Минюстом России регламентированы обязанности иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, в соответствии с законодательством о НКО

Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента, обязаны в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях», в том числе:

сопровождать материалы, издаваемые или распространяемые ими, вне зависимости от формы и способа распространения на территории РФ, с указанием на то, что эти материалы изданы или распространены иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента;

проводить обязательный аудит своей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

представлять в Минюст России документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании, аудиторское заключение по итогам аудита своей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно утвержденному порядку иностранное СМИ, выполняющее функции иностранного агента, представляет в Минюст России непосредственно, в виде почтового отправления с описью вложения либо в форме электронных документов с использованием сети Интернет, в том числе через информационные ресурсы Минюста России в сети Интернет, предназначенные для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России:

отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов по форме N ОИА001, утвержденной приказом Минюста России от 16.04.2013 N 50, — один раз в полгода, не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля);

отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом их расходовании и использовании по форме N ОИА001 — ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала;

аудиторское заключение по итогам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности — ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Также предусмотрены основания для включения иностранного СМИ в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, и исключения из него, рекомендуемый образец заявления о включении в реестр.

Законодательство о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента: соответствует Конституции РФ или нет

Закон, который установил правовой статус некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, призван обеспечить открытость и публичность их деятельности и организовать должный общественный контроль за работой таких организаций. Однако с момента вступления документа в законную силу 1 прошло уже более года, а в реестр Минюста России, содержащий сведения об иностранных агентах, включено только одно НКО – некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ». В чем причина такого нежелания некоммерческих организаций признавать себя иностранными агентами, и какие обязанности влечет наложение этого статуса, мы расскажем в данной статье.

Общие положения об НКО, выполняющих функции иностранного агента

Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента (далее – НКО-иностранный агент), понимается российская некоммерческая организация (далее – НКО), которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории России (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; далее – Закон № 7-ФЗ). Данный правовой статус для российских НКО введен Федеральным законом от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (далее – Закон № 121-ФЗ).

Реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Появление некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, вызвало немало споров в юридическом сообществе. Это связано с тем, что одновременно с введением нового понятия Закон № 121-ФЗ предусмотрел и обязанности для НКО-иностранных агентов. В частности, ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» дополнена следующим абзацем: общественное объединение, намеревающееся после государственной регистрации получать денежные средства и иное имущество от иностранных источников и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории России, обязано до начала участия в указанной деятельности подать в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, заявление о включении его в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

Ведение реестра НКО-иностранных агентов осуществляется Минюстом России на основании приказа Минюста России от 30 ноября 2012 г. № 223 «О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (далее – Приказ Минюста России). Включение организации в реестр происходит на основании документированной информации, представленной в бумажном или электронном виде. При несоответствии сведений приоритет имеют бумажные носители.

Реестр на бумажных носителях состоит из дел, содержащих материалы об НКО, выполняющих функции иностранных агентов. Реестр на электронных носителях формируется из учетных разделов, которые открываются и ведутся в отношении каждой некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. В электронном реестре, в частности, отражаются полное наименование агента, сведения об учредителях некоммерческой организации, ее реестровый номер. Кроме того, указываются данные об иностранных источниках поступления денежных средств и иного имущества, а также цели их расходования.

Для включения организации в реестр необходимо подать заявление в Минюст России или его территориальный орган непосредственно либо в виде почтового отправления с описью вложения. Также его можно направить в форме электронного документа через Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

Кроме того, в Приказе Минюста России отмечается, что реестр должен храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц. Для предотвращения полной утраты сведений формируются резервные копии. Помимо этого, некоторые сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Минюста России.

Обязанности НКО, выполняющих функции иностранного агента

Наделение НКО статусом организации, выполняющей функции иностранного агента, возлагает на нее дополнительные обязанности, в частности:

  • предоставление в уполномоченный орган отчета о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов – один раз в полгода;
  • предоставление в уполномоченный орган документов о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, – ежеквартально;
  • предоставление в уполномоченный орган аудиторского заключения – ежегодно;
  • размещение в Интернете или предоставление СМИ для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган – один раз в полгода;
  • указание в материалах, издаваемых и (или) распространяемых НКО-иностранным агентом, в том числе через СМИ и (или) с использованием Интернета, что эти материалы изданы и (или) распространены НКО-иностранным агентом.

В случае, если НКО, выполняющая функции иностранного агента, не подала заявление о включении ее в реестр, Минюст России и его должностные лица имеют право приостановить своим решением ее деятельность на срок не более шести месяцев. При несогласии с таким решением НКО вправе обратиться в суд или предоставить в Минюст России заявление о включении ее в реестр. При обжаловании решения в судебном порядке Минюст России должно будет доказать законность принятого решения и предоставить суду доказательства о соответствии некоммерческой организации признакам (критериям), позволяющим определить ее статус как НКО-иностранный агент.

Дмитрий Вяткин, заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству:

«Государство не оценивает негативно деятельность некоммерческих организаций, которые финансируются из иностранных источников и которые занимаются политической деятельностью. Те требования, которые предъявляются к такого рода организациям (регистрация, раскрытие информации и отчетность), выдвинуты с целью защиты общества и государства».

Ответственность НКО, выполняющих функции иностранного агента

Закон № 121-ФЗ предусмотрел отдельную статью, определяющую уголовную ответственность за злостное уклонение НКО-иностранных агентов от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения организации в реестр: данное деяние наказывается штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (ст. 330.1 УК РФ).

Читайте так же:  Пособия по беременности и родам отцу

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства, регулирующего деятельность НКО, выполняющих функции иностранного агента. Так, за непредставление такими НКО необходимой информации в соответствующий государственный орган предусмотрен штраф: для должностных лиц – от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб., для юридических лиц – от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб.

В случае если НКО-иностранный агент не состоит в специальном реестре таких организаций, штраф для должностных лиц составит от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб., для юридических лиц – от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

Такие же штрафы предусмотрены в случае, когда указанные НКО размещают в СМИ или Интернете информацию без упоминания о том, что она исходит от иностранного агента.

Наконец, если НКО-иностранный агент продолжает работать, несмотря на решение о приостановлении ее деятельности, организаторов работы могут оштрафовать на сумму от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб., а участников такого НКО – от 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб.

Внеплановые проверки НКО, выполняющих функции иностранного агента

Для проведения внеплановой проверки НКО-иностранного агента п. 4.6 ст. 32 Закона № 7-ФЗ установлен отдельный перечень оснований:

  • истечение содержащегося в ранее внесенном предупреждении уполномоченного органа срока устранения нарушения;
  • поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации из СМИ о фактах, свидетельствующих о наличии в деятельности такого НКО признаков экстремизма;
  • поступление в уполномоченный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении законодательства РФ в сфере деятельности НКО;
  • наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Критика законодательства об НКО, выполняющих функции иностранного агента

Как уже упоминалось ранее, принятие Закона № 121-ФЗ возбудило немало споров в юридическом сообществе. В частности, норма, определяющая НКО-иностранных агентов (п. 6 ст. 2 Закона № 7-ФЗ), изложена таким образом, что может повлечь неопределенность при ее применении. Например, законодатель не определил вид целевого назначения денежных средств и имущества, получаемых от иностранных источников. В связи с этим неясно, подпадает ли под вышеуказанную норму доход от осуществления НКО предпринимательской деятельности, контрагентами по которой выступают иностранные источники.

В п. 6 ст. 2 Закона № 7-ФЗ сказано, что некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. При этом определение «политической акции» в действующем законодательстве отсутствует, что затрудняет работу правоприменителя. В словарях под политической акцией обычно понимается действие, направленное на достижение политической цели (например, митинг, демонстрация). Однако организация и проведение шествия, пикетирования, распространение агитационных материалов также могут быть признаны политическими акциями.

Дмитрий Вяткин, заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству:

«Государство вправе принимать меры по ограничению вмешательства извне, иностранного вмешательства, в осуществление народом власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления, и уж тем более государство вправе располагать полной информацией о тех гражданах и их объединениях, которые при финансовой поддержке из иностранных источников занимаются политической деятельностью, прямо или косвенно воздействуют или пытаются воздействовать на государственную политику или принятие решений органами власти».

После принятия Закона № 121-ФЗ в УК РФ введена норма, предусматривающая ответственность за злостное уклонение от исполнения обязанностей по предоставлению документов, необходимых для включения в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. При этом понятие «злостное уклонение» является оценочным. Такое деяние может определяться как умышленное уклонение лица от включения некоммерческой организации в реестр при наличии возможности такого включения. Например, если об этом было вынесено предупреждение и срок исправления такого нарушения истек.

Признание законодательства об НКО, выполняющих функции иностранного агента, не соответствующим Конституции РФ

6 марта 2014 года КC РФ рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности п. 6 ст. 2, п. 7 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, ч. 6 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст.ст. 1-2 Закона № 121-ФЗ, ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, п. 4 Федерального закона от 12 ноября 2012 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в которых закрепляется понятие НКО, выполняющей функции иностранного агента, устанавливается обязанность таких организаций подавать заявление о включении их в соответствующий реестр и предусматривается ответственность за нарушение установленных обязательств. Поводом для рассмотрения дела стали жалобы Уполномоченного по правам человека в РФ, граждан С.М. Смиренского, В.П. Юкечева, Л.Г. Кузьминой и фонда «Костромской центр общественных инициатив». В соответствии с оспариваемыми нормами, фонд «Костромской центр общественных инициатив» был оштрафован за нарушение положений Закона № 7-ФЗ, а заявителям С.М. Смиренскому, В.П. Юкечеву и Л.Г. Кузьминой были вынесены прокурорские предостережения. Аналогичные меры были применены в отношении ряда общественных организаций и их руководителей, в интересах которых в КС РФ обратился Уполномоченный по правам человека в РФ.

По мнению заявителей, оспариваемые нормы не удовлетворяют требованиям юридической ясности и непротиворечивости, дискриминируют участников НКО, нарушают презумпцию невиновности, посягают на достоинство личности и обязывают свидетельствовать против самого себя. Кроме того, они полагают нормы ограничивающими свободу слова, права граждан на объединение и участие в управлении государством, в связи с чем просят признать данные законоположения не соответствующими Конституции РФ.

В частности, по мнению заместителя начальника Аналитического управления Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, к. ю. н. Виктора Михайлова, оспариваемые положения противоречат части 1-4 ст. 13, части 1-2 ст. 19, ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 32, ст. 45, части 1-2 ст. 46 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Данные нормы:

  • выделяют среди некоммерческих организаций отдельные юридические лица, выполняющие функции иностранного агента, и позволяют идентифицировать их в качестве специальных субъектов правоотношений, создавая тем самым условия для их дискриминации;
  • необоснованно и за рамками конституционно значимых целей ограничивают права НКО, получающих финансирование от иностранных источников, и их членов на достоинство, объединение, свободное выражение своих убеждений и участие в управлении делами государства;
  • посягают на само существо права на объединение, свободу деятельности общественных объединений на основе конституционных принципов идеологического многообразия и равенства общественных объединений, приводя к утрате их основного содержания;
  • позволяют признавать НКО иностранными агентами во внесудебном порядке единоличным решением сотрудников органов юстиции либо прокуратуры;
  • не содержат ясного и непротиворечивого определения понятий «НКО, выполняющих функции иностранного агента», «получение денежных средств и иного имущества от иностранного источника», «в интересах иностранных источников», «участие в политической деятельности, политических акциях», «воздействие на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики», «формирование общественного мнения» и тем самым создают предпосылки для их неоднозначного толкования и произвольного применения;
  • устанавливают адресованное некоммерческим организациям требование заявлять о себе как об организации-иностранном агенте, что является свидетельствованием против самих себя и влечет для них более сложные правила деятельности и отчетности, в том числе в части контрольных мер, а также означает признание того, что осуществляемая ими деятельность противоречит интересам государства и общества;
  • по смыслу, придаваемому оспариваемым нормам правоприменительной практикой, допускается возможность привлечения к административной ответственности должностных лиц некоммерческих организаций, осуществляющих функции иностранного агента, без включения в специальный реестр с применением к ним несоразмерно справедливых санкций, в том числе за деяния, имевшие место до вступления в силу оспариваемых положений.

«Целью оспариваемых законоположений является установление общественного контроля за деятельностью отдельных НКО, преследующих политические цели в интересах иностранного спонсора. Между тем, приведенные ограничения в действительности направлены на совсем иное: на обеспечение дополнительного финансового госконтроля над НКО. Применение этих норм связано со значительными обременениями. Именно по этой причине мы склонны считать оспариваемые нормы ни чем иным, как прямым нарушением ст. 13 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1998 г. № 53/144 «Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы», – высказывает свою позицию Виктор Михайлов.

Помимо этого, критике подверглось и само понятие «иностранный агент». По мнению представителя заявителей, д. ю. н., профессора Ильи Шаблинского, «законодателем не случайно выбрано сочетание, вызывающее самые негативные ассоциации, способные умалить, на мой взгляд, достоинство руководителя этих организаций и нанести ущерб деловой репутации. Понятие «агент» имеет устойчивую смысловую связь с понятиями «секретный сотрудник разведки, шпион, разведчик». Слово «иностранный» призвано обозначить, усилить определенную коннотацию – «обслуживание интересов враждебного государства». К сожалению, остается только один вывод о смысле данного нового понятия: предельно умалить деятельность НКО«.

Читайте так же:  Удвоим материнский капитал отзывы

Чтобы узнать, согласится ли КС РФ с приведенными заявителями доводами о несоответствии Конституции РФ отдельных положений законодательства об общественных объединениях и некоммерческих организациях, а также КоАП РФ, либо займет сторону субъектов, принявших и подписавших оспариваемые нормативные акты, – следите за нашими новостями.

Отчетность иностранного агента

На днях «Мемориал» стал очередной жертвой закона об иностранных агентах. Само по себе включение «Мемориала» Министерством юстиции в список иностранных агентов не означает запрета на деятельность, но ежедневные репортажи федеральных телеканалов о «кольце врагов», в котором оказалась наша страна, делают работу НКО — иностранного агента крайне затруднительной.

Сторонники закона постоянно подчеркивают, что Россия просто использует мировой опыт, в частности американский «оригинал» — закон 1938 года «О регистрации иностранных агентов». Случай «Мемориала» — хороший повод напомнить, что американский закон вообще не затрагивает деятельность НКО.

Власти и за рамками закона об иностранных агентах давно пытаются сократить влияние извне на российское общество. Отношение к зарубежным фондам и обменным программам сформулировал президент Владимир Путин в 2015 году: «Мы с вами знаем, так называемые иностранные фонды по школам работают, сетевые организации просто шарят по школам Российской Федерации много лет — под видом поддержки талантливой молодежи. На самом деле как пылесосом высасывают, и все, уже прямо со школы абитуриентов берут, на гранты сажают и увозят».

Например, в 2014 году была закрыта программа обмена будущими лидерами (Future leaders exchange program — FLEX), которая давала возможность российским старшеклассникам провести год в американской школе и освоить английский язык. Я в 2013 году был рецензентом заявок в этой программе. Отбор проходил по таким критериям, как способность адаптироваться к новой обстановке, коммуникабельность и т.д. Никакие идеологические параметры, вроде отношения к политическим институтам России, не являлись критериями отбора.

Ранее в 2012 году Госдепартамент США был вынужден прекратить в нашей стране деятельность Агентства США по международному развитию, прототип Россотрудничества. В 2010–2012 годах я участвовал в проекте Института сравнительных исследований трудовых отношений, который финансировало это агентство. Он был направлен на обучение женщин в регионах их трудовым правам. И там также не было никакой политической составляющей.

Курс на изоляцию сказывается на атмосфере в стране и ее перспективах. Проведенный в 2015 году опрос студентов показал, что 39% из них рассматривают возможность покинуть страну после окончания учебы. Такие же результаты (39,2%) продемонстрировал опрос, проведенный в 2016 году в рамках подготовки научно-исследовательской работы «Социальная ориентация студенческой молодежи и ее возможная политическая активность в новом избирательном цикле». Кстати, эта работа проводилась по заданию российского правительства.

Агенты для лоббистов

В США существует совершенно другая практика в отношении «зарубежного влияния» и НКО. Закон 1938 года «О регистрации иностранных агентов» после поправок 1998 года распространяется исключительно на представителей зарубежных государств и политических партий.

Любопытно отметить, что из СМИ c 1947 по 1992 год иностранным агентом было Нью-Йоркское бюро ТАСС, с 1995 по 2001 год — «Медиамост» Владимира Гусинского, в 2003 году — «РИА Новости», ныне — «Россия сегодня»; из политических партий в 1994–1995 годах — Демократическая партия России, в 1995 году — ЛДПР, в 2007–2007 годах — «Родина», из НКО — в 1992–1994 годах — Международный фонд защиты материнства и детства.

Закон предписывает иностранным агентам самостоятельно регистрироваться в отделе регистрации иностранных агентов Министерства юстиции США, а впоследствии предоставлять отчеты о своей деятельности раз в полгода. За нарушение требований предусмотрена суровая ответственность — штраф до $10 000 и/или тюремное заключение до пяти лет. Отмечу, что Анне Чапман, получившей широкую известность во время российско-американского шпионского скандала 2010 года, помимо прочего, вменялось в вину именно нарушение данного закона.

В целом же закон является одним из элементов системы лоббистского законодательства США, направленной на выведение из тени лоббирования заинтересованными группами своих интересов в органах власти. Основную роль здесь играет закон 1995 года «О раскрытии лоббистской деятельности». Регистрации подлежат все структуры, в том числе и НКО, сотрудники GR-подразделений которых тратят не менее 20% своего рабочего времени на лоббистскую деятельность, при этом расходы на нее должны составлять не менее $12 500. После регистрации они должны подавать подробные ежеквартальные отчеты в сенат и палату представителей.

При этом в США спокойно относятся к «зарубежному влиянию»: там свободно работают Russia Today, фонд «Русский мир», Россотрудничество. Американское законодательство о лоббизме носит скорее информационный, а не репрессивный характер. Оно исходит из того, что НКО не являются очень уж влиятельными структурами по сравнению с частным бизнесом, например. Российскую же политику в этом вопросе можно назвать стрельбой из пушки по воробьям.

Формы отчетности НКО, выполняющих функции иностранного агента, планируется изменить

Формы отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, планируется изменить. Об этом сообщается на сайте Минюста РФ.

Проектом приказа планируется актуализировать утвержденные в 2013 году формы отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также уточнить сроки ее представления и усовершенствовать порядок контроля за деятельностью некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Федеральный закон 121 «Об иностранных агентах»

Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» был подписан президентом РФ 20 июля 2012 года.

Законопроект был внесен в Государственную Думу РФ 29 июня 2012 года. До 3 июля представители экспертного сообщества НКО собирали комментарии и поправки к тексту. 6 июля законопроект был принят в первом чтении практически единогласно. 13 июля законопроект был принят во втором и третьем чтении с учетом поправок президента. 18 июля одобрен Советом Федерации.

Федеральный закон направлен на урегулирование деятельности некоммерческих организаций (НКО), получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников и участвующих в политической деятельности.

В законе оговаривается, что к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в сфере содействия благотворительности и добровольчества.

Согласно закону, финансируемые из-за рубежа политические некоммерческие организации должны самостоятельно регистрироваться в Минюсте в качестве «иностранных агентов».

Закон предусматривает ведение реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление о включении в указанный реестр должно быть подано НКО до осуществления ею деятельности в качестве иностранного агента. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность таких организаций, а также структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций подлежит обязательному аудиту.

НКО, выполняющие функции иностранного агента, представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, документы, содержащие отчет о своей деятельности и о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, — ежеквартально, аудиторское заключение — ежегодно. Указанные некоммерческие организации обязаны раз в полгода публиковать в интернете отчеты о своей деятельности.

Плановые проверки некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся не чаще чем один раз в год.

Федеральным законом предусматриваются основания для проведения внеплановых проверок.

Материалы, издаваемые или распространяемые указанными НКО, в том числе через средства массовой информации или интернет, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы или распространены организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Операции по получению любой некоммерческой организацией денежных средств или иного имущества от иностранных источников на сумму, равную либо превышающую 200 тысяч рублей, подлежат обязательному контролю.

За создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан, а также за злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством РФ о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, устанавливается уголовная ответственность.

4 июня 2014 года президент РФ подписал закон, который дает право министерству юстиции России самому включать некоммерческие организации в реестр «иностранных агентов», — Федеральный закон № 147 «О внесении изменений в статью 32 федерального закона «о некоммерческих организациях». Также законом предусматривается, что решение о включении НКО в реестр «иностранных агентов» может быть обжаловано в суде.

Читайте так же:  Трудовой кодекс рф увольнение без отработки

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

О практике включения в реестр «иностранных агентов» некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Челябинской области

Более 5 лет в России действует закон, который в своё время вызвал немало шума, и которым в российское законодательство введено понятие «некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента». Речь идет о Федеральном законе от 20.07.2012 N 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (далее — Федеральный закон 121-ФЗ).

Вышеуказанный Федеральный закон заставил тех, кто получает деньги из иностранных источников, рассказывать, на чьи деньги и чем они в России занимаются, призвал обеспечить открытость и публичность их деятельности и организовать должный общественный контроль за работой таких организаций.

В целях обеспечения «открытости деятельности» внесенные изменения предполагают следующее:
— создание реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и заявительный порядок включения в данный реестр при осуществлении некоммерческой организацией политической деятельности, в том числе за счет денежных средств и иного имущества, поступающего из иностранных источников;
— обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, а также годовой бухгалтерской отчетности структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации;
— ведение некоммерческой организацией раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений;
— регулярное представление некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в уполномоченный орган отчета о своей деятельности, документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества;
— возможность приостановления на срок не более шести месяцев деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (в настоящее время данное положение закона утратило силу);
— необходимость указания при издании и (или) распространении материалов, в том числе в средствах массовой информации и с использованием сети Интернет, на то, что данные материалы изданы (распространены) некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Полномочия по ведению реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (далее — реестр) были возложены на Министерство юстиции Российской Федерации.

Федеральный закон № 121-ФЗ дал четкое определение понятию, кто же может считаться некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента (далее — иностранный агент), а также указал на обязательное наличие одновременно двух квалифицирующих признаков для признания некоммерческой организации иностранным агентом:
1) получение средств из иностранных источников (прямо или опосредованно);
2) участие в политической деятельности.

Наличие же только иностранного финансирования либо участия в политической деятельности не является достаточным для признания организации иностранным агентом.

Принятие Федерального закона № 121-ФЗ вызвало настоящее раздражение среди некоммерческих организаций, получающих иностранное финансирование, а также среди иностранных государств, финансирующих их деятельность, и длится это по сей день. Хотелось бы отметить, что аналогичные законы приняты и за рубежом (в США закон о регистрации иностранных агентов был принят еще в 1938 году).

Само по себе понятие иностранный агент, если исходить из Федерального закона № 121-ФЗ, — это нейтральное понятие, и законодатели не вкладывали в него никакого негативного смысла, однако некоммерческие организации, имеющие иностранное финансирование, придают этому понятию негативный оттенок.

На отсутствие негативного оттенка понятию иностранный агент указано Конституционным судом Российской Федерации. Так, постановлением от 8 апреля 2014 г. № 10-П Конституционный суд Российской Федерации признал положения Федерального закона «О некоммерческих организациях», определяющие как само понятие некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, так и используемые для его конструирования признаки не противоречащими Конституции Российской Федерации, отметив следующее:
«Признание конкретных российских некоммерческих организаций выполняющими функции иностранного агента, объективно обусловленное тем, что они реально вовлечены в установленную Федеральным законом „О некоммерческих организациях“ систему правоотношений, связанных с получением денежных средств и иного имущества от иностранных источников, имеет своим предназначением их идентификацию в качестве специфического субъекта политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и не означает указания на исходящую от данных организаций угрозу тем или иным государственным и общественным институтам, даже если они действуют по поручению и (или) в интересах соответствующих иностранных источников, а потому любые попытки обнаружить в словосочетании „иностранный агент“, опираясь на сложившиеся в советский период и, по существу, утратившие свое значение в современных реалиях стереотипы, отрицательные контексты лишены каких-либо конституционно-правовых оснований. ».

«Не противоречит приведенное правовое регулирование и европейским правовым стандартам (рекомендациям), акцентирующим внимание на прозрачности и подотчетности неправительственных организаций как важнейшем условии их правомерной (законной) деятельности.».
С момента вступления в силу вышеуказанного закона в России была признана иностранным агентом 171 некоммерческая организация, в том числе 9 некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Челябинской области.

В 2013 году в реестр была включена 1 некоммерческая организация, в 2014 — 29, в 2015 — 81 (в том числе 4 НКО, зарегистрированных на территории Челябинской области), в 2016 — 43 (в том числе 5 НКО, зарегистрированных на территории Челябинской области), в 2017 −16, в текущем периоде 2018 — 1.

В настоящее время (данные по состоянию на 06.03.2018) в реестр внесены сведения о 80 некоммерческих организаций, признанных иностранными агентами.

Некоммерческие организации, зарегистрированные на территории Челябинской области, и признанные впоследствии иностранными агентами, осуществляли свою деятельность в различных сферах общественной жизни. Так, три из девяти некоммерческих организаций занимались вопросами экологии, три- защитой прав осужденных, две — защитой прав призывников и военнослужащих, одна некоммерческая организация занималась вопросами избирательного права.

Законодатель предусмотрел, что к политической деятельности не относится деятельность в области экологии, а именно, деятельность, связанная с защитой растительного и животного мира. Вместе с тем, при признании трех некоммерческих организаций иностранными агентами и осуществляющих деятельность в области экологии, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области (далее — Управление) установлено, что их деятельность по содержанию и по последствиям, на наступление которых она рассчитана, выходила за рамки предусмотренных законом исключений, так как не ограничивалась их собственными нуждами.

Из девяти некоммерческих организаций признанных на территории Челябинской области иностранными агентами, самостоятельно подали заявления о включении их реестр только три некоммерческие организации, шесть некоммерческих организаций были признаны иностранными агентами по результатам проведенных Управлением проверок.
В отношении 6 некоммерческих организаций, включенных в реестр в результате проведенных Управлением проверок, составлены протоколы об административных правонарушениях по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пять из шести некоммерческих организаций привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 1250000 рублей.

Как мы видим, сейчас некоторые некоммерческие организации, получающие иностранное финансирование, решили больше не брать иностранных денег, другие закрыли свои организации и открыли новые, третьи сделали все возможное, чтобы быть исключенными из реестра. Этому факту также способствует увеличивающееся год от года государственное финансирование некоммерческих организаций. В этом году на эти цели выделены рекордные восемь миллиардов рублей. Поддержку получат самые актуальные и уникальные проекты в области образования, культуры, искусства или связанные с поддержкой семьи, охраной здоровья и сохранением исторической памяти.

С момента начала действия Федерального закона № 121-ФЗ из реестра по различным основаниям была исключена 91 некоммерческая организация, а именно:
-56 в связи с прекращением деятельности некоммерческой организации в связи с её ликвидацией;
-34 в связи с прекращением выполнения функций иностранного агента;
-1 в связи с отсутствием получения некоммерческой организацией денежных средств и иного имущества от иностранных источников и (или) участия в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации в течение трех лет, предшествовавших дню подачи заявления.

В настоящее время из реестра исключены пять некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Челябинской области. Одна — в связи с ее ликвидацией в судебном порядке по административному исковому заявлению Управления, четыре — в связи с установлением факта прекращения выполнений функций иностранного агента, установленного в результате проведения внеплановых проверок.
Таким образом, на сегодняшний день в реестре содержатся сведения только о четырех некоммерческих организациях, признанных иностранными агентами и зарегистрированных на территории Челябинской области.
В заключении хотелось отметить, что государство не оценивает негативно деятельность некоммерческих организаций, которые финансируются из иностранных источников и которые занимаются политической деятельностью. Те требования, которые предъявляются к таким организациям (регистрация, раскрытие информации и отчетность), выдвинуты исключительно с целью защиты общества и государства.