Понятие и виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости(инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

  • федеральные государственные служащие – граждане, замещавшие должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ»;
  • военнослужащие – граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в ВС РФ и ОВС СНГ, ФПС РФ и органах и организациях Пограничной службы РФ, во внутренних войсках МВД РФ и в Железнодорожных войсках РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах ФСБ и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки рФ, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в ОВД РФ, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов рФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
  • участники ВОВ;
  • граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф – граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф;
  • нетрудоспособные граждане – инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет, граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет, не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ»;
  • члены семей вышеназванных граждан – в случаях, предусмотренных законом.

Назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

  • пенсия за выслугу лет – федеральным государственным служащим и военнослужащим;
  • пенсия по старости – гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • пенсия по инвалидности – военнослужащим, участникам ВОВ, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • социальная пенсия – нетрудоспособным гражданам.

Понятие и виды пенсионного обеспечения

Главная > Реферат >Экономика

Понятие и виды пенсионного обеспечения.

Пенсия (от лат. pensio — платеж)это регулярная денеж­ная выплата (обычно она производится один раз в начале меся­ца), которая осуществляется в установленном законом порядке определенным категориям лиц из пенсионного фонда или других источников (например, в случае с военнослужащими и др. — из федерального бюджета), предназначенных для этих целей.

Основаниями для пенсионного обеспечения являются раз­личные юридические факты: достижение соответствующе­го пенсионного возраста; наступление инвалидности; смерть кормильца (для нетрудоспособных членов семьи кормильца); длительное выполнение определенной профессиональной де­ятельности — выслуга лет.

В настоящее время все пенсии, выплачиваемые в Российс­кой Федерации, можно разделить по функциональному назна­чению, источникам выплаты, а также по особенностям право­вого регулирования на два основных класса:

1) пенсии по обязательному пенсионному страхованию (выплачиваются из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, аккумулированных в ПФР);

2) пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансирование данных пенсий производится из федераль­ного бюджета).

Основными видами пенсий по обязательному пенсионному страхованию являются трудовые и профессиональные пенсии. К трудовым пенсиям, которые устанавливаются и выплачи­ваются в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федера­ции», относятся:

• пенсия по старости;

• пенсия по инвалидности;

• пенсия по случаю потери кормильца.

По государственному пенсионному обеспечению в соответс­твии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Фе­дерации» могут назначаться следующие виды пенсий:

• пенсия за выслугу лет;

• пенсия по старости;

• пенсия по инвалидности;

• пенсия по случаю потери кормильца. Осуществление выплаты трудовых пенсий производится прежде всего в рамках обязательного пенсионного страхования, организационные, правовые и финансовые основы которого уста­новлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Феде­рации». Кроме того, обязательное пенсионное страхование регу­лируется Конституцией РФ, законодательством Российской Фе­дерации о налогах и сборах, а также федеральными законами от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пен­сиях в Российской Федерации» и от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обяза­тельного пенсионного страхования».

Обязательное пенсионное страхование — это система создаваемых государством правовых, экономических и орга­низационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахован­ного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Его субъектами являются федераль­ные органы государственной власти, страхователи, страхов­щик и застрахованные лица.

Единственным государственным страховщиком всех видов трудовых пенсий является Пенсионный фонд Российской Феде­рации (ПФР). ПФР по своему гражданско-правовому статусу яв­ляется государственным учреждением, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы пол­ностью подотчетны вышестоящим. При этом государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами по финансовому обеспечению полной реализации накопленных пенсионных прав застрахованных лиц

Наряду с государственным страховщиком — ПФР — стра­ховщиками по обязательному пенсионному страхованию могут также являться в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом (пока только по формированию накопи­тельной части трудовой пенсии), и негосударственные пенси­онные фонды (НПФ).

Порядок формирования в этих фондах средств пенсионных накоплений и их инвестирования, условия передачи пенсионных накоплений из ПФР (и обратно), уплаты страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в НПФ, а также ограни­чения осуществления данными фондами их полномочий страхов­щика устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования на­копительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и отдельными нормативными актами Правительства РФ.

Однако, несмотря на пятилетний период реализации пен­сионной реформы, отдельные нормативные акты, необходимые для эффективного регулирования пенсионных накоплений, еще не приняты. Это обусловлено тем, что законодательно ус­тановленный период массовых выплат пенсионных накоплений начинается не ранее 2025-2037 гг. Для отдельных возрастных групп пенсионеров ограниченный период формирования пен­сионных накоплений (2002-2004 гг.) законодательно позволяет сформировать накопительную часть трудовой пенсии начиная с 2012-2013 гг. При этом следует обратить внимание, что право наследования пенсионных накоплений предусмотрено законо­дательно уже в настоящее время.

Формирование пенсионных прав застрахованных лиц в условиях пенсионной реформы.

После пенсионной реформы условия формирования пенси­онных прав радикально изменились. Для различных категорий граждан эти изменения имеют различную направленность, да и сами категории застрахованных лиц претерпели принципи­альные преобразования.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об обязатель­ном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхова­телями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

2) индивидуальные предприниматели (в том числе част­ные детективы и занимающиеся частной практикой нотариу­сы), адвокаты.

В тех случаях, если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

Застрахованные лица в ПФР — это лица, на которые в со­ответствии с законом распространяется обязательное пенсион­ное страхование. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

• работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

• самостоятельно обеспечивающие себя работой (индиви­дуальные предприниматели, частные детективы, зани­мающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

• являющиеся членами крестьянских (фермерских) хо­зяйств;

• работающие за пределами территории Российской Фе­дерации в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

• являющиеся членами родовых, семейных общин мало­численных народов Севера, занимающихся традицион­ными отраслями хозяйствования;

• иные категории граждан, у которых в соответствии с законом возникают отношения по обязательному пенси­онному страхованию.

Читайте так же:  Нотариус всеволожска отражая

Каждое застрахованное лицо приобретает право на откры­тие персонифицированного индивидуального лицевого счета в Базе данных персонифицированного учета ПФР. На этом ли­цевом счете накапливаются пенсионные права каждого застра­хованного лица. Условия и порядок формирования пенсионных прав застрахованных лиц в государственной системе персони­фицированного учетам строго регламентированы специальным пакетом законодательных и нормативных документов, среди которых центральное место занимает Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обя­зательного пенсионного страхования».

В условиях рыночной пенсионной реформы осуществлен переход с нормативного метода учета пенсионных прав за­страхованных лиц (исходя из установленных законодатель­ством стажа и заработка) на формирование этих прав исходя из непосредственной суммы страховых взносов, поступивших в бюджет ПФР и своевременно отраженных на лицевом счете застрахованного гражданина.

Переход на такой порядок формирования пенсионных прав обусловлен тем, что пенсия теперь рассматривается как страховая выплата при наступлении страхового (пенсионного) случая, которым в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» принято наступление старости, потеря кормильца либо инвалидность. При этом страховым случаем установлено наступление сле­дующих рисков: старости (возраст мужчин — 60 лет, жен­щин — 55 лет), инвалидности (полная или частичная потеря трудоспособности в любом возрасте и в любой момент времени, начиная с рождения и детства) и потеря кормильца (для иж­дивенцев, которые утрачивают финансовый источник своего существования, также в любом возрасте и в любое время).

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховым риском признается утрата застрахованным лицом за­работка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

Страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Обязательным страховым обеспечением по обязательно­му пенсионному страхованию являются:

• страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

• страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

• страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кор­мильца;

• социальное пособие на погребение умерших пенсионе­ров, не работавших на день смерти.

Установление и выплата страхового обеспечения по обя­зательному пенсионному страхованию осуществляются в по­рядке и на условиях, установленных федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Изменение структуры трудовой пенсии повлекло за собой изменение порядка формирования пенсионных прав застрахо­ванных лиц на базовую часть пенсии. Право на базовую часть трудовой пенсии приобретают все застрахованные лица, уп­лачивавшие в той или иной форме единый социальный налог (взнос) (ЕСН) не менее 5 лет.

Следует обратить также особое внимание на то, что уп­лата и сбор ЕСН и страховых взносов после налоговой рефор­мы (по времени они совпадают друг с другом) осуществляют­ся через региональную систему налоговых органов. При этом страховые взносы в ПФР учитываются как налоговый вычет из ЕСН со всеми вытекающими из этого финансовыми пос­ледствиями.

Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм ЕСН, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопи­тельной частей трудовой пенсии — за счет страховых средств, поступающих непосредственно в бюджет ПФР.

Финансовая основа пенсионного обеспечения.

Основу финансовой системы обязательного пенсионного страхования составляют средства бюджета ПФР, которые яв­ляются федеральной собственностью, не входят в состав дру­гих бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет ПФР и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства России федеральными законами в порядке, оп­ределяемом Бюджетным кодексом РФ.

Финансирование выплаты накопительной — части трудо­вой пенсии должно будет осуществляться исходя из расчета сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной час­ти индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица.

Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов является тот же объект налого­обложения, что и для ЕСН. Налоговая база по ЕСН установлена гл. 24 «Единый социальный налог (взнос)» Налогового кодекса РФ. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахован­ное лицо в бюджет ПФР, непосредственно направляются в со­ответствии с законодательными нормативами на финансиро­вание выплаты текущих трудовых пенсий (государственных пенсионных обязательств) и одновременно учитываются на его индивидуальном лицевом счете, а частично направляются на формирование накопительной части трудовой пенсии для со­ответствующих категорий граждан.

Права и обязанности субъектов обязательного пенсионно­го страхования по формированию их пенсионных прав опреде­лены гл. III Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Бюджет ПФР формируется за счет:

• средств федерального бюджета;

• сумм пеней и иных финансовых санкций;

• доходов от размещения (инвестирования) временно сво­бодных средств обязательного пенсионного страхова­ния;

• добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или за­страхованных лиц;

• иных источников, не запрещенных российским законо­дательством.

Средства бюджета ПФР имеют строго целевое назначение и направляются исключительно на:

• выплаты трудовых пенсий в соответствии с действу­ющим законодательством Российской Федерации и международными договорами РФ, а также социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не рабо­тавших на день смерти;

• доставку всех видов пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;

• расходы по организации и ведению персонифицирован­ного (индивидуального) учета пенсионных прав каждого застрахованного в ПФР лица;

• финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержа­ние его центральных и территориальных органов);

• иные цели, предусмотренные законодательством Рос­сийской Федерации об обязательном пенсионном стра­ховании.

Финансовую основу пенсионной системы в целом и фор­мирования пенсионных прав застрахованных лиц составляет расчетный пенсионный капитал, который учитывается на индивидуальных (персонифицированных) лицевых счетах за­страхованных лиц в ПФР.

Расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансиро­вание страховой части трудовой пенсии, поступивших за за­страхованное лицо в бюджет ПФР, на основании данных инди­видуального (персонифицированного) учета, подтвержденных данными органов Федерального казначейства Министерства финансов РФ.

Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенси­онный капитал, осуществляется в порядке, определяемом Пра­вительством РФ.

Тарифы страховых взносов в ПФР, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями, а также ответственность за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании установлены гл. V Фе­дерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

20.4. Понятие и виды пенсий

Пенсии — это гарантированные ежемесячные денежные выплаты, установленные в целях материального обеспечения граждан в старости, по инвалидности, за выслугу лет, а членов их семей — по случаю потери кормильца.

Трудовые пенсии, исходя из специфики события, при наступлении которого предоставляется пенсионное обеспечение, делятся на пенсии: 1) по старости; 2) по инвалидности; 3) по случаю потери кормильца; 4) за выслугу лет.

Пенсии по старости назначаются при наличии двух условий:

а) при достижении установленного в законе возраста, б) при наличии определенного трудового стажа.

Право на пенсию по старости возникает, по общему правилу, у мужчин — по достижении 60 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, у женщин — по достижении 55 лет и при общем стаже не менее 20 лет. Для некоторых категорий граждан установлены льготные условия их назначения. Например, на льготных основаниях устанавливается пенсия женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьми лет, инвалидам 1 группы по зрению, лицам, работающим в особых условиях труда, и в других случаях, установленных законом. Пенсии по старости назначаются в размере 55% заработка работника. За каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый — 1%, но не более 75% заработка. Минимальный размер пенсии с учетом инфляции постоянно пересматривается.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» в связи с ростом заработной платы в стране государственные пенсии подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера. Указанный закон не отменяет порядок исчисления пенсий, пре-

дусмотренный Законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации»; право выбора использовать соответствующий порядок исчисления пенсии принадлежит самому пенсионеру.

Выплата пенсии производится за текущий месяц. Доставка и пересылка пенсии осуществляется за счет государства.

Основанием для возникновения пенсии по инвалидности и ее выплаты является инвалидность.

Под ней понимается нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни. Инвалидность устанавливается городскими, районными и межрайонными медико-социальными экспертными комиссиями (МСЭК), при этом установливается группа инвалидности, причина, а также время наступления инвалидности.

Различается три группы инвалидности. Причинами ее могут быть:

общее или профессиональное заболевание, трудовое или нетрудовое. увечье, военная травма, инвалидность с детства.

Пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания назначаются независимо от продолжительности общего трудового стажа.

Читайте так же:  Реальная страховка для банка

Пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания гражданам, ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, назначаются также независимо от продолжительности общего трудового стажа. В остальных случаях для назначения пенсии необходим следующий трудовой стаж со времени наступления инвалидности: гражданам в возрасте до 23 лет — не менее 1 года, а в возрасте 23 лет и старше — один год с увеличением его на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 23 лет, но не более 15 лет.

Пенсия по инвалидности устанавливается в следующих размерах: инвалидам I и II групп — 75%, III группы — 30% заработка. Минимальный размер пенсии по инвалидности I и II групп устанавливается на уровне минимального размера пенсии по старости, а пенсии по инвалидности III группы — на уровне 2/3 минимального размера этой пенсии. Максимальный размер пенсии по инвалидности I и II групп устанавливается на уровне максимального размера пенсии по старости, а пенсии по инвалидности III группы — минимального размера этой пенсии.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеет семья умершего кормильца. В состав семьи входят лица: а) имеющие установленную в законе степень родства; б) нетрудоспособные; в) как правило, находившиеся на иждивении умершего или которые вправе были находиться на его иждивении.

Понятие нетрудоспособности в законодательстве толкуется широко. Под нею понимается не только состояние здоровья (инвалидность I, II, III групп), но учитываются и возрастные особенности (престарелые и малолетние), а также некоторые семейные обстоятельства (уход за детьми до 14-летнего возраста).

Пенсия по случаю потери кормильца назначается только тем членам семьи, которые указаны в законе. Необходимым условием для возникновения права на пенсию является нахождение нетрудоспособного члена семьи на иждивении кормильца. Член семьи может быть признан иждивенцем в двух случаях: а) либо он находился на полном содержании кормильца; б) либо он получал от кормильца помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивенство детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств.

Семьи безвестно отсутствующих граждан приравниваются к семьям умерших, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

Пенсия по случаю потери кормильца (кроме пенсии вследствие военной травмы) устанавливается в размере 30% заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи. Минимальный размер пенсии по случаю потери кормильца не может быть ниже социальной пенсии в расчете на каждого нетрудоспособного члена семьи. Максимальный размер пенсии устанавливается на уровне минимального размера пенсии по старости на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Пенсии по случаю потери кормильца устанавливаются на весь период в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной подземной и некоторой другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, работой в гражданской авиации и летно-испытательном составе, педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, лечебной и иной работой по охране здоровья населения, творческой деятельностью в театрах и других театрально-зрелищных предприятиях и коллективах. Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, устанавливаются в законе.

6.1. Понятие и виды пенсий в праве социальногообеспечения

Поэтому вполне обоснованно в сг. 25 указанной Декларации закреплена реализация права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях наступления старости, болезни, инвалидности или в иных случаях утраты средств к существованию по не зависящим от гражданина обстоятельствам.
Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и других случаях, установленных законом, закрепленное в сг. 39 Конституции, является одним из важнейших социальных гарантий, действующих в любом цивилизованном обществе. Основным видом, «сердцевиной» социального обеспечения нетрудоспособных граждан является пенсионное обеспечение.
Можно выделить следующие основополагающие принципы, на основе которых будет строиться новая система пенсионного обеспечения. Каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение. Каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию. Каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в соответствии с заработком, с которого уплачивались страховые взносы, и продолжительностью страхования. Средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории РФ. Финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов РФ и отраслей экономики. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвующих в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.
Пенсия — это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца.
В соответствии с действующим законодательством пенсии можно классифицировать на пенсии по государственному пенсионному обеспечению (Закон о пенсионном обеспечении, Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу) и трудовые пенсии (Закон о трудовых пенсиях).
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о пенсионном обеспечении, и которая предоставляется либо в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости, инвалидности, либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, случае наступления инвалидности или потери кормильца при достижении установлен- 68

ного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления средств к существованию.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению подразделяются (схема 11):

Схема 11

на пенсии за выслугу лет; пенсии по старости; пенсии по инвалидности; социальные пенсии.

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены их семьи в связи со смертью этих лиц, и право на которую определено в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о трудовых пенсиях.
Виды трудовых пенсий следующие (схема 12): по старости; инвалидности; случаю потери кормильца.
Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Право на пенсию в соответствии со ст. 3 Закона о пенсионном обеспечении имеют:

Схема 12

граждане Российской Федерации; иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено российским законодательством или международными договорами РФ.
К субъектам, имеющим право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, относятся следующие: федеральные государственные служащие; военнослужащие;
участники Великой Отечественной войны; граждане, пострадавшие в результате радиационных и иных техногенных катастроф; нетрудоспособные граждане.
По общему правилу гражданам, которые имеют право одновременно на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.
Из этого правила установлены исключения для следующих лиц:
граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. Им может устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия;
участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;
вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступивших в новый брак. Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия;
родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) в период ее прохождения или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, за исключением случаев, когда смерть военнослужащего наступила в результате его противоправных действий. Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия;
нетрудоспособным членам семей граждан, получившим или перенесшим лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ее ликвидации, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, принимавшим участие в ликвидации последствий этой катастрофы в зоне отчуждения.
Кру г лиц, имеющих право на трудовую пенсию. В соответствие со ст. 3 Закона о трудовых пенсиях право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании.
Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных выше, имеют право на трудовую пенсию в случаях, установленных названным выше Законом.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных российским законодательством или международным договором РФ.

Читайте так же:  Требования на дарк соулс 2

Трудовые пенсии: понятие и виды

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на получение пенсии определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом.

Право на трудовую пенсию имеют:

  • граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;
  • нетрудоспособные члены семей застрахованных граждан РФ имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, если они состояли на его иждивении. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В РФ устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:

  1. трудовая пенсия по старости;
  2. трудовая пенсия по инвалидности;
  3. трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

  1. базовой части;
  2. страховой части;
  3. накопительной части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:

  1. базовой части;
  2. страховой части.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.

Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии)без ограничения каким-либо сроком.

Удержания из трудовой пенсии производятся на основании:

  1. исполнительных документов;
  2. решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением п. 4 ст. 23 настоящего Федерального закона;
  3. решений судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке. Удержания производятся в размере, исчисляемом из размера установленной трудовой пенсии.

Удержано может быть не более 50 %, а в установленных законодательством РФ случаях не более 70 % трудовой пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 % трудовой пенсии.

В случае прекращения выплаты трудовой пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии, удерживаемым на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

В случае, если лицу установлены не все части трудовой пенсии, то удержания из трудовой пенсии производятся из установленных частей этой пенсии.

Понятие пенсии, виды пенсий

Пенсия— это ежемесячная денежная выплата, назначенная указанным в законе лицам в качестве основного источника средств к существованию в установленных случаях. Законодательство раз­личает пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению представ­ляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О го­сударственном пенсионном обеспечении в Российской Федера­ции», и которая предоставляется гражданам:

1) в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

2) в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

3) в случае их нетрудоспособности в целях предоставления им средств к существованию.

Среди государственных пенсий можно выделить следующие виды пенсий:

— пенсии за выслугу лет;

— пенсии по старости;

— пенсии по инвалидности;

Трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, ко­торые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на кото­рую определяется в соответствии с условиями и нормами, уста­новленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Рос­сийской Федерации».

В указанном законе установлены следующие виды трудовых пенсий:

— трудовая пенсия по возрасту;

— трудовая пенсия по инвалидности;

— трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Условия и порядок назначения пенсии гражданину зависят от вида пенсии.

Пенсия за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет назначается лицам, выполнявшим в те­чение определенного времени (15, 20, 25 лет) работу определен­ного рода. Как правило, назначение данной пенсии не зависит от возраста служащего, главное, чтобы он имел требуемую выслугу лет. Однако из этого правила есть исключения, обусловленные тем, что в законодательстве предусматриваются предельные воз­растные «планки» пребывания на службе — от 45 до 65 лет. Если служащий достигает соответствующего возраста, но не имеет не­обходимого срока выслуги, то ему также предоставляется право на пенсию за выслугу лет, но в меньшем размере и с дополни­тельными условиями. Пенсии за выслугу лет дифференцируются в зависимости от вида службы, ее роли и значения в решении госу­дарственных задач.

Пенсия по инвалидности

Пенсия по инвалидности назначается лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, т.е. гражданам, имеющим стойкое расстройство функций организма в результате заболева­ний, травм, увечий, приводящее к определенным затруднениям в жизни. Эти затруднения выражаются в ограничении возможно­стей в общении, ориентации, обслуживании, передвижении, а также в занятии трудовой деятельностью. Инвалидность устанав­ливается специализированными органами медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства здравоохра­нения и социального развития Российской Федерации (Мин-здравсоцразвития России). На размер пенсии оказывает влияние установленная экспертизой степень инвалидности.

Пенсия по случаю потери кормильца

Основанием для назначения пенсии по случаю потери кор­мильца является установленный (зарегистрированный) факт смер­ти кормильца либо объявление его умершим или признание без­вестно отсутствующим в судебном порядке. Размер пенсии по слу­чаю потери кормильца зависит от степени родства с умершим кормильцем, от того, к какой категории лиц относится иждиве­нец, и некоторых других обстоятельств.

Пенсия по старости

Трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по дости­жении ими возраста 60 лет и женщинам по достижении ими воз­раста 55 лет, при условии, что они имеют страховой стаж пять и более лет.

Страховой стаж— это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Рос­сийской Федерации. В этот стаж, кроме непосредственно перио­дов работы, включаются периоды и некоторых иных видов обще­ственно полезной деятельности:

— период прохождения военной службы, а также другой при­равненной к ней службы;

— период получения пособий по государственному социально­му страхованию в период временной нетрудоспособности;

— период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в об­щей сложности;

— период получения пособия по безработице;

— период участия в оплачиваемых общественных работах и пе­риод переезда по направлению государственной службы занято­сти в другую местность для трудоустройства;

— некоторые другие периоды.

Если страховой стаж у гражданина отсутствует, то у него нет права на получение трудовой пенсии по старости, и он может получить социальную пенсию. Социальные пенсии назначаются тем гражданам, которые по каким-либо причинам при наличии осно­ваний пенсионного обеспечения не приобрели ни трудового, ни страхового стажа. Их размер значительно меньше, чем пенсия по старости.

Закон предусматривает и так называемые досрочные пенсии, суть которых состоит в предоставлении права на пенсию в более ран­нем, чем 60 или 55 лет, возрасте. Основаниями для назначения таких пенсий являются:

1) особый характер труда (такие пенсии, например, назнача­ются авиадиспетчерам, водителям городского общественного транспорта и др.);

2) особые условия труда (подземные работы, работы с тяже­лыми и вредными условиями труда);

3) физиологические особенности организма человека (лили­путы, инвалиды по зрению);

4) географическое место нахождения организации и место жи­тельства гражданина (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

5) осуществление материнских функций (досрочные пенсии назначаются женщинам, родившим и воспитавшим до восьми­летнего возраста пять и более детей).

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «государственная социальная помощь».

2. Какие виды социальной помощи вам известны?

3. Опираясь на материал главы, начертите схему «Виды пенсий в Рос­сийской Федерации».

4. При каких условиях назначается пенсия за выслугу лет?

5. При каких условиях назначается пенсия по инвалидности?

6. При каких условиях назначается пенсия по случаю потери кормильца?

7. При каких условиях назначается пенсия по старости?

Глава 16

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .