Органы управления Банка России

Органами управления Банка России являются Национальный банковский совет, Председатель и Совет директоров.

Национальный банковский совет
В соответствии с Законом о Банке России в состав органов входит Национальный банковский совет (НБС), который формально не называется органом управления, так как формируется из числа лиц, не работающих (за исключением Председателя Банка России) на профессиональной основе в Банке России, но фактически им является. НБС задумывался как форма, способствующая большей прозрачности деятельности Банка России. В Законе о Банке России он именуется «коллегиальным органом Банка России» (ст. 12), признается формой подотчетности Банка России перед Государственной Думой (в части назначения ею членов НБС — ст. 5).

В состав НБС входят 12 человек. Двое его членов направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — Президентом РФ, трое -Правительством РФ. В состав НБС входит также Председатель Банка России.

Отзыв членов НБС осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав НБС.

Деятельностью НБС руководит Председатель НБС, который избирается членами НБС из их числа большинством голосов от общего числа членов НБС.

Национальный банковский совет заседает не реже одного раза в квартал. В компетенцию НБС входит:
1) рассмотрение годового отчета Банка России;
2) утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года:
общего объема расходов на содержание служащих Банка России; общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России; общего объема капитальных вложений;
общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;
3) утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов;
4) рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ;
5) рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
6) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;
7) назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;
8) ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России:
реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
банковского регулирования и банковского надзора; реализации политики валютного регулирования и валютного контроля; организации системы расчетов в Российской Федерации; исполнения сметы расходов Банка России;
подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;
9) определение аудиторской организации — аудитора годовой финансовой отчетности Банка России;
10) утверждение по предложению Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
11) внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;
12) утверждение по предложению Совета директоров порядка формирования провизий Банка России и порядка распределения прибыли Банка России, остающейся в его распоряжении;
13) утверждение по предложению Совета директоров отчета о расходах Банка России на содержание его служащих, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.

Председатель Банка России.
Председатель Банка России является единоличным органом управления Банка России. Он назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кандидатуру для назначения на эту должность представляет Президент РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Государственная Дума по представлению Президента РФ вправе освободить от должности Председателя Банка России. Основаниями освобождения его от должности согласно ст. 14 Закона о Банке России являются:
истечение срока полномочий;
невозможность исполнения служебных обязанностей, подтвержденная заключением государственной медицинской комиссии;
подача личного заявления об отставке;
совершение уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
нарушение федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.

В соответствии со ст. 20 Закона о Банке России Председатель Банка России наделен следующими полномочиями:
1) действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;
2) председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим;
3) подписывает нормативные акты Банка России, решения и протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России, и вправе делегировать право подписания нормативных актов Банка России лицу, его замещающему, из числа членов Совета директоров;
4) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;
5) вправе делегировать свои полномочия своим заместителям;
6) подписывает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями Банка России;
7) несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;
8) обеспечивает реализацию функций Банка России в соответствии с Законом о Банке России и принимает решения по всем вопросам, отнесенным федеральными законами к ведению Банка России, за исключением тех, по которым согласно указанному закону решения принимаются Национальным банковским советом или Советом директоров.

Председатель Банка России не вправе:
1) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, законодательством РФ, межбанковским соглашением, или случаев участия Банка России в капиталах и деятельности организаций в соответствии с Законом о Банке России;
2) совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ, законодательством РФ или межбанковским соглашением.

Совет директоров Банка России.
Совет директоров Банка России является коллегиальным органом управления Банка России. В его состав входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров, которые работают на постоянной основе в Банке России.

Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ.

В случае истечения срока полномочий члены Совета директоров освобождаются от должности Председателем Банка России, до истечения срока полномочий -Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.

Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, депутатами органов местного самоуправления, государственными служащими, а также членами Правительства РФ, не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. На его заседаниях председательствует Председатель Банка России, а в случае его отсутствия — лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа его членов, присутствующих на заседании, при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего.

Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России.

Основные функции Совета директоров закреплены в ст. 18 Закона о Банке России. Совет директоров:
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и представляет эти документы для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту РФ, в Правительство РФ и Государственную Думу, обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
2) утверждает годовую финансовую отчетность Банка России, рассматривает аудиторское заключение по его годовой финансовой отчетности и заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций Банка России;
3) утверждает отчет о деятельности Банка России, готовит анализ состояния экономики Российской Федерации и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в Национальный банковский совет и Государственную Думу;
4) рассматривает и представляет в Национальный банковский совет на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего
года:
общий объем расходов на содержание служащих Банка России;
общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование его служащих;
общий объем капитальных вложений Банка России;
общий объем его прочих административно-хозяйственных расходов;
5) рассматривает и при необходимости представляет в НБС на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями предложения по дополнительным расходам по указанным в предыдущем пункте направлениям;
6) утверждает смету расходов Банка России, исходя из утвержденных НБС общих объемов расходов Банка России, не позднее 31 декабря предшествующего года;
7) утверждает смету дополнительных расходов Банка России после утверждения НБС дополнительных объемов расходов Банка России;
8) устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя и других служащих Банка России;
9) принимает решения:
о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России;
об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских
групп;
о величине резервных требований;
об изменении процентных ставок Банка России;
об определении лимитов операций на открытом рынке;
об участии в международных организациях;
об участии (о членстве) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки);
о применении прямых количественных ограничений;
о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца;
о порядке формирования резервов кредитными организациями;
об осуществлении выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
о размещении облигаций Банка России;
10) вносит в Государственную Думу предложения об изменении величины уставного капитала Банка России;
11) утверждает порядок работы Совета директоров;
12) представляет в НБС для назначения кандидатуру главного аудитора Банка России;
13) утверждает структуру Банка России, положения о его структурных подразделениях и учреждениях, уставы его организаций, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций Банка России;
14) определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ;
15) утверждает перечень должностей служащих Банка России;
16) устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы РФ, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ, за исключением Банка России;
17) готовит и представляет в НБС на утверждение:
предложения по правилам бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
предложения по порядку формирования провизии Банка России и порядку распределения прибыли Банка России, остающейся в его распоряжении;
отчет о расходах Банка России на содержание его служащих, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды;
17.1) утверждает решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России;
18) выполняет иные функции, отнесенные Законом о Банке России к ведению Совета директоров.

Читайте так же:  Гражданско-правовой договор с иностранным гражданином имеющим патент 2018

Решения Совета директоров по вопросам изменения процентных ставок, размера резервных требований, размеров обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, прямых количественных ограничений, участия (членства) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его организаций и служащих, выпуска банкнот и монеты Банка России нового образца, изъятия из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, порядка формирования резервов кредитными организациями подлежат обязательному официальному опубликованию в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России» в течение 10 дней со дня принятия этих решений.

Органы управления ЦБ РФ

Высшим органом Банка России является Совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров.

Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России.

Председатель Банка России назначается на должность Государственной думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России.

В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок с момента освобождения.

В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз.

Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Государственная дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.

Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в следующих случаях:

1) истечения срока полномочий;

2) невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинс- кой комиссии;

3) личного заявления об отставке;

4) совершения уголовно наказуемого деяния, установлен- ного вступившим в законную силу приговором суда;

5) нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.

Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Члены Совета директоров освобождаются от должности:

по истечении срока полномочий — Председателем Банка России;

до истечения срока полномочий — Государственной думой по представлению Председателя Банка России.

Председательствует на заседаниях Совета директоров Председатель Банка России, а в случае его отсутствия — лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего. Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров. При принятии Советом директоров решений по вопросам денежно-кредитной политики мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол.

Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России.

Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.

Заседания Совета директоров назначаются Председателем Банка России, лицом, его замещающим, или по требованию не менее трех членов Совета директоров.

Члены Совета директоров своевременно уведомляются о назначении заседания Совета директоров.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной думе;

рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год не позднее 31 декабря предшествующего года, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

4) определяет структуру Банка России;

5) устанавливает формы и размеры оплаты труда Пред- седателя Банка России, членов Совета директоров, заместите- лей Председателя Банка России и других служащих Банка России;

6) принимает решения:

о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России,

установлении обязательных нормативов для кредитных организаций,

величине резервных требований,

изменении процентных ставок Банка России,

определении лимитов операций на открытом рынке,

участии в международных организациях,

участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих,

купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих,

применении прямых количественных ограничений,

выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег,

порядке формирования резервов кредитными организациями;

7) вносит в Государственную думу предложения об из- менении уставного капитала Банка России;

утверждает порядок работы Совета директоров;

назначает главного аудитора Банка России;

10) утверждает внутреннюю структуру Банка России, положения о подразделениях Банка России, учреждениях

Читайте так же:  Нужна ли доверенность если стоит печать

Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России;

определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

выполняет иные функции в соответствии с законодательством.

Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной думы и членами (депутатами) Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также членами Правительства Российской Федерации.

Сложение депутатских полномочий или отставка члена Правительства Российской Федерации должны быть произведены в течение месяца с момента назначения на должность члена Совета директоров, после чего вновь назначенный член Совета директоров приступает к исполнению своих должностных обязанностей.

Члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

Председатель Банка России:

действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств и международными организациями, другими учреждениями и организациями;

председательствует на заседаниях Совета директоров.

подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России;

назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;

подписывает приказы и дает указания, обязательные для всех служащих Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;

несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;

обеспечивает реализацию функций Банка России.

Органы управления банком и банковские организационные структуры

Высшим органом управления банком, созданным в любой форме хозяйственного общества, является общее собрание акционеров или участников.

В акционерном банке, где более 100 акционеров имеют голосующие акции, создается счетная комиссия, количественный и персональный состав которой утверждается общим собранием по предложению совета директоров. Счетная комиссия определяет кворум, разъясняет вопросы реализации акционерами права голоса на общем собрании, порядок голосования, подсчитывает голоса, подводит итоги голосования и др. В банке с числом акционеров более 500 функции счетной комиссии могут быть возложены на специализированного регистратора.

Совет директоров (наблюдательный совет) должен создаваться только в акционерном банке. Однако уставом ООО также может быть предусмотрено его создание. В совет директоров банка, как правило, входят его учредители. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью банка (определяет приоритетные направления работы, утверждает повестку дня общего собрания, годовой отчет банка, дает рекомендации по размеру дивиденда, использованию резервного фонда, принимает решения по созданию филиалов и представительств, заключению крупных сделок, выдаче крупных кредитов и др.). В акционерном банке при числе акционеров более 1000 в совете директоров должно быть не менее семи членов, а если акционеров более 10 тыс., то в совете должно быть не менее девяти членов. Возглавляет совет директоров председатель совета, который организует его работу.

Руководство текущей деятельностью банка осуществляется либо единоличным (директором, генеральным директором), либо коллегиальным исполнительным органом (правлением, дирекцией), при этом директор осуществляет также функции председателя правления банка. В состав правления, кроме его председателя, входят высшие руководители (менеджеры) банка: заместители председателя по различным направлениям, руководители важнейших подразделений.

К компетенции исполнительного органа относятся все вопросы руководства его текущей деятельностью, за исключением отнесенных к исключительной компетенции общего собрания. Исполнительные органы банка подотчетны общему собранию и совету директоров. Банковским законодательством установлены особые требования к участникам исполнительных органов банка. Так, руководитель банка, его заместители, члены правления (дирекции), главный бухгалтер, руководитель филиала не имеют права занимать должности в других организациях, представляющих собой кредитные или страховые организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к банку, в котором работают его руководитель, главный бухгалтер, руководитель филиала.

Каждый банк с учетом выбранной стратегии развития и структуры собственности определяет, в каком порядке будут приниматься решения в банке – единолично директором или на коллективной основе, т.е. коллегиальным исполнительным органом (правлением или дирекцией), и закрепляет выбранный порядок в уставе.

Для осуществления контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью банка общим собранием акционеров (участников) избирается ревизионная комиссия или ревизор, причем членом ревизионной комиссии может быть также лицо, не являющееся участником банка. Ревизионная комиссия проводит проверки по итогам деятельности банка за год и в другое время как по своей инициативе, так и по решению общего собрания или совета директоров. Общее собрание акционеров (участников) утверждает также аудитора банка и размер оплаты его услуг. В тех банках, где это предусмотрено уставом, аудитор может выполнять функции ревизионной комиссии. Аудитор не должен быть связан имущественными интересами с банком, членами совета директоров и лицами, работающими в исполнительных органах банка.

Филиалы и представительства кредитной организации. Кредитная организация может открывать обособленные подразделения – филиалы и представительства, сведения о которых должны содержаться в ее уставе.

Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации. За открытие филиала на момент уведомления об этом с кредитной организации взимается сбор в размере 1000 МРОТ. Сбор зачисляется в доход федерального бюджета.

Представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство не имеет права осуществлять банковские операции. Оно создается для обеспечения представительских функций банка, совершения хозяйственных сделок и иных правовых действий. Оно не занимается расчетно- кассовым и кредитным обслуживанием клиентов и не имеет корреспондентского субсчета. Для осуществления хозяйственных расходов ему открывают текущий счет.

Филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами. Они осуществляют свою деятельность на основании положений, утвержденных создавшей их кредитной организацией, и считаются открытыми с момента уведомления Банка России.

Филиальная сеть российских банков в количественном отношении имеет тенденцию к сокращению. Если на 1 января 2001 г. число филиалов действующих банков составляло 3793, то на 1 января 2006 г. – 3295; на 1 января 2007 г. – 3281, на 1 января 2013 г. – 2349. При этом следует отметить, что во всех федеральных округах, за исключением Центрального, количество филиалов банков других регионов превышало количество местных кредитных организаций и их филиалов.

Кредитная организация (филиал) может также открывать внутренние структурные подразделения вне местонахождения головной организации и филиала. К внутренним структурным подразделениям относятся дополнительные офисы, кредитнокассовые офисы, операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты. Банковские операции и сделки могут осуществляться только теми подразделениями кредитной организации, которые открыты и осуществляют свою деятельность в установленном порядке. Решение о внесении изменений и дополнений в устав кредитной организации, связанных с открытием и закрытием обособленных подразделений (представительств и филиалов), принимается участниками кредитной организации на очередном годовом общем собрании.

При сокращении филиальной сети количество внутренних структурных подразделений российских банков постоянно увеличивается. На 1 января 2013 г. оно составило 39 874 против 27 670 на 1 января 2005 г. При этом наиболее динамично увеличивается число дополнительных и кредитно-кассовых офисов, а число операционных касс вне кассового узла, наоборот, сокращается. С 2005 г. банкам разрешено открывать новый вид внутренних структурных подразделений – передвижные пункты кассовых операций [1] – с целью предоставления банковских услуг населению на территориях с неразвитой банковской инфраструктурой, в труднодоступных и малонаселенных районах, где создание стационарных подразделений кредитных организаций нерентабельно. На 1 января 2013 г. их количество составило 118 единиц.

В связи с ростом спроса на услуги банков происходит устойчивый рост количества точек доступа к банковским услугам («точек продаж» банковских продуктов), в 2013 г. на одну кредитную организацию приходилось в среднем 42 внутренних структурных подразделения против 37 в 2010 г. Однако обеспеченность банковскими услугами по регионам страны отличается неравномерностью. Наиболее обеспечены услугами банков Центральный и Северо-Западный регионы, наименее – Уральский регион.

Кредитная организация может иметь дочерние и зависимые хозяйственные общества, в том числе и банки.

Общество признается дочерним, если данная кредитная организация (основное общество) либо в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. При этом по тем сделкам, которые были заключены дочерним обществом во исполнение решений кредитной организации – основного общества, последнее отвечает солидарно с дочерним обществом. В случае банкротства дочернего общества по вине кредитной организации она несет субсидиарную ответственность но долгам общества в случае недостаточности его имущества. Участники дочернего общества вправе требовать возмещения кредитной организацией убытков, причиненных по ее вине дочернему обществу.

Читайте так же:  Образец приказа о совмещении должностей казахстан

Общество признается зависимым, если кредитная организация (преобладающее, участвующее общество) имеет более 20% его уставного капитала. В случае приобретения более 20% голосующих акций АО или более 20% капитала ООО кредитная организация обязана незамедлительно опубликовать сведения об этом в органе печати, в котором освещаются данные о государственной регистрации юридических лиц.

Кредитная организация может с разрешения Банка России создавать филиалы и учреждать дочерние организации на территории иностранного государства. Для открытия заграничных представительств достаточно только уведомить об этом Банк России. Заграничная филиальная сеть российских банков развита крайне слабо. В 2012 г. лишь три действующих банка имели филиалы за рубежом в количестве 6 единиц.

Для эффективной организации банковской деятельности, обеспечивающей наиболее благоприятные условия реализации банками их функций, важное значение имеет формирование организационных структур банков. Они обеспечивают упорядочение взаимодействия между отдельными подразделениями банка (в частности, ускоряется процесс принятия решений, усиливаются надзор и контроль, появляется мотивация о рационализации банковской деятельности) и улучшение их взаимосвязи с внешней средой. В процессе организации деятельности банка должны быть решены следующие задачи:

  • • создание организационных подразделений банка (отделов, групп, управлений, комитетов и т.п.), реализующих преимущества разделения труда;
  • • определение целей и функций каждого структурного подразделения, разработка правил и процедур осуществления различных видов банковской деятельности;
  • • организация работы персонала организационных подразделений в соответствии с поставленными целями;
  • • координация работы всех структурных подразделений на основе эффективного информационного обеспечения.

Количество подразделений, распределение полномочий и компетенций между ними, движение информации внутри банка определяются его размерами и выбранной рыночной стратегией. Организационная структура банка может строиться по различным принципам, отражающим специфику каждой конкретной банковской организации.

Как известно, существует несколько различных линейных и матричных моделей организационных структур, которые используются банками при организации их деятельности. К линейным моделям относятся функциональная и дивизионная, а к матричным – двух- и трехмерная модели.

Функциональная модель банка предполагает выделение структурных подразделений банка соответственно выполняемым функциям: управленческие отделы (отдел планирования, финансовый отдел, отдел внутреннего контроля, отдел управления персоналом, юридический отдел и т.п.), вспомогательные отделы (бухгалтерия, материальный отдел, вычислительный центр и т.п.) и отделы, организующие предоставление банковских услуг и взаимодействующие с клиентами, которые создаются в соответствии с предлагаемыми услугами (отдел кредитования, депозитный отдел, отдел расчетно-кассового обслуживания клиентов, отдел валютных операций и т.п.). При небольшом объеме некоторых услуг отделы, выполняющие разные операции, объединяются в одном структурном подразделении. Функциональная модель является базовой моделью организации банковской деятельности. Она характерна для небольших банков, предоставляющих ограниченный набор традиционных услуг различным группам клиентов. Для этой модели характерны высокий уровень внутрибанковской специализации, отработанность технологии предоставления каждой услуги. В то же время функциональная модель не обеспечивает необходимой координации между отделами и подразделениями банка, значение которой возрастает при усложнении и диверсификации предоставляемых услуг. При этой модели сложно организовать комплексное обслуживание клиентов в соответствии с их индивидуальными потребностями: для получения различных услуг клиент вынужден обращаться в разные отделы банка, каждый из которых оценивает только одну из сторон его деятельности, не охватывая в совокупности общие потребности в финансовых услугах.

Банки, достигшие достаточно крупных размеров и предоставляющие широкий набор услуг различным группам клиентов, часто используют дивизионную модель линейной организации, ориентированную на определенные отрасли банковской деятельности.

Дивизионная модель основана на выделении в банке стратегических зон бизнеса, для каждой из которых определяется своя целевая установка, разрабатывается стратегия и формируется ресурсное обеспечение. При этом каждая стратегическая зона банковской деятельности функционирует самостоятельно и взаимодействует с определенным сегментом рынка. В современном банковском бизнесе в качестве таких стратегических зон обычно выделяют коммерческую, инвестиционную и розничную банковскую деятельность. Соответственно этим зонам происходит и специализация банковского персонала.

Стратегические зоны банковской деятельности могут выделяться и по типу обслуживаемых групп клиентов, каждая из которых характеризуется определенными финансовыми потребностями, а следовательно, нуждается в специфическом обслуживании. Такое обслуживание осуществляется через специализированные подразделения банка, оказывающие банковские услуги крупным корпоративным клиентам, представителям малого и среднего бизнеса, состоятельным частным клиентам, широкой рыночной клиентуре.

Линейная структура банка может ориентироваться и на географию рынка. Это характерно для крупных универсальных банков, работающих во многих странах и регионах мира, существенно отличающихся друг от друга уровнем риска, размером и формами спроса на банковские услуги, доходностью финансовых инструментов и т.п. В данном случае в банке выделяют подразделения, отвечающие за деятельность в определенном географическом регионе. В рамках этих подразделений работа организуется по продуктовому или клиентскому принципу.

Таким образом, дивизионная модель предполагает разделение банка на ряд крупных дивизионов. Каждый из них может рассматриваться как центр прибыли, поскольку на менеджеров возлагается полная ответственность за прибыльную работу их дивизионов. В результате банк условно разделяется на ряд относительно самостоятельных банков: либо коммерческий, инвестиционный, розничный; либо крупных корпоративных клиентов, обслуживающий малый и средний бизнес, широкую рыночную клиентуру; либо российских клиентов, восточноевропейских клиентов, среднеазиатских клиентов.

При этом наряду с выделением дивизионов (банков внутри банка) сохраняются и функциональные отделы, которые оказывают им поддержку и выполняют отдельные управленческие функции (отдел внутреннего контроля, отдел сводной финансовой отчетности и др.).

Матричные модели организационных структур банка представляют собой комбинацию двух и более принципов построения организационных структур.

Двухмерная матричная модель основана на комбинации двух принципов построения организационной структуры: по функции управления и оказания группы услуг, что позволяет более обстоятельно решать вопросы управления. Такая модель предполагает формирование двух групп подразделений, выполняющих различные функции в банке: подразделений, занимающихся непосредственной продажей услуг клиентам (фронт-офис), и подразделений, осуществляющих планирование, регулирование и контроль данных операций (бэк-офис). Для координации деятельности этих подразделений в банке создаются так называемые группы поддержки продаж, задачами которых являются консультирование менеджеров, обеспечивающих продажу услуг клиентам, по сложным вопросам внешнеторговых операций, операций с недвижимостью, эмиссии ценных бумаг и т.п., и клиентов по вопросам, не входящим в компетенцию менеджеров по продажам, а также накопление информации и организация обмена опытом между функциональными отделами и службами продаж.

Двухмерная матричная модель может быть основана и на сочетании функционального и географического принципов. В этом случае сотрудники подразделений, осуществляющих продажи банковских продуктов, будут ориентироваться па требования функциональных отделов и потребности географического сегмента рынка.

Трехмерная матричная модель базируется на комбинации трех равнозначных принципов, например функционального, географического и разделения по группе клиентов. Сочетание продуктового и клиентского принципов позволяет сосредоточить в одном отделе услуги, которые могут пользоваться спросом у тех или иных групп клиентов.

Преимущества матричной организации заключаются в интенсивном взаимодействии и обмене информацией между группами поддержки продаж и функциональными отделами банка, в результате принимаемые решения обеспечивают реализацию общих стратегических целей банка, предотвращая возможность получения дополнительной прибыли одним из подразделений в ущерб долгосрочным интересам всего банка.

Современные банковские рынки отличаются высокой изменчивостью, банковские продукты постоянно модернизируются, приспосабливаясь к потребностям клиентов, появляются новые каналы их сбыта и более совершенные приемы маркетинга В ответ на это банки вынуждены менять не только продуктовый ряд и приемы рекламы, но и совершенствовать внутренние организационные структуры, приспосабливать их к потребностям рынка, внедрять ориентированную на клиента систему обслуживания. Эффективная организационная структура в современных условиях становится важнейшим средством достижения конкурентных преимуществ банками, залогом их динамичного, устойчивого развития.

  • [1] Указание Банка России от 7 февраля 2005 г. № 1548-У «О порядке открытия (закрытия) и организации работы передвижного пункта кассовых операций банка (филиала)».