Оглавление:

Особенности анализа финансово – хозяйственной деятельности бюджетной организации

Главная > Диплом >Экономика

Министерство образования российской федерации

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Финансово-кредитный Финансовый менеджмент

Выпускная квалификационная работа на тему:

«Особенности анализа финансово – хозяйственной деятельности бюджетной организации»

Студент____________________ Королева А.А.

Руководитель_______________ Филимонова Н.М.

Консультант________________ Филимонова Н.М.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Финансово-кредитный Финансовый менеджмент

ЗАДАНИЕ ПО ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА

Королевой Алены Анатольевны

1. Тема работы «Анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации»

2. Срок сдачи студентом законченной работы 15.01.2011

3. Календарный план

Наименование разделов ВКР

Глава 1. Теоретические аспекты особенностей анализа

финансово — хозяйственной деятельности бюджетной

1.1. Понятие, особенности правового статуса бюджетных

организаций и их классификация

1.2. Значение, задачи и информационная база экономического

анализа в бюджетных организациях

1.3. Особенности экономического анализа деятельности

образовательных бюджетных учреждений

2. Анализ финансово – хозяйственной деятельности ГОУ

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.1. Краткая характеристика предприятия

2.2. Краткая финансовая характеристика ГОУ школы – интернат

2.3. Составление и исполнение сметы доходов и расходов

2.4. Анализ финансового состояния ГОУ для детей – сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

3. Пути совершенствования хозяйственной деятельности учреждения

Список использованной литературы

Студент ____________________(подпись) Руководитель________________(подпись)

1.Теоретические аспекты особенностей анализа финансово — хозяйственной деятельности бюджетной организации…………………………………..…. 7

1.1. Понятие, особенности правового статуса бюджетных организаций и их классификация…………………………………………………………………….7

1.2. Значение, задачи и информационная база экономического анализа в бюджетных организациях………………………………………………………14

1.3. Особенности экономического анализа деятельности образовательных бюджетных учреждений……………………………………………………….26

2. Анализ финансово – хозяйственной деятельности ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………..29 2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………………..29

2.2. Краткая финансовая характеристика ГОУ школы – интернат………. 35

2.3. Составление и исполнение сметы доходов и расходов………………. 38

2.4. Анализ финансового состояния ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………44

3. Пути совершенствования хозяйственной деятельности учреждения…. 59

Список использованной литературы…………………………………………64

Бюджетная организация одна из самых многочисленных групп организаций, функционирующих в нашем государстве, содержание которых обеспечивается за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов. Подавляющая часть бюджетных организаций выполняет различные функции, в том числе в образовании. Поэтому средства, которые выделяются для обеспечения деятельности учреждений образования, здравоохранения культуры, науки и других организаций непроизводственной сферы, имеют строго целевое назначение, а статьи расходов определены законодательством.

Таким образом, от величины средств, предоставляемых из бюджетной системы этим организациям, от эффективности их использования зависит выполнение социальных задач стоящих перед обществом.

Образование является сферой деятельности государства по обеспечению прав граждан на бесплатное общедоступное образование, которая рассматривается как одна из приоритетных в политической, экономической и социальной жизни государства и общества.

Образование как отрасль экономики и социальной сферы может быть охарактеризована с различных сторон. С точки зрения экономики она может быть представлена наличными трудовыми и финансовыми ресурсами, основными фондами и текущими материальными запасами, в совокупности образующими производственные факторы отрасли, соединение которых создает процесс воспроизводства в образовании. Основные фазы этого процесса направлены на получение конечного результата: услуги.

В бюджетных учреждениях имеются характерные для них объекты экономического анализа: расходы (кассовые и фактические), производимые за счет бюджетного финансирования и внебюджетных источников; продукты питания, Кроме того, разработаны и утверждены условия оплаты труда работников для каждой отрасли бюджетной деятельности.

Большая роль отводиться совершенствованию управления бюджетными организациями, что предполагает всестороннее развитие аналитической работы. Анализ хозяйственной деятельности – это этап, предшествующий принятию решения. Он призван обосновать принимаемое решение и оценить его последствия с позиций экономической эффективности, разработать конкретные предложения по устранению нежелательных явлений. В этом и заключается актуальность выбранной темы данной работы.

Целью написания является поиск путей совершенствования финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации посредством исследования особенностей проведения экономического анализа хозяйственной деятельности бюджетной организации на примере бюджетного учреждения – ГОУ «Золинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии»

Актуальность и цель определили следующие задачи: показать место экономического анализа хозяйственной деятельности в системе управления бюджетной организацией, выявить особенности экономического анализа деятельности бюджетных учреждений образования, дать характеристику основных показателей деятельности организации, провести динамику анализа финансово-хозяйственной деятельности ГОУ «Золинская специальная (коррекционная) школа-интернат», рассмотреть особенности факторного анализа основных показателей работы по ГОУ «Золинская специальная (коррекционная) школа-интернат», рассмотреть направления улучшения финансового состояния учреждения за счет предпринимательской деятельности.

Объектом исследования является хозяйственная деятельность ГОУ «Золинская специальная (коррекционная) школа-интернат» за 2007-2009 год. Предметом исследования является финансовые и экономические отношения, отражающие механизм хозяйственной деятельности бюджетных организаций.

Методологической базой исследования являются: экономико-математические методы, методы сравнительного и логического анализа, диалектический метод, концептуальные положения, содержащиеся в работах отечественных экономистов.

Информационной базой исследования послужили нормативные правовые акты Российской Федерации в области финансов, методические и аналитические материалы Министерства финансов Российской Федерации, Министерства образования Нижегородской области, финансово-экономические издания и публикации по проблемам экономического анализа деятельности бюджетных организаций, статистическая и аналитическая информация, материалы отчетности ГОУ «Золинская специальная (коррекционная) школа-интернат».

Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы, приложением.

Глава 1 Теоретические аспекты особенностей анализа финансово —

хозяйственной деятельности бюджетной организации

Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации

Главная > Дипломная работа >Финансовые науки

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 080105 (060400) «Финансы и кредит»

Специализация – Финансовый менеджмент

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации

канд. экон. наук, доцент

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Нормативное регулирование деятельности бюджетных учреждений

1.2 Сметное финансирование бюджетных учреждений

1.3 Особенности налогообложения бюджетных учреждений

1.4 Содержание и задачи анализа финансово – хозяйственной деятельности

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ НПО ПУ № 4 г. УФЫ

2.1 Общая характеристика деятельности ГОУ НПО профессионального училища №44 г. Уфы

2.2 Анализ финансирования бюджетного учреждения

2.3 Анализ финансово-экономических показателей деятельности учреждения

2.4 Анализ ведения документации

2.5 Сравнительный анализ деятельности государственного учреждения

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ НПО ПУ № 4 г. УФЫ

3.1 Совершенствование предпринимательской деятельности образовательного учреждения

3.2 Совершенствование бюджетного финансирования и контроля за расходами бюджетных средств

Актуальность темы исследования . Для ознакомления с любой организацией необходимо изучение возможно большего числа сторон её деятельности, формирование на этой основе объективного мнения о положительных и отрицательных моментах в работе коллектива, выявление узких мест и возможностей их устранения. При этом необходимо использовать ряд ключевых показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности анализируемой организации, которые непосредственно влияют на финансовые результаты работы и её финансовое состояние.

Финансовое состояние — комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия, это характеристика его финансовой конкурентоспособности, т.е. платежеспособности, кредитоспособности, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

Основной целью анализа финансового состояния является получение наибольшего числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом анализируется как текущее финансовое состояние предприятия, так и его прогноз на ближайшую или отдаленную перспективу, т. е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Разработка стратегии и тактики экономического развития организации невозможна без анализа финансовых результатов ее деятельности, сравнения экономических показателей, характеризующих ее финансовое состояние, исследования динамики изменения этих показателей в ту или иную сторону. Именно оценка финансового состояния предприятия дает наиболее полное представление о его ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и положении на рынке. На основе этих расчетов строится в дальнейшем финансовая политика организации. Финансовый анализ является неотъемлемой частью финансового планирования. Только финансовый анализ способен в комплексе исследовать и оценить все аспекты и результаты движения денежных средств, уровень отношений, связанных с денежным потоком, а также возможное финансовое состояние данного объекта.

Актуальность темы определяется тем, что важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы.
При сложившейся экономической ситуации, когда бюджетного финансирования становится недостаточно для покрытия текущих расходов, перспектива развития любого учреждения в экономическом и финансовом плане наряду с объективными макро – и микроэкономическими факторами во многом обусловлена субъективным фактором, а именно финансовой политикой, проводимой руководством организации. В этой связи существенное значение имеет комплексный анализ деятельности организаций, финансируемых из бюджета. Аналитическая функция управления призвана обеспечивать оперативный, текущий и стратегический анализ информации о реальном экономическом состоянии субъекта хозяйствования, резервах экономии бюджетных ресурсов, целевом использовании выделенных государством денежных средств для деятельности организаций непроизводственной сферы.

Цель работы – изучение в теории и на практике анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации на примере ГОУ НПО профессионального училища № 44 города Уфы.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи :

раскрыть экономическую сущность и содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации;

провести расчет и дать оценку системе показателей, характеризующих финансовое состояние ГОУ НПО профессиональное училище №44 города Уфы;

разработать предложения по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности ГОУ НПО профессиональное училище №44 города Уфы.

Предметом исследования является финансово-хозяйственная деятельность бюджетной организации.

Объектом исследования является ГОУ НПО профессиональное училище № 44 города Уфы.

Анализ основывался на приемах сопоставления показателей текущего и предшествующего периодов с целью выявления тенденций их изменения, а также на методе горизонтального анализа. В качестве инструментария для анализа использовались финансовые коэффициенты — относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношение одних абсолютных финансовых показателей к другим.

Источниковой базой исследования послужили: ГК РФ; отдельные законодательные и нормативные документы, касающиеся оценки финансового состояния предприятий; материалы, собранные автором в ходе прохождения преддипломной практики; учебные и методические пособия ведущих российских и зарубежных авторов таких как Ковалев В., Шеремет А.Д., Клюева А.К., Кельчевской Н.Р.,Молчанова И.П., Маркиной Е.В. и др.; материалы периодической печати.

анализ финансы деятельность бюджетная организация

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Нормативное регулирование деятельности бюджетных учреждений

Каждая наука имеет свой предмет исследования, который она изучает с соответствующей целью присущими ей методами.

Хозяйственная деятельность является объектом исследования многих наук: экономической теории, макро- и макроэкономики, управления, организации и планирования производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и т.д. Экономика изучает воздействие общих, частных и специфических законов на развитие экономических процессов в конкретных условиях отрасли или отдельного предприятия. Статистика исследует количественные стороны массовых экономических явлений и процессов, которые происходят в хозяйственной деятельности. Предметом бухгалтерского учета является кругооборот капитала в процессе хозяйственной деятельности. Он документально отражает все хозяйственные операции, процессы и связанное с ними движение средств предприятия и результаты его деятельности.

Читайте так же:  Госпошлина для смены фамилии при регистрации брака

В специальной литературе по экономическому анализу можно встретить десятки самых разных его формулировок. Все определения предмета АХД можно сгруппировать следующим образом:

а) хозяйственная деятельность предприятий;

б) хозяйственные процессы и явления.

При более внимательном рассмотрении этих определений можно заметить, что анализ изучает не саму хозяйственную деятельность как технологический процесс, а экономические результаты хозяйствования как следствия экономических процессов. Результаты экономических процессов как следствие планируются и прогнозируются на будущее в соответствующих показателях, учитываются по мере фактического формирования и затем анализируются. Но результаты как следствия процессов являются не предметом АХД, а объектами. Предметом же экономического анализа являются причины образования и изменения результатов хозяйственной деятельности. Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность экономических явлений и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать планы и управленческие решения.

Отличительные особенности данного анализа состоят в следующем:

он построен исключительно исходя из предпосылок и ограничений, действующих в условиях централизованно планируемой экономики и не предполагающих наличия реальных рыночных механизмов в экономике;

он проводится обычно в ретроспективном аспекте;

его квинтэссенцией являются:

а) анализ выполнения плановых заданий по различным показателям и
б) жестко детерминированный факторный анализ;

он затрагивает не только и не столько финансовую сторону деятельности предприятия, сколько предполагает комплексную оценку абсолютно разнородных (с позиции, например, бухгалтера или финансового менеджера) сторон деятельности.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации может быть подразделен на два вида: финансовый и внутрифирменный . Финансовый анализ (иногда его называют внешним финансовым анализом) проводится с позиции внешних пользователей, не имеющих доступа к внутрифирменной информации, т.е. основа его информационной базы — доступная бухгалтерская отчетность. Внутрифирменный анализ (синонимы: анализ в системе управленческого учета, внутренний, внутрипроизводственный) проводится с позиции лиц, имеющих доступ к любым информационным ресурсам, циркулирующим внутри предприятия.

Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений

Методические аспекты и основные пути совершенствования составления бухгалтерской отчетности в бюджетных учреждениях на примере ГУ «Зональная ветеринарная лаборатория». Порядок представления бухгалтерской отчетности, требования, предъявляемые к ней.

Подобные документы

Понятие и значение бухгалтерской отчетности. Состав бухгалтерской отчетности. Порядок составления бухгалтерской отчетности. Правовая база бухгалтерской отчетности. Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности. Нормативные документы.

реферат, добавлен 13.01.2009

Понятие и значение бухгалтерской отчетности. Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности. Состав бухгалтерской отчетности. Порядок составления бухгалтерской отчетности. Нормативные документы о бухгалтерской отчетности.

курсовая работа, добавлен 18.11.2005

Особенности бухгалтерской отчетности в бюджетных организациях. Основные формы квартальной и месячной отчетности, порядок их заполнения и сроки подачи в органы Государственного казначейства Украины. Основные правила составления бухгалтерского баланса.

реферат, добавлен 19.12.2011

Нормативное регулирование и правила составления бухгалтерской отчетности бюджетных организаций. Формы бухгалтерской отчетности казенных и автономных учреждений. Экономическая характеристика бюджетного учреждения, состав и содержание годовой отчетности.

курсовая работа, добавлен 02.03.2014

Сущность и значение бухгалтерской отчетности. Требования, предъявляемые к отчетности. Классификация отчетности. Порядок составления, представления и утверждения отчетности.

курсовая работа, добавлен 10.03.2008

Содержание и составление бухгалтерской отчетности. Основные требования, предъявляемые к составлению отчетности. Характеристики основных форм отчетности. Учетные процедуры для составления бухгалтерской отчетности. Круг пользователей.

дипломная работа, добавлен 08.06.2007

Понятие, значение бухгалтерской отчетности и её пользователи, порядок составления. Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности. Нормативные документы, ее регулирующие. Значение бухгалтерского баланса и отдельных форм отчетности.

курсовая работа, добавлен 06.12.2013

Государственный бюджет и бюджетная система России. Порядок формирования доходной части государственного бюджета. Анализ показателей бухгалтерской отчетности, порядок составления баланса и отчета о финансовых результатах на примере ГОУ НПО ПУ № 44.

курсовая работа, добавлен 12.05.2011

Сущность, задачи бухгалтерской отчетности. Элементы, формируемые в отчетности и состав форм бухгалтерской финансовой отчетности. Порядок составления бухгалтерской отчетности. Ответственность организации за допущенные искажения бухгалтерской отчетности.

курсовая работа, добавлен 23.11.2014

Понятие, роль и значение бухгалтерской отчетности в управлении организацией. Составляющие бухгалтерской отчетности организации, общие правила ее составления и особенности формирования. Требования к бухгалтерской отчетности, порядок ее представления.

Бухгалтерская отчетность в бюджетных организациях

К бюджетным относятся организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе смет доходов и расходов (бюджетной сметы). Обязательным условием является открытое финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций.

Особенности бухгалтерского учета в учреждениях бюджетной сферы определяются законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях и организациях, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30.12.09 г. №148н и другими нормативными документами, содержащими указания по учету и отражению в балансе операций организаций и учреждений, состоящих на бюджете.

К особенностям бухгалтерского учета в бюджетных организациях относят:

организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;

контроль исполнения сметы расходов;

выделение в учете кассовых и фактических расходов;

отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы.

Хорошо поставленный бухгалтерский учет позволяет не только выявить скрытые резервы, обнаруживать нарушение режима экономии плановой и финансово-бюджетной дисциплины, но и предупреждать и вовремя устранять возможные потери и необоснованные затраты.

Совершенствование бухгалтерского учета, усиление его контрольных функций за финансовой и хозяйственной деятельностью организации – основа укрепления финансово-бюджетной дисциплины.

Осуществляя сплошное и непрерывное отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, бухгалтерский учет позволяет не только систематически сопоставлять их с утвержденными нормативами и сметами, но и устанавливать причины отклонений фактических расходов от утвержденных нормативов и смет, выявлять наиболее целесообразные нормы расходов и повышать уровень бюджетного и сметного планирования в целом. Чем точнее учет, тем выше качество планирования.

Используя информацию бухгалтерского учета, руководители учреждений могут оперативно принимать меры, по устранению просчетов и отклонений от утвержденных нормативов в ходе хозяйственной и финансовой деятельности. С помощью бухгалтерского учета в каждом учреждении устанавливаются систематическое наблюдение за сохранностью средств, контроль за их рациональным использованием.

По данным бухгалтерского учета можно вскрыть факты бесхозяйственности, расточительства, излишеств в использовании бюджетных средств, принять меры к сбережению живого и овеществленного труда.

Следовательно, бухгалтерский учет — это важнейшее звено системы управления учреждениями бюджетной сферы.

Бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам на определенную отчетную дату. Показатели бухгалтерской отчетности прямо и косвенно формируются из счетов Главной книги или выводятся из учетных данных, получаемых в результате специальных расчетов. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью, которая состоит в том, что сводные учетные данные переходят в соответствующие формы отчетности в виде синтезированных итоговых показателей.

По своему назначению бухгалтерская отчетность является основным источником информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменении в ее финансовом положении. Финансовое положение организации определяется находящимися в ее распоряжении активами, структурой обязательств и капитала организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовых результатах позволяет оценить потенциальное изменение в ресурсах. Данные об изменениях в финансовом положении организации дают возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и текущую (операционную) деятельность в отчетном периоде.

Тщательное изучение бухгалтерской отчетности позволяет вскрыть причины достигнутых успехов либо недостатков в работе, наметить путь совершенствования деятельности организации.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы настоящей работы, предопределило ее цель и задачи.

Целью курсовой работы является изучение особенностей бухгалтерской отчетности в бюджетных организациях.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Изучить по нормативным материалам и данным литературы основы ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях на современном этапе;

Охарактеризовать бюджетное учреждение — базу выполнения практической части;

3. Изучить особенности составления бюджетной отчетности на примере бюджетной организации.

Для написания данной работы использовались материалы учебников по бухгалтерскому учету, перечень которых дан в списке использованной литературы, а также справочные материалы системы «Консультант Плюс».

Практическая часть настоящей курсовой работы выполнена на базе Учреждения Российской академии наук Института химии растворов. В работе использован отчетный материал за 2009 год.

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Основы организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Организация и ведение бухгалтерского учета в бюджетных организациях регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.09.2010 года №243-ФЗ) и Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 2009 года №148н (в редакции приказов от 03.07.2009 №69н, от 30.12.2009 №152н).

Вопросы бюджетного учета также регламентируются положениями следующих нормативных правовых актов:

Бюджетного кодекса Российской Федерации;

иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К иным нормативным правовым актам, согласно которым могут регулироваться отдельные вопросы бюджетного учета могут быть отнесены:

стандарты бюджетного учета;

другие нормативные акты и методические указания по вопросам бюджетного учета (п.2 ст.5 Закона о бухгалтерском учете; п.1 Инструкции по бюджетному учету);

положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.

Однако на них распространяются общие требования о порядке составления бухгалтерской и статистической отчетности, а также о порядке уплаты налогов и других отчислений.

В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» основными правилами ведения бухгалтерского учета являются следующие:

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ – в рублях;

Имущество, являющееся собственностью организаций, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;

Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации до ликвидации или реорганизации;

Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;

Основанием для записи в учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно после ее окончания и содержать обязательные реквизиты;

Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий План счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

Текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно. [3; с.6]

Для обеспечения полного и своевременного поступления доходов и использования средств бюджета по целевому назначению требуется правильная организация бухгалтерского учета исполнения бюджета.

Бухгалтерский учет исполнения бюджета и смет расходов бюджетных учреждений называется бюджетным учетом.

Объектами бюджетного учета являются:

доходы и расходы бюджета;

материальные ценности бюджетных организаций;

денежная наличность, хранящаяся в банках;

средства в расчетах между бюджетами;

фонды и резервы, создаваемые в бюджетах в процессе их исполнения.

Бюджетный учет, выступая как средство контроля за исполнением бюджета, содействует рациональному использованию национального дохода в целях расширенного воспроизводства, соблюдению необходимых пропорций в развитии отраслей народного хозяйства, точному исполнению утвержденного бюджета.

К задачам бюджетного учета относят:

соблюдение бюджетно-финансовой дисциплины и строжайшего режима экономии в расходовании средств;

2. мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов;

3. охрана имущества.

Единство бюджетной системы обеспечивается общей правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, форм бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджетной системы на другой для составления консолидированного бюджета РФ и территорий, согласованными принципами бюджетного процесса, единой денежной системой.

Единство бюджетной системы РФ достигается взаимодействием бюджетов всех уровней, осуществляемым через использование регулирующих доходных источников, созданием целевых и региональных бюджетных фондов, их частичным перераспределением, а также через единую социально-экономическую, в т.ч. налоговую политику. [5; с.137]

В ходе исполнения бюджета необходимо точно в определенные сроки и в установленных суммах мобилизовать запланированные доходы и произвести предусмотренные расходы. Непосредственное исполнение бюджета возложено на Федеральное казначейство РФ, которое создано в соответствии с указом Президента РФ «О Федеральном казначействе» от 08 декабря 1992 года №1556. На органы казначейства возложено решение следующих задач:

сбор, обработка и анализ информации о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ;

Читайте так же:  Пособия многодетным семьям в 2018 году в ростовской области

организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства, в банках исходя из принципа единства кассы;

осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных внебюджетных фондов, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ.

Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ организует и осуществляет сводный, систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств республиканского бюджета РФ, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных средств на счетах казначейства; разрабатывает и утверждает инструктивные и методологические материалы; устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении смет расходов бюджетных учреждений.

Учреждения, финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными. Сюда относят ясли и детские сады, школы, высшие и средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища, научно-исследовательские организации, учреждения здравоохранения, социального обеспечения и другие.

Потребность в средствах бюджетного учреждения отражается в смете расходов, которая представляет собой основной плановый финансовый документ. На основе утвержденной сметы бюджетные учреждения получают денежные средства для осуществления своей деятельности.

Учреждения расходуют государственные средства в соответствии с целевым назначением, согласно утвержденным сметам, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и максимальную экономию денежных средств и материальных ценностей. [6; с.145]

Бухгалтерский учет должен обеспечить систематический контроль за ходом исполнения смет расходов, состоянием расчетов с предприятиями, организациями, учреждениями и лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.

Руководители бухгалтерских служб (главные бухгалтеры) в своей работе руководствуются законом РФ «О бухгалтерском учете», положениями о бухгалтерских службах и централизованных бухгалтериях, утвержденными в установленном порядке и другими нормативными документами.

Бухгалтерская служба учреждения должна выполнять следующие задачи:

Организовывать бухгалтерский учет в соответствии и действующими нормативными актами;

Использовать передовые формы и методы учета и обработки информации на базе широкого применения современной вычислительной техники;

Осуществлять предварительный контроль за своевременным, правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций;

Контролировать правильность, рациональность и бережность расходования средств в соответствии с открытыми кредитами и целевым назначением по утвержденным сметам расходов по бюджету;

Осуществлять строгий контроль за рациональным и экономным использованием денежных, материальных и трудовых ресурсов, вести борьбу с расточительством, принимать меры к своевременному предупреждению негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявлять и мобилизовывать внутрихозяйственные резервы;

Обеспечивать учет доходов и расходов по специальным средствам, а также операций по другим внебюджетным средствам;

Организовывать формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности учреждения, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования поставщиками, заказчиками, финансовыми, налоговыми, банковскими и казначейскими органами;

Своевременно организовывать начисление и выдачу заработной платы, стипендий, пособий;

Вести учет и расчеты с дебиторами и кредиторами;

Участвовать в проведении инвентаризации денежных средств, расчетов и материальных ценностей; своевременно и правильно отражать в учете результаты инвентаризации;

Периодически инструктировать материально-ответственных лиц по вопросам учета и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, находящихся на их ответственном хранении;

Составлять отчетность и предоставлять ее соответствующим органам в установленные сроки; обеспечивать достоверность отчетов и балансов;

Соблюдать установленный порядок хранения бухгалтерских документов, регистров, смет расходов и расчетов к ним, а также других служебных документов; своевременно в установленном порядке сдавать их в архив.

В течение отчетного года в учреждении должна проводиться единая учетная политика отражения хозяйственных операций и оценки имущества. Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть аргументировано в годовой бухгалтерской отчетности. Важно обеспечить в учете правильность отнесения доходов и расходов к соответствующим отчетным периодам.

Руководитель учреждения обязан создать необходимые условия для правильной организации бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и службами, работниками учреждения требований главного бухгалтера в части порядка оформления и сдачи в бухгалтерию необходимых документов.

Единство системы бюджетного учета

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях обеспечивает отражение всех операций, связанных с исполнением смет расходов по бюджетам, смет по специальным средствам и обобщение данных учета и отчетности. Своевременное, полное и достоверное отражение в балансе учреждения всех операций позволяет его руководителю принимать обоснованные управленческие решения, анализировать работу учреждения, осуществлять и контролировать целевое расходование средств на основе утвержденной сметы, выявлять незаконные затраты. [8; с.36]

Для выполнения этих задач ведется бухгалтерский учет:

поступления и расходования специальных и внебюджетных средств;

кредитов (ассигнований) и расходов бюджетных средств;

расчетов с дебиторами и кредиторами;

сохранности и эффективности использования денежных средств, материалов, оборудования, продуктов питания и других ценностей.

Важными задачами бухгалтерского учета являются учет и контроль за расходованием фонда оплаты труда, а также составление в срок баланса и отчетности. Правильная постановка бухгалтерского учета в бюджетных организациях способствует более точному составлению смет расходов, а также выявлению неиспользованных внутрихозяйственных ресурсов.

Правильность учета доходов и расходов бюджета обеспечивается единством системы бюджетного учета, в основе которой лежит бюджетная классификация, предполагающая научно обоснованную, обязательную группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам, закодированным в определенном порядке. В настоящее время применяется бюджетная классификация РФ, согласно Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 года №145- ФЗ главы 4.

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов всех уровней с присвоением объектам группировочных кодов. [1; с.54]

Доходы бюджетов в РФ формируются за счет налогов с юридических и физических лиц, платежей за пользование недрами и природными ресурсами, государственной пошлины, доходов от приватизации, лицензионных сборов за право производства и торговли спиртными напитками, средств, полученных из других бюджетов.

Расходы бюджетов РФ показывают направление средств на бюджетное финансирование народного хозяйства, конверсии военного производства, внешнеэкономической деятельности и народного образования, бюджетных ссуд, культуры, средств массовой информации и др.

Для классификации расходов учреждений, состоящих на бюджетном финансировании, применяется следующий перечень статей (согласно приказа Минфина России от 5 февраля 2010 года №02-05-10/383):

КОСГУ 200 «Расходы» включает в себя следующие подстатьи:

Подстатья 211 «Заработная плата»

Подстатья 212 «Прочие выплаты»

Подстатья 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»

Подстатья 221 «Услуги связи»

Подстатья 222 «Транспортные услуги»

Подстатья 223 «Коммунальные услуги»

Подстатья 224 «Арендная плата за пользование имуществом»

Подстатья 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»

Подстатья 226 «Прочие работы, услуги»

Подстатья 230 «Обслуживание государственного долга»

Подстатья 240 «Безвозмездные перечисления организациям»

Подстатья 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам»

Подстатья 260 «Социальное обеспечение»

Подстатья 270 «Расходы по операциям с активами»

Подстатья 290 «Прочие расходы»

КОСГУ 300 «Поступления нефинансовых активов» включает в себя следующие подстатьи:

Подстатья 310 «Увеличение стоимости основных средств»

Подстатья 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»

Подстатья 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов»

Подстатья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»

КОСГУ 400 «Выбытие нефинансовых активов» включает в себя следующие подстатьи:

Подстатья 410 «Уменьшение стоимости основных средств»

Подстатья 420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов»

Подстатья 430 «Уменьшение стоимости непроизведенных активов»

Подстатья 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов»

КОСГУ 500 «Поступление финансовых активов» включает в себя следующие подстатьи:

Подстатья 510 «Поступление на счета бюджетов»

Подстатья 520 «Увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале»

Подстатья 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»

Подстатья 540 «Увеличение задолженности по бюджетным кредитам»

Подстатья 550 «Увеличение стоимости иных финансовых активов»

Подстатья 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности»

КОСГУ 600 «Выбытие финансовых активов» включает в себя следующие подстатьи:

Подстатья 610 «Выбытие со счетов бюджета»

Подстатья 620 «Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале»

Подстатья 630 «Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале»

Подстатья 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным кредитам»

Подстатья 650 «Уменьшение стоимости иных финансовых активов»

Подстатья 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности»

КОСГУ 700 «Увеличение обязательств» включает в себя следующие подстатьи:

Подстатья 710 «Увеличение по внутреннему государственному долгу»

Подстатья 720 «Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу»

Подстатья 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности»

КОСГУ 800 «Уменьшение обязательств» включает в себя следующие подстатьи:

Подстатья 810 «Уменьшение по внутреннему государственному долгу»

Подстатья 820 «Уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу»

Подстатья 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности»

По данным статьям выделяются и учитываются расходы в росписях республиканского бюджета, бюджетов автономных республик, краевых, областных, окружных, районных, городских бюджетов. Средства из бюджета на содержание учреждений и проведение мероприятий выделяются на основе утвержденных смет расходов.

Сметы расходов (Приложение А) – основной плановый и финансовый документ, определяющий объем, целевое направление, поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждений. Предусмотренные в сметах ассигнования являются предельными, и расходование сверх этих сумм не разрешается. Нельзя производить расходы, не предусмотренные сметой, если нет экономии средств.

Формы сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими организациями. В типовой смете содержатся данные, общие для всех бюджетных учреждений. Она состоит из: наименование и адрес учреждения, бюджет, из которого оно финансируется (раздел бюджетной классификации), и свод расходов с распределением по статьям.

Расчет сумм расходов по смете на планируемый год производится, исходя из объема деятельности учреждения, определенного планом развития учреждения и фактического его исполнения за предшествующий период. Все расходы, включаемые в смету должны группироваться по видам и целевому назначению, при определении их сумм необходимо строго соблюдать режим экономии. При утверждении смет проверяются необходимость и целесообразность предусматриваемых расходов, соответствие их объема работы учреждения, соблюдение норм расходов. Утверждение сметы расходов бюджетного учреждения производится после утверждения соответствующего бюджета, из которого оно финансируется. Утверждение оформляется подписью руководителя организации, утвердившего смету, указывается дата утверждения и проставляется оттиск печати на всех экземплярах сметы. [11; с.58]

1.3 План счетов бухгалтерского учета организаций, состоящих на бюджете

Бухгалтерский учет исполнения смет доходов и расходов по бюджету и внебюджетным средствам в учреждениях, состоящих на федеральном бюджете, республиканских, краевых, областных, окружных, городских и районных бюджетах, а также в централизованных бухгалтериях при министерствах, ведомствах, местных администрациях и их управлениях ведется по двойной системе.

Учет может осуществляться по мемориально-ордерной, журнально-ордерной формам. Использование ЭВМ создает возможность перехода от решения с помощью вычислительной техники отдельных трудоемких задач к общесистемной автоматизации, обработки учетной информации в целом и решению задач исполнения смет доходов и расходов.

В крупных бюджетных учреждениях бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме. Все учреждения и организации, состоящие на бюджете (независимо от ведомственной подчиненности), а также централизованные бухгалтерии, включая учреждения, переведенные на новые условия хозяйствования, осуществляют бухгалтерский учет по Плану счетов, утвержденному Министерством финансов РФ, согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 2008 года №148н в редакции от 30.12.2009 года).

План счетов служит основой организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Применение типовых бухгалтерских записей, предусмотренных Инструкцией и Планом счетов, обеспечивает правильность и сравнимость экономических показателей работы учреждения.

Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

1 — 17 разряд — с 1 по 17 разряды кода классификации доходов бюджета, классификации расходов бюджета, классификации источников финансирования дефицита бюджета (без кода классификации операций сектора государственного управления — (далее — КОСГУ)).

18 разряд — код вида деятельности:

бюджетная деятельность — 1;

приносящая доход деятельность — 2;

деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, — 3;

деятельность некоммерческих организаций сектора государственного управления, не являющихся участниками бюджетного процесса — 4;

19 — 21 разряд — код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

22 — 23 разряд — код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

24 — 26 разряд — код классификации операций сектора государственного управления.

Разряды 18 — 26 образуют код счета бюджетного учета.

Разделы плана счетов расположены в определенной последовательности, определяемой характером участия имущества в его кругообороте. В начале Плана счетов отражены разделы со счетами имущества, необходимого для осуществления деятельности бюджетного учреждения. Затем показаны разделы со счетами, денежных средств, расчетов и расходов бюджетных организаций. Имущество отражено в разделах по принципу ликвидности – от трудно реализуемых к легко реализуемым. В последующих разделах отражены источники формирования имущества организации и покрытия расходов бюджетных организаций, финансовый результат от реализации продукции, доходы и результаты исполнения бюджета. [2; с.41]

Читайте так же:  Мировой суд индустриального района гперми

Порядок ведения аналитического учета бюджетные организации устанавливают сами исходя из Плана счетов и нормативных актов по объектам учета. В Плане счетов предусмотрено применение забалансовых счетов, которые служат для учета арендованных основных средств; товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение; бланков строгой отчетности; списания задолженности неплатежеспособных дебиторов; материальных ценностей, оплаченных по централизованному снабжению; задолженности учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности; переходящих спортивных призов и кубков; путевок; переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок; учебных предметов военной техники; ссуд, выданных рабочим и служащим. Забалансовые счета не связаны с балансовыми счетами, поэтому учет средств и операций на них ведется по простой системе, без соблюдения метода двойной записи. Все забалансовые счета имеют только дебетовое сальдо. Если средства поступают в учреждение, то они отражаются по дебету, а при их возврате – по кредиту. [10; с.96]

1.4 Общие требования к составлению бухгалтерской отчетности

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность не обходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должен обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными прошлые периоды.

Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.

По видам отчетность подразделяется на

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета. [4; с.12]

Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.

По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую — промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность-это отчеты за год.

По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ИНСТИТУТЕ ХИМИИ РАСТВОРОВ РАН

2.1 Общая характеристика бюджетного учреждения

Как было отмечено ранее, практическая часть настоящей курсовой работы выполнена на примере Учреждения Российской академии наук Института химии растворов РАН.

Далее будет представлена характеристика организации, на материалах которой подготовлена данная работа.

Учреждение Российской академии наук Институт химии растворов РАН (далее ИХР РАН) создан как Институт химии неводных растворов АН СССР, преобразованный из Отдела химии неводных растворов АН СССР в соответствии с постановлением Президиума АН СССР от 22 января 1981 года №146, переименован в Институт химии растворов РАН постановлением Президиума РАН от 26 декабря 1997 года №214. Институт является юридическим лицом, созданным без ограничения срока деятельности, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в органах Федерального казначейства и счета в кредитных организациях в соответствии с законодательством РФ, печать с изображением Государственного герба РФ и с обозначением своего наименования, штампы, бланки, товарные знаки и другие реквизиты юридического лица, утвержденные и зарегистрированные в установленном законом порядке. Институт владеет, пользуется и распоряжается федеральным имуществом, закрепляемым за ним РАН и передаваемым ему в оперативное управление, а также имуществом, приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности и по другим, не запрещенным законом основаниям, и средствами, выделенными ему для осуществления своей деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом РАН.

Главная цель института состоит в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований. Институт осуществляет научно-исследовательскую деятельность на основе договоров с заказчиками, учреждает научные издания, осуществляет издательскую деятельность, осуществляет финансовое, материально-техническое, информационное и инженерно-техническое обеспечение научных исследований, осуществляет сотрудничество с высшими учебными заведениями по вопросам проведения научных исследований и подготовки научных и научно-педагогических кадров. Осуществляет подготовку научных кадров высшей квалификации через аспирантуру, докторантуру, соискательство, стажировку, организует повышение квалификации сотрудников института, обеспечивает деятельность диссертационных советов.

Институт химии растворов имеет 13 лабораторий, научно- техническое подразделение, административно-управленческое подразделение (бухгалтерия, плановый отдел, отдел кадров), хозяйственный отдел и отдел эксплуатационного оборудования. Всего штат сотрудников составляет 200 человек.

Бухгалтерский учет в организации ведется в валюте РФ – в рублях и копейках.

Ведение регистров в бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Бухгалтерская отчетность составляется в организации на основании данных аналитического и синтетического учета.

Бухгалтерский учет в организации осуществляется по журнально-ордерной форме бухгалтерского учета.

Израсходованные материальные ресурсы оцениваются в учете по средней стоимости, определяемой по окончании каждого месяца по однородным видам материальных ресурсов.

Инвентаризация проводится ежегодно по состоянию на 1 ноября отчетного года. Инвентаризация библиотечного фонда – 1 раз в 5 лет, инвентаризация кассы – 1 раз в месяц.

Представление первичных документов в бухгалтерию регламентируется графиком документооборота. В частности, по мере поступления не позднее 6 числа, следующего за отчетным периодом, предоставляются документы по учету материалов; 1 раз в месяц – документы по учету ГСМ; табель использования рабочего времени – 25 числа и др.

Институт составляет и представляет годовую, квартальную и месячную отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее — бюджетная отчетность) по формам согласно приложению к Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ (в ред. Приказа Минфина РФ от 09.11.2009 N 115н).

С лицами, ответственными за хранение материальных ценностей, заключается письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Получение материальных ценностей осуществляется лицом, полномочия которого подтверждаются доверенностью.

В ИХР РАН бухгалтерский учет является автоматизированным. Автоматизация бухгалтерского учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации по всем разделам учета с составлением баланса в соответствии с Планом счетов, предусмотренным Инструкцией по бюджетному учету и типовыми проектными решениями по комплексной автоматизации бухгалтерского учета. В организации применяется версия 7.7. типовой конфигурации, разработанной фирмой 1С «Бухгалтерия для бюджетных учреждений» и система сбора сводной отчетности учреждений, находящихся в ведении Российской академии наук.

2.2 Порядок составления бюджетной отчетности Института химии растворов РАН

Бюджетная отчетность института составляется на следующие даты: месячная — на первое число месяца, следующего за отчетным, квартальная — по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая — на 1 января года, следующего за отчетным. (в ред. Приказа Минфина РФ от 09.11.2009 N 115н)

Отчетным годом является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно.

Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года.

Бюджетная отчетность предоставляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Приказа Минфина РФ от 09.11.2009 N 115н)

Бюджетная отчетность на бумажном носителе представляется главным бухгалтером института или лицом, ответственным за ведение бюджетного учета, формирование, составление и представление бюджетной отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом.

Показатели бюджетной отчетности, представленной в электронном виде, должны быть идентичны показателям бюджетной отчетности, представленной на бумажном носителе.

Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером получателя бюджетных средств. Формы бюджетной отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, кроме того, подписываются руководителем финансово-экономической службы.

Бюджетная отчетность составляется:

— на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;

— на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам.

Перед составлением годовой бюджетной отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств в установленном порядке.

В случае, когда данные по отдельным показателям не имеют числового значения, соответствующие графы заполняются прочерком.

Если по бюджетному учету показатель имеет отрицательное значение, то в бюджетной отчетности этот показатель отражается в отрицательном значении — со знаком «минус». [7; с.32]

Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.

Институт химии растворов представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (Российской академии наук) бюджетных средств в установленные им сроки.

В состав бюджетной отчетности включаются следующие формы отчетов:

1) Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);

2) Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

3) Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);

4) Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137);

5) Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

6) Пояснительная записка (ф. 0503160); [9; с.45]

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ ИНСТИТУТА ХИМИИ РАСТВОРОВ РАН

3.1 Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета

Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения – отчетный документ, в котором отражены и обобщены в денежной оценке на определенную дату средства бюджетного учреждения по видам и использованию, а также по источникам их образования и целевому назначению. Бухгалтерский баланс по исполнению сметы доходов и расходов имеет форму таблицы, состоящей из двух частей: актива и пассива.

И актив и пассив состоит из 2 разделов. В активе отражаются средства, которыми располагает учреждение и их размещение: основные средства и нематериальные активы, амортизация основных и нематериальных активов, непроизведенные активы, материальные запасы, вложения в нефинансовые активы, нефинансовые активы в составе имущества казны, нефинансовые активы в пути, денежные средства учреждения, финансовые вложения, вложения в финансовые активы, расчеты по доходам, расчеты по выданным авансам, расчеты по бюджетным кредитам, расчеты с подотчетными лицами, расчеты по недостачам и расчеты с прочими дебиторами. В пассиве отражаются источники образования средств: расчеты с кредиторами по долговым обязательствам, расчеты по принятым обязательствам, расчеты по платежам в бюджет, прочие расчеты с кредиторами, финансовый результат учреждения, финансовый результат прошлых отчетных периодов и доходы будущих периодов.

Баланс исполнения сметы доходов и расходов является основным отчетным документом, необходимым для управления финансовой и хозяйственной деятельностью бюджетного учреждения, ее анализа, контроля за исполнением по назначению предоставленных учреждению средств. По данным баланса можно определить, как уменьшаются материальные запасы, сокращается дебиторская задолженность, наличие которой указывает на несвоевременность платежей между организациями. В балансе виден размер фактически произведенных учреждением расходов по бюджету.

Бухгалтерский баланс составляется на основе проверенных бухгалтерских записей, подтвержденных оправдательными документами. До составления баланса обязательна сверка записей в учете оборотов и остатков по аналитическим счетам с оборотами и остатками по синтетическим счетам. Достоверные и своевременно предоставляемые бухгалтерские балансы, основанные на выверенных данных учета и подкрепленные данными инвентаризации, — важное средство систематического контроля за финансово-хозяйственной деятельностью бюджетных организаций и их финансовым состоянием.

Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) (Приложение Б) формируется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Показатели отражаются в Балансе в разрезе бюджетной деятельности (графы 3, 7), приносящей доход деятельности (графы 4, 8), средств во временном распоряжении (графы