Статья 53. Органы юридического лица

1. Под органом юридического лица следует понимать лицо или совокупность лиц, уполномоченных в соответствии с законом, иными правовыми актами или учредительными документами осуществлять управление деятельностью юридического лица.

Состав, порядок образования органов, а также распределение компетенции между ними зависят от организационно-правовой формы юридического лица и определяются законом и учредительными документами юридического лица.

Органы юридического лица не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений и являются частью юридического лица (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 30.05.2000 N 9507/99 , от 09.02.1999 N 6164/98 ).

ВВАС РФ. 2000. N 9.

ВВАС РФ. 1999. N 5.

По общему правилу юридическое лицо имеет как минимум два органа: орган, объединяющий (представляющий) учредителей (участников) юридического лица, а также исполнительный орган. Исключение из этого правила составляет унитарное предприятие. Единственным органом унитарного предприятия является его руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК).

В ГК применительно к хозяйственным обществам и производственным кооперативам эти органы именуются соответственно высшим и исполнительным. Аналогичная классификация существует и в системе некоммерческих организаций. В соответствии с Законом о некоммерческих организациях высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). Порядок управления фондом определяется его уставом. Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях) (см. ст. 29).

Задача высшего органа управления ограничивается формированием воли юридического лица по основополагающим вопросам деятельности юридического лица, отнесенным к компетенции такого органа. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией состоит в обеспечении соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

Исполнительный орган (директор, правление и т.п.) призван осуществлять волю юридического лица, выраженную в решениях учредителей (участников), при ведении текущих дел юридического лица (организации производства, совершении сделок и т.д.).

Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную законом и учредительными документами некоммерческой организации (см. ст. 30 Закона о некоммерческих организациях).

Третьим органом управления юридического лица, предусмотренным законодательством, является наблюдательный совет (совет директоров), создание которого обязательно для производственного кооператива и АО с числом членов кооператива или соответственно числом акционеров общества более 50 (см. ст. ст. 103, 110 ГК). Совет директоров, наблюдательный совет решает вопросы общего руководства деятельностью юридического лица, осуществляет контроль за деятельностью исполнительного органа.

Говоря о том, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, п. 1 комментируемой статьи имеет в виду прежде всего исполнительный орган. Основное отличие исполнительного органа от других органов состоит в том, что именно он представляет юридическое лицо в гражданском обороте, без доверенности совершая от его имени действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей юридического лица.

Вместе с тем положение п.

Соблюдение органами юридического лица своей компетенции, определенной в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами, является необходимым условием для признания действительности сделок юридического лица (см. п. 4 коммент. к ст. 103). 2.

Согласно п. 2 комментируемой статьи в предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников. При этом имеются в виду участники полного товарищества и товарищества на вере (кроме коммандитистов), которые могут выступать в гражданском обороте от имени юридического лица без доверенности (см. ст. ст. 72, 84 ГК). 3.

Пункт 3 комментируемой статьи обязывает лицо, выступающее в силу закона или учредительных документов юридического лица от его имени, действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

Принцип добросовестности и разумности является объективным критерием оценки деятельности органа или соответственно участника юридического лица, действующего от его имени, который не связан с их фактическими способностями к осуществлению такой деятельности. В рамках этого принципа соответствующее лицо обязано не только действовать в интересах юридического лица, не нарушать обязанности, возложенные на него законом или учредительными документами юридического лица, но и вести дела способом, оптимальным для достижения целей юридического лица.

В соответствии с п. 3 ст. 10 ГК разумность и добросовестность действий органа или соответственно участника юридического лица предполагаются.

С нарушением принципа добросовестности и разумности п. 3 комментируемой статьи связывает обязанность соответствующего лица по требованию учредителей (участников) возместить убытки, причиненные им юридическому лицу. Законом или договором могут быть предусмотрены иные условия ответственности лиц, выступающих от имени юридического лица. В частности, возмещение убытков может быть ограничено или вообще исключено.

Действующие в настоящее время нормы Законов об АО (ст. 71) и об ООО (ст. 44) к числу лиц, привлекаемых к ответственности за причинение убытков, относят не только единоличный исполнительный орган, управляющую организацию или управляющего, осуществляющих переданные им по договору полномочия исполнительного органа, но и членов коллегиального исполнительного органа, а также членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Члены коллегиальных органов управления не несут ответственности только в том случае, если они голосовали против решения, которое повлекло причинение обществу убытков, или не принимали участия в голосовании.

В то же время ни в ГК, ни в названных федеральных законах в целом не решен вопрос об ответственности акционеров (участников), владеющих крупным пакетом акций (долей в уставном капитале) общества и имеющих возможность предопределять решения, принимаемые общим собранием акционеров (участников), советом директоров (наблюдательным советом) и (или) исполнительным органом общества. При этом имеется в виду их ответственность не как акционеров (участников), а как лиц, фактически участвующих в управлении обществом.

В направлении вычленения данного вида ответственности развивается законодательство об АО в странах с развитой рыночной экономикой. Отдельные положения, касающиеся этого вопроса, содержатся в абз. 2 п. 3 ст. 56, ст. 105 ГК.

Органы юридического лица виды и полномочия

Юридическое лицо может испытывать потребность в постоянном совершении каких-либо действий за пределами своего основного места нахождения. С этой целью оно вправе создать в другом месте свое обособленное подразделение в виде представительства

или филиала. Представительство создается для представления и защиты интересов юридического лица, т. е. с целью постоянного совершения для него определенных юридических действий (п. 1 ст. 55 ГК), например, в центре того или иного региона. Филиал создается для осуществления всех или определенной части функций (целей) юридического лица, включая и цели представительства (п. 2 ст. 55 ГК). Другими словами, филиал занимается той же деятельностью, что и создавшее его юридическое лицо, но одновременно может осуществлять и функции его представительства. В этой роли может выступать, например, отдельно расположенный цех или иное производство, отделение банка и т. п. Филиалами иногда могут становиться и вполне самостоятельные в экономическом или в структурном смысле организации, если их учредитель — юридическое лицо считает необходимым сохранить полный контроль (и полную ответственность) за их деятельностью.

Создавшие представительство или филиал юридические лица передают им некоторое имущество (обязательно указывая об этом в своих учредительных документах для того, чтобы об этом знали потенциальные кредиторы) и утверждают положения, определяющие содержание и порядок их деятельности. Однако это имущество остается принадлежащим создавшему их юридическому лицу. Ведь представительства и филиалы являются обособленными подразделениями, т. е. частями создавших их юридических лиц. Не будучи самостоятельными юридическими лицами, они не могут иметь собственного имущества1 и, следовательно, не в состоянии сами участвовать в гражданском обороте. В свою очередь, отсутствие у них гражданской правосубъектности лишает их действия юридического (гражданско-правового) значения.

1 В связи с этим выделенное представительствам и филиалам имущество, учитываемое на их отдельных балансах, может стать объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц, причем независимо от того, связано ли это с деятельностью данных подразделений или нет. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только выделенным этим своим подразделениям.

Для осуществления представительских и иных юридических функций от имени юридического лица последнее должно выдать доверенность назначенному им руководителю (директору) своего представительства или филиала (абз. 2 п. 3 ст. 55 ГК), т. е. конкретному физическому лицу (поскольку выдать доверенность своему подразделению, иначе говоря, вступить с ним в гражданско-правовые отношения представительства невозможно из-за отсутствия у него гражданской правосубъектности1). Руководитель представительства или филиала на основании выданной ему доверенности действует от имени и в интересах юридического лица (а не «от имени» филиала или представительства2).

Понятия «подразделение» и «обособленное подразделение» в ГК РФ не определены.

Учитывая положения п. п. 1 и 2 ст. 55 ГК РФ, можно выделить два признака представительства:

расположение вне места нахождения юридического лица;

осуществление функций организации.

Различие между представительством и филиалом состоит в том, что эти подразделения организации осуществляют различные функции. Филиал может выполнять все функции организации, а представительство — только некоторые из них (представлять интересы организации и осуществлять их защиту).

Это означает, что представительство является, по сути, одним из видов филиала.

Общий признак обеих разновидностей обособленных подразделений юридического лица — их обособленность.

Под обособленностью подразделения юридического лица понимается его расположение вне места нахождения этого юридического лица.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 55 ГК РФ основным признаком обособленных подразделений организации является их расположение вне места нахождения самой организации.

В соответствии с п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Таким образом, можно сделать вывод, что к необходимым атрибутам любого обособленного подразделения относятся:

наличие положения о подразделении;

указание в учредительных документах на наличие подразделения;

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ для целей настоящего Кодекса используется, в частности, следующее понятие, в соответствии с которым обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных либо иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется вышеуказанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Кроме того, в п. 2 ст. 11 НК РФ определено понятие «место нахождения обособленного подразделения российской организации» (место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение).

Согласно НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца. При этом под местом нахождения обособленного подразделения российской организации подразумевается не место, по которому оборудованы стационарные рабочие места, а место осуществления этой организацией деятельности.

Таким образом, понятие «обособленное подразделение организации» раскрывается с помощью следующих понятий:

оборудованное рабочее место.

Следует отметить, что понятие «территориальная обособленность подразделения» не установлено ни в НК РФ, ни ГК РФ.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что все подразделения, являющиеся обособленными в соответствии с гражданским законодательством, признаются обособленными также в целях налогообложения. Однако не каждое подразделение, признаваемое обособленным в соответствии с налоговым законодательством, является таковым согласно гражданскому законодательству.

1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

Читайте так же:  Ювелирные товары Товароведение и экспертиза

3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.

4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.

5. Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц.

Статья 56. Ответственность юридического лица

1. Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3 — 6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса. Особенности ответственности религиозной организации определяются правилами пункта 2 статьи 123.28 настоящего Кодекса.

2. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законом.

Статья 56 (п. 3) также предусматривает определенное исключение из приведенной нормы. Речь идет о случаях, когда несостоятельность (банкротство) вызвана учредителями (участниками), собственником имущества либо другими лицами, которые имеют право давать обязательные для юридического лица указания или иным образом определять его действия. На каждого из этих лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам юридического лица. Приведенная норма воспроизводит п. 3 ст. 15 Основ с двумя особенностями.

Во-первых, расширен круг лиц, несущих солидарную ответственность по долгам юридического лица (Основы включали в него только собственников). Во-вторых, в соответствии с Основами субсидиарная ответственность при банкротстве (несостоятельности) могла наступать только при условии, если действия соответствующих лиц были «неправомерными». В ГК отсутствует указание на характер подобных действий. Из этого следует, что необходимость нести субсидиарную ответственность возникает для перечисленных лиц даже и тогда, когда соответствующие действия были правомерными, не связанными с каким-либо нарушением действующего законодательства.

В Кодекс включены на этот счет также некоторые специальные нормы, регулирующие наступление субсидиарной ответственности учредителей (участников) по долгам отдельных видов коммерческих и некоммерческих организаций. Так, п. 2 ст. 68 содержит указания об ответственности участников при реорганизации товарищества в общество. Пункт 1 ст. 75 и п. 2 ст. 82 предусматривают условия наступления ответственности участников – полных товарищей по долгам соответственно полного товарищества и товарищества на вере, а ст. 79 – условия ответственности лица, которому передана доля в складочном капитале полного товарищества. В ст. 80 содержатся указания о порядке обращения взыскания на долю участника в складочном капитале полного товарищества. Статья 87 посвящена ответственности участников общества с ограниченной ответственностью, ст. 95 – участников общества с дополнительной (применительно к обществу с ограниченной ответственностью, а также акционерному обществу имеются в виду суммы не полностью внесенного взноса или соответственно неполной оплаты акций). Статья 116 регулирует наступление ответственности членов потребительского кооператива по его долгам, а ст. 121 и 123 – ответственности членов по долгам ассоциаций. Пункт 3 ст. 56 допускает возможность наступления ответственности учредителей (участников) или собственника по долгам юридического лица также и в случаях, когда на этот счет есть прямое указание в его учредительных документах. При определении смысла соответствующей нормы необходимо иметь в виду, что содержание в ГК модели юридических лиц обязательны для участников гражданского оборота. Выбрать новую, неизвестную законодательству модель, либо изменить существующую законодательную модель участники оборота не вправе. По этой причине учредительные документы конкретного юридического лица не могут отступать от конструкции соответствующей модели, составной частью которой всегда является характер ответственности самого юридического лица и его учредителей (участников). Нельзя, например, создавать полное товарищество, в котором учредители (участники) ограниченно отвечают по его долгам, либо общество с ограниченной ответственностью, в котором учредители (участники) отвечают по долгам общества в полном объеме. По этой причине содержащаяся в п. 3 ст. 56 отсылка по вопросу об ответственности к учредительным документам юридического лица имеет в виду только случаи, когда в статье ГК, посвященной определенному виду юридических лиц, предусмотрена возможность устанавливать в учредительных документах субсидиарную ответственность учредителя (участников) по долгам юридического лица и (или) размер такой ответственности. Так, в силу ст. 95 ГК участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по его долгам своим имуществом в одинаковом для всех кратном объеме к стоимости их вкладов с тем, что размер такой ответственности определяется учредительными документами. Или другой пример: в соответствии со ст. 107 члены производственного кооператива субсидиарно отвечают в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива.

Органы юридического лица. Органы управления юридического лица

Органы юридического лица, в соответствии со ст. 53 ГК, реализуют его право- и дееспособность. Они формируют и выражают его волю как самостоятельного субъекта. Рассмотрим далее виды органов юридического лица.

Общая характеристика

Органы юридического лица осуществляют не только непосредственно само администрирование, но и от имени субъекта выступают в имущественном обороте. Другими словами, действия этих структур признаются деятельностью самой компании. Они — часть организации и не считаются самостоятельными правовыми субъектами. Этим органы юридического лица отличаются от полных товарищей и представителей. Они также выступают от имени компании по ее поручению, но в структуру не входят. Полномочия представителей и полных товарищей подтверждаются доверенностью. Для органов юрлица такого документа не требуется. Виды структур, порядок формирования, иерархия, компетенция и прочие вопросы, связанные с деятельностью этих звеньев компании, предопределяет ее форму и принадлежность к некоммерческим или коммерческим организациям.

Следует учитывать, что:

  1. Органы не считаются обязательным атрибутом юрлица и не выступают в качестве структурного признака. В некоторых случаях организация осуществляет свою деятельность при их абсолютном отсутствии. Иногда компания может не иметь таких подразделений, формирование которых обладает факультативным характером.
  2. При отсутствии органов их функции исполняет участник юрлица. Если в компании не предусмотрены факультативные подразделения, их задачи выполняют другие структуры, принимающие соответствующие обязанности и права.

Органы юридического лица обладают определенной компетенцией. Она представляет собой круг вопросов, за пределы которого они выходить не могут. То есть решения органов юридического лица считаются правомерными только относительно вверенных им полномочий. В случае их превышения могут возникать определенные последствия. В частности, любая сделка, заключенная с такими нарушениями, может быть признана оспоримой или ничтожной.

Органы управления юридического лица могут быть единоличными или коллегиальными. К первым, например, относят, директора (генерального в том числе), председателя правления, президента и так далее. Коллегиальные органы юридического лица — это, например, попечительский или наблюдательный совет, общее собрание и пр. Последние всегда формируются в корпоративных компаниях, созданных на началах членства. К ним, в частности, относят союзы, общественные организации, кооперативы, товарищества.

В таких случаях органом юридического лица является только общее собрание участников. Такие структуры, однако, могут формироваться и в фондах (попечительских советах), учреждениях (образовательных или научных), которые не относятся к корпоративным предприятиям. Данное положение не относится к собранию трудового коллектива организации. Обуславливается это тем, что персонал, выступая в качестве наемных работников, не участвует в образовании имущества компании (уставного либо другого капитала). В этой связи они не имеют соответствующих полномочий и не могут оказывать влияние на образование воли предприятия, во всяком случае, без прямого на это согласия участников либо учредителей.

Органы управления юридического лица формируются для создания его воли. То есть они считаются «волеобразующими». Также создаются структуры, которые выступают от имени предприятия перед третьими лицами-участниками имущественного оборота. Такие органы именуются «волеизъявляющими». К первым, прежде всего, относят общие собрания, коллегиальные институты. Образованную ими волю затем должны реализовать соответствующие исполнительные структуры. Вместе с этим последние всегда выступают и в качестве «волеобразующих» подразделений.

Их функции не ограничены только четким исполнением решений, принятых иными органами юрлица. Более того, во многих учреждениях и в унитарных предприятиях единоличный директор (руководитель) выступает одновременно и как образующий, и как реализующий волю. В этой связи закон требует, чтобы исполнительные структуры компании осуществляли свою деятельность разумно и добросовестно, руководствуясь при этом ее интересами.

Полномочия органов юрлица могут, кроме законодательных предписаний, регламентироваться и учредительными документами. К примеру, на совершение определенных сделок необходимо предварительно получить согласие коллегиальной структуры или собственника (учредителя). Если данные ограничения предусмотрены в нормативном порядке, то их несоблюдение ведет к ничтожности заключенного договора с третьими лицами, поскольку последние должны знать законодательные требования. Так, унитарное предприятие не может распоряжаться собственной недвижимостью без согласия учредителя-собственника. Данное предписание присутствует в ст. 295 ГК. Если те или иные ограничения введены Уставом определенной компании (к примеру, единоличному органу запрещено заключение сделок на определенную сумму без получения предварительного согласия на это от коллегиального органа), то оспаривание соответствующих договоров допускается только при доказанности знаний контрагентов о таких запретах.

Порядок образования

Единоличные органы юридического лица или назначаются учредителями (к примеру, собственником учреждения/унитарного предприятия или уполномоченной структурой), или выбираются учредителями /созданным ими правлением либо советом. Коллективные структуры избираются всеми учредителями или состоят из них. Вопросы, касающиеся компетенции, порядка образования и прочих существенных моментов, определяются в Уставе и законодательстве.

В соответствии с ним, заместитель директора, а также участники правления и коллегиальной структуры не выступают в качестве органов юрлица. В унитарном предприятии, таким образом, единоличным институтом власти считается руководитель. Но в рамках уставов некоторых коммерческих компаний и хозяйственных обществ может быть предусмотрено выступление заместителей директора от имени предприятия без доверенности.

Деликтоспособность

Она представляет собой ответственность органов юридического лица, их способность самостоятельно возмещать причиненный их действиями имущественный ущерб. В связи с тем, что поведение уполномоченных структур компании считается активностью самого предприятия, то очевидно, что именно оно должно нести это бремя. Вместе с этим, юридическое лицо отвечает и за действия своих сотрудников, которые совершаются во время исполнения последними своих обязанностей, как за собственные. Данное положение установлено в ст. 1068 ГК (п. 1). Обусловлено это тем, что указанные действия совершаются во исполнение распоряжений (воли) юрлица.

В ней установлена ответственность для юридических лиц. Все организации, кроме учреждений, отвечают по принятым на себя обязательствам собственным имуществом. Данное предписание установлено в п. 1 указанной статьи. В п. 3 указано, что участник либо собственник имущества не отвечают по обязательствам юрлица и наоборот. Исключения могут быть предусмотрены в ГК или учредительной документации компании. Правило, касающееся имущественной ответственности по обязательствам, используется в большинстве случаев. Оно касается всей собственности предприятия, в числе которой движимые и недвижимые объекты, ценные бумаги, денежные средства, доли участия и так далее.

Ответственность лиц, уполномоченных представлять интересы юрлица от его имени и определять его действия, членов коллегиальных структур устанавливается в ст. 53.1 ГК. В случае нарушения тех или иных предписаний (законодательных или определенных в учредительной документации) предусматривается наказание в зависимости от тяжести вреда. В случае причинения органами юрлица ущерба предприятию на них накладывается обязанность возмещения своим собственным имуществом. Однако такие противоправные действия, согласно законодательству, не могут выступать в качестве основания для признания совершенных ими сделок с третьими лицами недействительными.

Учредительная документация

Деятельность компаний может осуществляться после того, как все необходимые сведения будут переданы в налоговые органы. Юридические лица считаются созданными после постановки их на учет. Данное предписание содержится в ст. 51 ГК. Орган регистрации юридических лиц ведет учет в соответствии с ФЗ №129. Согласно общему правилу, организации действуют на основании:

  1. Устава (за исключением хозяйственных товариществ).
  2. Учредительного договора.

Уставы утверждаются участниками. Деятельность хозяйственного товарищества осуществляется в соответствии с учредительными договорами. К ним применяются общие правила об уставе юрлиц.

Органы юридического лица

Реализация правоспособности происходит посредством деятельности выбранных органов или уполномоченных представителей.

Правоспособность юридических лиц возникает в момент государственной регистрации.

Но как она реализуется? Это происходит посредством деятельности выбранных органов или уполномоченных представителей.

Они обладают полномочиями выступать от имени организации в сделках с контрагентами.

Предварительная экспертиза документов компании-партнера должна включать анализ правомочий структур управления, связанных с заключением разрабатывающегося договора.

Понятие органов юридического лица

Понятие органа юридического лица в законе не содержится. Но оно может базироваться на признаках, указанных в ст. 53 ГК.

К ним относятся следующие основные характеристики:

  • Они являются механизмом, через который организация приобретает и реализует права, а также принимает и выполняет обязанности. Для совершения сделок требуется их одобрение органами управления. Несоблюдение этого правила повлечет последствия их недействительности.
  • Их формирование, а также наделение полномочиями, происходит на основании закона и учредительных документов. Компетенция органа определяется уставом или учредительным договором, который не должен противоречить законодательству. В случае принятия локальных актов о том или ином органе управления, они лишь конкретизируют положения базовых документов и не могут изменять правовое положение.
  • Закон устанавливает их обязанность действовать в интересах организации, соблюдая принципы добросовестности и разумности. Речь идет о том, чтобы граждане, выполняющие определенные функции, обладали соответствующей квалификацией и не допускали злоупотреблений. Ст. 53.1 предусматривает ответственность за недобросовестные и неразумные действия или бездействие, причинившие организации ущерб.
Читайте так же:  Заявление на исключение из реестра организаций

Исходя из этих особенностей, можно использовать следующее понятие. Под органами юридического лица следует понимать механизм, через который организация принимает участие в гражданском обороте, формирующийся на основании законодательства и учредительных документов, состоящий из граждан, обязанных совершать действия к выгоде организации и без злоупотреблений.

Виды органов юридического лица

Критерием для разграничения структур внутри юридического лица служит их состав. Они могут быть единоличными или коллегиальными.

При этом, возможны случаи, когда они существуют одновременно внутри одной организации, но их правовое положение и компетенция отличаются.

Наиболее часто правоспособность компаний реализуется через единоличный исполнительный орган. Основные виды его наименования – директор или генеральный директор.

Однако бывают случаи, когда все функции управления реализуются через коллегиальный орган. Примером может служить правление в кооперативе.

Несмотря на то, что, в его состав входит председатель правления, он обладает номинальной компетенцией и его правовое положение ограничивается решением организационных вопросов сопровождающих деятельность этого коллегиального органа.

Структура управления организациями и функции отдельных ее элементов

Выделяют следующие основные схемы:

  • структура управления с 2-мя звеньями;
  • конструкция с 3-мя звеньями.

В первом случае, речь идет о наличии высшего органа, принимающего наиболее важные решения и собирающегося в полном составе с определенной периодичностью и исполнительного органа, действующего на постоянной основе.

В случае с 3-звенной схемой, предусмотрено формирование промежуточного между высшим и исполнительным органа.

Примером служит наблюдательный совет в производственном кооперативе или совет директоров в публичном акционерном обществе. Их создание предусмотрено положениями соответствующих законодательных актов.

Такая система призвана обеспечить контроль за деятельностью исполнительного органа в ситуациях, когда количество членов или акционеров столь высоко, что не может реализовать надзорные функции. Каждый орган несет ответственность перед вышестоящим.

В структуру юрлица входят и другие виды органов: ревизионная комиссия или ревизор. Они не наделены полномочиями по принятию управленческих решений.

Их задачи заключаются в контроле за тем, чтобы деятельность остальных структур соответствовала интересам организации. Они несут ответственность за качество проведенных проверок.

Компетенция органов юрлица

Законы, регулирующие порядок деятельности юрлиц определенной организационно-правовой формы, устанавливают понятие каждого органа и его исключительную компетенцию.

Это означает, что нижестоящее образование не может решить вопрос, относящийся к сфере ответственности вышестоящего.

Если решения высшего или промежуточного органа касаются наиболее важных ситуаций, включающих распределение прибыли, увеличение уставного капитала и т.д., то действия исполнительного органа связаны с решением повседневных задач.

Созыв общего собрания акционеров или совета директоров для рассмотрения последних вопросов считается избыточным. Характерным примером может служить заключение договора об оказании услуг с клиринговой компанией.

Однако в ряде случаев, закон и устав предусматривают участие высшего или промежуточного органа в заключении договоров. Речь идет о крупных сделках, требующих дополнительного одобрения.

Действия уполномоченных представителей юрлица

Справедлив вопрос о природе правомочий лиц, действующих на основании доверенности. Являются ли они органом юрлица?

Если речь заходит о юристах, уполномоченных представлять интересы организации в суде, то эта ситуация понятна: доверенность выдается в рамках договора об оказании соответствующих услуг или по трудовым контрактам.

Более неоднозначным случаем выступает положение руководителя филиала организации. Многие ошибочно могут считать его частью структуры компании, ведь его полномочия на локальном уровне могут дублировать полномочия единоличного исполнительного органа.

Закон не предусматривает место руководителя филиалов в структуре компании. Учитывая то, что он действует на основании доверенности и локальных актов, это лишь частный случай делегирования полномочий.

Органы юридического лица

Юридическое лицо — самостоятельный относительно своих участников субъект гражданских правоотношений. Она приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в пределах прав, предоставленных им при законом или уставом.

Орган юридического лица (далее — орган) — это юридическая конструкция, создаваемая правом с целью дать возможность сформировать и выразить волю юридического лица, отстаивать его интересы. Между юридическим лицом и его органом правовые отношения не возникают. Действия органа — это действия самого юридического лица. Орган — это законный представитель юридического лица, поскольку его полномочия основаны на указаниях закона и могут осуществляться без доверенности. Поэтому его надо рассматривать как институционально-функционального представителя юридического лица. Інституціональність представительства органа проявляется в утверждении на законодательном уровне механизма получения последней гражданских прав и обязанностей через свои органы, установление не только возможности, но и необходимости формирования соответствующих органов последней, их состав, порядок создания, а также компетенции. Функциональность органа проявляется в осуществлении им в интересах последней своих полномочий в пределах определенной законом (уставом) компетенции.

Исходя из приведенного, следует разграничивать представительство как институт гражданского права, введение которого связано с необходимостью осуществлять юридические действия тех субъектов гражданского права — физических или юридических лиц, которые при определенных обстоятельствах лишены способности или возможности осуществлять их самостоятельно, и в качестве функционального представителя юридического лица — орган, исходя из особенности юридического лица, которая заключается в том, что она, как самостоятельный субъект права, участвующий в гражданском обороте только через этот орган (органы). Такой подход присущ современным законодательствам большинства развитых стран Заходу1. Законодатель Украины тоже стоит на этой позиции. В отношениях с третьими лицами орган выступает от ее имени и обязан действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно и не превышать своих полномочий относительно представительства (ч. Ст. 94 ГК). К представителям закон относит и членов органа юридического лица (ч. 4 ст. 94).

Органы юридического лица могут быть:

по составу — коллегиальными (правление, дирекция, совет) и единоличными (президент, директор). Коллегиальные органы, по правилу, избираются, единоличные — назначаются;

по назначению — волеутворюючі и волевиявляючі (исполнительные). В частности, общее собрание является высшим органом акционерного общества, общества с ограниченной відповідальністю2, но они только формируют волю последнего, а выражать ее может или правления акционерного общества — коллегиальный исполнительный орган, или единоличный исполнительный орган.

Юридическое лицо может иметь как один орган (совет, правление), так одновременно и несколько органов (общее собрание акционеров, наблюдательный совет, правление и тому подобное). Порядок назначения или избрания органов управления, а также иные правила, регламентирующие их деятельность, устанавливаются законами и учредительным документом юридического лица.

Вместе с тем действующее законодательство закрепило не только возможность реализации правосубъектности юридического лица через систему органов последней. ГК предусматривает, что юридическое лицо может приобретать гражданские права и обязанности также и через своих участников в случаях, установленных законом (ч. 2 ст. 94). Таким образом, законодатель как бы легализует возможность участников своими действиями приобретать для юридического лица определенные права и обязанности. Впрочем, такая возможность не может быть безграничной. Следует признать правильным, что законодатель указывает на ее границы — это может происходить исключительно в случаях, предусмотренных законом. Связывается это с тем, что в системе юридических лиц функционируют такие организации, в которых реализация правосубъектности через систему органов приведет к разрушению основных принципов их функционирования. Так, полное товарищество относится к хозяйственных обществ, в основе которых лежит личный момент, поскольку для него характерно сочетание личного участия участников и их имущества с целью осуществления предпринимательской деятельности от имени общества. В этом товариществе участники солидарно несут дополнительную (субсидиарную) ответственность по его обязательствам всем имуществом, что им принадлежит, а отсюда, заинтересованность каждого из участников в делах общества, что возможно лишь при условии, если ведение этих дел будет осуществляться ими самими. Каждый участник имеет право действовать от имени полного товарищества, если учредительным договором не определено, что все участники ведут дела совместно или что ведение дел поручено отдельным участникам (ч. 1 ст. 122 ГК Украины).

В случае общего ведения участниками дел общества для совершения каждой сделки необходимо согласие всех участников общества, хотя учредительным договором могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством их голосов. Каждый участник имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов.

Если ведение дел поручено отдельным участникам, другие участники могут совершать сделки от имени общества при наличии у них доверенности, выданной участниками, которым поручено ведение дел общества.

Согласно ст. 136 ГК управление деятельностью коммандитного общества осуществляется полными участниками в порядке, установленном для полного товарищества. Учитывая, что вкладчики до участия в этом обществе привлекаются исключительно с целью увеличения его складочного капитала, они отстраняются от всякого участия в ведении дел последнего и, как следствие, от представительства из его дел. Относительно этого вкладчики не наделены никакими правами и не несут никаких обязанностей. Так, они не имеют права возражать против действий полных участников относительно управления деятельностью коммандитного общества, хотя и имеют право оспаривать такие действия, если ими нарушаются условия учредительного договора общества или они не соответствуют закону. Однако вкладчик может быть допущен к управлению ведением дел этого общества, но исключительно тогда, когда ему будет выдана доверенность полными участниками как лицами, осуществляющими управление обществом.

Таким образом, можно констатировать, что действующее законодательство закрепило несколько моделей реализации юридическим лицом правосубъектности: или через систему своих органов, в зависимости от вида юридического лица, либо через участников (лиц) в случаях, установленных законом. Но независимо от того, какая бы легальная модель реализации правосубъектности юридическим лицом не применялась, закон требует и от органов, и от лица, которое в соответствии с учредительных документов или закона выступает от имени юридического лица, осуществление полномочий таким образом, чтобы это соответствовало требованиям добросовестности и разумности. Это предписание направлено не только на защиту интересов самого юридического лица, но и интересов ее участников. С помощью таких категорий, как добросовестность и разумность, закон устанавливает пределы осуществления полномочий указанных институционально-функциональных представителей, предотвращая тем самым злоупотребления правом со стороны последних.

Разумность и добросовестность действий указанных лиц зрезюмуються (ч. 5 ст. 12 ГК Украины). Совершение сделки с превышением полномочий не может создавать правовых последствий для лица, от имени которого она совершена. Поэтому превышение органом юридического лица полномочий, императивно установленных законом, влечет за собой признание сделки недействительной по правилам статей 215-216 ГК Украины.

Структурное построение органов юридического лица полностью зависит от вида последней. По общему правилу, органами управления обществом являются общие сборы его участников и исполнительный орган, если иное не установлено законом. Исключения касаются, прежде всего, полных и коммандитных обществ, а также обществ, которые имеют специальную правоспособность. Так, органами корпоративных инвестиционных фондов, которые осуществляют деятельность исключительно по совместному инвестированию, согласно Закону Украины «Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды»)’ являются общее собрание акционеров и наблюдательный (наблюдательный) совет. Образование других органов в этих фондах запрещено (ст. 14). Однако управление активами этого фонда на основании соответствующего договора осуществляет компания по управлению активами. В отношениях с третьими лицами указанная компания должна действовать от имени и в интересах корпоративного инвестиционного фонда на основании договора об управлении активами (ст. 11). Согласно Закону Украины «О кредитных союзах»‘ органами управления кредитного союза является общее собрание его членов, наблюдательный совет, ревизионная комиссия, кредитный комитет и правление. Причем решением общего собрания членов кредитного союза могут быть созданы и другие органы управления. Кредитный комитет является специальным органом, ответственным за организацию кредитной деятельности союза. Он назначается наблюдательным советом, подотчетен общему собранию и наблюдательному совету и несет перед ними ответственность за эффективность кредитной деятельности союза.

В акционерных обществах может к тому же быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительного органа и защиту прав акционеров общества (ч. 1 ст. 160 ГК). Таким образом, наблюдательный совет — это орган, который сочетает в себе и управленческие, и контрольные функции. Создание наблюдательного совета является обязательным в акционерных обществах с количеством акционеров — владельцев простых акций 10 лиц и более. В обществе с количеством акционеров — владельцев простых акций 9 лиц и меньше в случае отсутствия наблюдательного совета его полномочия осуществляются общим собранием (ч. 2 ст. 51 Закона Украины «Об акционерных обществах»2).

В структуре органов общества выделяют высший орган — общее собрание участников как волеутворюючий орган, который определяет вопросы, связанные с жизнедеятельностью общества на всех этапах его существования вплоть до принятия решения о прекращении деятельности (ч. 5 пп. «е», «й» ст. 41, ч. 1 ст. 59, ч. Ст. 65 Закона Украины «О хозяйственных обществах»3, ч. 2 ст. 15 Закона Украины «О кооперации»4). Согласно законодательству именно этот орган формирует иные органы управления и органы контроля, в частности ревизионную комиссию, причем исполнительные органы подотчетны общему собранию (ч. 5 пп. «в», «г» ст. 41, ч. 1 ст. 59, ч. Ст. 65 Закона Украины «О хозяйственных обществах», ч. 2 ст. 15 Закона Украины «О кооперации»). Относительно учредительного собрания, то они не являются разновидностью общих собраний участников, поскольку общее собрание — это орган управления обществом, а на момент созыва учредительного собрания общества как субъекта права еще не существует, то есть нет субъекта, в котором осуществляется управление.

Читайте так же:  Льготы после пожара

Признание общего собрания участников (акционеров, членов) высшим органом управления общества означает, что деятельность этого органа — способ осуществления обществом своей дееспособности. Так, согласно ч. 5 п. «д» ст. 41, ч. 1 ст. 59, ч. Ст. 65 Закона Украины «О хозяйственных обществах», ч. 1 пп. 11-12 ст. 33 Закона Украины «Об акционерных обществах» общее собрание AT, TOB, ОДО утверждает годовые результаты деятельности этих обществ, порядок распределения прибыли, срок и порядок выплаты доли прибыли (дивидендов), а согласно ч. И ст. 59, ч. Ст. 65 Закона Украины «О хозяйственных обществах» общее собрание ООО, ОДО утверждают договоры (сделки), заключенные на сумму, превышающую указанную в уставе этих обществ. Отсутствие такого решения влечет за собой недействительность сделки.

Решение общего собрания участников общества-это особый юридический акт. который принимается в процессе реализации указанным органом своей компетенции и направлен на формирование воли юридического лица.

В отдельных случаях закон позволяет принимать решения в обществе не общему собранию участников, а в другом, специально созданном для этого органа. Так, согласно ч. 7 ст. 15 Закона Украины «О кооперации» возможно, если это предусматривается уставом кооператива созыв собрания уполномоченных кооператива. Это происходит в случае, когда по организационным причинам, а именно из-за территориального размещения или значительной численности членов кооператива проведения общего собрания членов кооператива невозможно. Количество членов кооператива, имеющих право делегировать уполномоченных, и порядок их делегирования определяются уставом кооператива.

учитывая то, что ГК закрепил возможность функционирования обществ одного лица, возникает вопрос о возможности создания в них такого органа управления, как общее собрание участников. Ответ на этот вопрос дан в Законе Украины «Об акционерных обществах» в отношении акционерных обществ одного лица (ст. 49). Впрочем предложенный подход может быть распространено на все общества одного лица. Полномочия общего собрания общества одного лица осуществляются участником единолично. Решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания, оформляется участником в письменном виде (в форме приказа) и удостоверяется печатью общества или нотариально.

Традиционно доктрина гражданского права и гражданское законодательство относят исполнительный орган в классических органов общества, который представляет последнее в гражданских правоотношениях. Независимо от вида предпринимательского общества исполнительный орган, в отличие от общего собрания участников общества, является волевиявляючим его органом, который осуществляет функцию непосредственного управления им (ч. 1 ст. 161; ч. 2 ст. 145 ГК; статьи 17, 62 и 65 Закона Украины «О хозяйственных обществах»; статьи 58-61 Закона Украины «Об акционерных обществах»; ст. 16 Закона Украины «О кооперации»).

Исполнительный орган общества создается по решению общего собрания общества с установлением его компетенцию и состав. Этот орган подотчетен в своей деятельности общему собранию участников (акционеров) общества, организует выполнение их решений и несет перед ними ответственность за эффективность работы общества.

При решении вопросов в пределах своей компетенции исполнительный орган юридического лица действует самостоятельно и никакой другой орган не вправе давать ему юридически обязательные указания. Полномочия исполнительного органа на совершение сделок определяются в соответствии с принципом общей правоспособности юридического лица, то есть исполнительный орган может совершать любые сделки, не запрещенные законом. Однако следует учитывать, что предпринимательские общества, занимающиеся исключительными видами предпринимательской деятельности (страховой, банковской и тому подобное) и не могут заниматься никакими другими видами деятельности, имеют специальную правоспособность.

нельзя не обратить внимание на то, что ГК предусмотрел возможность избрания исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью не только из состава его участников (ст. 145). Безусловно, это не «изобретение» украинского законодателя. Современное гражданское законодательство РФ знает такой институт как управляющая компания хозяйственного общества, который заменяет исполнительный орган хозяйственного общества другим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (п. Ст. 103 ГК РФ). В научной литературе это связывают с тем, что одним из характерных признаков современности является обособление функции управления от капіталу1, а отсюда не обязательным является правило, согласно которому управление должно осуществляться только тем органом, который формируется в структуре юридического лица, хотя существует и другая точка зрения, которую можно назвать негативной. Представители последней считают, что в связи с тем, что юридическое лицо реализует свою волю непосредственно через свои органы, если таким органом становится по договору другая коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, юридическое лицо теряет свою сутність2.

Исходя из того, что законодатель Украины предусмотрел возможность избрания исполнительного органа общества не только из состава его участников, возникает вопрос: отражается ли это на традиционных признаках юридического лица? На первый взгляд складывается впечатление, что нет, поскольку именно общее собрание участников такого общества принимают решение о создании исполнительного органа — дирекции (директора) из состава его участников. Впрочем, во-первых, это должно происходить только тогда, когда образовать дирекцию или избрать единоличного директора исключительно из состава участников общества невозможно, поскольку последние неспособны должным образом выполнять свои обязанности, от чего будут страдать интересы общества, а отсюда и интересы его участников. Во-вторых, принимая решение по этому вопросу, общие сборы должны знать: кто конкретно будет входить в состав исполнительного органа, включая и лиц, не являющихся его членами, а для этого необходимо заранее получить информацию о деловых качествах таких лиц (лица), а также согласие от них на осуществление управления обществом. Именно поэтому в научной литературе высказано мнение, что введение такой новеллы является преждевременным.

Учреждение создается по волеизъявлению лица, которое стоит вне ее или даже уже перестала существовать, поскольку учредительный акт о ее создании может содержаться и в завещании. Исходя из того, что управлять юридическим лицом можно или путем создания в ее структуре соответствующих органов, или путем закрепления за участниками последней права своими действиями приобретать для нее определенные права и обязанности по управлению учреждением законодатель избирает первый путь и устанавливает, что в учреждении обязательно создается такой исполнительный орган, как правление, к которому применяются положения ст. 99 ГК о исполнительный орган общества, хотя учредительным актом может быть предусмотрено создание и других органов управления учреждением с определением порядка их формирования и состав. В отличие от обществ закон запрещает учредителям учреждения принимать участие в ее управлении как единолично, так и через систему ее органов. Таким образом, свобода учреждения — это волеизъявление его учредителя (-лей), которое проводится в жизнь ее правлением. Этим объясняется то, что в учреждении нет волеутворюючого органа, а существует лишь волевиявляючий (исполнительный) орган — правление.

в Соответствии с законом полномочия органа, который действует от имени юридического лица, могут быть ограничены компетентными органами. Это касается ограничений полномочий, прежде всего, исполнительного органа юридического лица, который в отличие от других ее органов представляет юридическое лицо в гражданском обороте, осуществляя без доверенности от ее имени действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей.

Но ограничения полномочий относительно представительства юридического лица в отношениях с третьими лицами не имеет юридической силы, кроме случаев, когда юридическое лицо докажет, что третье лицо знало или по всем обстоятельствам не могло не знать о таких ограничениях. Другие органы юридического лица, в частности общее собрание или наблюдательный совет общества участвуют в приобретении гражданских прав и обязанностей обществом путем создания исполнительного органа и принятия в пределах своих полномочий обязательные для последнего решений, осуществляя контроль за его деятельностью, например, в АО путем дачи согласия на совершение крупных сделок, сделок, относительно совершения которых есть заинтересованность, и тому подобное (статьи 70-71 Закона Украины «Об акционерных обществах»).

Компетенция исполнительного органа юридического лица может быть ограничена учредительными документами по сравнению с тем, как она определена законом, при условии если другое не предусмотрено самим законом. Так, согласно ст. 70 Закона Украины «Об акционерных обществах» решение о совершении значительного правочину, если рыночная стоимость имущества или услуг, являющихся ее предметом, составляет от 10 до 25 процентов стоимости активов по данным последней годовой финансовой отчетности АО, принимается наблюдательным советом, а уставом АО могут быть определены дополнительные критерии для отнесения сделок к категории крупных сделок. Отсюда для признания действительными сделок, которые совершаются с третьими лицами, необходимо соблюдение исполнительным органом такого требования, как действие в пределах компетенции, определяемой для него не только законом, другими нормативно-правовыми актами, но и учредительными документами.

ГК Украины не содержит нормы, предусматривающей последствия ограничения полномочий на совершение сделки, хотя законодательство других стран, в частности РФ, опыт которой можно было бы позаимствовать, предусматривает, например, что когда в уставе акционерного общества будут определены дополнительные критерии для отнесения сделок к категории значительных, а исполнительный орган общества при совершении такой сделки не учтет этого и таким образом выйдет за пределы установленных ограничений, то эта сделка будет считаться оспариваемым и может быть признана судом недействительной по иску юридического лица, в интересах которого были установлены ограничения, если она докажет, что контрагент знал или не мог не знать об этом.

Возможность ограничения полномочий органа юридического лица должна быть указана в законе и найти свое закрепление в учредительных документах юридического лица, а истец должен доказать, что контрагент знал или мог знать о таких ограничениях (доказать факт ознакомления контрагента в момент подписания сделки с учредительными документами юридического лица, указать на заключенный с банком договор на расчетно-кассовое обслуживание юридического лица, что свидетельствует о том, что банк ознакомлен с уставными ограничениями полномочий исполнительного органа юридического лица).

Хотя существующая система требований к учредительным документам юридического лица, которые подаются на регистрацию в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, требует обязательного внесения сведений о компетенции органов юридического лица (ч. 1 ст. 88 ГК, ч. 2 ст. 82 ГК, статьи 4,37, 51,67,65,76 Закона Украины «О хозяйственных обществах», пункты 11 и 13 ч. 2 статей 13, 33, 52, 58-59 Закона Украины «Об акционерных обществах»), включая и ограничения полномочий относительно представительства юридического лица (ч. 2 ст. 17 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей»), на практике все сводится к тому, что до Устава (иного учредительного документа) вносится только перечень вопросов, которые охватываются компетенцией ее органов, что вряд ли сможет послужить юридическому лицу в доказательстве того, что третье лицо знало об ограничении компетенции того или иного органа. Поэтому было бы целесообразным, чтобы Устав юридического лица не содержал перечень вопросов, которые относятся к компетенции ее органов, в частности исполнительного органа, как органа, который осуществляет руководство текущей деятельностью юридического лица, а это означает совершения значительного количества действий, которые все не могут найти отражение в уставе, а содержал нормы, которые бы устанавливали ограничения или запрет на осуществление органами юридического лица тех или иных действий, а также предусматривали бы основные их права и обязанности.

Однако никто не может запретить юридическому лицу, в интересах которого были установлены ограничения полномочий ее органов, при совершении сделки с выходом за пределы ограничения таких полномочий, принять в дальнейшем такая сделка путем принятия исполнения по нему ее уполномоченным органом.

Вышеприведенное характеризует правовой статус органов юридического лица, которые, по общему правилу, создаются и наделяются компетенцией на период деятельности юридического лица. А как быть в том случае, когда юридическое лицо находится на стадии прекращения своей деятельности? Остается компетенция органов юридического лица неизменной или она изменяется и в какой степени?

Анализ действующего законодательства свидетельствует о следующем. Выполнение функций по прекращению юридического лица по решению участников юридического лица, суда или органа, принявшего такое решение, может быть возложена, во-первых, орган юридического лица (абз. 2 ч. 2 ст. 105 ГК), и тогда компетенцией этого органа будет охватываться осуществления всех мероприятий, направленных на прекращение деятельности юридического лица. Во-вторых, выполнение функций по прекращению юридического лица может быть возложена на назначенную вышеуказанными органами комиссию по прекращению юридического лица (далее — комиссия) (абз. 1 ч. 2 ст. 105 ГК), к которой перейдут полномочия по управлению делами юридического лица и которому будет предоставлено право выступать в суде от имени юридического лица, что прекращается (ч. Ст. 105 ГК). Таким образом, комиссия — это специальный орган юридического лица, который назначается и наделяется определенной компетенцией исключительно с целью проведения процедуры прекращения юридического лица или в форме ликвидации, либо в форме правопреемства. Хотя ответа на то, как соотносятся понятия «управления делами юридического лица» и «управления юридического лица», законодательство не дает, а судебная практика предлагает различные варианты решения относительно этого, логичным является вывод, что комиссия на указанной стадии заступает место органов юридического лица.

Подытоживая сказанное, органы юридического лица можно классифицировать в зависимости и от компетенции, которой они наделяются на различных этапах функционирования юридического лица, на основные (постоянные) и специальные (временные).