуска двигателя, а также с пассажирами в салоне автобуса (микроавтобуса);
подогревать двигатель открытым пламенем при определении и устранении неисправностей механизмов;
протирать двигатель ветошью смоченной бензином и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.
3.9. При передвижении и постановке автобуса на пост технического обслуживания необходимо следить за правильным положением колес относительно направляющих ребер осмотровой канавы, эстакады. Установленный на пост автобус надежно затормозить стояночным тормозом и поставить под колеса упоры, а на автобусе с механической коробкой передач, кроме того, включить нижнюю передачу.
3.10. При работе под автобусом выключить двигатель и на рулевое колесо вывесить табличку «Двигатель не включать! Работают люди!» При смене рессор разгрузить их путем поднятия кузова подъемным механизмом с последующей подставкой под кузов козелков. При выполнении работ внизу автобуса вне осмотровой канавы, эстакады применять лежаки.
3.11. При ремонте автобуса содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.
3.12. Подъем автобуса домкратом производить без перекоса (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску); под остальные колеса подложить упоры.
3.13. Для снятия и постановки тяжелых узлов и агрегатов пользоваться подъемно-транспортными средствами, не превышая их максимальную грузоподъемность.
3.14. На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудноотвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.
3.15. Проверять совпадение отверстий ушков рессоры и серьги только при помощи бородка.
3.16. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.
3.17. Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор, выполнять только после того, как автобус будет установлен на козелки.
3.18. Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.
3.19. Подкачка шин без демонтажа допускается, если давление в
оздуха в ней снизилось не боле, чем на 40 процентов от нормы и при условии, что из-за уменьшения давления не нарушилась правильность монтажа шины.
3.20. При выполнении работ с аккумуляторными батареями нужно соблюдать следующие меры безопасности:
при снятии, транспортировке и обслуживании аккумуляторных батарей следует остерегаться попадания электролита на кожу и одежду. Если это произошло, немедленно обмыть пораженное место содовым 10-процентным раствором или при отсутствии его теплой водой, нельзя обтирать сухой ветошью пораженное место;
пользоваться специальными тележками с гнездами по размерам батарей при их транспортировании;
для определения степени зарядки аккумуляторных батарей пользоваться нагрузочной вилкой.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При появлении неисправности в работе двигателя, принять вправо, съехать на обочину дороги и остановить автобус. Движение продолжить только после устранения возникшей неисправности.
4.2. Водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшего несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством) должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, начальнику транспортного отдела или диспетчеру, оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия инспектора ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.
4.3. Неисправную машину брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно только после разрешения инспектора ГИБДД.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После возвращения с линии совместно с механиком транспортного отдела проверить автобус (микроавтобус). В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.
5.2. Автобус (микроавтобус) очистить от грязи и пыли, поставить в установленное место, убедиться в том, что нет возможности возникновения пожара и затянуть рычаг стояночной тормозной системы.
5.3. Сдать путевой (маршрутный) лист диспетчеру или ответственному лицу.
5.4. После окончания работы руки и лицо вымыть теплой водой с мылом, по возможности принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.