Пенсии 173 приказ

О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
30 ноября 2001 года

Одобрен
Советом Федерации
5 декабря 2001 года

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ,
от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

Статья 30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц

1. В связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:

ПК = (РП — БЧ) х Т, где

ПК — величина расчетного пенсионного капитала;

РП — расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

БЧ — размер базовой части трудовой пенсии (пункт 1 статьи 14 настоящего Федерального закона);

Т — ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 5 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).

В случае, если в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится одновременно с назначением им трудовой пенсии по инвалидности, указанный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости подлежит умножению на отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (в месяцах) по состоянию на 1 января 2002 года к 180 месяцам (пункт 3 статьи 15 настоящего Федерального закона).

2. Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле:

РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где

ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 — 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации;

СК — стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.

Для указанных инвалидов стажевый коэффициент составляет 0,30.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 — для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 — для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 — для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Повышения пенсий, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2001 года (за исключением районного коэффициента), начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии соответствующим лицам (за исключением лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в более высоком размере).

По вопросу, касающемуся конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, родившихся до 31 декабря 1931 года включительно, см. Постановление Правления ПФ РФ от 09.10.2002 N 115п.

По вопросу, касающемуся начисления повышений пенсий к расчетному размеру трудовой пенсии гражданам, в отношении которых события, дающие право на повышение пенсии, состоялись до 1 января 2002 года, см. письмо ПФ РФ от 29.08.2002 N ЛЧ-25-25/7789.

По вопросу, касающемуся переконвертации пенсионных прав гражданам, имевшим право повышение пенсий в соответствии с законодательством по состоянию на 31 декабря 2001 года и которым ранее была произведена конвертация пенсионных прав в соответствии с данным Законом, в связи с принятием Федерального закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ, см. телетайпограмму Минтруда РФ N 2181-ЮЛ, ПФ РФ N ЛЧ-06-32/3539 от 12.04.2002.

Расчетный размер трудовой пенсии не может быть менее 660 рублей.

3. Величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже (25 лет у мужчин и 20 лет у женщин), которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

4. В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются:

1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

По вопросу, касающемуся включения в общий трудовой стаж периода индивидуальной трудовой деятельности, за который уплачен единый налог на вмененный доход, см. разъяснение Минтруда РФ от 18.04.2002 N 3.

По вопросу, касающемуся включения в общий трудовой стаж времени ухода за приемными детьми, см. письмо Минобразования РФ от 29.10.2001 N 1293/28-5.

2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

3) служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

5) период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

5. Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 и подпунктах 7 — 13 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и подпунктах 7 — 13 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона. Период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получены указанные увечье или заболевание.

При этом в целях исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованному лицу ожидаемый период выплаты пенсии по старости, определяемый в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, увеличивается на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).

6. Для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.

Читайте так же:  Требования к помещению котельной работающей на газе

В случае, если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с пунктами 1 — 5 настоящей статьи, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.

7. При назначении начиная с 1 января 2002 года трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью застрахованного лица, которому не был открыт индивидуальный лицевой счет, производится определение расчетного пенсионного капитала, полагавшегося умершему кормильцу, в порядке, предусмотренном настоящей статьей в отношении лиц, ставших инвалидами, для последующего исчисления страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответствующим членам его семьи в соответствии с пунктом 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

8. Индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится применительно к порядку, предусмотренному пунктами 7 и 8 статьи 17 настоящего Федерального закона, за весь период начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.

9. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях — заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

По вопросу, касающемуся определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников, см. письмо Минтруда РФ N 8389-ЮЛ, ПФ РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001.

По вопросу, касающемуся установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций, см. Постановление Минтруда РФ от 24.06.1994 N 50.

Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190 утверждено Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР.

400-фз и 173 ФЗ о трудовых пенсиях в РФ

Российское законодательство содержит массу нормативных актов, регулирующих методы и порядок социальной защиты граждан. На двух таких документах, а конкретнее на ФЗ РФ, регламентирующих порядок выплат и начислений по трудовым и страховым пенсиям, предлагаем сегодня остановиться более подробно.

Федеральный закон о трудовых пенсиях в Российской Федерации

Долгое время в России активно использовался исключительно ФЗ РФ о трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17.12.2011 173-ФЗ. Закон регламентировал порядок пенсионных начислений, пенсионный возраст и прочие важные моменты для государственного обеспечения относительно беззаботной старости.

В 2013 году пенсионная система России и всех ее федеративных регионов претерпела существенных изменений, и уже с января 2015 года ФЗ No173, регламентирующий порядок внесения трудового стажа и соответствующих начислений, используется только в крайних вариациях. Его, почти полностью, заменил новый законопроект: ФЗ РФ 400, регламентирующий порядок страховых пенсий, принятый в декабре 2013.

Новый правительственный проект полностью сменил понятия: если ранее для пенсионных начислений государственные органы руководствовались исключительно трудовым стажем, то уже сегодня он не имеет такого значения, теперь учитывается страховой, т.е. периоды, когда гражданин РФ делал взносы в ПФР (учитываются страховые отчисления). Предлагаем углубиться в основные тезисы и понятия.

Закон 400-РФ о трудовых пенсиях в РФ в последней редакции с комментариями

В настоящем ФЗ РФ, регулирующего порядок трудовых начислений установлены:

  1. Общие положения и понятия.
  2. Виды пенсионных начислений:
    • по старости;
    • по инвалидности;
    • по утере кормильца.
  3. Основное толкование понятия «страховой стаж».
  4. Порядок пенсионных начислений, согласно этому значению.
  5. Размеры и формулы начислений.
  6. Право на досрочный выход на пенсию.
  7. Доставка выплат, порядок выхода на пенсию по страховому стажу и прочие моменты.

По сути, этот Федеральный Закон во многом повторяет предыдущий законопроект (о трудовых начислениях), однако комментарии к каждой его статье поясняют основную разницу, и дают понимание их полного различия. Самые важные тезисы закреплены в части настоящего ФЗ, регламентирующего порядок учета (внесения) страхового стажа. В частности, к таковому, помимо рабочего времени с учетом неизменных взносов в ПФ РФ, относят такой список:

  • прохождение воинской или приравненной к ней службы;
  • выплаты пособий по временной нетрудоспособности;
  • уход за каждым рожденным или усыновленным ребенком (здесь уточняется: этот период в общем обсчете не должен превышать 6 лет);
  • периоды, которые гражданин числился в службе занятости населения;
  • периоды, в которые граждане находились под стражей либо отбывали наказание, но при условии их дальнейшей реабилитации;
  • периоды ухода за гражданином старше 80 лет, либо за инвалидом 1 группы, в т.ч. учитывается время ухода за ребенком инвалидом;
  • периоды, в которые семья военного контрактника не имела возможности трудоустроиться и с условием, что в это время пребывала вместе с ним по месту его службы;
  • время дипломатической работы за рубежами РФ (максимально – 5 лет).

В положении Федерального Закона указано, что все эти периоды учитываются для обеспечения государственными страховыми пенсиями граждан только если до и после них соответственное лицо регулярно делало (без удержания) страховые перечисления в ПФР. Ознакомиться с полным текстом настоящего законопроекта или скачать его онлайн с дополнениями и комментариями можно на профильных ресурсах, например, на портале Консультант Плюс.

Кстати, найти закон о страховых пенсиях в РФ 2017, действующий, с комментариями, можно в следующей статье.

173 ФЗ последние изменения на сегодня и комментарии

Настоящий закон 173 РФ о трудовых пенсиях в РФ в последней редакции с начала 2015 года (конкретнее с января) уже не применяется. Исключение — глава номер два, пункты и подпункты регламентирующие порядок пенсионных начислений (в данном варианте трудовых) для дальнейшей возможности определить страховой стаж, но только по части, которая не входит в противоречия с ФЗ РФ No400.

Данный закон (ФЗ №173) разделяет трудовую пенсию на две части: накопительную и страховую. Первую часть граждане собирают самостоятельно на собственном счете, вторую — гарантирует государство, поэтому для нее важен стаж. В новой редакции также имеются сведения об уменьшении надбавки для работающих пенсионеров, но коснуться они только тех из них, кто имеет среднегодовой доход более 1 млн. рублей.

ДОСРОЧНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон N 173-ФЗ) понятие «пенсия за выслугу лет» как правовой институт упразднено. Однако это не значит, что отдельные категории граждан потеряли право выхода на пенсию по данному основанию. Пенсии за выслугу лет, которые назначались в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (утратил силу с 01.01.2001), переведены в досрочные трудовые пенсии по старости.

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения осуществляется по нормам пп. 11 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ. В соответствии с ним право на досрочную пенсию имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Право выхода на трудовую пенсию по старости независимо от возраста и требование к стажу работы сохранились из предыдущего законодательства. Причем в новом законодательстве не дается четкой формулировки понятия «стаж на соответствующих видах работ». Исходя из правового смысла данной формулировки стаж на соответствующих видах работ — это суммарная продолжительность периодов профессиональной трудовой деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Условие о работе медицинских работников только в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения внесено новым законодательством. По ранее действовавшим нормам предусматривалась возможность зачета периодов работы медицинских работников в учреждениях, имеющих различную форму собственности, за период работы до 01.11.1999.

Норма пп. 11 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ была признана Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда от 03.06.2004 N 11-П) противоречащей Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд постановил, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществляющих медицинскую и иную деятельность по охране здоровья населения, за назначением досрочной трудовой пенсии по старости и решением вопроса об исчислении у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являющихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в пп. 11 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ. Тем лицам, которые работали в учреждениях, не относящихся к числу государственных (муниципальных), и обратились за назначением трудовой пенсии до введения Постановления в действие, такие периоды работы не засчитывались в стаж на соответствующих видах работ. Если же эти лица обратились после введения Постановления в действие, то им такие периоды будут включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Читайте так же:  Как оформить в школе экстернат

Вместе с тем лица, которым было отказано ранее в назначении указанной пенсии, могут пересмотреть свое право (т.е. обратиться вновь с заявлением в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение), в таком случае пенсия будет назначена с момента подачи заявления с включением периодов работы, которые были исключены из стажа в связи с тем, что работа протекала не в государственных (муниципальных) учреждениях. Изменения в Закон вноситься не будут. Дела граждан — заявителей по настоящему делу подлежат пересмотру в установленном порядке в той части, в какой они основаны на нормативных положениях, признанных настоящим Постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Наряду с условиями досрочного назначения пенсии, отраженными пп. 11 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ, п. 3 этой статьи предусматривает еще одно. Досрочное назначение пенсии осуществляется при условии занятости в тех должностях и учреждениях, которые установлены определенными списками с учетом правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утверждаемыми Правительством РФ. В настоящий момент при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии медицинским и иным работникам, занятым охраной здоровья населения, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ применяется Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, которым утверждены:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (далее — Список от 29.10.2002);

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (далее — Правила от 29.10.2002 N 781).

Список от 29.10.2002 состоит из двух разделов — «Наименование должностей» и «Наименование учреждений».

Раздел «Наименование должностей» этого Списка не претерпел изменений, продублировав редакцию данного раздела ранее действовавшего Списка (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066), и приведен в исчерпывающем виде.

Что касается раздела «Наименование учреждений», то необходимо отметить, что Список составлен с учетом наименований учреждений (центров, диспансеров и т.д.), имеющих место в ранее действовавших нормативных правовых актах.

Этот раздел Списка значительно расширен, что дает право на досрочное назначение трудовых пенсий гораздо большему кругу медицинских работников. Так, редакция п.п. 1, 6, 9 (больницы всех наименований, госпитали всех наименований, поликлиники всех наименований) дает основания в расширенном виде толковать названный Список. Это обстоятельство позволяет засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы в больнице, госпитале, поликлинике с любым наименованием в должностях, поименованных Списком от 29.10.2002. Ранее действовавшими нормативными правовыми актами указанные учреждения были приведены в исчерпывающем виде. Произвольное наименование учреждений здравоохранения (больниц, поликлиник) принималось в полном соответствии с номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.

Увеличен перечень наименований центров (п. 8). Новый Список дополнен центрами, имеющими наименование: гериатрический, профессиональной патологии, медицинской профилактики, мануальной терапии. Медицинские работники центров санитарно-эпидемиологического надзора теперь могут реализовать право на досрочное пенсионное обеспечение по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения независимо от территориальной и ведомственной принадлежности. Также в п. 8 включены Центр реабилитации Медицинского центра Управления делами Президента Российской Федерации и Клинический центр Московской академии имени И.М.Сеченова, которые ранее предусматривались в п.п. 26 и 15 раздела «Наименование учреждений» Списка от 1999 г.

В новый Список включены офтальмологические диспансеры (п. 15), станции скорой и неотложной медицинской помощи (п. 16), некоторые виды учреждений социального обслуживания: дом ночного пребывания, социальный приют, социальная гостиница, центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий (п. 31).

Важно отметить, что наименования учреждений могут быть дополнены территориальной или ведомственной принадлежностью, нумерацией, указанием на их клинический профиль и т.д. А вот учреждения, имеющие сдвоенные наименования, такие как больница-центр, диспансер-центр и т.п., не предусмотрены Списком.

Как было сказано выше, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, регулируют Правила от 29.10.2002, которые по своей структуре трансформированы, но в целом по существу принципиальных изменений не претерпели.

Работа в любой должности, поименованной в разделе «Наименование должностей», включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в учреждениях, предусмотренных в разделе «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002.

В соответствии с п. 4 Правил в стаж работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, включаются только те периоды, когда медицинский работник выполнял норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, по занимаемой им должности. Данное правило распространяется на периоды работы после 01.11.1999. Однако для медицинских работников, занятых в должности «главной медицинской сестры», это требование применяется ко всем периодам работы в этой должности.

Периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке от 29.10.2002, засчитываются с 01.11.1999 в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ рабочее время — это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Что касается сокращенной продолжительности рабочего дня, установленной для отдельных должностей, то согласно ст. 350 Трудового кодекса для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством РФ. Так, Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности» утверждены Перечни должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов, условий труда, работа в которых дает право на сокращенную рабочую неделю. Данными Перечнями установлено, что в зависимости от должности и (или) специальности, характера и условий труда продолжительность рабочего времени может составлять 36, 33 и 30 часов в неделю.

Если работа выполнялась в нескольких должностях и учреждениях, указанных в Списке, на условиях неполного рабочего дня, то производится суммирование объема работы работника в должностях, предусмотренных Списком, по всем местам работы.

Пример. М. работала в районной больнице в должности «медицинская сестра процедурной» на 0,5 ставки и в этой же больнице по совместительству в должности «медсестра по массажу». Право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения можно определить по одной из должностей: либо по должности «медсестра по массажу», либо по должности «медицинская сестра процедурной». Например, досрочная трудовая пенсия по старости назначается за работу в должности «медицинская сестра процедурной». Суммируем объем работы, выполняемой в указанных должностях: 0,5 + 0,5 = 1 ставка.

Периоды работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, засчитываются в стаж работ с правом на досрочную пенсию в календарном порядке. Однако п. 5 Правил предусматривает условия льготного исчисления стажа.

Право на исчисление периодов работы с применением льготного порядка предоставлено:

1) врачам и среднему медицинскому персоналу, указанному в Списке от 29.10.2002, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях как в городе, так и в сельской местности (поселках городского типа).

В такой ситуации досрочное назначение пенсии осуществляется по нормам, установленным для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городах, т.е. при наличии 30 лет занятости на таких работах. При этом им один год работы, приходящийся на работу в сельской местности (поселках городского типа), считается за один год и 3 месяца.

Пример. После окончания института Н. по распределению устроился на работу в сельскую больницу врачом-терапевтом и отработал там 6 лет. Затем он проработал в этой же должности, только в городе, еще 25 лет. Он будет иметь право на досрочную пенсию по старости, поскольку:

6 лет х 1,3 + 25 лет (в календарном порядке) = 7 лет 6 месяцев + 25 лет = 32 года 6 месяцев;

2) врачам и среднему медицинскому персоналу, указанному в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, как год и 6 месяцев, который прилагается к Правилам от 29.10.2002 N 781 (далее — Перечень от 29.10.2002).

Также данная льгота применяется к медицинскому персоналу, работающему в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в п.п. 1-3 Перечня от 29.10.2002, и в организациях (структурных подразделениях), указанных в п. 6 Правил от 29.10.2002.

Читайте так же:  2 га какой налог

Указанным лицам 1 год работы считается за 1 год и 6 месяцев.

Пример. К. проработал в Центральной районной клинической больнице хирургом в течение 20 лет. Стаж ему будет начислен следующим образом: 20 лет х 1,6 = 30 лет;

3) врачам и среднему медицинскому персоналу, указанному в Перечне, осуществлявшим лечебную деятельность в отдельных структурных подразделениях, предусмотренных в этом же Перечне, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, а также в соответствующих отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в п.п. 1-3 Перечня, в организациях (структурных подразделениях), указанных в п. 6 Правил от 29.10.2002, если указанная деятельность протекала как в городе, так и в сельской местности (рабочем поселке), либо только в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке).

К этой категории лиц применяются к календарному периоду их работы одновременно две льготы, упомянутые в первых двух случаях (когда 1 год работы считается за 1 год и 3 месяца и 1 год работы — за 1 год и 6 месяцев).

Пример. В должности врача-хирурга в сельской местности К. проработал в течение 6 лет.

Следует отметить, что исчисление стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в порядке, изложенном в третьем случае, — важная новация в Правилах от 29.10.2002.

Действующими Правилами, так же как и ранее, сохранена возможность включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью, периодов работы в определенных структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций независимо от их наименования и ведомственной принадлежности (п. 6 действующей редакции Правил от 29.10.2002 N 781). Однако, в отличие от ранее действующих Правил, в указанный п. 6 включены лечебно-профилактические структурные подразделения территориальных медицинских объединений, а также группы медицинского обеспечения, медицинские службы, медицинские группы, военно-медицинские службы, стационары.

Необходимо отметить, что в редакции п. 1 Перечня от 29.10.2002 отсутствуют клиники и медико-санитарные части. Однако исходя из содержания п.п. 5 и 6 Правил от 29.10.2002 отсутствие клиники не изменяет условия о возможности исчисления стажа в льготном порядке в структурных подразделениях клиник упомянутого Перечня. Что касается медико-санитарных частей, то новая редакция, изложенная в п. 1 Перечня от 29.10.2002, сохраняет право на льготное исчисление стажа на соответствующих видах работ в структурных подразделениях медико-санитарных частей.

В Перечень от 29.10.2002 в число отделений хирургического профиля добавлено «акушерское отделение». По ранее действовавшим Правилам имели место структурные подразделения хирургического профиля, имеющие наименования «акушерское физиологическое», «акушерское обсервационное», «акушерское патологии беременности». В наименование «хирургическое отделение» внесено дополнение «в том числе по пересадке органов».

В п. 2 раздела «Наименование должностей» Перечня от 29.10.2002 включены врачи — анестезиологи-реаниматоры, наименование должности «медицинская сестра» уточнено наименованием «медицинские сестры палатные, в том числе старшие».

Необходимо отметить, что перестановка слов в наименованиях структурных подразделений не должна влиять на исчисление стажа на соответствующих видах работ для досрочного пенсионного обеспечения в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Например, Перечнем от 29.10.2002 предусмотрено «гинекологическое отделение», а фактически имеет место наименование «отделение гинекологии».

В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, не включается военная служба по специальности, протекавшая в должностях и учреждениях, указанных в Списке от 29.10.2002. По ранее действовавшим Правилам военная служба по специальности включалась в соответствующий стаж работы за период до 01.11.1999.

Работа за границей врачей и среднего медицинского персонала не засчитывается в соответствующий стаж работы, за исключением случаев, специально установленных международными договорами, и если она протекала в российских (советских) учреждениях.

При назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения гражданам Российской Федерации, прибывшим из государств — бывших республик СССР, не являющихся участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 и других соглашений в области пенсионного обеспечения, периоды работы начиная с 01.01.1991 могут быть включены при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Работа в государствах — участниках названного Соглашения может быть засчитана в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости до 01.01.2002, при условии выполнения требований, предъявляемых для назначения указанного вида пенсии медицинским работникам по нормам пп. 11 п. 1 ст. 28 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ с учетом действующих нормативных правовых актов, регулирующих досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников.

Наряду с названными выше нормативными документами, регулирующими порядок назначения досрочных пенсий лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, при определении права на досрочную пенсию применяются и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона, от 11.07.2002 N 516. Правила от 11.07.2002 определяют общий подход к порядку исчисления отдельных периодов работы всех категорий граждан, которым предоставлено право на досрочное назначение пенсии по старости, не конкретизируя особые условия, в соответствии с которыми производится досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В частности, этими Правилами установлено, что в стаж на соответствующих видах работ засчитывается работа, выполняемая в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено иными нормативными правовыми актами; оговорены периоды, подлежащие включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно п. 5 Правил от 11.07.2002 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Иные периоды не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ.

Согласно Информационному письму Минтруда России и ПФР N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 отпуск по беременности и родам включается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, поскольку рассматривается как период получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью.

Время пребывания в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации, периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком не предусмотрены Правилами от 11.07.2002.

Следует отметить, что согласно п. 2 Правил от 11.07.2002 Минтруд России по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с ПФР устанавливает тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками должностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Так, установлено тождество наименования учреждения «медико-санитарный отдел (медсанотдел)» наименованию учреждения «центральная медико-санитарная часть». Установлено тождество наименований должностей «судебно-медицинский эксперт», «судебно-медицинский эксперт (эксперт-химик)» и «эксперт бюро судмедэкспертизы» наименованию должности «врач — судебно-медицинский эксперт».

Примечание от редакции. Наименование (переименование) учреждений, создание (переименование) структурных подразделений, введение должностей работников должны проводиться в строгом соответствии с действующими нормативными документами. Это касается составления штатного расписания учреждения (когда наименование конкретной должности указывается в наименовании структурного подразделения), так и при заполнении трудовых книжек.

Как показывает практика, имеет место изменение алгоритма записи в трудовых книжках, когда в наименовании должности присутствует указание на характер выполняемой работы — медицинская сестра в школе (школы), школьная медицинская сестра (медсестра), медицинская сестра картотеки и т.д. При внесении записи в трудовую книжку необходимо указывать наименование учреждения, наименование структурного подразделения, наименование занимаемой должности (например: детская городская поликлиника N, педиатрическое отделение N 1, врач-педиатр, медицинская сестра (фельдшер) или врач-педиатр участковый, медицинская сестра участковая). В указанных случаях тождественность наименований не устанавливается, а все дополнения являются вспомогательными и носят уточняющий характер, не отражая при этом узкой специфики работы.

Должности врачей-анестезиологов-реаниматологов, медицинских сестер — анестезистов могут вводиться только в штаты отделений (групп) анестезиологии-реанимации. Эти специалисты, зачисленные в другие отделения, например в хирургическое отделение, права на льготное исчисление стажа работы при назначении досрочной трудовой пенсии по старости не имеют.

Правила от 11.07.2002, Правила от 29.10.2002, а также Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждение страхового стажа для установления трудовых пенсий», не содержат нормы о возможности включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, периодов соответствующей деятельности, подтвержденных свидетельскими показаниями.

Заместитель начальника отдела

по общим вопросам применения

законодательства о трудовых пенсиях

Подписано в печать

Подписано в печать

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: сух брус по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.