Институт гражданства в РФ

Понятие и принципы гражданства в РФ

Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод человека.

Гражданство — это правовое, а не фактическое состояние. Юридически оно оформляется следующими документами:

  • паспортом гражданина РФ;
  • свидетельством о рождении.
  • гражданство РФ является единым. Граждане РФ, постоянно проживающие на территорииреспублики в ее составе или иного субъекта федерации, являются одновременно гражданами республики или иного субъекта федерации;
  • гражданство является равным (все граждане РФ равны перед законом, независимо от способа приобретения гражданства);
  • гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Россия поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства. Закон закрепляет право граждан изменить гражданство;
  • гражданин РФ не может быть лишен гражданства по инициативе государства в одностороннем порядке (п. 3 ст. 6 Конституции РФ);
  • гражданину РФ предоставляется возможность иметь гражданство иностранного государства (два гражданства);
  • гражданство РФ сохраняется за лицами, проживающими за пределами РФ;
  • заключение или расторжение брака с иностранным гражданином или лицом без гражданства не влечет за собой изменение гражданства РФ, например его прекращение;
  • гражданам РФ, находящимся за ее пределами, РФ гарантирует свою защиту и покровительство;
  • институт почетного гражданства. Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не являющемуся гражданином РФ, имеющему выдающиеся заслуги перед РФ или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство, как и обычное, предоставляется Президентом РФ.

Основания приобретения гражданства

В настоящий момент правоотношения в области гражданства регулируются одноименным федеральным законом 2002 г., пришедшим на смену закону 1991 г.

Существуют различные основания для приобретения гражданства РФ.

По рождению (филиация). Приобретение гражданства по рождению исходит из сочетания «права крови», то есть с учетом гражданства родителей, и «права почвы», то есть в зависимости от места рождения.

В России за основу принимается европейский принцип — «право крови», а не американский — «право почвы». Ребенок, родители которого на момент рождения были гражданами РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения.

Если на момент рождения один из них состоял в гражданстве РФ, а другой являлся лицом без гражданства, ребенок также будет гражданином РФ независимо от места рождения.

При различном гражданстве родителей, если один из них состоит в гражданстве РФ, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места рождения определяется их письменным соглашением. При его отсутствии ребенок приобретает гражданство РФ, но лишь в том случае, если он родился на ее территории. Не допускается, чтобы дети оставались без гражданства.

Ребенок также является гражданином РФ, если находится на ее территории и родители неизвестны или если он родился на территории РФ от лиц без гражданства или от иностранных граждан, но они не предоставили ему свое гражданство.

Гражданство в порядке регистрации. Регистрация — это упрощенный порядок приобретения гражданства. Она осуществляется соответствующими миграционными органами .

Например, лица, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ или же у которых на момент рождения один из родителей является (или был) гражданином РФ, могут воспользоваться этим правом в течение пяти лет после достижения совершеннолетия. Регистрация распространяется и на детей бывших граждан России, если те родили ребенка уже после прекращения у них гражданства.

В порядке приема гражданства (натурализация). Гражданство предоставляется при наличии условий:

  • дееспособность;
  • постоянное проживание на территории РФ в течение пяти лет;
  • наличие постоянного источника дохода;
  • знание государственного языка.

Лицо, желающее приобрести российское гражданство, обращается в отделение Федеральной миграционной службы по месту постоянного жительства на территории РФ. Если же оно проживает на территории зарубежного государства, то в российское консульство по месту проживания. Заявление подается на имя Президента РФ. Рассматривается оно в срок до года.

Обстоятельства, облегчающие прием гражданства:

  • состояние в гражданстве бывшего СССР;
  • усыновление ребенка, являющего гражданином РФ;
  • наличие заслуг в области науки, техники, культуры;
  • обладание профессией, представляющей интерес для РФ;
  • получение убежища на территории РФ;
  • состояние лица в прошлом (или по прямой восходящей линии одного из родственников) в российском гражданстве по рождению.

Отклоняется ходатайство о приеме в гражданство РФ лиц, которые:

  • выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ;
  • состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с Конституцией РФ, противоречит ей;
  • осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ.

В результате восстановления в гражданстве. Это означает упрощенный порядок приобретения российского гражданства. Существует три формы восстановления в гражданстве:

  • в порядке регистрации;
  • признание факта восстановления;
  • по ходатайству лица.

В данном случае регистрация может использоваться лицами, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с их усыновлением, установлением опеки или попечительства или в связи с изменением гражданства родителей. Признание факта восстановления распространяется на бывших граждан России, лишенных гражданства без учета их свободного волеизъявления, то есть насильственно в годы коммунистического режима. Остальные граждане могут подать ходатайство о восстановлении.

Выбор гражданства (оптация). Означает выбор лицом гражданства и применяется при изменении государственной принадлежности территории, на которой оно постоянно проживает. Иными словами, государственная граница изменилась, и часть населения оказались в другой стране. Проживающие на таких территориях могут либо приобрести новое гражданство, либо оставить прежнее. В последнем случае они станут иностранцами, постоянно проживающими на территории своего нового государства.

Иные основания, предусмотренные законом. К ним относятся усыновление, опекунство, предоставление почетного гражданства и др.

Основания прекращения гражданства

Гражданство РФ прекращается по следующим основаниям:

  • добровольный выход из гражданства;
  • отмена решения о приеме в гражданство;
  • выбор гражданства при изменении государственной границы (оптация).

Выход из гражданства. Существует две формы выхода из гражданства:

  • по ходатайству гражданина РФ;
  • в порядке регистрации.

Может выйти из российского гражданства лицо, у которого один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство или это лицо выехало на постоянное жительство в другое государство.

В выходе из гражданства может быть отказано, если у гражданина имеются имущественные обязательства перед физическим или юридическим лицами в РФ или перед государством.

Не допускается выход из гражданства:

  • после получения повестки о призыве на военную или альтернативную службу до ее окончания;
  • если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу приговорсуда.

Отмена решения о приеме в гражданство. Происходит, если в судебном порядке установлено, что гражданство приобретено на основании заведомо ложных или фальшивых документов.

Выбор гражданства (оптация). Характерно для случаев, когда гражданин России при изменении государственной принадлежности территории, на которой он проживает, выбирает иное гражданство.

Порядок изменения гражданства детей. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства

Гражданство ребенка следует гражданству родителей. У детей от 14 до 18 лет изменяется с их согласия, поскольку они уже обладают ччаассттиичч— ной дееспособностью. Если родители, лишенные родительских прав, выбирают другое гражданство, то на гражданстве детей это не отразится. В этом случае ребенку, чтобы изменить гражданство, согласие родителей не требуется.

Если один из родителей приобретает гражданство РФ, то по его ходатайству ребенку также предоставляется новое гражданство (при письменном согласии другого родителя) .

Если у одного родителя прекращается гражданство РФ, то ребенок, в свою очередь, может его сохранить. Российское гражданство ребенка прекратится по ходатайству данного родителя и при письменном согласии второго родителя (при условии, что несовершеннолетний не останется лицом без гражданства).

Гражданство недееспособного следует гражданству опекуна. Споры о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательство своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Выделяют две категории иностранных граждан:

  • постоянно пребывающие на территории РФ (например, имеющие вид на жительство);
  • временно пребывающие на территории РФ (например, туристы и др.).

Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к конкретному государству, т. е. устойчивая правовая связь лица с государством, отражающая совокупность их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство в Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения и единым для всего федеративного государства.

При этом проживание гражданина РФ за пределами Российской федерации не прекращает его гражданства и гарантирует защиту и покровительство со стороны Российской Федерации. Гражданин рф не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

Гражданин РФ, который также имеет иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ.

Закон «О гражданстве» устанавливает следующие основания приобретения гражданства.

Приобретение гражданства РФ по рождению. Это основание исходит из сочетания двух принципов:

«право крови» — учитывается гражданство родителей независимо от места рождения ребенка;

«право почвы» — приобретение гражданства в зависимости от места рождения без учета гражданства родителей.

Ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка: •

оба его родителя (или его единственный родитель) имеют гражданство РФ либо один из родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); •

один из родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; •

оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.

Ребенок, находящийся на территории Российской Федерации * родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в слу. чае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дщ его обнаружения.

Прием в гражданство РФ в общем порядке. Ходатайствовав о приеме в гражданство РФ в общем порядке могут иностранны? граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет й обладающие дееспособностью при условии, что указанные граждане и лица: •

непрерывно проживают на территории РФ в течение 5 лет со дня получения вида на жительство до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ (непрерывное проживание означает, что лицо выезжает за пределы РФ не более чем на 3 месяца в течение одного года); для отдельных категорий лиц сроки проживания могут быть сокращены; •

обязуются соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ; имеют законный источник средств к существованию; •

обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства (отказ не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ или Федеральным законом «О гражданстве РФ», а также если отказ невозможен в силу не зависящих от лица причин); •

владеют русским языком.

Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство РФ без соблюдения указанных условий.

Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке (без соблюдения условий, предусмотренных для общего порядка приема в гражданство РФ), если указанные граждане и лица: •

имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство РФ; •

имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

В упрощенном порядке принимаются в гражданство РФ также ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства: •

ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство рф (по заявлению родителя); •

ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ (по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя; с0гласие не требуется, если ребенок проживает на территории РФ); •

ребенок или недееспособное лицо, над которым установлены опека или попечительство (по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ).

Восстановление в гражданстве РФ. Ранее имевшие гражданство РФ иностранные граждане и лица без гражданства могут быть восстановлены в гражданстве РФ. Процедура восстановления в гражданстве РФ аналогична процедуре приема в гражданство РФ в общем порядке (при этом срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет).

Выбор гражданства (оптация). В случае изменения государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, вправе выбрать гражданство в порядке и в сроки, которые установлены соответствующим международным договором РФ.

Закон также устанавливает следующие основания прекращения гражданства.

Выход из гражданства РФ: •

если гражданин РФ проживает на территории Российской Федерации, то выход из гражданства РФ осуществляется в общем порядке на основании добровольного волеизъявления данного лица; •

если гражданин РФ проживает на территории иностранного государства, то выход из гражданства РФ осуществляется в упрощенном порядке на основании добровольного волеизъявления данного лица; •

выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого является гражданином РФ, а другой — гражданином иностранного государства, либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо единственного родителя.

По законодательству выход из гражданства РФ не допускается, если: •

гражданин РФ имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом; •

ходатайствующее о выходе из гражданства РФ лицо привлечено компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

• гражданин не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Полномочными органами, решающими вопросы приобретения или прекращения гражданства РФ, являются Президент РФ (принимающий решения по вопросам гражданства РФ в общем порядке); Министерство внутренних дел и его территориальные органы; Министерство иностранных дел, а также дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за рубежом. 7.5.

  • Понятие, предмет и методы конституционного права
  • Государственное право
  • Место конституционного права в системе права
  • Конституционное право как отрасль права
  • Конституционное право как наука
  • Наука конституционного права, её понятие и предмет
  • Система конституционного права
  • Конституционно-правовая ответственность
  • Источники и методы науки конституционного права

Понятие российского гражданства

Термин «гражданство» имеет три основных значения:

  • одно из суверенных прав государства;
  • публично-правовое состояние индивидов;
  • конституционно-правовой институт.

В качестве суверенного права государства гражданство означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Само государство слагается из территории, государственного аппарата, материальных и природных ресурсов, населения. Население состоит из лиц, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории государства. Население неоднородно и не все его группы оценивают государство как свое. Тем более не все из них видят своим долгом и интересом защиту государственной безопасности в случаях вооруженных конфликтов, войн.

Понимая это, государство заботится о своей прочности, для чего стремится к формально-правовому, а также идеологическому, духовному выделению той части своего населения, на которую оно вправе опереться при решении любых задач, которой оно, наконец, доверяет полное участие в своих делах. Это и есть граждане или, в некоторых странах, подданные. Государство заинтересовано, чтобы его граждане составляли решающее большинство, определяющее общую линию поведения населения в целом. Остальные группы населения (иностранцы, лица без гражданства) полезны государству, но ему не принадлежат.

Читайте так же:  Как оформить внж в россии

Формально-правовое обособление гражданской части населения осуществляется путем: одностороннего установления государством условий и порядка признания, приобретения, прекращения гражданства, рассмотрения органами государственной власти конкретных вопросов признания, приобретения гражданства и его прекращения; заключения органами государственной власти международных соглашений по вопросам гражданства с другими странами.

Гражданство как публично-правовое состояние индивидов представляет собой их устойчивую правовую связь с государством в целом, выражающуюся в состоянии «принадлежности» индивидов своему государству. Данная связь является устойчивой и носит первичный характер по отношению к иным правовым связям индивидов и государства (индивидов и органов государственной власти). Устойчивость гражданства выражается в его бессрочности и неизменности. Гражданство может быть прекращено только в прямо закрепленных законом случаях, при этом ни государственные органы, ни гражданин не вправе менять правовое содержание гражданства по сравнению с тем, как оно зафиксировано в законе. Первичность гражданства заключается в том, что именно состояние гражданства (безгражданства, иностранного гражданства) определяет содержание правового статуса индивида, набор его основных и прочих прав, свобод, обязанностей. В силу гражданского статуса на индивида в полном объеме распространяется суверенная воля государства, и в то же время он пользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы ни проживал.

Гражданству как правовому состоянию близко подданство — тоже состояние принадлежности индивида своему государству. Однако между ними имеется и существенное различие, заключающееся в степени и характере принадлежности. Подданство как институт, присущий государствам с монархической формой правления, означает крайнюю степень принадлежности. Подданный наделяется определенным объемом прав, свобод, обязанностей, но не является субъектом власти в своей стране. Гражданство же представляет собой состояние взаимной принадлежности: не только индивид принадлежит государству, но и государство принадлежит гражданам. Граждане, если пользоваться цивилистической терминологией, являются «сособственниками» своего государства. Коллектив граждан — первичный субъект верховной власти, и гражданство определяет круг лип, составляющих данный коллектив.

Различение гражданства и подданства по критерию первичного субъекта власти в государстве более правильно, чем по критерию формы правления (республиканской и монархической). Дело в том, что гражданство вводится не только в государствах с республиканской формой правления, но и в некоторых конституционных монархиях. Так, ст. 1 Конституции Японии гласит, что император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. В развитие этого принципа ст. 10 Конституции Японии устанавливает институт гражданства.

Таким образом, главная отличительная особенность гражданства как индивидуального правового состояния — наличие у лица статуса субъекта верховной власти в составе народа (коллектива граждан).

Законодательное определение гражданства воспроизводит именно это значение. Гражданство РФ определяется в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее — Закон о гражданстве) как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство в качестве конституционно-правового института — совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства — с другой. Нормы этого института устанавливают:

  • круг лиц, признаваемых российскими гражданами;
  • основания и порядок приобретения и прекращения гражданства;
  • двойное и множественное гражданство;
  • порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.

К правилам гражданства близки институты правового положения иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее.

Нормы института гражданства содержатся в Конституции РФ (ст. 6, 61-63), Законе о гражданстве, Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325, ряде иных нормативных актов, а также в международных договорах (например, в договорах с Казахстаном и Киргизией об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации, Казахстана, Киргизии гражданами стран — участниц названных договоров), в том числе заключенных еще Союзом ССР (например, в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 г.).

Принципы гражданства РФ

Российское гражданство основывается на положениях, общих для всех элементов конституционного положения личности, конкретизированных в ряде особых принципов.

Принцип единого гражданства

Прежний российский закон о гражданстве предусматривал наряду с общероссийским гражданство республик в составе Федерации, что вытекало из характеристики республик как государств (ст. 5 Конституции РФ). В тех условиях принцип единого гражданства означал, что республиканское гражданство не обособлено от общероссийского и эффекта двойного гражданства не порождает.

Кроме того, в силу данного принципа нельзя было иметь гражданство республики в составе Федерации, не имея российского гражданства. Для приобретения республиканского гражданства достаточно было факта постоянного или преимущественного проживания российского гражданина на территории соответствующей республики. Республики не имели права принимать решения о прекращении своего гражданства. Действующий ныне Закон о гражданстве вслед за Конституцией РФ 1993 г. не предусматривает республиканского гражданства, хотя прямо и не отрицает его. В новых условиях единое гражданство, видимо, должно пониматься как определение гражданства Российской Федерации в качестве единственного в стране.

Принцип допущения двойного гражданства

Законодательство о гражданстве Союза ССР устанавливало жесткое правило об отрицании двойного гражданства. Статья 8 Закона Союза ССР от I декабря 1978 г. «О гражданстве СССР» гласила, что за лицом, являющимся гражданином СССР, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства. Современное российское законодательство допускает возможность двойного гражданства. В ч. 1 ст. 62 Конституции РФ записано, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Формулировка Закона о гражданстве такова: «Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом» (ст. 6). То есть по общему правилу в России двойное гражданство отрицается, но из этого правила возможны исключения.

Суть принципа допущения двойного гражданства не в том, что Российская Федерация разрешает в определенных случаях своим гражданам приобретать иностранное гражданство и не разрешает этого делать тогда, когда приобретение второго (третьего и т. д.) гражданства не предусмотрено ее законами или международными договорами. Допущение двойного гражданства (при наличии закона, международного договора) означает, что Российская Федерация признает те юридические последствия, которые вытекают для нее из состояния ее граждан в гражданстве иностранных государств. Однако Российская Федерация не признает подобных последствий, если второе (третье и т. д.) гражданство у российских граждан не основано на ее законах или международных договорах. В любом случае приобретение российским гражданином иного гражданства само по себе не влечет за собой прекращение у него российского гражданства.

Таким образом, допускается или отрицается не само второе гражданство, а его юридические последствия. Дело в том, что второе гражданство может появиться у гражданина России помимо его воли или воли иных лиц, органов. Часто второе (множественное) гражданство становится следствием коллизий законодательства о гражданстве разных стран.

Процедуры приобретения гражданства порождению в одних государствах основываются на праве почвы, а в других — на праве крови. Право почвы означает, что все дети, родившиеся на территории государства, исповедующего право почвы, становятся его гражданами независимо от гражданства их родителей. Право крови исходит из того, что дети граждан конкретной страны, закрепившей право крови, становятся ее гражданами независимо от места рождения. В Дании, России, Афганистане как основное используется право крови, а в США, Бразилии, Аргентине, на Кубе — право почвы. Теперь предположим, что семья граждан России переезжает на постоянное место жительства в США на законных основаниях, не утрачивая российского гражданства, и там у них рождается ребенок. Согласно российскому законодательству он будет рассматриваться как российский гражданин, однако в силу американского законодательства становится и гражданином США.

Стоит упомянуть, что согласно Венским конвенциям о дипломатических и консульских сношениях «право почвы» не распространяется лишь на детей иностранных дипломатов и консулов.

Двойное гражданство возникает и независимо от места рождения ребенка от смешанного по гражданству брака, если законодательство страны гражданства и отца, и матери содержит правило, согласно которому «право крови» действует и тогда, когда лишь один из родителей обладает гражданством данного государства. Если такой ребенок рождается на территории третьего государства, исповедующего «право почвы», то он в силу рождения одновременно приобретает и третье гражданство.

Двойное гражданство появляется у женщины при се вступлении в брак с иностранцем, если законодательство ее страны сохраняет за ней свое гражданство, а законодательство страны супруга предоставляет ей гражданство мужа. Статья 10 Закона о гражданстве Итальянской Республики гласит, например, что иностранка, выходя замуж за итальянского гражданина, приобретает итальянское гражданство.

Двойное гражданство должно быть скорее исключением, чем правилом. Оно не только расширяет возможности граждан, но и порождает для них, да и для государств, проблемы (где и как платить налоги, отбывать воинскую обязанность; как быть, если государства того и другого гражданства оказываются в ситуации военного конфликта).

Русский государствовед А. Градовский, выражая широко распространенную позицию, настаивал на исключительности отношений подданства (гражданства), поскольку в силу этих отношений индивид вместе со своим государством становится в резкую противоположность к иным государствам и их подданным. «Государство не может полагаться на защиту таких лиц, для которых благо данной страны есть нечто постороннее. Действуя исключительно под влиянием национальных интересов, верховная власть страны, естественно, может прийти в столкновение с интересами других народностей. В силу этого различия верховная впасть определенной страны должна быть поставлена совершенно независимо от отношений своих подданных ко всем верховным властям других государств. Отсюда прямо следует, что и политические права могут принадлежать в данном государстве только таким лицам, которые по своим интересам, по своему политическому миросозерцанию способны руководствоваться в управлении интересами своего отечества». Необдуманное использование государством практики двойного (множественного) гражданства, таким образом, чревато ослаблением его самостоятельности и безопасности.

Однако дозированное применение двойного гражданства в отношениях между странами, тесно связанными или стремящимися к установлению близких, доверительных отношений, полезно. Переход от жесткого отрицания двойного гражданства к его допущению позволяет расширить правовые возможности граждан по отношению к иным странам. Это важно, например, для представителей национальных, религиозных, языковых меньшинств, рассматривающих себя частью государства проживания и одновременно отождествляющих себя с теми странами, в которых национальная, религиозная, языковая культура их тяготения считается основной. Двойное гражданство крайне необходимо для граждан самостоятельных стран, составлявших ранее единое государство, по каким-то причинам позднее распавшееся. Отрицание двойного гражданства в этих вновь образовавшихся странах становится искусственным барьером между людьми, еще недавно составлявшими единое целое, затрудняет их общение, нарушает культурные, духовные, семейные связи.

Именно таково положение дел в государствах — бывших союзных республиках Союза ССР. Допущение двойного гражданства этими странами путем заключения двусторонних и многосторонних договоров стало бы серьезным объединительным началом в рамках Содружества Независимых Государств. Пока же большинство этих стран отрицательно относятся к двойному гражданству. Договоры о допущении двойного гражданства между ними редки (примером подобного договора является договор между Россией и Таджикистаном).

Принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими или пребывающими за рубежом (принцип экстерриториальности гражданства — ч. 3 ст. 4 Закона о гражданстве).

Этот принцип означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в Российской Федерации. Выезд российского гражданина на постоянное место жительства за рубеж не влечет автоматического прекращения гражданства. Напротив, гражданин может выйти из российского гражданства, не выезжая из страны.

Противоположное решение вопроса о связи гражданства и места проживания лица содержалось в Указе Президиума Верховною Совета СССР от 17 февраля 1967 г. «О выходе из гражданства СССР лиц, переселяющихся из СССР в Израиль». Текст Указа официально опубликован для сведения в соответствии с Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 29 ноября 1990 г. Указ устанавливал, что лица, переселявшиеся в соответствии с выраженным ими желанием из СССР в Израиль на постоянное жительство, считались выбывшими из советского гражданства с момента их выезда из СССР. Указ связывал утрату гражданства не с волеизъявлением гражданина на предмет его выхода из союзного гражданства, а с его желанием выехать из СССР на постоянное место жительства в другое государство.

Принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации (ст. 7 Закона о гражданстве)

К данному правилу примыкают предписания ст. 4 Закона о недопустимости выдачи гражданина России иностранному государству и о недопустимости его высылки за пределы Российской Федерации.

В настоящее время за рубежом постоянно проживает или временно пребывает значительное число российских граждан. Само нахождение за границей не может рассматриваться как основание для ограничения их конституционного положения. Они остаются равноправными гражданами. Формальным основанием для осуществления защиты и покровительства российскому гражданину за рубежом является документ, подтверждающий его российское гражданство: общегражданский заграничный паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). В государстве своего проживания или пребывания гражданин становится на консульский учет в дипломатические представительства или консульские учреждения, и с этого момента должностные лица названных органов обязаны охранять его интересы и оказывать ему необходимую помощь.

Принцип невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса (ст. 8, 9 Закона о гражданстве)

Российское государство исходит из того, что не только изменение места жительства, но и изменение семейного статуса лица автоматически не влияют на его положение как гражданина РФ. Во-первых, заключение или расторжение брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, не влечет за собой изменение их гражданства. Во-вторых, изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. В-третьих, расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей. В-четвертых, гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав.

Принцип сокращения числа лиц без гражданства (ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве)

Государственная поддержка и предоставление широкого набора политических, социально-экономических, культурных, личных прав — надежная жизненная опора для индивида, однако государство оказывает такую поддержку в полном объеме лишь своим гражданам. В отличие от граждан и иностранцев, пользующихся поддержкой своих государств, в невыгодном положении оказываются лица без гражданства. Поэтому Российская Федерация проводит политику, направленную на сокращение этой категории своего населения. Данная политика основывается на поощрении приобретения российского гражданства лицами без гражданства.

Кроме того, законодатель вводит ряд правил, предотвращающих рост числа лиц без гражданства. Так, не может быть прекращено российское гражданство ребенка, если в результате этого он станет лицом без гражданства.

Принцип равного гражданства (ч. 2 ст. 4 Закона о гражданстве)

В рамках отношений гражданства принцип равного статуса индивидов независимо от социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности дополняется установкой, согласно которой все граждане РФ равны между собой независимо от времени состояния в российском гражданстве и основания его приобретения.

Принцип недопустимости лишения гражданства (ч. 4 ст. 4 Закона о гражданстве)

Российское законодательство о гражданстве отказалось от лишения гражданства, известного законодательству Союза ССР. Лишение гражданства — одностороннее, основанное на произвольном усмотрении прекращение государством гражданства отдельных лиц независимо от их желания. Право государства на определение круга своих граждан и процедур приобретения, прекращения гражданства не означает его права на лишение гражданства, например, в качестве меры ответственности лица. Однако государство вправе отменить ранее принятое им решение о предоставлении гражданства, если оно было приобретено лицом на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

Читайте так же:  Ответственность за нарушение фз 273

Правоведение гражданство

Место и роль личности (человека и гражданина) в правовой системе, во взаимоотношении с государством, общественными организациями и другими физическими лицами наиболее полно можно раскрыть через категорию правового статуса личности, который позволяет определить юридическое и, в определенной степени, фактическое положение человека в обществе.
Под правовым (юридическим) статусом личности понимается совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности.
Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей. Он устанавливается государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов.
В Российской Федерации этому вопросу посвящены ст.2, 3, 6, 7, вся гл. 2, отдельные нормы гл. 4, 5, 7, 8 Конституции.

  • Важные моменты правового статуса личности закрепляются в Федеральных Конституционных Законах:
    • «О Конституционном Суде Российской Федерации» (1994 г.);
    • «О референдуме в Российской Федерации» (1995 г.);
    • «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (1997 г.); в законах:
    • «О гражданстве Российской Федерации» (2002 г.);
    • «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (1995 г.);
    • «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (2002 г.); а также многих других федеральных законах и подзаконных актах, в нормативных актах, принимаемых в субъектах Российской Федерации.

В области регулирования правового статуса личности действует Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», вступивший в силу 1 ноября 2002 г..
Кроме того, регулируя правовой статус человека и гражданина, Российская Федерация использует общепризнанные принципы международного права и международные договоры, которые стали составной частью ее правовой системы (например, «Декларация о правах человека и гражданина» 1948 г., договоры с некоторыми странами о признании двойного гражданства).

  • Роль права, в первую очередь, проявляется именно в том, что оно своими нормами поддерживает исторически обусловленное место индивида (личности), хотя следует помнить, что правовой статус человека и гражданина в огромной мере определяется:
    • социально-экономическим положением государства;
    • степенью развитости и демократичности политического режима;
    • нравственными и иными условиями жизни общества.

Закрепляя необходимый, прежде всего, с точки зрения государства и общества комплекс прав и обязанностей, а также меру юридической свободы личности, право предусматривает гарантии их осуществления, способы защиты со стороны государства, формы ответственности за нарушения прав и свобод физических лиц, в том числе, и в первую очередь, государственных органов, обязанных защищать законные интересы человека и гражданина. Право не допускает дискриминации в пользовании правами и свободами по не признаваемым законом основаниям.
Прежде всего, государство признает данного человека субъектом действующего в стране права. Для демократического государства, каким провозгласила себя Россия, характерно признание субъектом права любого физического лица, находящегося на его территории. Однако, в зависимости от того, является ли это лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства, определяется характер, устойчивость, объем прав, свобод и обязанностей данной личности, основы ее отношения с обществом и государством.

Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме устанавливается и регулируется совокупностью норм всех отраслей права, однако каждая из этих отраслей (кроме конституционного права) закрепляет права и обязанности индивида только в определенной сфере общественных отношений (семейных, трудовых, имущественных и т.д.).
Нормы конституционного права закрепляют и регулируют не все, а наиболее важные права и обязанности личности, составляющие основы ее правового статуса (ст.64 Конституции).

  • Без конституционных прав, свобод и обязанностей не может быть полного правового статуса гражданина и человека.
    • Конституционные права, свободы и обязанности носят всеобщий характер, они присущи всем гражданам — членам общества, независимо от частного индивидуального положения. Что касается иностранцев, лиц без гражданства, то их права, естественно, более узкие, особенно в области политической жизни данного общества, государства. Конституция, закрепляя права и обязанности за человеком и гражданином, ряд соответствующих норм относит только к гражданину.
    • Конституционные права, свободы и обязанности предоставляются гражданам (также как и иностранцам и лицам без гражданства) на равном основании, независимо от пола, расы, национальности, религии, служебного и материального положения. Они носят стабильный характер. Недаром нормы гл. 2 Конституции РФ не подлежат изменению ни со стороны Парламента, ни со стороны Президента РФ.
    • Конституционные (основные) права, свободы и обязанности неотделимы от личности, многие из них принадлежат человеку от рождения и выражают всю систему взаимоотношений человека и государства.

Конституционный статус личности проникнут наиболее общими принципами (всеобщность, равноправие, неотъемлемость, гарантированность) и должен учитываться при закреплении и реализации определенных прав и свобод другими отраслями права.
Сама Конституция подчеркивает роль и значение норм, закрепляющих правовой статус человека и гражданина, и тем, что они входят как часть в основы конституционного строя (а большинство норм входят в гл. 2), и тем, что нормы Конституции, закрепляющие порядок формирования и принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, не могут нарушать основы правового статуса человека и гражданина.
Конституционный статус является основой индивидуального статуса человека, который не постоянен и зависит от профессии, общественного, семейного и иного положения каждого конкретного человека. Индивидуальный статус не может противоречить конституционному, отменять или изменять предоставленные Конституцией права, свободы и обязанности. Именно поэтому конституционный статус называется основным и базовым, он создает основу равных возможностей.
Таким образом, правовой статус (правовое положение) личности, основу которого составляют конституционные права, свободы и обязанности, влияет на положение личности в обществе, что, в свою очередь, раскрывает характер самого общества, данного социального строя. Правовой статус включает в себя не только права и свободы, но и обязанности человека и гражданина, как перед государством, так и перед другими физическими лицами. Конституция гарантирует неприкосновенность конституционных прав и свобод человека и гражданина, строго оговаривая порядок и причины их ограничения со стороны государства (ст. 55, 56).

16.2. Понятие гражданства Российской Федерации

Важнейшей юридической предпосылкой наиболее полного правового положения личности является его принадлежность к гражданству данного государства. Это один из основных элементов правового статуса личности, главное условие полной правосубъектности лица.
Конституционно-правовой институт гражданства есть совокупность юридических норм, которые закрепляют устойчивую юридическую связь человека и государства.
Прежде всего, источниками данного института являются уже перечисленные статьи Конституции РФ и Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г.

  • Нормы, входящие в состав института гражданства, могут находиться:
    • в указах Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 768 «О комплексной программе мер, о создании и сохранении рабочих мест на 1996-2000 гг.);
    • в постановлениях Правительства Российской Федерации (например, Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г., утвердившего положение о паспорте гражданина Российской Федерации).

В соответствии с этими нормами состояние гражданства есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Устойчивой эта связь является потому, что она не зависит от времени и пространства и для подавляющего большинства граждан сохраняется от рождения до смерти, причем независимо от того, находится ли гражданин на территории своей страны или за ее пределами.

  • Правовой эта связь называется:
    • во-первых, потому что закреплена в нормативных актах;
    • во-вторых, потому что представляет совокупность взаимных прав и обязанностей человека и государства;
    • в-третьих, потому что эта связь закрепляется соответствующими личными документами граждан: свидетельством о рождении, паспортом или заменяющими его удостоверениями.

Для России, как федеративного государства очень важен принцип единого гражданства. На какой бы территории ни проживали его граждане, они, прежде всего, являются гражданами России. Важно также равенство граждан, независимо от основания его приобретения.
Гражданство является предпосылкой наиболее полного содержания право- и дееспособности личности, в частности, их политического аспекта. Именно гражданин имеет политическую правоспособность, т.е. способность быть субъектом данных конституционно-правовых отношений, обладать всеми правами и нести все обязанности, предусмотренные нормами конституционного права. Это совокупность возможностей, предоставленных государством гражданину.
Политическая дееспособность, как реализация этих возможностей, представляет способность гражданина своими действиями вызвать юридические последствия, предусмотренные нормами конституционного права.
Институт гражданства Российской Федерации строится на соблюдении международных принципов правового положения личности, например, права человека на гражданство, запрета на лишение его гражданства, признания права на изменение гражданства, а в некоторых случаях права на двойное гражданство (бипатриды); запрета выдачи своего гражданина другому государству, кроме как на основании закона или международного договора; равенства прав гражданина, независимо от способов приобретения гражданства. Заключение или расторжение брака не влечет за собой обязательного изменения гражданства.

Способы приобретения гражданства Российской Федерации

Способы приобретения и утраты гражданства регламентированы федеральным законом о гражданстве Российской Федерации, а оформление конкретных случаев приобретения и утраты гражданства производится Указами Президента РФ или правовыми актами соответствующих министерств и ведомств. Основания и порядок приобретения гражданства закрепляются в нормах гл. 2 Закона о гражданстве России.
Несмотря на то, что в Российской Федерации права граждан равны, независимо от оснований приобретения гражданства, у каждого из способов есть свои особенности, которые касаются как субъектов, имеющих право воспользоваться данным способом, так и процедуры прохождения документов и вида правовых актов, которыми оформляется это приобретение. Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. в отличие от прежнего закона, прежде всего, устанавливает, что гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, состоящие в гражданстве России на день вступления в силу нового Закона;
б) лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с настоящим Законом.
Способов же приобретения гражданства Российской Федерации стало меньше, и требования предоставления этого гражданства несколько усложнились. Этот закон признает следующие способы приобретения Российского гражданства:
Приобретение гражданства по рождению.

  • Субъектами этого способа признаются:
    1. Дети, оба родителя или единственный родитель которых являются гражданами Российской Федерации. Они получают гражданство независимо от места рождения (так называемый принцип крови). Это оформляется путем регистрации рождения ребенка в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) или консульских органах России за рубежом.
    2. Дети, находящиеся на территории России, родители которых неизвестны, теми же органами ЗАГСа регистрируются в свидетельстве о рождении как граждане Российской Федерации, если родители не объявятся до истечения шести месяцев с даты обнаружения ребенка.
    3. Дети, один из родителей которых является гражданином Российской Федерации, а другой — лицом без гражданства, либо признан безвестно отсутствующим, становятся гражданами РФ независимо от места рождения (по документу о регистрации рождения ребенка).
    4. Дети, один из родителей которых является гражданином Российской Федерации, а другой — иностранец, становятся гражданами России при условии, что ребенок родился на территории России, либо если иначе он стал бы лицом без гражданства, что отмечается в свидетельстве о рождении. Спорные между родителями вопросы решаются судом.
    5. Дети, которые родились на территории России, если их родители не имеют никакого гражданства (апатриды); дети, родители которых иностранцы, приобретают гражданство Российской Федерации, если они родились на ее территории, а государство, гражданами которого являются их родители, не предоставляет им своего гражданства.

Как уже было сказано, приобретение гражданства оформляется соответствующими органами путем выдачи свидетельств о рождении.
Приобретение гражданства в порядке натурализации (прием в гражданство).
Закон вводит два способа приема в гражданство: в общем и упрощенном порядке.
Субъектом первого способа может быть любое дееспособное лицо, достигшее 18 лет, не являющееся Российским гражданином, независимо от происхождения, языка, религии, политических и иных убеждений. При этом, как правило, ставится условие постоянного проживания на территории России для иностранцев и апатридов в течение пяти лет непрерывно перед подачей заявлений.
Срок проживания может быть сокращен, если заявители ранее состояли в гражданстве СССР, состоят в браке с гражданином России не менее трех лет, усыновили ребенка — гражданина России, получили политическое убежище на территории РФ, имеют заслуги в области науки, техники, культуры, обладают профессией или квалификацией, представляющие интерес для России; беженцы. К лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией, требование проживания в России определенный срок может не применяться.
Лица, подающие заявление о принятии в Российское гражданство, должны иметь законный источник средств существования; обязуются соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации; обратились к иностранному посольству с просьбой об отказе от имеющегося у них гражданства.
Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (без обязательного проживания на территории России и без подачи заявления об отказе от иного гражданства).

  • На этот способ имеют право иностранцы и лица без гражданства, достигшие 18 лет, обладающие дееспособностью, если они:
    • родились на территории России и состояли в прошлом в гражданстве СССР;
    • имеют хотя бы одного из родителей, состоящего в гражданстве Российской Федерации.

Решения по вопросам гражданства в общем порядке принимает Президент Российской Федерации (срок до 1 года); решения по вопросам гражданства в упрощенном порядке принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел (МВД) и федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел (МИД) в срок до шести месяцев.
Российское гражданство считается приобретенным со дня принятия решения соответствующим полномочным органом.

  • Закон 2002 г. закрепляет причины, по которым ходатайство о приеме в российское гражданство может быть отклонено:
    • если заявитель выступает за насильственные изменения конституционного строя России;
    • если заявитель в течение пяти лет до обращения о приеме в гражданство выдворялся из России;
    • если заявитель имеет судимость за действия, считающиеся тяжким преступлением по российским законам;
    • если заявитель преследуется в уголовном порядке за преступления, признанные таковыми в России;
    • если заявитель осужден и отбывает наказание в виде лишения свободы;
    • если заявитель умышленно представил фальшивые документы или сообщил заведомо ложные сведения;
    • если заявитель состоит на военной службе или в органах безопасности или правоохранительных органах иностранного государства;
    • если заявитель является хроническим наркоманом, или страдает особо опасными инфекционными заболеваниями.

Дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей; гражданство детей от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия. При изменении гражданства одним из родителей и отсутствия согласия между родителями спор о гражданстве детей решается судом.
Восстановление в гражданстве российской Федерации. Субъектами этого способа являются лица, ранее состоявшие в гражданстве Российской Федерации, но утратившие гражданство. Они могут быть восстановлены в гражданстве без требования срока проживания на территории России.
Выбор ( оптация ) гражданства. Право на выбор гражданства возникает у лиц, проживающих на территории, которая по международному договору изменила свою принадлежность. Порядок и сроки этой процедуры определяются либо в самом договоре, либо в сопровождающих его документах.
Это же право имеют лица, попавшие в силу коллизий права или по договору в положение лица с двойным гражданством ( бипатриды ). Для такого выбора требуется письменный отказ гражданина от второго гражданства.
Приобретение гражданства Российской Федерации путем усыновления, установления опеки или попечительства гражданином Российской Федерации над ребенком, являющимся гражданином иностранного государства или не имеющим никакого гражданства. Основанием приобретения гражданства является акт усыновления или установления опеки или попечительства. Споры о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке.

16.3. Способы утраты гражданства Российской Федерации

В соответствие еще с Законом о гражданстве 1991 г. в Российской Федерации было запрещено лишать людей гражданства России. Это же запрещение подтверждено в Конституции РФ (п.3, ст.6) и поддержано Законом о гражданстве 2002 г..
Законными основаниями утраты гражданства Российской Федерации считаются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор (оптация) гражданства, усыновление.
Естественно, что субъектом всех этих способов утраты гражданства является физическое лицо, обладающее Российским гражданством; процедура прекращения различна, так же как и документы, которыми оформляется это прекращение.
Выход из гражданства — добровольный акт достигшего 18 лет гражданина, проживающего на территории России, осуществляется по его личному письменному заявлению на имя Президента Российской Федерации, подаваемому через органы МВД. Выход из гражданства России лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании его добровольного волеизъявления в упрощенном порядке.
Каждый взрослый член семьи изъявляет намерение выйти из гражданства самостоятельно. Дети до четырнадцати лет автоматически следуют за родителями. С четырнадцати до восемнадцати лет — должны выразить свое согласие с решением родителей.
Ходатайство о выходе из Российского гражданства может быть отклонено, если гражданин имеет неисполненные обязательства перед государством. Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, или он еще не исполнил обвинительный приговор суда.
Решения об отказе в выходе из гражданства или регистрации прекращения гражданства, также как и споры между родителями о гражданстве детей, если гражданство утрачивает лишь один родитель, обжалуются в суде.
Решение о приеме в гражданство может быть отменено, если лицо получило гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов, причем этот факт установлен в судебном порядке. Отмена возможна только в течение пяти лет после приема.
Выбор гражданства (оптация) другого государства при изменении границы Российской Федерации. Это право имеют граждане, постоянно проживающие на данной территории, в порядке и в сроки, определяемые международным договором.
Усыновление, установление опеки и попечительства со стороны иностранных граждан над гражданами России. При этом необходимо ходатайство усыновителей и гарантия предоставления усыновленному или подопечному иного гражданства. Это компетенция органов МВД или МИД. Спорные вопросы решаются в суде.
Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства в различных государственных органах не может превышать шести месяцев, а ходатайств — девяти месяцев.
Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента России.

Читайте так же:  Мед страховка мигранта

16.4. Институт конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации

Данный правовой институт составляют нормы Конституции, которые закрепляют права, свободы и обязанности граждан. Глава II Конституции называется «Права и свободы человека и гражданина», однако в ней закрепляются и обязанности граждан (ст.57, 58, 59), ибо только сочетание прав, свобод и обязанностей составляет статус человека и гражданина. Закрепленные юридическими нормами права и свободы граждан и других физических лиц есть мера их возможного поведения; а установленные обязанности — мера должного поведения.
К сожалению, в перечне конституционных прав и свобод оказались и такие, которые носят исключительный характер и касаются лиц, попавших в соответствующее положение. Например, закрепленное в ст.50 Конституции право не быть повторно осужденным за одно и то же преступление. Такой же характер, достойный закрепления нормами уголовно-процессуального права, носят права и свободы граждан, закрепленные в ст.47, 48 (п.2), 49 (п.2, 3), 54 (п.2).
Для лучшего изучения конституционных прав, свобод и обязанностей, их можно классифицировать по определенным основаниям. Например, можно делить права и свободы по субъектам, к которым они принадлежат (права человека, гражданина, политического деятеля и т.д.). Такая классификация для конституционных прав в силу их всеобщности корректна так же, как и классификация прав в зависимости от их характера на индивидуальные и групповые (коллективные).
Наиболее целесообразной и научной является классификация конституционных прав, свобод и обязанностей в зависимости от их содержания (личные, политические, социально-экономические и культурные). Этой классификации придерживается большинство специалистов в области конституционного права. Место каждой группы определено самой Конституцией, которая последовательно закрепляет вначале личные, потом политические, далее социально-экономические и культурные права и свободы, и наконец, устанавливает ряд обязанностей.

Общая характеристика личных прав и свобод человека и гражданина

С избранным критерием содержанием этой группы прав и свобод являются личность человека, его жизнь, честь, достоинство и другие неотъемлемые ценности. Иногда личные права и свободы неправильно определяют как «принадлежащие лично человеку». Дело не в принадлежности, ибо политические и социально-экономические конституционные права также принадлежат лично человеку. Название данной группы прав и свобод дает именно их содержание, направленность на объект регулирования. Характерной особенностью этой группы прав и свобод является принадлежность их на равном основании всем физическим лицам, находящимся на территории России, независимо от того, является ли то или иное лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства.

  • В эту группу входят:
    • право на жизнь (ст.21);
    • право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);
    • право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст.23 ч.1);
    • право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ст.23 ч.2);
    • право на неприкосновенность жилища (ст.25);
    • право определять и указывать свою национальность (ст.26 ч.1);
    • право на пользование родным языком (ст.26 ч.2);
    • свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст.27 ч.1); (эта свобода, естественно, имеет ограничения для неграждан России);
    • свобода совести (ст.28);
    • свобода мысли (ст.29 ч.1);
    • право на охрану семьи, материнства и детства (ст.38).
  • В эту же группу входит ряд судебных прав и свобод, включенных в Конституцию:
    • право рассмотрения дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено (ст.47 ч.1);
    • право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей (ст.47 ч.2);
    • право на квалифицированную юридическую помощь (ст.48 ч.1);
    • право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу (ст.48 ч.2);
    • презумпция невиновности (ст.49 ч.1);
    • право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право просить о помиловании или смягчении наказания (ст.50 ч.3);
    • право отказаться от свидетельствования против себя самого, своего супруга или близких родственников (ст.51 ч.1);
    • право потерпевших на доступ к правосудию и компенсацию ущерба (ст.52);
    • право на возмещение государством вреда, причиненного органами государственной власти или их должностными лицами (ст.53).

Количество прав и свобод первой группы значительно увеличилось, а некоторые свободы, являясь по названию преемственными от старой Конституции, коренным образом изменили свое содержание.
Это можно продемонстрировать на примере свободы совести (ст.28). Об этой свободе говорилось и в прежних Конституциях Российской Федерации. Однако, если раньше на первом месте в этой свободе подчеркивалось право на атеистические убеждения и право вести антирелигиозную пропаганду, то сейчас на первом месте стоит свобода вероисповедания любой религии, свобода выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. В эту свободу входит, конечно, и право не исповедывать никакой религии.
Нельзя не отметить и некоторую стилистическую неточность, допущенную в ст.26, ибо определять свою национальность имеет право тот человек, национальности родителей которого различны или родители неизвестны. Принадлежность к национальности — это объективная данность для подавляющего числа людей, а вот указывать эту национальность или нет — это действительно право каждого человека.
Политические права и свободы гражданина. Содержанием этих прав является политическая активность, общественная деятельность человека. Поэтому подавляющее число прав и свобод принадлежит только гражданам Российской Федерации. Реализуя их, граждане участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством.

  • Сюда относятся:
    • свобода слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами (ст.29). Цензура запрещается;
    • право на объединения в общественные организации, свобода деятельности которых гарантируется при соблюдении требований ст.13 Конституции РФ;
    • право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст.31). Выдвигается лишь требование проводить их мирно, без оружия. Однако, в крупных населенных пунктах для того, чтобы не создавать препятствия общественной жизни, для реализации этого права требуется согласие и согласованность места и времени их проведения с исполнительными органами власти;
    • право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст.32 ч.1);
    • право избирать и быть избранным (ст.32 ч.2);
    • равный доступ к государственной службе (ст.32 ч.4). Это право, как и следующее за ним, естественно требует профессиональной подготовки, достижения определенного возраста и других условий. Поэтому всеобщность этих прав распространяется лишь на возможность, а не на реализацию;
    • право участвовать в отправлении правосудия (ст.32 ч.5);
    • право на обращение (индивидуальные и коллективные) в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33).

Социальные, экономические и культурные права и свободы. Содержанием этой группы прав и свобод, которые принадлежат как гражданам, так и другим лицам, являются материальные и культурные средства, обеспечивающие жизнь и деятельность человека на надлежащем уровне.
Экономическая переориентация государства наиболее ярко сказалась именно на этой группе прав и свобод граждан. С одной стороны, появились новые права (право частной собственности, право на забастовку, право на благоприятную окружающую среду), с другой, значительно уменьшилось материальное участие государства в обеспечении этих прав, а также забота общества о максимальной реализации права на образование, на труд, на здравоохранение и т.д. Видимо, этим и объясняется, что данная группа, занимавшая когда-то первое место в классификации основных прав и свобод, теперь стоит после личных и политических прав и свобод, а всеобщность их реализации зависит от многих субъективных моментов, в первую очередь, от личной инициативы и счастливого стечения обстоятельств.

  • К этой группе относятся:
    • право на предпринимательскую деятельность (ст.34);
    • право на частную собственность (ст.35);
    • право на свободный труд (ст.37 ч.1-3);
    • право на забастовку, как способ решения трудовых споров (ст.37 ч.4);
    • право на отдых (ст.37 ч.5);
    • право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей и т.д. (ст.39 ч.1);
    • право на пособие по безработице (ст.37 ч.3);
    • право на жилище (ст.40);
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41);
    • право на благоприятную окружающую среду (ст.42);
    • право на образование (ст.43);
    • свобода творчества (ст.44);
    • право на охрану интеллектуальной собственности (ст.44);
    • право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям (ст.44 ч.2);
    • право на возмещение материального вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и должностных лиц, а также возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением (ст.42).

Итак, основные права и свободы (это традиционное понятие тождественно первому) есть предоставленная Конституцией возможность поведения человека и соответствующая ему обязанность государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этих прав и свобод.
Конституционные обязанности гражданина и человека. Конституционные обязанности как равноценная составная часть правового статуса личности есть закрепленное конституционными нормами обязательное поведение человека и гражданина, когда на стороне государственных органов, органов местного самоуправления и других физических лиц имеется право требовать выполнения предписанных Конституцией правил.
Тесная связь прав и обязанностей граждан подтверждается и самой Конституцией, которая неоднократно связывает предоставление права и свободы с возложением определенной обязанности. Например, в ст.38 Конституции закреплено, что забота о детях и их воспитание — равное право и обязанность родителей.
Некоторые обязанности изложены Конституцией как бы косвенно, опять-таки в тесной связи с закрепленным правом. Так, из закрепленного в ст.20 Конституции права на достоинство личности явно вытекает обязанность уважать достоинство других людей. Большинство конституционных обязанностей распространяется на всех физических лиц, но некоторые возлагаются только на граждан России, например, обязанность воинской или альтернативной службы.

  • Конституция Российской Федерации закрепляет следующие обязанности:
    • обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст.15 ч.2);
    • обязанность в ходе экономической деятельности не допускать монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст.34 ч.2);
    • обязанность не наносить ущерба окружающей среде (ст.36 ч.2);
    • обязанность заботиться о детях и их воспитании (ст.38 ч.2);
    • обязанность трудоспособных детей с 18 лет заботиться о нетрудоспособных родителях (ст.38 ч.3);
    • обязанность получить основное общее образование (ст.43 ч.4);
    • обязанность заботиться о сохранении культурного и исторического наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.44 ч.3);
    • обязанность уплаты налогов и сборов (ст.57);
    • обязанность охраны природы и окружающей среды (ст.58);
    • обязанность защиты Отечества (ст.59);
    • обязанность воинской или альтернативной службы (ст.58 ч.2 и3).

Должное выполнение обязанностей, надлежащее поведение всех физических лиц, без какого-либо отступления от требований Конституции — залог жизнедеятельности общества, становления демократического, правового государства.

16.5. Гарантии конституционных прав и свобод

Одной из важных черт демократического государства является то, что провозглашенные Конституцией права и свободы граждан обеспечиваются определенными средствами со стороны государства, его органов, должностных лиц. Такие средства обеспечения (гарантии) различны по форме, но имеют одну цель — создать условия для полной реализации прав и свобод граждан.

  • Виды гарантий, используемые современными государствами, сводятся к следующим:
    • экономические гарантии;
    • политические гарантии;
    • юридические гарантии;
    • идеологические гарантии.

Экономические гарантии — реальные материальные средства, которыми государство, общественные объединения и частные лица обеспечивают предоставленные гражданам права и свободы. К сожалению, переходный период, пробуксовка экономических реформ резко снизили материальные возможности российского государства финансировать затраты на реализацию прав и свобод граждан. Это наглядно видно, например, в обеспечении права на жилище, где государство берет на себя обязанность предоставить жилье бесплатно или за доступную цену лишь нуждающимся малоимущим гражданам. Как гарантия права на социальное обеспечение поощряются добровольное социальное страхование и благотворительность.
Следует иметь в виду, экономический уклад, базирующийся на частной собственности, гарантирует лишь создание равных возможностей реализации прав и свобод, а не предусматривает полную экономическую поддержку своих граждан.
Политической гарантией основных прав и свобод граждан является деятельность государственных органов и должностных лиц по обеспечению реализации прав и свобод организационными мерами (прием граждан, внимательное и своевременное рассмотрение их жалоб и заявлений, способствование своими актами восстановлению нарушенных прав и свобод). К сожалению, вопрос этот еще недостаточно проработан в законодательстве.
Относя защиту прав и свобод человека и гражданина к исключительной компетенции Федерации (ст.71) и к совместной компетенции Федерации и субъектов (ст.72), провозглашая Президента Российской Федерации гарантом прав и свобод граждан, Конституция и текущее законодательство не конкретизируют эти положения, тем самым снижая эффективность политических гарантий.
Не развернулась в этом смысле и деятельность специально предусмотренного Конституцией Уполномоченного по правам человека. Партийный плюрализм также не привел к увеличению внимания партий к вопросу защиты прав человека, и, как ни странно, резко уменьшилась роль профсоюзов в гарантии таких основных прав граждан, как право на отдых, охрану здоровья и т.д. Возможно, следовало бы возродить практику приема граждан важнейшими государственными органами, в том числе и Президентом страны, а также закрепить в нормативных актах ответственность государственных органов за обязательную своевременную реакцию на факты нарушения прав и свобод гражданина и человека.
Юридические гарантии прав и свобод граждан охватывают, прежде всего, их нормативное обеспечение, а также деятельность правоохранительных органов по охране прав и свобод граждан. Особая роль здесь отводится судебным органам, которые в результате проводимой сейчас судебной реформы должны стать главной формой государственной охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина.
В этом плане уже сейчас большую работу проводит Конституционный суд Российской Федерации, на который возлагается обязанность по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (ст.125 ч.4). Велика роль своевременного и справедливого наказания лиц (в первую очередь, должностных), нарушающих права человека и гражданина. Идеологические гарантии предполагают воспитание граждан, направленное на добровольное исполнение возложенных на них обязанностей, отказ от нарушения прав и свобод других граждан, как со стороны физических лиц, так и со стороны государственных органов и отдельных чиновников.
Идеологический плюрализм, провозглашенный Конституцией, отказ от государственной идеологии пока привели лишь к ослаблению воспитательной работы, что является одной из причин многократно увеличившихся нарушений прав и свобод человека и гражданина. Особенно ощутимо отсутствие такой работы со стороны общественных организаций.